Большая Берта (орудие). Самые большие пушки в мире

Завод Круппа поставлял немецким войскам большую часть инновационных орудий. В ходе Первой мировой войны несколько пушек этого типа прекрасно себя показали на полях Франции и Бельгии. «Большая Берта» - чуть ли не единственный пример удачной конструкции колоссального орудия, оставшегося в истории как самая странная и одна из самых опасных пушек.

  • Основное предназначение

    Эта мортира нужна была для разрушения прочнейших фортификационных сооружений. Вообще, было создано целых два типа «Большой Берты»: полустационарный (тип Гамма) и буксируемый (тип М), с весами в 140 и 42 тонны соотвественно. Всего было выпущено девять мортир такого класса и только четыре из них были буксируемыми.


  • Разрушительная мощь

    Чтобы собрать Большую Берту типа М, инженерам требовалось около 12 часов. Но это время окупалось сторицей разрушительной силой снарядов орудия. Тяжелые снаряды типа М обладали массой в 810 кг и летели на расстояние в 9 километров. Применялось три вида зарядов: фугасные, осколочные и бронебойные - каждый из них был способен просто уничтожить защитников самого укрепленного фортификационного сооружения.


    Опыт Первой мировой

    Большая Берта прекрасно показала себя на полях Первой мировой войны. Французские и бельгийские крепости не могли ничего противопоставить этой разрушительной силе. Немецкие офицеры даже заключали пари, сколько продержится тот или иной форт: редко какой гарнизон выдерживал больше суток постоянного артобстрела.


    Где сражались

    Но эта колоссальная мортира просто не могла стать массовым орудием, уж слишком много денег приходилось тратить на производство одного экземпляра. 9 Больших Берт принимали участие во взятии Льежа (август 1914), битве за Верден (зима 1916) и атаке крепости Осовец (февраль 1915).


    Конец Большой Берты

    Еще в конце Первой мировой войны стало понятно, что время Большой Берты уходит безвозвратно. Монолитный армированный бетон современных укреплений оказался не по зубам массивным снарядам немецкого колосса. Кроме того, стволы Типа М изнашивались довольно быстро, а замена их была очень дорога. По условиям Версальского договора все Большие Берты были уничтожены - два сохранившихся экземпляра были переправлены в США, где в середине 50-х годов отправились на переплавку.

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона двум «Бертам» требовалось, в среднем, 360 снарядов и всего один день времени. После первых боёв в Бельгии союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов»

В последние десятилетия XIX и первые годы XX века в Европе шла гонка вооружений. Она сопровождалась невидимым соперничеством брони и бетона новых крепостей с пробивной способностью снарядов гаубиц и мортир осадной артиллерии. Промышленники Рурского бассейна, среди которых лидирующее положение занимала династия Круппов, инвестировали значительные средства в разработку сверхмощных артиллерийских систем, призванных уничтожить новейшие укрепления потенциальных противников Германской империи – форты с бетонными стенами толщиной в несколько метров и бронированными башнями. «Подведение итогов» этой гонки вооружений произошло во время Первой мировой войны .

«Толстая Берта» от концерна «Крупп»

Одной из таких разработок стала 420-мм мортира проекта «Модель L/12», изготовленная на заводах Круппа, расположенных в Эссене. Автором проекта орудия был конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту – конструктора по фамилии Дрегер. В разговорах между собой инженеры называли проект «Большая Берта» или «Толстая Берта» (нем. «Dicke Bertha») в честь единоличной на тот момент владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа – Берты Крупп.

Берта Крупп (1886–1957)
Источник – business.metropoleruhr.de

Мортира представляла собой логическое развитие 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16» или, как её ещё называли разработчики, «проект Гамма». Это было уже третье крупнокалиберное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа, поэтому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита. «Проект Гамма» демонстрировал высокие показатели стрельб, но подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его подготовки к открытию огня, были очень длительными и дорогостоящими. Установка «Гаммы» занимала больше недели – на каждой новой артиллерийской позиции требовалось отливать новый бетонный лафет, которому требовалась минимум неделя времени, чтобы застыть. Кроме того, «Гамма» весила 140 тонн, и для её перевозки нужно было задействовать десять железнодорожных вагонов.


420-мм мортира «Большая Берта» (рисунок)
Источник – thepostonline.nl

В 1904 году проектные работы были завершены, но доработки и доводка опытного образца продолжались вплоть до 1912 года. В июле 1912 года, когда после испытаний недостатки «Гаммы» стали понятны командованию имперской армии, оно поставило перед разработчиками задачу создания одного экземпляра похожей артиллерийской системы, но более мобильной, снабжённой колёсным лафетом. Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму ІІ. Результаты стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же приняли на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр.

Получившаяся артиллерийская система отличалась мобильностью (размещалась на двухколёсном лафете) и весила около 43 тонн. Длина её ствола была на 4 калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда второе название орудия – «Модель L/12») или 5,88 метра. Угол подъёма ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъёмниками.


Расчёт «Большой Берты» готовится к стрельбам
Источник – maquette-garden.forumactif.com

Орудие имело скользящий клиновый затвор. Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полёта снаряда превышала 14 км. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий. «Большая Берта» могла вести огонь боеприпасами трёх видов:

  • бетонобойными снарядами, обладавшими способностью разрушать 8-метровые бетонные стены, не армированные металлопрокатом;
  • фугасными снарядами, которые уничтожали всё живое в радиусе 500 метров и оставляли в земле воронки четырёхметровой глубины и радиусом до 12 метров;
  • осколочными снарядами, начинёнными 15 000 металлических остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 1500 метров.

Вес бетонобойного снаряда мортиры достигал 886 кг, фугасного – 760 кг.

Для того, чтобы колёса орудия не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади. Эта технология изготовления колёс для вездеходной техники носила название Rad-guertel или «пэдрэйл» и являлась прообразом гусениц. Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал её использование в сфере сельскохозяйственного машиностроения.

Сзади к станине «Большой Берты» крепился большой тяжёлый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчёт углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия, гася её.

Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки «Большой Берты», которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.


Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона двум «Бертам» требовалось, в среднем, 360 снарядов и всего один день времени. После первых боев в Бельгии союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов»

В последние десятилетия XIX и первые годы XX века в Европе шла гонка вооружений. Она сопровождалась невидимым соперничеством брони и бетона новых крепостей с пробивной способностью снарядов гаубиц и мортир осадной артиллерии. Промышленники Рурского бассейна, среди которых лидирующее положение занимала династия Круппов, инвестировали значительные средства в разработку сверхмощных артиллерийских систем, призванных уничтожить новейшие укрепления потенциальных противников Германской империи – форты с бетонными стенами толщиной в несколько метров и бронированными башнями. «Подведение итогов» этой гонки вооружений произошло во время Первой мировой войны.

«Толстая Берта» от концерна «Крупп»
Одной из таких разработок стала 420-мм мортира проекта «Модель L/12», изготовленная на заводах Круппа, расположенных в Эссене. Автором проекта орудия был конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту – конструктора по фамилии Дрегер. В разговорах между собой инженеры называли проект «Большая Берта» или «Толстая Берта» (нем. «Dicke Bertha») в честь единоличной на тот момент владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа – Берты Крупп.
Мортира представляла собой логическое развитие 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16» или, как ее еще называли разработчики, «проект Гамма». Это было уже третье крупнокалиберное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа, поэтому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита. «Проект Гамма» демонстрировал высокие показатели стрельб, но подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его подготовки к открытию огня, были очень длительными и дорогостоящими.

Установка «Гаммы» занимала больше недели – на каждой новой артиллерийской позиции требовалось отливать новый бетонный лафет, которому требовалась минимум неделя времени, чтобы застыть. Кроме того, «Гамма» весила 140 тонн, и для ее перевозки нужно было задействовать десять железнодорожных вагонов.
В 1904 году проектные работы были завершены, но доработки и доводка опытного образца продолжались вплоть до 1912 года. В июле 1912 года, когда после испытаний недостатки «Гаммы» стали понятны командованию имперской армии, оно поставило перед разработчиками задачу создания одного экземпляра похожей артиллерийской системы, но более мобильной, снабженной колесным лафетом. Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму ІІ. Результаты стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же приняли на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр.

Получившаяся артиллерийская система отличалась мобильностью (размещалась на двухколесном лафете) и весила около 43 тонн. Длина ее ствола была на 4 калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда второе название орудия – «Модель L/12») или 5,88 метра. Угол подъема ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъемниками.
Орудие имело скользящий клиновый затвор. Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полета снаряда превышала 14 км. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий. «Большая Берта» могла вести огонь боеприпасами трех видов:

Бетонобойными снарядами, обладавшими способностью разрушать 8-метровые бетонные стены, не армированные металлопрокатом;
- фугасными снарядами, которые уничтожали все живое в радиусе 500 метров и оставляли в земле воронки четырехметровой глубины и радиусом до 12 метров;
- осколочными снарядами, начиненными 15 000 металлических остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 1500 метров.

Вес бетонобойного снаряда мортиры достигал 886 кг, фугасного – 760 кг.

Для того, чтобы колеса орудия не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади. Эта технология изготовления колес для вездеходной техники носила название Rad-guertel или «пэдрэйл» и являлась прообразом гусениц. Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал ее использование в сфере сельскохозяйственного машиностроения.
Сзади к станине «Большой Берты» крепился большой тяжелый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчет углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия, гася ее.

Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки «Большой Берты», которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.


Две немецких «девушки» против бельгийских крепостей

К началу Первой мировой войны на вооружении у Германской императорской армии было только две «Большие Берты», которые в конце июля 1914 года были отправлены на границу с Бельгией. Здесь они должны были принять активное участие в штурме бельгийских крепостей Льежа, Намюра и Антверпена, а также северных фортов Франции.

Современная американская пресса в некоторых изданиях ставит под вопрос авторство немецких конструкторов в проектировании «Большой Берты». Есть мнение, что немецкие конструкторы позаимствовали идею 420-мм мортиры у американского изобретателя Луи Гатмана. Однако если учесть, что «Большая Берта» была уже четвертым проектом в эволюции крупнокалиберных осадных артиллерийских систем, которые разрабатывались инженерами Крупповского концерна, подобные заявления теряют свою состоятельность.
4 августа 1914 года немецкие войска двинулись к бельгийской крепости Льеж. Среди 124 орудий, приданных немецким частям в Бельгии, были и две «Большие Берты». Начиная с 5 августа они обстреливали форты Льежской крепости, которые к началу Первой мировой войны уже морально устарели. Несмотря на то, что они строились относительно недавно (в период с 1880 по 1892 год), неармированный бетон их монолитных артиллерийских блоков был недостаточно прочен, чтобы выдержать пробивную и разрушительную мощь бетонобойных снарядов новых немецких артиллерийских систем.

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона, который в типовых бельгийских фортах достигал численности в 1000 человек, двум «Бертам» требовалось в среднем 360 снарядов и всего один день времени. После первых боев на Западном фронте союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».
Ошеломляющего успеха «Большие Берты» достигли при штурме бельгийского форта Лонсен, бетонный монолит которого взорвался и развалился на куски после прямого попадания бетонобойного снаряда в его пороховой погреб. После этого сдетонировали снаряды и в некоторых башнях форта. Бетон, использовавшийся при возведении бельгийских фортов, был низкого качества, не армировался стальным прокатом и закладывался по устаревшей многослойной технологии, где каждый слой имел разный состав и обладал различными физическими качествами. Такой бетон разваливался на куски под воздействием прямых попаданий 420-мм снарядов немецких мортир.

За время боев в Бельгии «Большая Берта» получила всемирное признание. Двенадцать фортов крепости Льеж были взяты за десять дней во многом благодаря эффективности ее огня. Льеж пал 16 августа 1914 года, затем «Большие Берты» не менее триумфально расправились с фортами Намюра и Антверпена. Во время боевых действий на территории Франции они внесли значительный вклад в штурм форта в Мобеже и других северных французских фортов.
Однако когда в феврале 1916 года «Берты» столкнулись с более современными укреплениями Вердена, где при возведении казематов использовался монолитный армированный бетон, оказалось, что против железобетона их огонь не столь эффективен.
Как неудачный можно расценивать и опыт применения «Больших Берт» против русской крепости Осовец в Восточной Польше. Сюда немцы привезли четыре «Большие Берты» и 64 крупнокалиберных осадных орудия других систем. 25 февраля 1915 года начался обстрел крепости, который 27 февраля достиг пика интенсивности и продолжался до 3 марта. За несколько дней непрерывного обстрела по крепости было выпущено до 250 тысяч только тяжелых снарядов, а всего за время осады – до 400 тысяч.

По свидетельствам очевидцев кирпичные постройки крепости разрушались, деревянные конструкции горели, бетонные сооружения давали внутренние отколы в сводах и стенах. Проводная связь была повсеместно прервана, а дороги, окопы, пулеметные гнезда и блиндажи – перепаханы снарядами. Над крепостью постоянно висели клубы дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.
Немецкие артиллеристы расположили осадные орудия вне пределов досягаемости крепостной артиллерии Осовца, которая состояла из морально устаревших 152-мм орудий 1885 года выпуска. В связи с этим они посчитали излишним маскировать свои батареи, в результате чего поплатились за свою легкомысленность и мнимую безнаказанность. Немцы не знали, что на вооружении крепости состояли также два дальнобойных 152-мм морских орудия системы Канэ, дальности стрельбы которых вполне хватало, чтобы накрыть огнем немецкие батареи.

В результате артиллерийской дуэли русские комендоры повредили и уничтожили 8 немецких орудий, включая две «Большие Берты», потеряв при этом только одну свою пушку. В результате Осовец был оставлен русской армией только 24 августа в связи с общим отступлением русских войск в Польше. Гарнизон покинул крепость, предварительно уничтожив все, что невозможно было вывезти или унести на себе. Укрепления крепости также были взорваны русскими саперами при отступлении.


Снаряды, использовавшиеся немцами при штурме крепости Осовец.
Слева направо – 420 мм, 305 мм, 210 мм, 150 мм, 107 мм и 100 мм.

Информация об общем количестве построенных «Больших Берт» в различных источниках варьируется от 9 до 12 единиц, а общее количество стволов, произведенных для них, составило от 18 до 20 штук.

Стоит отметить, что стволы «берт» быстро изнашивались, что снижало прицельную дальность их стрельбы с первоначальных 12,5 км до 9 км. Кроме того, были зафиксированы случаи детонации некачественных снарядов в стволах орудий.

На некоторых 420-мм орудиях стволы со временем были заменены на 305-мм (их длину увеличили до 30 калибров) с целью увеличения дальности стрельбы за счет уменьшения массы снаряда. Такие орудия получили название «Тяжелая картауна» или «Модель-Бета-М».
За время Первой мировой войны, а также после выполнения немецким правительством условий Версальского договора все «Большие Берты», за исключением двух экземпляров, были уничтожены. Два орудия достались американцам в виде трофеев и были вывезены в США. Одна мортира выставлялась в Армейском музее артиллерии Соединенных Штатов в Абердине до тех пор, пока в 50-х годах не была отправлена на переплавку. Судьба же второй «Берты» автору статьи неизвестна.

Самые большие пушки в истории - от «Базилики» венгерского инженера с крутейшей фамилией Урбан (или это имя?) до крупповской «Доры» с длиной ствола 32,5 м!


1. «Базилика»


Она же - Османская пушка. Была отлита в 1453 году венгерским инженером Урбаном по заказу османского султана Мехмеда II. В тот достопамятный год турки осадили столицу Византийской империи Константинополь и все никак не могли попасть внутрь неприступного города.

Три месяца Урбан терпеливо отливал из бронзы свое детище и наконец представил султану получившегося монстра. 32-тонный великан длиной 10 м и диаметром ствола 90 см мог запустить 550-килограммовое ядро примерно на 2 км.

Чтобы перевезти «Базилику» с места на место, в нее впрягали 60 быков. Вообще же обслуживать султан-пушку должны были 700 человек, в числе которых были 50 плотников и 200 рабочих, делавших специальные деревянные мостки для передвижения и установки орудия. На одну лишь перезарядку новым ядром требовался целый час!

Жизнь «Базилики» была короткой, но яркой. На второй день пальбы по Константинополю ствол дал трещину. Но дело было уже сделано. К этому моменту пушка успела совершить меткий выстрел и пробить брешь в защитной стене. Турки вошли в столицу Византии.

Спустя еще полтора месяца пушка сделала последний выстрел и раскололась окончательно. (На снимке ты видишь Дарданелльскую пушку, аналог «Базилики», отлитый в 1464 году.) Ее создатель к этому моменту был уже мертв. Историки расходятся во мнении, как он погиб. По одной из версий, Урбана убило осколком взорвавшейся осадной пушки (более мелкой, но опять же отлитой им самим). По другой версии, после окончания осады султан Мехмед казнил мастера, узнав, что Урбан предлагал свою помощь и византийцам. Нынешняя международная обстановка велит нам склониться ко второй версии, которая лишний раз доказывает вероломную сущность турок.

2. Царь-пушка


Ну а куда же без нее! Каждый житель России старше семи лет примерно представляет, что это за штука. Поэтому ограничимся лишь самыми краткими сведениями.

Царь-пушка была отлита из бронзы пушечным и колокольным мастером Андреем Чоховым в 1586 году. На троне тогда сидел царь Федор Иоаннович, третий сын Ивана Грозного.

Длина пушки - 5,34 м, диаметр ствола - 120 см, масса - 39 т. Все мы привыкли видеть эту пушку лежащей на красивом, украшенном орнаментом лафете, с покоящимися рядом ядрами. Однако лафет и ядра были изготовлены лишь 1835 году. К тому же стрелять такими ядрами Царь-пушка не может и не могла.

Пока за орудием не закрепилось нынешнее прозвище, его называли «Дробовик российский». И это ближе к истине, поскольку стрелять пушка должна была картечью («дробом» - каменными ядрами, общим весом до 800 кг). Должна, но никогда не стреляла.

Хотя, согласно легенде, один залп пушка все-таки сделала, выстрелив прахом Лжедмитрия, но это не соответствует фактам. Когда в восьмидесятых Царь-пушку отправили на реставрацию, изучившие ее специалисты пришли к выводу, что орудие так и не было доделано. В пушке не оказалось запального отверстия, которое за пять веков так никто и не удосужился просверлить.

Впрочем, это не мешало красоваться пушке в сердце столицы и своим внушительным видом демонстрировать заморским послам мощь русского оружия.

3. «Большая Берта»


Свое прозвище легендарная мортира, выпущенная в 1914 году на заводах старинной литейной династии Круппов, получила в честь Берты Крупп, бывшей в то время единственной владелицей концерна. Судя по сохранившимся фотографиям, Берта действительно была довольно крупной женщиной.

420-мм мортира могла делать один выстрел в 8 минут и посылала 900-килограммовый снаряд на 14 км. Фугас взрывался, оставляя после себя воронку диаметром 10 м и глубиной 4 м. Разлетавшиеся осколки убивали на расстоянии до 2 км. Стены французских и бельгийских гарнизонов к такому подготовлены не были. Союзные войска, сражавшиеся на Западном фронте, окрестили Берту «убийцей фортов». На взятие очередной крепости у немцев уходило не более двух дней.


Всего за годы Первой мировой было произведено двенадцать «Берт», к настоящему времени не уцелело ни одной. Те, что не взорвались сами, были уничтожены во время боев. Дольше всего просуществовала мортира, захваченная в конце войны американской армией и выставлявшаяся до 1944 года в военном музее города Абердина (штат Мэриленд), пока ее не отправили на переплавку.

4. Парижская пушка


21 марта 1918 года в Париже прогремел взрыв. За ним другой, третий, четвертый. Взрывы раздавались с пятнадцатиминутными интервалами, и всего за день их прозвучало 21… Парижане были в панике. Небо над городом при этом оставалось пустынно: ни вражеских самолетов, ни цеппелинов.

К вечеру, после изучения осколков, стало понятно, что это были не авиабомбы, а артиллерийские снаряды. Неужели немцы добрались до самых стен Парижа, а то и вовсе засели где-то внутри города?

Лишь спустя несколько дней французский авиатор Дидье Дора, совершая облет, обнаружил место, откуда стреляли по Парижу. Пушка пряталась в 120 километрах от города. По Парижу стреляла «Труба кайзера Вильгельма» - сверхдальнобойное орудие, еще одно исчадие концерна Круппа.

Ствол 210-миллиметровой пушки имел длину 28 м (плюс 6-метровое удлинение). Колоссальное орудие, весившее 256 т, размещалось на особой железнодорожной платформе. Дальность выстрела 120-килограммового снаряда составляла 130 км, а высота траектории доходила до 45 км. Именно потому, что снаряд двигался в стратосфере и испытывал меньшее сопротивление воздуха, и достигалась уникальная дальнобойность. Снаряд добирался до цели за три минуты.

Пушка, замеченная глазастым летчиком, пряталась в лесу. Вокруг нее располагались несколько батарей орудий малого калибра, которые создавали шумовой фон, мешавший установить точное расположение «Трубы кайзера».


При всей своей внешней ужасности орудие было довольно бестолковым. 138-тонный ствол прогибался от собственного веса и нуждался в поддержке дополнительными тросами. А раз в три дня ствол и вовсе приходилось целиком менять, поскольку больше 65 выстрелов он не выдерживал, слишком уж быстро его стачивали залпы. Поэтому для очередного нового ствола имелся особый набор нумерованных снарядов - каждый следующий чуть толще (то есть чуть больше по калибру), чем предыдущий. Все это сказывалось на точности стрельбы.

Всего по Парижу было произведено около 360 выстрелов. При этом было убито 250 человек. Больше всего парижан (60) погибло при попадании (естественно, случайном) в церковь Сен-Жерве во время службы. И хотя погибших было не так много, весь Париж был напуган и подавлен могуществом немецкого оружия.

Когда ситуация на фронте изменилась, пушку немедля эвакуировали обратно в Германию и уничтожили, чтобы ее секрет не достался войскам Антанты.

5. «Дора»


И снова немцы, и снова фирма «Крупп». В 1936 году Адольф Гитлер настоятельно рекомендовал концерну построить пушку, которая была бы способна разрушить французскую линию Мажино (систему из 39 оборонительных укреплений, 75 бункеров и прочих блиндажей, построенную на границе с Германией). Спустя год спецзаказ фюрера был выполнен и одобрен. Проект был тут же запущен в производство. И в 1941 году суперпушка увидела свет.

«Дора», получившая свое имя в честь жены главного конструктора, была способна пробить броню толщиной в 1 м, 7 м бетона и 30 м обычного твердого грунта. Дальнобойность орудия оценивалась в 35-45 км.

«Дора» даже сегодня ужасает своими размерами: длина ствола - 32,5 м, вес - 400 т, высота - 11, 6 м, каждый снаряд весил 7088 кг. Пушка располагалась на двух железнодорожных транспортерах, и полный вес всей системы достигал 1350 т.

Ужасать «Дора», конечно, ужасала, но тут выяснилось, что применить ее особо негде. Линия Мажино уже год как была взята, форты Бельгии пали. Даже переправить пушку для укрепления Гибралтара не представлялось возможным: железнодорожные мосты Испании не выдержали бы ее веса. Но в феврале 1942 года было решено доставить «Дору» в Крым и начать обстрел Севастополя.

Операция, к счастью, вылилась в пшик. Несмотря на чудовищные усилия фашистской армии, эффект оказался практически нулевой. Более 4000 человек были заняты обслуживанием «Доры». Для орудия была даже проведена специальная километровая железнодорожная ветка. Сложная маскировка и защита позиции осуществлялась с помощью истребителей, дивизиона дымомаскировки, двух пехотных рот и специальных команд полевой жандармерии.

Модель «Доры»

В период с 5 по 26 июня по Севастополю было выпущено 53 снаряда. В цель попало лишь пять, да и те не достигли желаемого эффекта. Операция была свернута, и «Дору» отправили к Ленинграду. Но больше за всю войну она так и не произвела ни одного выстрела.

В апреле 1945-го в лесу под городом Ауэрбахом американские войска обнаружили обломки «Доры». Орудие было уничтожено самими немцами, чтобы оно не досталось наступавшей Красной армии.

Артиллерия и минометы XX века Исмагилов Р. С.

420-мм мортира «Большая Берта»

Желая угодить владельцу крупнейшего немецкого концерна Адольфу Круппу, заводы которого выпускали самые мощные артсистемы в мире, конструктор профессор Раушенбергер назвал свое новое 420-мм орудие «Толстушка Берта» в честь внучки Круппа, родившейся в 1913 году.

Мортира предназначалась для разрушения особо прочных фортификационных сооружений и строилась в двух вариантах. Полустационарный вариант носил шифр «тип Гамма», а буксируемый обозначался «тип М». Орудия имели массу соответственно 140 и 42 тонны. Из 9 выпущенных мортир только 4 были буксируемые, но и облегченный вариант при транспортировке паровыми тягачами приходилось разбирать на три части. На сборку агрегатов «типа М» уходило 12 часов. Скорострельность «Берты» составляла 1 выстрел в 8 минут, а дальность полета 900-кг снаряда -14 км. Все три типа используемых снарядов обладали для того времени огромной разрушительной силой. Фугасный снаряд при взрыве образовывал воронку глубиной 4,25 метра и диаметром 10,5 метра. Осколочный имел 15 тыс. кусков смертоносного металла, сохранявших убойную силу на расстоянии до двух километров. Защитники крепостей считали самыми ужасными бронебойные снаряды, от которых не спасали двухметровые перекрытия из стали и бетона.

В годы Первой мировой войны немцы успешно применяли «Берты» при осаде хорошо укрепленных французских и бельгийских крепостей. Для того чтобы сломить волю к сопротивлению и вынудить к (даче гарнизон форта в тысячу человек, требовались две мортиры, сутки времени и 360 снарядов. Союзники на Западном фронте называли 420-мм мортиры «фортс киллерс» («убийцы фортов»).

Тактико-технические данные

Тип : тяжелая мортира

Калибр , мм: 420

Вес в боевом положении , кг: 42600

Начальная скорость снаряда , м/с: -400

Скорострельность : 1 выстрел в 8 минут

Макс. дальность стрельбы , м: 14000

Из книги Великая Отечественная альтернатива автора Исаев Алексей Валерьевич

Большая политика Удар по Гитлеру первыми традиционно негативно оценивается в отечественной литературе. Впрочем, нельзя сказать, что эта точка зрения является доминирующей. Тем не менее иногда даже звучат слова о том, что Сталин правильно сделал, что дождался нападения

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Большая стратегия Для понимания причин катастрофического развития ситуации имеет смысл рассмотреть штатный сценарий. Под штатным сценарием подразумевается развитие событий в той последовательности, которая в наилучшей степени устраивала Красную армию в плане

Из книги Отто Скорцени - диверсант №1. Взлет и падение гитлеровского спецназа автора Мадер Юлиус

420-мм мортира «Гамма» 420-мм мортира «Гамма» была создана в годы Первой мировой войны для разрушения особо прочных оборонительных сооружений противника на Западном и Восточном фронтах. Ее обслуживающий персонал состоял из 250 человек, а сборка и установка орудия

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Большая шумиха Скорцени лично доставил Муссолини в растенбургскую штаб-квартиру фюрера. «Этой услуги я никогда не забуду!» - обещал ему Гитлер.Геринг, Кейтель, Гиммлер и Геббельс тоже поспешили поздравить эсэсовца. А затем на Скорцени излился щедрый поток повышений,

Из книги У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания автора Сахаров В. П.

210-мм мортира Mrs 18 С 1910 г. на вооружение кайзеровской армии поступала 210-мм мортира разработки фирмы «Крупп». К началу Первой мировой войны имелось уже 256 таких орудий - 112 в строевых частях, 112 в резерве и 32 в крепостях. В 1916 г. на вооружение приняли усовершенствованный

Из книги Прерванный полет «Эдельвейса» [Люфтваффе в наступлении на Кавказ, 1942 г.] автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Большая разведка Противник, по всем данным, готовился нас атаковать, но о конкретных его намерениях мы знали мало определенного. Где же ждать удара? Если не иметь сведений об этом, враг легко может прорвать на каком-нибудь участке растянутый фронт бригады.Поэтому решили

Из книги Шпион номер раз автора Соколов Геннадий Евгеньевич

«Большая атака дня» 23 августа 1942 года навсегда вошло в историю одного из красивейших волжских городов, разделив ее на «до» и «после».То утро было солнечным и безоблачным. Солнце, взошедшее из-за казахской степи, все ярче освещало прифронтовой город и его окрестности. В

Из книги Секретная миссия в Париже. Граф Игнатьев против немецкой разведки в 1915–1917 гг. автора Карпов Владимир Николаевич

Из книги Радиошпионаж автора Анин Борис Юрьевич

Глава двенадцатая. БЕРТА ДУССЕ И ДРУГИЕ АГЕНТЫ П.

Из книги Ar 234 «Blitz» автора Иванов С. В.

«Большая игра» 24 ноября 1942 г. был арестован один из руководителей «Красного оркестра» - Леопольд Треппер. Немцы решили привлечь Треппера к развертыванию радиоигры небывалого масштаба. Но для этого им необходимо было его добровольное сотрудничество: только Треппер мог

Из книги Hs 129. Особенности модификаций и детали конструкции автора Иванов С. В.

Берта – или на собственных колесах Технические проблемы, с лыжным шасси, возникшие во время испытаний первых прототипов Ar-234, были не единственным поводом для отказа от такого конструктивного решения. Самолет, который после посадки не может тотчас же покинуть взлетную

Из книги История артиллерии [Вооружение. Тактика. Крупнейшие сражения. Начало XIV века - начало XX] автора Хогг Оливер

В-1: кардинально улучшенная «Берта» Сразу после окончания войсковых испытаний начались работы по внедрению в серию самолетов А-1. Кроме нового двигателя. в конструкцию были внесены многочисленные изменения. Одновременно на фирме начали разработку нового проекта на базе

Из книги Юнкерс Ju-87 1936-1945 автора Жуино Андре

Мортира Маллет (mallet’s Mortar) К началу Крымской войны (1853–1856) в 1854 году самая тяжелая мортира Британии была калибром 13 дюймов, стрелявшая снарядами весом 167 фунтов. Условия Крыма требовали нечто большее, и вскоре талантливый инженер Роберт Маллет (Robert Mallet) выполнил это

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

«Большая Берта» (Big Bertha) Это было обобщенное имя сверхдальнобойных орудий, обстреливавших Париж в 1918 году в конце Первой мировой войны. Было несколько таких специфических орудий. Одной из особенностей таких орудий был срок их службы – вероятно, 50 выстрелов вместо 120 и

Из книги автора

Ju 87В, или «Берта» Ju 87B-2/Trop (W.Nr. 5763), принадлежавший сержанту (Sergente) Бартоломази из 209-й эскадрильи Королевских ВВС Италии (209а Squadriglia, Regia Aeronautica). Самолет был захвачен английскими войсками в Ливии в сентябре 1941 г. Ликторские фасции на нижней поверхности крыла изображены

Из книги автора

Самоходная мортира «ХА-ТО» В 1944 году малым числом была выпущена самоходная полубронированная 300-мм мортира «Тип 4» («Ха-то»), построенная на шасси тяжелого транспортера, напоминавшем перекомпонованное шасси «Чи-то»: впереди располагался двигатель, за ним - отделение