Боевой кавказский кинжал. Типы кавказских кинжалов. Где на Северном Кавказе изготавливают самые лучшие кинжалы

В средние века кинжал носили представители всех слоев общества. Он служил для самообороны, был столовым прибором и украшением. В XVI в. кинжал, как принадлежность костюма, начал уступать место шпаге. Из-за удобства ношения и несложности в обращении еще в XVI в. – первой половине XVII в. он оставался в Европе широко распространенным холодным оружием как среди военных, так и гражданского населения. На протяжении последних столетий этот короткий клинок играет роль скорее вспомогательного боевого оружия, а также аксессуара военной или гражданской одежды...

Россия, расположенная на стыке Востока и Запада, всегда успешно осваивала оружейные традиции народов мира. Кинжалы больше всего «полюбили» казаки. Как и во всем мире, в нашей стране они оказались эффективнее другого холодного оружия при единоборстве, внезапных нападениях или схватках в тесных помещениях.

Первоначально твердо установленных образцов в казачьих частях не было, поэтому повторялись в основном кавказские, персидские, турецкие образцы. Делали кинжалы не только кавказские мастера. Русские оружейники тоже внесли свою лепту в совершенствование их изготовления: Петр Волков, Станислав Лешинский из Петербурга, суженский казак Карасев из станицы Михайловской Терской области, терский казак Степан Антонов, Павел Соколов из Владикавказа, столицы Терского войска и другие. У каждого мастера были свои секреты и тонкости технологии, присущие только им способы ковки клинков, отличная от кавказских мастеров орнаментация серебряных оправ в русском стиле, черневой и резной рисунок по серебру. Также работы русских оружейников можно было узнать по форме и отделке рукоятей.

Описание кинжала низших чинов Черноморского казачьего войска образца 1840 г.
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять белого рога, фигурная, в верхней и нижней части металлические заклепки. Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья и наконечника. К устью припаяна скоба с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается фигурной пуговкой. В 1840 году кинжал принят на вооружение казаков конных и артиллерийских подразделений Черноморского казачьего войска».*
Кинжал офицерский Черноморского казачьего войска:
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Встречались также произвольные варианты клинков. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять фигурная, лицевая сторона покрыта серебром, украшена орнаментом. Ножны деревянные, покрытые кожей. Металлический прибор состоит из устья и наконечника с шариком, украшенным резьбой по серебру и чернью. В 1840 г. принят на вооружение офицеров конных и артиллерийских частей. Состоял на вооружении наряду с произвольными образцами».**
Кинжал кавказских казачьих войск образца 1904 г.
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, с четырьмя узкими долами. Характерный признак - аббревиатура на пяте клинка «ККВ» (Кубанское казачье войско) или «ТКВ» (Терское казачье войско). Эфес состоит только из рукояти. Рукоять из червоного золота, фигурная. Верхняя и нижняя пуговки серебряные. Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья со скобой для ремешка и наконечника с шариком». Для этой модели был утвержденный орнамент металлических деталей.

Казачьи войска уже несколько веков делятся на степовые: Всевеликое войско Донское, Сибирское, Уральское, Оренбургское, Астраханское, Забайкальское, Семиреченское, Уссурийское, и кавказские: Терское, Кубанское.

Когда из степной вольницы казачество реорганизовалось в иррегулярные войска русской армии, их основным оружием стали пики, сабли, шашки, ружья и винтовки. В Кавказских казачьих войсках кинжал остался только обязательным атрибутом формы. Первым, официально утвержденным образцом, был кинжал Черноморского (со временем переименованного в Кубанское) казачьего войска образца 1840 г. В дальнейшем эта модель частично была на вооружении и Терского войска.

При повседневном ношении кинжал являлся оружием и элементом формы. Ножны практически всех кинжалов заканчивались фигурным шариком. В боевом положении, в походе, при езде на лошади, длинный конец поясного ремня привязывался за наконечник кинжала. Таким образом, он висел параллельно талии и не мешал движению. В шарик упирался узел тонкого кожаного ремня и служил опорой узла. В начале ХХв. на вооружение был принят кинжал кавказских казачьих войск, сконструированный русским оружейником Федоровым, изобретателем первого в мире автомата.

Следует помнить, что в казачьих войсках, особенно кавказских, в начале ХХ в., наряду с уставным оружием было широко распространено так называемое «дедовское» холодное оружие, передававшееся от отца к сыну. Оно отличалось большим разнообразием. С ним казакам было разрешено выходить на службу. Конечно, боевой дух казака, вооруженного овеянной дедовской славой шашкой, кинжалом или другим оружием был несокрушим.

Для артиллеристов был принят на вооружение кинжал «бебут» образца 1907 года, вместо укороченной шашки.

Иррегулярные войска вооружались за свои деньги. Казак должен был являться на службу на своем коне и с личным холодным оружием. Обеспеченные казаки, конечно, могли заказывать себе вооружение у частных мастеров, которые имели патент правительства на изготовление оружия для русской армии и казаков. Но не все могли себе позволить выложить столько денег на экипировку. Для удешевления стоимости оружия, в том числе и кинжалов, на деньги из войсковой казны закупались клинки фабричного производства Златоустовской оружейной фабрики. Они проходили приемку по государственному стандарту и монтировались войсковыми оружейниками.

По уставу, Казачьи кавказские войска должны были иметь холодное оружие, оправленное в серебро или белый металл (мельхиор, нейзильбер и т.д.).

Кинжал кривой, солдатский, образца 1907 года:
«Клинок стальной, незначительной кривизны, с двумя узкими долами, двухлезвийный. Ножны деревянные, обтянуты кожей. Металлический прибор состоит из устья, и расположенной под ним скобы с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается шариком».**** Первые партии имели металлический прибор из белого металла (мельхиор, нейзильбер), затем он был заменен желтым медным прибором.
Во время Первой мировой войны, у низших чинов пулеметных команд был принят на вооружение прямой кинжал.
«Клинок стальной, прямой, ромбического сечения. Рукоять деревянная, с двумя заклепками из меди. Металлический прибор состоит из устья и расположенной под ним скобы с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается шариком. Весь металлический прибор состоит из желтой меди».*****
Кинжалы изготовлялись двух видов:
1. С длинными массивными шариками, клинками, длиной 40-50см. и шириной 4-5мм. Такие крупные модели делали для высокорослых, физически сильных заказчиков; 2. Кинжалы с небольшими, узкими, легкими и изящными клинками. Их покупали в основном жители городов, где этот размер был наиболее распространенным.
Любопытно посмотреть на выписку начала века из прейскуранта мастерской Гузунова, поставщика Терского казачьего войска во Владикавказе:
1. «Кинжалы от 25 до 75р. Такой же, но большего размера (12 вершков), ценой 40-100р.;
2. Кинжал в серебряной оправе слоновой кости с насечкой из червонного золота - 25-75р.;
3. Кинжал под названием «Базалай», размером 12 вершков в стальной оправе, с насечкой из червонного золота - 120р.;
4. Кинжал с ручкой из слоновой кости, с серебряными чайками и наконечником -15- 35р.;
5. Кинжал с ручкой из черного рога в серебряной оправе - 6-25р.;
6. Кинжал простой кривой (бебут) черный - 3-10р.;
7. Охотничий кинжал с серебряными гвоздиками и чайками - 5-12р.;
8. Кинжал в черной оправе, под названием «Базалай» - 6-12р.»

Во время Кавказских войн, горцы позаимствовали многие элементы русской культуры. В том числе, начался подъем производства ювелирно украшенного оружия. Под влиянием моды на кавказское оружие, серебряники Кубачий (Дагестан) получили возможность совершенствовать не только национальные орнаменты (Мархарай, Тутата), но и осваивать незнакомые. Возник новый орнамент – «Московнакыш», переводимый как «московский рисунок». Офицеры русской армии и казачества заказывали у местных мастеров высокохудожественные изделия. Это послужило большим стимулом для подъема оружейного ремесла, которое постепенно стало превращаться в художественный промысел. Кроме оружия кавказские мастера совершенствовались в изготовлении столовых приборов, табакерок, ручек для тростей, предметов быта, стараясь угодить благородным заказчикам. Следуя моде,оружейники Кавказа закупали готовые клинки в Европе и России, и копировали на них клейма европейских и восточных клинков. Работы разных оружейников отличалась по методам резьбы по серебру, чернению, золочению, насечкам по стали, слоновой кости и другим видам ювелирных работ.

В современном мире кинжал перестал быть только оружием. Конечно, он остался элементом казачьей формы, но чаще в качестве раритетного антикварного оружия висит на ковре, или является предметом коллекции любителей экзотических смертоносных игрушек. Сегодня большинство современных кинжалов делают в Дагестане. На знаменитой Златоустовской фабрике также изготовляют сувенирные и охотничьи кинжалы. В Пятигорске, Ессентуках, Владикавказе остались частные мастера, хранящие традиции ковки клинков. Они вооружают казаков Терского войска.

Использованная литература:

1. Полное собрание законов Российской Империи., собр. 2-е, m.VI № 14241;
*А.Н. Кулинский «Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917гг.». Спб. 1994г., стр.114;
** Там же, стр.115. А так же «Полное собрание законов», собр.2-е, m.VI № 14241;
*** Там же, стр.116. А так же «Приказ по Военному ведомству 1904г. № 133»;
**** Там же, стр.118. А так же «Приказ по Военному ведомству 1907г. № 287»;
**** Там же, стр.119.

Кавказ всегда был местом сражений и войн. Сызмальства здесь каждый мужчина носил на поясе кинжал, а повзрослев - шашку. Вайнахи сами добывали сырьё и ковали клинки, изготавливали пистолеты и ружья. Расцвет оружейного мастерства у них учёные относят к началу XIX века.
О кавказских шашках писали поэмы. Говорят, что ими можно перерубить кузнечные клещи, отсечь кусок наковальни, рассечь бурку, а на самом клинке при этом не остаётся и зазубрины.

Исследователи истории чеченского оружия рассказывают о мастере Телхиге, который в конце XIX века для ковки кинжалов использовал швейные иглы, которые поставлялись из Англии! Сами иглы было видно в клинке, но кинжал имел превосходное качество. А учёный Григорий Вертепов писал о таком кинжале, клинок которого с одной стороны был зазубрен и мог пилить любую сталь.

Кинжал кама

Кама – возможно, древнейшее оружие на территории Чечни. До XIX века он был больше похож на короткий меч: ширина достигала девяти сантиметров, длина – шестидесяти. Долы (продольные жолобы) иногда отсутствовали, а иногда их было несколько. Вайнахские клинки отличались своеобразным выполнением: дол на одной стороне клинка был выше, чем на другой. Это делало клинок кама плоским и лёгким. После окончания Кавказской войны на смену массивным и тяжёлым кинжалам пришли более лёгкие и красивые, богато украшенные.

Калдам

Холодное оружие калдам использовалось в горах Чечни ещё до прихода в эти края ислама. Сведений о нём мало. Он был похож на меч, имел широкий, прямой, однолезвийный клинок. Калдаму больше всего соответствует палаш Ниса-Тур (он же прямая шашка), который был распространён на границе с Грузией. На ранних калдамах изображали крест, который можно встретить на древних башнях вайнахов.

Шашка гурда

Этимологию слова «шашка» связывают с черкесским словом «сашхо», что означает длинный нож. Стать владельцем шашки с клеймом груда было честью для горца, казака или офицера царской армии. В умелой руке шашка могла перерубить ствол ружья, разрубить панцирь или кольчугу. Она высоко ценилась, и нередко над телом уже погибшего владельца разыгрывалось целое сражение, чтобы завладеть ею.

О названии шашки до сих пор спорят лингвисты. Среди местных краеведов популярна версия, что оно идёт от имени чеченского тайпа гордалой и, соответственно, аула Гордали, в котором жила династия оружейников. Уже в XIXвеке гурда была редкостью, встречались подделки. Старики вспоминают, что с неожиданной смертью последнего мастера был утерян секрет гурды.

Знаток художественного оружия Эдуард Ленц считал, что название шашки происходит от древнеперсидского слова «кард» или от новоперсидского «ghurd», что означает меч или большой нож. Или от турецкого «курдде» (тесак).

Шашка терс-маймал

Шашка с клеймом терс-маймал (с чеченского переводится как «ревущая обезьяна») была легка, словно перо, упруга, как виноградная лоза, и остра как бритва и «секла гвозди, точно сахар». Вайнахские оружейники делали её очень гибкой, клинок терс-маймал можно было свернуть и поместить в сито. В названии шашки слышатся арабские слова «турс» и «маймун» – щит и меч. Так полагает историк Ахмад Сулейманов.

Шашка имела особый свист при сильных взмахах, который наводил ужас на противника. По мнению профессора Ибрагима Алироева, шашка с клеймом волка попала в Чечню с Востока и настолько понравилась вайнахам, что они стали делать такие же. Другие исследователи указывают на европейский след и считают, что клинки появились в Чечне в XIV-XV столетиях, перекочевав из колхидских могил генуэзских купцов. В пользу этой версии говорят находки в Чечне оружия, клеймённого буквами «НМ». Эти клинки были выкованы во Франции для свиты крестоносца Монморанси.

Огнестрельное оружие

О том, что чеченские мастера изготавливают огнестрельное оружие, чиновники сообщали уже в XVII веке. Сначала было освоено производство фитильных ружей, а после - кремниевых. Производство винтовок сосредоточилось в селениях Шикарой, Карте и Шуаны. В 1834 году капитан царской армии Иван Норденстамм докладывал, что ружья у горцев бьют дальше русских, и стреляют местные лучше русских солдат.

Вайнахские ружья именовались мажар топп. В XIX веке были знамениты нарезные ружья оружейника Дуска из селения Дарго. Сам имам Шамиль запретил продавать их противнику. В Дарго даже сумели наладить производство пушек.

Сохранилось имя мастера Бетир-ха (1820-1925 гг.), который делал превосходные пистолеты.

После войны местный булат стал вытесняться привезённым железом, а уникальные изделия - массовым производством. Приход к власти коммунистов поставил крест на изготовлении оружия. С 1929 года было запрещено делать даже кинжалы и сабли.

Сейчас чеченские мастера работают над тем, чтобы вернуть холодному оружию былую славу.

Кавказский кинжал является частью национальной символики. Это знак того, что мужчина готов защищать свою личную честь, честь семьи и честь своего народа. Он никогда с ним не расставался. Веками кинжал используется как средство нападения, обороны и столовый прибор.

История клинка

Традиционно еще в начале прошлого века, когда в кавказской семье рождался мальчик, ему дарили первый кинжал. По достижении им 14 лет он заменялся более крупным. Но во все времена кавказский кинжал остается произведением и обладает блестящими боевыми характеристиками. Когда-то он изготавливался из булатной и амузгинской стали. Эти рецепты сейчас утеряны. Монголо-татарские захватчики требовали дань с народов Азербайджана в виде кинжалов и стрел. Эти оружейники славились на весь мир.

Еще одним историческим центром по изготовлению оружия и кольчуги является дагестанское село Кубачи. Недалеко от него в другом местечке под названием Амузги ковали клинки для кинжалов и сабель. В Кубачах приобретали ножны и рукоятки, которые инкрустировались серебром и золотом, гравировались. Оружие являлось одним из атрибутов богатства. Амузгинская, дамасская и считались лучшими. Отсюда оружие поставлялось в Российскую империю, на Восток и в Европу.

Как ковали клинки в старину?

В Амузги еще можно найти людей, которые помнят, как изготавливались старинные кавказские кинжалы. Кузнечное дело по-прежнему там живет, но, к сожалению, утратило свою уникальность.

В те далекие времена клинок должен был обработаться 13 раз. На первой стадии ковали сварочное железо. Оно состояло из трех видов стали (антушка - крепкая сталь для лезвия, дугалала - мягкая для основной части клинка, альхана - самая крепкая сталь, из которой делали подложку). Все эти части выкладывались в стопку полосами, которую кузнец щипцами заносил в горн, а после - на наковальню. Так получалось сваренное железо, из которого делали форму будущего кинжала, само жало и стержень. У кузнеца имелся специальный резец, которым вручную создавались двусторонние желобки. Следующая стадия - обточка и чистка до тех пор, пока клинок не становился, как зеркало. Потом клинок прокаливали и закаливали в воде.

Кавказские кинжалы из имели даже свой логотип. Готовый клинок обладал синеватым цветом и особым витиеватым узором, называемым "дамаск". Но куда интереснее были кинжалы из булатной стали. Что удивительно, обладало не только крепостью, но и гибкостью. Такая шашка легко сгибалась в круг. Что бы ни рубили этим клинком, на нем не оставалось ни царапинки.

Булатную сталь использовали и в России, но родиной ее является Индия. Каким-то образом технологию узнал металлург Павел Аносов, и Златоустовская оружейная фабрика начала производить вооружение самостоятельно. Сейчас старинные способы изготовления этой уникальной стали утеряны, скорее всего, безвозвратно. В Сирии в XVIII-XIX веке пытались произвести нечто подобное по характеристикам, но подделка не шла ни в какое сравнение с легендарным булатом.

Техника боя кавказским кинжалом

Она приобрела четкие очертания уже в Средние века. Стиль боя основан на нанесении резких рубящих и колющих ударов с прыжками и выпадами. Существует также особая техника, при которой используются сразу два кинжала. Это считалось высшим пилотажем, так как поражающая сила возрастала в значительной степени.

Никогда европейцы не могли соревноваться с кавказцами в технике боя на кинжалах, предпочитая огнестрельное оружие. Для ближнего боя этот стиль самый опасный для противника. В позапрошлом веке использовался кинжал, называемый квадаром, который был невероятно мощным и тяжелым, а также обладал четырехгранным штыком.

Основные типы кавказских кинжалов

Основное предназначение кинжала - нанесение колющих ударов противнику. Сейчас существуют два основных типа - с прямым или изогнутым клинком. Первый называется кама, второй - бебут.

Прямой кинжал имеет клинок, острый с обеих сторон, резко сужающийся к концу. Рукоять у него короткая, обычно делается из кости или рога, с расширенным основанием и удлиненной головкой. Из металла изготавливаются накладные элементы. Некоторые кама имеют усиленные боевые свойства за счет выступающей средней части.

Бебут - боевой кавказский кинжал, который отличается от кама только тем, что конец его изогнут. Он не так широко распространен, как прямой.

Клинки и бебута, и кама в длину от 40 см. Они имеют долы и ребра, которые увеличивают их прочность.

Ножны для кинжалов изготавливают из дерева, обтянутого кожей. Наконечник и устье обычно металлические. Для того чтобы было удобнее прикреплять ножны к поясу, у верхней обоймицы есть специальное кольцо.

Это общие типы кинжалов, но у любого кавказского народа имеются какие-то свои уникальные характеристики относительно формы клинка, рукояти и др. Конечно, отличия можно заметить по орнаменту и украшениям.

Черкесские кинжалы

Они были частично украшены серебром, а их прибор отличался простотой. Черкесский кинжал относится к шапсугскому горскому типу. Что выделяет его среди других, так это оформление с использованием трех заклепок, тогда как традиционно их две. Дополнительная называется глазком, и ее хорошо видно сзади.

Интересно, что у этого народа особняком стоял так называемый кровник - кинжал воина, объявившего кровную месть. Поскольку он отделывался мельхиором со специальным нанесением красных пятен, намерения владельца были очевидны всем. Только после того как месть свершится, «кровь» можно было смыть.

Грузинские кинжалы

Они имеют свою отличительную специфику. Клинкам свойственна общая для всех полуовальная головка, но по форме они коротковаты и имеют форму клина. Это кинжал кавказский, размеры которого не отличаются от традиционных. Одной из главных особенностей является рукоять. На ней можно встретить загвоздки с шляпками-полусферами, чьи края вырезаны как лепестки. Устье у ножен большое и с обоймицей, у наконечника - треугольные выступы. Как правило, они соединены между собой тройными полосками, между которыми - кожаные наклейки. Рукоять и ножны обладают серебряным окладом, дополнительно украшенным растительным орнаментом, который выполнен позолоченной гравировкой. Имеет специфические особенности и клинок. Он украшен сварочной пластинкой в середине, а у основания - фигурными прорезями с серебряной либо золотой насечкой.

К грузинским очень близки хевсуркие кинжалы. Они сделаны из латуни и железа. Форма клинка у них та же, но орнамент не столь витиеват, более простой и выполнен из меди.

Армянские кинжалы

Здесь также отличия нужно искать в деталях. Головка рукояти вытянута вверх наподобие арки, по бокам у нее вырезы, которые называются перехватами. Шляпки у загвоздок конусообразные, цилиндрические или выпуклые, круглые, но очень низкие. Прокладки под ними также выполнены в форме ромбов. Устье ножен соединено с обоймицей и обладает треугольными выступами, как и наконечник. Края этих выступов тоже обрезаны в виде восточной арки, а на вершинах находятся фестоны в виде тюльпанов.

Этот кавказский кинжал имеет прибор, изготовленный из стали. Как и в Грузии, здесь можно увидеть растительный орнамент, но он будет сочетаться со стилизованными надписями на армянском языке, таушированными золотом и серебром. Можно встретить одновременное использование этих металлов. Нередко детали кинжала полностью покрыты таушировкой.

Азербайджанские кинжалы

Они очень похожи на армянские, но у них украшены не только ножны и рукояти, но и сам клинок. Что их отличает, так это орнамент, который помимо растительных мотивов также содержит геометризированный и мусульманский. Последний, как правило, выполнен в виде арок и извивающихся ветвей с редкими листьями. В Азербайджане существует особое искусство прорезного орнамента, которое применятся и при украшении кинжалов.

Дагестанские кинжалы (кубачинские)

По-прежнему считаются самыми лучшими. Длина клинка очень гармонично сочетается с размером рукояти и имеет свои специфические особенности: правый глубокий дол расположен выше, чем левый.

Этот кавказский кинжал имеет узор, напоминающий рисунок сварочной стали. Тип клинка называется лезгинским. Сталь между лезвиями и долами обязательно подвергается процедуре воронения, в результате чего эти пространства заполняются широкими полосами.

Головка рукояти удлинена еще сильнее и сужается к закругленному верху либо имеет ту же форму, что у бебута. Шляпки загвоздок у этого кинжала конусообразны и напоминают пирамидки. Можно встретить и пирамидки с вогнутыми ребрами. Что примечательно, прокладки между загвоздками здесь не приняты. Сама головка, загвоздки и нижняя часть рукояти обязательно окованы металлом, но иногда можно встретить костяные вставки и орнаментальные украшения в виде растений и цветов. Этот элемент декора в Кубачах бывает нескольких типов: мархарай, тута, наиболее часто используемые, а также москов-накыш, сита, применяемые реже. В интернет-магазинах можно найти такой кавказский кинжал. Фотографии расскажут о его достоинствах лучше любого описания.

История применения кавказских кинжалов в России

В XIX - начале XX в. этот вид оружия был незаменим на Руси. Бебут применялся в войсках в период с 1907 по 1917 год. Изначально его ввели жандармам нижних чинов, исключая вахмистров, строевых частей и крепостной жандармерии. Кинжал заменял им шашки вплоть до 1910 года. Примерно в это же время и чуть раньше его ввели на вооружение нижних чинов разведвойск пехоты, пулеметчиков, артиллерии. С 1904 по 1910 год кавказские кинжалы кама применяли казачьи войска.

Бебуты начали использоваться в армии в связи с походами в Среднюю Азию, когда эта форма оружия стала популярна среди наших военных на территории Ирана. Кинжал также заменил артиллерийскую шашку. Широко его применяли и во время Первой мировой в легионах смерти и батальонах чести. Сейчас российское вооружение имеет свои типы ножей.

Кавказские кинжалы сейчас

Старинное оружие - Кавказский кинжал, сделанный в начале прошлого века, ценится чрезвычайно дорого, и его можно увидеть только в музее или частной коллекции. В наши дни традиционно и на совесть выполненные бебут или кама не встретишь за пределами Кавказа. Традиционно кинжал является частью на Кавказе. В России это оружие стало наградным.

Можно встретить и современные кавказские кинжалы. Изготовление их осуществляется на фабриках. Но разве они сравнятся с теми произведениями искусства, слава о которых шла по всему миру? Правда, сейчас изменились и требования вооруженных сил к холодному оружию.

Существует много обучающих материалов о том, как сделать якобы кавказский кинжал своими руками. Понятно, что оригинал такая подделка будет напоминать в лучшем случае лишь формой.

И Ближнего Востока . Название кинжала пришло из абхазо-адыгских языков .

Клинок длинный (30-50 см), прямой, обоюдоострый. Вдоль клинка по центру идёт узкий дол , причём долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично относительно друг друга. Сечение клинка - линзовидное. Клинок плавно сужается к острию. Рукоять узкая, без крестовины, с массивным навершием.

Кинжал носится в ножнах на поясе и на шее. Несмотря на хорошее проникающее действие, применяется в первую очередь как рубяще-режущее оружие. По причине малого веса клинка и смещенного к рукояти центра тяжести в качестве рубящего оружия малоэффективен. Является развитием линии колющего оружия.

Разновидности кинжала

  • азербайджанский клинок имеет отличительной особенностью разнообразные рисунки (орнаменты). Орнаменты могут быть нарисованы на клинке или на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки , извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента .
  • армянский - черен кинжала имеет головку вытянутой формы, что придает ему форму восточной арки . Детали, из которого изготовлен кинжал, делают из стали , а затем украшают фестонами в форме тюльпанов . Удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путём вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку , а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы - перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную , слегка выпуклую с боков форму; в других случаях - высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обоймицей , и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой .Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой .
  • грузинский вариант обладает коротким и широким клинком, переклад у кинжала серебристый или металлический, помимо этого на нём (в частности, на его рукояти) встречаются шляпки с краями, вырезанными в форме лепестков цветка. Грузинские кинжалы украшают различными фигурными прорезями с просечками из драгоценных металлов таких как золото или серебро . клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
  • дагестанский кинжал имеет очень вытянутую головку черенка. В этом он схож с армянскими кинжалами. Кинжалы, созданные мастерами из Дагестана всегда считались и считаются самыми лучшими на Кавказе . Высоко ценят их и за пределами Дагестана как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению.
  • Кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по лезгинскому образцу - однодольные, когда глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки так называемого казенного образца, принятого на русских казачьих , в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах . Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, её головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом . Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен , сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком. Причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
  • Лезгинский кинжал разновидность дагестанского кинжала. На каждой голомени имеется по одному несимметрично расположенному долу.
  • хевсурская разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом имеет обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа , украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.

Напишите отзыв о статье "Кама (кинжал)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кама (кинжал)

Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю.
Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.
– Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.

На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l"Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s"est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.
– Votre majeste me permettra t elle de demander l"avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.
– Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского.
– Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал:
– Да ведь надобно же отвечать ему.
Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова.
«Уж не меня ли?» подумал Ростов.
– Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед.
– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.
– Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?
– Видел.
– Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут.
– Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона.
– Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза.
– Чудо как хорошо, прелесть!
– Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же.
Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома.

Кинжалы как один из видов холодного оружия были известны человечеству с античных времён. Часто их применяли как дополнительное оружие или инструмент в хозяйственной деятельности. Это был ещё и последний довод в политической борьбе в Европе эпохи Возрождения или на Востоке, где правители менялись как перчатки вследствие тайных убийств и дворцовых переворотов. На Кавказе это был обязательный атрибут для мужчин: напоминание об ответственности за свои слова и поступки и необходимости защитить честь рода даже ценой собственной жизни.

Первые упоминания в истории

Кавказский кинжал и время появления его является предметом споров у многих исследователей. Археологические находки подтверждают тот факт, что кинжалы присутствовали в жизни народов Кавказа ещё в бронзовом веке. Один из наиболее ярких примеров - находки из 10-метрового кургана (имеется в виду Майкопский курган на реке Белой). Учёные при раскопках обнаружили погребальную камеру, разделённую на три сектора деревянными перегородками. В центральном, или главном отсеке обнаружен скелет мужчины с золотой диадемой на голове. Среди предметов хозяйственной утвари и украшений из золота и серебра обнаружены и медные кинжалы. Майкопская культура уже существовала примерно во второй половине 3 тысячелетия до н. э. Необходимо упомянуть и имя известного арабского историка Рашида ад-Дина. Он упоминает о прямых коротких мечах, и это особенно интересно. Арабский историк 13 века описывает вторжение татаро-монголов на Кавказ и говорит о том яростном сопротивлении, которое учинили горцы. Используя особенности своей местности, они в узких горных проходах рубили оккупантов «короткими мечами». Данные археологии подтверждают, что кавказский кинжал в те времена уже прочно вошёл в обиход у местных народов благодаря своим качествам и практичности.

Использование кинжала в бою у кавказских народов

Если ознакомиться с материалами некоторых исследователей, описывающих технику боя на кинжалах, то иногда можно узнать некоторые интересные факты. Остановимся на двух наиболее ярких. Первый: техника боя сформировалась примерно в Средневековье. Она минималистична. Существовали блоки, хитрые финты, рубящие и колющие удары. Особенно интересно узнать про колющие удары. Если поинтересоваться мнением гордых потомков вайнахов (чеченцы, ингуши), тех, кто ещё не забыл традиции и законы предков, они объяснят, что колющие удары и проворачивание недостойны мужчины-воина. Это в старину считалось бесчестным. Допускались только рубящие удары. В подтверждение этому необходимо вспомнить войны на Кавказе в 19 веке. Сами чеченцы на такого сородича, который заколол в бою врага, смотрели с неодобрением и не считали это доблестью.

Второе утверждение: народы Кавказа были настолько сильны и искусны во владении кинжалом, что европейцы не решались с ними схватиться врукопашную. Это лучше всего рассказать военным историкам или казакам. Как минимум это утверждение их развеселит.

Легендарные мастера кузнечного дела Северного Кавказа

Клинки вайнахов пользовались и пользуются заслуженной славой на Кавказе. О них весьма лестно отзывались и европейцы. Стоит упомянуть хотя бы В. А. Потто, военного историка 19 века, или генерала Д. В. Пассека. Трудолюбие, взаимное заимствование передовых технологий других народов и творческий подход в разработке своих собственных уникальных методов в обработке металлов очень быстро вывели вайнахские клинки на лидирующие позиции. Такие клинки перерубали клещи, высекали огонь как огниво и не поддавались слесарным инструментам - об этом можно прочесть у Г. А. Вертепова. Слава об изделиях искусных мастеров распространилась по всему Кавказу, и не только. Тушины, хевсуры и другие народы весьма охотно пользовались изделиями мастеров из аулов Большие и Малые Атаги, Дарто, Джугурта и других. Необходимо упомянуть и имена знаменитых мастеров-оружейников. Вот далеко не полный список: Хамста, Мусради, Баттак и множество других. Описание их изделий и достижений - тема отдельная, ее хватит на несколько книг. Кавказ - не то место, где что-то быстро забывается. Сейчас остались мастера, которые дают надежду на то, что это благородное ремесло не исчезнет. В наше время наиболее известные мастера - Гаджи Курбанкадиев, братья Мовлади и Мовсар Юсоповы, Апти Абдулхамидов.

Отдельно стоит упомянуть деятельность коллекционера, популяризатора и исследователя такого благородного оружия, как кавказский кинжал, - Марата Ахмедова. Он автор статей и ведущий собственного канала на "Ютюбе", развенчивающий домыслы и раскрывающий малоизвестные факты для широкой публики. Возрождение духовных ценностей и нравственное воспитание подрастающего поколения невозможны без учёта опыта и наработок предков - это непреложная истина для всех народов без исключения. Так же как и достижения всех народов являются фундаментом для всей человеческой цивилизации.

Изготовление кинжалов

Служители молота и наковальни занимали достойное положение с древних времён у всех народов. Секреты мастерства бережно хранились и передавались. Предпринимались неустанные попытки усовершенствования технологического процесса от простого к сложному. Ярким примером служит знаменитый амузгинский булат. Его главный секрет в том, что он изготавливается из сплава практически любых металлов после многократной ковки и закалки. Клинки получаются сверхпрочными. Брусок - заготовка может состоять из сплава более чем 300 металлов. Само изготовление боевого кавказского кинжала проходило в несколько стадий. Первая заключалась в том, что выбиралась сталь крепкая, мягкая и специальная сверхпрочная. Мягкую сталь использовали для основной части клинка, сверхпрочную для подложки, а крепкая шла на лезвие. Все три металла попадали в горн, а потом обрабатывались на наковальне - так и создавалась форма будущего оружия. Вторая стадия - это кропотливая работа резцом: вырезание желобка или дола с двух сторон. Вопреки общепринятому мнению дол (или кровосток, как его любят называть в народе) не служит для обильного кровопускания. Его главными функциями являются снижение веса клинка, балансировка, уменьшение поверхности трения и эстетическая. Следующая стадия - шлифовка и заточка. Старинный кавказский кинжал изготавливался из дамасской стали и булата. Такие изделия могут оказаться жемчужиной в коллекции любого музея мира.

Типы кавказских кинжалов

Различают два основных типа боевых кавказских кинжалов: кама и бебут. Кавказский кинжал кама отличается прямой обоюдоострой формой, где край лезвия резко ссужается, переходя в остриё. Обычно лезвие имеет два дола, но встречаются экземпляры с тремя и даже четырьмя. Различаются кинжалы по размерам: малые - до 30 см, средние - до 40 см и большие - 50-60 см. Клинки бывают с воронением и зеркальные. Кавказские боевые кинжалы принято сравнивать с гладиусами - древнеримскими мечами. Ширина лезвия доходила до 4 пальцев.

Другой тип кавказского кинжала - бебут - реже встречается в работах древних мастеров по причине меньшей востребованности (он служил скорее эстетическим целям, подчёркивая статус и богатство владельца). От камы его отличает форма лезвия - она изогнутая и затачивалась лишь внутренняя сторона. Широко внедрять в российскую царскую армию его начали примерно в 1907 г. Сначала его взяла на вооружение полиция - нижние чины жандармерии, а потом и армия - разведка, пулемётчики и артиллерия.

Ножны

Для хранения и переноски клинков существует особый футляр. Ножны кавказского кинжала заслуживают отдельного описания. Обычно их изготавливали из дерева, обтягивали кожей, а в качестве украшения могли использовать металлические накладки (иногда встречаются полностью металлические ножны). Заканчиваются они шариком или фигуркой в форме семечка. Помимо эстетической функции шарикообразный наконечник имеет и практическое применение: кожаный ремешок, цепляющийся к нему, позволял зафиксировать кинжал, что дорогого стоит во время боя. Внутри ножен присутствует обойма, это примерно 4-5 см от фигурки на конце.

Главная функция обоймы - придание прочности и защита клинка в какой-то степени, особенно при ударе по ножнам. Имеется ещё и верхняя обойма. За этот обвес, собственно, и прикрепляется боевой кавказский кинжал к поясу. Особой похвалы достойна практичность этого оружия. Она выражается в том, что на ножнах компактно размещался в ряде случаев подкинжальный ножик или шило, что особенно было удобно при походах.

Рукоять

Рукояти кавказских кинжалов - это тоже тема для отдельного разговора, потому как затрагивается вопрос о хвате на три пальца. «Специалистами» выдвигаются предположения одно интереснее другого. Одна из версий: рост предков был гораздо меньше. Это даже и не стоит обсуждать - достаточно обратиться к антропологии. Ещё один довод, о малой руке предков нынешних кавказцев, опровергается чисто логически. Ну невозможно жить в том суровом краю, тяжело физически работать да и просто вести более активный образ жизни (войны, походы) и иметь руки малого размера. Скорее всего, разгадка кроется в самой манере боя, что тогда сложилась на Кавказе. Но чтобы наверняка утверждать это, необходимо больше данных о предмете изучения и более тщательный анализ. Рукояти кавказских кинжалов изготавливались из кости или металлических накладок. Гвозди на рукояти выполняли тоже сразу несколько функций. Первая - это удержание накладки на рукояти, а вторая - это ориентиры или маячки для руки. Они позволяли в ночное время нащупать и правильно выхватить кинжал.

Ещё несколько слов о спорах: слон или кит?

Изучение фото кавказских кинжалов не даёт всей полноты картины для анализа. Оружие необходимо держать в руках, прочувствовать его. Хотя как не бывает абсолютных и совершенных видов единоборств, а всё всегда зависит от уровня индивидуального мастерства бойца, так не бывает совершенства и в кузнечном деле. Тема скользкая, потому как в разных источниках и у разных авторов можно встретить различные мнения по поводу качества холодного оружия у разных народов Кавказа. Антикварный кавказский кинжал - давно большая редкость. Эти артефакты поражают качеством исполнения и функциональностью. Они безоговорочно свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры и понимания передовых технологий предками различных народов. Поэтому спор о том, чьи клинки ценились выше и были лучше, неуместен.

Армянские и азербайджанские кинжалы

На фото кавказских кинжалов народов Армении и Азербайджана видно, как они похожи, но это только на первый взгляд. Основное их отличие - в украшении. Но, приглядевшись, можно очень чётко выделить орнамент, который украшает не только рукоятку, но и лезвие. Дело в том, что азербайджанцы создали особый вид узоров и орнаментов с элементами растительных и исламских мотивов (по законам исламских традиций нельзя изображать человека и животных).

Кубачинские (или дагестанские) кинжалы

Одной из отличительных особенностей кубачинских кинжалов является отсутствие дополнительной прокладки под шляпкой. Обязательна оковка металлом рукояти внизу. В отличие от чеченских кинжалов, в дагестанских применяется сплошная оковка ножен, иногда встречаются экземпляры с костяными вставками. Украшение данного типа оружия отличается изяществом и пафосом.

Заключение

В современности кинжал утратил то значение, которое он имел в жизни народов Кавказа в давние времена. Это не значит, что мужчины Кавказа отказались от холодного оружия. Просто сейчас для удобства они носят ножи, которые не стесняются применять.

Сувенирный кавказский кинжал в настоящее время легко найти в свободной продаже. Большинство покупателей это изделие рассматривают не как оружие: документы оформлять на него не надо. Поэтому многие люди, покупая сувенирные изделия, не обращают внимания на способы заливки рукоятки и режущие способности клинка.