Четыре среды жизни на земле. "Общая характеристика млекопитающих.Среды жизни, внешнее строение и места обитания" Строение кожи млекопитающих

Среды (места обитания), в которых живут организмы, разные. Выделяют четыре среды обитания - наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную (тела других организмов).

Водная среда связана с водоемами: океанами, морями, реками, озерами и др. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, соленые и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 м глубины свет вообще отсутствует.

Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда еще проникает свет. Температура в водной среде не так резко меняется в течение года и суток. Отрицательной температуры воды не бывает, поэтому даже в самых холодных местах она составляет +4 °C.

Большинство водных растений - это водоросли. Однако среди водных встречаются и высшие растения.

В наземно-воздушной среде обитания растет подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток.

Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие - в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие - приспособлены к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.

Почвенная среда обитания находится в почве - верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.

Растения могут жить только в средах, к которым приспособлены. Если переместить растение в другую среду, то оно может погибнуть.

Поэтому когда человек выращивает культурные растения, он создает необходимые условия для их нормального роста и развития - поливает их, удобряет почву, избавляет от вредителей. Дикие же растения приспособлены к конкретным условиям окружающей среды.

Задание 1. Изучите внешнее строение млекопитающего.

1. Рассмотрите животное (морскую свинку, хомячка). Выясните, на какие отделы можно мысленно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных позвоночных животных имеются такие же отделы тела.

2. Напишите, по каким признакам млекопитающие отличаются от других животных.

1. Голова, шея, хвост, туловище, конечности.

2. Шейных позвонков 7; диафрагма, два поколения зубов и их дифференциация, губы и щеки, 4-х камерное сердце, левая дуга аорты, наружное, среднее и внутреннее ухо, три слуховые косточки, волосяной покров, тазовая почка, млечные железы, теплокровность, живорождение.

3. Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих? Запишите свои наблюдения.

Чаще всего они передвигаются на 4 ногах, но есть исключения - человек, кенгуру, человекообразные обезьяны могут ходить на 2 ногах. На пальцах ног есть ногти.

4. Выясните и запишите, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует?

Нет, он расположен неравномерно и неоднороден. Отсутствует на носу и подушечках лап. У всех млекопитающих шерсть растет на разных местах, но в основном там, где тело наиболее уязвимо к холоду.

5. Напишите, какие органы расположены на голове млекопитающего. Каких из этих органов нет у других позвоночных животных?

Уши, глаза, усы.

6. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

Млекопитающие - класс эволюционно развитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами; они вынашивают, рожают и выкармливают детенышей.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у других - преобладает ость или подшерсток. Объясните, почему у млекопитающих наблюдаются такие отличия в волосяном покрове.

Зависит от образа жизни. Ость делает мех прочным, а подшерсток сохраняет температуру тела.

Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения .

1. Копыта, шерсть, ногти, когти - производные эпидермиса кожи.

2.У всех млекопитающих одна пара млечных желез.

3.Во время линьки окраска шерсти никогда не меняется.

4.У млекопитающих развиты органы осязания и обоняния.

5.Чешуйчатый покров пресмыкающихся и шерсть млекопитающих имеют разное происхождение и не являются признаком родства этих классов.

6.У всех млекопитающих хорошо развито зрение.

7.Ушные раковины имеются только у представителей класса млекопитающих.

8.Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.

9.У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.

10.У всех млекопитающих млечные железы располагаются на брюшной стороне тела.

Правильные утверждения: 1, 4, 6, 7, 8, 10.

Задание 5. Заполните таблицу.

Разделы: Биология

Данная форма апробирована в различных курсах биологии и подходит для всех возрастных групп учащихся. Методическая помощь учителя в данном уроке заключается в контроле за трансформацией учебных кубиков, формулировании и анализе учебной информации на них. Урок по теме «Общая характеристика отряда млекопитающие. Особенности их строения в зависимости от среды обитания» направлен на достижение главной цели: формирование культуры анализа учебного материала о млекопитающих животных и выявление зависимостей их внешнего строения от экологических сред обитания. В результате поэтапного изучения рассматриваются основные вопросы темы: общая характеристика зверей, признаки внешнего строения млекопитающих животных, изучение отделов тела, практические наблюдения и советы по уходу, содержанию и многообразию млекопитающих, экологические группы зверей и особенности их внешнего строения, закрепление материала в виде проверки утверждений. Практическая часть кубиков представлена инструктивными карточками, которые некоторые ученики выполняли дома в виде исследовательских проектов, представленных своим одноклассникам. Для наглядности использовались качественные игрушки и чучела животных – лисы, козла, волка и кабана. Часть урока сопровождалась компьютерной презентацией с рисунками и основными терминами.

Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».

Цели урока:

  • Образовательные :
    • изучить общие черты класса млекопитающие;
    • сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.
  • Развивающие :
    • вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;
    • повторить последовательность работы по алгоритму кубиков.
  • Воспитывающие :
    • продолжить умение работать в группе,
    • развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.

Дидактическое и материальное оснащение урока: чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие учащихся.
2. Ознакомление с темой урока, постановка учебной цели и задач перед учащимися.
3. Повторение работы с алгоритмом кубиков: указатели (треугольнички) показывают ряды (горизонтальные или вертикальные), а направление стрелок и градусы - угол поворота рядов кубиков. для облегчения работы каждая сторона имеет свою цветовую гамму. в случае путаницы кубиков возвращаться в начало (рисунок 1).

II. Актуализация опорных зунов, мотивационных состояний

Разминка – вопросы на стороне 1 (Приложение 1 )

ответы: 1. Козла; 2. Як; 3. Медведь; 4. Ёжик; 5. Тигр; 6. Слон и конь; 7. Кабан; 8. Пума; 9. Газель; 10. Бобр; 11. Соболь; 12. Бурундук; 13. Кошка; 14. Куница – куна; 15. Кит.

III. Формирование новых понятий, способов действий

1. «Териология» – раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных.

2. Изучение стороны 2 – общая характеристика млекопитающих. (вместе с учащимися проговариваются и обсуждаются все пункты (Приложение 2 ).

  • млекопитающие имеют второе название «звери»;
  • известно около 5000 современных видов зверей;
  • распространены по всему земному шару (учащиеся просматривают видеофрагмент «происхождение млекопитающих и распространение»);
  • высшие позвоночные животные;
  • теплокровные (постоянная температура тела);
  • тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
  • рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
  • размеры от 4 см до 33 метров;
  • масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
  • обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
  • имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
  • все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
  • высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
  • в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей;

Учащимися озвучиваются известные российские териологи (кубик 16).

Темы проектов:

1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание шерсти собаки, вибриссов. поведение и повадки при выполнении команд).
2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки, изучение многообразия копытных животных в Казани).
3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят).
4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа)

IV. Применение новых понятий, способов действий

1. Применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных (Сторона 5, Приложение 5 )

– Какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (Приспособленность)

Учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей:

  • 1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
  • 2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
  • 3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.

В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.

2. Закрепим знания (Сторона 6, Приложение 6 )

Выбрать правильные утверждения:

  • Млекопитающие – высшие теплокровные позвоночные животные (Да)
  • Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания (Нет)
  • Кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров (Да)
  • Забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей (Да)
  • Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года (Нет)
  • Зародыш развивается вне материнского организм (Нет)
  • Передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе (Да)
  • Водные млекопитающие произошли от сухопутных предков (Да)
  • Роговые образования кожи способны видоизменяться (Да)
  • Молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей (Да)
  • На громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом (Да)
  • Конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем (Да)
  • Шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
  • Хвост выполняет функцию руля или опоры.
  • Звери заселили все среды жизни на планете

3. Животное-загадка: Определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?

надо по плану определить 1 место обитания 2 особенности внешнего строения 3 особенности внутреннего строения 4 значение в

природе и жизни человека

хоботные

ластоногие

непарнокопытные

зайцеобразные

парнокопытные

насекомоядные

китообразные

каждый отряд описать по плану срочно надо(

Помогите, пожалуйста. Вопросы экзамена. Желательно кратко и самое основное. Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

Билет 3
1) Зоология как наука. Признаки и многообразие животных.Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.
2) Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
3)Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе.

1)Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.

Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе. 2) Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Влияние человека на животных.
Особенности строения систем внутренних органов тела рыб и их функциональное значение.
Охрана птиц. Перечислите птиц занесенных в Красную книгу Казахстана. можете ответить на эти вопросы?

2. Среда обитания и особенности внешнего строения птиц.

3. Какие отличия во внешнем строении имеют представители разных отрядов рептилий? С чем это связано?