Что отличает успешного человека

Оптимальная реализация поставленных целей называется успехом. Это понятие актуально для тех, кто делает карьеру, занимается спортом, заводит семью, воспитывает детей. Оно применимо для многих сфер деятельности. Добиваться отличных результатов значит быть успешным.

Успешным хочет быть каждый

Определение

Успешный – тот, кому сопутствует успех. Успех – это достижение нужной цели путем получения задуманного результата. Большинство считают успешными людьми тех, у кого есть только внешняя видимость успеха, а дорогая одежда, новенький iPhone, машина и т. п. Все эти блага могли ему подарить, а успешный – это тот, кто достиг всего своими стараниями. Мало кто знает, но оценивать успешность только по машине неправильно, успех – это достижение цели, а цель может быть любой. Понятное дело, достижением поставленных целей он обязан только себе.

Характерные черты

У такого человека должны быть соответствующие черты характера. Ниже приведен список характеристик, которыми он должен обладать:

  1. Трудолюбие. Нельзя допускать лени. Она тормозит прогресс. Если вы достаточно мотивированы, то у вас не будет никаких проблем. Для достижения хороших результатов необходимо работать. Ничего никогда не свалится на вас просто так, все достигается трудом.
  2. Самокритика. Вы должны трезво и максимально критично оценивать себя и свои результаты. Не жалейте себя.
  3. Уверенность. Уверенность в себе придает смелости для дальнейших действий. Если вы уверены в своих силах, то не побоитесь испытать себя. Но не нужно путать уверенность с самоуверенностью. Уверенность в себе – это трезвое оценивание своих возможностей, а самоуверенность – это переоценка себя (ложная оценка).
  4. Отношение к возможностям. Шансы всюду. Важно их видеть и вовремя использовать, они помогут приблизиться к цели.
  5. Наличие глобальной цели. Она является двигателем прогресса. Для такой цели нужна определенная стратегия, с помощью которой поэтапно можно ее осуществить. Вы действительно должны хотеть осуществления этой цели. Помните, что успешные люди живут ею.
  6. Мотивация. Ее можно назвать топливом, и она всегда должна быть. Она может быть любой. Мотивация будет вести вас за собой, вдохновлять на новые действия.
  7. Взгляд на неудачи. Успешную личность мотивирует неудача. У нее появляется желание отыграться, взять реванш. Она понимает, что неудачи – неизбежные преграды на пути к достижению цели, и встреча с ними совершенно нормальна.
  8. Ответственность. Успешная личность знает, что изменение реальности зависит только от нее. Нет ничего невозможного и только она ответственна за достижение своих целей. Такая личность должна рассчитывать лишь на себя.
  9. Умение рисковать. Но делать это стоит с умом. Если у риска есть перспективы, и в случае поражения вы не потеряете все, то рискуйте. Он может резко и круто изменить расстояние между вами и вашей целью.
  10. Порядок в голове. У успешной личности все разложено по полочкам. Никакие отрицательные мысли не должны преследовать ее, ничего не должно сбивать. В голове должно быть сформировано чёткое мировоззрение. Навести порядок в голове не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Просто уделите нужное количество времени, чтобы разобраться в себе. С того, что у вас в голове, начинаетесь вы как личность и как успешный человек.

Не все особенности характера, которые перечислены выше, свойственны вам сейчас. Их можно приобрести с помощью работы над собой.

Психологи отмечают, что очень круто меняет людей наличие мотивации. Это будет толкать вас к изменению себя. Даже просто желание стать лучше может стать той мотивацией, что поведет за собой.

На саморазвитие могут уйти дни, месяцы и годы, но при ваших упорных стараниях этот срок может значительно сократиться.

Принципы успеха

Заключение

Успешные люди – движущая сила мирового прогресса. Они способны что-то изменить не только для себя, но и для других.

Теперь вы лучше понимаете, кто такой успешный человек, и знаете, что путь к успеху не является простым. Стремитесь быть лучшим, и вы сможете достичь результатов, которые поменяют вашу жизнь.

Сегодня на круглом столе мы будем обсуждать тему успеха.

Кто такой успешный человек? Как стать успешным? Можно ли этому научиться или нужно родиться успешным? Верно ли утверждение что успешный человек, успешен во всем?

На мой взгляд, успешность человека может быть оценена по двум критериям: внешним и внутренним. Внешние - это социально одобряемые в данной культуре признаки успешности (статус, состояние, социальное положение и т.д.). Внутренние - это индивидуальные критерии каждой отдельной личности, по которым он относит (или не относит) себя в разряд успешных людей. И они могут, как совпадать с внешними (полностью или частично), так и быть совершенно иными. Если человек опирается в своей жизнедеятельности только на внешние критерии, то он постепенно сильно невротизируется (так как конкуренция высока) и может в этой гонке за внешними атрибутами успехами совершенно потерять себя, свои потребности и ценности. Это чревато разочарованием в зрелом возрасте, неудовлетворённостью жизнью и невозможностью эффективно разрешать экзистенциальные кризисы . Но и второй вариант (опора только на внутренние критерии) тоже не идеален, он может привести к полному отрыву от реальности, снижению социальной адаптации и даже социальному отвержению.

Поэтому оптимальным мне кажется смешанный вариант, когда человек опирается и на внешние, и на внутренние критерии, скомпилировав их в индивидуальной и приемлемой для себя пропорции. При этом важно не забывать всякий раз в процессе движения к успеху проверять своё самочувствие (как физическое, так и психологическое), уметь слышать свои базовые потребности и не игнорировать их.

Если говорить о стратегиях достижения успеха, то мне кажется, что важными элементами любой из них будут следующие вещи:

  • упорство . Успех приходит в результате многих усилий, обычно не приходит к тем, кто делает только одно усилие на пути к нему.
  • умение переживать неудачи . Это надо делать, позволяя всем возникающим в результате неудачи чувствам проявляться и жить в Вашем теле, уметь выражать эти чувства, тогда вслед за гневом, отчаянием и опустошённостью к Вам придут новые импульсы, новая энергия и новые ресурсы.
  • отношение к успеху . Если не ставить успех во главу угла, а главной целью своей жизни всё-таки определять собственное личностное развитие (а успех рассматривать как побочный эффект развития), то тогда (как показывает практика) успех становится гораздо более достижимым.
  • поддержка. Важно на пути собственного развития (он же - путь к успеху) уметь находить себе поддержку везде, где её можно взять. Для этого человеку важно обладать коммуникативными навыками, быть открытым к миру и опыту, уважать себя и других.

Если кратко попытаться выразить моё основное представление об успехе и успешности, то, наверное, это можно сделать так: Если Вы развиваетесь и идёте по предназначенному Вам природой пути, Вы всегда будете успешны. Успешность можно определять по разным критериям, но главный, всё-таки - Ваше собственное отношение к себе и своему успеху.

Успех - это достижение какого-то значимого результата, верно?

Говоря о себе «Я успешный человек», я признаю, что достигаю важных для себя результатов в жизни.

Достижение результата складывается, на мой взгляд, из трех основных составляющих:

1. точно знаю, чего хочу,

2. верю в то, что могу обеспечить себе желаемое,

3. действую.

Если переводить на язык психологии, то это - понимание собственных потребностей, адекватная самооценка и деятельность.

Из практического опыта я знаю, что максимальное количество проблем на пути к успеху бывает, как ни странно, с первым пунктом. Люди не знают, в чем нуждаются, не знают своих индивидуальных особенностей и стремлений. Может, поэтому дальше и не проходят. На самом деле, невозможно идти «туда не знаю куда» и получать удовлетворяющие результаты.

Человек может выглядеть социально очень успешным - хорошие работа, условия жизни, семья , даже хобби имеется:-). Но внутри - тоска. Что-то главное, важное именно для этого человека - им не понимается и, как следствие, не реализуется.

Чаще всего невозможность понимать свои потребности формируется в детстве и закрепляется потом в подростковом возрасте. Механизм формирования непонимания простой - среда, в которой живет ребенок, не придает никакого значения его желаниям и стремлениям, и ребенок научается не воспринимать их. И ищет другие способы регуляции своей жизни.

Анекдот на эту тему:

- Вова, домой!

- Мама, я, что, замерз?

- Нет.

- Я голодный?

- Нет.

- А что тогда?

- Ты уроки хочешь делать.

Для меня в практической работе в теме успешности наиболее интересна проблема хронического неприсваивания успеха. Что это такое? Это когда человек как будто бы не может признать, что достигнутый им результат является успешным. Ну вот не может и все. Горы уже свернул вроде, а ни удовлетворения, ни радости, ни гордости за свои достижения толком не испытал - болезненная и опустошающая ситуация.

У такого положения дел бывают разные источники. Чаще всего, родительские послания, например, «Ты должен быть лучше всех», или «Никогда не останавливайся». Эти послания совсем непросто изменять, они глубокие, как будто на клеточном уровне зафиксированные. Но когда постепенно власть послания становиться все меньше и меньше, человек начинает по-другому воспринимать жизнь - «как гора с плеч».

И в возможности таких изменений - для меня много вдохновения!

Согласен с коллегами в том, что успешность - чаще всего внешний критерий, оценочный. Успешность всегда определяется через посредство чьих-то глаз и чьих-то мнений. Через те или иные социальные атрибуты, которые в данной социальной группе считаются значимыми. Успешным человека чаще объявляют другие, нежели он сам. Сам он скорее скажет о своем комфорте, о счастье, как было уже замечено, об интересе к жизни и об удовлетворенности, но не об успешности.

На мой взгляд, слова "успех" и "успешность" имеют принципиально разные оттенки. Успех - это соответствие результата и поставленной изначально цели. Если цель соответствовала потребностям человека, его глубинным желаниям, его способностям и была в целом гармонична для его личности, то успех - лишь закономерное следствие правильно поставленной цели и грамотно приложенных усилий.

Успешность же - некий ярлык, соответствие жизни человека определенным внешним критериям, некий "фасад", за которым может скрываться что угодно, включая и внутреннюю неудовлетворенность.

За маской успешности часто прячутся те, кто внутри себя не очень уверен в собственной значимости, в правомерности собственных желаний, сомневается в своих способностях, чувствует дефицит любви и одобрения. И для такого человека стать успешным - это значит получить наконец позитивную оценку самому себе, получить любовь , одобрение, а может и зависть - важно то, что человек будет кем-то признан значимым. И, соответственно, получит больше уверенности в себе. Меж тем в таком ключе истинные потребности часто не осознаются, и порой все это ведет к тому, что внешний, социально признанный ореол успешности достигнут, а внутренне накапливается неудовлетворенность, потому что истинные потребности не принимаются в расчет и не осознаются. Из-за этого человек часто вступает в гонку. Думая, что чем больше одобрения и признания он получит (и чем успешнее он будет в глазах других), тем комфортнее ему будет в себе самом. Но часто это оказывается строго наоборот - чем больше сил тратится на гонку за успешностью, тем сильнее растет напряжение и острее неудовлетворенность самим собой.

Я не считаю, что на внешние критерии успеха стоит опираться. Что подходит одному - то может совершенно не подходить другому. Материальные потребности у всех разные. Способности - тоже. Да и качества, задачи человека в жизни очень индивидуальны.

Поэтому есть смысл искать свои истинные потребности и реализовывать их. Выстраивать адекватную самооценку. А счастливый и реализованный человек, умеющий ценить себя, не будет слишком много значения придавать мнению "широкой аудитории". Меж тем именно к таким людям и приходит часто самый настоящий успех. И еще больше углубляет удовлетворенность жизнью. Да и те, кто поддерживает и одобряет такого человека, тоже всегда находятся.

Успешности можно научиться. Достаточно начать подражать тем, кого считаешь успешным. Пользоваться их методами. Соответствовать имиджу, который по сути, в деталях расписан социальными условностями. Вот только не всегда это гарантирует счастье.

Успеху тоже можно научиться. Только для этого надо смотреть в противоположную сторону, не вовне, а внутрь себя. Искать СВОЕ предназначение. СВОИ таланты и "изюминки". Использовать грамотно свои качества, а не выращивать искусственно чужие. И быть похожим только на себя самого, то есть, любую информацию, любое обучение или сведения, могущие быть полезными, пропускать через фильтр "а насколько это подходит именно мне?" На этом пути куда больше шансов не только достигнуть успеха (в социальном плане тоже), но и стать счастливым.

Афиша Томска. Выходные: 11 и 12 августа 2018 года

Афиша Томска. Выходные: 4 и 5 августа 2018 года

Афиша Томска. Ожидаемые мероприятия августа – 2018

Быть успешным: что это означает?

Вариант №1

Вы можете считать себя успешным человеком, если умеете выносить уроки из своих поражений, становясь только сильнее. Еще ни одному человеку не удавалось выстроить собственную жизнь без ошибок, ведь они являются частью удивительного путешествия к более совершенному себе. Осознавать это – уже большое достижение.

Вариант №2

Успешный человек – это тот, кто отказывается от всего, что не делает его счастливым, не помогает достичь цели и тащит вниз. Такое поведение можно спутать с проявлением эгоцентризма, однако на самом деле это признак моральной зрелости. Появлению избирательности нужно только радоваться и всячески ее развивать. Встав на верный путь, вы сможете считать себя успешным.

Вариант №3

Успешного человека всегда выдает «позитивная» речь. Под этим понимается отсутствие жалоб и синдрома ОНЖ («обиженности на несправедливую жизнь»). Многие люди высказывают свое недовольство плохой работой, растущими ценами, не таким президентом и пр. Произнося подобные фразы, они притягивают негатив в свою жизнь и усугубляют собственное положение. Успешные же люди произносят гораздо больше слов со знаком «плюс»: «я добьюсь», «у меня получится» и пр.

Вариант №4

Одним из главных признаков успешного человека являются гармоничные отношения, которые он выстраивается с окружающими людьми – коллегами, друзьями, родителями. А вот постоянные конфликты и скандалы говорят об эмоциональной незрелости.

С точки зрения психологии

Что значит быть успешным с точки зрения психологии? Это относится к взглядам на жизнь и на отношения между людьми. Последние могут делиться на дружеские и деловые.

Можно выделить признаки успешного человека:

  • Ответственность. Личность осознает, что результаты достигаются только при соответствующем отношении к их выполнению. Такой человек старается эффективно решить задачу, за которую берется. Для других он выглядит надежным, осознающим ценность слов и поступков.
  • Дисциплина и самоконтроль. Редкий человек способен чего-либо добиться без должного уровня самоорганизации. Оттого, насколько индивид может себя дисциплинировать, зависит конечный результат.
  • Умение учиться и мыслить эффективно. Эффективная личность никогда не думает, что знает и умеет все. Поэтому в любой момент при необходимости она готова освоить новый объем знаний и умений для оптимального выхода из сложившейся ситуации. Такая личность не только накапливает знания, она их анализирует, оставляя хорошо зарекомендовавшие себя способы управления ресурсами.
  • Желание ставить цели. Индивид должен хотеть чего-либо добиться в жизни. Желание и умение ставить перед собой цели является определяющим фактором того, насколько успешными будут его дальнейшие действия в будущем.
  • Умение планировать и добиваться результатов. Любая идея требует грамотного планирования и осуществления. Этот шаг является естественным продолжением желанию ставить цели. Важнее всего придумать хорошую идею, составить план, который учитывал бы возможные риски, и следовать ему, несмотря на переменные трудности. Значит, что успешный человек не станет отступать и опускать руки.

  • Трудолюбие. Труд как процесс в умелых руках приносит удовольствие. И для тех, кто не понимает, зачем он нужен, является тяжелым бременем. Состоявшийся человек получает от работы удовольствие, поскольку осознает, для чего это делается и к какому конкретному результату труд приведет.
  • Энергичность и здоровый образ жизни. Здоровье - это такой же ресурс, как и любой другой. Поэтому, чтобы продуктивно воплощать цели в жизнь, стоит уделить внимание сохранению этого актива. Энергичный образ жизни напрямую воздействует на восприятие окружающего мира, поэтому ведет к росту в реализации планов.
  • Трезвый взгляд на вещи и уверенность в себе. Умный человек понимает, что в жизни ничего не падает с неба и не дается даром. Он понимает, что всего нужно достигать упорным продуктивным трудом. Состоявшийся индивид должен сам быть хозяином собственных обстоятельств. Уверенная в себе личность понимает, что большинство препятствий, появляющиеся на пути, преодолимы, а некоторые существуют только в воображении.
  • Круг общения. Человек, ценящий время, не станет терять его попусту на людей, которые ничего ему не способны дать в любом отношении. Это может выражаться в том, что он исключит из круга общения лиц, которые не умеют держать слово. Он руководствуется принципом «для тебя важнее те люди, которые занимают большую часть времени». Поэтому люди, которые хотят быть успешными, стараются исключать из своего круга тех, кто представляет собой определенного рода балласт.
  • Эффективный тайм-менеджмент. Умение качественно организовать время само по себе стоит многого. Время далеко не бесконечный ресурс, которым можно разбрасываться по желанию. Организованный человек всегда сможет ответить, где он будет в тот или иной момент.

Первый признак успешного человека. Одержимость соперничеством.

Во первых успешные люди просто одержимы соперничеством. Неважно в чём они должны быть быстрее, лучше, больше или сильнее. У них лишь одно желание — я сделаю это лучше тебя. А в капиталистической среде всё держится на конкуренции. Сам капитализм основывается на конкуренции.

Спорт основан на конкуренции. Все политики, которые убеждают нас, что они лучшие кандидаты на выборах и достигают наивысших позиций, как правило, самые сильные соперники. Они стремятся быть первыми.

Представьте, есть рабочая среда и в ней есть лучший работник. Как в любом офисе или спортивной команде есть лучший игрок. И вдруг появляется новый игрок и присоединяется к рабочему коллективу или спортивной команде. Он сразу видит в лучшем работнике соперника. Всё, что делает первый, повторяет второй. Диету, дисциплину, расписание всё, ведь он хочет быть лучше. И если второй будет соперничать лучше чем первый, он обгонит его. Так устроена жизнь.

Второй признак успешного человека. Они доводят дело до конца.

Если успешные люди собирают пазлы, то не останавливаются пока не закончат. Если играют в игру, то они должны пройти эту игру. Если читают книгу, то должны её дочитать и это показатель. Есть люди, которые прочитывают только две главы книги и в этом знак, что они не любят идти до конца. Они ищут лёгкий путь. А тот кто идет до конца, делает это во всём и ищет способ завершить начатое.

Третий признак успешного человека. Ваше окружение зарабатывает больше чем вы.

Ваше окружение должно зарабатывать больше чем вы. Они должны быть лучше вас в жизни, финансах, прибыли. Если ваше окружение богаче и успешнее, то вы рано или поздно поравняетесь с ними. Это формула, а не простая случайность.

Именно по этому многие не добившееся успеха часто любят окружать себя людьми более низкого уровня, чтобы на их фоне казаться лучше. Успешные люди всегда окружают себя более успешными людьми, поскольку стараются достичь такого же уровня.

Четвёртый признак успешного человека. Мозг работает без остановки.

Мозг успешного человека всегда работает без остановки. Эти люди регулярно думают: а что если случится так?, что если я смогу так же?, что если я с ним поговорю?, что если я пойду на встречу?, мы должны это сделать, помнишь мы сегодня утром обсуждали это, если мы сделаем так, то получим вот это. Их мозги не стоят на месте, они постоянно о чём — то думают.

Пятый признак успешного человека. Как оценивают вас компетентные люди.

Как компетентные люди видят ваши успехи. Предположим я встретил Ивана. Иван знаком с директором, футбольным тренером, своим дядей и другим человеком на которого работает. И все они говорят, что Иван добьется успеха, он успешный. Эти четыре человека могут подтвердить это фактами, что он добьется успеха.

Почему эта четвёрка постоянно встречается с Иваном? Потому, что они знают все его слабые стороны, все его привычки. Они знают умеет ли он доводить дело до конца. Предпочитает ли он окружать себя более успешными людьми. Они знают, что он обладает признаками успешного человека и относятся к нему авторитетно. Компетентные люди в вас верят. Эти люди верят в ваш успех.

Шестой признак успешного человека. Учитесь новому.

Успешные люди всегда совершенствуются. Они не умеют по другому. Хотят узнать вот об этом, улучшить навыки в этой области и в другой. Они всегда стараются больше учиться и больше узнавать.

1. Вы говорите «Да» тем вещам, которые не важны для вас и на которые у вас нет времени.

Уважайте свое время и энергию, уделяя внимание лишь тем людям и делам, которые действительно имеют значение. Даже если вы будете планировать время, это не поможет вам. Потому что вы будете тратить его на то, чтобы восстановиться от сделанных ненужных дел.

2. Вы думаете о себе так, будто вы не способны на успех.

Мы все когда-то чувствовали необходимость в улучшении своей внешности, чтобы произвести впечатление на кого-то. Мы также знаем, что нам не нужно делать нечто определенное, но все же мы это делаем. Это главный признак неуважения к себе. Недостаточно понимать, важно поступать правильно. И если мы недостаточно хороши для кого-то или чего-то, это не повод для грусти и неуважения к себе. Правда в том, что эти вещи недостаточно хороши для вас.

3. Вы часто соглашаетесь с тем, что говорят, только чтобы не обидеть собеседника.

Наше мнение имеет значение, и когда мы не выражаем его, то это говорит о том, что на самом деле оно не важно. И окружающие это видят. Если кто-то оскорблен нашим честным и вдумчивым мнением, значит им не нужна была правда и они не хотели ничего слышать. Они просто искали человека, который мог бы всегда соглашаться с их мнением. Проявляйте уважение к остальным, говоря исключительно то, что вы думаете. Более того, так вы покажете, что можете уважать себя.

4. Вы ставите нужды других перед своими.

Вы никогда не поможете себе, если будете ставить в приоритет нужды остальных. Игнорирование того, что вам нужно с точки зрения отдыха, расслабления и общего самочувствия наносит вред. Мы работаем лучше, более продуктивны и эмоционально стабильны, когда заботимся о себе.

5. Вы чувствуете вину, если делаете то, что вам нужно. Особенно, если кто-то посоветовал вам поступить по-другому.

Поиск совета имеет определенное место в нашей жизни, но важно помнить, что это только совет. Неважно, дали вы его или получили от кого-то, вы не должны ощущать себя виновным только потому, что поступили по-другому. Это просто означает, что на тот момент он был не совсем правильным. Не чувствуйте себя виноватым за то, что вы поступили противоречиво по отношению к полученному совету и смогли приняться свое решение, которое вам действительно необходимо.

6. Вы не защищаете свою позицию.

Никто не преуспевает в конфликте, и иногда легче просто отойти в сторону. Вы должны уравновесить себя и свою позицию, чтобы защитить себя. Чтобы проявить уважение к себе, важно, чтобы люди знали правду о вас и о той роли, которую вы играете в определенных ситуациях. Иногда, вам нужно принять решение, чтобы исправить неправильный ход событий. А иногда, чтобы улучшить и без того положительных ход вещей. В любом случае, создание четкой и ясной картины является окончательным признаком уважения к себе.

7. Вы часто скрываете свои ощущения.

Человек – это соединение из чувств и эмоций. Но общество научило нас держать их в тайне, чтобы не сделать все вокруг себя некомфортным и чтобы другие люди не смотрели на вас косым взглядом. Вы не уважаете себя каждый раз, когда говорите, что все в порядке, но на самом деле, это не так. Будьте правдивы с самим собой. Это определяет вас как личность и показывает другим, что вы способны быть настоящим.

8. Вы часто ищете внимания окружающих.

Единственное внимание, которое действительно имеет значение, — это внимание, которое мы уделяем себе. Когда мы обращаем внимание на других, мы просто ищем внешнее подтверждение тому, что вероятно и так знаем. Если вы обнаружите, что ищете одобрение кого-то другого, посмотрите на себя и поймите, чего вам действительно не хватает.

9. Вы часто пытаетесь доставить радость другим, превращаясь в слабого человека.

У каждого из нас есть способность влиять на наше собственное счастье, и когда мы счастливы, мы хотим, чтобы другие тоже испытывали тоже самое. Проблема в том, что попытка сделать счастливыми других приводит к тому, что вы сами потеряете эти эмоции. Вы становитесь опустошённым из-за безрезультатных попыток или изнуренным, добившись конечного результата. Мы можем спровоцировать самые большие изменения, сосредоточившись исключительно на себе. Как говорил Махатма Ганди: «Станьте тем изменением, которое мы хотим видеть в мире».

Галочкина Елена Борисовна

Психолог Торонто
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам

На мой взгляд, успешность человека может быть оценена по двум критериям: внешним и внутренним. Внешние – это социально одобряемые в данной культуре признаки успешности (статус, состояние, социальное положение и т.д.). Внутренние – это индивидуальные критерии каждой отдельной личности, по которым он относит (или не относит) себя в разряд успешных людей. И они могут, как совпадать с внешними (полностью или частично), так и быть совершенно иными. Если человек опирается в своей жизнедеятельности только на внешние критерии, то он постепенно сильно невротизируется (так как конкуренция высока) и может в этой гонке за внешними атрибутами успехами совершенно потерять себя, свои потребности и ценности. Это чревато разочарованием в зрелом возрасте, неудовлетворённостью жизнью и невозможностью эффективно разрешать экзистенциальные кризисы. Но и второй вариант (опора только на внутренние критерии) тоже не идеален, он может привести к полному отрыву от реальности, снижению социальной адаптации и даже социальному отвержению.

Поэтому оптимальным мне кажется смешанный вариант, когда человек опирается и на внешние, и на внутренние критерии, скомпилировав их в индивидуальной и приемлемой для себя пропорции. При этом важно не забывать всякий раз в процессе движения к успеху проверять своё самочувствие (как физическое, так и психологическое), уметь слышать свои базовые потребности и не игнорировать их.

Если говорить о стратегиях достижения успеха, то мне кажется, что важными элементами любой из них будут следующие вещи:

  • упорство. Успех приходит в результате многих усилий, обычно не приходит к тем, кто делает только одно усилие на пути к нему.
  • умение переживать неудачи. Это надо делать, позволяя всем возникающим в результате неудачи чувствам проявляться и жить в Вашем теле, уметь выражать эти чувства, тогда вслед за гневом, отчаянием и опустошённостью к Вам придут новые импульсы, новая энергия и новые ресурсы.
  • отношение к успеху. Если не ставить успех во главу угла, а главной целью своей жизни всё-таки определять собственное личностное развитие (а успех рассматривать как побочный эффект развития), то тогда (как показывает практика) успех становится гораздо более достижимым.
  • поддержка. Важно на пути собственного развития (он же – путь к успеху) уметь находить себе поддержку везде, где её можно взять. Для этого человеку важно обладать коммуникативными навыками, быть открытым к миру и опыту, уважать себя и других.

Если кратко попытаться выразить моё основное представление об успехе и успешности, то, наверное, это можно сделать так: Если Вы развиваетесь и идёте по предназначенному Вам природой пути, Вы всегда будете успешны. Успешность можно определять по разным критериям, но главный, всё-таки – Ваше собственное отношение к себе и своему успеху.

Источники

  • https://obzor.westsib.ru/article/382684
  • http://vsezdorovo.com/2018/04/chto-oznachaet-byt-uspeshnym/
  • https://urazuma.ru/uspekh-i-dengi/uspeshnyj-chelovek-eto-1.html
  • https://7sof.ru/tips_and_motivation/priznaki-uspeshnogo-cheloveka.html
  • https://novostiifakty.mediasole.ru/10_priznakov_togo_chto_vy_neuvazhitelno_otnosites_k_sebe
  • https://www.all-psy.com/ks/ya-uspeshnyi-chelovek.html
Департамент образования и науки Кемеровской области

Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ

«Мы – будущее Кузбасса (юниор)»
Секция «Химия. Биология. Экология. Психология»

Кто он, успешный человек?

Самойлов Алексей, 7 класс

МБОУ «Основная общеобразовательная

школа № 2» г. Таштагол

Научный руководитель:

Шепета Ирина Валентиновна,

учитель начальных классов,

педагог - психолог

2014
Оглавление


Введение…………………………………………………………………........

3

Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека. …………………………………………………………………….

    1. Успех, успешность как категория социальной психологии.………

    2. Успех или неуспех в деятельности …………………………………..

    3. Успех и успешность в учебе и жизни ………………………………

    4. Формирование представлений об успешности в юношеском возрасте ………………………………………………………..……..

5

10
13


Приложение 1. Организация и методы

исследования………………………………………………………………….


Приложение 2. Русские люди в достижении успеха …………………….

23

Заключение……………………………………………………………………

26

Библиография…………………………………………………………………

28

Введение

Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре современного российского общества. Актуальность исследования продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы Кто он, успешный человек, и каковы критерии успешности в нашей стране? Мы попытались ответить на эти вопросы.

Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у человека и каким ценностным смыслом он ее наполняет. Успешный человек – это человек сумевший реализовать заложенный в нем потенциал, осуществить свои возможности и желания с пользой для себя и для общества. Успешный человек успешен потому, что делает все для того, чтобы стать успешным.

Понятие успеха не чуждо ни старшим, ни младшим поколениям. Но у каждого времени свой Успех и свои Герои. Так или иначе, каждое поколение создает и отстаивает свою версию Успеха.

Целью данного исследования является изучение представлений разных возрастных групп об успешности человека.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:





  1. Выявление особенностей представлений об успешном человеке у разных возрастных групп (юношество и их родители).
Гипотеза исследования состоит в том, что представления об успешности людей имеют сложную структуру и различны в зависимости от возраста.

Задачи исследования:


  1. Изучение научной литературы по теме исследования.

  2. Составление анкеты, касающейся различных аспектов представлений об успешности.

  3. Проведение необходимых исследований.

  4. Выявление особенностей представлений об успешном человеке у
разных возрастных групп (юношество и их родители).

Объектом исследования являются предпосылки развития успешности обучающихся МБОУ «ООШ № 2».

Предмет исследования – обучающиеся МБОУ «ООШ № 2».

На наш взгляд, исследование представлений об успешности молодых людей в сравнении с представлениями взрослых будет особенно важно для молодежи. Им предстоит справиться с трудностями периода вхождения во взрослость, в перечне которых на одном из первых мест стоит жизненный успех. Суметь стать успешным, как нам кажется, ценно для современной России.

С пожеланиями успеха …

Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека


    1. Успех, успешность как категория социальной психологии
Исследование успеха человека стало традицией преимущественно за рубежом. Недавно известный лингвист А. Шмелев в интервью с корреспондентом журнала «Знание-сила» сказал, что еще лет двадцать тому назад словосочетания «успешный человек» в русском языке не было. Однако в языковой культуре современного российского общества успешность является одним из самых распространённых терминов. Например, средства массовой информации, обращаясь к теме решения житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха. Может быть, само словосочетание «успешный человек» действительно прежде не было в ходу, но все, же успех, ценили во все времена.

Термины «успех», «успешный» «успешность» однозначно несут смысловую нагрузку положительного свойства.

Понятие «успешный», по определению С.И.Ожегова , означает «заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» - «удача в достижении чего-нибудь» . «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный или желательный исход дела» . При этом понятия «успех», «удача», «желание», с одной стороны, мы можем соотносить с эмоциональным состоянием человека, а с другой, - сочетание «нужный или желательный исход дела» может означать, по нашему мнению, соответствие достигнутого результата поставленной цели, что отражает деятельность человека.
Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Потребность в успехе рассматривалась и в настоящее время рассматривается как одна из фундаментальных. Это потребность ставить всё дальше идущие цели и стремиться к их достижению. Она отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше и оригинальнее. Американский писатель Майкл Корда писал: «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением» .

Успех, однако, нельзя рассматривать только как «достижение результата». Весь его смысл в той радости, которую он даёт. Ожидание радости – источник движения человека вперёд. Уберите её – и все действия и способности человека теряют смысл. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – осознание достигнутого .

Из всего вышесказанного следует, что, успех – это осуществление цели и состояние удовлетворения (радости, счастья) от этого. Но что все-таки считать успехом: то, что человек лично для себя считает таковым, или то, что утверждает в качестве успеха общество? Мнения на этот счет расходятся: «Успех – это оценка общества. Социум говорит: если ты добился того, того, того, значит, ты успешен» .

Позволим себе не согласиться с формулировкой: успех – понятие индивидуальное, каждый сам-де решает, что для него успех и успешен ли он оказался. Успех – категория социальная и очень важна значимость выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей.

Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – отношение окружающих к успеху конкретного человека. Связь этих сторон несомненна. Человек переживает чувство успеха тогда, когда он не только сам понимает, что добился успеха, но видит (понимает), что окружающие его и значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. Например, на соревнованиях спортсмен пробегает 100-метровку быстрее своих соперников, он ощущает удачу, но чувство успеха к нему приходит тогда, когда объявляют, что он на 0, 02 секунды побил мировой рекорд по бегу .

Кроме этого, успех – это, прежде всего, и главным образом понятие человеческое, а уж потом профессиональное. Если характер человека далеко не безупречен, отличается двуличностью, то одних профессиональных достижений будет мало, чтобы завоевать уважение окружающих. Это значит, что нет основы для прочного успеха. Любой успех: в учебе, спорте, бизнесе, общественной работе никак нельзя оторвать от двух вопросов, на которых, как на китах, стоят основы нравственности – во имя чего? Какими средствами? Если успех нужен лишь для внешнего эффекта, либо он вообще превратился в самоцель (успех ради самого успеха), велика ли его цена с человеческой точки зрения?

Итак, успех – это переживание радости от того, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. Успешный результат деятельности человека предполагает оценку со стороны общества в форме признания или одобрения. И нельзя забывать и о том, что понятие «прочный успех» основано на нравственных законах человеческой жизни. Вряд ли кто-нибудь всерьез счел бы эгоизм, несправедливость, обман, жестокость надежной основой длительного успеха.


    1. Успех и неуспех в деятельности
В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивации большое значение имеет успех или неуспех в деятельности.

Для достижения успеха в деятельности человеку, прежде всего, важно уметь ставить цели и строить план реализации задуманного. «Счастливые люди каждый день делают хотя бы один, хотя бы маленький шаг по направлению к своим целям» (Дэвид Нивен).

Кроме этого, существенная составляющая успеха – это вера в успех. «В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен» (Уильям Джеймс).

Формула успеха:

Вера в успех аккумулирует все умственные способности человека, и подсознание начинает активно работать над достижением цели, появляется особое чувство уверенности - и тогда Ваши мечты обречены сбыться .

Наиболее приятным, радостным и ценным для человека будет такой успех, который дался с известным трудом и который потому воспринимается как заслуженный результат его работы. Слишком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к их выполнению этого дела, так за что же они меня хвалят? Чувство удовлетворения такой успех не приносит. И хотя приятно бывает чувствовать себя «счастливчиком», «везучим человеком», всё же для подлинного переживания успеха очень важно, что ты добился его собственными усилиями, собственным трудом.

В лаборатории известного отечественного психолога А. Н.Леонтьева был проделан такой опыт. Детям-дошкольникам предлагалось выполнить задание: достать определённую вещь, не вставая при этом с места. Сделать это, не нарушая правила, было очень трудно. Поэтому некоторые дети не выдерживали, и когда психолог выходил из комнаты, нарушали правило: вставали с места и брали нужную вещь. Когда психолог вновь возвращался, он радовался «успеху» ребёнка, хвалил его и в награду давал конфету.

Некоторые дети спокойно принимали награду, но были и такие, которые огорчались до слёз, всеми силами старались избавиться, говорили, что «конфета горькая» .

На переживание успеха и неудачи влияют также представления человека о том, какие причины лежат в основе результатов его деятельности – внутренние или внешние.

Внутренние причины успехов или неудач в деятельности во многом зависят от самого человека. Это его способности, сообразительность, знания, упорство, желание и пр.

Внешние причины от самого человека чаще всего не зависят. Это трудность задания, случай, везение или невезение и пр. Конечно, переживая успех, каждый из нас обычно учитывает и внешние и внутренние причины. Однако люди отличаются по тому, какими причинами – внутренними или внешними – они преимущественно объясняют свои успехи и неудачи. Такое объяснение называется локусом контроля. Если человек считает, что его успехи зависят от него самого - от его упорства, настойчивости, ума, способностей, то говорят о внутреннем локусе контроля.

Если человек относит свои успехи и неудачи на счёт внешних причин, на которые он сам влиять не может, – трудности задания, отношения других людей, то его локус контроля считается внешним.

Психологические исследования показали, что локус контроля, как внутренний, так и внешний, оказывает влияние на успешность деятельности.

Люди, которые в объяснении своих успехов и неудач ориентируются преимущественно на внутренние причины, считают, что результаты их деятельности зависят, прежде всего, от них самих. Поэтому они прилагают больше усилий к выполнению деятельности и объективно достигают больших успехов, чем те, что педагоги к ним придираются, а свои успехи – везением. Некоторые взрослые свои неуспехи объясняют несправедливостью начальника, а успехи – счастливым стечением обстоятельств. Внешний локус контроля ведёт к тому, что при первой неудаче человек бросает начатое дело, поскольку твёрдо уверен, что у него всё равно ничего не получится .

Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия её протекания. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает её психологически для человека ещё более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности, и человек начинает себя перед ними бессильным.

Успех окрыляет человека, какого бы возраста он ни был и какой деятельностью не занимался. Герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Николенька Берсенёв так передаёт своё ощущение от похвалы: «Вот я бы никак не думал, чтобы вы были так умны!- сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив. Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под её приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову»


    1. Успех и успешность в учебе и жизни
С одной стороны «успеваемость» и «успешность» - слова по значению близкие. Успешность – это свойство, заключающее в себе успех. А успеваемость – степень успешности обучения, усвоения знаний. Это внешний показатель. В настоящее время существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.

Многие родители постоянно твердят своим детям: «Прилежно учись, получай хорошие отметки – лишь тогда ты сможешь найти высокооплачиваемую работу» и переживают, если учеба не ладится. Взрослые убеждены, что хорошие знания дадут их детям шанс на успех в будущем. Но верно ли утверждение, что учеба – это главное? Есть ли взаимосвязь между отличными школьными оценками и дальнейшей успешностью в жизни?

Переживания родителей по поводу низкой успеваемости ребенка можно понять. Однако не стоит переносить «школьные успехи» на успешность в жизни (положение в обществе, занимаемая должность, уровень доходов, количество друзей, семейное благополучие и т.п.). Как ни парадоксально, те, кто учился средне и удовлетворительно, тоже могут быть успешными.

Безусловно, хорошая успеваемость – это в большой степени вероятность того, что молодой человек хорошо устроится в жизни, но все же, это всего лишь вероятность, а не гарантия. Существует много людей известных, которые в школе учились не очень хорошо, но добились своей цели, и стали успешными.

Например, Алла Пугачева закончила школу с семью тройками: по черчению, биологии, физике, географии, химии, физкультуре и поведению. У нее было всего три пятерки: по литературе, арифметике и труду. Андрей Миронов имел тройки по алгебре и геометрии. Зато учился на «отлично» по истории, естествознанию, литературе и черчению. Владимир Путин имел двойку по рисованию, тройку по русскому, естествознанию и арифметике. Пятерка была единственная – по истории. При этом он смог занять пост президента. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс учился так плохо, что его даже отводили к психологу по этому поводу. У него были только хорошие математические способности. Не смотря на это, он организовал свою компанию, и в возрасте 31года стал миллиардером. Таких примеров, когда троечники становятся успешными в жизни, можно приводить еще немало. Но не следует расценивать данные истории известных людей как призыв к снижению учебных показателей в школе. Напротив, образование крайне необходимо. Следует лишь шире подходить к вопросу о школьной успешности. Ведь результаты успеваемости, не единственная составляющая учебной успешности.

Как же можно трактовать учебную успешность ребенка? Прежде всего, успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

Объективный показатель успешности – результативность – тоже не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения в разных системах координат – в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.

А сегодняшняя система оценок, по сути дела, фиксирует только количественный результат и только в сравнении с образовательным стандартом. Вот и получается, что ребенок с серьезными проблемами в развитии, сумевший достичь оценки «три» благодаря силе воли, огромному желанию, серьезным и продолжительным занятиям, и одаренный ученик, учащийся спустя рукава и получающий свои четверочки – троечки шутя, без единого усилия и старания, - одинаково успешны. Ой ли?

Сейчас предпринимаются определенные шаги, для того чтобы хотя бы разнообразить количественные показатели эффективности (нетрадиционные шкалы оценок, рейтинговая система и др.) Помимо этого, просто необходимо вводить качественные показатели результативности. Они должны фиксировать изменения, происходящие с самим ребенком, приращение его компетентности, его умений, появление у него новых качеств, новых культурных потребностей и привычек.

В баллах творческий подход, умение работать над проблемой, проводить исследование, сотрудничать с другими учениками в учебной группе и прочие психологические свойства и способности измерить очень трудно. По этой причине от их оценки просто отказываются, сводя результативность обучения к усвоению знаний и сугубо учебных навыков и умений. Но это в корне не правильно .

Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у ребенка еще в школе. Формирование личности ребенка проходит под влиянием среды, учителя и родителей . Успешность ребенка может поддерживаться и развиваться в результате специально организованной психолого - педагогической работы. Ориентация на создание ситуации успеха должна рассматриваться как одно из непременных условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания.

Таким образом, успеваемость – это лишь составная часть успешности ученика в школе. В понятие «успешный ученик» должны вкладываться не только высокие школьные отметки, но и положительная динамика развития, социальная адаптированность, адекватно-позитивная самооценка, коммуникабельность, хорошее физическое и психическое здоровье и т.п. К сожалению, успешность ребенка в учебе (часто это просто успеваемость) и за порогом школы, в реальной жизни не всегда совпадают. Современная ситуация в образовании говорит о том, что проблема успешности человека актуализировалась. Произошло изменение представления о содержании и качестве образования. При организации профессиональной психолого-педагогической деятельности каждому школьнику должна создаваться ситуация успеха, он должен иметь динамику личностного развития. Хочется видеть наших детей успешными. Если при этом у них будет и высокая степень успеваемости – замечательно. И тогда успешное пребывание молодого человека в школе обязательно будет способствовать его дальнейшему успешному продвижению в жизни.

Успешные люди чаще всего не боятся осуждения, необоснованной и неадекватной критики. Они просто пропускают ее мимо себя, и сохраняют равновесие.

Осознанность

Основывается на осознанности. Успешные люди знают кто они, куда движутся, и чего хотят от жизни. Понимают, какие имеют ресурсы, знания и чего им не хватает. Каждый успешный человек знает себе цену, ставит простые, ясные цели и двигается к ним.

Фокусировка на целях

Важно не только иметь . Важно фокусироваться на ней. как магнит притягивает к себе. Успешный человек сверяет свои шаги и действия с целью. Предпринимает нужные и эффективные действия, которые приближают к ней.

Позитивное мышление

Если бы успешные люди не были бы оптимистами, и были уверены, что "стакан на половину пустой", то никакая настойчивость, целеустремленность и трудолюбие ни привели бы их к успеху.

Страсть

И последняя отличительная черта в характере успешных людей - это страсть. Чтобы на постоянной основе обеспечить себе успех, необходимо иметь страсть к жизни, и к тому, чем Вы занимаетесь. Страсть движет человека, и он постоянно "сгорает" в стремлении к той заветной мечте.

Развивайте в себе все черты успешных людей, и сами становитесь на этот путь. Удачи!