Что получает человек от леса? Лесная красавица

Обучающее изложение №1.

Гнездышко.

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зеленые ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не боялись.

Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали теплое лето и наших доверчивых птичек.

Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

    Гнездо в кустах.

    Птицы к нам прилетели.

    В городе.

Обучающее изложение №2.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

За дверью плакал ребенок.

Костя Морозов встал умылся, и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В поъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Слова для справок: с разбега, его.

    Запах гари в квартире.

    На помощь ребенку.

    Опасность миновала.

Обучающее изложение №3.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Ель-кормилица.

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

Слова для справок: выскочила, пригрело, семечко, семена, чешуйки, прорастет, в них.

    Ель осенью.

    Зимние гости.

    Ель дает жизнь дереву.

Обучающее изложение №4.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно, что я хотел бросить хлеб. Я взял его, вышел на улицу. Около дерева я раскрошил хлеб. Подлетела стайка воробьев и стала клевать крошки хлеба. На сердце у меня стало спокойно и легко.

Слова для справок: плесень, его, освобождала, положил, у меня.

    Кусок хлеба остался в буфете.

    Девочка просит хлеба.

    Хлеб не пропал.

Обучающее изложение №5.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Лесной великан.

В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

Слова для справок: послышался, странно, поматывал.

    Нарушитель тишины.

    Как хорош этот лесной великан!

    Лось сбрасывает головной убор.

Обучающее изложение №6.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Слова для справок: кошелек, жаловаться, обижен, не сразу, спасибо.

    Старушка обронила кошелек.

    Обида мальчика.

    Быть честным – долг каждого.

Тема. «Творческая работа. “Ель-кормилица”».

Цели. Развивать умение конструировать повествование по коллективно составленному плану и опорным словам; учить подбирать точные, яркие, выразительные слова для текста, избегая повторов одних и тех же слов; развивать речь учащихся, орфографическую зоркость; обучать детей анализировать текст; воспитывать познавательный интерес.

Учебные материалы. Иллюстрации с изображениями белки, дятла, клеста; карточки с опорными словами, с текстом для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Целевая установка

Учитель. С какой целью мы проводим уроки развития речи?

Дети. Чтобы научиться грамотно выражать свои мысли, обогащать нашу речь, делать ее яркой, образной, красивой.

У. Чем нам помогают уроки развития речи?

Д. Помогают расширять словарный запас.

У. Продолжим эту работу. Тему сегодняшней творческой работы нам поможет определить стихотворение С. Никулиной. Узнайте, о чем оно.

На доске – первая строфа стихотворения. Словосочетание русский лес закрыто.

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес .

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.

А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нас ждут тут и рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Он очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, он шумит.

(С. Никулин )

– О чем это стихотворение?

Д. О русском лесе.

На доске открывается словосочетание русский лес .

У. Сегодня мы поговорим о лесе и его обитателях. А эпиграфом нашей творческой работы послужат слова первой строфы стихотворения С. Никулиной.

Учитель дочитывает стихотворение до конца.

III. Знакомство с текстом

У каждого учащегося на партах индивидуальные карточки с текстом.

У. Прочитайте (про себя) то, что написано на карточке.

Дети читают.

– Какие орфограммы здесь встретились?

Ученики называют орфограммы и правила проверкинаписания слов с ними: к ос...ни – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, проверочное слово осенний – и т.д.

IV. Беседа по содержанию

У. Что вы прочитали?

Д. Текст.

У. Докажите, что это текст.

Д. Предложения текста имеют границы. Они связаны по смыслу. Части теста выделяются красной строкой. Текст можно озаглавить.

У. О чем наш текст?

Д. О ели.

У. Что вы назвали?

Д. Тему текста.

У. Что важное, главное хотел сказать нам автор?

Д. Ель кормит всех.

У. Что мы озвучили?

Д. Основную мысль текста.

У. Еще раз повторите ее.

Д. Ель кормит всех.

У. Значит, кто ель?

Д. Кормилица.

У. Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли?

Д. «Ель-кормилица».

– «Добрая ель».

У. Подтвердите правильность своего названия.

Д. Мы знаем, что заголовок часто называет тему текста.

У. Просмотрите еще раз текст и скажите: к какому типу текста он относится?

Д. Это повествование.

У. Докажите.

Д. В тексте рассказывается, повествуется о ели. К такому тексту можно задать вопросы: «Что случилось с елью?», «Как это произошло?»

У. По каким еще признакам вы узнали, что это повествование?

Д. В тексте много глаголов.

У. Назовите их.

Дети перечисляют.

– Какой это текст по стилю: разговорный или книжный, научный или художественный?

Д. Книжный, художественный.

У. Напомните нам цель текста художественного стиля.

Д. Нарисовать яркую, красочную картину при помощи изобразительных средств речи и выразить свое отношение к происшедшему.

V. Составление плана текста

У. Есть ли продолжение у этого текста?

Д. Нет.

У. Давайте продолжим его. О чем или о ком он будет?

Д. О тех, кого будет кормить ель.

У. Что надо сделать для того, чтобы дальше рассказать о главных событиях в определенной последовательности?

Д. Составить план.

У. Прочитайте первую часть текста. Как мы ее озаглавим?

Д. «Ель осенью».

– «Осенняя ель».

– «Одинокая ель».

У. О ком будем говорить во второй части?

Д. О тех, кто прилетел к ели.

У. Как мы озаглавим вторую часть?

Д. «Зимние гости».

– «В гости к ели».

У. Ель, которая кормит зверей и птиц, – это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок (микротем) состоит эта большая картина? Какие узкие, маленькие картинки (микротемы) раскрывают общую, широкую тему второй части?

Д. Птицы и звери, которых кормит ель.

У. Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого «Мать и кормилица».

Послушайте отрывок:

Голодно стало в лесу. Где же раздобыть еду тем, кто не улетел в южные страны и не заснул на всю зиму глубоким сном?
Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель: «Сколько чудесных шишек висит на концах ее ветвей! В них, наверное, спрятаны вкусные семена». Мигом забралась белка на дерево, взяла шишку в передние лапы и принялась за еду.
И пестрый дятел летит из леса прямо к высокой ели – тоже спешит за шишками. Выбрал, какая поплотней, порумяней, сорвал своим крепким клювом и обратно в лес полетел к заветному дереву. Там у дятла столовая – расщелинка в стволе. В нее он вставляет принесенные шишки, долбит их, выбирает из-под чешуек вкусные семена.
Улетел дятел в лес, а у ели уже новые гости. Целая стайка клестов с веселыми криками опустилась на ветки дерева. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, раскачиваются, как на качелях, а сами засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.
Торопятся клесты, какое семечко проглотят, а какое уронят, сколько семян на снегу рассыпано! Что ж, и они не пропадут: их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий, как у дятла или клеста. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.
Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Значит, недаром висят на ее ветвях тяжелые грозди созревших шишек, недаром под их чешуйками кроются вкусные семена. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

VI. Языковый анализ текста. Лексико-грамматическая подготовка

У. Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста?

Д. Опорные слова.

У. Давайте подберем опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками. Первого героя подсказал нам Г. Скребицкий. Кто это?

Д. Белка.

У. Какие слова помогут нам описать белку?

Учитель читает отрывок о белке. На доску записывают опорные слова: выскочила, взглянула, быстро, забралась, сорвала, взяла, принялась за еду, стала есть, принялась лакомиться.

– Какое из этих выражений: принялась есть, стала есть, принялась лакомиться – больше подходит к тексту?

Д. Принялась лакомиться.

У. Что оно помогает передать?

Д. Семена шишек – самая вкусная еда для белки.

У. В дальнейшем из множества опорных слов вы будете выбирать те слова, которые, по вашему мнению, лучше всего подойдут к вашей творческой работе.

Каким птицам дает еду ель?

Д. Дятлам, клестам.

У. Назовите второго героя.

Д. Пестрый дятел.

Работа ведется аналогично.

На доске: торопится, спешит, летит к ели, выбрал, сорвал, долбит, вставляет в расщелинку, полетел к заветному дереву.

У. Кто был третьим гостем ели?

Д. Клесты.

На доске: стайка опустилась, уцепились острыми коготками, повисли, раскачиваются, чешуйки, кривые носы, засовывают, достают семена (семечки), шелушат шишку.

У. Давайте подумаем, что может произойти дальше. Все ли шишки израсходовала ель?

Д. Нет.

У. Остались ли еще шишки на ели до весны?

Д. Остались.

У. Что происходит весной с еловыми шишками?

Д. Солнце пригреет, шишки начнут трескаться, и семена вылетят.

У. Что произойдет с семенами, если они попадут во влажную землю?

Д. Они прорастут.

Д. Появится новое растение.

У. Как мы озаглавим третью часть нашего повествования?

Д. «Ель дает (дарит) жизнь другому дереву».

У. Этим же предложением можно и закончить наш текст.

На доске появляются название и план текста :

VII. Словарно-орфографическая подготовка

– Чтобы в тексте не было повторов одного и того же слова, подберем слова-заменители.

Ель - она, дерево, елка.
Дятел - он, птица.
Белка - она, зверек.
Клесты - стая, птички, они.

У. Для соединения предложений в тексте или его частей составим цепочки связей. Какие слова мы используем?

Д. Вот, однажды...

У. События, которые вы будете описывать в третьей части, произойдут весной. Глаголы какого времени вы будете употреблять в этой части?

Д. Глаголы прошедшего времени, используемые в первой и во второй частях, сменятся глаголами будущего времени.

VIII. Подготовка к записи текста

У. Расскажите, что у вас получилось.

При пересказе текста детьми учитель корректирует предложения, привлекая к этой работе учащихся.

– Не забывайте при письме о словах на изученные орфограммы, требующие проверки.

IХ. Самостоятельная работа учащихся

Х. Самопроверка

XI. Итог урока

У. Чему вы учились на уроке? Какой вид работы вам больше понравился? Что нового вы узнали про обитателей леса?

Дети отвечают.