Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза). Анализ стихотворения "Береза" Есенина С.А

анализ стихотворения есенина белая берёза

  1. Стихотворение относится к лирике 1910-1913 гг. , периоду сложной жизни поэта, когда им было написано более 60 стихов. Является первым опубликованным стихом поэта (1914 г. , под псевдонимом Аристон, журнал для детского чтения Мирок) .
    Основная тема - показать красоту зимней березы. Есенинская строфа - описание зимней березы с присущими ей русскими приметами и многими предметными деталями. В стихотворении чувствуется патриотическое чувство любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе. Чувство Родины - основное во всем творчестве Есенина. Воспеваемая здесь природа очеловечена: она дышит, двигается, печалится как человек. Традиционно воспеваемая в устном народном творчестве береза является сквозной в творчестве поэта. Автор использует силлабо-тоническое стихосложение. Можно предположить наличие здесь двусложных стоп, метра - ямба. Далее проводя анализ этого стихотворения, заметны точные (окном - серебром) рифмы, а также - неравносложные (кругом - серебром) , открытые (огне - тишине) и закрытые (каймой - бахромой) , мужские (тишине - огне) , но все они перекрестные (абаб) . По количеству строф стихотворение является четверостишием (катрен) .
    Основной образ произведения - зимняя береза (образ-персонаж) . Поэт одушевляет ее с образом женщины. Также в стихотворении заметен образ зимы - синонима смерти и смертной тоски в творчестве поэта. Есенин хотел показать печаль женского увядания.
    Есенин видит березу обостренно, при определенном освещении. В результате один образ ассоциативно рождает другой. Образующие строки слова, взятые в отдельности не образны. Но, организованные определенным способом, они создают поэтический, образный текст и сами становятся образными. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Содержит в основном общеупотребительные слова, но под пером поэта они эмоционально действенны. У него поразительно зоркий и обостренно-пристальный взгляд на природу. Исходя из совершенства языковой формы, гармонии содержания и формы, ясности, четкости, лаконизма, изящества, простоты и стройности словесного выражения, можно утверждать, что здесь проявляется эстетическая функция языка.
    Стихотворение многокрасочно. В нем есть как любимые цвета поэта (белый, серебряный) , которые передают радостное, свежее, элегически-задумчивое восприятие мира, так и золотой - символ яркой, но уже увядающей гаммы осени. Поражает также переливы цветов, их тонкая нюансировка, переход одного цвета в другой, их смешение и образование на их основе нового цвета. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чм он пишет. Есенин сравнивает опушенные снегом кисточки берзовых веток с белой бахромой. Поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные примы: в первой строфе, когда берза принакрылась снегом, точно серебром - сравнение, а в последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость. Это скрытое сравнение - метафора. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. Здесь употреблено слово горят в переносном смысле. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова. А под выражением золотой огонь поэт подразумевает свет зари. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом. Долго стоит берза в сонной тишине - от утренней зари до вечерней. Именно так, нам кажется, надо понимать слова - обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем - на западе. Также Есенин называет зарю ленивой, это потому, что зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо. Несмотря на небольшой объем произведения, язык его богат, обладает народностью.
  2. БЕРЕЗА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СОБОЙ РУССКУЮ КРАСАВИЦУ
  3. Ну это так, подробности, немного тебе пригодящиеся))))
    Автор передат удивительную красоту берзы, символа Руси.

    1. Белая - ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды) .

«Береза»


Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.

Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой словесного рисования. Береза - традиционный в национальной культуре символ России, поэтому название художественного произведения расширяет его проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Они появляются словно из сказочного царства снежной королевы: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». Олицетворение, выраженное возвратным глаголом «принакрылась» подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.

Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

В стихотворении принципиально важна вторая строка («Под моим окном»), столь конкретно очерчивающая поэтическое пространство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.

Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитательное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

Стихотворение «Береза» построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, четыре строфы легко укладываются в два четверостишия с параллельной рифмовкой, но С.А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приобрела дополнительную выразительность.

К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и оригинальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Береза для С.А. Есенина - это одновременно символ русской природы и женской красоты. В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной - все самое светлое, чем живет человек в этом мире.

Столь лёгкая, простая и одновременно безграничная краса русской природы обитает в волнительных образах пейзажной лирики Есенина. О родном, о чём-то близком сердцу, об отчем доме ведает нам небольшое, но глубокое стихотворение «Берёза».

Сергей Есенин рано покинул село Константиново – место, где он родился и вырос. Он уехал в Москву. Как раз в столице в 1913 году появилось это произведение, навеянное густой, томительной тоской по дорогому душе краю.

На тот момент совсем молодой златовласый Есенин, погрузившись в бурный поток московской жизни, тяготел душой к милому дому, старенькому и прохудившемуся. Образ берёзы – собирательный, в нем милый сердцу уют, простор крестьянских селений и отрада детских лет.

Жанр, направление и размер

«Берёза» — прекрасный пример пейзажной лирики. Здесь гармонично переплетены темы родины и природы, единения человека с ней.

Написано стихотворение трёхстопным хореем и состоит из четырёх строф. За счёт неполной перекрёстной рифмовки произведение звучит плавно и мелодично.

Композиция

Стихотворение интересно по своей композиционной структуре: с одной стороны, образы выстроены линейно, наше внимание переключается сначала на одни детали, потом на другие. Однако можно также заметить, что в начальном четверостишии говорится о том, что берёза окутана снегом, «точно серебром», и в заключительной строчке есть такая отсылка: «А заря, лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».

Таким образом, перед нами кольцевая композиция. Тем самым, в сознании рождается многогранный пейзаж, но мысль остаётся в одной ситуативной точке.

Образы и символы

  1. Берёза, как ни одно другое дерево, олицетворяет Россию. В ней и пленяющая простота, и русская безграничная душа, и отрадный покой. Именно с этим деревом поэт связывает своё родное село, то место, где начинается необъятный простой великой страны.
  2. Картина в стихотворении – глубокая зима . Лирический герой будто смотрит в окошко и описывает увиденное: первое, на что он обращает своё внимание, это «берёза». Что в ней таится? Это бесценная любовь матери, это радость и горе крестьянского народа, это родная земля с вольными просторами. Занимает и то, что стереотипный образ беспощадной и злой зимы здесь приобретает совершенно другой вид: она не сгубила деревце, а наоборот укутала его в серебристый наряд.
  3. Автор также подчеркивает, что берёза именно «белая», а этот цвет символизирует чистоту и невинность , возрождение и юность . В этом лирическом произведении природа оживает, приобретает свои черты и характер. Берёзка словно прекрасная, юная девушка стоит в пушистой шубке и радует взгляд. Не только лирический герой засматривается на неё, но даже сама природа любуется своим творением и добавляет всё новые и новые штрихи в образ берёзы, это мы можем понять по последней строфе.

Темы и настроение

Для Есенина основная тема Родины всегда едина с не менее важной темой природы, и данное стихотворение — не исключение. Сельская обстановка, в которой рос поэт, обретала законченность, прежде всего, в своей уникальной, исключительно русской красоте окружающего мира.

Стихотворение очень уютное, оно переносит читателя в дорогие объятья родительского дома. Большую роль играют цвета, которые в стихотворении создают уникальный контраст: белая берёза, но на ней «в золотом огне» горят снежинки. Кроме того, мы слышим лёгкую мелодию сердечной тоски: деревце окружено «сонной тишиной», и лишь заря «лениво» обходит её кругом. Есенин, несомненно, скучал по своему селу, но вспоминал он о нём, как о светлом месте, именно такие эмоции и чувства передаёт это произведение.

Идея

Жизнь начинается с любви к матери и отцу, к родной стороне, ко всей стране и её народу, без этого человек не может быть счастлив – вот главная мысль произведения. У каждого должен быть пусть даже крохотный уголочек в этом бушующем и огромном мире, куда он может прибиться, где может укрыться от боли, страданий, поглощающей пасти грубой реальности. У всех должна быть своя белая берёзка, в которой сердце можно всегда находить отраду и утешение даже в далёких чужих краях, среди чужих лиц, среди непосильного одиночества.

И пусть жизнь кипит и бешено бежит, бросая из стороны в сторону, но никогда не забывай про свой дом — край, где любят, ждут. Вот этот важный смысл стремился передать читателю автор.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Берёза» небольшое по объёму, однако оно изобилует художественно-выразительными средствами языка. Безусловно, здесь присутствует олицетворение: берёза «принакрылась» и заря, «обходя кругом, обсыпает». Живые и яркие образы создаются за счёт эпитетов: «пушистых» ветках, «сонная» тишина, «золотой» огонь. Кроме того, поэт использует метафоры, например: «На пушистых ветках/ Снежною каймой/ Распустились кисти/ Белой бахромой». Для описания снега автор выбрал сравнение «точно серебром». Мелодичность строк достигается во многом благодаря ассонансу, тут делается акцент на гласные звуки «е», «о», «и».

Великолепное и животрепещущее стихотворение бередит сердца людей и по сей день, рождая в душе самые нежные, до боли знакомые переживания. Есенин в столь юном возрасте сумел вложить в свои строки глубокие и серьезные чувства, перенеся их в прекрасные образы русской природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

План стилистического анализа стихотворения «Белая береза» С.Есенина

Стихотворение "Береза" было написано Сергеем Александровичем в 1913г., т.е. до начала трагических событий, изменивших историю Российской империи (Первая мировая война, революция 1917г., гражданская война и пр.). 18-летний Есенин, только-только радикально изменивший образ жизни с деревенского на городской, остается верен прежним идеалам крестьянской жизни, воспевая в стихах красоты своей малой Родины.

Стиль – художественный.

Цель – воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образов.

Основная функция - эстетическая.

Адресат речи – широкий слой общества – интеллигенция, рабочие, студенты и т.д.

Тема текста – С.Есенин способен видеть в самом простом и обычном - красоту и великолепие, как волшебник оживляя силой слова привычные с детства картины.
Стихотворение "Береза" относится к раннему периоду творчества С.А.Есенина, где русская природа и деревенский быт определяли тематику его стихов. Прелесть этого естественного мира сливается у поэта с горячей любовью к Родине, к России. Природа, деревня и родина объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к Родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии.

Тип речи – описание

Вид речи – монолог

Форма речи – письменная

Сфера общения – художественная

Жанр стихотворения - пейзаж, трогательный, проникновенный и нежный.
Особенности композиции: в стихотворении всего четыре строфы, первая является смысловым центром произведения.

Название стихотворения просто и незамысловато, однако очень символично, т.к. береза - для поэта, как и для большинства русских людей, - символ России, а так же глубокий поэтический женский образ, неоднократно встречающейся в творчестве поэта ("…Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы…", "…как жену чужую, обнимал березку.").

Для передачи эмоционального настроения автор использует изобразительно-выразительные средства и фигуры речи.

Структура стихотворения, очевидно, кольцевая, т.к. первая и последняя строфы коррелируют между собой ("…принакрылась снегом, точно серебром", "…обсыпает ветки новым серебром".). Отсутствие в стихотворении завязки, развития сюжета, кульминации и развязки говорит о кольцевой структуре произведения.

Яркий, самобытный язык Есенина изобилует сравнениями, олицетворениями и метафорами, что создает яркий и самобытный, ни на кого не похожий поэтический стиль Сергея Александровича.

Олицетворения: "…береза…принакрылась снегом…", "…горят снежинки…", "…заря,… обходя кругом, обсыпает ветки…" и т.д.
Эпитеты: "белая береза", "сонная тишина", "золотой огонь".

Сравнения: "…принакрылась снегом, точно серебром.", "…распустились кисти белой бахромой".

Прелесть пейзажа, его сказочность и фольклорность создает такой прием, как инверсия: "…и стоит береза", "…и горят снежинки".

Два выражения: «серебро» и «в золотом огне» привлекают особое внимание, потому что они создают настроение торжественности и красоты зимней березы.

Мы видим грациозность и недоступность этой холодной красоты, но вот слова «под моим окном» делают березу роднее, ближе. Она напоминает изящный образ невесты в белом подвенечном наряде и в фате («кисти белой бахромой»). «Горят снежинки в золотом огне» - это сияющий венец невесты.

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а , который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.
Необходимо обратить внимание на фонетические особенности стихотворения: изобилие протяжных гласных звуков, особенно (е) и (о) (белая, береза, снегом, серебро, сонной, в золотом огне, обходя кругом и т.д.) и сонорных согласных (р), (н).

1. Белая - ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды). Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

2. Олицетворение (как невеста).

3. Сравнение многозначное (дорогой; красивый, филигранной работы).

4. Художественная деталь. Белой краской по белому (сокрытая жизнь).

5. Союз “и” объединяет лирическое повествование.

6. “Берёза” на индоевропейских языках - блистательная, гордая, царственная.

7. Местоимение “моим” подчёркивает личностное отношение, сопричастность поэта к изображающему.

8. Принакрылась снегом - слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

9. Но есть заря - божественное явление, она стережёт берёзу, усиливает её роль. Так что Есенин, описывая берёзу, символ Руси, выражает свои патриотические чувства.

10. Деепричастный оборот заставляет сделать паузу, что передаёт степенность происходящего, рисует величавую картину.

Стихотворение буквально поется, подобно народной песне.
Несмотря на то, что перед нами стихотворение - пейзаж, личность автора легко понятна читателю. Это явно очень молодой, восторженный и слегка наивный человек, полный любви к родной природе и окружающему миру.

В момент написания стихотворения «Белая берёза» Сергею Есенину было всего 18 лет, поэтому строки наполнены романтизмом и переносят нас в эпизод сказочной зимы, где поэт видит под окном белую берёзу.

Один из символов России стоит под окном, принакрывшись снегом, похожим на серебро. Тут не нужен глубокий анализ, чтобы увидеть всю красоту есенинских строк, сочетающейся с простотой рифмы. Есенин воздаёт должное берёзе, ведь это дерево много веков ассоциируется с Русью. О нём вспоминают в дальней дороге, к нему спешат по возвращению. К сожалению, в литературе более воспета рябина – символ грусти и тоски. Сергей Александрович восполняет этот пробел.

Образ берёзы

Для того чтобы понять строки и прочувствовать их, необходимо представить себе картину, на которой в морозную зиму под окном стоит берёза, припорошенная снегом. В доме топится печка, жарко, а за окном морозный день. Природа жалеет берёзу и прикрыла её снегом, словно серебром, которое всегда ассоциируется с чистотой.

Берёза отвечает взаимностью, раскрываясь во всей своей красе:

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Благородство природы

Солнце отливает на серебре золотом, а вокруг морозная тишина, которая навевает автору строк сон. Сочетание золота и серебра символично, они показывают чистоту и благородство природы в её первозданном виде.

Глядя на эту картину думается о вечном. О чём думает молодой Есенин, только что перебравшийся в Москву из Константиново? Возможно, его мысли занимает Анна Изряднова, которая через год родит ему ребёнка. Возможно, автор мечтает о публикации. Кстати, именно «Берёза» стало первым изданным стихотворением Есенина. Опубликованы строки в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. Именно «Берёза» открыла путь Есенину на вершину поэтической славы.

В последнем четверостишье поэт показывает вечность красоты. Заря, обходящая землю ежедневно, посыпает берёзу каждый день новым серебром. Зимой это серебро, летом это хрусталь дождя, но природа не забывает о своих детях.

Стихотворение «Берёза» показывает любовь поэта к русской природе и открывает его умение тонко передать природную красоту в строках. Благодаря таким произведениям, мы можем наслаждаться красотой зимы даже в середине лета и ожидать приближение морозов с томлением в сердце.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.