2 практические методы предотвращения дистресса. Дистресс это: понятие, признаки, профилактика. Методы преодоления стресса

Вредящий организму (в отличие от эустресса - полезного стресса).

Симптомы дистресса: частые болезни, ослабление имунной системы организма; расстройство половой функции; головные боли, желудочные боли, язвенные болезни; ухудшение сна; потеря аппетита или наоборот излишнее обжорство; изменение предпочтений в еде: если раньше, например, много острого или сладкого не хотелось - то в состоянии стресса наоборот хочется и помногу. А также - повышенная возбудимость: чаще хочется раздражаться, злиться, сердиться, беспричинно смеяться.

Чаще всего дистресс вызывается длительными и(или) сильными негативными воздействиями на организм. Если вы долго были без воды, воздуха, еды и тепла, если стали жить в местности, где непривычные для организма условия жизни (например высоко в горах), или на вас навалились тяжелые болезни, травмы, долгая боль - организм, пытаясь защищаться, может неудачно отреагировать дистрессом. Неожиданная смерть близкого человека, измена, серьезные проблемы на работе - также нередкая причина стресса. Частой причиной дистресса является не плохая жизнь вокруг, а негативное отношение к происходящему, переживания страха , . Сама по себе длительная негативная эмоция - это уже стрессовый фактор. А когда она накладывается еще и на стрессовый фактор извне - получается двойной негативный стресс.

Как снимать стресс?

Лучше всего стресс снимается следующими вещами: сон, прогулки, грамотная физическая активность и практика расслабления.

Во-первых - сон. Ночью нужно спать, если можете засыпать в 22.00 и просыпаться в 7 утра - в стрессовой ситуации это оптимально. В любом случае, никаких ночных бдений, договоритесь сами с собой: "После 24.00 жизни нет!"

Второе - прогулки. Гулять на воздухе, выезжать на природу, выходить из бетонных коробок и видеть высокое небо - спасение от стресса.

Третье - грамотная физическая активность. Серьезные физические нагрузки при стрессе вредны, а небольшие и постоянные, тем более чередующиеся с расслаблением - необходимы.

Что касается расслабления, то исследования показали : обычный расслабляющий массаж гораздо эффективнее снижает стресс, чем слова поддержки в трудной ситуации: слова можно пропустить мимо ушей, а тело реагирует всегда. Стресс - это напряжение, и чтобы его снять, сознательно практикуйте расслабление. Организуйте себе 5 раз в день элементарные 3-минутные паузы на расслабление, и уровень напряжения ощутимым образом снизится.

Да, и завязывайте с кофе. Одна чащечка кофе на ближайшие два часа поднимает уровень кортизола на 30%, а действие кортизола вы наверное знаете: разовые дозы организм бодрят, а постоянно высокий уровень кортизола организм убивает... Аккуратнее, друзья!

Предупреждение стресса

Что делать и как жить, чтобы с дистрессом не сталкиваться?

Первое - вести здоровый образ жизни. Хорошее здоровье, сильная имунная система - снижают негативные последствия стрессовых факторов. Ложитесь вовремя, двигайтесь, закаляйтесь!

Второе - не слушайте людей, которые вам внушают, что все вокруг тяжело и ужасно, что все вокруг сплошной стресс. Оптимистический настрой, умение видеть в ситуации хорошее - наше все. Это полезно и для здоровья, и для отношений. Вы сами захотите жить рядом с человеком, который всего боится и на все жалуется?

Один из самых простых способов избавиться от стресса - это избавиться от телевизора. И не читайте СМИ, где переливают каждый день один и тот же негатив! А вот погулять на природе вместо этого - исключительно полезно. Ваше решение?

Четвертое: отучайте себя переживать, учите себя действовать. Учитесь любую ситуацию встречать спокойно, не как проблему, а как задачу. Что можно поправить или предупредить - сделайте (по науке это называется проблемно-ориентированное преодоление стресса. У людей, склонных к проблемно-ориентированному преодолению стрессовых ситуаций, проявляется меньшая депрессия как до, так и после действия стресса (Billings & Moos, 1984), в отношении всего остального - расслабьтесь и примите.

Господь дал мне три замечательных качества: Мужество - бороться там, где я могу что-то изменить, Терпение - принять то, с чем я справиться не в силах, и голову на плечах - отличать одно от другого.

Пятое: отучайте себя от позиции Жертвы , переключайтесь на активную жизненную позицию. В опытах на крысах было доказано, что те крысы, которые имели возможность как-то прятаться от удара электротоком - получали стресс меньший, адаптация проходила быстрее и заканчивалась успешнее. Радостный научный факт: человек с активной жизненной позицией больше бережет свой организм.

А это значит: разберитесь, что у вас порождает ваш стресс (дистресс) и что вы можете в этой ситуации реально изменить. Если у вас сумасшедшая работа: может, не таблетки пить, а работу поменять? (ну, если хотите жить, а не постоянно дергаться). Если реально не хватает денег, то глупо слушать красивую музыку и медитировать на звук ОМ: думайте, как заработать денег. Если у вас стресс от того, что живете вы вместе с тещей или еще с кем, с кем вместе лучше не жить, то решайте вопрос с квартирой. И так далее: легких решений здесь очевидно может и не быть, но и под лежачий камень вода не течет. Кто хочет - ищет возможности. Все остальные - переживают стресс... У вас все получится!

Период беременности является для женщины самым волнительным и важным. На протяжении всего срока важно знать, что малыш полноценно развивается и чувствует себя хорошо. Любые нарушения могут свидетельствовать о наличии дистресса плода. Чтобы диагностировать дистресс-синдром плода, необходимо провести КТГ и УЗИ. По данным обследований будет видно, есть ли у малыша нарушение сердцебиения, сниженная активность или наличие особых реакций на схватки.

Расшифровка термина

Понятие «дистресс плода» подразумевает под собой наличие у малыша голодания). Вследствие этого происходит быстрое развитие отклонений практически во всех системах жизнедеятельности. Наиболее сильно страдают головной мозг, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. В некоторых случаях дистресс плода требует немедленного родоразрешения.

Может развиться под влиянием внешних неблагоприятных факторов (плохая экология и условия проживания, неправильное питание или образ жизни беременной). Они значительно ухудшают кровоток от матки к плаценте, в результате чего плод не получает достаточное количество кислорода и других, необходимых для развития веществ.

Приблизительно двадцати процентам женщин (от общего количества беременных) ставится диагноз "дистресс плода".

Разновидности синдрома

В зависимости от периода развития различают дистресс:

  • при беременности;
  • при родах.

Важно заметить, что диагноз, поставленный на раннем сроке, несет больше угроз для жизни малыша, нежели синдром, развившийся после 30 недели, так как в этот период возможно проведение кесарева сечения.

Если же плод зафиксирован в матке слишком низко, проводится ускорение второго периода родов при помощи методов перинеотомии или вакуум-экстракции.

Стадии тяжести синдрома

Дистресс-синдром плода классифицируется также по степени тяжести протекания по отношению к ребенку. Различают:

  1. Стадия компенсации: ее продолжительность около 3-4 недель. Вызывает гипоксию, задержку развития. Представляет собой хронический дистресс.
  2. Стадия субкомпенсации - длится несколько дней, вызывает тяжелую гипоксию, требует быстрого медицинского вмешательства.
  3. Стадия декомпенсации - характеризуется наличием асфиксии плода (удушье), требует немедленного оперативного вмешательства.

Антенатальный дистресс плода несет тяжелые последствия для жизни ребенка. Гипоксия или асфиксия оказывают негативное влияние на последующую жизнеспособность ребенка. В самых тяжелых случаях малыш может погибнуть. Быстрая и квалифицированная врачебная помощь поможет свести к минимуму все последствия синдрома.

Причины развития дистресса плода при беременности

Указать точную причину, вызвавшую синдром, достаточно сложно. Чаще всего влияние оказывает комбинация нескольких факторов. Здоровье матери является самым важным в этом вопросе. При наличии следующих заболеваний может быть поставлен диагноз "гипоксия":

  • проблемы с обменом веществ (ожирение, сахарный диабет);
  • заболевания почек;
  • проблемы в работе сердечно-сосудистой системы (гипертония, ревматизм);
  • заболевания печени цирроз, печеночная недостаточность);
  • патологии крови (проблемы со свертываемостью, анемия).

Также большое влияние на внутриутробное состояние плода оказывает:

  • преждевременная отслойка или инфаркт плаценты;
  • неправильный образ жизни (алкоголь, курение, наркотические вещества);
  • преэклампсия;
  • инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус);
  • патологии на генетическом уровне.

На появление такого признака, как дистресс-синдром, влияет и прием некоторых лекарственных препаратов.

Дистресс при родах

Кислородное голодание в процессе родовой деятельности вызывается кратковременным сдавливанием миометрия (в нем находятся кровеносные сосуды) во время схватки. В результате этого к плоду не поступает достаточное количество крови, насыщенной кислородом, и развивается гипоксия. Если период беременности протекал гладко, то незначительное кислородное голодание в активной стадии родов не принесет вреда малышу и его здоровью.

Вызвать дистресс плода при родах могут следующие факторы:


Дистресс плода при родах должен четко отслеживаться, чтобы при необходимости вовремя предоставить необходимую помощь, минимизировать негативные последствия для здоровья малыша и матери. Чаще всего это проведение кесарева сечения или вакуум-экстракции плода.

Признаки дистресса плода

Главным проявлением кислородного голодания является нарушение сердечного ритма. В норме сокращения варьируются в пределах 110-170 ударов в минуту. Они четко прослушиваются и являются ритмичными. Нарушение сердцебиения во время схватки должно восстановиться после ее окончания.

Важным критерием является характер шевелений плода. В пассивной стадии родов в течение получаса ребенок должен пошевелиться не менее пяти раз. В активной отсутствие шевелений не является патологией.

Необходимо знать признаки антенатального дистресса плода, чтобы в нужный момент оказать необходимую помощь и сберечь жизнь малыша, а также максимально снизить все негативные проявления гипоксии на дальнейшее его развитие.

Последствия синдрома

Любая патология периода эмбриогенеза несет в несет опасность для ребенка, не исключением является и дистресс плода. Последствия этого синдрома оказывают большое влияние на состояние всех систем организма. Наиболее сильно подвергаются воздействию:


Неполноценное функционирование даже одной из систем ведет к сбою в работе всего организма.

Методы диагностики

В течение беременности и во время родовой деятельности проводятся определенные диагностические исследования, показывающие состояние плода:

  • Прослушивание сердцебиения: начиная с 20-й недели гинеколог на каждом приеме слушает сердечко плода. Это позволяет вовремя выявить наличие каких-либо нарушений.
  • Активность: в течение половины суток ребенок должен совершать около десяти шевелений. При любых нарушениях (чрезмерной или, наоборот, недостаточной активности ребенка) необходимо срочно сообщить об этом врачу.
  • Показатели высоты стояния дна матки и окружности живота: таким образом гинекологи определяют приблизительный вес плода. При отставании в росте также необходимо провести обследование и узнать, есть ли какие-нибудь отставания в развитии или патологии.

Своевременная диагностика и квалифицированная помощь в большинстве случаев помогают сохранить жизнь и здоровье малыша.

Профилактика синдрома

Важным этапом в предотвращении любых заболеваний являются предупредительные меры. Профилактика дистресса плода должна осуществляться еще до зачатия. Это значит, что на стадии планирования беременности необходимо провести полное обследование родителей и вылечить все имеющиеся заболевания. В этом случае организм матери сможет полноценно справиться с возложенной на него нагрузкой - вынашиванием здорового малыша.

В период беременности необходимо внимательно прислушиваться к своим ощущениям. Важно соблюдать правильный и питания, отказаться от вредных привычек, много гулять и полноценно отдыхать. Тогда малышу ничего не будет угрожать.

Профилактика дистресс-синдрома плода позволит избежать лишних волнений и возможных проблем с развитием и здоровьем ребенка. Именно поэтому в период беременности необходимо особенно тщательно следить за своим здоровьем и самочувствием.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Стресс. Основные понятия
  • 4. Практическое задание
  • Заключение

Введение

Стресс - настоящий бич нашего времени - явление неоднозначное. Практически каждый человек в своей жизни пережил сильные стрессовые ситуации. Оскорбления и обиды, потеря близких, катастрофы оставляют в душе долгие незаживающие раны.

Исследования знаменитого канадского физиолога Ганса Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим "поломкам" в организме. Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушению здоровья человека. В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам и эффективные способы его преодоления являются залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.

Актуальность выбранной темы: "Стресс: способы профилактики и преодоления" объясняется следующим. Необходимость исследования проблемы преодоления стресса определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, научится понимать, что необходимо в данный конкретный момент для психологического комфорта человеку. Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Задачи контрольной работы:

· Дать определение понятию стресс;

· Описать методы профилактики стресса;

· Описать методы преодоления стресса;

1. Стресс. Основные понятия

Существует множество определений понятия "стресс". В целом же - это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий.

Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности. Это в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические и психологические стрессоры.

К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальная температура (жара, холод) и т.д. К психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительные для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идет не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Проиллюстрируем это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются ими по шкале от 0 до 100 баллов (см. Приложение А).

Таковы избранные категории стрессовых факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, вы оказываетесь перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия). Так что если за год вы успеете закончить учебу, устроится на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные ситуации принесут более 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает ваш бюджет, и вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три стадии.

Первая - стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек.

Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается. Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение.

2. Методы профилактики стресса

Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая "переделка" дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода.

Противострессовая "переделка" дня. Очень часто подросток при возвращении домой из школы приносит свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с учебы, сразу же проводить релаксацию

Очень важно, чтобы инициатива таких "переделок" дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

Первая помощь при остром стрессе. Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал учитель, директор школы или кто-то из домашних заставил понервничать) - у подростка начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!", чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Аутоанализ личного стресса. Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть, как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины - таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после школы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, все забудется, когда и что произошло.

Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, "неуспокаивающиеся ноги" (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.

Стрессовый стиль жизни. Испытывает хронический неослабевающий стресс. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций. Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с друзьями, знакомыми, родственниками), участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе. Испытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать за данный промежуток времени. Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий. Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, начинает пробовать курить, выпивать, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме). Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, учебой, общественной деятельностью, одиночеством или физической деятельностью). Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой. Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно "запрограммированные" (например, путем интриг, стремления "заманить"). Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора. Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей. Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча.

Нестрессовый стиль жизни. Допускает наличие "творческого" стресса в определенные периоды напряженной деятельности. Имеет "пути спасения" позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться. Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными. Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение. Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами "передышки". Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться. Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет. Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых). Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение. Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора. Проводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания. Эффективно распределяет время, избегает напряженных ситуаций.

3. Методы преодоления стресса

Методы преодоления стресса условно разделяются на прямые, проблемно-ориентированные (изменение стрессора), эмоционально-ориентированные (изменение отношения) и комплексные.

Проблемно-ориентированные методы преодоления стресса эффективны в отношении стрессоров, на которые мы можем повлиять или которые мы можем изменить сами.

К этим методам относятся техники (методы) прямого действия на стрессор. Комплекс приемов прямого действия на стрессор включает в себя как методы проблемно-ориентированные (направленные непосредственно на сам стрессор), так и методы эмоционально-ориентированные (направленные на реакцию, оценку, реагирование и т.п.). Это наиболее эффективный, но и наиболее сложный путь преодоления стресса.

· Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям необходимо также учитывать последствия, которые могут быть вследствие изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы - ("Мастер на все руки" может нанести вред себе, окружающим и прибору - цит. С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

· Оценить в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя "во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор". Например: в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке умений выполнить - надо учиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний - научиться, что надо делать.

· К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, "неудобно стоящий пассажир", "вечно обгоняющие водители", "очереди", "толчея на перроне" и т.п.

В таких ситуациях очень важно осознать проблему и ее неуправляемость с нашей стороны. Это будет первый шаг к преодолению стрессовой реакции. Иногда даже такого шага бывает достаточно, чтобы стресс был преодолен. Осознайте, помогает ли раздражение или "назидание" в разряжении создавшейся ситуации. Как правило, нет! Негативная эмоция способна приводить к новой негативной эмоции, питая сама себя! Однако это вовсе не означает, что если мы не можем управлять этим стрессором, то мы позволяем стрессору управлять нами! Если мы умеем управлять своими эмоциями в ответ на стрессор, то это означает, что даже если мы не можем управлять стрессором, то мы можем контролировать эмоциональные реакции на него.

Такие навыки относятся к эмоционально-ориентированным методам преодоления стресса. К наиболее эффективным и простым для освоения методам (техникам) можно отнести следующее:

· метод глубокого дыхания;

· обучение прогрессирующей мышечной релаксации;

· визуализация.

Кроме перечисленных факторов-стрессоров важно выделять факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но по сути не являются стрессорами, а возникают как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

На самом деле наша оценка ситуации как стрессовой определяется тем, что именно значит для нас стрессор и как мы его оцениваем.

Тревогу и огорчения влекут не сами события (большинство событий), а то как мы их оцениваем для себя. Иногда источником стрессовой ситуации может быть неадекватное убеждение (например, "Я должен быть совершенен", "Жизнь должна быть справедливой"). Педанты часто подвержены стрессу поскольку ставят недостижимые цели.

Преодоление такого рода стрессоров относятся к, так называемым, когнитивным стратегиям:

1) Изменение неадекватного убеждения. Убеждения, что мы и окружающие должны соответствовать каким-либо стандартам часто является источником стрессовой реакции. Как этого избежать?

· Отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим.

стресс первая помощь профилактика

· Обучение самовнушению (диалог с собой). Развитие позитивных превозмогающих гнев и раздражение утверждений: например - "Я могу справиться, если составлю план", "Не раздувай из мухи слона", "Я сделаю это постепенно", "Это не трудно", "Я могу поздравить себя, если добьюсь этого", "Если это не удастся, я попытаюсь вновь".

2) Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных мыслей требуют специальных навыков. Многие из них относятся к техникам самовнушения, освоенных до состояния совершенства с использованием методов визуализации (зрительного представления) наиболее трудно преодолимых стрессовых ситуаций. При овладении этим методом можно "заставить" себя мысленно остановиться в момент визуализации и сменить "декорацию". Вместе с тем даже простой метод самовнушения и самоубеждения может помочь в избавлении от нежелательных, навязчивых мыслей ("Сейчас я изменить ничего не могу", "Подумаю об этом завтра", "Это не так страшно" и пр.).

3) Самооценка - осмысление проблемы - выработка навыков управления стрессом (инокуляция стресса). Это наиболее эффективные методики управления стрессорами, так как она позволяет осознанно формировать и отношение, и выбирать стиль поведения. Самооценка - ключ к определению проблем, обусловленных стрессом. Методы самооценки могут быть разными, но важно, чтобы все они отвечали принципам: что важно именно для меня, что я могу изменить. В выполнении самооценки помогает ведение дневников. Стрессоры записываются, регистрируются реакции на него, а в последующем проводится самоанализ и оценка: чего можно было бы избежать, что для этого необходимо и пр. Самооценка приводит к осмыслению проблемы. Отработка навыков управления стрессом - выработка умений рационального реагирования (глубокое дыхание, релаксация, когнитивные стратегии - отказ от иррациональных убеждений, самовнушение).

Черты характера, поведения, помогающие преодолевать стрессоры:

· умение управлять собственным временем;

· умение равномерно распределять нагрузки, "планировать дела";

· умение работать в коллективе, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают ее хуже;

· умение определить приоритеты при выполнении дел;

· умение рационально распределять ресурсы (финансовые, людские);

· не делать или стараться не делать несколько дел одновременно;

· умение использовать перерывы в работе для отдыха или переключения на другие проблемы уверенность в себе;

· наличие социальных навыков общения, управления конфликтами;

· умение все делать вовремя, не оставлять мелкие дела на "потом";

· умение распределить обязанности по дому между членами семьи;

· умение планировать домашнюю работу;

· умение ставить конкретные достижимые, реальные цели и научиться "поощрять себя" за их выполнение;

· навыки межличностного общения;

· уверенность (но не самоуверенность) в поведении;

· профессиональная компетентность;

· честность и трудолюбие и пр.

Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека - то есть его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.

Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.

Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод "прямого действия" на стрессор?

· Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям, необходимо также учитывать последствия, которые могут быть следствием изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков, могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы - ("Мастер на все руки" может нанести вред себе, окружающим и прибору - цит. С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

· Оценить, в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя: "Во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор?" Например, в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке навыков выполнения - надо научиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний - научиться, что надо делать.

К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, "неудобно стоящий пассажир", "вечно обгоняющие водители", "очереди", "толчея на перроне" и т.п.

4. Практическое задание

Задание 1 .

1. Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Опишите 2-3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ.

Рационализация гнева. Этот метод требует прежде всего осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.

Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: "Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?" После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.

Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?

Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Скажите себе: "Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и большим уважением ко мне, чтобы не сорваться".

Визуализация гнева. Его техника направлена на то, чтобы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел какой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения ("Так тебе и надо"), возможно даже жалость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.

Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой;

2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь вас в землю;

4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно)

Б. Каким, на ваш взгляд, должно быть оптимальное поведение студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ.

В данной ситуации прежде всего возникнет не гнев, а обида студентки на преподавателя. Эмоции будут переполнять, т к она старалась, трудилась выполняя самостоятельно работу. Самое главное не дать эмоциям выйти наружу, потому что все это приведет к полному разглашению и к ничему общему и хорошему это не приведет. Просто поговорить с преподавателем, объясниться почему так вышло и как можно все исправить.

Задание 2 .

Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой из трех стратегий он пользуется: решает проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор.

А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит. смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм.

Мужчина после того как попал в катастрофу почувствовал какой большой стресс он при этом испытал, получив при этом травму шей. И возможно что после этой травмы он стал понимать людей у которых что-то болит, т.е. повлияло на его подсознания.

Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант. решает проблему

Подчиненный выбрал последний вариант обжаловать решения начальника при этом таким образом он надеется решит проблему.

Заключение

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность - единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания - просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и "жалуясь" всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания.

Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение - просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Список используемой литературы

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2001. С 203

2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. - Санкт-Петербург, 2003. с 189

3. Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4 с 320

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПБ, 2003. С 321

5. Шарай В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М., 2001. с 321

6. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.:, 2000. С 124

7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2000. С 325

8. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 2001. с 320

9. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: 2001. с 197

10. Г. Селье. Стресс без дистресса. М., 2001 с 245

Приложения

Приложение А

Степень тяжести влияния жизненных событий на психику человека.

Смерть партнера

Разлад в супружеской жизни / разрыв

Тюремное заключение

Смерть близкого члена семьи

Серьезная травма или заболевание

Потер работы

Примирение и другие перемены в жизни

Выход на пенсию

Изменение в состоянии здоровья близкого члена семьи

Беременность

Появление нового члена семьи

Перемена места работы

Изменение в финансовом состоянии

Крупный долг

Уход сына или дочери с родного дома

Перемена в ответственности по месту работы

Перемена в условиях жизни

Смена привычек

Перемена школы

Смена отдыха

Мелкий долг

Перемены связанные со сном и режимом дня

Перемены в привычном образе питания

Праздник

Проступок

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие стресса по теории Г. Селье. Причины стресса, методы его профилактики и преодоления. Стресс в работе менеджера. Степень устойчивости к стрессам. Определение степени напряжённости и факторы, провоцирующие стресс. Тренинг "профилактика радостью".

    презентация , добавлен 11.10.2016

    Происхождение термина и определение понятия "стресс". Причины и условия возникновения подавленного состояния. Первые признаки и влияние стресса на человеческий организм. Стратегии и методы преодоления стресса. Показания к медицинской помощи при стрессе.

    презентация , добавлен 18.12.2011

    Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Анализ стресса, причин его возникновения, влияния на организм, способов борьбы и профилактики. Принципы применения упражнений по релаксации, концентрации, ауторегуляции дыхания, противострессовой "переделке" дня, а также первая помощь при остром стрессе.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Понятие и профилактика стресса: релаксация, противострессовая "переделка" дня. Первая помощь при остром стрессе. Методы нормализации состояния в стрессовой и постстрессовой ситуации: аутоанализ личного стресса, ослабления "предстартовой лихорадки".

    реферат , добавлен 21.01.2008

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Стресс: понятие, основные стадии. Особенности проявления стресса и сопутствующие с ним поведенческие, интеллектуальные и физиологические изменения. Идеомоторные методы как способ преодоления стресса. Сущность теста личностной тревожности Спилбергера.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Концепция стресса Г. Селье, ее сущность и содержание, история разработок и развития. Стадии стресса как процесса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности, оценка ее практической эффективности и значимости.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

    Основные характеристики стресса, его причины и последствия. Ганс Селье и его последователи. Физиологическое и психологическое понимание стресса. Способы регуляции эмоциональных состояний. Упражнения на концентрацию внимания. Современные взгляды на стресс.

Стресс - обязательный компонент жизни,- отмечал Селье. Стресс может не только пони­зить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необ­ходимый организму механизм преодоления неблагоприятных вне­шних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье».)

Таким образом,

стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм

для борьбы с источником негативных эмоций;

дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Однако было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с про­явлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным вне­шним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость орга­низма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интен­сивном стрессирующем воздействии на человека.

Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее - стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс - это вполне нормальная реакция.

Быть может, здесь подойдет аналогия с температурой нашего тела. Когда человек заболевает, температура тела повышается. Поскольку ощущения при этом далеки от приятных, большинство из нас тут же стремится ее сбить любыми медикаментами. Однако со­временная медицина рекомендует другое: до определенного порога (примерно до 38°) температуру сбивать фармпрепаратами не стоит. Ведь ее повышение означает, что активизировалась иммунная сис­тема и организм пытается справиться с неполадками своими сила­ми. Напичкав же организм жаропонижающими средствами, мы не столько поможем, сколько помешаем иммунной системе сделать свое дело, дав искусственный сигнал к свертыванию ее активности. По­этому применение медикаментозных средств снижения температуры оправдано, только если она «зашкалила» за определенный предел. То есть когда очевидно, что организм сам не справляется с ситуаци­ей и силы его на исходе. Примерно такая картина и со стрессами.

Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Гораздо важнее то, что в фазе сопротив­ления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций.

Итак, практические выводы, которые можно извлечь из всего выше сказанного о стрессах, таковы:

Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считавшего, что стресс - это «аромат и вкус жизни».

Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.

Признание неотвратимости и функциональной полезности стрес­сов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об этом позаботится сама жизнь.

Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуаци­ями нужно «с умом», с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который в принципе поддает­ся нейтрализации.

Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впослед­ствии заниматься лечением их последствий.

Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения при­чин, их порождающих. Они вполне очевидны. Ну а лидируют среди них, конечно же, конфликты.

Стресс довольно часто встречающееся понятие в жизни. Он не только снижает возможность организма бороться с негативными факторами окружающего мира, но и может в некоторых случаях увеличить ее. При воздействии сверхраздражителей напряжение трансформируется в отрицательную сторону – дистресс синдром.

Дистресс синдром в психологии – это вид перенапряжения, при котором возникает дисбаланс между личностными ресурсами и требованиями самого организма. При воздействии стрессовых агентов активируются адаптирующие механизмы, которые помогают бороться с возникшей ситуацией.

Если человек справился со стрессом, то увеличивает резервный состав адаптационных возможностей. Следовательно, при влиянии этого агента вновь, организм не будет воспринимать его так остро или вовсе проигнорирует.

Стресс с дистрессом возникает при низком функциональном состоянии иммунной системы и адаптирующих механизмов. Это оказывает негативное воздействие, затрагивая психическое здоровье. У человека развиваются:

  • общая слабость;
  • снижение либидо;
  • изменения вкуса;
  • появление ;
  • перепады настроения.

При длительном течении дистресса возникает невроз, который со временем может переходить в психоз.

Узнайте про : причины расстройства, симптомы и методы лечения.

Все про : причины, симптомы и терапия.

Причины дистресса

Существует множество распространенных условий, которые могут послужить инициирующим фактором развития дистресса. К ним относят:

  • смерть ребенка, любимого человека или родственника;
  • разрыв отношений, развод по инициативе противоположного пола;
  • нахождение в местах лишения свободы;
  • пребывание в армии;
  • наличие заболевания, которое тяжело поддается лечению;
  • получение травм и увечий;
  • свадебное торжество;
  • внезапное увольнение, отсутствие работы;
  • банкротство, кредиты, дефицит финансов;
  • смена профессиональной деятельности по принуждению;
  • переезд в другой город или страну;
  • беременность (см. );
  • переход в новую школу, поступление в университет, экзамены.

Не всегда для развития дистресса должна быть какая-то причина. При хроническом течении стресса состояние может возникнуть, даже если нет выраженного раздражителя. Когда его действие достигает порога чувствительности, активируются структуры головного мозга, отвечающие за психическое поведение.

При низком пороге чувствительности воздействие стрессового фактора не вызывает агрессии в поступках. Наоборот, человек становится апатичным, отрешенным и хладнокровным. Он может противостоять возникшему психотравмирующему агенту, сохранять рассудок и управлять своими действиями. Спокойно обдумывает возможные варианты для принятия логических решений.

Люди с высокой степенью восприимчивости бурно отвечают на минимальные раздражители. Они заводятся с первой секунды, ярко выражают эмоции, никогда не ведут себя сдержанно, не контролируют свои поступки и поведение. Если что-то не получается, они обвиняют окружающих. Им тяжело изменить свои привычки, совершить какие-либо перемены в жизни.

Важно помнить! Организм каждого человека индивидуален. Он по-разному реагирует на ту или иную ситуацию. Некоторые с легкостью относятся к неприятностям, а для других – это катастрофа. Например, потеря кошелька одними воспринимается как досадное событие, а другими – как утрата смысла жизни, горе.

Возникновение дистресса связывают с тем, как ощущается происходящее. Чем более остро человек реагирует на провоцирующие факторы, тем большая вероятность развития стресса. Другой составляющей состояния является количество воздействующих негативных причин на один и тот же организм. По мнению психологов, человеку проще пережить глобальную катастрофу, чем бороться с мелкими агрессорами и устранять их.

Фазы дистресса

После воздействия стрессовых агрессоров, у человека запускается каскад реакций, которые делят на фазы:

  1. Первая выражается в возникновении страха и тревоги. Это активизирует все защитные ресурсы и ускоряет психоневротические процессы.
  2. Вторая характеризуется отрицанием и апатией ко всему. Человек пытается справиться с оцепенением и устранить все негативные мысли.
  3. Третья связана с сопротивлением стрессу. В этой стадии человек пытается разобраться в возникшей ситуации и придумать план решения проблемы.

Стресс без дистресса – положительная реакция. Когда человек подвергся стрессу, у него возникает напряжение, после которого наступает расслабление. Таким образом организм находится в балансе.

При дистрессе – организм постоянно держится в напряжении, а эмоциональной и физиологической разрядки не происходит. При длительном прогрессировании перетекает в депрессию, и психопатии. Дистресс может иметь острую или хроническую форму.

При острой возникает дезорганизация в пространстве, времени, поведении, расстройстве личности, появлении навязчивости в виде мании преследования, угрозы жизни.

Хроническая форма развивается при воздействии какого-то отрицательного фактора в течение длительного времени. Например, конфликты с начальством, соседями. Может переходить в острую стадию, сопровождаясь припадками агрессии и нелогичных поступков.

Важно! Эустресс – благоприятный стресс, который увеличивает стрессоустойчивость и повышает адаптивные возможности.

Стресс и его нормализация

От перенапряения надо избавляться постепенно в течение длительного времени. Для нормализации необходимо посетить психотерапевта или психиатра, чтобы выявить тяжесть психического состояния, адаптивные возможности организма и способы решения проблемы.

Кроме этого, рекомендуется посещение массажей, релаксирующих тренингов, которые помогают в борьбе с депрессией и хандрой. Также необходимо скорректировать режим дня. Нужно больше гулять на свежем воздухе, правильно питаться, заниматься йогой, а самое важное – наладить режим сна.

Когда немедикаментозное лечение не помогает, прописывают фармацевтические средства. Назначают витаминотерапию, препараты с успокаивающим эффектом (Афобазол, Адаптол, Валокордин). При отсутствии положительной динамики следует проконсультироваться с психотерапевтом. Правильно подобранное лечение поможет устранить все симптомы дистресса.