Чем эссе отличается от сочинения. «попытка, проба, очерк» - Эссе

На сегодняшний день проблема отличия эссе от сочинения стоит, чуть ли не на первом месте для современного преподавателя-словесника, да и вообще для любого человека, сталкивающегося с проблемой написания текста той или иной формы.

Учащиеся часто путают оба понятия и в целом не владеют определенными знаниями при написании каждого из текстов. Некоторые думают, что эссе и сочинение – это одно и то же. Однако это не так.

Прежде чем сесть и написать предложенный текст в том или ином жанре, следует сначала получить представление о том, как пишется каждое из них и, вообще, какую эстетическую или лингвистическую цель преследуют сочинение и эссе.

Что собой представляет сочинение?

Итак, и сочинение, и эссе, вообще, представляют собой различные понятия, как с целеполагающей, так, и с содержательной точки зрения. Также есть некоторые различия в оформлении самих письменных текстов.

Сочинение, с учебной точки зрения – это форма изложения мыслей , а также вид школьной (вузовской) работы, выполняемой в письменном виде собственноручно.

Чаще всего это бывают тексты на литературную или лингвистическую тему разных типов речи (повествования, рассуждения, описания). Каждый из таких типов планомерно и весьма подробно изучается в школьной программе, а учащиеся поэтапно получают навыки написания того или иного типа сочинений.

Сочинение еще со времен царской России было ведущим способом проверки знаний учащихся по грамматике и литературе. Его сдавали на выпускных экзаменах и относились к нему очень серьезно.

Сочинения пишутся по составленному плану, который можно схематически представить так:

  1. Вводная часть (обозначение проблемы сочинения, постановка проблемных вопросов).
  2. Основная часть (непосредственный анализ чего-либо с примерами, цитатами).
  3. Заключительная часть (выводы по основной части, высказывание своего объективного / субъективного мнения).

В последние десятилетия в связи с введением сдачи Единого государственного экзамена, необходимость в написании сочинения, отпала сама собой. Его заменило так называемое эссе, которое теперь является составной частью всех заданий в ЕГЭ.

Что собой представляет эссе?

Эссе – это не только жанр, в котором учащиеся показывают свои знания на ЕГЭ. Это еще и произведение философского, психологического, публицистического, художественного характера.

Несмотря на то, что эссе было введено в школьный минимум сдачи экзамена совсем недавно, это не значит, что как жанр письменной работы оно не развивалось. Его основоположником стал французский мыслитель Мишель Монтень в XIV веке.

Такой вид письменной работы обычно небольшой по объему, содержит максимум актуальной информации к размышлению, затрагивает наиболее острые проблемы. Эссе можно писать даже от первого лица. Манера изложения – индивидуально-авторская. Никто не может «ругать» автора за непоследовательность изложения, если того не требует тема. Также трактовка авторского рассуждения не может быть исчерпывающей. Как правило, автор эссе в заключение своего текста пишет о том, что в разработке данной темы еще осталось немало «белых пятен», и подумать над проблемой более глубоко или с другого ракурса предлагается потомкам.

Таким образом, четкого плана написания эссе нет .

Темы, на которые можно написать эссе, самые различные, направленные на широкий охват публики.

План, по которому пишется эссе, очень похож на план сочинения. Содержит в себе две структурные единицы. В начале эссе необходимо обрисовать поставленную проблему в двух-трех предложениях. Далее, следует высказать все свои тезисы и подкрепить каждую высказанную мысль доказательствами, будь то цитаты из произведений художественной или публицистической литературы или же примеры из жизни общества.

Общее между сочинением и эссе

И сочинение, и эссе формируют необходимые навыки анализа, литературного произведения или размышления над какой-либо широкой проблемой. Чтобы сочинение или эссе получились по-настоящему стоящими и хорошими, необходимо просто уметь вдумчиво рассуждать над той или иной проблемой . Пользоваться доступными источниками в целях «подсматривания» чужих мыслей нежелательно.

Стили речи обоих текстом могут быть различными – от разговорного до художественного. Главное, ответственно и грамотно подойти к стилю написания. Тип речи также можно выбрать на свое усмотрение в зависимости от темы и назначения сочинения или эссе. Например, если предстоит задача написать сочинение по картине или сочинение-описание внешности человека, то, естественно, подойдет тип речи описание. Если требуется создать эссе на тему «Почему Онегин поступил плохо с Татьяной?», то, скорее всего, подойдет тип речи рассуждение.

Традиционно оба текста пишутся от руки на бумаге. Однако нормы письма не отменяют машинный набор текстов сочинения или эссе, ведь, главное – не то, от руки или на компьютере написан текст, а как раскрыта тема текста, насколько автор убедителен в своей трактовке или в доказательствах проблемы.

Различия между эссе и сочинением

При всей общности понятий сочинения и эссе, оба жанра отличаются друг от друга следующими моментами:

  • Структурой – в эссе нет чёткого плана, сочинение пишется по чёткому плану, который включает в себя вступление, основную часть и заключение.
  • Манерой написания – в эссе разрешается писать от первого лица, а в сочинении, повествование идёт от третьего лица.
  • Смелостью выражения авторской позиции – в эссе, автор имеет право более остро выражать свою точку зрения.

В современных учреждениях образования, написанию как сочинения, так эссе уделяется достаточно времени. Педагоги и методисты разрабатывают все новые и новые правила написания, подстраиваясь под современные филологические тенденции.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности. Типичные черты современного очерка: 1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. 2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего. 3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов. Портретный очерк. Предмет - личность. Для автора очень важно обнаружить «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Порт. очерк. возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик. Проблемный очерк. Предмет отображения - проблемная ситуация. По своей логической конструкции может быть сходен со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной. Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Эссе - глубоко личностный персонифицированный литературно-публицистический жанр, требующий самостоятельности и оригинальности мышления, некоего опыта в той области, которой посвящены раздумья. Литературно-критическое эссе ограничивается общими рассуждениями о них с подчеркнутой субъективностью авторского отношения к предмету рассмотрения. Философское эссе представляет собой размышления о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле. Все эти проблемы могут обсуждать и обсуждают люди разных профессий, обладающие различным опытом и культурой. Но на протяжении многих столетий подобные вопросы обсуждались в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией. Таким образом философский эссе - выражение глубоко личного индивидуального знания о бытии, отличающееся критическо-творческим отношением к миру и прежней системе взглядов на мир. Организационно-управленческое эссе - предполагает, что оценивающему необходимо описать по предварительно разработанным оценочным стандартам, как тот или иной сотрудник выполняет свою работу. Научно-публицистическое эссе - иногда его называют просто публицистическим - часто относят к разновидностям очерка. Действительно, имея общие истоки, эти два жанра во многом схожи. Однако более свободная, раскованная манера повествования, продиктованная необходимостью публициста выговориться, вспомнить прошлое и заглянуть в будущее, стала специфической особенностью этого подвида эссе. Отход от традиционных форм общения, философичность взгляда, наполненность размышлениями, полными сомнений и колебаний, склонность к анализу собственных переживаний, - такова сущность научно-публицистического эссе. Обращаясь к этому жанру, публицист должен обладать богатой памятью, обильными знаниями, бесконечной цепью ассоциаций, солидным опытом научно-теоретических изысканий и жизненных наблюдений. Читатель с первых строк обязан почувствовать в авторе эссе образованного, хорошо эрудированного специалиста, способного к широким обобщениям. Часто эссе может строиться без фабулы и диалога, поскольку его предмет - авторский самоанализ мироощущения и интуитивное продвижение к новому знанию о бытии.

Как написать эссе

Эссе как жанр сочинения

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе - это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе - личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Что же такое эссе как жанр литературного произведения?

Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Стиль эссе отличается:

    образностью

    афористичностью

    парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

    привлекает многочисленные примеры

    проводит параллели

    подбирает аналогии

    использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

    метафоры

    аллегорические и притчевые образы

  • сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

    непредсказуемые выводы

    неожиданные повороты

    интересные сцепления

По речевому построению эссе - это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Специфика жанра эссе

    Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

    Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

    Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе - ярко выражена авторская позиция.

    Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль - требование жанра.

Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе - это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

Особенности жанра эссе.

Такой вид манеры изложения как эссе применяется для оценки личности автора, его чувств, степени своеобразия мыслей, а также мировоззрения человека.

Учиться написанию эссе полезно для развития более четкого и грамотного формулирования мыслей, для тренировки работы с источниками, что, несомненно, помогает во многих сферах. (Цитирование стихотворных строчек, классических произведений, высказываний великих людей в эссе, если это к месту, очень приветствуется.)

Рассмотрим особенности этого жанра.

Основными признаками эссе являются:

Небольшой объем;

Конкретная тема;

Открытое личностное осмысление;

Свободная композиция;

Парадоксальность, афористичность, образность;

Разговорная интонация и лексика.

Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому. В нем могут соединяться различные способы мировосприятия: и художественное, и научное, и религиозное, и философское. Тема эссе как правило полемически заострена (т.е. выводит на спор), нацелена на нравственный и эстетический выбор личности. Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль. В отличие от очерка, статьи – в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений. Автор эссе не анализирует что-либо, а рассуждает на конкретную тему, подчеркивая субъективность своего отношения и не претендуя на исчерпывающий ответ на поставленный перед собой вопрос. Тезисы часто являются личным мнением, впечатлением автора, полной обоснованности для эссе не требуется, главное – достаточная эмоциональность, заразительность. (Тезис – положение, главная мысль.)

Разновидности эссе. Советы по написанию

Сочинение – это творческая работа по заданной теме. Она может быть выполнена как повествование, рассуждение, описание или анализ художественного текста, эстетических концепций, литературных образов.

Эссе – это разновидность очеркового жанра или же вид творческой работы, которая представлена в форме аргументированного рассуждения и отражает субъективную авторскую позицию по отношению к определенной общественно-значимой проблеме морально-этического, социального, культурно-исторического, научного плана.

В чем же разница между сочинением и эссе?

Разница между сочинением и эссе заключается, в первую очередь, в цели написания.

Цель написания сочинения – развитие навыков письменной и устной речи, которые связаны с умением:
- формулировать свои суждения по проблемным вопросам;
- излагать мысли в логической последовательности;
- анализировать отдельные факты, явления или фрагменты текста;
- обобщать и делать выводы.

Сочинение по способу речевой организации может относиться к одному из самых распространенных в школьной практике видов творческих работ:
- повествованию;
- описанию;
- сравнительной характеристике образов;
- рассуждению проблемного характера;
- анализу художественного текста.

В структуру сочинения входят вступление с обоснованием важности темы, основная содержательная часть, а также заключение. Эссе по форме и содержанию соотносится с сочинением-рассуждением, но перед его автором стоит более трудная задача: побудить читателей к размышлению, а также благодаря яркости и убедительности изложения вызвать у них эмоциональный отклик на прочитанное.

Как и любой вид сочинения, при написании эссе необходимо творческое осмысление темы. Однако самое главное в нем – это авторская позиция, личное понимание проблемной ситуации, а также способов ее решения, которое основано на знании материала и своем интеллектуальном опыте. В эссе требуется четкое проблемы, в изложении которой очень важны авторская аргументация и элементы самостоятельного анализа.

Композиция эссе в произвольной форме позволяет применять в построении фраз разные приемы, которые усиливают воздействие на читательское восприятие: антитезу, инверсию, ассоциативные ряды, иронию, метафорические обобщения и прочие виды иносказания.

В эссе позволительно употреблять предположения, риторические вопросы, фразеологизмы. Они придают речи автора стилистическую выразительность и экспрессивность. В заключительной части эссе не всегда содержится вывод.

Теперь вы знаете, чем эссе отличается от сочинения.

Художественно-публицистический жанр эссе интересен тем, что дает автору неограниченную возможность самовыражения. В современные школьные программы входит обучение написанию эссе. Это вид творческой работы, в которой требуется умение высказывать собственное суждение по актуальной теме.

Определение

Эссе – разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана.

Сочинение – творческая работа по заданной теме, которая может быть выполнена как описание, повествование, рассуждение или анализ художественного текста, литературных образов, эстетических концепций.

Сравнение

Прежде всего, в цели написания.

Цель сочинения как одного из видов творческой работы – развитие навыков устной и письменной речи, связанных с умением формулировать собственные суждения по проблемным вопросам, анализировать отдельные явления, факты или фрагменты текста, излагать мысли в логической последовательности, производить обобщения и делать выводы.

По способу речевой организации сочинение может относиться к одному из наиболее распространенных в школьной практике типов творческих работ:

  1. описанию;
  2. повествованию;
  3. рассуждению проблемного характера;
  4. сравнительной характеристике образов;
  5. анализу художественного текста.

В структуру сочинения должны входить вступление с обоснованием актуальности темы, основная содержательная часть и заключение.

Эссе, как и любой вид сочинения, требует творческого осмысления темы, но самое важное в нем – авторская позиция, личное видение проблемной ситуации и способов ее решения, основанное на знании материала и собственном интеллектуальном опыте. В эссе необходимо четкое определение проблемы, в трактовке которой принципиально важна авторская аргументация с элементами самостоятельного анализа.

Произвольная композиция эссе позволяет использовать в построении фраз различные приемы, усиливающие воздействие на читательское восприятие: инверсию, антитезу, ассоциативные ряды, метафорические обобщения, иронию и другие виды иносказания.

В эссе уместно употребление предположений, риторических вопросов, фразеологизмов. Они придают речи экспрессивность и стилистическую выразительность.

Заключительная часть эссе не всегда содержит вывод.

Выводы сайт

  1. Эссе – художественно-публицистический жанр или вид творческой работы с произвольным композиционным построением. Сочинение – творческая работа на заданную тему, имеющая четкую структуру с обязательным вступлением, содержательной частью и заключением.
  2. В эссе отражается субъективная авторская позиция относительно затронутой в теме проблемы. В сочинении эта тема подвергается объективному анализу.
  3. Форма сочинения зависит от его типа: повествования, описания, рассуждения, сравнительной характеристики или анализа художественного текста. Форме эссе свойственно рассуждение с элементами анализа.
  4. Цель эссе – побуждение читателей к размышлению. Сочинение развивает навыки устной и письменной речи.