Церковь на болвановке. Храм святителя николая на болвановке. Ремонт и восстановление

На месте том, где сегодня находится Храм Спаса Преображения, раньше располагалась слобода. Занимались здесь проектированием, изготовлением и распространением болванок, то есть форм.

Если верить переписным книгам 1626 г., то на местности этой была возведена «церковь на Болванке во имя Георгия на Яру».
Где же спрятана история храма? Основание его можно связать со следующим событием. На том же самом месте, где сегодня стоит церковь, произошла встреча ханских послов с Иоанном III. Долго и мучительно происходили переговоры, результатом которых стало величайшее событие для нашего народа: Россия поднялась с колен и прекратила платить дань монголам. С этого момента и было принято решение – возвести храм во имя Преображения Господня.

Историей храма интересовались многие. Сохранилось и документальное подтверждение, в котором свящ. Михаил Левитский повещает о том, что церковь Преображения Господня на Болвановке возведена была на той территории, где казнили нарушивших закон людей, а также на месте сокрушения Иоанном III идола ханского. Жизнь Иоанна Великого закончилась в 1505 г., после чего и был возведен деревянный храм.
Секретом для нас остается тот факт, было ли два престола в храме на Болвановке (в честь великомученика Георгия и во имя Преображения Господня) с самого основания церкви или это уже измененная информация.

В начале XVIII века прихожане принимают решение и, не откладывая, обращаются в Синод с просьбой, в которой говорилось, что церковь Преображения Господня требует ремонта либо перестроения храма. Причины прошения были довольно весомы, ведь выстоять службу во время дождя в церкви было невозможно, поскольку полы святыни начали гнить и проваливаться прямо под ногами. Ждать решения вопроса этого долго не пришлось: митрополит Рязанский и Муромский Стефан прислал разрешение на строительство.
В Клировые ведомости внесена информация о том, что в 1722 г. была перестроена деревянная церковь. Активное участие известных купцов (Дмитрий Оленев и Косма Матвеев) способствовало возведению каменного храма, завершение которого приписывают 1755 г.
С этого времени в церкви появляются приделы во имя преподобной мученицы Евдокии и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В 1839 г. перестраивают трапезную и колокольню, и все это благодаря стараниям Адриана Ивановича Озерского, который был Московским купцом. Без помощи прихожан не было бы храма. Руководил проектом талантливый архитектор Козловский. Скорбященский престол со временем заново освятили во имя св.мц. Татьяны по просьбе жены Озерского Татьяны Ивановны и И.В. Путилова, который в те времена был главным жертвователем титулярного советника (жена его также звалась Татьяной Ивановной). Освящение престолов осуществлял сам владыка Филарет. Величайшее событие происходило 10-го октября того же 1839 г.

В 1930 г. приняли решение закрыть храм, колокольню и трапезную с приделами снесли. Само помещение с того момента служило для размещения учреждений, а в 1980 г. церковь переоборудовали под цехи.

На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.

Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей».

В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева.

На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет.

При вступлении в город армии Наполеона осенью 1812 года среди огромного количества пострадавших от пожаров построек был и храм святителя Николая. На его ремонт потребовалось два года, верхняя же церковь была освящена лишь в 1824 году.

На средства, пожертвованные старостой и прихожанами, в 1843 году храм внутри расписали «на золотом фоне греческим писанием».

Революция пришла на Таганку стремительно. В начале 20-х годов службы в церкви Святителя Николая Чудотворца были запрещены советской властью, а само здание передали в аренду разным организациям. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, при этом живопись закрасили, установили перегородки, уничтожили иконостасы, сбили с фасадов изразцы и сняли колокола.

В 1944 году при реконструкции Таганской площади и начале строительства станции метро «Таганская» решено было разобрать церковь Николая Чудотворца, так как она стояла в непосредственной близости от здания метро. Успели снести барабаны с главами основного четверика храма, междуэтажные перекрытия, кровлю над трапезной, шатер и восьмерик колокольни, но, к счастью, благодаря вмешательству общественности работы были остановлены, что спасло храм от гибели.

И только в 1990 году храм отдали верующим. Усилиями настоятеля и прихожан, у храма святителя Николая началась вторая жизнь, второе дыхание. Работы по восстановлению былого величия продолжаются и по сей день.

Храм Спаса Преображения на Болвановке (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Ныне даже коренные жители столицы не все знают, что 1-й и 2-й Новокузнецкие переулки между Пятницкой и Новокузнецкой улицами раньше назывались Большой и Малый Староболвановский. А все потому, что здесь размещалось золотордынское подворье, которое ехидные москвичи назвали Болвановкой, потому что там их принуждали поклоняться татарскому «болвану», то есть идолу.

Освобождение России от ордынского ига началось в 1380 г. на Куликовом поле, но завершил его правнук Дмитрия Донского великий князь Иван III. Спустя почти век, в 1465 г. он прилюдно разорвал в клочья басму - портрет, присланный в Москву ханом Ахматом для того, чтобы подданные воздавали ему почести. В память об этом событии царь приказал подворье снести и построить на его месте церковь во имя Преображения Господня. Поначалу храм был деревянным и к 18 веку окончательно обветшал. В 1755 г. возвели каменную церковь, в которой освятили два престола - во имя мученицы Евдокии и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В суровые времена гонений на православие на рубеже 30-х гг. храм был закрыт, колокольня разрушена, а здание передано фабрике «Рот Фронт» под хозяйственные нужды.

Что посмотреть

Церковь Спаса Преображения на Болвановке возродилась в 1991 г., когда его вернули РПЦ. Уже через год в заново освященном здании начались богослужения. Полностью отреставрированы росписи, восстановлены купола, заняли свое место иконы. Небольшой аккуратный храм окружен современными многоэтажными домами и на их фоне прекрасно выглядит. Белые колонны на кирпично-красных стенах придают ему праздничности.

Одна из самых почитаемых - чудотворная икона Богородицы «Помощница в родах». К ней приходят с молитвой женщины накануне великого для них дня появления на свет новой жизни. Богоматерь изображена с непокрытыми и распущенными волосами, ее руки сложены в молитвенном жесте над головой младенца, благословляющего людей. Множество женщин благополучно разрешились от бремени вопреки страшным диагнозам после обращения к ней за помощью.

В горестях верующие приходят к иконе «Утоли моя печали», и на их душе становится легче, а невзгоды отступают. Икона Иверской Божией Матери традиционно считается заступницей и хранительницей домашнего очага, к ней обращаются раскаявшиеся грешники, а за нераскаявшихся молятся их родные и близкие. В храме Спаса Преображения на Болвановке царит благожелательная атмосфера. По традиции, введенной 200 лет назад, крестины, венчания, панихиды и другие требы совершаются здесь бесплатно, верующие только жертвуют кто сколько может.

Ервое достоверное письменное упоминание храма относится к 1625 году, однако по непроверенным данным храм существовал в этом месте с 1465 года.

Основание его связано вот с каким событием. Иоанн III встретил ханских послов на том месте, где теперь стоит храм «прием же басму лица его и поплевав на ню, низлома (разломал, разорвал) ея, и на землю поверже, и топта ногами своима, и гордых послов всех изымати (схватить, арестовать, а затем и казнить) повеле, а единого отпусти живе». «На этом-то месте свергнуто постыдное татарское иго: Россия перестала платить дань монголам… В воспоминание великого события Иоанн III приказал поставить на этом месте храм во имя Преображения Господня».

Составитель исторического исследования о храме свящ. Михаил Левитский резюмирует: «Сопоставляя все древние сказания о месте именуемом „Болвановка“, безошибочно можно сказать, что храм Преображения Господня на Болвановке, построен на месте казни преступников и сокрушения Иоанном III болвана, изображения ханского, в память свержения татарского ига не позже 16 столетия (Иоанн III скончался в 1505 г.) и, по обычаю тогдашнего времени воздвигать храмы обыденные, был построен деревянный».

Неизвестно, со времени ли основания, но в XVII веке у деревянного Спасского храма, что на Болвановке, было два престола: во имя Преображения Господня и великомученика Георгия.

В 1708 году прихожане храма подают в Синод прошение о перестройке обветшавшего к тому времени храма: «Державнейший царь, государь милостивейший! Приходская у нас, государь, церковь Преображения Господня, что за Москвою-рекою на Болвановке гораздо ветха. В дождевое время стоять не возможно, полы в церкви сгнили и обвалились и паперть вся сгнила и обвалилась. Всемилостивейший государь, просим вашего величества, вели, Государь, нам церковь построить вновь тож во имя Преображения Господня, да в приделе преподобной мученицы Евдокии, по обещанию нашему» (там же). В том же году получено разрешение на строительство от митрополита Рязанского и Муромского Стефана.

Клировые ведомости Спасо-Преображенской церкви за 1823 год сообщают, что церковь «в 1722 году за ветхостью перестроена деревянная же, а напоследок построена тщанием Московских купцов Дмитрия Оленева и Космы Матвеева». Строительство каменного храма окончательно завершают к 1755 году.

В это время взамен придела великомученика Георгия в храме появляются приделы во имя преподобномученицы Евдокии и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1839 году тщанием Московского купца Адриана Ивановича Озерского с помощью прихожан храм перестраивают под руководством архитектора Козловского, перестроены трапезная и колокольня. Бывший левый Скорбященский престол был переосвящен во имя св. мц. Татианы, с разрешения митрополита Филарета, принявшего во внимание желания жены Озерского Татьяны Ивановны и главного жертвователя титулярного советника И. В. Путилова, - его тогда уже умершая жена также звалась Татьяной Ивановной. Оба престола: правый во имя св. прпмц. Евдокии и левый во имя св. мц. Татианы были освящены самим владыкой Филаретом 10 октября 1839 года.

Храм закрыт в 1930 году, снесена колокольня и трапезная с приделами, в здание храма размещаются учреждения, в 1980 году переоборудуют под мастерские. Возвращен Русской православной церкви в 1991 году, богослужения возобновлены в 1992 году.

Престолы

Спаса Преображения
  • Мученицы Татианы
  • Преподобномученицы Евдокии
  • Великомученика Георгия Победоносца
  • "Всех скорбящих Радости"

Литература

Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. - Москва: Астраль, 2004. - Т. 2. - С. 591-594. - 744 с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-271-07711-1.
  • Указатель московских церквей / сост. Александровский М.. - Москва: Русская Печатня, 1915. - С. 6. - 75 с.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. - Москва: издательство Московской Городской думы, 1884. - Т. 1. - С. 873-874.
  • И.Н. Смолякова (Жиянова), иером. Серафим (Кречетов).