Был ли гоцман на самом деле. Прототипы "Ликвидации": Так был ли Гоцман? Мыши на кухнях и протекающие краны

До этих пор шумиха вокруг российского сериала об Одессе «Ликвидация» не умолкает. И в этом отчасти виновны сами одесситы. Ведь после того, как они посмотрели фильм «за Одессу» стали искать прототипа начальника одесского УГРО Давида Гоцмана, которого прекрасно сыграл Владимир Машков. Надо сказать, вышла путаница…

«Это несомненно Давид Курлянд!»

Несомненно, такой бесстрашный герой, который по заданию маршала Жукова очищал Одессу от бандитской нечести, был. Ветераны милиции утверждают, что образ Гоцмана авторы сценария Алексей Поярков и Сергей Урсуляк писали с сотрудника УГРО НКВД Давида Михайловича Курлянда 1913 года рождения, выросшем в детдоме до войны.

Это несомненно Давид Курлянд, одесский разысник! С Курляндом мы были знакомы, потому что он уже при жизни занимался музеем, вопросами комплектации экспонатов, тщательно собирал документы. Я знаю, что он был на хорошем счету у коллег и начальства, которое сразу, когда Давид в 30-летнем возрасте пришел в одесский уголовный розыск, подметило, что он быстро принимал решения, умел попадать в цель. Но самое главное, он был бесстрашным трудоголиком и имел неимоверный нюх, когда раскрывал преступления. Ведь он умудрялся внедряться в преступные банды. Не одно преступление он разоблачил! Неудивительно, что он начал с рядового и дослужился до замначальника уголовного розыска Одессы. Кстати, о том что он умер мы узнали спустя 3 дня. Вот такие родственники, даже нам не сказали о смерти друга и коллеги… - рассказал ветеран милиции, директор народного музея истории органов внутренних дел Одесской области Василий Давиденко.

«Перед этим человеком все снимали шляпу!»

Итак, если существовал такой «гоцман», это означает, что есть родственники. Оказалось, в Одессе живет 74-летний сын Анатолий Курлянд, а также двоюродный внук и двоюродная правнучка Давида Михайловича Курлянда. Остальные его родственники сегодня живут в Америке и в Израиле.

Образ замначальника уголовного розыска Одессы полностью исказили. Машков не похож на отца, который был еще добрее. - заявил Анатолий Курлянд. - А вот внешностью вроде похож. Жаль, что во время съемок со мной не советовались. Это разочарование сказалось даже на моем здоровье. Я же сердечник… Но приятно, что об отце сняли фильм. Он заслужил, отдав работе в органах. Все его уважали и боялись, бандиты в том числе. Отец ушел на пенсию в 63 года. Был награжден орденом Красной звезды.

А вот более дальним родственникам образ Гоцмана оказался по душе.

Давид Курлянд был двоюродным братом моего прадеда Ефима Самойловича (по паспорту Шлемовича), у которого был сын Марк Ефимович - отец моего отца Александра Марковича. - начала свой рассказ 32-летняя правнучка Екатерина Курлянд. - В те годы, наши прародственники не распространялись о деятельности Курлянда среди знакомых. Если и говорили о нем, то немного и шепотом. На вопросы младших по поводу него не отвечали. А я узнала о знаменитом родственнике, когда училась на юрфаке. Однажды я сдавала зачет у очень пожилого преподавателя, и он, увидев в зачетке мою фамилию, спросил, не родственница ли я того самого Курлянда? Я призналась, и после этого он поставил мне «автомат» и произнес: «Ради уважения к такому человеку…». Вот после этого и начала расспрашивать свою бабушку о Давиде (а дедушка умер рано). Но она тогда сильно болела и многое уже не помнила. Но мы с отцом узнали от нее в итоге, что Курлянд пользовался просто огромным авторитетом среди коллег и бандитов! Отец помнит, как дедушка мой говорил: «Перед этим человеком все снимали шляпу!». Было у него немало и врагов: не любили такого честного и принципиального. Жаль, что у нас с отцом пространные воспоминания, ведь мы тогда и не думали, что стоит поинтересоваться более подробно о своем двоюродном прародственнике. И фотографий Давида у нас не осталось: возможно, большой семейный фотоархив сгорел во время войны, также что-то было увезено нашими родственниками - родной сестрой моего дедушки с детьми - в Америку. Но мы, конечно же, видели портрет Давида Михайловича. А когда начали смотреть сериал «Ликвидация», сразу же поняли: «Это он!». Нам кажется, и внешность главного героя режиссер удачно подобрал, и характер, и выходки точно выписаны. Ну все практически, как у Курлянда! Машков очень достоверно сыграл! Разве что настоящий Давид не отличался такой эмоциональностью. Человеком слыл сдержанным. И действительно, был бессеребряником. Когда он умер, то не осталось после него ни капитала, и вроде даже жилплощади… Вот и похоронили его возможно бедно, мы даже не знаем, осталась ли с тех времен еще его могила. Сомневаюсь, что он общался напрямую с Жуковым. Кстати, у Давида и семьи не было… Но фильм имеет право на домысел. Нам в целом очень понравился фильм! И спасибо, его создателям, что увековечили память нашего родственника!

Есть все основания предполагать, что Давид Курлянд еще жив, ему 94 года, и он живет в Москве. - удивил автор книг «Бандитская Одесса», академик Виктор Файтельберг-Бланк. - Я узнал по своим источникам, что его дочка замужем за москвичом, и она забрала своего отца в Россию.Следы Давида Курлянда надо искать в Москве…

Кузьменко, Франк, Флиг, Павлов…

Некоторые старожилы Одессы предполагают, что были и другие «гоцманы»: Артем Кузьменко, зам.начальника Управления НКВД по Одесской области, оперативник Франк, сотрудник специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкель Шлемович Флиг. Более всего одесситы склонны к кандидатуре Виктора Павлова - личность известная. С1944 года он возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом УКВД Одесской области.

Виктор Павлов хорошо себя показал в борьбе против банды из 16 человек, которая нападала на колхозников. - вспоминает Василий Давиденко. Орудовали она, как правило, на Овидиопольском шоссе. Именно Павлов вычислил главаря по кличке «Батя».

А вот известный в Одессе писатель-детективист, автор «Большого полутолкового словаря одесского языка» Валерий Смирнов убежден в обратном.

Да знал я Давида Гоцмана! Когда я был маленьким, он приходил к нам домой к моему отцу, они были приятелями. Когда вырос, то узнал от отца, что он уехал в Канаду и там последние годы свой жизни провел! И вообще его жену звали не Норой, как в фильме, а Ривой.

Кстати, одесситы по фамилии «Гоцман» были в Одессе. Но два года назад выехали за границу.

Что еще правдиво в сериале?

Маршал Жуков

Маршал Жуков действительно командовал Одесским военным округом. И секретная операция по «зачистке» Одессы от бандитов по его инициативе была проведена на самом деле. - говорит автор двухтомного романа «Ликвидация», написанного по мотивам сценария Алексея Пояркова Вячеслав Бондаренко.- Все остальное — вымысел, но вымысел очень правдоподобный — его сопровождают реальные исторические детали. Герои романа и фильма ходят по настоящим одесским улицам, ездят в трамваях и автомобилях, которые были в Одессе тех лет, болеют за настоящие футбольные команды, у них именно такие татуировки, какие носили в то время...

Приехал Жуков 4 июня 1946 года. Я его встречал на железнодорожном вокзале в качестве помощника военного коменданта станции «Одесса-главная». Жуков выглядел угрюмым, но статным и полным достоинства. - вспоминает Евгений Горелюк, ныне спортивный журналист. - Сначала он поехал на Пролетарский бульвар (сейчас Французский бульвар.- прим.ред.), где проживал, а потом в штаб военного округа на улице Островидова. А позже Жуков жил на улице Дворянской.

Кожаные плащи с трофейных запасов

В фильме есть пара эпизодов, как сотрудники милиции истребляют бандитов, при этом одевшись в модную гражданскую одежду. На первый взгляд, смешно…

Для борьбы с бандитами в помощь милиции Жуков привлек офицеров, в основном из военной разведки — крепких людей. Каждому выдали небольшие браунинги и дорогие кожаные пальто, а также другую хорошую одежду из трофейных запасов для приманки ночных воров. И частой стала такая ситуация: одинокий богато одетый прохожий идет ночью по улице. К нему устремляются несколько грабителей. Звучат выстрелы. Не добежав до жертвы, грабители замертво падают. - пояснил историк Андрей Парамонов.

Одесситы вспоминают, что операция Жукова долго потом носила название «блиц-криг».

Кстати, подобный кожаный плащ, сшитый по фасону тех времен, сохранился в Одесском музее кино. И принадлежит он Глебу Жеглову из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Столетний трамвайчик из Харькова

В трех эпизодах заметен старинный трамвайчик. На нем Владимир Машков гонялся за бандитами, трамвай обдавался рикошетом. Так вот трамвай этот уникальный - 1932 года!

Когда его восстановили в Харькове, то киношники, прослышав об этом, приехали за ним в Харьков. Харьковские власти пошли на встречу, и мы оперативно пригнали его на специальном трейлере. - рассказал «смотритель» раритета Василий Плохой.

Как выяснило «КП», за киносъемки управление харьковского горэлектротранспорта получило 35 тысяч гривен.

Съемочная группа была просто в восторге от вагончика. Говорят, ожидали все, что угодно, но не такого красавчика! Благодарили: мол, вагончик просто спас фильм, - радуется Василий Плохой.- Ведь другого такого нет ни в Украине, ни в России. Кстати, я с трамваем возвращался назад в Харьков, за нами ГАИ гналось, мы думали, нарушили что-то, а они хотели просто сфотографироваться…

Мыши на кухнях и протекающие краны

Снимали фильм в сердце Молдаванки, на улице Колонтаевской,21. Натуру переделывать практически не пришлось: разруха и серость двора режиссера очень даже устроила. Гордые одесситы обиделись за то, что Одессу показали далеко не красавицей, а многие ее именно такой, в 40-е годы, и помнят.

Послевоенная Одесса - этого не забудешь никогда...- вспоминает писатель Дмитрий Мирошник. - Влажные стены, разбитые полы, мыши на кухнях, протекающие краны, шум примусов, темные коридоры, пыльные стекла на окнах общих помещений, загаженные кошками черные ходы - все это запомнилось надолго. Голод и нищета доминировали. Добавляли свое бандитизм, ночная стрельба на улицах, кражи, продовольственные карточки, безотцовщина...

Но при этом картина абсолютно нормально смотрится. Оператор там хорош, Миша Суслов, он не одессит, москвич, уезжал в Штаты, потом вернулся, и уже несколько картин снял. Да и режиссер Урсуляк прекрасный, хорошие актеры. Совершенно шикарный Машков — кличка «Гоцман» за ним закрепится надолго… - сделал вывод и ветеран кино, оператор фильма «Место встречи изменить нельзя» Леонид Бурлака.


Снежана ПАВЛОВА.

Источник -http://www.jewish.ru/culture/press/2007/12/news994257174.php

Давид Маркович Гоцман: прототип, фото, цитаты Захватывающее расследование, которое проводит Давид Маркович Гоцман - начальник отдела по борьбе с бандитизмом, - одесский юмор и неподражаемый говор сделали фильм "Ликвидация" одним из самых обсуждаемых и цитируемых. За основу сюжета создатели взяли реальные события, а прототипом главного героя выступал настоящий человек. Картина повествует о борьбе одесской милиции с организованной преступностью в послевоенное время. Краткая история создания фильма Особый интерес народа к картине вызвало то, что в основу ее легли вполне реальные события в Одессе послевоенного времени. В 1946 году город действительно переживал пик расцвета преступности, и правоохранительные органы боролись с этим, как могли. Правда, фильм насыщен и множеством непроверенной или намеренно придуманной информации, что сделало его более увлекательным, но менее близким к действительности. Гоцман Давид Маркович - тоже вымышленный персонаж, хотя есть у него и реальный прототип. Идея создать фильм подобного содержания осенила Олега Компасова, творческого директора студии «Дед Мороз», в 2004 году. Тогда, снимая в Одессе свой очередной сериал, он обратил внимание на тот факт, как мало изменился город с послевоенных лет. Тогда-то и пришла к нему идея снять здесь что-то о тяжелом времени, наступившем после окончания войны. По возвращении в Москву он взялся за чтение «Бандитской Одессы», где описывалось, как маршал Жуков боролся с бандитизмом в Южной Пальмире. Именно приезд Жукова в Одессу и проведение по его приказу операции по ликвидации преступности в городе и решили обыграть в фильме. Давид Гоцман: описание персонажа В фильме «Ликвидация» Давид Маркович Гоцман предстает пред нами бесстрашным борцом с преступностью. На протяжении всех 14 серий он уверенно и целеустремленно ведет сражение с бандитскими группировками Одессы вообще и старается раскрыть особо крупное дело, постепенно придя к выводу, что руководитель преступной операции работает в правоохранительных органах города. По сюжету фильма становиться известно, что в прошлом Гоцман был фронтовиком-разведчиком и боевым офицером. Получив в сражении тяжелое ранение, где-то около года проводит в госпитале Давид Маркович Гоцман. Биография его умалчивает о том, как провел свои годы этот доблестный борец за справедливость до начала войны. Хотя в дальнейшем кое-что зрителю становится известно из откровений Давы Марковича перед Нонной. Но, как говорится, что было, то было, а пока... Устранение всех одесских преступников – вот единственная мечта, которую имеет в «Ликвидации» Давид Маркович Гоцман. Кличка Академик, принадлежащая неизвестному сотрудникам УГРО крупному авторитету криминального мира, вызывает у Гоцмана беспокойство до тех пор, пока он не узнает, кто за ней стоит. Прототип Давида Марковича Гоцмана Создатели фильма, как видно, не хотели просто выдумать сюжет и героев – они желали сотворить что-то более реальное, что могло бы по-настоящему затронуть зрителя. Одесса прекрасно для этого подошла: во-первых, благодаря действительно большому разгулу преступности, а во-вторых, внешний облик города мало изменился с той поры. Для срисовывания образа главного героя тщательно подыскивался подходящий одесский работник милиции 40-х годов. И человек такой нашелся. Сведения о нем были найдены в Одесском музее милиции (речь идет о личном дневнике). Замначальника Одесского УГРО Давид Менделеевич Курлянд (сменивший позже отчество на Михайлович), родившийся в 1913 году, порядочный человек, любящий свой город и свою работу – вот, по мнению авторов картины, лучший прототип Гоцмана Давида Марковича. Свою работу в милиции он начал в 1934 году, уверенно продвигаясь по карьерной лестнице. За активное участие в обороне СССР Курлянд получил орден Красной Звезды. Другие прототипы После тщательного исследования некоторые краеведы пришли к выводу, что Давид Маркович – персонаж, у которого несколько прототипов. По словам тех, кто служил в то время в НКВД, Давид Маркович Гоцман воплотил в себе черты, присущие Артему Кузьменко, Виктору Павлову, оперативнику по фамилии Франк, Янкелю Флингу. Все эти люди в разное время боролись с преступностью в Одессе. Всех их вспоминают как мужественных и знающих, как вести себя с криминальными лицами, сотрудников милиции. И все они, по мнению некоторых биографов, помогли режиссеру и сценаристу дополнить собирающий образ Гоцмана, основным прототипом которого принято считать все-таки Курлянда. Великолепная игра Машкова Шикарный Давид Маркович Гоцман... Как знать, был бы он столь шикарен, если бы не дивная игра актера. По мнению многих, данный образ - это одна из лучших ролей Владимира Машкова. Однако нельзя сказать, что она далась ему так уж просто - пришлось изрядно попотеть. Около года Владимир Львович жил в Одессе, чтобы правдоподобно воплотить образ коренного одессита. Он постарался узнать все, что возможно, об одесской милиции и преступности в городе. И даже наладил контакты с местными авторитетами пенсионного возраста. А для подробного ознакомления с прототипом своего героя Машков изучил все имеющиеся о нем материалы. Кстати говоря, с организованной преступностью Владимир Машков был знаком не понаслышке. Свое детство он называет бандитским, а юность криминальной. Но если бандитскому жаргону Владимир учился у выходцев из криминального мира, то для овладения уникальным одесским говором, ставшим главной изюминкой картины, Машкову, равно как и другим актерам, пришлось заниматься с лингвистом. Что же до внешних характеристик, интересен тот факт, что Курлянд Давид Михайлович имеет схожие черты с Машковым. Гоцман Давид Маркович (фото, дошедшее до нас, это подтверждает) в исполнении Владимира Львовича, таким образом, получился ну прямо как настоящий Курлянд. Свое мнение о том, насколько удачно Машкову удалось воплотить переделанный образ Давида Михайловича, высказали родственники последнего. Внук заявил, что Гоцман получился поразительно похожим на его деда. А вот оценка сына была противоположной: по его словам, образ отца был сильно искажен. Хотя, скорее всего, создатели картины и не стремились к цели сотворить полную копию Курлянда. Награды Машкова за роль Гоцмана Роль сотрудника Одесского УГРО послевоенных лет принесла Владимиру Машкову не только удовольствие и материальное вознаграждение, но и народное и официальное признание. За лучшую мужскую роль он получил национальную кинонаграду России. «Золотой Дюк» ему вручили за вклад в культурную жизнь Одессы. Не менее актера, должно быть, порадовало присуждение ему звания почетного гражданина Одессы, которого также был удостоен Михаил Жванецкий. К слову, в 2010 году Машков стал народным артистом РФ, в его копилке около двадцати премий. Владимир часто выступает не только в роли актера, но и как режиссер. Его актерская карьера началась в 1984 году, а пик популярности пришелся на 1994-1995 годы. За участие в фильме «Вор» он даже был номинирован на «Оскар». Ах, Одесса! Неподражаемый говор и остроумные, немного необычные для русского человека выражения, которыми блещет Давид Маркович Гоцман (цитаты из фильма сразу же ушли в народ), бесспорно, сделали картину яркой и запоминающейся. Но, несмотря на то, что Машков в течение года учился местному диалекту у самих носителей языка, да еще и усердно занимался с лингвистом, некоторые критики утверждают, что речь главного героя, как и всех, кто по сценарию его окружает, передает лже-одесский акцент. Так, они обращают внимание на неправильную интонацию актеров, утверждая, что на съемочной площадке был создан совершенно новый диалект. К тому же одесское «шё» актеры постоянно передают как «шо». Критики заметили много других языковых несовпадений. Несмотря на то что речь Давида Гоцмана наверняка отличается от того наречия, на котором говорил Курлянд, она невероятно понравилась зрителю и придала картине незабываемый колорит. Блистательные фразы Количество одесского юмора и колкостей в фильме, по мнению специалистов, просто зашкаливает – коренные жители города так не говорят. Видимо, сценаристы решили, что ни одно выражение или шуточка, раздобытая за время пребывания в Одессе, не должны пропасть даром. Тут же запомнились зрителю «картина маслом», «дел за гланды», «за завтра - завтра поговорим» и «не расчесывай мне нервы». Правда, многие критики сходятся во мнении, что не все выражения были в те времена в обиходе у жителей Одессы, а некоторых и вовсе не существовало. Например, фраза Гоцмана «гэпну в морду» лишена разумного смысла, так как «гэпнуть» - значит упасть. А выражение Фимы «кидаться головой в навоз» одесситы стали употреблять намного позже 40-х годов. Вместо одесского слова «пекло» звучит «жара», вместо «босявка» - «босота», вместо «ширмач» - «щипач». А выражение «Тока разбег возьму от Дюка» следовало бы изменить на «Сейчас разгон возьму от моста до бойни». Одним словом, фильм «Ликвидация» не совсем подходит для того, чтобы судить по речам его персонажей о разговорной речи одесситов. Впрочем, удовольствия от его просмотра от этого ничуть не меньше. Памятник Давиду Гоцману В 2008 году ко Дню милиции было приурочено открытие памятника Гоцману. Под впечатлением от «Ликвидации» распоряжение об установке монумента отдал Юрий Луценко. Памятник установили на улице Еврейской возле административного строения, принадлежащего Одесской областной милиции. В процессе создания монументального сооружения родился один неожиданный и достаточно важный вопрос: как он должен выглядеть? Обсуждалось, нужно ли придать фигуре черты лица Владимира Машкова или лучше воссоздать по сохранившимся фотографиям лицо Курлянда. В результате работа скульптора не имеет черт какого-то конкретного человека. По мнению многих, монумент выглядит довольно интересно: по выступающим из стены ступенькам спускается милиционер, держа на раскрытой ладони корм, на который слетелись четыре голубя. Другие недоумевают: где те характерные особенности, по которым можно узнать Даву Марковича? Если не знать, кому посвящен памятник, любимого многими зрителями начальника Одесского УГРО скульптура не напоминает вовсе. И в заключение Давид Маркович Гоцман стал собирательным образом, прототипом или прототипами которого послужили доблестные работники милиции. Хотя не все в этой картине правдоподобно, бесспорно одно – в истории Одессы были такие мужественные и сознательные блюстители закона. Остается надеяться, что установленный на улице Еврейской памятник всегда будет напоминать современным сотрудникам правоохранительных органов Одессы, что спокойствие в городе во многом зависит от них.


Нашумевший сериал режиссера С. Урсуляка «Ликвидация» , вышедший на экраны в 2007 г., увлек миллионы зрителей захватывающим сюжетом и блестящей игрой актеров. Но главной причиной популярности фильма был харизматичный образ Давида Гоцмана , воплощенный на экране Владимиром Машковым . У этого героя был реальный прототип – одессит Давид Курлянд , сотрудник уголовного розыска, гроза бандитов всех мастей.



Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд родился в Одессе в 1913 г. Семья жила на Молдаванке на улице Садиковской, 37. Его отец, строитель-печник, умер, когда мальчику было 7 лет. Некоторое время ему пришлось жить в детдоме, пока старший брат-красноармеец не вернулся в Одессу и забрал его оттуда. Это было время Гражданской войны и разгула преступности. Детдомовские были знакомы с миром криминала не понаслышке, очевидно, еще в те времена Давид решил бороться с бандитами и защищать честных граждан.



Прежде чем стать сотрудником угрозыска, Давид Курлянд работал печником, сапожником, рабочим на фабрике. В Одесский уголовный розыск он попал по направлению комсомола. За несколько лет Давид прошел путь от помощника до старшего опера. Он раскрывал сложные дела одно за другим, тщательно планировал операции и не рисковал, как его экранный двойник, в одиночку отправляясь брать банду. Коллеги называли его «профессором по борьбе с бандитизмом», а уголовники – «одесским волкодавом».



С началом ВОВ Курлянд принимал участие в обороне Одессы в 1941 г., а затем в эвакуации боролся с бандитизмом в Узбекистане. Ведь среди эвакуированных были валютчики, бандиты, дезертиры, а в их поиске чутье никогда Курлянда не подводило. Ему было всего 28 лет, когда его назначили заместителем начальника управления уголовного розыска Узбекистана.



По возвращении у Курлянда работы было хоть отбавляй – послевоенную Одессу буквально накрыло волной преступности. Разруха, нищета, голод и доступность оружия способствовали обострению криминогенной обстановки. Нехватка продовольствия толкала людей на преступления. Часто убивали офицеров, вернувшихся с фронта, за оружие и продуктовые карточки. Вооруженные дезертиры совершали разбойные нападения, убивая целые семьи.



Но в городе все-таки удалось навести порядок. Заместитель начальника одесского уголовного розыска Давид Курлянд не давал спуску бандитам. По словам сына Курлянда Анатолия, «отца уважали и боялись, в том числе и бандиты. Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников». Ему удалось ликвидировать известную банду «Черная кошка», состоящую из 19 рецидивистов, а также банды «Додж 3/4» и «Одесский Тарзан».





После выхода на пенсию в 1963 г. Курлянд еще долго читал лекции в школе МВД, участвовал в создании музея истории одесской милиции, в котором теперь можно увидеть экспозицию, посвященную самому Курлянду. В 2008 г. у входа в здание одесского областного управления МВД был открыт памятник сотрудникам одесского послевоенного уголовного розыска, который в народе называют памятником Давиду Курлянду.





О том, как в послевоенной Одессе боролись с преступностью, Давид Курлянд рассказал в своих воспоминаниях. Именно этот документ и стал основой для создания сценария «Ликвидации». Фильм вышел на экраны в 2007 г., через 14 лет после смерти Давида Курлянда. Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях о его образе в сериале: если внук Владимир счел, что Машкову удалось точно передать характер деда, то сын, Анатолий Давидович, заявил, что создатели фильма «мало того, что сюжет фильма «содрали» с дневников отца, так еще и его образ полностью исказили. Владимир Машков только внешне смахивает на отца, но отец был добрее».



Владимир Машков, тем не менее, стал не только еще популярнее после этого фильма, но и покорил сердца многих женщин:


Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек миллионы зрителей захватывающим сюжетом и блестящей игрой актеров. Но главной причиной популярности фильма был харизматичный образ Давида Гоцмана, воплощенный на экране Владимиром Машковым.

У этого героя был реальный прототип - одессит Давид Курлянд, сотрудник уголовного розыска, гроза бандитов всех мастей. Предлагаем любопытные факты из жизни легендарного опера.

Давид Гоцман и его прототип - Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд

Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд родился в Одессе в 1913 г. Семья жила на Молдаванке на улице Садиковской, 37. Его отец, строитель-печник, умер, когда мальчику было 7 лет. Некоторое время ему пришлось жить в детдоме, пока старший брат-красноармеец не вернулся в Одессу и забрал его оттуда. Это было время Гражданской войны и разгула преступности. Детдомовские были знакомы с миром криминала не понаслышке, очевидно, еще в те времена Давид решил бороться с бандитами и защищать честных граждан.

Легенда советского сыска Давид Курлянд

Прежде чем стать сотрудником угрозыска, Давид Курлянд работал печником, сапожником, рабочим на фабрике. В Одесский уголовный розыск он попал по направлению комсомола. За несколько лет Давид прошел путь от помощника до старшего опера. Он раскрывал сложные дела одно за другим, тщательно планировал операции и не рисковал, как его экранный двойник, в одиночку отправляясь брать банду. Коллеги называли его «профессором по борьбе с бандитизмом», а уголовники - «одесским волкодавом».

С началом ВОВ Курлянд принимал участие в обороне Одессы в 1941 г., а затем в эвакуации боролся с бандитизмом в Узбекистане. Ведь среди эвакуированных были валютчики, бандиты, дезертиры, а в их поиске чутье никогда Курлянда не подводило. Ему было всего 28 лет, когда его назначили заместителем начальника управления уголовного розыска Узбекистана.

Утренний развод одесских милиционеров

По возвращении, у Курлянда работы было хоть отбавляй - послевоенную Одессу буквально накрыло волной преступности. Разруха, нищета, голод и доступность оружия способствовали обострению криминогенной обстановки. Нехватка продовольствия толкала людей на преступления. Часто убивали офицеров, вернувшихся с фронта, за оружие и продуктовые карточки. Вооруженные дезертиры совершали разбойные нападения, убивая целые семьи.

Владимир Машков в роли Давида Гоцмана в фильме «Ликвидация», 2007

Но в городе все-таки удалось навести порядок. Заместитель начальника одесского уголовного розыска Давид Курлянд не давал спуску бандитам. По словам сына Курлянда Анатолия, «отца уважали и боялись, в том числе и бандиты. Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников». Ему удалось ликвидировать известную банду «Черная кошка», состоящую из 19 рецидивистов, а также банды «Додж ¾» и «Одесский Тарзан».


Владимир Машков в роли Давида Гоцмана в фильме «Ликвидация», 2007

После выхода на пенсию в 1963 г. Курлянд еще долго читал лекции в школе МВД, участвовал в создании музея истории одесской милиции, в котором теперь можно увидеть экспозицию, посвященную самому Курлянду. В 2008 г. у входа в здание одесского областного управления МВД был открыт памятник сотрудникам одесского послевоенного уголовного розыска, который в народе называют памятником Давиду Курлянду.


Памятник Давиду Курлянду в Одессе у входа в областное управление внутренних дел

О том, как в послевоенной Одессе боролись с преступностью, Давид Курлянд рассказал в своих воспоминаниях. Именно, этот документ и стал основой для создания сценария «Ликвидации». Фильм вышел на экраны в 2007 г., через 14 лет после смерти Давида Курлянда.
Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях о его образе в сериале: если внук Владимир счел, что Машкову удалось точно передать характер деда, то сын, Анатолий Давидович, заявил, что создатели фильма «мало того, что сюжет фильма „содрали“ с дневников отца, так еще и его образ полностью исказили. Владимир Машков только внешне смахивает на отца, но отец был добрее».