Черкесы (самоназвание адыги) – древнейшие жители северо-западного кавказа. синдика государство древних адыгов. Античный город "синдика-горгиппия" Что известно о древнем городе синдика

«Когда проплываешь Боспор, будут синды, выше их - меоты, скифы», - так писал древнегреческий историк Гелланик Митиленский, живший в V в. до н.э. Синды жили в низовьях Кубани, на Таманском полуострове и на прилегающей части Черноморского побережья до Анапы, на месте которой была расположена Синдская гавань - один из крупных населенных пунктов Синдики. Другим крупным городом было Семибратнее городище. Близ него на высокой возвышенности левой террасы реки Кубани стоят семь огромных курганов, словно семь братьев-богатырей. Под ними похоронены в V-IV вв. до н.э. представители синдской знати.

«Когда проплываешь Боспор, будут синды, выше же их - меоты, скифы», - так писал древнегреческий историк Гелланик Митиленский, живший в V в. до н.э., в сочинении «О народах». В другом отрывке засвидетельствованы названия местных племен Прикубанья. Первое же упоминание о синдах мы встречаем у поэта VI в. до н.э. Гиппонакта из Эфеса. В дальнейшем о синдах и Синдике сообщает целый ряд античных авторов. Синды фигурируют и в надписях на плитах среди подвластных боспорским правителям племен. Синды жили на Таманском полуострове и на прилегающей части Черноморского побережья до Анапы и далее до района станиц Раевской - Натухаевской. Северной границей Синдики являлась река Кубань, а на востоке территория ее простиралась, по-видимому, до хутора Красно-Батарейного (Крымский район), где расположены остатки древнего города со сложной системой укреплений.

Синдов большинство ученых-кавказоведов относят к кавказской языковой группе и причисляют их к меотам, населявшим в древности бассейн реки Кубани. Академик И.А. Джавахишвили считал, что «синды» должны представлять собой туземное название и являются отголоском местного этнического имени «шинджишве», которым убыхи именовали своих ближайших соседей - абадзехов (одно из адыгейских племен). В ином плане рассматривает этот вопрос член-корреспондент АН СССР лингвист О.Н.Трубачев. Он считает, что синды являются остатками индоарийцев (праиндийцев), основная масса которых в II тысячелетии до н.э. мигрировала из Северного Причерноморья на юго-восток. По О.Н.Трубачеву, синды были местные праиндийцы и язык синдо-меотов относится к индо-арийской (праиндийской) ветви с признаками самостоятельного диалекта (или диалектов). Исходя из этого, синды и меоты не могут считаться отдаленными предками адыгов, поскольку последние принадлежат к кавказской языковой группе.

Выдвинутые О.Н.Трубачевым положения во многом спорны и противоречивы, и согласиться с ними трудно. Правильнее, на наш взгляд, как и считают большинство кавказоведов, синдов и меотов относить к кавказской языковой группе, подтверждение чему мы находим как в археологических памятниках, так и в сохранившихся у древних авторов названиях местностей, рек и в собственных именах в боспорских надписях.

В западной части Синдики, на Таманском полуострове, в VI в. до н.э. были основаны древнегреческие города-колонии. Крупнейшим из них был город Фанагория (около современного поселка Сенного), основанный переселенцами из города Теоса. На месте современной Тамани - город Гермонасса из выходцев с острова Лесбос (Эгейское море). В северной части Таманского полуострова были расположены такие города и поселения, как Ахиллей, Киммерик, Патрей, Тирамба и др., а на восточном побережье Таманского залива милетская колония Кепы. Переселившиеся греки вступали в тесные взаимоотношения с местными племенами синдов, что способствовало более быстрому их социально-экономическому развитию, чем остальных меотских племен. Этим, по-видимому, можно объяснить, что синды во всех письменных источниках выделяются в отдельное самостоятельное племя.

Первоначально возникшие колонии представляли собой города-государства (полисы) по греческому образцу. В первой четверти V в. до н.э., около 480 л. до н.э., они объединились под главенством города Пантикапея (нынешняя Керчь) в одно государство - Боспорское, занимавшее территорию по обе стороны Керченского пролива - Боспора Киммерийского. Таким образом, синды, жившие на территории Таманского полуострова, вошли в состав рабовладельческого Боспорского государства. Восточная Синдика оставалась еще самостоятельной. На грани VI и V вв. до н.э. здесь возникают городские центры, и известен целый ряд сельских поселений. Одним из крупных населенных пунктов являлась Синдская гавань, которую неоднократно упоминают античные авторы. Большинство исследователей Синдскую гавань отождествляют с позднейшей Горгиппией, которая возникла на месте современной Анапы в IV в. до н.э.

Синды стояли на довольно высоком уровне социально-экономического развития. Основой хозяйства является земледелие и скотоводство, в городах развивается ремесло, большой удельный вес в экономике имела торговля. Земледелие было пашенным. Основными культурами являлись пшеница, ячмень и просо, обуглившиеся зерна которых были обнаружены при раскопках синдских поселений. Благоприятные физико-географические условия и соседство античных колоний способствовали распространению виноградарства и виноделия (находки винодельни в Горгиппии). Наряду с земледелием довольно хорошо было развито скотоводство - разводили мелкий и крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Известно было и птицеводство. Существенное место в хозяйственной жизни синдов занимало и рыболовство, имевшее значение регулярного промысла. Орудиями лова были сеть и крючья. Города являлись центрами ремесла и торговли. Через Синдскую гавань и города Боспорского государства поступали товары из материковой Греции, с островов Эгейского моря, из малоазийских центров и других мест. Часть товаров шла в глубь материка, к меотским племенам. Боспорские рабовладельческие слои постепенно втягивали в круг своих торговых интересов господствующий слой синдов. Все это приводило к изменению социальной структуры синдского общества. Многие исследователи считают, что в Восточной Синдике в последней четверти V в. до н.э. сложилось государство. Но есть и другая точка зрения, отрицающая у синдов государство. Высокий уровень социально-экономического развития синдов и их эллинизация, наличие городов с одновременным существованием неукрепленных сельских поселений (деревень), серебряной монеты с надписью «синдон» могут указывать на сложение у синдов государства.

Активная восточная политика Боспорского государства привела к присоединению Синдики в середине IV в. до н.э. к Боспору. С этого времени Синдика потеряла свою независимость и стала составной частью Боспорского государства, управляемой специальными наместниками.


Наконечник ритона со скульптурной головкой льва. Семибратний курган № 2. Раскопки В.Г.Тизенгаузена, 1875-1876. Эрмитаж

О социальном расслоении синдского общества и выделении господствующей верхушки говорят знаменитые Семибратние курганы, названные так местным населением, у которого определенное количество курганов ассоциируется с захоронением близких родственников, братьев. Под таким названием они и вошли в мировую археологическую литературу. Семибратние курганы находятся в низовьях реки Кубани, в 12 км на запад от станицы Варениковской (Анапский район), на высокой возвышенности левой террасы реки Кубани. Еще недавно Кубань несла свои мутные воды, устремляясь к Черному морю, а теперь вся пойменная долина осушена и превращена в колхозные поля. С Семибратних курганов открывается великолепный вид на дельту Кубани, на горизонте раскинулся город Темрюк, а левее Таманский полуостров и сами курганы, видимые издалека. Шесть курганов вытянуты цепью с запада на восток, и только один, самый высокий, стоит отдельно.

Семибратние курганы были раскопаны русским ученым В.Г.Тизенгаузеном в 1875-1876 гг., но, к сожалению, ни один из курганов не был исследован до конца. Четыре из них (№ 1, 3, 5 и 7) оказались ограбленными. В них сохранились только конские могилы и отдельные предметы, не взятые грабителями. Курган четвертый подвергся только частичному ограблению, зато второй и шестой были не тронуты. Первый курган стоял отдельно от основной группы и по величине был самый грандиозный, достигая в высоту 15 м. Центральная гробница представляла каменный склеп, внутри оштукатуренный и покрытый толстыми бревнами. На полу найдены костяные наконечники стрел и обломки краснофигурной древнегреческой вазы так называемого роскошного стиля. У южной стены склепа открыта конская могила, в которой лежали две лошади и при них бронзовые уздечные украшения.

Во втором кургане, высотой 6 м, хорошо сохранилась центральная гробница, сложенная из сырцового кирпича (длина 8 м, ширина 6 м) и перекрытая деревянными брусьями. Три четверти гробницы были заняты 13 скелетами лошадей с бронзовым уздечным набором, северо-восточный угол гробницы был отгорожен, и здесь на специально сделанном помосте лежал главный покойник. Погребенный был с полным набором оружия. Справа от скелета лежали железный меч, наконечники копий и дротики, бронзовые наконечники стрел. Всего найдено 347 наконечников стрел, составляющих несколько колчанных наборов. В могиле встречены бронзовые и железные пластиночки от чешуйчатого панциря, которые в древности были нашиты на кожаную основу (рубашку). Некоторые железные чешуйки плакированы золотом и украшали переднюю часть панциря. На груди лежала превосходная серебряная пластина (высота 34,3 см) с изображением оленя с ветвистыми позолоченными рогами и под ним олененка. Под этой группой представлен орел головой вниз, нападающий на зайца, с распущенными крыльями, крылья и хвост позолочены. Некоторые исследователи считают эту пластину нагрудным украшением панциря, другие связывают ее с колчаном.

На шее погребенного была гладкая золотая гривна, а в верхней части груди и плечах находились золотые трубочки (рубчатые пронизи), овальные золотые бусы и миндалевидные привески, возможно, они составляли нагрудное украшение или входили в состав ожерелья. Весь скелет и дно могилы были усеяны золотыми нашивными штампованными бляшками (около трехсот штук) в виде: человеческих головок в профиль, обнаженного мальчика в схеме коленопреклоненного бога, головы богини Афины в шлеме с головой льва сзади, передней части быка, крылатого сфинкса, льва, лежащего оленя, передней части крылатого кабана, головы барана, фигуры курицы, лежащего горного козла, фигурки совы, головы Медузы, головы бородатого Силена или Пана и др. Бляшки были, по-видимому, нашиты на погребальный полог.

В головах скелета стояла богатая погребальная утварь: большой серебряный ритон с золотым наконечником, оканчивающийся головой льва; плоская серебряная чаша (фиала), украшенная внутри кругом из головок мифических спутников бога Диониса - Силенов; бронзовый кубок; ситечко для процеживания вина с лебединой головкой на конце ручки; две черпалки для разливания вина; большой бронзовый сосуд на подставке на трех львиных ножках и с двумя ручками в виде львов и змей; две глиняные вазы, покрытые блестящей черной поливой (чернолаковые); алебастровый кубок с крышкой; золотые пластины, служившие обивками деревянного сосуда, одна треугольной формы с закругленным концом и рельефным изображением крылатого барса, терзающего горного козла, и другая, покрывавшая ручку, в виде двух повернутых орлиных голов; части серебряного килика - плоской чаши на ножке, служившей для питья вина, с гравированными и позолоченными фигурами на донышке, изображающими древнегреческого героя Беллерофонта, убившего трехликую огнедышащую Химеру - чудовище с головой и шеей льва, туловищем дикой козы и хвостом дракона. Одно приближение к Химере сулило смерть, так как из всех трех пастей она извергала огонь. Местом изготовления килика является Аттика.


Деталь ритона со скульптурным изображением передней части лежащей собаки на нижнем конце. Семибратний курган № 4. Раскопки В.Г.Тизенгаузена, 1875-1876.

При конских захоронениях найдены бронзовые уздечные наборы, украшенные фигурами животных, выполненными в скифском зверином стиле: налобники в виде головы оленя или в виде фигурной бляхи, снабженной тремя изображениями лежащих оленей с ветвистыми рогами; псалии с изображением на одном конце передней части лошади, а на другом копыта, оленьей ноги и оленьего уха и др. В насыпи кургана было найдено пять больших бронзовых колокольчиков.

Второй курган датируется серединой V в. до н.э. или второй его половиной.

К этому же времени относится четвертый курган. Высота его 13 м. Он оказался частично потревоженным - грабитель проник в гробницу в области ног скелета. Зато находившиеся в головах покойника вещи уцелели. Здесь лежали три ритона - сосуды в форме рога для питья вина и культовых возлияний: один огромных размеров, серебряный, внизу с замечательным скульптурным изображением передней части крылатого горного козла и два золотых, оканчивающихся один головкой барана, а другой передней частью собаки. Верхние части ритонов были вернее всего роговые и украшены золотыми округлыми треугольными пластинами, которые в количестве пяти были найдены здесь же. Пластины украшены рельефными изображениями зверей: на двух - орел, терзающий ягненка, затем лев, набросившийся на лежащего оленя, крылатый барс, вцепившийся в спину горного козла, и дракон с разинутой зубастой пастью, крыльями, оформленными в виде головки птицы с изогнутым клювом, и хвостом, заканчивающимся птичьей головой. Тут же, кроме того, были найдены: серебряный килик (чаша на ножке для питья вина) с великолепной гравировкой и позолоченным изображением древнегреческой крылатой богини победы Ники, сидящей на стуле и совершающей священный обряд возлияния, небольшая серебряная чашка, семь амулетов (один из них клык хищника в золотой оправе) и золотой браслет, сплетенный из проволоки, со скульптурными головками змей на концах.

Рядом с погребением, в особом отделении, отгороженном досками, находилось защитное оружие погребенного и разная утварь. Здесь лежал кожаный панцирь с нашитыми бронзовыми чешуйками, украшенный у ворота большой серповидной пластиной, а на груди бронзовой круглой бляхой с головой Медузы, которой приписывалась магическая сила устрашать врага. Вместе с панцирем были найдены пять пластин из золотистой бронзы, тщательно отполированные. Археолог Е.В. Черненко, изучавший оружие из Семибратних курганов, считает пластины частью набора полосчатых наголенников (поножей). Из вещей, сделанных из бронзы: котел для варки мяса на железном треножнике, блюдо, часть сосуда, канделябр, состоящий из желобчатого стержня на трех ножках в виде львиных лап и укрепленного наверху трехрожкового светильника, в одном из рожков которого сохранились остатки холщового фитиля; ручка бронзового зеркала (или ковша) в виде фигуры юноши, изображающего древнегреческого бога Гермеса, держащего на плечах двух баранов и стоящего на бараньей голове, и серия глиняных сосудов: красноглиняная чашка, три чернолако-вых блюдечка, чернолаковый аттический расписной лекиф (флакон) с изображением фигуры атлета и три простые остродонные амфоры - большие двуручные узкогорлые кувшины, служившие тарой для вина. Здесь, так же как и в других курганах, лошади помещались в отдельной большой могиле из сырцового кирпича, крытой бревнами. Вместе с лошадьми найдены части конского убора, украшенные изображениями зверей: бляхи в виде свернувшегося льва, лежащего льва, в спину которого вцепился зубами какой-то вскочивший на него хищник, лежащих оленей, кабаньей головы, других звериных головок; затем фигурные псалии, в том числе в виде согнутой оленьей ноги, фигуры хищника с перевернутой задней частью туловища. Найден также налобник в виде скульптурной головки птицы с оленьими рогами.

Еще в одном кургане - шестом, высотой более 11 м, сохранилось нетронутое погребение. В центре в материке была вырыта большая яма, обложенная по стенкам сырцовым кирпичом и перекрытая бревнами. Внутри она разделялась такими же, как стены, перегородками на три части, причем северное отделение в свою очередь делилось на восточную и западную камеры. В восточную камеру была впущена каменная гробница из известковых плит, в которой стоял деревянный резной саркофаг на точеных ножках. Крышка была обита покрывалом из тонкой шерстяной ткани с трехцветной росписью. Научный сотрудник Государственного Эрмитажа Д.С. Герцигер, изучая покрывало, установила характер росписи, которую можно разделить по сюжету на два типа. На семи полосах изображены мифологические сцены: на трех - бегущие одна за другой женщины и на четвертой - композиция с двумя колесницами, коней держат за узду юноши; на нескольких полосах изображены животные и птицы. Четыре фриза заполнены орнаментальными мотивами. Автор относит изготовление ткани к началу IV в. до н.э. и считает ее местной, то есть изготовленной в Северном Причерноморье.

В западной камере и среднем отделении гробницы находился погребальный инвентарь, а в третьем, южном, помещались семь лошадей, лежащих в три ряда, с железными удилами и бронзовым уздечным набором.

В саркофаге находился почти совершенно истлевший человеческий скелет. В головах у него были остатки меховой шапки и три небольших серебряных сосудика. На груди найдены две золотые застежки и более ста десяти золотых бляшек в виде сидящего сфинкса, голов Медузы, женских голов в профиль и впрямь и др. Бляшки нашивались на одежду. На пальцах рук были надеты три золотых перстня: один гладкий, другой с резным изображением барса, терзающего оленя, а третий - печатка из горного хрусталя, вращающаяся на оси, с резным изображением свиньи. Кроме того, в саркофаге находились остатки железного чешуйчатого панциря, части железного меча, бронзовые наконечники стрел, железные наконечники копий, золотые втулки для кистей.

В соседнем, меньшем отделении, предназначавшемся для вещей, находились две простые амфоры для вина, глиняная чернолаковая ваза с крас-нофигурной росписью, с изображением двух гимнастов и простое бронзовое зеркало с деревянной ручкой. В среднем отделении могилы обнаружены бронзовые и глиняные сосуды, два черпака, плетеная корзина, шкатулка, обложенная костяными пластинами с росписью на крышке (сидящая богиня Афродита и Эрот), и костяной игольник с железными иглами.

Пятый курган, высотой 7,5 м, был ограблен. Рядом с человеческой могилой на материке находилась конская гробница, сложенная из сырцового кирпича и перекрытая бревнами. При скелетах лошадей найдены железные удила и бронзовые уздечные наборы, сходные с обнаруженными во втором кургане, что дает основание относить пятый курган к середине или ко второй половине V в. до н.э.

Третий и седьмой курганы были сооружены несколько позже и датируются IV в. до н.э. Третий курган самый низкий (высота 3,2 м), содержал каменную гробницу, впущенную в материк и перекрытую тремя плитами. Погребение ограблено. На дне гробницы найдены отдельные предметы и разбросанные кости нескольких лошадей и железные удила. Кроме того, рядом находилась еще особая конская могила с пятью скелетами лошадей. Наиболее интересной находкой является железная рукоятка меча, от которой сохранилась верхняя часть в виде скульптурной головы орлиноголо-вого грифона с загнутым мощным клювом и высоким гребнем. Голова грифона обложена серебром, гребень, шея, глаз плакированы золотом. Н.И.Сокольский, занимавшийся изучением боспорских мечей, считает, что рукоятка эта происходит от однолезвийного древнегреческого меча -махайры. Длина меча не превышала 60-70 см, и употреблялся он преимущественно кавалеристами. В гробнице были найдены также несколько золотых нашивных бляшек в виде пальметок, льва, лежащего козла, женской головки, грозди винограда, треугольников зерни, розетки и др.; перстень, состоящий из золотой дужки и вращающегося на оси овального халцедона с резным изображением медведя; обломки серебряного сосуда; алавастр и разбитая фасосская амфора с клеймом на ручке. Амфора была изготовлена в IV в. до н.э. на острове Фасос (в северной части Эгейского моря). В конской гробнице при скелетах лошадей найдены принадлежности - узды. В конском уборе выступают совершенно новые формы, которые в более ранних курганах не встречаются. Это прежде всего псалии с сильно стилизованным ажурным рисунком и бляхи: одна в виде ажурной стилизованной головы животного с орнаментально трактованными рогами, другая в виде двух голов животных на длинных, изогнутых в противоположные стороны шеях.

В седьмом, последнем кургане, высотой 6,5 м, в насыпи над материком имелась ограда из тесаных камней. Центральная гробница, сложенная из каменных плит и перекрытая такими же плитами, была разделена на две части - большую, предназначенную для покойника, и меньшую - для вещей. Гробница была ограблена, уцелели только железные и бронзовые наконечники стрел, железные пластины от щита с панцирным покрытием, серебряная пластина с рельефным изображением грифона, две круглые бронзовые бляхи, обломок узорчатой пластинки из кости, бляшка с головой Медузы, костяные и серебряная пуговки. Рядом находилась конская могила, обложенная сырцовым кирпичом, в которой лежали четыре лошадиных скелета с бронзовыми и железными удилами.

При раскопках кургана в насыпи открыто две впускных могилы. Одна в западной части - каменная гробница, оказавшаяся ограбленной (найдена только золотая бляха с рельефным изображением женской головки), и вторая в южной части - женское погребение в сырцовой гробнице. В ней найдено: золотой перстень с гладким овальным щитком, две золотые серьги, серебряные и бронзовые браслеты, небольшое бронзовое зеркало, бронзовая игла и три краснофигурных лекифа (флаконы для благовонных масел): на одном три женские фигуры (сцена туалета), на другом две женские сидячие фигуры и между ними Эрот.

Семибратние курганы принадлежат синдам, и двух мнений в этом вопросе быть не может. Погребены в них представители синдской аристократии, возможно, члены династии местных царьков в период политической самостоятельности Восточной Синдики. Обряд погребения в Семибратних курганах местный, обязательными являются захоронения лошадей - верховых и упряжных, но массовых гекатомб, которые были в Ульских и Келермесских курганах, здесь не наблюдается.

Соседство боспорских городов Таманского полуострова сказывается в сильном влиянии античной культуры, особенно в погребальном инвентаре. Наряду с местными вещами много привозных, древнегреческих: серебряные килики аттического производства, ритоны, чернолаковая расписная посуда, простые остродонные амфоры для вина, золотые ювелирные изделия и др. Как показали раскопки, курганы были насыпаны не одновременно, а сооружены по крайней мере на протяжении целого столетия.

Во время раскопок Семибратних курганов близ них В.Г.Тизенгаузен открыл большое древнее кладбище, гробницы которого были по большей части прикрыты плитами.

На восток от Семибратних курганов, на противоположной стороне долины речки Чекон, расположена группа из семи небольших курганов, вошедшая в археологическую литературу под названием Малых Семибратних курганов. Раскопаны они В.Г.Тизенгаузеном одновременно с Большими Семибратними. Малые Семибратние курганы содержали центральные гробницы, которые оказались ограбленными, с южной стороны их, так же как и в Больших Семибратних курганах, находились сырцовые конские гробницы, перекрытые деревом. Курганы целиком расследованы не были. Найдены отдельные предметы как в насыпях, так и в гробницах: бронзовый античный сосуд, бронзовый трехрожковый светильник, серебряный килик с вакхическими сценами, золотые бляшки с изображением льва, оленя, грифона, золотая гривна, бронзовые наконечники стрел, части бронзового чешуйчатого панциря и др. В конских погребениях встречены налобники, железные удила, бляхи от уздечного убора с изображением львиных лап, совиных и бараньих голов, по стилю близкие к найденным в Больших Семибратних курганах.

Погребальный инвентарь Малых Семибратних курганов в основном относится к V в. до н.э.

Семибратние курганы непосредственно связаны с остатками крупного синдского города, некрополем которого они являются. Город был расположен на левой террасе реки Кубани на восток от Семибратних курганов (в 11 км на запад от станицы Варениковской). Имени города мы не знаем, и условно его принято называть по курганам Семибратним городищем. Древнегреческий географ Страбон, живший в I в. до н.э., писал, что в Синдике недалеко от моря лежит город Аборака. Может быть, Семибратнее городище и есть город Аборака, но, чтобы уверенно об этом можно было говорить, надо найти надписи с именем города. Раскопки Семибратнего городища проводились в течение ряда лет Краснодарским историко-краеведческим музеем. Были открыты мощные крепостные стены, монументальное каменное здание, остатки домов рядового населения. Город возник в конце VI в. до н.э. и просуществовал в течение нескольких столетий. Расцвет его падает на V-IV вв. до н.э. Уже в начале V в. до н.э. город обносится каменной крепостной стеной с прямоугольными башнями, расположенными на расстоянии 15-18 м друг от друга. Башни выступали более чем на 3 м за линию стены, что было важно для поражения противника во время осады города не только в лоб, но и с флангов. Толщина стен равнялась 2,5 м, но так как с внутренней стороны стены пристраивались каменные лестницы, то мощность крепостных стен возрастала до четырех с лишним метров. В высоту стена достигала в древности 6 м. Оборонительные сооружения города дважды подвергались разрушению в связи с происходившими военными действиями. Свидетельством этому служат мощные зольные слои, являющиеся следами крупных пожарищ и разрушений. Сильнее всего крепостные стены пострадали в конце V или в самом начале IV в. до н.э. Может быть, это было связано с теми войнами между синдами и отдельными меотскими племенами, отголоски которых мы находим в новелле о меотянке Тиргатао, сохраненной нам Полиеном, писателем II в. н.э., в сочинении «Военные хитрости». Но вскоре стены были восстановлены и просуществовали до конца столетия. В конце IV в. до н.э. они были почти полностью разрушены и больше не восстанавливались. Как раз в это время шла междоусобная война между сыновьями бо-спорского царя Перисада I, умершего в 309 г. до н.э. Театром военных действий являлось левобережье реки Кубани в ее низовьях. Не исключено, что вторичное разрушение крепостных стен Семибратнего городища явилось результатом военных действий между сыновьями Перисада. В начале III в. до н.э. была построена новая крепостная стена, по своей мощности уступавшая прежней.

Внутри города раскопано монументальное здание, построенное в конце IV- начале III в. до н.э. и просуществовавшее около двух столетий. Площадь дома превышала 400 м2, что по тем временам было весьма значительно. Дом состоял из пяти комнат и внутреннего дворика с колодцем. Возможно, что над северными комнатами имелся второй этаж. Наружные стены здания были необычно мощные, достигавшие толщины 1,7 м, что придавало зданию характер как бы крепости. Дом был жилой и, возможно, принадлежал какому-либо правителю города или наместнику.

Город, расположенный на месте Семибратнего городища, являлся крупным экономическим и политическим центром древней Синдики. Некоторые исследователи считают его столицей и резиденцией синдских царей. Понятным тогда становится нахождение близ городища огромных курганов с богатыми захоронениями. В середине IV в. до н.э. город вошел в состав Боспорского государства, и во II в. до н.э. он теряет свое значение.

В митридатовскую эпоху, когда Боспорское государство вошло в состав Понтийской державы Митридата VI Евпатора, город перестал существовать. Что привело к его гибели, мы не знаем. В конце I в. до н. э. на территории города, лежавшего в развалинах, возникает небольшое поселение местного племени. Поселок занимал площадь, прилегающую с юга к большому эллинистическому зданию, частично используя и его помещения. Раскопками отрыты остатки небольших домиков, при строительстве которых были использованы камни из разрушенного здания. Один из таких домов был исследован почти полностью. Он был выстроен вплотную к фасаду эллинистического здания и состоял из трех помещений. Стены сохранились на высоту до 0,5 м. Первая комната являлась своего рода «кухней». В центре ее были обнаружены остатки глинобитной хозяйственной печи, на поде которой лежали сосуды. Вдоль одной из стен стояли три горшка, в другом месте - большая чаша, а всего здесь было найдено около двадцати глиняных сосудов. Между ними обуглившееся просо. Другое помещение с каменной вымосткой было хозяйственного назначения. Возможно, что оно являлось внутренним двориком. В углу был вырыт погреб, горловина которого была выложена камнем. Здесь было найдено каменное корытце и ступа.

Поселение на месте Семибратнего городища просуществовало около столетия - до конца I в. н. э., и после этого жизнь здесь больше не возобновлялась.

Синдскую гавань хорошо знали греческие мореходы. Греческий историк V в. до н. э. Геродот упоминает город Синд, находившийся на берегу моря. А несколько столе-тий спустя греческий писатель Арриан сообщает: расстоя-ние между Синдикой и столицей Боспорского царства Пантикапеем, который был расположен па месте нынеш-ней Керчи, равно 540 стадиям. В переводе на современные меры длины это 96 км, что соответствует длине морского пути от Керчи до . Казалось бы, опираясь на сви-детельство Арриапа, можно отождествить город, находив-шийся на месте Анапы, с Синдом, или Синдикой. Вместе с тем, нам хорошо известно, что древнее название Анапы - Горгиппия. Именно здесь были найдены над-писи на греческом языке, высеченные па каменных плитах, где неоднократно упоминаются Горгиппия и гор- гиппийцы. Ученые предполагают, что это название го-рода связано с именем сына боспорского царя Сатира I, брата царя Левкона I (389 (388); - 349 (348); гг. до н. э.) - Горгиппа.
О Горгиппе мы узнаем из рассказа греческого писа-теля II в. н. э. Полнена о присоединении синдских земель к Боспорскому царству. Оп повествует о том, как боспорский царь Сатир вмешался во внутренние дела Синдики, возвратил царскую власть синдскому царю Гекатею, свергнутому своими подданными. Сатир выдал за него дочь, приказав Гекатею убить прежнюю жену меотянку Тиргитао. Но Гекатей любил Тиргитао и не решился ее убить. Он заточил ее в крепость и велел жить под стра-жей. Однако Тиргитао обманула стражу и бежала. Скры-ваясь днем в лесах, а ночью пробираясь по пустынным скалистым дорогам, она добралась до соседившего с синдами племени иксоматов, где были владения ее родствен-ников. Не застав в живых своего отца, она вступила в брак с его преемником и, собрав сородичей-меотов, на-чала кровопролитную войну против Сатира и Гекатея. Во время набегов меоты не раз опустошали Синдику.
Лишь после смерти Сатира его сыну Горгиппу удалось с помощью богатых даров уговорить Тиргитао прекратить войну. С того времени Синдика прочно вошла в состав Боспорского царства. Вероятно, Горгипп стал первым на-местником боспорского царя в Синдике.
Из речи аттического оратора Динарха, произнесенной в Афинах в 324 г. до н. э., нам известно, что знаменитый греческий оратор Демосфеп предложил поставить в Афи-нах па площади медные статуи боспорских тиранов Гор-гиппа, Сатира и Перисада. Он это сделал потому, что боспорские цари посылали ему ежегодно в дар сотни тонн пшеницы.
Хотя имени Горгиппа нет в списке боспорских царей, его связь с царским домом безусловна. В одной из надпи-сей, найденной на территории Синдики, упомянута дочь Горгиппа - супруга боспорского царя Перисада.
Была ли Горгиппия основана заново Горгиппом или он восстановил один из синдских городов, разрушенных во время войны с Тиргитао, и дал ему свое имя, мы пока точпо не знаем. Но можно предполагать, что город на месте Анапы существовал задолго до Горгиппа и что он носил имя, связанное с этническим наименованием парода, на земле которого находился. Так, Стефан Визан-тийский указывает, что некоторые называли Синдик, го-род с гаванью, Горгицпией.
Горгиппия впервые упоминается Страбоном в геогра-фическом труде, написанном им в начале I в. Оп назы-вает Горгиппию столицей синдов, а также говорит о Син-дике и Синдской гавани. Из «Географии» Страбона мы узнаем, что расстояние между Синдской гаванью и горо-дом Баты, находившимся, вероятно, на месте современ-ного Новороссийска, равнялось 400 стадиям, или 61,2 км (примерно столько между Новороссийском и Анапой). Это как бы подтверждает данные Арриана о местополо-жении Синдика и позволяет отождествить с Анапой и Синдик и Синдскую гавань. Вместе с тем у Страбона встречается и другое указание, противоречащее этому. Так, если считать достоверными цифры Страбона, опре-деляющие расстояние между Синдской гаванью и городом Корокондама, который, согласно сведениям других авто-ров, помещался у мыса Тузла, то местоположение Синд-ской гавани надо искать гораздо севернее Анапы, где-то около мыса Бугаз. Однако археологи пока не смогли об-наружить там никаких следов древнего города.
Греческий географ II в. п. э. Клавдий Птолемей, пы-тавшийся составить географическую карту по градусной сетке, помещает на различные места Синдскую гавань и древний Синд, пе говоря совсем о Горгиппии. Целый ряд других авторов, периода от IV в. до н. э. до VI в. н. э., упоминают какое-либо одно из этих трех названий. Причем одни указывают, что город был основан синдами, а другие - эллинами, пришедшими из соседних боспорских городов.
Наличие у города нескольких названий может быть объяснено тем, что подавляющее большинство авторов, писавших об этом районе Черноморского побережья, сами там никогда не были. Они пользовались чужими сообще-ниями, книгами, появившимися в разное время, когда город носил различные названия. Все же противоречивые указания древних авторов не позволяют отождествить город Сипдик, Синдскую гавань с Горгпппией.

Древние авторы говорят, что Горгишшю основали выходцы из боспорских городов. Среди них были потомки греческих пере-селенцев и представители местных северопричерноморских пле-мен, переселявшихся в боспорские города.

Один из авторов византийского времени, имя которого до нас не дошло, писал о готском народе - эвдусианах, которые якобы жили в городе Эвдусиане, ранее называвшемся Синдской га-ванью, и говорили на готском языке. Но на территории Анапы остатков Эвдусианы пока не обнаружено.


ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Синдика государство древних адыгов

История происхождения названия "Синдика"

Одним из крупнейших меотских племен были синды, обитавшие с начала первого тысячелетия до нашей эры на Таманском плуострове и северо-восточном Черноморском побережье. К началу 5 столетия до нашей эры синды создают свое государство - Синдика, управляемое династией синдских царей. Столицей Синдики был город Синдика (ныне город Анапа). Древние греки называли этот город - Синдская гавань. Как и другие меоты, синды занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, ремесленничеством. Синдика была рабовладельческим государством. В 480 г до нашей эры расположенные на берегах Керченского пролива греческие города - колонии, объединились в одно государство. Это государство стало называться Боспорским Царством. Столицей его стал город Пантикапей. Синды активно торговали с Боспорскими городами. На рынках и тесных улицах синдики часто можно было встретить греческих купцов. Горожане продавали им хлеб, зерно, овощи, молоко. На рынках греки покупали рабов.

Подобно греческим городам, над домами Синдики возвышался построенный греками амфитеатр. В нем проходили театральные представления и гладиаторские бои. Греки поставляли в Синдику соль, амфоры, вино, ткани. Многие синды перенимали привычки греков, греческие одежды, греческое оружие, методы строительства жилищ. Учились искусству греческой живописи, скульптуры. В то же время боспорские правители вынашивали планы захвата Синдики и превращения ее в греческую колонию. Многочисленные дипломатические интриги и подкуп не дали никаких результатов и в 479 году боспоряне предприняли открытое военное вторжение в Синдику. По свидетельствам современников "в один из дней на рассвете к берегам Синдской гавани прибыла армада греческих военных кораблей. Жители, видя это, собрались на стенах города и приготовились к бою. Жители окрестных селений поспешили укрыться в городе, ворота его плотно закрылись за ними...Находившиеся в городе греческие шпионы, переодетые в синдскую одежду, по предварительному сговору с легионерами, двинулись к восточным воротам и набросившись на охранявших их воинов, закололи их.... Греки проникли в город и к полудню с большими потерями захватили город полностью...".

Впоследствии крупные отряды синдов и других меотов не раз предпринимали попытку отбить у греков Синдику. Во время этих войн город был разрушен. На его месте греки построили свой город колонию, который был называн ими Горгипия. С падением Синдики начался процесс консолидации меотов вокруг жившего к востоку от синдов на побережье Черного моря, меотского племени - зихов. Зихами их называли греки, но в боспорских надписях так же встречается слово ADZAHA, что скорее всего, соответствует адыгскому адзэхэ ("войска" или "народ войск"). Возможно это и являлось самоназванием зихов, со временем трансформировавшееся в "адыгэ". По другой версии название адыгэ связано с распространением культа поклонения солнцу и имеет достаточно близкое звучание к раннеадыгскому "а-дыгъэ" - народ солнца. В итальянских и греческих источниках название "зихи" применительно к адыгам употребляется до 15 века. Генуэзский автор Интериано посвятивший адыгам много статей, сообщает: "зихами их называют на итальянском, греческом, латинском языках, татары и турки именуют их черкесами, сами себя они называют адыгэ".

sindika01.com

История адыгов, черкесов и их фамилий.

Синды составляли один из важнейших элементов Киммерийской империи, которая состояла из большого числа народов. После распада империи эти народы вошли и состав других государств, как, например, Боспорского, и позднее - в Федерацию меотов, которая состояла из двадцати пяти племен.

Синды входили в эту оригинальную конфедерацию, занимали в ней важное положение и имели местное самоуправление. Поэтому их название появлялось в титанах императоров, правивших различными народами и племенами.

После распада Киммерийской империи синды вошли и Меотскую Федерацию.

Позднее, в составе Боспорского царства, синды попали под влияние греческой культуры, но сохранили свою независимость и свою собственную денежную единицу.

Это государство существовало до тех пор, пока в 3 веке в районе Черного моря не появились готы, пришедшие из Скандинавии, после чего Боспорское государство было разрушено, на смену ему пришло государство Феодосия, с появлением которого исчезло название синды.

Что касается происхождения синдов, то мы должны иметь в виду следующие факты и соображения:

Тумб Гаусшилд в своей книге, озаглавленной «Справочник по санскриту», писал: «То, что иранские арийцы /скифы, сарматы/ жили в южных районах России, хорошо известно...». «Индийцы, должно быть, поселились у Кубани, и их потомки жили до самого начала новой эры, пока их не поглотили скифы, греки называли их синдой, а их столицу Синдос...»

В этой связи важно отметить, что среди черкесского народа и сейчас много семей носят фамилию «Шармат». Эти семьи ведут свое начало от сарматов, которые были частью племени скифов. Шора Бекмурзин «рассказал следующую историю о сарматах: «Наш народ помнил, что некоторые черкесские семьи восходят к сарматам и потому называют себя Шармат /Сарматос/, и у нас стало обычным говорить на советах человеку, который любит шутить и веселить людей: «Ты не дьявол и не Шармат, кто же ты тогда...».

И один этот факт доказывает, что скифы не поглотили кавказских индийцев /синдов/. Напротив, когда сарматы /преемники скифов, в свою очередь, были разбиты, те, кто смог скрыться и избежать уничтожения, были приняты черкесским народом и со временем ассимилированны.

Кроме того, черкесское племя убыхов называет своих родственников и соседей абадзехов - синджи-шауа /сы­новья синдов/, а на территории Карачайни /Кабарда/ есть старое здание, которое, как предполагают, было сооружено меотами. На автономной территории Адыги вблизи Краснодара можно найти местечко Синджий /Синдий/, которое сегодня является черкесским аулом /город/, а другое место недалеко от города Анапы на Черном море называется Шинджир /Синдир/ и пред­ъявляет собой руины древнего города, это была столица синдов /Синдика/.

Этот район считают колыбелью черкесского народа. Именно здесь находилась знаменитая страна «туби-хаса», чрезвычайно плодородный участок земли, поделенный между основными наиболее знатными фамилиями абадзехского племени. Страна синдов простиралась от реки Пшат на Западе и до реки Терек на Востоке, занимая, таким образом, территорию всей Кубани и Кабарды. Столица Синдика была расположена недалеко от Анапы на Черном море.

Исключительную ценность представляет описание Клапрота, подтверждающее все сказанное выше. Он заявляет следующее: «Из устных рассказов об их происхождении я узнал от старейшин, что прародитель их князей и основатель их рода еще в древние времена поселился в Шентчире /Шинджире/, который сейчас представляет из себя груду развалин недалеко от Анапы, и стране натухайцев /Нат-хъуадж/, откуда произошли не только князья, но и весь черкесский народ».

«Там действительно обнаружена широкая стена, которая, вероятно, окружала этот город, и тянется она до ручья Псиф на востоке, а на западе доходит до Нефила, на севере же она достигает болот реки Кубань. Здесь также находится несколько холмов, которые возможно, являлись достопримечательностями.

Известно, что синды представляли наиболее важное черкесское племя, и что это был тот же народ, что и Синджи. Из этого ясно, что они не были поглощены скифами, как предполагал Тумб Хаусшилд, а, напротив, выжили и продолжают жить в настоящее время, хотя сами скифы уже давно исчезли. Признание современных черкесов потомками синдов /кавказских индийцев/ имеет с точки зрения истории важное значение и позволяет представить один из этапов индоарийской миграции с Запада на Восток. Если мы признаем, что индийцы в конце концов покинули Кавказ, то они должны были оставить какие-нибудь культурные или языковые следы. Что касается черкесского языка, то это язык, принесенный синдами, и он родствен санскриту, но с течением времени он развился, претерпев много изменений в фонетической системе под влиянием соседних языков Кавказа

adyghe.ru

Бетрозов Р. Ж. Синдика – государство древних адыгов. Адыги. 1991, №2. Стр. 86 93.. djvu

  • Название:
  • Размер: 1.11 Мб
  • Формат: DJVU

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

Страницы истории Р. Ж. Бетрозов OCR by vk.com/circasbook СИНДИКА - ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АДЫГОВ С древних времен, а именно с эпохи бронзы (III-II тыс. до н. э.).> Западный Кавказ был населен племенами, предками современных ады¬ гов, культура которых, ввиду полного отсутствия письменных памят¬ ников, изучается исключительно путем анализа археологических ма¬ териалов. С I тыс. до н. э. о них уже больше сведений. Это благода¬ ря письменным источникам, которые нам предоставляют античные (греко-римские) историографы: Гекатей Милетский, Геродот, Гелланик Митиленский, Скилак Кариандский, Диодор Сицилийский, Страбон, Птолемей, Плиний, Полнен, Помпоний Мела и др. Из их сочинений впервые стали известны названия племен Северо-Западного Кавказа, данные об их культуре, политической и экономической истории. В трудах греко-римских авторов VI в. до н. э. впервые упоми¬ наются меоты (или манты). Этноним меоты - собирательный термин для обозначения близкородственных племен синдов, дандариев, фатеев, керкетов, тореатов, тарпетов, досхов, псессов, гениохов, зихов и др. В их этнической близости сомнений нет. Таким образом, под именем «меот» скрывалась древнеадыгская этническая группа и, возможно, политическое объединение. Не касаясь сложной проблемы локализации каждого отдельного- племени (этот вопрос не до конца разрешен), рассмотрим границы распространения меотских племен в целом. Западная и южная гра¬ ницы определяются легче - они имеют естественно-географические пре¬ грады: с запада - Черное море, Керченский пролив и Азовское море, с юга - Кавказский хребет. На севере меоты граничили с ираноязыч¬ ными иксоматами, жившими пе северо-восточному побережью Азовско¬ го моря до р. Танаиса (р. Дон). Восточной границей меотских племен служила р. Лаба. Наиболее подробные данные о меотах сообщает греческий гео¬ граф Страбон. По Страбону, «к числу меотов принадлежат сами синды, затем дандарии, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиаке- иы, ситтакены, досхи и многие другие». Первыми в списке племен названы синды. Известно, что меотское племя синдов, занимавшее земли Таманского полуострова и примыкающее к ним побережье Чер¬ 86 ного моря вплоть до современного г. Новороссийска, создало свое государство, одно из древнейших на территории нашей страны. Синдика и дальнейшая ее судьба были тесно связаны с пребыва¬ нием древних греков в бассейне Понта Евксинского (Гостеприимное море - так греки называли Черное море). Поэтому совершим неболь¬ шой исторический экскурс, с целью показать ситуацию, возникшую на Западном Кавказе в первой половине - середине I тыс. до н. э. Греки интенсивно начали осваивать Северное и Восточное Причер¬ номорье примерно с VII в. до н. э. Для греков в то время Кавказ представлялся «краем земли», а кавказские горы - крайне известными горами на востоке, на что ука¬ зывали поздние античные историки и географы. Проникновение греков на территорию Западного Кавказа в то отдаленное время нашло отражение в их мифологии. Вспомним арго¬ навтов (букв.: «плывущие на «Арго»). Подобные мифы на пустом месте не возникают. Происходили, ви¬ димо, события, заставившие древних греков сочинить эпическую поэму о походе аргонавтов. К VII-VI вв. до н. э. относится начало колонизационной актив¬ ности греков в Причерноморском ареале. Процесс расселения греков -был обусловлен экономическим и социальным развитием греческого общества. Античные государства (города-колонии) являлись рабовла¬ дельческими по своей природе. Они принесли развитую античную ци¬ вилизацию на берега Черного и Азовского морей. Одним из важней¬ ших особенностей греческих городов Причерноморья было взаимодейст¬ вие с окружающим их племенным миром. Это способствовало уско¬ рению распада родоплеменных и вызреванию классовых отношений у племен скифов, сарматов в Северном Причерноморье и синдо-меотов на Северо-Западном Кавказе. Местное население познакомилось с пе¬ редовой греческой культурой и искусством. На восточном побережье Черного моря были основаны колонии: Фасис (Поти), Диоскурия (южнее Сухуми), Питиунт (город получил название от соснового леса ¡на берегу моря; от греч. питиус - сосна). Большая группа городов образовалась на берегах Боспора Ким¬ мерийского - Керченского пролива. Крупнейшим из них был Панти- капей. В дельте Кубани и на Таманском полуострове была также группа городов: Фанагория (на берегу Таманского залнва), Гермонасса, Кепы, Патрей, Тирамба. Первоначально это были самостоятельные города-государства - по¬ лисы. Около 480 г. до н. э. произошло объединение этих городов в Бос- порское государство. Имея ряд удобных гаваней, греки сосредоточили в своих руках все товары (в основном продукты сельского хозяйства), стекавшиеся с плодородных берегов Меотиды (Азовского моря), скифских степей и Боспора Киммерийского (Керченского пролива), куда впадал Гипанис (р. Кубань). Греки делали все для расширения торговли и освоения новых плодородных земель. Важнейшей статьей дохода был вывоз зерна (пшеницы, проса, ячменя). Боспор снабжал хлебом города конти¬ нентальной и островной Греции, Малой Азии. Боспорские правители опирались на скифскую, сарматскую и синдо-меотскую знать. Они стремились иметь дружественные отноше¬ ния с «варварами», прежде всего, для налаживания бесперебойных -торговых отношений - ведь посредническая торговля была основой экономики греческих понтийских городов, и без этой торговли они су¬ ществовать не могли. 87 В 432 г. до н. э. власть на Баспоре переходит в руки династии Спартокидов. Вопрос о происхождении Спартока, основателя династии, остается спорным. Но установлено, что новые правители не были гре¬ ками. Есть версия, что Спарток был меотом. Спартокиды (Спарток, Сатир I, Левкои и др.) стремились к территориальному расширению государства, и это часто происходило за счет захвата земель местных соседних племен. Постепенно территория Боспора начала охватывать восточную часть Крыма, низовья Кубани, Восточное Приазовье и устье р. Дон. Были присоединены земли окрестных племен и Синдика, об¬ ласть, находившаяся в тесной связи с Боспором еще с V в. до н. э. В рассматриваемое время социально-экономическая и культурная жизнь древнеадыгоких племен достигла достаточно высокого уровня. Всем ходом исторического развития они были подготовлены не только к оживленным торгово-экономическим связям с греками, но и к вос¬ приятию высокой античной культуры. В этом плане наиболее, харак¬ терен комплекс вещей из недавно раскопанных курганов возле аула Уляп Красногвардейского района Адыгеи (VI-IV вв. до н. э.). Бога¬ тейший материал включает оружие, украшения, конский убор, местную и привозную греческую керамику. Например, вызывает интерес серебряный ритон с позолотой. Уляп- ский ритон с протомой (передняя часть) Пегаса считают выдающимся творением античного мастера. Исследователи полагают, что эти великолепные художественные импортные изделия показывают высокий уровень не только материаль¬ ной, но и духовной культуры меотов. В целом надо сказать, что экономическое и социальное развитие меотов, и особенно синдов, в VIII-VI вв. до н. э. и раньше подвело их в V в. до н. э. к формированию классов и возникновению госу¬ дарства, и этот процесс в V в. до н. э. был ускорен интенсивными экономическими и культурными контактами с эллинским (греческим) миром. Греки быстро оценили выгоду от общения с населением этих районов, ¡богатых хлебом, скотом, рыбой, а также рабской силой. Развитие производительных сил, торговые связи с античными го¬ родами приводили к углублению имущественной дифференциации и социальных различий в меотском обществе. Особенно это относится к синдам. Занимая причерноморский район от нынешнего г. Анапы до Новороссийска и в глубь материка, синды оказались сильнее втянутыми в международную торговлю, и потому у них был ускорен процесс классообразования (с появлением классов, как известно, возникает и государство). Как и у других меотских племен, основу экономики у синдов составляло земледелие, скотоводство, рыболовство. * По мнению известного исследователя Н. В. Анфимова, земледелие у племен Прикубанья было плужным, массовым и по своей технике вы¬ соким. Основными культурами в сельском хозяйстве были зерновые: пшеница-двузернянка, ячмень, просо. В животноводстве основное зна¬ чение имело разведение крупного рогатого скота. Выращивали также мелкий рогатый скот и свиней. Лошади использовались главным обра¬ зом как верховые. Большое место в экономике занимали ремесло и торговля. Развиваются керамическое производство, ткачество, ювелир¬ ное, кожевенное, косторезное" и другие ремесла. Соседство греческих колоний способствовало развитию виноградарства и виноделия. В начале V в. до н. э. в Синдике возникают города - центры ре¬ месла и торговли. Наиболее крупным из них была Горгиппия, которая находилась на берегу современной Анапской бухты. Он получил назва¬ ние в честь члена царского рода Спартокидов (брата царя Левкона I). Горгиппия возникла на месте существования в конце VI-V вв. до н. э. 89 Синда, или Синдской Гавани, поселения, неоднократно упоминаемого* античными историками (Страбоном, Стефаном Византийским и др.)". Таким.образом, следы поселения предшествующего времени и данные письменных источников позволяют отождествлять с Горгиппией Синд¬ скую Гавань. Возможно, некоторое время сохранялось два названия: Горгиппия, появившееся после присоединения Синдики к Боспору, и Синдик (Синда), или Синдская Гавань, восходящее к догреческому синдскому поселению. Уже в первой половине V в. до н. э. это был смешанный греко¬ синдский поселок. Выгодное географическое положение на берегу удоб¬ ной бухты способствовало быстрому росту города и наплыву греков. Другими городами на территории исторической Синдики были Фанагория, Гермонасса, Патрей, Кепы, Тирамба, Корокондама. Что касается названий, то часто упоминаемые античными автора¬ ми населенные пункты Тирамба, Корокондама имеют местное синдо- меотское (древнеадыгское) происхождение. Синды, проживавшие на Таманском полуострове, подвергались наи¬ большей эллинизации, а в глубинной Синдике все греческое восприни¬ малось верхами синдского населения, а среди низов, особенно в сель¬ ской местности, сохранилась самобытная, древняя аборигенная культу¬ ра местного населения. Но часть синдов, которая проживала в непо¬ средственном соседстве с греками, настолько эллинизировалась, что, по наблюдению археологов, с большим трудом можно отличить Погре¬ бения’ синдов от греческих. О высокой степени эллинизации части древнеадыгского населения свидетельствует имя синдского царя Гекатея, имя правителя фатеев; Арифарн! При раскопках Горгиппии среди прочего обнаружены хра¬ мы Афины н Посейдона, святилище Дёметры, фриз с изображением 12 подвигов Геракла. Теснейший контакт выходцев из греческой метрополии с местным населением находит подтверждение и в эпиграфических надписях с территории Бослора - здесь зафиксированы такие адыгские имена, как Баго, Блепс, Дзадэу н др. При этом характерно, что адыгские имена в надписях встречаются в паре с греческими именами: «Бласт, сын Ат- тала; Синд, сын Деметрия; ...Блепс, сы

freedocs.xyz

История Адыгеи

1. Майкопская археологическая культура общая характеристика: территория распространения, периодизация, основные памятники, общие черты, теории происхождения.

3. Поселение Мешоко - бытовой памятник Майкопской культуры.

археология, археологическая культура, археологический памятник, бронзовый век, бронза, курган, кромлех.

Майкопская археологическая культура

Майкопский курган

Видео: Майкопская культура (кач-во: 240р)

_____________________________________________

Тема 2. Дольменная археологическая культура

1. Общая характеристика дольменной культуры: территория распространения, периодизация, основные памятники, общие характерные черты, теории происхождения.

2. Классификация дольменов.

3. Быт и верования строителей дольменов.

археологический памятник, мегалит, мегалитические гробницы, дольмен, кромлех, менгир, микролит, испун

Литература:

1. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978 СКАЧАТЬ

2. Марковин В.И. Испун - дома карликов: заметки о дольменах Западного Кавказа. Краснодар: Кн. Изд. 1985 СКАЧАТЬ

Дольменная археологическая культура

Дольмены Западного Кавказа

Видео: Фильм Колихо. Тайна дольменов Кавказа.

_________________________________________________

Тема 3. Античная история Северо-Западного Кавказа

  1. Синдское государство
  2. Боспорское Царство
  3. Меотийский племенной союз

Литература:

  1. Иессен А.А.Греческая колонизация Северного Причерноморья, ее предпосылки и особенности. СКАЧАТЬ
  2. Крушкол Ю. С. Древняя Синдика. - М., 1971.

Тема 4. Средневековая история адыгов

1. Зихи и касоги: общая характеристика

2. Раннесредневековые русско-адыгские отношения: Тмутараканское княжество; Мстислав и Редедя.

3. Генуэзцы в средневековой Черкесии

4. Черкесские мамлюки

Тема 5. Позднередневековая история адыгов

1. Адыги и Крымское ханство.

2. Позднесредневековые русско-адыгские отношения: черкесские дипломатические посольства, Иван IV и Гощеунай Темрюковна…

3. Внутриэтническая структура адыгов XIII – XIX вв.

4. Общественный строй в Черкесии XIII – XIX вв.

Тема 6. Кавказская война и ее последствия в этнической истории адыгов

Международное положение Черкесии XIX в. Колониальная политика России на Кавказе R XVIII-XIX вв. Проблема определения начала Русско-Кавказской войны (1763, 1774, 1777, 1817-1822, 1830). Адрианопольский договор (1829г). Строительство Майкоп-ского военного укрепления (1857г.). Пленение Шамиля (1859г.).

Дипломатическая миссия Александра II и ее провал (1861г.). Завершение Русско-Кавказской войны. Демографическая катастрофа адыгов последней трети XIX в.

Российское административное правление на территории адыгов. Расселение адыгов на собственной этнической территории согласно Российской национальной политике. Отмена крепостного права.

1. Международное положение Черкесии XVIII – XIX вв.Черкесия в контексте "Восточного вопроса"

2. Колониальная политика России на Кавказе XVIII – XIX вв.

3. Кавказская война и покорение Черкесии

4. Депортация адыгов в Османскую империю

adygland.ru

[править | править код]

Тхьэгъэлэдж - бог плодородия

Уащхъуэ - бог неба

Емишь - бог покровитель овец.

ru.bywiki.com

Боги древних адыгов - Википедия

Боги древних адыгов - имеются в виду боги черкесского (адыгского) пантеона, составленные описателями XlX века, и в советский период систематизированные в работах А.Шортанова, М.Мижаева и других авторов по образцу древнегреческого пантеона богов.

Такая классификация зачастую носила искусственный характер, как и возведение культурных героев адыгского (черкесского) эпоса в ранг «богов».

Этот подход не давал возможность объективного исследования религии адыгов, в частности, многочисленные указания на адыгский монотеизм попросту игнорировались.

Однако другой подход в советский период был невозможен, поскольку базировался на ошибочном тезисе основоположников марксизма о том, что возникновение монотеизма возможно только в условиях создания централизованного государства.

Интересно, что тот же А.Шортанов, с одной стороны, структурируя адыгский политеизм, с другой стороны, в одной из работ попытался в рамках марксизма-ленинизма объяснить феномен существования у адыгов монотеизма. Отвечая Лаврову, он указывал, что адыгский монотеизм может восходить ко времени существования единого древнеадыгского централизованного государства Синдика. Однако Синдика была локальным государственным образованием, по территории и населению значительно уступавшим даже средневековым феодальным черкесским княжествам.

Представляется очевидным, что «объяснение» Шортановым адыгского монотеизма в рамках марксизма не могло быть успешным ввиду ошибочности постулируемой марксизмом обязательной связи между единобожием и наличием централизованного государства. Известно, к примеру, что политеизм Рима расцветал во времена наивысшей централизации Римской империи, а принятие монотеистического (условно) христианства совпало с её распадом.

Сам факт существования у адыгов древнейшего, реликтового монотеизма не нуждается в классовом объяснении в рамках марксизма-ленинизма, и восходит ко времени существования древнейшей черноморской цивилизации, существовавшей ещё до катастрофического поднятия уровня вод Чёрного моря, превратившего это крупнейшее пресноводное озеро в солёное море.

Список богов и их специализация, по описаниям XlX века и советского периода

Тха, Тхашхо (Тхьэшхуэ) - Великий бог, демиург, первосоздатель.

Список богов (второстепенных) -

Псатхьэ - бог живых, жизни (бог души)

Тхьэгъэлэдж - бог плодородия

Уащхъуэ - бог неба

Созерис - бог покровитель хлебопашцев. Пришествия его горцы ожидают и празднуют ежегодно в декабре, в одно время с нашим праздником Рождества Христа.

Ахим - бог покровитель рогатого скота. В известное время приводят в заповедную рощу корову и привязывают там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра. Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова, Ахин и Чеме тлерекуо.

ЗекIуэтхьэ - бог покровитель наездников. Его призывают на помощь перед набегами и дальними наездами.

Мезитх - бог покровитель леса. Его молят о счастливом успехе охоты. Горцы представляют себе его едущим верхом на кабане, у которого золотая щетина. По его мановению олени и лоси собираются в лесах и тогда девушки доят самок их.

Емишь - бог покровитель овец.

Тлепш - бог покровитель кузнецов и медицины. Ранее жил с нартами и помогал им. Он весьма уважаем в народе, так что имя его произносится и теперь в роде клятвы или божбы. Над раненными оружием поют песни, в которых призывается помощь Тлепса к излечению страждущего.

Хенегуаш - «дева вод морских».

Псегуаш - «дева вод речных». К ней прибегают с молением о дожде, большей частью весной.

Анализ

Видео по теме

Примечания

wikipedia.green

Боги древних адыгов Википедия

Боги древних адыгов - имеются в виду боги черкесского (адыгского) пантеона, составленные описателями XlX века, и в советский период систематизированные в работах А.Шортанова, М.Мижаева и других авторов по образцу древнегреческого пантеона богов.

Такая классификация зачастую носила искусственный характер, как и возведение культурных героев адыгского (черкесского) эпоса в ранг «богов».

Этот подход не давал возможность объективного исследования религии адыгов, в частности, многочисленные указания на адыгский монотеизм попросту игнорировались.

Однако другой подход в советский период был невозможен, поскольку базировался на ошибочном тезисе основоположников марксизма о том, что возникновение монотеизма возможно только в условиях создания централизованного государства.

Интересно, что тот же А.Шортанов, с одной стороны, структурируя адыгский политеизм, с другой стороны, в одной из работ попытался в рамках марксизма-ленинизма объяснить феномен существования у адыгов монотеизма. Отвечая Лаврову, он указывал, что адыгский монотеизм может восходить ко времени существования единого древнеадыгского централизованного государства Синдика. Однако Синдика была локальным государственным образованием, по территории и населению значительно уступавшим даже средневековым феодальным черкесским княжествам.

Представляется очевидным, что «объяснение» Шортановым адыгского монотеизма в рамках марксизма не могло быть успешным ввиду ошибочности постулируемой марксизмом обязательной связи между единобожием и наличием централизованного государства. Известно, к примеру, что политеизм Рима расцветал во времена наивысшей централизации Римской империи, а принятие монотеистического (условно) христианства совпало с её распадом.

Сам факт существования у адыгов древнейшего, реликтового монотеизма не нуждается в классовом объяснении в рамках марксизма-ленинизма, и восходит ко времени существования древнейшей черноморской цивилизации, существовавшей ещё до катастрофического поднятия уровня вод Чёрного моря, превратившего это крупнейшее пресноводное озеро в солёное море.

Список богов и их специализация, по описаниям XlX века и советского периода

Тха, Тхашхо (Тхьэшхуэ) - Великий бог, демиург, первосоздатель.

Список богов (второстепенных) -

Псатхьэ - бог живых, жизни (бог души)

Тхьэгъэлэдж - бог плодородия

Уащхъуэ - бог неба

Созерис - бог покровитель хлебопашцев. Пришествия его горцы ожидают и празднуют ежегодно в декабре, в одно время с нашим праздником Рождества Христа.

Ахим - бог покровитель рогатого скота. В известное время приводят в заповедную рощу корову и привязывают там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра. Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова, Ахин и Чеме тлерекуо.

ЗекIуэтхьэ - бог покровитель наездников. Его призывают на помощь перед набегами и дальними наездами.

Мезитх - бог покровитель леса. Его молят о счастливом успехе охоты. Горцы представляют себе его едущим верхом на кабане, у которого золотая щетина. По его мановению олени и лоси собираются в лесах и тогда девушки доят самок их.

Емишь - бог покровитель овец.

Тлепш - бог покровитель кузнецов и медицины. Ранее жил с нартами и помогал им. Он весьма уважаем в народе, так что имя его произносится и теперь в роде клятвы или божбы. Над раненными оружием поют песни, в которых призывается помощь Тлепса к излечению страждущего.

Хенегуаш - «дева вод морских».

Псегуаш - «дева вод речных». К ней прибегают с молением о дожде, большей частью весной.

Хятегуаш - «дева покровительница садов».

Тлохумишх и Шеберис - упоминаются во время молебствия, вслед за Созерисом. Так как им не приписывают никаких особых качеств, то можно полагать, что это суть второстепенные божества свиты Созериса или просто прикладные имена его.

Хакусташ - бог покровитель волов пахотных. Натухажцы и шапсуги почитают его своим гением хранителем.

Кодес - горцы представляют его себе в виде рыбы и приписывают ему силу, удерживающую море в пределах берегов.

Щыблэ - бог грозы. Человека убитого громом адыги считали «святым», получившим знак небесного благоволения, его погребали на том самом месте, где он был убит. Даже животные, убитые громом, хоронились также на месте смерти. В 1842 году Люлье, Леонтий Яковлевич был лично наблюдал и позже подробно описал Обряд воздушного погребения, который был применён натухайцами в отношении трех коз убитых громом.

Анализ

Следует обратить внимание, что «боги» адыгов (черкесов) делятся на две, принципиально разные группы:

1. Боги, не имеющие образа (Тхашхо, Уашхо, Псатха, Шибле). 2. Антропоморфные (человекоподобные) существа (Мазытха, Тлепш, Тхагаледж, и т. д.)

Уже этот факт не позволяет выстроить адыгский пантеон в соответствии с греческим, в котором все боги - по сути существа одной природы.

Признавая этот момент, А. Шортанов, чьи работы явились базисными для обоснования адыгского политеизма, отмечал, что истинными, космогоническими богами черкесов являются только четыре: Тхашхо (Тхьэшхуэ), Псатха (Псатхьэ), Уашхо (Уащхъуэ) и Шиблэ (Щыблэ).

Остальные, по Шортанову, - это хтонические божества, говоря точнее - культурные герои, которые, по определению самого Шортанова, - люди. (Шортанов А., «Адыгская мифология», Н. 1982 г. С.15).

К слову сказать, А. Шортанов - театральный драматург, и не ставил задачу описания религии адыгов, ограничившись, вслед за Л.Люлье и др., структурированием черкесской (адыгской) мифологии по образцу древнегреческой. Эта структуризация преподносилась в советский период как религия адыгов дохристианского периода.

Между тем очевидно, что культурные герои - это персонажи героического черкесского эпоса «Нарты», они не являются богами, и в эпосе описана даже смерть некоторых из них.

Часть «богов» - это прямые заимствования из греческой мифологии, часть - заимствования из христианской мифологии, часть появилась волею исследователей, заимствовавших их из черкесского эпоса, часть появилась по произволу самих исследователей (Губжегош у А. Шортанова и т. д.)

К примеру, Мэзытхьэ является результатом эволюции первоначально женского мифологического персонажа Мэз-гуащэ, и, конечно, богом не является, как и Псыхъуэ-гуащэ (мифологическая покровительница рек) и т.п. ЗекIуэтхьэ - заимствованный из христианства Святой Георгий, покровитель путников, и т.д.

Рассмотрим отдельно «космогонические божества» (по А. Шортанову): Тхашхо (Тхьэшхуэ), Псатха (Псатхьэ), Шибле (Щыблэ) и Уашхо (Уащхъуэ).

Строгий анализ позволяет сделать вывод о том, что единственным богом адыгов является Тхьэ, Тхьэшхуэ (букв. Великий Тхьэ).

Действительно, Псатха (Псатхьэ) - это заимствованный из христианства «Святой дух». Он не имеет у адыгов никакого культа, да и упоминается только в одной пословице. Эпизод о председательстве Псатхьэ в винопитии на Эльбрусе, содержащийся в книге «Нарты», изданной в 1951 году (под редакцией У. Герандокова, Х. Эльбердова, А. Фокичева, А. Шогенцукова, А. Шортанова), не зафиксирован в архивах и не имеет подтверждения, в силу чего является фальсификацией. К тому же космогоническому (по тому же А. Шортанову) объекту придали антропоморфные черты. Очевидно, что составители издания по своему произволу заменили винопитие (санэхуафэ) нартов на винопитие богов.

Шибле (Щыблэ) - молния (букв.), но никак не «бог молнии». В частности, Ф. де Монпере отмечал, что у черкесов нет бога-громовержца. Обряды, сопровождавшие погребение убитого молнией, свидетельствуют не о силе «бога» Шибле, а о силе стихии молнии, и страх человека перед этим природным явлением. (В черкесских текстах говорится не о «боге Шибле», а о «Шибле» - молнии).

Уашхо (Уащхъуэ) - небо, небесный свод, а не какое-то отдельное божество. Обоснованием к причислению Уашхо к богам служит клятва «Уащхъуэ, мывэщхъуэ к1анэ!» (Синим Небом, кусочком синего камня (клянусь)!) Но, если исходить из этого, то на том же основании можно из русского „О, небеса!“ сделать вывод о наличии русского бога по имени „Небеса“, а у англичан, к примеру, „heaven“ по такой логике тоже придется считать английским богом. Буквальный перевод слово Уашхо означает Синее Небо. Клятва „Уашхъуэ“ есть клятва небом, а не персонифицированным богом.

В советские период была предпринята попытка представить бога Тхьэ двумя богами - Тхьэ и Тхьэшхуэ. Между тем, Тхьэшхуэ буквально означает „Тхьэ Великий“, и попытка представить Тхьэ и Тхьэшхуэ двумя богами нелепа по своей сути. Это все равно, что на основе арабского „Аллах“ и „Аллаху-акбар“ (букв. Великий Аллах») сделать вывод о существовании двух богов: Аллаха и Аллаха-акбара. Абсурдность такого подхода очевидна.

Таким образом, возвращая хтонические «божества» в мифологию, и объективно подходя к категориям Уашхо, Шибле и Псатха, следует сделать вывод о том, что единственным, действительным, космогоническим богом адыгов является Тхьа, Тхьашхо (Тхьэ, Тхьэшхуэ).

Горги́ппия (Синдская гавань ) (ант. Γοργιππία ) - античный город на побережье Чёрного моря, существовавший в IV веке до н. э.-III веке н. э. в составе Боспорского царства.

Горгиппия начала существовать на здешних землях с 4 века до нашей эры. До этого в историеских источниках упоминается поселение под названием Синдика, по названию народа синды, проживающих на берегу удобной бухты. После образования Боспорского царства Синдика входит в его состав, город переименовывают его в Горгиппию, в честь наместника Горгиппа - сына Боспорского царя Сатира.

Горгиппия, по мнению специалистов, занимала площадь не менее 40 га. В городе были построены большие каменные дома с подвалами и внутренними двориками. Крыши домов крылись черепицей. В подвалах хранились амфоры с зерном, маслом и вином. Стены домов с внутренней стороны обмазывали глиной или штукатурили. Стеклянные окна в Горгиппии появляются только лишь в 3 в. н. э. и были редкостью для горожан, поэтому чаще окна затягивались бычьими пузырями. Для поддержания порядка на улицах города были сооружены водостоки. Проблема с питьевой водой была решена системой колодцев.

В годы своего расцвета город чеканит свою монету, на которой с одной стороны изображена голова бога Диониса, а с другой - виноградная гроздь и надпись ГОРГИППИЯ. Это говорит о том, что жители древнегреческого города занимались не только сельским хозяйством, различными ремеслами, но также виноградарством и виноделием.

Жизнь в городе была яркой, шумной, часто устраивались различные праздники и соревнования. Имена победителей заносили в специальные списки на каменной плите. За несколько десятков лет на этой плите появилось 226 имен.

С почтением горгиппийцы относились к своим богам - Афине, Деметре, Зевсу, Дионису; им устанавливались храмы и статуи. Также трепетно относились жители Горгиппии к своим умершим.

За городом находился некрополь-город мертвых, где усопших хоронили в склепах и саркофагах.

В конце 30-х годов III века Горгиппия подверглась нападению, были разрушены отдельные кварталы или даже весь город. Кто разрушил Горгиппию? Никаких письменных свидетельств об этом до нас не дошло. У некоторых древних историков есть версии, что это были готы, которые в то время вместе с другими племенами вторглись в границы Боспорского царства.

После разгрома Горгиппия так и не смогла оправиться, хотя кое-где население восстанавливает разрушенные дома. А во второй половине IV века на Боспор обрушилась новая беда. Кочевые полчища гуннов ворвались в пределы этого царства и, сметая все на своем пути, грабили и разрушали города и селения. Так закончилась жизнь прекрасного, цивилизованного города. После на месте его несколько столетий селились различные земледельческие племена.

Городище находится в центре современного города Анапа. Частично раскопаны городские кварталы, богатые погребения. Создан музей-заповедник «Горгиппия» под открытым небом, где представлены мощёные камнем улицы, фундаменты и стены жилищ, остатки мастерских, виноделен, рыбозасолочных ванн, мраморные плиты с надписями, извлечённые из некрополя саркофаги местной знати и т. д.

Одним из крупнейших меотских племен были синды, обитавшие с начала первого тысячелетия до нашей эры на Таманском плуострове и северо-восточном Черноморском побережье. К началу 5 столетия до нашей эры синды создают свое государство - Синдика , управляемое династией синдских царей. Столицей Синдики был город Синдика (ныне город Анапа ). Древние греки называли этот город - Синдская гавань. Как и другие меоты, синды занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, ремесленничеством. Синдика была рабовладельческим государством. В 480 г до нашей эры расположенные на берегах Керченского пролива греческие города - колонии, объединились в одно государство. Это государство стало называться Боспорским Царством. Столицей его стал город Пантикапей. Синды активно торговали с Боспорскими городами. На рынках и тесных улицах синдики часто можно было встретить греческих купцов. Горожане продавали им хлеб, зерно, овощи, молоко. На рынках греки покупали рабов.

Подобно греческим городам, над домами Синдики возвышался построенный греками амфитеатр. В нем проходили театральные представления и гладиаторские бои. Греки поставляли в Синдику соль, амфоры, вино, ткани. Многие синды перенимали привычки греков, греческие одежды, греческое оружие, методы строительства жилищ. Учились искусству греческой живописи, скульптуры. В то же время боспорские правители вынашивали планы захвата Синдики и превращения ее в греческую колонию. Многочисленные дипломатические интриги и подкуп не дали никаких результатов и в 479 году боспоряне предприняли открытое военное вторжение в Синдику. По свидетельствам современников "в один из дней на рассвете к берегам Синдской гавани прибыла армада греческих военных кораблей. Жители, видя это, собрались на стенах города и приготовились к бою. Жители окрестных селений поспешили укрыться в городе, ворота его плотно закрылись за ними...Находившиеся в городе греческие шпионы, переодетые в синдскую одежду, по предварительному сговору с легионерами, двинулись к восточным воротам и набросившись на охранявших их воинов, закололи их.... Греки проникли в город и к полудню с большими потерями захватили город полностью...".

Впоследствии крупные отряды синдов и других меотов не раз предпринимали попытку отбить у греков Синдику. Во время этих войн город был разрушен. На его месте греки построили свой город колонию, который был называн ими Горгипия. С падением Синдики начался процесс консолидации меотов вокруг жившего к востоку от синдов на побережье Черного моря, меотского племени - зихов. Зихами их называли греки, но в боспорских надписях так же встречается слово ADZAHA , что скорее всего, соответствует адыгскому адзэхэ ("войска" или "народ войск"). Возможно это и являлось самоназванием зихов, со временем трансформировавшееся в "адыгэ" . По другой версии название адыгэ связано с распространением культа поклонения солнцу и имеет достаточно близкое звучание к раннеадыгскому "а-дыгъэ" - народ солнца. В итальянских и греческих источниках название "зихи" применительно к адыгам употребляется до 15 века. Генуэзский автор Интериано посвятивший адыгам много статей, сообщает: "зихами их называют на итальянском, греческом, латинском языках, татары и турки именуют их черкесами, сами себя они называют адыгэ".