Бахрах Д.Н. Административное право Функции государственного управления

Вся система государственного управления состоит из постоянного осуществления определенных функций. Термин «функция» применяется для того, чтобы обозначить деятельность любых государственных органов независимо от цели их деятельности. В понятие функции входят: и обязанность, и круг деятельности, и назначение. Функция управления как понятие - это определенное направление специализированной деятельности исполнительной власти, содержание которой характеризуется однородностью и целевой направленностью.

Характер управленческих задач влияет на сущность функций, связанных с управлением. Задачи, осуществляющиеся органами государственного управления, довольно разнообразны. Каждое действие, связанное с управлением, предусматривает наличие определенной цели и использование для того чтобы ее достичь соответствующих способов. Назначение и сущность управленческих функций обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и иных факторов, существующих в стране.

Функции управления - это относительно самостоятельные и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.

Таким образом, функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, осуществляющаяся на основании закона или иного правового акта, органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.

Функции государственного управления являются довольно самостоятельными и универсальными. Существуют разные методы относительно их классификации. Они делятся на политические и технические функции, или функции общего управления и специализированные функции, функции осуществления суверенитета (внешнего и внутреннего), экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.

Наиболее распространенной является классификация функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.

Общие функции оказывают влияние на определенные процессы, происходящие в хозяйственной, политической, социально-культурной и иных сферах. Эти функции являются основными, которые присущи любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного управления, какими являются: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль, построены на внутренних основах управленческой деятельности.

Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из назначения государственного управления, ибо оно должно решать как каждодневные проблемы, так и перспективные задачи. Прогнозирование - это научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, отличающегося значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческую деятельность, не имея представлений об их грядущих последствиях. По этой причине управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление сталкивается с долгосрочными, перспективными проблемами. Не имея прогнозов, управленческая деятельность, связанная с такими проблемами будет осуществляться в условиях неопределенности. В процессе управления прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.

Функция планирования находится на всех уровнях иерархии управления. Она состоит в определении цели, направлений, задач, методик реализации тех либо других действий (соц., экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с поддержкой которых достигается цель. Путь реализации функции планирования имеет такой вид: надобность - задачи - функции - заключение(цель). Способ планирования базируется на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе рационального варианта, нормативности и др.

Функция организации связана с созданием организационного механизма, целью которой является образование управляющей и управляемой системы, а еще связи и отношения меж ними. Изюминка функции организации по сравнению с другими самостоятельными функциями состоит в том, что это единичная функция, которая гарантирует взаимозависимость и эффективность всех других функций управления.

Благодаря функции регулирования достигается нужное положение упорядочения и стойкости системы управления. Регулирование обхватывает основным образом текущие мероприятия по отклонениям от задач и данных программ. С поддержкой регулирования исполняются конкретное управление, регулируется поведение управляемых объектов. Под воздействием регулирования управленческие процессы проистекают в запланированном направленности и в согласовании с поставленной целью. Надобность оперативного регулирования обусловлена только мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.

Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.

Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.

Функция контроля имеет свои индивидуальности по сравнению с всеми другими функциями. Этак, если планирование ставит задачи, организация приводит систему управления в положение способности исполнения данной задачи, то контроль характеризуется универсальностью. Контроль призван непрерывно изображать информацию о реальном состояния дела относительно исполнения задач.

Контроль начинается с получения информации о реальном состояния управляемого объекта и кончается принятием решений, какие предугадывают подобающую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль базируется на принципе обратных связей, какие есть при всяком взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. Любая общественная функция управления взаимосвязана с другими.

Осмотренные общие функции управления нужны для воплощения государственного управления как на общегосударственном, этак и на региональных, местных, отраслевых уровнях.

Специальные функции охарактеризовывают индивидуальности конкретного субъекта либо объекта управления. К главным специальным функциям муниципального управления, исполняющимся на высшем уровне верховным органом в системе органов исправной власти, относятся:

обеспечение суверенитета и экономической самостоятельности страны, воплощение внутренней и внешней политики страны;

Особые управленческие функции исполняет Президент страны как глава государства. Разделение функций есть и на низших уровнях государственной власти. Местные власти на соответственной местности обеспечивают воплощение таких главных функций: соблюдение законодательства и конституции, актов главы страны, поддержание законности и правопорядка; воплощение прав и свобод людей; исполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития; программ охраны окружающей среды; взаимодействие с органами местного самоуправления; осуществление остальных предоставленных государством, а еще делегированных надлежащими советами возможностей. Список главных специальных функций исполнительной власти свидетельствует о том, что они являются бессчетными и различными, однако совместно с тем взаимосвязанными как задачи, которые решаются органами управления. Сопоставление общих функций со специальными приводит к выводу о том, что 1-ые соединены с действиями государственного управления, т. е. появляются в всех взаимодействиях соответственных правящих и управляемых систем. Содержание же специальных функций представляет не общие закономерности, а индивидуальности взаимодействия конкретных субъектов и объектов государственного управления.

Специальные функции можно сгруппировать по типам задач (в особенности на высшем уровне): это отбор сотрудников и их постановка, проблемы бюджета, достижение долговременных целей и преодоление кризисных обстановок. В особенности огромный смысл в деятельности исполнительной власти уделяется принятию и осуществлению долговременных целей, тогда как кадровая и экономическая политика относится к категории методик, но не целей. Такая направленность деятельности исполнительной власти, как преодоление кризисных обстановок, является специальным. Имеются в виду всевозможные кризисы - общенациональные либо местные, от стихийного бедствия (землетрясения, наводнения), трудности и действия, которые имеют все шансы сорвать публичный распорядок, общественную сохранность.

Любое государство обладает характерными только ему природными ресурсами, финансовыми капиталами, а также интеллектуальным потенциалом. От умелой управления напрямую зависит уровень его экономического и социального развития. Другими словами, организация управления состоит из состава социальных действующих институтов, представителей государственной власти и территориального устройства.

Управление государством может включать в себя деятельность по осуществлению законодательных, судебных и исполнительных функций.

Основной целью государственного управления является достижение оптимальности в создаваемых условиях для обеспечения достойного уровня общественного состояния. При рассмотрении данного вопроса в экономической призме, можно сказать, что управленческая деятельность соответствующих органов должна быть направлена на определение стратегий долгосрочного экономического развития и создания подходящих условий для его реализации с целью улучшения жизненного уровня населения.

Реализация обозначенных целей должна быть основана на следующих общих, раскрывающих содержание и управленческой деятельности, организационно-технологических и частных, которые заключаются в непосредственном руководстве деятельностью людей.

Общественная сущность любого государства познается через функции государственного управления, так как любая страна без взаимодействия с социумом теряет свою суть.

Эти функции имеют достаточную многогранность и зависят от конкретной цели на определенном участке управленческой деятельности.

Основные функции государственного управления:

Политическая - функция, обеспечивающая целостность и сохранность общества в форме государства;

Социальная - функция, направленная на обеспечение прав и свобод граждан на всей его территории;

Экономическая - составляющая функции государственного управления, отвечающая за создание необходимых предпосылок для эффективной и упорядоченной деятельности общества в сфере экономики;

Поддержание суверенитета и свободы государства в пределах мирового сообщества.

Существуют и другие функции государственного управления, отражающие взаимодействие субъета и (функции организации, прогнозирования, планирования, мотивации и контроля).

Виды государственного управления достаточно широко отражены в научной литературе. В зависимости от структуры центральной власти и органов административных единиц можно выделить координационное и субординационное управление. Первый вид является характерной чертой для федераций, в рамках данного управления достаточно широкие полномочия предоставляются регионам. Субординационное управление характеризует унитарные государства, в которых функции государственного управления на всех уровнях реализуются в виде единых стандартов, при этом можно отметить и жесткое подчинение регионов центру.

Следующим критерием для выделения видов государственного управления является его воздействие на объект. В указанном спектре можно выделить:

Отраслевое управление, предполагающее наличие вертикальной подчиненности от центра к любому субъекту хозяйствования;

Функциональное управление, которое осуществляется исполнительной властью по таким важнейшим направлениям, как экономика, оборона, социальное развитие и безопасность. Благодаря данной управленческой деятельности обеспечивается эффективная внешняя и внутренняя политики государства.

Функции в механизме государственного управления выступают как некая внешняя определенность и статичная заданность, а они реализуются, приводятся в «динамику» посредством совокупности средств и через практические действия, поведение людей. Только це­лостность и взаимодействие статичных и динамичных ее составляю­щих поможет понимать и обеспечивать интегральный (синергетический) эффект механизма государственного управления.

У понятия «функция» есть антоним - дисфункция, т.е. те наблю­даемые последствия, которые уменьшают приспособление или адапта­цию системы к потребностям и интересам общества. В любой момент явление (действие, воздействие) может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Исходя из этого оптимизация функционирования направлена на то, чтобы избежать или минимизи­ровать дисфункцию, интенсифицировать исполнение необходимых функций.

Функция, как уже сказано выше - производная, вторичная кате­гория по отношению к целям и задачам. Каждый госорган выполняет определенную часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов госуправления, т. е. конкретные виды дея­тельности для решения этих задач. Если цели и задачи ориентирова­ны на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция - на процесс достижения цели и решения задач.

Функции всегда характеризуются глаголами: осуществляет, разра­батывает, организует, участвует, обеспечивает, подготавливает, уста­навливает, определяет, утверждает, проводит, представляет, обобщает, анализирует, выступает, координирует, рассматривает, содействует, вносит, оказывает, прогнозирует, совершенствует, финансирует, вво­дит, заключает, изучает, назначает, получает, принимает, принимает меры, решает, создает, формирует, вводит, взаимодействует, выполня­ет, дает разрешение, оформляет, развивает* распространяет, регулиру­ет, рекомендует, руководит и др.

Государственный аппарат, выполняющий управляющее воздейст­вие на общество, - это сложный человеко-комплекс (органы государ­ства и лица должностные), который осуществляет деятельность на Публику (внешнюю среду) - это суть публичные, внешние, инфра- Функции и внутриорганизационную деятельность - интрафункции.

Деятельность любой организации направлена как на внешние (интрафункции), так и на внутренние (интрафункции) задачи. Крайно­сти могут проявляться в том, что организаторы увлекаются внешни­ми, представительскими функциями и уходят от систематической ра­боты внутри самой организации, что грозит ей по меньшей мере нестабильностью. Замыкание же на внутренних функциях может при­вести к консервированию достигнутого, лишить организацию страте­гического обзора и перспективы. Нужно оптимальное соотношение интра- и инфрафункций. Пропорции эти относительные и устанавли­ваются чаще всего эмпирическим путем.


Каждый госорган реализует не одну, а «набор», систему функций, т. е. осуществляет несколько видов управляющего воздействия. Каж­дый из этих видов относительно самостоятельный, специфический, но все они взаимосвязаны и только в целостной совокупности обес­печивают выполнение задач. Анализ распределения каждой функции «по вертикали» и по «горизонтали», т. е. функциональная структура госадминистративного управления, дает представление о политиче­ском режиме, фррме госуправленческого устройства, уровне центра­лизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, ха­рактере и объеме самоуправляющихся систем. Объясняя функцио­нальную природу - управления, мы тем самым раскрываем его содержание. Анализ деятельности любой организации (госоргана) на­чинается с описания деятельности индивидов, групп, т. е. чем они за­нимаются, какие виды деятельности осуществляют - функциональный контекст. От этого исходного момента переходим к изучению органи­зационного обеспечения функций, т. е. выделения отдельных струк­турных подразделений, должностных лиц - структурный контекст. Итак, цели (задачи) организации обусловливают функции, а функции определяют структуру органа

Цели Функции Структура.

Обусловленность структуры функциями (а не наоборот, как это порой бывает: создаем структурную единицу - должность, а то и це­лое министерство, а потом «придумываем» виды занятий) определяет целесообразность названия изучаемой подсистемы госуправления именно как функционально-структурной. В данном случае перестанов­ка мест слагаемых влияет на результат. Функция вместе с тем как на­учная категория, элемент понятийного аппарата - это исследователь­ский инструмент, средство для оценки результата труда госаппарата, каждого госслужащего. Именно на это акцентировала внимание проф. В. А. Столярова в своем исследовании, и такой подход заслуживает поддержки.

Итак, функции государственного управления - это реальные, целенаправленные, регулирующие, контролирующие и т.п. воздействия, рдияния на управляемые явления; это и средство оценки результатов т руда государственных служащих, позволяющее определить, что, ка­кими способами, в процессе каких взаимодействий с обществом осу­ществляется управление социальными процессами, отношениями.

Функции государственного управления - это совокупная, общест­венно и объективно необходимая деятельность всей системы гос­управления по реализации функций государства, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.

К ним относятся все функции по обеспечению и защите консти­туционного строя, каждой статьи Конституции РФ. Основы конститу­ционного строя являются институтом, который не может реализовы­ваться в порядке какого-либо усмотрения; создание сугубо юридиче­ского порядка обеспечения и защиты основ конституционного строя есть необходимое условие сохранения национального и государ­ственного суверенитета. Решение этой задачи и определяет "важней­шие функции госуправления и государственной службы (ст! 10, ч. 1 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»): обеспечить реализацию Конституции РФ и законов РФ как демокра­тического правового федеративного государства с республиканской формой правления.

Так, конституционные нормы ст. 2 определяют функцию - обес­печить признание, соблюдение и защиту прав и свобод граждан; ст. 4 - распространить суверенитет РФ на всю ее территорию, обес­печивать целостность и неприкосновенность территории России; ст. 3 - противодействовать присвоению и захвату власти (властных полномочий), обеспечивать законное преследование совершивших та­кие деяния и т.д.

Важной задачей государственного управления является регулиро­вание и удовлетворение потребностей общества, конкретного челове­ка, запросов и ожиданий. Качество жизни и отношений в обществе - главный показатель эффективности госуправления. И нужно, чтобы кто-то профессионально изучал, выявлял потребности, запросы и ожидания, оценивал и структурировал их, сообразно им выдвигал Цели, разрабатывал решения и программы, совершал действия по их практическому осуществлению.

К числу важнейших функций государственного управления отно­сится регулирование интересов, предупреждение и снятие конфликтов в обществе. Сюда входит выработка общей политики (внешней, внут­ренней, отраслевой и т. д.), ее реализация в нормативных актах, по­средством государственного финансирования и иными правовыми пу­тями. В основе - правовое регулирование, которое сообщает, форми­рует в стране твердый и единый правопорядок, устанавливает равные стартовые возможности для однозначных видов деятельности и их субъектов (в экономике, социальном обслуживании и т. д.), а зна­чит - ограничивает поле для произвола властных структур и лиц, за­крепляет наиболее высокие стандарты поведения. Особенно значима эта, функция государственного управления на современном этапе фор­мирования российской государственности. По всем вопросам бытия нужно компетентно определить, почему это - можно, а это - нельзя, почему что-то запрещено, а что-то нет, кто решал вопросы, и каковы реальные следствия таких решений. Устранить анахронизмы в право­вых нормах, полностью и внутренне согласовать их, своевременно из­дать актуальные по содержанию правовые регламенты, обеспечить правовой контроль (с помощью прокуратуры, суда, арбитража) - без этого наше общество не сможет достичь социального компромисса и приобрести новое качество - правового государства. В реализации этих функций участвуют все ветви государственной власти, выполняя конституционные нормы, установленные статьями гл. 4-8.

Функции правительственной администрации определены ст. 114:

Разрабатывает и представляет на утверждение законодательно­му органу бюджет и обеспечивает его исполнение;

Распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собст­венности государства;

Разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, социальной, культурной сферой;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбес преступностью; ;

Принимает в пределах своей компетенции правовые акты (по­становления, распоряжения);

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой фи­нансовой, кредитной и денежной политики;

Другие функции.

Названные функции в силу своего смысла не могут зависеть от политической конъюнктуры, а обязательны для реализации в админи­стративном, т. е. бесспорном, безусловном, порядке - в этом суть функций государственно-административных органов.

Функции исполнительной власти (государственно-административно­го управления) - это совокупность юридически обоснованных, закре­пленных в законодательных, указных, иных правовых актах публич­но-управляющих воздействий субъектов государственно-администра­тивного управления, осуществляемых в административном, т. е. безусловном, бесспорном порядке.

При этом состав функций государственно-административного управления может толковаться как расширительно, так и ограничи­тельно. Например, ст. 6 Конституции РФ требует обеспечения и за­щиты равноправия граждан на всей территории России. Расширитель­ное толкование диктует необходимость унифицирования паспортного режима, контроля за его соблюдением, защиты равноправия граждан всех субъектов РФ в вопросах получения гражданства и гражданских прав и т. д. Такой подход требует единой системы соответствующих административных служб в масштабах страны, начиная от паспортной службы и вплоть до уровня верхнего звена (уровня главы государства) в решении вопросов натурализации (вступления, приема в гражданст­во РФ)- Ограничительное толкование ст. 6 допускает необходимость лишь унифицирования повсеместно одной паспортной службы.

На институциональном уровне реализуются функции конкретного государственного органа - это установленные статутным актом (пЪ-ложением, регламентом, уставом) система, набор видов деятельности, воздействий, которые он вправе и обязан осуществлять в отношении конкретных управляемых объектов. Объем управленческих функций обусловлен местом госоргана в" структуре управляющей системы и очерчивает роль (задачи) и пределы данного органа в управлении общественными процессами, отношениями, институтами.

Если взять именно функциональный, деятельностный критерий для характеристики и классификации институтов власти (субъектов госуправления), то можно выделить: общефункциональные субъекты, использующие целую гамму функций как видов деятельности в целях общеполитического, социального интеграционного воздействия. К та­ким субъектам относятся федеральные, региональные и местные тер­риториальные органы власти. От них отличаются отраслевые субъекты у управления, использующие более узкий набор специфических функ­ций; потому-то отраслевое управление иногда именуют функциональ­ным управлением. Такое функциональное управление могут осуществ­лять федеральные структуры (министерства, федеральные службы, агентства), а также однотипные службы различных госорганов. На­пример, юридические (правовые) отделы функционируют в аппаратах всех органов: парламента, правительства, министерств, территориаль­ных администраций.

Функции основные, публично-управляющие воздействия по ха­рактеру различаются на политические и административные. Очень важно, чтобы и те, и другие выделялись в Положении конкретного министерства, уставе административной службы.

Политические функции характеризуют ведомство как институт, осуществляющий государственную юрисдикцию и управление с пра­вом издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере.

Указом №314 федеральному министерству определены функции:

По выработке государственной политики и нормативно-право­вому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельно­сти. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Пра­вительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

На основании и во исполнение Конституции Российской Феде­рации, федеральных конституционных законов, федеральных зако­нов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Рос­сийской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулиро­вание в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, актами Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации;

В установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю, надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кро­ме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Феде­рации;

Осуществляет координацию и контроль деятельности находя­щихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Политические функции не требуют непрерывного, постоянного процесса государственной деятельности. Политика - мир поиска вне законоурегулированных границ, определение общего руководства, курса, программ, отдельных мер и действий. Политический интерес или возможность (невозможность) могут стать причиной воздержания от каких-то мер действий, разработки программы и т, д. Политика - всегда выбор и альтернативность в функциональной деятельности субъектов административно-политического управления.

Административные функции характеризуют ведомство как инсти­тут, осуществляющий: а) функции по контролю и надзору за исполне­нием общеобязательных правил поведения и б) предоставляющий го­сударственные услуги физическим и юридическим лицам. Субъекты, вступающие в отношения получения услуг от данной госадминистра-тивной службы, подпадают под определенную административную юрисдикцию данной службы и несут ответственность за нарушение законодательства, действующего в отношении данной службы и ее клиентов.

В Указе № 314 функции по контролю и надзору определяются как: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами уста­новленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими норма­тивными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

Выдача органами государственной власти, органами местного са­моуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Эта функция в качестве основной установлена для всех 34 феде­ральных служб.

Функции по оказанию государственных услуг понимаются как осу­ществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопре­деленному кругу лиц. Эти функции в качестве основных установлены для 28 федеральных агентств.

Для федеральных агентств установлена также функция по управле­нию государственным имуществом, что означает осуществление полно­мочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным пред­приятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями от­крытых акционерных обществ.

Административное управление связано с осуществлением право­применительной функции, т. е. изданием индивидуальных правовых ак­тов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

Функции административные - в этом еще одна их специфика и отличие от политических - непрерывны в исполнении. Обеспечение законов, норм, правил, порядка всецело принадлежит к безусловной необходимости, непрерывному исполнению законоустановленных Функций государства. Идеалом здесь служит автоматизм принятия административных мер (скажем, пресечения правонарушения) или Реализации законоустановленного правила.

Именно этим и достигается правовой характер государства, пуб­лично-правовой режим функционирования демократии (демократия и порядок - каждый день, а не по праздникам или в дни чрезвычай­ных операций ГИБДД, МВД (как, например, «Вихрь» в Москве), ко­торые производятся в случаях непосредственных служебных указаний от вышестоящих начальников в ситуации «ЧП», либо как шумно-эффектные предвыборные кампании.

Наряду с базовыми функциями государственное управление охва­тывает и те, что реализуются в отдельных сферах, отраслях или участ­ках управления. В научной литературе эти функции именуются по-разному: специфические, специальные, специализированные, осо­бенные.

По соотношению с главными целями (задачами) госоргана функ­ции различаются как главные, общественно значимые и вспомога­тельные, обеспечивающие. Иногда, впрочем, функции одного наиме­нования являются главными для одних госорганов и обеспечивающи­ми (вспомогательными) для других. Так, контроль - главная функция правоохранительных органов и обеспечивающая - в других, скажем, в министерстве.

Функции управляющего воздействия на внешнюю (общественную) среду включают в себя процесс познания действительности и процесс преобразования. Преобладание первого либо второго в функциях управления является основанием для классификации и выделений двух основных групп функций государственно-административного управления: познавательно-программирующих и организующе-регули-рующих.

На уровне государственного органа административного воздейст­вия есть такие подходы к классификации функций. По отношению к целям (задачам) внутриорганизационного характера известный административист Д. Н. Бахрах выделяет такие три группы функций:

- ориентирование (управляемой) системы - прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, "методическое руководство и др.;

- обеспечение системы - кадровое, материально-техническое, финансовое, организационное, информационное и др.;

- оперативное управление системой - непосредственное регули­рование деятельности, учет, контроль, оценка и др.

Эту весьма продуманную классификацию можно все же несколько дополнить, в частности в первую группу включить программирование, информирование, анализирование, консультирование, в третью - ко­ординацию, коррекцию.

Такой подход может быть использован для систематизации функ­ций не только внутриорганизационного управления, но и публичного воздействия.

О. А. Тихомиров предлагает свою классификацию функций пуб­личного управления, раскладывая их на общие и специальные полно­мочия, служащие мерой должного поведения (органа, подразделения, должностного лица), самостоятельности в выполнении задач и функ­ций. Эти суждения представлены следующим образом:

- руководящие функции, при этом полномочия выражаются слова­ми: руководить, решать, направлять, определять, утверждать;

- регулирующие функции - полномочия: регулировать, устанавли­вать, обеспечивать;

- расчетно-информационно-аналитические функции - полномо­чия: изучать, разрабатывать, подготавливать, рассматривать, оцени­вать, информировать;

- организационные функции - полномочия: организовывать, ко­ординировать, согласовывать, инструктировать, содействовать;

- контрольные функции - полномочия: проверять, заслушивать, контролировать, корректировать.

На первичном уровне управления реализуются функции индивиду­альные как воздействие должностного лица - это виды конкретной управленческой деятельности, которые регламентируются, устанавли­ваются в должностной инструкции, соответствуют компетенции (юри­дической соразмерности правомочиям) и требуют определенной ква­лификации (профессионального опыта, образования).

Любой вид управленческой деятельности предполагает осуществ­ление универсальных управленческих функций, которые: а) реализу­ются на всех этапах управленческого процесса - целеполагания, при­нятия решений, организации их исполнения; б) требуют профессио­нальной управленческой квалификации (знания и опыта). Назовем их квалификационо-управленческие. К таковым относятся: планирование, организация, регулирование, координация, контроль и анализ. Любой из этих видов есть обособившаяся, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, продукт процесса разделения тру­да и специализации управления.

Определение общих функций включает следующее основное со­держание.

Планирование рассматривается как постановка целей, определяю­щих перспективы развития и будущее состояние управляемых объек­тов и процессов, а также способы достижения намеченных целей.

Планирование является первейшей задачей управления. Оно Должно появляться во всех управленческих функциях, поскольку оно определяет природу этих функций. Планирование включает выбор Цели, прокладку курса и продвижение этим курсом в направлении це­ли.

Организация направлена на установление конкретных параметров оргструктуры объекта и субъекта управления и взаимосвязей между ними, в том числе: степени централизации и децентрализации управ­ления; разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управле­ния; уровней организации рабочих мест и условий труда; квалифика­ции работающих; регламентации и стимулирования работы подразде­лений и каждого работающего.

Координация обеспечивает согласованность работ всех звеньев сис­темы управления; благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта управления, связывающая и объединяющая все усилия персонала.

Регулирование создает отношения упорядоченности и устойчивости социально-экономической системы и в случае ее отклонения от за­данных параметров приводит в эффективное действие ее персонал.

Контроль призван выполнять обратную связь объектов управления с аппаратом управления; эта функция выполняется, чтобы постоянно наблюдать, оценивать и давать информацию о реализации объектом управления решений, относящихся к его компетенции.

Анализ - разложение управляемых процессов и процессов управ­ления на составляющие их элементы таким образом, чтобы получить возможность исключить негативные проявления в объекте и субъекте управления, выявить условия и тенденции их возникновения, закре­пить, Синтезировать все прогрессивные, дающие социально-экономи­ческий эффект.

Квалификационно-управленческие функции по отношению к ос­новным (критически-важным, общественно-предназначенным функ­циям публичного воздействия) являются вторичными, обеспечиваю­щими. «Вторичность», однако, вовсе не означает «несуществен­ность» - они упорядочивают, профессионализируют саму деятельность управленцев.

Функции как виды управляющего воздействия взаимоувязаны с компетенцией госоргана.

Компетенция (от лат. сотре1епиа - принадлежность по праву) - круг полномочий какого-либо органа, лица; круг вопросов, в котором данный орган, лицо обладает познаниями, опытом, имеет право и способность решать,

Компетенция госоргана - установленный на основе Конституции и законов государства состав предметов ведения, по которым он име­ет полномочные обязанности принимать и издавать правовые акты либо совершать юридически значимые действия в совместном произ­водстве с другими госорганами.

Есть два подхода к решению актуального вопроса о компетенции исполнительных органов.

Один подход основан на понимании компетенции как полити­ко-правовой категории, трактует компетенцию как властное полномо­чие, право решать, издавать обязательные для исполнения правовые акты по вопросам своего ведения.

Для другого подхода характерно признание полномочий в качестве составного элемента управленческих функций, как право и обязанность осуществлять конкретные виды управляющего воздействия, использо­вать определенные методы и способы воздействия в рамках установленных задач. Компетенция как управленческая категория определяет­ся как совокупность установленного круга предметов ведения, задач в определенной сфере деятельности, а также обязательных для их ре-рения функций (видов деятельности) и полномочий (прав и ответст­венности).

Итак, в целом проблема компетенции исполнительного органа включает такие вопросы:

Определение предметов ведения, тех общественно значимых за­дач, решение которых возложено на орган, должностное лицо. Право их решать - это обязанность, ответственность органа (лица) перед государством;

Определение правообязанности органа не только перед государ­ством, но обществом и гражданином, с тем.чтобы его деятельность не нарушала права и свободы человека, а обеспечивала их. Полномочия - совокупность прав и ответственности за действия (и бездействие) ис­полнительных органов, должностных лиц;

Определение «меры должного поведения», т. е. «радиуса» юри­дически необходимого и возможного действия госслужащих. Компе­тенция неизбежно предусматривает право деятельности по усмотре­нию - решать самостоятельно, когда и как использовать то или иное право. Деятельность по усмотрению - перманентная составляющая
госадминистративного управления, ибо жизненные ситуации настоль­ко многообразны, что трудно все урегулировать, предусмотреть зако­ном, правовым актом. И тут на первый план выступает не юридиче­ская норма, а профессионализм, интеллект, чутье.

Властные структуры используют различные способы определения и изменения компетенции подведомственных органов.

Установление компетенции - нормативное закрепление предметов ведения, прав и обязанностей.

Централизация - осуществление функций только центральными органами, сосредоточение у них права принимать решения.

Децентрализация - передача части функций и права принимать Решения по определенному 4 кругу вопросов нижестоящим исполни­тельным органам и местным органам власти, т. е. другим центрам принятия решений.

Деконцентрация - рассредоточение функций управления по «го­ризонтали» и по «вертикали».

Передана - нормативное закрепление за иным субъектом (власти, общества) права на ведение какого-либо предмета (вопроса), ресурсов н а осуществление необходимых функций и ответственность за пере­данный предмет (вопрос) ведения.

Передача может быть осуществлена на нижестоящий уровень вла­сти (субъектам Российской Федерации или муниципалитетам), а так­же саморегулируемой организации.

Делегирование - согласованная взаимная передача полномочий ор-ганами власти различных уровней - на установленное время, в уста­новленном объеме, при сохранении ответственности за тем субъектом управления, который делегировал полномочие.

Субсидиарность - взаимодополняемая деятельность разных звень­ев власти и управления.

На практике нужно умело применять эти способы, причем в та­ком их сочетании, которое не нарушает гармонии управления.

6.5. Критерии формирования функций ведомств

Политические критерии. Формирование функций министерства от­носится к труднейшим проблемам науки административного управле­ния.

Представляется, что необходимым условием для создания мини­стерства является наличие проблемы, решение которой должно быть существенным моментом формирования всей политики государства. Это министерство должно обладать определенными правами и обя­занностями, в противном случае оно будет лишено возможности вы­полнять возложенные на него функции, и в лучшем случае будет представлять лишь частные интересы предприятий и учреждений. Ру­ководство министерства вынуждено выступать перед правительством как бы своего рода «профессиональным союзом». Политика этого «союза» не всегда будет совпадать с общегосударственной политикой. Критерий ответственности. Руководство созданного высшего ор­гана обязано в полной мере отвечать за выполнение порученных ему задач государственной важности. Этот принцип является обязатель­ным при формировании задач для индивидуального рабочего места и для любого ведомства. Однако необходимо обратить внимание на следующее: министерство как единое целое является регулирующим ор­ганом. В его функции входит обязанность формирования политики ве­домства, а для этого данный орган должен быть не только объектом общегосударственной политики, но в известной степени и ее творцом. Политический критерий создания высшего органа управления лиша­ется своего содержания, если объект политики не в состоянии нести никакой ответственности за то, что ему поручено. Следовательно, критерий ответственности является неминуемым дополнением поли­тического критерия.

Критерий отсутствия противоречий. Существенной проблемой яв­ляется определение функций, за выполнение которых ответственно данное ведомство, так чтобы они не перекрывались или не пересека­лись с функциями, порученными другому ведомству. Нельзя мириться с положением, когда высшему органу, в той или иной форме привле­ченному к ответственности за недосмотр в выполнении государствен­ных заданий на подчиненном объекте, мешает слишком энергичное выполнение таких же заданий другим ведомством, которое подходит ним иначе. Задания, вызывающие у партнеров противоречивые тен­денции, следует объединять в одном ведомстве, тогда уклонение от ответственности станет невозможным и, кроме того, руководство ве­домства сосредоточит свою творческую энергию исключительно на поисках оптимальных решений, не отвлекаясь на борьбу с «противни­ками».

Критерий комплексности. Для выработки ведомственной политики недостаточно лишь учесть принципы формирования функций ведом­ства. Помимо этого, необходимо помнить о принципе взаимного со­гласования: 1) задач и обязанностей; 2) полномочий и средств и 3) ответственности.

Исходя из указанных критериев формирования функций ведомств (министерств) в классификации функций появляются понятия не­свойственных и избыточных функций.

Несвойственные - это необходимые функции, но не соответствую­щие основному профилю деятельности конкретного министерства. Так, за Минприродой России закреплена (на начало 2003 г.) функция надзора за маломерными судами, осуществление которой влечет за собой дублирование надзорной функции субъектов Федерации, а так­же Минтранса России.

Избыточные - это функции, необоснованно исполняемые органа­ми исполнительной власти. Минэкономразвития России предложило свою методологию анализа избыточных функций к заседанию Прави­тельства РФ 15 мая 2003 г. по вопросу о ходе выполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ по проведению административ­ной реформы в части ликвидации избыточных функций федеральных органов исполнительной власти

Функции анализировались на предмет избыточности по шести ос­новным критериям:

Закреплена ли функция в федеральном законе или ином зако­нодательном акте;

Содержит ли функция властные полномочия и (или) связана совершением юридически значимых действий;

Соответствует ли исполнение функции ограничениям на совме­щение властных и хозяйствующих функций, установленным антимо­нопольным законодательством;

Обоснованно ли функция не передается на региональный или Местный уровень власти;

Обоснованно ли функция не передается саморегулируемым организациям;

Может ли функция осуществляться участниками рынка.
Проведенный Минэкономразвития России анализ по указанным

Критериям позволил выделить две группы избыточных функций: избы­точные и потенциально избыточные.

Избыточные функции, в свою очередь, могут быть разделены на:

Формально избыточные - т. е. функции, содержащиеся в по­ложениях о ведомствах, но отмененные другими правовыми актами (например, функции лицензирования определенных видов деятельно­сти, которые были упразднены федеральными законами, но сохрани­лись в постановлениях Правительства Российской Федерации как функции конкретных ведомств; или функции, фактически неиспол­няемые в силу объективных причин);

Избыточные - функции, необоснованно исполняемые феде­ральными органами исполнительной власти, упразднение которых может быть проведено путем изменения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов и не потребует комплексных ор­ганизационно-структурных преобразований (например, функция МВД
России по регистрации копировально-множительной техники);

Условно избыточные функции - функции, необоснованно ис­полняемые федеральными органами исполнительной власти, упразд­нение которых может быть проведено при условии комплексных ор­ганизационно-структурных изменений (например, функция Минюста России по созданию (упразднению) государственных нотариальных кон­тор и регулированию деятельности государственных нотариусов).

Значительное число избыточных функций классифицировано как формально избыточные и избыточные. По преимуществу функции, отнесенные к двум указанным категориям, являются второстепенны­ми по значимости. Большинство же важных (первостепенных по зна­чимости) избыточных функций отнесено к категории условно" избы­точных.

Под потенциально избыточными функциями понимаются функции, для принятия решения о целесообразности упразднения которых тре­буется их более детальное изучение, включая проведение подробного функционального анализа механизма их реального исполнения ведом­ствами.

Основные предложения, касающиеся изменения избыточных функций, сводятся к упразднению функции, в том числе выведению функции за пределы исполнительной власти и передаче ее специализи­рованной государственной либо негосударственной организации.

Упразднение функции, таким образом, предлагается в случае, если она:

Была отменена федеральным законом или в ряде случаев не предусмотрена законодательным (нормативно-правовым) актом;

Не содержит в себе властных полномочий и (или) не связана с совершением юридически значимых действий и (или) может осуще­ствляться специализированной, в том числе негосударственной, орга­низацией, не обладающей властными полномочиями;

Не соответствует ограничениям на совмещение властных и хо­зяйствующих функций, установленным антимонопольным законода­тельством.

Передача функций может быть осуществлена:

На нижестоящий уровень власти (субъектам Российской Феде­рации или муниципалитетам);

Саморегулируемой организации.

Передача функций должна сопровождаться дополнительным изу­чением вопроса и аргументацией целесообразности упразднения по­тенциально избыточных функций.

Передача функции на нижестоящий уровень власти (субъектам Российской Федерации или муниципалитетам) предлагается исходя из принципа субсидиарности и установления минимально необходимого уров­ня власти, на котором данная функция могла бы эффективно осуществ­ляться.

Передача функции саморегулируемой организации предлагается в случае, если в конкретном сегменте рынка имеется достаточная степень самоорганизации его участников, действуют профессиональные и этические стандарты поведения и функции регулирования и кон­троля их деятельности могут успешно исполняться саморегулируемой организацией.

Следует также отметить, что наиболее значимые функции, являю­щиеся избыточными, не могут быть механически упразднены, по­скольку, как правило, в их исполнении задействовано значительное число государственных служащих и материально-технических ресур­сов, а процесс их ликвидации весьма протяжен во времени. В этом смысле показательна функция МВД России по осуществлению охра­ны имущества юридических и физических лиц по договорам (часть вневедомственной охраны), для исполнения которой задействованы более 300 тысяч сотрудников и значительный массив недвижимого 1 имущества, транспортных средств и средств связи.

В этой связи реализация предложений по упразднению избыточ­ных функций, особенно наиболее важных (условно избыточных), должна строиться по проектному принципу. В рамках такого проекта формируется межведомственная рабочая группа для всестороннего анализа функций, признанных избыточными, которая готовит наибо­лее предпочтительный вариант их упразднения вместе с пакетом из­менений в законодательстве, финансово-экономическим обосновани­ем и организационными мероприятиями. Результаты работы такой группы вносятся в установленном порядке Президенту РФ или в пра­вительство.

Похожим образом должна проводиться работа по анализу потен­циально избыточных функций. Вместе с тем главной задачей рабочих групп по потенциально избыточным функциям, во всяком случае, на первом этапе, будет детальный функциональный анализ реальных процедур исполнения ведомством конкретных функций. Для этого ве­домство должно представить описание юридической и фактической процедуры исполнения потенциально избыточной функции, на осно­ве которого рабочая группа будет изучать процесс исполнения функ­ции непосредственно в ведомстве, проводить консультации со специа­листами в конкретной сфере управления и т. п.

Процесс государственного управления неизменно связан с функциями государства. Управление, как деятельное проявления, и само представляет собою основную (главную) функцию государства.

В теории государства и права под функциями государства принято понимать основные направления внутренней и внешней деятельности государства , в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение . Так, под функцией, согласно толкованию философского словаря, понимается роль, которую выполняет определенный социальный институт, или процесс по отношению к целому. Функция – это так же и систематическая деятельность, обязанность кого-либо.

Категория "функция" в латинском языке обозначает "исполнение", "соответствие", "совершение", "отображение" . В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности

Ответ2 (начало). Под функцией государственного управления понимается правомочная, организующая повседневная деятельность органов государственного управления, направленная на обеспечение целей и решение задач, стоящих перед государством на определенном историческом этапе его развития.

Функции государственного управления проявляются в деятельности системы публичной власти, обеспечивающей реализацию целевых программ социального, экономического и культурного развития общества. Управление субъектов публичной власти связано с руководством общественными процессами во всех сферах и отраслях социальной жизни общества. Управление осуществляется посредством применения различных средств, методов, способов и приемов воздействия субъектов управления на общественные отношения в целях достижения рациональных результатов от объектов управления.

Классификация функций государства может быть определена по различным критериям. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - внутриполи­тических или внешнеполитических - они подразделяются на внут­ренние и внешние . Внутренние функции государства - это деятельность государства, реализуемая через его специальные властные структуры (органы), направленная на удовлетворение внутренних общественных потребностей. Например: защита конституционного и общественного строя от внутренних деструктивных сил; обеспечение безопасности юридических и физических лиц от противоправных посягательств и угроз природного и техногенного характера; охрана общественного порядка; обеспечение реализации социальных прав граждан; функция развития культуры науки и образования; воспитательная функция и т.п.. К внешним функциям относится деятельность государства, связанная с укреплением основ самого государства, его суверенитета и целостности, поддержанием авторитета государства в международном сообществе: оборона страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; развитие межгосударственного культурного, научного сотрудничества и т.п.



В свою очередь внутренние и внешние функции государства мы предлагаем классифицировать по характеру государственной и общественной значимости как основные и вспомогательные . К основным функциям относится такая деятельность государства, которая связана с жизненно необходимыми потребностями общественного строя, без осуществления которой просто невозможно само существование определенного типа государства. Иными словами, основные функции - это наиболее общие, важнейшие направ­ления деятельности государства, ориентированные на решение коренных стратегических задач и осуществление целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт .

-во-первых, в них наиболее ярко проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение и обязательства по отношению к его населению;

-во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т. д.), основные функции относятся к государственно-властной деятельности и выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата;

в-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основные функции носят комплексный, собирательный характер, т.е. включают в себя ряд вспомогательных функций и требуют системного анализа. Они воплощают сосредоточение усилий государства на каких-либо решающих, генеральных направлениях его внутренней или внешней деятельности. Объектом воздействия основных функций государства является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то важной для государства сфере (например: проведение внешней политики государства, поддержание конституционного строя государства и т.п.). Сообразно с этим, основные функции государства следует группировать по наиболее важным направлениям государственного воздействия.

Таким образом, под основной функцией государства следует понимать законодательно закрепленный вид государственной деятельности, в котором наиболее полно реализуются основные обязательства государства перед населением и мировым сообществом, проявляется сущность и назначение государства конкретного типа, и разрешаются главные стратегические цели государства. Таких функций у государства значительно меньше, чем функций вспомогательных, в их числе такие функции как: обеспечения внутренней и внешней безопасности; социально-экономического развития общества; развития и укрепления международных отношений; военно-технического сотрудничества России; обеспечения социальной защиты населения, законотворческая функция; управления делами государства – организационно-координационная, распорядительная функция. Характерной особенностью для таких функций является их устойчивое историческое постоянство. Иначе говоря, основные функции представляют собою устойчивую связь с государством. Другие же функции государства, условно можно назвать вспомогательными, эти функции входят в круг постоянных обязанностей конкретных государственных органов, государственных служащих и должностных лиц, (например: обеспечение общественной безопасности, охрана общественного порядка, лицензионная деятельность, паспортизация населения, прокурорский надзор, судебная деятельность и т.п.). Таких функций у государства значительно больше, чем основных, они носят хотя и второстепенный, но необходимый для жизнедеятельности государства характер, в целом их можно называть вспомогательными, т.к. они осуществляются в целях обеспечения основных функций государства.

Вспомогательные функции государства представляют собою опосредованную деятельность государственных органов, направленную на обеспечение реализации основных функций государства и удовлетворение развивающихся общественных потребностей. Число таких функций, при определенных жизненных условиях может расти (появляться новые виды) или наоборот упраздняться вместе с осуществляющими их субъектами.

Основные функции, включая государственную функцию управления, возникают и совершенствуются одновременно с возникновением государства и прекращают свое существование с прекращением его существования. Особого внимания, на наш взгляд, требует государственная функция управления, как основная функция государства, возникшая и развивающаяся одновременно с возникновением самого государства, которой практически отводится недостаточное внимание в научной и учебной литературе по административному праву и теории государства и права. Данная функция представляет собою оперативную, организационно-координационную, регулятивную деятельность аппарата государственной власти, осуществляемую при помощи широких слоев общественности, направленную на урегулирование многообразных общественных отношений, происходящих в различных сферах государственной жизни.

Г.В. Атаманчук, определяя сущность государственного управления как направляющее, организующее и регулирующее воздействие на общественные отношения, подчеркивает возрастающее значение таких функций, как согласование, координация и интеграция на общей правовой и организационной основе. Отмеченные функции, на наш взгляд, имеют второстепенное, вспомогательное значение. Применительно к понятию «государственное управление», для нас представляют определенный интерес как основные, так и вспомогательные функции государства.

Функциями государственного управления признаются три группы, категории: общие, обеспечивающие и специальные. В свою очередь, к общим функциям относятся: организация, координация, планирование, прогнозирование, информация, регулирование и контроль. К обеспечивающим функциям государственного управления следует, прежде всего, отнести те из них, которые не прямо, а опосредованно способствуют достижению целей и решению задач, преследуемых и ставящихся перед ним (материально-техническое снабжение; доставка и распределение ресурсов; множительные, редакционные работы; различные виды обслуживания; подготовки и переподготовки кадров и т.д.). Специальными функциями государственного управления, с нашей точки зрения, следует считать: правотворческую; регулятивно-управленческую; обеспечивающую социально-правовую защиту прав и свобод граждан и государственных служащих; охранную (поддержание общественного порядка); оперативно-исполнительскую и административно-процессуальную (юрисдикционную).

Из функций государства некоторые авторы выделяют функции органов государства , то есть реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Представляется, что данное отграничение не вполне оправдано, т.к. не увязывается с содержанием понятия «Государство». Термин «государство» является понятием обобщенным, безраздельно включающим такой обязательный элемент как «организация публичной власти» - система органов публичной власти, которая является механизмом реализации государственных функций, без чего государство существовать не может, не может и реализовать не одну из своих функций.

В нормативных правовых актах не содержится понятия «государство», а в теории государства и права существует множество, иногда не согласующихся понятий. Позволим себе представить понятие государства, включив в него обязательные, на наш взгляд, определяющие его содержание элементы, без которых само понятие – «государство», утрачивает свое смысловое содержание.

Государство (авт.) – социально организованная общность людей, именуемых - народ, объединенная границами суверенного, территориально-пространственного образования, имеющаяй единую экономическую, политическую и правовую системы и управляемую органами публичной власти.

Организация публичной, административной власти представляет собою систему специальных юрисдикционных и полномочных органов государства, которые и осуществляют разнообразные виды государственной деятельности. Никакой самостоятельной деятельности (функций), не свойственных именно государству, или не прописанных в нормах государственного права, государственные органы осуществлять самостоятельно не могут, они обязаны строго руководствоваться в своей деятельности законом, применяемым к определенным общественным отношениям. Именно поэтому функции органов государства не следует однозначно отделять от понятия функции государства, ибо они являются фактором обеспечения основного предназначения государства. Ответ3 (начало). Как нами уже и отмечалось, все государственные функции целесообразнее подразделять наосновные и вспомогательные. Так, например: правотворчество и управление , как виды государственной деятельности, без сомнения следует отнести к основным функциям государства. В свою очередь не правотворческая не управленческая деятельность не может осуществляться без ряда вспомогательных функций: сбора и анализа необходимой информации, планирования, программирования, принятия организационного решения, и др., которые осуществляются специальными органами, создаваемыми законодательной и исполнительной властью государства для реализации их основных функций.

Для того, чтобы любая основная функция государства могла быть реализована, необходимо создание механизма управления, в лице государственно-властных органов, т.е. специальных субъектов, деятельность которых направлена на урегулирование общественных отношений, но и этого еще не вполне достаточно, так же необходимо наделить данные субъекты (органы публичной власти) специальным правовым статусом и определить их функции, которые мы и называем вспомогательными обеспечивающими функциями государства, при помощи которых и реализуются основные функции государства. Например, для того, чтобы реализовать экономическую функцию государства, необходимо создание экономических институтов в виде банков, иных кредитных учреждений, собственно государственного характера или позволить образование частных финансово-кредитных организаций, создание которых связано с рядом формальностей, обусловленных реализацией функций иных органов государства (налоговых органов, органов внутренних дел, органов противопожарного надзора и др.) В виде второстепенной функции здесь будет выступать лицензионно-регистрационная и разрешительная деятельность государства, проводимая субъектами исполнительной власти. Иными словами, без реализации вспомогательных функций, через органы публичной власти, государство не может приступить к реализации своей основной экономической функции.

Здесь необходимо отметить, что все основные и вспомогательные функции государства имеют тесную взаимосвязь и взаимозависимость и не могут существовать изолированно, ибо и само предназначение государства как организации публичной власти потеряет всякое смысловое содержание. Из всего сказанного следует сделать однозначный вывод, что каждая из основных функций государства обеспечивается совокупностью вспомогательных функций имеющих специфический отраслевой характер. Таким образом, осуществление основных функций государства по своему со­держанию есть непрерывный процесс реализации отдельными госу­дарственными органами многочисленных вспомогательных функций.

Процесс государственного управления, как и все иные основные функции государства, включает в себя ряд специфических вспомогательных функций, которые целесообразно именовать управленческими функциями, так как и они составляют определенный вид деятельности отдельных звеньев системы государственного управления и установлены, как правило, в законах, или подзаконных актах: - сбор и анализ информации. Вопросы сбора и анализа информации регулируются Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля над деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов. В пункте 2 ст. 12 указанного Закона предусмотрен перечень документов, которые возлагают на тех или иных лиц обязанность по обеспечению доступа к информации. К таким документам относятся: законодательство, учредительные документы организаций, договоры на услуги по информационному обеспечению и т.п.. Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам, согласно с указанным законом, владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствие с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.

Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством;

Многие нормативные правовые акты одновременно содержат в себе не одну, а несколько функций управления. Например, Федеральным Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , установлены такие функции как:

- прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);

- планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения);

- организацию (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между управляющим и управляемым субъектами управления);

- координацию и взаимодействие, представляющих ориентацию субъектов управления на наиболее эффективное достижение требуемых результатов, осуществляемых для достижения общих целей управления;

- контроль, над осуществлением определенной деятельности и учет ее результатов;

- распорядительство, (установление режима деятельности по достижению целей и задач управления в соответствие с заданной программой).

По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления, так называемый управленческий цикл. Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Итак, управленческий цикл представляет собой повторяющуюся совокупность последовательно

осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения.

Цикл управления можно представить в следующем виде:

1) выявление и осмысление актуальной проблемы управления;

2) формулирование целей и постановка задач;

3) подготовка и принятие управленческих решений и их правовое закрепление;

4) организация исполнения управленческих решений;

5) коррегирование управленческого решения и регулирование системы управления.

В основе реализации государственно-властных функций управления лежат принципы законности, гласности, доступности и др. В государствах, осуществляющих принцип законности, властные полномочия государственных органов и иных субъектов публичной власти регулируются правовыми нормами, закрепляющими их компетенцию. Заслуженный деятель науки, доктор юридических наук, профессор Д.Н.Бахрах отмечает, что эффективность деятельности аппарата публичной власти, ее слаженность во многом зависят от правильного определения компетенции органов, их структурных подразделений, должностных лиц. Урегулированность осуществления публичной власти системой правовых норм о компетенции, реализация и строгое следование этим нормам - важнейшие условия соблюдения законности.

Соблюдение же законности, как основной принцип, относящийся к деятельности субъектов управления, должен являться одновременно и основным принципом их правосознания и правовой культуры, о чем мы будем говорить во второй главе нашего исследования.

Процесс управления, как функция в собственном смысле, всегда представляет собою ряд определённых самостоятельных и последовательных стадий: изучение объекта управленческой деятельности; определение средств, методов и способов управленческого воздействия на требующие урегулирования общественные отношения; выработка и принятие решения; организация его исполнения; контроль исполнения решения; анализ и подведение итогов. Все основные функции государства: социально-культурная, социально-политическая, экономическая и др., реализуются только посредством функции государственного управления.

Вопросы внутренней и внешней организации управления в обществе находят свое социально-правовое разрешение в определении правового статуса, предмета ведения и компетенции конкретного органа управления.

3.3. Система функций государственного управления

Цели и функции государственного управления взаимообусловлены. Если первые отвечают на вопрос «что делать?», то вторые - «как делать?». А известно, что мало смысла сказать «что», когда не знаешь «как» и, наоборот, немного проку в знании «как» при неведении относительно «что».

Целесообразно специальное пониманиефункций государственного управления. К таковым относятсяконкретные виды управляющих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способу сохранения либо преобразования управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов.

Функция управления - это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последние реагируют и которое воспринимают.

Функция государственного управления - это роль, которую выполняет государственный аппарат для того, чтобы направить и организовать общественную жизнедеятельность, оказать на нее влияние для достижения поставленных целей.

Предмет функции управления указывает на стороны, аспекты, проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства (его органов). Для функции регулирования, к примеру, это конкретные отношения между людьми, ставшие актуальными для общества. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия; у названной выше функции - это создание или применение необходимых социальных норм (труда, поведения и т.д.).

Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в функции регулирования это способность к упорядочению искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание, поведение и деятельность.

Функции государственного управления тесно связаны с общественными функциями государства и отражают способы осуществления последних. Если общественные функции государства раскрывают,в чем его общественная природа и роль, то функции государственного управления показывают,как, какими способами, в процессе каких взаимосвязей с обществом оно их осуществляет. Функции государственного управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства какцелостного субъекта управления.

Каждая из таких функций представляет собой определенный вид управляющего воздействия, который как бы пронизывает иерархию государственных органов и является общим, типовым для них. Поэтому в структуре государства функция государственного управления получает известную дифференциацию, распределение и рассредоточение в управленческих функциях различных государственных органов, их звеньев и подсистем. Выделение специфики«функций государственного управления» и «управленческих функций государственных органов» имеет важное значение и создает методологические посылки для рассмотрения многих управленческих проблем. Это необходимо запомнить.

Общее в функциях государственного управления и управленческих функциях государственных органов состоит в том, что, во-первых, и те и другие являются управляющими воздействиями государства и, во-вторых, и те и другие имеют одно и то же назначение - оказывать влияние на сохранение и развитие общественной системы, обеспечивать выполнение актуальных государственных предначертаний.

Различие между ними проходит: а) по субъекту воздействия - функции государственного управления осуществляются всей организационной структурой государственного управления, управленческие функции государственного органа - непосредственно данным, конкретным органом; б) по объему (пределам) влияния - функции государственного управления оказывают воздействие на большие сферы, области, крупные подсистемы, а часто и на всю общественную систему; управленческие функции государственных органов направлены лишь на отдельные компоненты, звенья, проявления общественной системы; в) по средствам реализации - функции государственного управления обеспечиваются всей силой государства, управленческие функции государственных органов - теми полномочиями и организационными возможностями, которые предоставлены данному органу; г) по характеру - функции государственного управления отражают объективные взаимосвязи государства и управляемой общественной системы, управленческие функции для каждого государственного органа установлены в его правовом статусе и являются в этом смысле юридической констатацией управляющих воздействий данного государственного органа.

Управленческие функции государственных органов - это юридически выраженные управляющие воздействия отдельных государственных органов, которые они вправе и обязаны осуществлять в отношении определенных управляемых объектов или управляющих компонентов каких-либо иных структур.

Такие функции воспринимают, естественно, те параметры, которые присущи функциям государственного управления, т.е. они также различаются по предмету (направленности воздействия), содержанию (организационно-регулирующим способностям), способу реализации (совокупности средств воздействия). Но к этим параметрам добавляется еще один - объем управленческой функции государственного органа, определяющий меру ее участия в осуществлении целостной функции государственного управления. Объем управленческой функции обусловлен местом государственного органа в структуре управляющей системы и очерчивает пределы и роль этого органа в управлении общественными процессами.

Функции государственного управления и управленческие функции государственных органов (далее, в целях экономии слов - простофункции управления) в силу специфики их параметров подразделяются на виды .

Как известно, государство имеет сложную иерархию органов, вследствие чего необходимо управление самой этой управляющей системой. Причем порой не менее трудное, чем управление со стороны государственных органов управляемыми объектами. Таким образом, в зависимости от направленности и места воздействия можно выделить внутренние и внешние функции управления.

Внутренние функции управления олицетворяют управление внутри государственной управляющей системы. Их существование обусловлено многоуровневым и разнокомпонентным построением государства как субъекта управления, актуальностью упорядочения и активизации действий его подсистем и звеньев. Целевая ориентация таких функций управления состоит в том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому государственному органу совершенствовать и развивать его, переводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении.

Внешние функции управления характеризуют непосредственно процесс воздействия государственных органов на общественные процессы (управляемые объекты). В них - основной смысл и содержание государственного управления, его общественное предназначение. Система внешних функций управления государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры государства, а с другой - особенностями целей и содержания деятельности разных управляемых объектов.

По критериюсодержания, характера и объема воздействия функции управления делятся на общие и специфические.

Общими являются такие функции управления (внутренние и внешние), которые отражают сущностные моменты государственного управления, его основные объективно необходимые взаимосвязи. Эти функции управления имеют место практически в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами, характерны для функционирования всех компонентов субъекта государственного управления.

Среди общих в научной литературе называют разные функции: Роберт М.Фалмер пишет о планировании, организации, выполнении, контроле; К.Киллен выделяет планирование, организацию, руководство, мотивацию, контроль; Г.Кунц, С.О"Доннел - планирование, организацию, комплектование штатов, руководство и лидерство. Характерно, что почти в любой научной работе по управлению рассмотрение функций управления начинается с функции планирования, настолько она признается актуальной и необходимой.

Специфические функции управления отражают особенное содержание отдельных воздействий, обусловленное разнообразием многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях или на участках государственного управления и определяются в основном запросами управляемых объектов. Можно выделить подгруппы специфических функций управления по видам управляемых объектов, ибо, к примеру, управление экономическими объектами требует совсем иных управляющих воздействий, чем управление духовными объектами и т.д. Даже такие специфические функции управления, как финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование и другие, в каждом из видов управляемых объектов и в каждой соответствующей управляющей подсистеме получают свое конкретное преломление. Коммерческую и бюджетную структуры нельзя финансировать по одному шаблону. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации государственных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение и т.д.

Специфические функции государства необходимо рассматривать в связи с реализацией государственной политики в различных сферах, в частности в сфере государственного регулирования экономики, управления отдельными народно-хозяйственными комплексами и отраслями, управления социальной сферой, обеспечения национальной безопасности, внешней политики и т.д.

Наиболее важные функции государственного управления в современной России

Исполнение решений, принятых политиками . Данная функция отражает главное предназначение бюрократии, призванной реализовывать, претворять в жизнь политику государства, формируемую лицами, замещающими высшие государственные должности. От качества выполнения данной функции зависит успех проводимой государством политики. Любая стратегия государственных и общественных реформ обречена на провал, если государственный аппарат в своей повседневной деятельности не будет выполнять необходимые обязанности по организации и проведению различных мероприятий и управляющих воздействий. При выполнении данной функции действуют вертикальные связи: нижестоящие подчиняются вышестоящим в иерархии должностей государственной службы.

Регулирование обеспечивает удовлетворение социальных потребностей в государственном управлении на основе обратных связей. Если исполнение решений в основном опирается на прямые и обратные связи внутри субъекта управления, то в процессе регулирования определяющее значение имеют прямые и обратные связи субъекта и объекта государственного управления. Функции исполнения решений и регулирования взаимосвязаны. Исполнение решений должно проводиться не формально и бездумно, а в соответствии с реальными условиями. А регулирование различных отношений и процессов в объекте управления, в свою очередь, должно осуществляться в соответствии со стратегией, определяемой государственной политикой.

Лицензирование производится органами государственной власти с целью обеспечить определенный уровень качества товаров и услуг, предоставляемых различными организациями и предприятиями населению, имеющих жизненно важное значение для людей. А также оно применяется в сферах деятельности, где затрагиваются интересы государства.

Сбор и анализ информации представляет собой важную функцию, благодаря которой государство в целом и отдельные государственные органы обеспечивают обратную связь. Именно обратная связь обеспечивает адекватность государственной политики реальным потребностям общества.

Оказание услуг населению все больше и больше занимает место среди функций государственного и особенно муниципального управления. В условиях демократии органы государственного и муниципального управления в значительной степени функционируют как организации, предоставляющие услуги населению. В процессе реализации данной функции необходимо решать вопросы о наборе и качестве услуг.

Задание 3.3.1.

Распределите предложенные функции государственного управления на общие и специфические:

Общие (внешние и внутренние) _____________________________________________________

Специфические (внешние)__________________________________________________________

Специфические (внутренние) _______________________________________________________

a) планирование;

b) регулирование курса валюты;

c) мотивация;

d) работа с кадровым резервом;

e) пенсионное обеспечение;

f) организация;

g) реформирование вооруженных сил;

h) стимулирование;

i) контроль;

j) формирование органов прокуратуры в федеральных округах;

k) регулирование банковской деятельности.

________________________________________________________________________________________________