Чем отличаются живые виды природы от неживых. Энергия человека и природы: в чем отличие? Особенности неживых видов природы

РЕФЕРАТ

по социальной философии на тему:

Субъект культуры

Выполнил :

студент Сапарбаев Эрик Серикович

Группа 1401

Проверил :

к.ф.н., доцент Таратута Валентин Петрович

НОВОСИБИРСК 2013 г.


Субъект культуры - человек культуры

Слово ≪субъект≫ и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как ≪лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом≫.

Субъект - это не ≪идеальная вещь≫, а прежде всего практика. Сегодня и в повседневной практике, в том числе в культурологии, под ним подразумевается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Однако для этого недостаточно просто быть человеком или образовать некоторое сообщество. Субъективность - не бытийственная характеристика, а показатель отношений, возникающих между двумя сторонами: делателем и предметом возделывания. Поэтому ее необходимым уровнем является активная деятельность. Именно в актах овладения, трансформации, вторжения в окружающий мир, воссоздания его проявляются субъективные черты. Субъект культуры - это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности. Как любая биологическая целостность, положенная в контекст природной реальности, человек подчиняется тем или иным законам природы. Однако человек определяется как человек не этими чертами, а теми характеристиками, которые позволяют ему стать активным реформатором окружающей реальности. Мы можем очертить границы человеческой уникальности - только в культурной плоскости человек проявляется как существо суверенное и автономное, принципиально несводимое к другим формам природного мира. То же самое справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образование индивидов лишь тогда становится социальной автономностью, когда начинает выступать в качестве коллективного субъекта культуры. Поэтому необходимо более подробно остановиться на тех чертах человека и человеческих сообществ, в которых проявляется человеческое, т.е. культурное.



Различие мира человека и природы

Безусловно, человек не исчерпывается биологическими или физиологическими характеристиками. Он принципиально отличается от животных. Тем не менее не так-то просто указать, в чем же именно состоит радикальное различие человеческого и природного миров. Выражение ≪человек общественный≫, т.е. живущий в окружении себе подобных, не может считаться решающим аргументом. Прекрасно известно, что очень многие животные живут стаями, в которых имеется довольно разветвленная система специализации (волки, крысы, муравьи, обезьяны, пчелы и пр.). Однако оттого, что природе человека присуща некая черта, мы называем объединения людей -социумом, а объединение, допустим, волков -стаей. Сама по себе способность с помощью тех или иных ≪знаковых≫ форм (телодвижений, звуковых сигналов, артикуляционных последовательностей, мимических комбинаций и т.д.) передавать собратьям информацию не позволяет называть обращение человека к человеку речью. Наоборот: именно потому, что отправитель -человек, отправляемое им послание становится речью. Как и животные, люди едят, спят, заботятся о потомстве, защищают себя от внешней агрессии, отдыхают, страдают от болезней, обладают памятью и т.д. Животные же, подобно людям, преобразуют природу, вторгаются в окружающий мир, активно действуют (вьют гнезда, роют норы, устраивают запруды и т.д.). Каждому аспекту жизни людей, едва ли не всякому их поступку можно отыскать аналог в животно-природном мире. Следовательно, не какие-то отдельные характеристики человека как биофизиологической автономности являются основанием для его отделения от природного мира, но, напротив, самим этим характеристикам придается статус человеческих, потому что они принадлежат человеку. Остановимся на трех моментах, имеющих существенное значение для определения человека вообще, человека культурного, и субъекта культуры: 1) сознательности; 2) воспитанности; 3) креативности.

Сознательность. Любой человеческий факт всегда с определенностью позволяет идентифицировать его именно как факт человеческий - или оппозиционный природному, или предполагающий некоторое ≪приращение≫ природного. Он человеческий именно потому, что не сводим к природности: сверхприроден. Итак, собственно человеческое в человеке -это сверхприродное, идеальное, надстроенное над реальностью. Человек облададает ≪второй природой≫, и именно тогда, когда в его поступках проявляется это качество, он становится субъектом. Его поступки и действия определяются не только материально-природными зависимостями, но и осознанным выбором.

Воспитанность. Разумеется, люди должны поддерживать своя физиологическое существование, поэтому в своих поступках они нередко руководствуются ≪зовом природы≫. Тем не менее в большинстве случаев человеческие желания и действия подчиняются требованиям и указаниям, исходящим не из сферы природных инстинктов, а из области сверхприродной, духовной. В зависимости от тех или иных обстоятельств приоритетность природных и духовных импульсов может варьироваться - вплоть до радикального отказа подчиняться закону одной сферы и полного подчинения другой. Зависимость людей от произвола природных стихий от века к веку ослабляется, степень воздействия на человеческую жизнь надприродного компонента возрастает. В этом проявляется прогресс человечества, который как раз и исчисляется мерой возрастания в обществе неприродности или культурности. Из мира вообще, из окружающей действительности, из природных задатков, дающихся человеку при рождении, выбирается не все, а только то, что необходимо в данных конкретных условиях. При этом выборка в большей степени диктуется не природной предрасположенностью, а культурной целесообразностью.

Креативность. Как нами уже не раз отмечалось, не все действия человека правомерно именовать собственно человеческими. Человек может прожить долгую жизнь, но так и не заявить о себе как о человеке - субъекте культуры, т.е. существе, наделенном сверхприродными качествами и способном их проецировать вовне. При этом он даже может считать себя вполне счастливым - успешно обеспечивая полное удовлетворение непосредственных физиологических потребностей и довольствуясь достигнутым. Каждодневное ≪отправление нужд тела≫ и полное отсутствие иных желаний - то, что чаще всего называется ≪обывательством≫. Человеческая деятельность не замыкается в границах природы. Человек выступает субъектом культуры лишь тогда, когда создает новые формы жизнедеятельности, несводимые полностью ни к прошлому природному, ни к прошлому надприродному. Он не просто активен, но творчески активен.

Итак, среди наиболее важных характеристик субъекта культур выступают сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформованность по реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить ≪культурный продукт≫, не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях). Субъект культуры, как и субъект любого иного порядка, -это

активно действующая инстанция. Поэтому следует рассмотреть характер и основные черты культурной деятельности.

Природа - все, что нас окружает, включая живых существ, предметы и явления. Ее во все времена детально изучали, проводили опыты и исследования. Поэтому и сегодня учащиеся школ начинают познавать связь живой и неживой природы, детально рассматривая все, что так или иначе касается окружающего нас мира.

Каждый ребенок еще до того, как пойдет в школу, должен понимать, что относится к неживой природе. Эти знания помогут ему адекватно воспринимать окружающий мир. О том, каким образом это донести до маленького человека, будет рассказано ниже.

Природа

Бессознательно человек относит к природе многое из своего окружения: животный и растительный мир, солнце, воду. В это понятие включено все, что появилось и существует естественным образом, без воздействия человека и технологий, им созданных. Но с научной точки зрения термин понимается намного шире: он охватывает абсолютно всю окружающую нас действительность. Чтобы лучше разделить эти определения, стоит подробнее остановиться на каждом из них.

Тела живой и неживой природы - атмосфера, ближний космос, литосфера, гидросфера, флора, фауна и все остальное, что необходимо для существования жизни на нашей планете.

Живая природа

Чтобы понять стоит разобраться, что включает в себя каждое из этих определений. К первому из них относятся все 4 царства: животные, растения, микроорганизмы и грибы. Человек является частью природы. Он - представитель царства животных. Существование природы возможно без человека, что демонстрируют простые примеры:

  • Острова, на которых никогда не жили и не живут люди. На их территории сложилась гармоничная экосистема.
  • Космические объекты, на которых жизнь существует без участия человека.
  • Жизнь на планете возникла и развивалась задолго до появления людей.

Неживая природа

Отличить тела живой и неживой природы несложно. Последние представлены энергетическими полями и веществом. Неживой мир существует на разных уровнях организации, начиная от атомов и химических элементов и заканчивая Вселенной. Определение включает все многообразие (материальных и энергетических) объектов, появившихся без участия человека. Неживые представители природы крайне устойчивы и почти не подвержены изменениям. Горам, воздуху и воде уже миллиарды лет, и за это время они практически не изменились.

Связь живой и неживой природы

Изучает понятия «живая, неживая природа» 1 класс начальной школы. Следующие факты и примеры помогут лучше понять отличия и связь этих определений:

  • Поддержание жизни невозможно без внешней энергии. Солнечный свет необходим многим живым организмам для полноценного развития.
  • Сложное строение биологической материи требует наличия химических и физических веществ для протекания важных процессов: дыхание, размножение, старение и смерть. Не все из них заметны невооруженным взглядом, но их существование подтверждают некоторые эксперименты.
  • отличаются проявлением реакций на воздействие извне. От прикосновения животное попытается скрыться или защититься. Камень или песок не проявят никакой реакции на подобные действия.
  • Большинство живых организмов обладают рефлексами, способностью мыслить. Эти качества помогают им выживать в суровых и постоянно меняющихся внешних условиях.
  • Живые существа вынуждены приспосабливаться к окружающим условиям неживой природы. Защиту от холода обеспечивает подкожная жировая прослойка и густой мех. От перегрева растения спасает усиленное испарение влаги через устьица листовых пластинок.

Связь живой и неживой природы станет понятнее после наблюдений за окружающим миром, поведением животных и даже самим собой.

В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.

Виды объектов в окружающем мире

В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик - к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?

И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.

Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.

Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать - чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.

Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.

Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.

Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними - представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.

Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.

Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.

Особенности неживых видов природы

Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.

Вот основные признаки неживых организмов:

Природа – это все то, что нас окружает и радует глаз. С древних времен она становилась объектом исследований. Именно благодаря ей люди смогли постичь основные принципы мироздания, а также сделать для человечества немыслимое количество открытий. Сегодня условно природу можно разделить на живую и неживую со всеми присущими только данным типам элементами и особенностями.

Неживая природа – это своеобразный симбиоз простейших элементов, всевозможных веществ и энергий. Сюда можно отнести ресурсы, камни, природные явления, планеты и звезды. Неживая природа часто становится предметом для изучения со стороны химиков, физиков, геологов и других ученых.

Микроорганизмы способны выжить практически в любых условиях, где есть вода. Они присутствуют даже в твердых горных породах. Особенностью микроорганизмов является возможность быстрого и интенсивного размножения. Все микроорганизмы обладают горизонтальной передачей генов, то есть для того, чтобы распространить свое влияние, микроорганизму не обязательно передавать гены своим потомкам. Они могут развиваться с помощью растений, животных и прочих живых организмов. Именно этот фактор позволяет им выживать в любой среде. Некоторые микроорганизмы способны выжить даже в космосе.

Следует различать полезные микроорганизмы и вредные. Полезные способствуют развитию жизни на планете, в то время как вредные созданы для того, чтобы ее разрушать. Но в некоторых случаях вредные микроорганизмы могут стать и полезными. Например, при помощи некоторых вирусов лечат тяжелые заболевания.

Растительный мир

Растительный мир сегодня велик и многогранен. В наши дни существует множество природных парков, которые собирают у себя большое количество потрясающих растений. Без растений не может быть жизни на Земле, потому что благодаря им происходит выработка кислорода, который необходим для большинства живых организмов. Также растения поглощают углекислый газ, который наносит ущерб климату планеты и здоровью человека.

Растение – многоклеточные организмы. Сегодня без них нельзя представить ни одну экосистему. Растения служат не только элементом красоты на Земли, но они также очень полезны для человека. Помимо выработки свежего воздуха растения служат ценным источником пищи.

Условно растения можно разделить по пищевому признаку: которые можно употреблять в пищу и которые нельзя. К годным в пищу растениям можно отнести различные травы, орехи, фрукты, овощи, зерновые культуры, а также некоторые водоросли. К несъедобным растениям относят деревья, многие декоративные травы, кустарники. Одно и то же растение может содержать одновременно как съедобный элемент, так и несъедобный. Например, яблоня и яблоко, кустарник смородины и ягода смородины.

Животный мир

Животный мир удивительный и разнообразный. Он представляет собой всю фауну нашей планеты. Особенностями животных является возможности двигаться, дышать, питаться, размножаться. В процессе существования нашей планеты многие животные исчезли, многие эволюционировали, а некоторые просто появились. Сегодня животных разделяют по разным классификациям. В зависимости от места обитания и способа выживания они бывают водоплавающими или земноводными, плотоядными или травоядными и т.д. Также животных классифицируют в зависимости от степени приручения: дикие и домашние.

Дикие животные отличаются своим вольным поведением. Среди них выделяют, как травоядных, так и хищников, которые питаются мясом. В разных точках планеты обитают самые разнообразные виды животных. Все они стараются приспособиться к месту, в котором они обитают. Если это ледники и высокие горы, то раскраска животных будет светлой. В пустыне и степи превалирует больше цвет охра. Каждое животное старается выжить любыми способами, и изменение цвета их шерсти или перьев является главным тому доказательством адаптации.

Домашние животные тоже когда-то были дикими. Но их приручил человек для своих нужд. Он стал разводить свиней, коров и овец. В качестве защиты стал использовать собак. Для развлечения приручил кошек, попугаев и другую живность. Важность домашних животных в жизни человека очень высока, если он не является вегетарианцем. От животных он получает мясо, молоко, яйца, шерсть для одежды.

Живая и неживая природа в искусстве

Человек всегда уважал и ценил природу. Он понимает, что его существование возможно лишь в гармонии с ней. Поэтому существует множество творений великих художников, музыкантов и поэтов о природе. Некоторые художники в зависимости от приверженности к тому или иному элементу природы создавали свои течения в искусстве. Появились такие направления как пейзаж и натюрморт. Великий итальянский композитор Вивальди посвятил природе много своих произведений. Одним из выдающихся его концертов является «Времена года».

Природа очень важна для человека. Чем больше он заботиться о ней – тем больше получает в замен. Необходимо любить и уважать ее, и тогда жизнь на планете будет куда лучше!