Атомный ледокол "Ленин". Атомные ледоколы России. Атомные ледоколы россии

Наша страна обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Советский Союз» (выведен из эксплуатации, но решается вопрос о продлении ресурса), «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

1. Атомный ледокол - морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 7 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз - контейнеровоз.

В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость - почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

4. Ледоколы класса «Арктика» - основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола - 21 120 тонн, осадка - 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов.

5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ - управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем - за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов - уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвигателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

17. Основное применение «Вайгача» - сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

18. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.

26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).

30. Ремонт винто-рулевого комплекса.

32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.

33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928—1932) - первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...

40. - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

41. Основой экономики города является Мурманский морской порт - один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

42. Панорама Мурманска. Кликабельно, 4000×858 px:

October 27th, 2013

Атомный ледокол представляет из себя судно с ядерной силовой установкой, которое построено специально для использования в водах, покрытых льдом на протяжении всего года. Благодаря атомной установке, они куда мощнее дизельных и им проще покорять замерзшие водоемы. В отличии от других кораблей, ледоколы имеют явное преимущество - им не нужно дозаправляться топливом, что особенно актуально во льдах, где нет возможности добыть горючее.

Необычно и то, что из 10 существующих в мире атомных ледокол все были построены, а затем спущены на воду на территории СССР и России. Их незаменимость показала операция, которая произошла в 1983 году. Порядка 50 судов, включая несколько дизельных ледоколов, попали в ледовую ловушку на востоке Арктики. И только при помощи атомохода "Арктика" они смогли высвободиться из плена, доставив груз в близлежащие поселки.

Самым крупным в мире ледоколом является «50 лет Победы», Он был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1989-ом, а уже спустя четыре года его спустили на воду. Правда, строительство не закончилось, а было заморожено из-за финансовых неурядиц. Лишь в 2003-ем его решено было возобновить и в феврале 2007-го «50 лет Победы» начал проходить испытания в Финском Заливе, продлившиеся пару недель. Затем он самостоятельно отправился в порт приписки - город Мурманск.

Давайте ознакомимся подробнее с историей ледокола:

«50 лет Победы» — восьмой по счету атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе и на сегодняшний день — крупнейший в мире. Ледокол представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». «50 лет Победы» — проект во многом экспериментальный. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с требованиями Гостехнадзора. Создан также экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

За период с 1974 по 1989 гг., в Советском Союзе была построена серия атомных ледоколов второго поколения (проект 10520 и модернизированный проект 10521). Головной корабль этой серии – атомный ледокол «Арктика» проекта 10520 — был заложен 3 июля 1971 года, и уже 26 декабря 1972 года спущен на воду, а 25 апреля 1975 года введён в строй.

4 октября 1989 года в Ленинграде, на стапеле Балтийского завода имени Серго Орджоникидзе, был заложен ледокол проекта 10521, под первоначальным именем «Урал».

И хотя в СССР атомоходы полностью сдавали за три-четыре года, «Уралу» только для спуска на воду понадобилось четыре года, в связи с тогдашней ситуацией в руководстве страны и в стране в целом.

Ожидалось, что корабль войдёт в строй в середине 1990-х годов, однако из-за отсутствия финансирования строительство ледокола было приостановлено и огромное судно так и осталось стоять у причала, готовым лишь на 72%.

Балтийский завод был вынужден на собственные средства законсервировать ледокол, чтобы сохранить в дальнейшем возможность его достройки.

Возобновить финансирование не помогло даже переименование ледокола.

4 августа 1995 года, накануне визита тогдашнего президента России в Санкт-Петербург и на предприятие тоже, атомоход переименовали в «50 лет Победы».

За долгие годы бесполезного простоя у причала «Балтийского завода», несколько раз предлагалось распилить и утилизировать судно, но оно буквально чудом избегало этого.

У части его агрегатов был выработан свой гарантийный ресурс, хотя корабль не сделал ни одного рейса.

В конце 1990-х годов, когда началось частичное финансирование строительства, работы на ледоколе «50 лет Победы» были возобновлены.

31 октября 2002 года вышло распоряжение правительства № 1528-р, по которому достройку ледокола «50 лет Победы» планировалось завершить в 2003-2005 годах. На окончание работ из государственного бюджета было выделено 2,5 млрд рублей.

До 2003 года финансирование строительства ледокола осуществлялось на общих основаниях в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, а с 2003 г. — согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года № 1528-р.

В феврале 2003 года, строительство ледокола перешло в активную фазу, после того как:

  • «Балтийский завод» вошёл в структуру судостроительных активов «Объединённой промышленной корпорации» (ОПК);
  • между ОАО «Балтийский завод» и ФГУП «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» был подписан контракт на достройку судна;
  • были выделены государственные средства.

Согласно заключённому контракту финансирование достройки атомохода в 2003-2005 годах должно было осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Качество строительных работ на ледоколе должны были контролировать представители Российского морского регистра судоходства и Мурманского морского пароходства.

13 августа 2004 года на совещании в Министерстве транспорта РФ было принято решение об увеличении финансирования строительства ледокола в объёме 742,3 млн рублей, из которых 164 млн планировалось заложить в бюджет 2005 года и 578,3 млн рублей — в бюджет 2006 года. Необходимость дополнительного финансирования была вызвана новыми требованиями по обеспечению ядерной безопасности в соответствии с требованиями Госатомнадзора и выполнением работ, связанных с длительным сроком строительства судна. В частности, средства были необходимы для проектирования и изготовления новейших систем многоканального обеспечения безопасности реактора, а также для переосвидетельствования и ревизии оборудования и механизмов.

7 сентября 2004 года, ледокол «50 лет Победы» был отбуксирован в док Кронштадтского морского завода. После чего специалисты Балтийского завода впервые в истории отечественного судостроения провели доковые работы на строящемся ледоколе. Прежде докование атомоходов проводилось только после нескольких лет работы и только на судостроительных предприятиях, находящихся в Мурманской области.

С учётом того, что подводные системы и устройства были установлены на ледокол ещё в начале 1990-х годов, в ходе достройки судна потребовалась проверка их работоспособности. Самой трудоёмкой операцией была ревизия дейдвудного устройства, которое является опорой гребного вала и предназначено для предотвращения проникновения забортной воды внутрь корпуса ледокола. Для его освидетельствования специалисты провели демонтаж гребного винта и гребного вала. Работы в доке продлились 2 месяца. Для успешного проведения этих работ завод самостоятельно спроектировал и изготовил специальную оснастку. Исправность работы дейдвудного устройства являлась необходимым условием для начала швартовых испытаний на ледоколе.

На судне также было освидетельствовано: правая линия гребного вала, донно-бортовая арматура, системы трубопроводов и протекторов донной арматуры, приборы электронавигации, анодные узлы и электроды сравнения катодной защиты. Кроме того, специалисты предприятия провели в доке обмыв наружной обшивки подводной части ледокола, донных ящиков и патрубков донно-бортовой арматуры. Доковые работы проходили под контролем представителей Российского морского регистра судоходства и Мурманского морского пароходства.

В конце октября 2004 года, после завершения доковых работ, ледокол был возвращён на Балтийский завод.

Полностью был сформирован корпус, надстройка и кормовая мачта судна, завершена установка основного механического и электрического оборудования.
6

31 ноября 2004 года, на борту ледокола «50 лет Победы» пришвартованного у причальной стенки Балтийского завода, произошёл пожар. Он начался в 08:45 на одной из верхних палуб, где работали сварщики. Пламя быстро распространилось по палубе, заваленной строительными материалами. Над ледоколом образовалась огромная дымовая завеса.

Прибывшие по тревоге пожарные, первым делом начали эвакуировать рабочих, часть которых успели наглотаться угарного газа. Всего пожарные вывели с горящего судна 52 человека. Лишь закончив с эвакуацией, они приступили к поиску очагов возгорания. По предварительным данным, он находился на третьей и четвертой палубах, где строители складировали горючие стройматериалы. Общая площадь возгорания составила, по разным оценкам, от 50 до 100 кв. м. Тем не менее тушение проводилось по третьему номеру сложности (из пяти возможных) — к ледоколу стянули порядка 22 пожарных расчётов (112 пожарных). По словам огнеборцев, это было связано как с необходимостью массовой эвакуации рабочих, так и с тем, что судовые пожары считаются одними из самых сложных: их тушение всегда затрудняет сильное задымление, сложная планировка корабельных помещений и обилие открытых трюмов.

В одиннадцатом часу дня пожарные объявили о том, что распространение огня локализовано. Впрочем, тушение продолжалось до вечера — в 18:00 на ледоколе ещё осуществлялась проливка помещений.

Участники тушения полагали, что причиной пожара скорее всего стала небрежность рабочих или короткое замыкание. Версия о поджоге на первом плане даже не рассматривалась: по словам участников тушения, на Балтийском заводе очень строгий пропускной режим и проникновение посторонних на ледокол практически исключено.

Об угрозе радиационного заражения не могло быть и речи, так как смонтированная на ледоколе установка, ядерным топливом пока не была заправлена.

Как заявила пресс-служба Балтийского завода, последствия пожара не повлияют на сроки сдачи судна заказчику. Зато гораздо вероятнее, что ледокол не будет построен в срок по причинам финансового характера. Такие опасение ещё в октябре 2004 года на заседании Морского совета при правительстве Петербурга высказал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта. По его словам, в 2005 году Министерство экономического развития и торговли РФ согласилось профинансировать всего 10% от стоимости работ.

По итогам состоявшегося 18 сентября 2005 г. во Владивостоке совещания по вопросу социально-экономического развития Дальнего Востока, глава Минтранса сообщил, что атомный ледокол «50 лет Победы» будет достроен к концу 2006 года.

В ходе достройки ледокола специалисты Балтийского завода осуществили операцию по загрузке ядерного топлива, благодаря которому атомоходы обладают практически неограниченной дальностью плавания без дозаправки.

28 октября 2006 года, государственной комиссией был подписан акт о готовности Балтийского завода к физическому пуску атомных реакторов ледокола «50 лет Победы». Реакторные установки разработало ФГУП «ОКБМ».

В ноябре 2006 года, состоялся физический пуск атомных реакторов и вывод их на энергетический уровень мощности, после чего были начаты комплексные швартовые испытания.

В 2006 году и в первом квартале 2007 года – финансирование работ на ледоколе осуществлялось за счёт оборотных средств ОАО «Балтийский завод» и кредитов коммерческих банков.

17 января 2007 года, Балтийский завод завершил комплексные швартовые испытания на атомном ледоколе «50 лет Победы».
8

31 января 2007 года, петербургское ОАО «Балтийский завод», входящее в «Объединённую промышленную корпорацию», приступило к государственным ходовым испытаниям атомного ледокола «50 лет Победы».

Из акватории Невы, где для столь крупных судов ограничены возможности маневрирования, судно было выведено с помощью буксиров. В морском порту Санкт-Петербурга на ледокол погрузили запасы топлива, пресной и питательной воды, после чего он своим ходом впервые вышел в Балтийское море.

На открытой воде ледокол испытали на скорость и манёвренность. Также проверили исправность работы систем навигации и связи, опреснительной установки, рулевого, противообледенительного и якорного устройств и другого оборудования, которое невозможно было протестировать у берега.

Испытания проходили под наблюдением государственной комиссии. В её состав входили представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Гостехнадзора, Российского морского регистра судоходства, Федерального медико-биологического агентства, ОАО «Мурманское морское пароходство», РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ОКБМ», ОАО ЦКБ «Айсберг» и других организаций.

17 февраля 2007 года, государственные ходовые испытания были успешно завершены. Ледокол показал высокую манёвренность и надёжность. Государственная комиссия подтвердила строгое соответствие качества систем и механизмов судна, отечественным стандартам и международным нормам.

23 марта 2007 года, ОАО «Балтийский завод» передало заказчику самый большой в мире ледокол «50 лет Победы». После официальной церемонии подписания акта приёма-передачи, на судне в торжественной обстановке был поднят государственный флаг Российской Федерации.

С подписанием приёмного акта, судно вошло в состав атомного ледокольного флота России, одновременно став государственной собственностью. Росимущество, в свою очередь, по распоряжению правительства Российской Федерации, передало новый атомоход в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство».

2 апреля 2007 года, ледокол «50 лет Победы» покинул верфи в Санкт-Петербурге и вышел в Балтийское море, взяв курс на свой постоянный порт приписки — Мурманск.

11 апреля 2007 года, «50 лет Победы» успешно завершил переход из Санкт-Петербурга, зашёл в Кольский залив и встал на рейд в районе своего порта приписки. Торжественная церемония встречи состоялась этим же днём на территории ФГУП «Атомфлот» в Мурманске.

На встречу экипажа и самого большого в мире ледокола собрались представители исполнительной и законодательной властей г. Мурманска и Мурманской области, Федеральных органов исполнительной власти, ветераны и работники атомного флота Мурманского морского пароходства.

Капитан ледокола доложил Генеральному директору Мурманского морского пароходства об успешном завершении перехода и готовности экипажа к выполнению ответственных государственных задач на трассе Северного морского пути и в российской Арктике.

То, что строительство ледокола «50 лет Победы» всё-таки завершено, и он прибыл в порт приписки, свидетельствует о том, что страна наконец-то осознала роль и значение Северного морского пути и Арктики, для реализации своих стратегических интересов, и приступает к восстановлению инфраструктуры.

Выход в первый рабочий рейс на трассу Северного морского пути был запланирован на конец апреля 2007 года.

Ожидается что проводка транспортных грузовых судов по трассе Севморпути — это первый этап эксплуатации атомохода «50 лет Победы». На втором этапе работа ледокола вероятно будет связана с добычей углеводородного сырья на арктическом шельфе, атомоход будет заниматься обслуживанием добывающих платформ и проводкой во льдах транспортных судов с углеводородами.

Кроме того «50 лет Победы» заменил атомный ледокола «Арктика» — первый построенный ледокол данного класса. Разрешённый срок эксплуатации его атомной энергетической установки закончился в 2008 году. Ледокол «Арктика» выработал 175 тысяч часов — это максимальный разрешённый срок эксплуатации, и в этой связи вхождение в строй нового атомохода было очень своевременно.

В конце июня 2007 года, ледокол «50 лет Победы» находился в Баренцевом море в районе мыса Надежды архипелага Новая Земля, где должен был взять под проводку два транспортных судна и провести их сквозь льды в Енисейский залив. По сути, это было первое ледовое испытание новичка арктических трасс. Его экипаж должен был проверить работу ядерной энергетической установки, оборудования и механизмов в условиях плавания в сложных природных условиях. Лишь после сдачи этого экзамена атомоход мог выходить на постоянную работу в арктические воды.

03 июля 2007 года, атомоход «50 лет Победы» успешно завершил свою первую проводку теплоходов, направляющихся в порт Дудинка. В сопровождении самого большого в мире атомного ледокола суда преодолели путь во льдах от мыса Желания на Новой Земле до Енисейского залива. Плавание прошло в штатном режиме

25 июня 2008 года, «50 лет Победы» отправился в первый рейс к Северному полюсу. На борту находилось около 100 туристов, пожелавших принять участие в двухнедельном экскурсионном туре.

В марте 2008 года, ФГУП «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года).

27 августа 2008 года, в Мурманске состоялось подписание акта о завершении мероприятий по передаче ледокола «50 лет Победы» и остальных судов с ядерной энергетической установкой, а также судов атомного технологического обслуживания из доверительного управления ОАО «Мурманское морское пароходство» в хозяйственное ведение ФГУП «Атомфлот». Именно в этот день истёк срок действия договора доверительного управления атомным ледокольным флотом, который был заключен правительством Российской Федерации с акционерным обществом «Мурманское морское пароходство» и действовал с 1998 года. На данном этапе было признано целесообразным передать федеральное имущество в собственность Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», выполняющей госфункции по развитию атомной отрасли в Российской Федерации.

Ледокол «50 лет Победы» — модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения и современный комплекс средств обеспечения ядерной и радиационной безопасности атомной энергетической установки. Атомоход оснащен системой защиты «Антитеррор», снабжен экологическим отсеком с новейшим оборудованием для сбора и утилизации отходов, производимых при работе судна.

Длина судна составляет 159 метров, ширина — 30 метров, полное водоизмещение — 25 тыс. тонн, скорость хода — 18 морских узлов. Максимальная толщина льда, которую преодолевает ледокол, — 2,8 метра. Он оснащен двумя атомными энергетическими установками. В команду судна входят 138 человек.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Тип: Атомный ледокол
Государство: Россия
Порт приписки: Мурманск
Класс: КМ(*) ЛЛ1 А
Номер ИМО: 9152959
Позывной: UGYU
Верфь-изготовитель: ОАО «Балтийский завод»
Спущен на воду: 29 декабря 1993 г.
Введен в эксплуатацию: 23 марта 2007 г.
Длина: 159,6 м
Ширина: 30 м
Высота: 17,2 м (высота борта)
Средняя осадка: 11 м
Силовая установка: 2 ядерных реактора
Винты: 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Водоизмещение: 25 тыс. тонн
Мощность: 75 000 л. с.
Максимальная скорость на чистой воде: 21 морской узел
Скорость в сплошном припайном льду толщиной 2,7 метра: 2 узла
Расчетная максимальная толщина льда: 2,8 м
Автономность плавания: 7,5 мес. (по провизии)
Экипаж: 138 человек. После ряда сокращений уменьшен до 106 человек
Флаг: РФ
Почтовый адрес: 183038, г. Мурманск 580, а/л «50 лет Победы»
Email (в море): [email protected]

Судовладелец: ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»

Данный атомоход является модернизированным проектом второй серии ледокола класса «Арктика», куда входят 6 из 10 построенных судов. Толщина льда, которую может преодолевать плавучее средство, составляет 2,8 м. Он имеет множество отличий от своего предшественника, например, здесь решено было использовать ложкообразную форму «носа», которая замечательно себя показала на испытаниях прототипа канадского ледокола «Кэнмар Кигорияк». Кроме того, тут установлен модернизированный комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, цифровая система автоматического управления последнего поколения, имеется специальный экологический отсек, который оснащен оборудованием, предназначенным для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности плавсредства.

Между тем, «50 лет Победы» не всегда занимается тем, что вызволяет другие суда из плена. На самом деле он также ориентирован на выполнение арктических круизов. Так, вы лично можете отправиться к Северному Полюсу, заплатив энную сумму за билет. Поскольку пассажирских кают как таковых здесь нет, туристов размещают в каютах состава корабля. Зато на борту есть собственный ресторан, бассейн, сауна, тренажерный зал.

В ближайшем будущем важность таких ледоколов будет только возрастать. Ведь в перспективе намечено более активная разработка природных ресурсов, которые находятся под дном Северного Ледовитого океана.

Навигация на отдельных участках Северного морского пути, длится всего два – четыре месяца. Все остальное время вода покрыта льдом, толщина которого иногда достигает 3 метров. Чтобы не тратить лишнего горючего и не рисковать лишний раз командой и кораблем, с ледоколов высылают вертолеты или самолеты – разведчики для нахождения более легкого пути, через полыньи.

Ледоколы специально выкрашивают в темно – красный цвет, чтобы в белых льдах их было хорошо заметно.

Самый большой в мире ледокол, может в течении года, автономно курсировать в Северном Ледовитом океане, взламывая своей носовой частью, по форме похожей на ложку, лед толщиной до 3 метров.

Атомные ледоколы строят только в России. Только у нашей страны такое протяженное соприкосновение с Северным Ледовитым океаном. Знаменитый Северный морской путь, протяженностью в 5600 км проходит вдоль северных берегов нашей страны. Начинается он у Карских Ворот и заканчивается в бухте Провидения. Например, если двигаться из Санкт – Петербурга до Владивостока, этим морским путем, то расстояние составит – 14 280 км. А если выбрать путь через Суэцкий канал, то тогда расстояние будет более 23 тысяч км.

Давайте посмотрим на внутренности Ледокола:

Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

«Сибирь»

Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.
В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

«Ленин»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.
На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

«Арктика»

Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.
«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

«Россия»

Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году), стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».
Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

«Ямал»

Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.
Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.

«50 лет Победы»

Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.
В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.
Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.

Атомные ледоколы не зря являются гордостью Российского флота, ведь мы единственная страна в мире, которая владеет подобными уникальными машинами. Всего за историю России и СССР в нашей стране было построено 10 атомных ледоколов, 5 из которых сейчас в строю, а так же ведется постройка еще трех атомных ледоколов проекта 22220.

С одной стороны может показаться, что атомный ледокол это слишком дорогая игрушка, но весь ход истории показывает, что создание удобных торговых путей является огромным стимулом для развития стран и регионов. Так уж сложилось, что основные мировые торговые пути всегда проходили мимо нашей страны. У нас конечно были большие торговые маршруты, например знаменитый путь "из Варяг в Греки", но разве можно его было например сравнить с "Великим шелковым путем", а в новое время с развитием мореходства, когда основная торговля переместилась в мировой океан, наша страна и вовсе оказалась далеко от мировой торговли. Однако с развитием технологий у России появилась возможность реализовать весь свой потенциал как транзита между Европой и Китаем. В начале 20-го века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, которая связала Азию и Европу. Товары шли из Китая в Россию и обратно, однако у железной дороги довольно ограниченная пропускная способность, да и самой дешевым видом перевозки товаров был морской.

В настоящий момент объем торговли между Европой и Китаем настолько огромный, что Северный морской путь (СМП) является отличной альтернативой традиционным маршрутам. Если сравнить маршрут через Суецкий канал и Северный морской путь, то скорость доставки товаров может уменьшиться от 7 до 22 дней в зависимости от Порта разгрузки. Однако транзитная перевозка СМП требует ледокольного сопровождения и соответствующей инфраструктуры. И если с инфраструктурой у нас пока не очень хорошо, то с Ледоколами у нас всегда бы полный порядок, а внимание государства к строительству новых кораблей такого типа только подчеркивает важность освоения Северного Морского Пути, главным локомотивом которого выступают Атомные Ледоколы, железные гиганты, способные проводить торговые суда в самых сложных условиях.

Первый атомный ледокол - Ленин

Прежде чем посмотреть на плавающие ныне Атомные ледоколы нельзя не обратить внимание на самый первый корабль подобного типа, построенный в СССР. Мало того что это был первый Ледокол с Атомной силовой установкой, это вообще был первый корабль в мире с Атомной силовой установкой. Проект был разработан в 1953-55 годах, заложен он был 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им.Андре Марти (Адмиралтейские верфи), на постройку ушло 3 года и в декабре 1959 года "Ледокол Ленин" принят министерством морского флота.

Уже в первые годы "Ледокол Ленин" показал выдающиеся результаты, а его мощности и атомная силовая установка позволяли серьезно продлить навигационный период. Автономность плавания составляла 12 месяцев, что так же было очень высоким показателем для судов подобного класса. Однако несмотря на отличные результаты, следующий Атомный ледокол в СССР был построен спустя почти 20 лет

Атомный лихтеровоз Севморпуть

"Севморпуть" уникальное судно. Это не просто ледокол, но еще и транспортное судно, способное самостоятельно доставлять грузы без всякой проводки, если позволяют условия, а атомная силовая установка обеспечивает ему высокую автономность плавания. Введен в эксплуатацию он был в 1988 году, однако долгое время время работал не по прямому назначению, а перевозил грузы из Одессы во Владивосток, и только после нескольких лет подобной эксплуатации он был поставлен на рейсы из Мурманска в Дудинку. В 2013 году уникальный корабль почти вывели из эксплуатации, однако все же было принято решение о восстановлении судна. В мае 2016 года обновленный атомный лихтеровоз вышел в свой очередной рейс.

Водоизмещение тонн - 61880

Длина/Ширина/Высота - 260,1 / 32,2 / 18,3

Мощность силовой установки мВт (лс) - 29,4 (39436)

Таймыр

Уже на следующий год после "Севморпути" в эксплуатацию был введен атомный ледокол Таймыр, основной задачей которого являлась проводка транспортных кораблей в устья сибирских рек. Корпус судна был построен по заказу СССР в Финляндии, а силовая установка была установлена уже в Ленинграде и в 1989 году "Таймыр" был принят в эксплуатацию. В 2018 году первоначальной ресурс силовой установки будет выработан, возможность продления ресурса так же будет рассмотрена, и скорее всего он будет продлен.

Водоизмещение тонн - 20000

Длина/Ширина/Высота - 151,8 / 29,2 / 15,2

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (2х25000)

Каждый из атомных ледоколов России имеет свою особенность, так и ледокола "Советский союз" есть один весьма интересный пунктик - он может быть в кротчайшие сроки переоборудован в боевой корабль, и даже какую то часть боевого оборудования он всегда имеет на борту в законсервированном состоянии. Принят в эксплуатацию "Советский союз" так же в 1989 году. С 2010 года ледокол находился в отстое, ремонт и переоборудование требовало серьезных затрат и получить финансирование можно было только под серьезные цели. В 2017 году "Советский союз" вновь выйдет на рейсы и основной его задачей будет снабжение строительства Ямал СПГ. Ресурс корабля продлен до 150 тысяч часов и это как минимум обеспечит ему работу до 2025 года.

Водоизмещение тонн - 22920

Осадка - 11м

Максимальная скорость узлов - 20,8

Вайгач

Атомный ледокол "Вайгач" также имеет свою уникальную особенность - благодаря низкой посадке, он может осуществлять навигацию не только в открытом море, но и заходить в устья сибирских рек. Корпус корабля был построен на финской верфи «Хольстрем Хисталахти» в 1989, после чего он был отбуксирован на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (№ 189), где и был осуществлен монтаж энергетической установки и уже в июне 1990 года ледокол был принял в эксплуатацию. В настоящее время "Вайгач" находится в строю как минимум до 2020 года.

Водоизмещение тонн - 20 700

Длина/Ширина/Высота - 152 / 29,2 / 15,2 м

Осадка - 8,1 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (50000) л.с.

Максимальная скорость узлов - 18,5

Ямал

Атомный ледокол "Ямал" был принят в эксплуатацию уже в современной России в 1993 году. Первоначальное его название было "Октябрьская революция", однако после распада союза посчитали неуместным давать такое имя кораблю и выбрали более нейтральный вариант. В настоящий момент "Ямал" занимается не только проводкой кораблей, но и используется в качестве круизного корабля к северному полюсу, именно поэтому впереди на корпусе и нарисована акулья пасть. Ямал будет находится в составе флота до 2022 года, и скорее всего его ресурс будет продлен после замены соответствующих механизмов.

Водоизмещение тонн - 23460

Длина/Ширина/Высота - 150 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 21

class="eliadunit">

50 лет победы

"50 лет победы" - самый новый российский ледокол, принятый в эксплуатацию в 2007 году. Со сроком сдачи он запоздал на 12 лет, и это даже видно по названию. Ледокол был спущен на воду еще в 1993 году, однако на его достройку просто не было денег и строительство заморозили. Возобновили строительство корабля лишь в 2003 году и на достройку понадобилось 4 года. В 2016 "50 лет победы" установил своеобразный рекорд, проведя очень поздний транзитный рейс, который проходил с 21 декабря по 3 января 2017 года. Так же как и ледокол "Ямал", он совершает круизные рейсы к северному полюсу и уже побывал там более сотни раз.

Водоизмещение тонн - 23440

Длина/Ширина/Высота - 159,6 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Ледоколы проекта 22220

Несмотря на наличие в составе Российского флота атомных ледоколов, современные реалии требуют увеличение скорости перевозок и именно для этого с нуля был разработан проект 22220 ЛК-60Я, который имеет более высокую мощность турбин и так же измененный и улучшенный корпус, что позволит осуществлять навигацию на более высокой скорости, а также пробивать более толстый ледяной покров, чем это делали ледоколы предыдущего поколения. Первый ледокол проекта "Арктика" уже спущен на воду, ввод в эксплуатацию назначен на 2019 год. Всего запланирована постройка трех ледоколов проекта ЛК-60Я.

Водоизмещение тонн - 33540

Длина/Ширина/Высота - 173,3 / 34 / 15,2

Осадка - 10,5 / 8,5

Мощность силовой установки мВт (лс) - 35,4х2 (96000)

Максимальная скорость узлов - 22

Перспективный проект - 10510 «Лидер»

ЛК-110Я крайне амбициозный проект, который постепенно набирает обороты и принимает очертания. На публике уже было представлено несколько вариантов внешнего вида, а так же были афишированы возможные технические характеристики, которые кажутся просто фантастическими. Однако если если пытаться осуществлять навигацию по Северному Морскому пути как можно дольше, и скорость перевозок сделать максимально быстрой, то судно такого класса просто необходимо. "Лидер" сможет пробивать лед толщиной до 4 метров, а максимальное значение у других ледоколов на данный момент это 3м, причем скорость будет не более чем 2 узла при такой толщине льда. Ожидается, что техническая часть проекта будет закончена в 2018 году.

Водоизмещение тонн - 71380

Длина/Ширина/Высота - 209 / 47,7 / 20,3

Осадка - 13 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 62,5х2 (170000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Сравнительная таблица атомных ледоколов России

Название

постройки

Водоизм.

тонн.

Осадка