Что сказал Путин: родители из Татарстана просят Генпрокуратуру дать разъяснения по «языковому» вопросу. Школы татарстана меняют учебные планы

В Татарстане «принудиловку» по татарскому обменяли на личную безопасность?

Сегодняшнее заседание Госсовета Татарстана еще накануне в местных СМИ анонсировалось как историческое: в парламенте должны были вынести окончательное решение по обязательному преподаванию татарского языка в школах республики. В итоге, вопрос с языковой «принудиловкой» поставили в повестке первым пунктом. Но, вопреки ожиданиям, обсуждение прошло на редкость буднично - быстро и без прений. Вопрос рассматривали меньше 15 минут, после чего оперативно перешли к обсуждению бюджета на 2018 год.

В качестве главного (и единственного) спикера выступил прокурор Татарстана Илдус Нафиков , зачитавший с трибуны сухой по стилистике, но разгромный по содержанию пятиминутный доклад. «Абсолютным приоритетом является обеспечение реализации конституционных прав граждан, - напомнил Нафиков. - Зафиксировано снижение объемов преподавания русского языка в школах республики. Нормы соблюдались лишь в 24 школах. Также отмечено нарушение прав и свобод на добровольное изучение татарского языка с навязыванием итоговых тестирований, влияющих как на перевод в 10 класс, так и на средний балл аттестата. Отмечено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономность образовательных учреждений. Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах Российской Федерации».

В общей сложности, по словам Нафикова, при проведении проверки всех 1412 школ республики прокуратурой и Рособрнадзором зафиксированы 3856 нарушений. Все почти четыре тысячи случаев касались того, о чем предупреждал ранее президент России - лишения русскоязычных граждан России их конституционных прав на свободу выбора русского языка в качестве родного и навязывания им в качестве обязательного татарского языка. Как итог, в Татарстане было выявлено высокое снижение объема изучения русского языка - государственного языка Российской Федерации.

Илдус Нафиков сообщил, что с начала проверки (середина октября - EADaily ) в адрес прокуратуры поступило 1716 жалоб по фактам «обязаловки» в школах в ущерб русскому. «Все они проверены и разрешены. Обеспечена добровольность изучения родного языка там, где учебными планами предусмотрено его преподавание». Прокурор поблагодарил педагогов, которые в ходе проверки оперативно сигнализировали в прокуратуру и Рособрнадзор о языковых перекосах в учебном процессе, о силовом нажиме на учителей, учеников и родителей, когда Москва «взялась за язык». «В сложных условиях вы реагировали по государственному, мудро и правильно. Не допустили разжигания розни, обеспечили непрерывность процесса образования».

Нафиков, излагая ситуацию с русским языком в Татарстане, основной акцент сделал на слове «рознь» - синониме понятия «экстремизм» (ст. 282 УК РФ - прим. EADaily ). «Должен предостеречь „горячие головы“ от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут жестко и решительно пресечены, с чьей бы стороны не исходили. Прокуратура против разжигания страстей и конфликтных ситуаций».

В социальных сетях уже отметили поразительное сходство интонации, с которой Нафиков обещал кару «языковым экстремистам», с интонацией Владимира Путина , когда он в 1999 году предрек террористам смерть в отхожем месте. Из этого народные наблюдатели сделали вывод: Нафиков в парламенте говорил не от себя, а от президента России. Что логично - по Конституции России, прокурор Татарстана подотчетен Московскому кремлю, а не Казанскому. Да и назначил Нафикова в 2013 году прокурором Владимир Путин, а не Рустам Минниханов .

Из сухого тона прокурора в республике сделали правильный вывод: Москва взялась за языковую проблему в Татарстане всерьез и, как говорится, будет карать, невзирая на статус, положение, рейтинги «Единой России» и прочие атрибуты общефедеральной «табели о рангах».

Показательна реакция аудитории в Госсовете на речь Нафикова. Сидевший в зале Госсовета госсоветник Минтимер Шаймиев скорбно молчал. Хотя обычно экс-президент Татарстана, если дело касается атрибутов «татарского суверенитета», на эмоции не скупится. Из этого наблюдатели сделали вывод, что Шаймиев сам, скорее всего, решил не лезть на рожон и предостерег от этого других членов «старой гвардии». Куда, в частности, входят президент Татарстана Рустам Минниханов (бывший при Шаймиеве министром финансов) и нынешний министр образования Татарстана (инженер-механик по специальности) Энгель Фаттахов . Судя по тому, что Энгель Навапович также не отреагировал на доклад прокурора, он молчание Шаймиева оценил правильно.

Верно услышал высказанное Нафиковым предупреждение Москвы и еще один «ветеран» - спикер Госсовета Фарит Мухаметшин . Он обратился к депутатам с предупреждением «не политизировать проблему». Политизация - еще одно ключевое слово «языкового» заседания Госсовета, своего рода жупел. Хотя многолетнее навязывание татарского языка школьникам многонационального Татарстана нельзя назвать иначе, как национализмом, да и объяснить можно только националистическими прихотями руководства. Татарский язык в ущерб русскому - символ Татарстана как «сувереного государства». В остальном, «отцы суверенитета» с начала девяностых пестовали «суверенитет» лишь с одной целью - обеспечить себе статус пожизненных хозяев Татарстана вместе со всеми вытекающими - правовой неприкосновенностью и возможностью торговаться с Москвой.

«Угроза смерти татарского языка» вследствие русификации, ассимиляции, глобализации… а также другие надуманные тезисы националистов в руководстве Татарстана - не более чем пафос. Значительная часть депутатов Госсовета давно в курсе нюансов «по языковому вопросу». Скорее всего, народные избранники именно поэтому предпочли не спорить с тем, как оценили в Москве языковое «благополучие» Татарстана, а одобрить то, что предложила Москва в лице Минобрнауки РФ. Согласно заявлению Нафикова, отныне татарский язык можно будет изучать в регионе «только добровольно, на основании письменного согласия родителей или законных представителей учащихся в пределах двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Правда, без реплики спикера Мухаметшина все же не обошлось. По его словам, вопрос изучения татарского языка в школах республики «очень волнует общественность», и к депутатам поступало много заявлений от «неравнодушных граждан». От кого именно, каким депутатам, и что в этих обращениях говорилось, Мухаметшин не сообщил. Он также сказал: «Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию в школах учебных планов с включением в них татарского языка в объеме 2 часов. Необходим комплекс мероприятий, включающий в себя изменения в рабочие программы по татарскому языку, обновление татарской литературы, методических документов, повышению квалификации и переподготовки кадров».

Отметим, что с 2012 года школа каждого субъекта РФ совместно с родителями учеников выбирает план обучения из нескольких, предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным законом «Об образовании». В случае с Татарстаном (как и с любым национальным регионом) дирекции школ и родители имеют право выбрать себе как пресловутую «региональную компоненту», так и общефедеральный план - без часов на национальный язык, но с упором на русский, литературу и один европейский язык. Однако ж Фарит Мухаметшин как раньше умалчивал о таких нюансах, так и сейчас не сообщил об этом. Как и о том, что упомянутый «объем 2 часов» становится добровольным.

Капитуляцию этнократии было забавно наблюдать со стороны. До доклада Илдуса Нафикова в Госсовете в республике еще пытались с помощью админресурса создавать иллюзию протестной волны. Раньше в образе рукотворной защиты «языкового суверенитета» была условная «преподавательница нацязыка», оставшаяся без работы. Когда этот ресурс себя исчерпал, этнократы прикрылись русскими педагогами, назначенными на роль «беззаветных защитников» татарского в ущерб русскому. В авангард антифедерального педагогического фронта попал директор специализированного лицея в Казани Павел Шмаков - «российский и финский педагог» (в 2000 году Шмаков уехал на ПМЖ в Финляндию, но в 2011 году вернулся в Казань - прим. EADaily ), «икона» либерально-ориентированных родителей казанских школьников. Связанный с «Радио Свобода» портал «Идель.Реалии» охотно процитировал Шмакова, вставшего на «защиту культурного многообразия», трансформировавшегося в сознании педагога-директора в защиту языковой «принудиловки»: «Мы считаем, что нельзя делить детей на татар и русских, что татары идут на свой татарский, а русские идут играть в футбол». По мнению Шмакова, учить татарский должны все школьники, и в его школе СОлНЦе так и будет.

Прокурорские проверки Шмаков сравнил с хождением в солдатских сапогах по нежным цветам. Прокурорские проверки возмутили педагога, который в своем желании наказать инспекторов-солдафонов договорился до абсурда: «Они фотографировали детское нижнее белье, личные предметы…». Но сверэмоциональное и сбивчивое видеоинтервью Шмакова имело воздействие разве что на людей, которые совсем не в курсе реалий Татарстана. А то, как вертикаль республики, выслушивая Нафикова, взяла под козырек, только подтверждает известное выражение «своя рубашка ближе к телу»: перепуганные этнократы, чтобы сохранить личную безопасность, быстро «сдали» родной татарский язык, на принудительном обучении которому еще вчера настаивали чуть ли не с пеной у рта.

Отметим, что точно так же - ради «сохранения всего нажитого непосильным трудом» (за 27 лет этнократии) был тихо сдан пресловутый договор о разграничениии полномочий между федеральным центром и республикой, в начале этого года пошла под суд целая когорта ранее «неприкосновенных» национал-активистов. Долгожители высоких кабинетов Казани ради спокойствия и благополучия себя оказались готовы проявить «многовекторность», превратившись из защитников «государства Татарстан» в «патриотов России». На этом фоне в республике в компетентных кругах все отчетливее звучат мнения, что Рустаму Минниханову не досидеть свой срок в президентах Татарстана, а «старой гвардии» за все прошлые этнократические «шалости» все-таки придется отвечать перед российским правосудием.

Эти мнения отчасти подкрепляются ранними выкладками некоторых московских экспертов. Согласно им, от отставки президента Рустама Минниханова раньше спасали только статус Татарстана как «суперблагополучного» региона и отсутствие конфликтов. Иллюзия «суперблагополучия» лопнула в начале 2017 года вместе с крахом «империи» Татфондбанка. А стремление Казани во что бы то ни стало следовать старым этнократическим курсом привело к выступлению Владимира Путина в Йошкар-Оле и комплексным «языковым» проверкам в школах региона. Согласно итогам этих проверок, отставка - самое простое наказание, которое может ожидать высших чиновников республики.

Скопируйте iframe

В Госдуме России начинается обсуждение второй редакции поправок закона «Об образовании». Отмена обязательного изучения языков национальных республик в составе России уже год волнует их жителей. Родители разделились на два лагеря.

В Казани татар и русских почти поровну – 47 и 48 процентов, много смешанных семей. В Татарстане два государственных языка – русский и татарский. Двуязычие гарантирует Конституция Республики. Последние двадцать лет татарский изучали все ученики 6 уроков в неделю. В прошлом году обязательное изучение татарского языка в школах признали незаконным. Поводом стало высказывание российского президента Владимира Путина , о недопустимости принудительного изучения не родного языка.

«В рамках законодательства Совета Европы, в рамках образовательных стандартов, рекомендованных Советом Европы, есть понятие компетенции под названием «родной язык». То есть это основная компетенция. У нас в рамках ФГОСа родной язык не прописан, соответственно нет итоговой аттестации по родному языку. Есть только итоговая аттестация по государственному русскому языку», – говорит Айрат Фазрахманов , историк, зампредседателя Всемирного форума татарской молодежи.

Даже во второй редакции документа только один из четырех вариантов учебных планов предусматривает обязательное преподавание родного языка.

Законопроект предполагает, что выбор будут делать родители. Если большинство родителей класса решит отказаться от изучения татарского, детям остальных придется подчинится чужому выбору. Екатерина, мама восьмиклассника, считает, что изучение татарского языка для ее сына – пустая трата времени.

«У меня старший сын учится в школе, закончил в этом году восьмой класс. Восемь лет мы изучаем татарский язык, безрезультатно, к сожалению. Практически каждый день с первого по восьмой класс», – говорит мама восьмиклассника.

Изменения в языковой политике уже затронули учителей национальных языков. В середине учебного года прокуратура Татарстана потребовала уволить учителей татарского языка, Большинство директоров школ сделали это. И только директор школы Солнце Павел Шмаков отказался и подал судебный иск на прокуратуру.

«Солнце – это аббревиатура: Специализированный олимпиадно-научный центр. Мы – школа, в которой детей учат с пятого по 11 класс. Прокуратура нашей страны вообще и прокуратура Татарстана в частности, по-моему, перегнула палку. Когда к нам пришли с проверками, нам было велено в очень быстрые сроки уволить учителей татарского языка, немедленно, в середине учебного года, зимой, изменить учебные планы», – рассказывает директор школы Солнце Павел Шмаков.

Ученики школы согласны со своим директором. Родители и старшеклассники в течение полугода неизменно приходили на суды поддерживать Павла Шмакова.

«Мне нравится татарский язык, и вообще то, что с ним связано, потому что мы вообще живем в Татарстане, мы должны знать татарский язык, татары это как наши братья», – говорит Александр, ученик 5 класса школы Солнце.

Какое будущее ожидает языки национальных республик, станет ясно после принятия закона. По сути, решается не вопрос преподавания. А то, будут ли татарский, марийский, чувашский, дагестанский и другие только языками домашнего общения или культур многонациональной России.

Юлия Файзрахманова , «Белсат »

Татарский язык в школах Татарстана 2017, последние новости – когда отменят, реакция соцсетей.

Преподавание татарского языка в школах Татарстана стало яблоком раздора между родителями школьников и администрациями учебных заведений. При этом среди тех, кто выступил против обязательного изучения татарского языка, есть семьи, для которых татарский является родным языком.

Татарский язык и раньше входил в образовательную программу Республики Татарстан, однако изучению предмета уделялось всего несколько часов. Теперь в школах татарский преподают пять раз в неделю, и он стал обязательным к сдаче на выпускных экзаменах. Такие перемены мало кого обрадовали, ведь, как рассказывают родители, грамматика татарского очень сложная, особенно для тех, кто не является носителем языка. Проблему не смогли решить мирно, и родители вынесли сор из избы, в частности написали заявление в прокуратуру с требованием проведения проверки на законность такого нововведения.

Сейчас в городах Татарстана идет волна прокурорских проверок, именно этим, уверены родители школьников, можно объяснить срочные родительские собрания.

Татарский язык в школах Татарстана 2017, последние новости 25 октября – когда отменят, реакция общественности и соцсетей.

Те, кто уже побывал на родительских собраниях по данному вопросу, делятся впечатлениями в соцсетях. Так, в одном из пабликов для мам Казани родительница написала, что директор школы не оставляет выбора, предлагая только две образовательные программы, в которые включено обязательное изучение татарского языка и, как следствие, итоговые экзамены.

К обсуждению очень быстро присоединились и другие участники группы.

Татарский язык в школах Татарстана 2017, последние новости 25 10 2017 – когда отменят, реакция общественности, соцсетей.

По мнению пользователей соцсетей, в Татарстане неправильная методика преподования татарского языка. Родители хотят, чтобы их дети изучали татарский язык, но разговорный, делая акцент на том, что грамматика татарского языка им в жизни не пригодится, а вот говорить и понимать язык, живя в Татарстане, необходимо.

Есть и те, кто считает, что татарский им вовсе не нужен, и желают, чтобы в школах этот предмет отменили.

Мимо таких комментариев не все могут пройти спокойно.

Татарский язык в школах Татарстана 2017, последние новости 25 10 2017 – когда отменят, реакция общественности, соцсетей.

И все же правительство приняло меры , которые должны устроить всех. Сегодня, 25 октября, участниками представительного собрания по вопросам совершенствования языковой политики была принята резолюция, сообщает информагентство Tatcenter . Согласно документу, к 1 января 2018 года в школах РТ часы изучения русского языка и литературы будут увеличены до общепринятых на территории РФ стандартов. Татарский язык будет обязательным предметом в начальной и средней школе, а изучение его на добровольной основе станет возможно, начиная с 10-го класса.

В Казани опять заговорили о том, что татарский язык необходимо изучать каждому ребенку в каждой школе. Ранее точку в этом вопросе поставил Владимир Путин , но татарстанские единороссы пытаются сделать вид, что это не точка, а точка с запятой. Показательно, что их в этом поддерживают пропагандистские СМИ, финансируемые из США.

В прошлом году Госсовет Татарстана принял решение о том, что преподавание татарского языка в школах республики будет проводиться на добровольной основе. А теперь – принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором призывает закрепить в федеральных образовательных стандартах обязательность изучения языков национальных республик.

Неделю назад на ту же тему в интервью ТАСС высказался спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить. «Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?» – заявил он.

Отметим, что из других источников информации об «антагонизме» не поступало.

Ярче всех пока что высказался директор Дома дружбы народов Татарстана, депутат госсовета республики Ирек Шарипов:

«Когда-то и рабство было законным. И холокост был законным с точки зрения государства, которое потом было признано преступным. Репрессии были законными во времена Сталина. Мы не должны допустить, чтобы то, что не принимается народом, стало законным».

Приходится констатировать, что вроде бы решенный вопрос с навязыванием всем детям языков титульных народов национальных республик по-прежнему актуален . Как минимум в Татарстане.

Сейчас «проблему притеснения татарского языка» активно освещают финансируемые Госдепом пропагандистские издания-иноагенты «Настоящее время» и «Идель. Реалии». Стараясь не выходить за рамки российского законодательства, они всячески поддерживают «региональную идентичность», а по сути – содействуют сепаратистам.

Заместитель руководителя пресс-службы главы Татарстана Лилия Галимова все подозрения в сепаратизме, разумеется, отвергла:

Напомним, что логика противников «обязаловки» выглядит чрезвычайно просто. Российская Федерация – многонациональное государство, где живут представители более чем ста народов. Некоторые регионы являются национальными, и если в Татарстане одна «титульная» нация, то в Дагестане их десяток. Все языки смогут выучить только гении-полиглоты.

Государственным языком России и средством межнационального общения является русский язык – поэтому его должны знать все. Национальные языки при этом, цитируя Владимира Путина, «неотъемлемая часть культуры народов страны, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке».

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – это тоже слова президента России, сказанные им на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле 2017 года. Казалось бы, что к этому могут добавить депутаты от «Единой России» – а именно эту партию представляют и Шарипов, и Мухаметшин, и большинство других подписантов обращения о необходимости «обязаловки»?

Однако добровольность изучения татарского языка не устраивает татарских единороссов.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов (кстати, последний оставшийся в России глава субъекта Федерации, носящий титул президента) в декабре 2017 года выступал со вполне разумными инициативами:

«Язык должен быть привлекательным, если язык используется, и изучение интересное. Сама система татарского языка была очень сложной, поэтому вызвала некое недовольство не только русского населения, но и татар. Поэтому нам надо работать над популяризацией татарского языка. Мы, конечно, будем работать и по части онлайн-обучения».

А в феврале 2018 года бесплатные курсы по изучению татарского языка открылись в мечетях Татарстана – и представители Духовного управления мусульман республики говорили о высоком интересе прихожан.

То есть ничто не мешает как этническим татарам, так и представителям других национальностей изучать татарский. А также – запускать программы по повышению привлекательности своего родного языка хоть на местном, хоть на федеральном, хоть на мировом уровне.

Поэтому слова о «рабстве» или о «холокосте» – это обыкновенная провокация. Отметим, кстати, что евреи почти 2000 лет пользовались языками окружающих народов, и только после создания государства Израиль был отчасти возрожден, а отчасти создан с нуля (в части современной терминологии) иврит. «Сохранению нации» многовековое отсутствие изучения родного языка ничуть не повредило. В отличие от холокоста, уничтожившего значительную часть европейских евреев.

Еще один яркий пример бессмысленности «обязаловки» демонстрирует нам городской совет Одессы и мэр этого города Геннадий Труханов. И городской глава, и большинство одесских депутатов родились и выросли на Украине. И в советские времена, и тем более после получения независимости украинский язык был обязательным для изучения во всех школах. Однако ни Труханов, ни подавляющее большинство депутатов так и не овладели государственным языком и не способны говорить на нем даже под угрозой репрессий.

Так зачем бессмысленно тратить время живущих в Татарстане и других национальных республиках детей на обязательное изучение языков, которые им никогда не пригодятся?

Дети, чьи родители думают о сохранении национальной культуры, будут добровольно (ну или по принуждению родственников, но это совсем другое, нежели принуждение со стороны государства) учить родной язык. А остальные лучше потратят это время на получение других, более актуальных для их профессионального будущего знаний.

В вопросе добровольности изучения национальных языков точка была поставлена в июле 2017 года . И превратить ее в точку с запятой ни у депутатов татарского госсовета , ни у кого-либо еще не получится.

Единственная возможность учить язык для дошкольников - попасть в татарскую группу или татарский детсад

Языковая революция , покончив с татарским в школах, добралась до детских садов. Методички 2013 года, регламентирующие обязательное изучение государственного языка Татарстана дошкольниками, не подлежат применению - письмо подписал новый министр образования Рафис Бурганов в последний рабочий день прошлого года. Пока сторонники добровольного татарского «кричат: ура! И в воздух чепчики бросают», у родителей-татар письмо нового министра выбило почву из-под ног: возможности учить родной язык в садиках, говорят они, фактически не осталось. Подробности в материале «Реального времени».

Детсадам напомнили о ФГОС, в котором нет места татарскому

В канун Нового года языковая революция, покончившая с обязательным изучением татарского языка в школах , добралась до детских садов. 29 декабря министр образования и науки РТ Рафис Бурганов отправил руководителям районных отделов образования письмо «О планировании образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях».

Если вкратце, садикам напомнили о том, что формировать расписание занятий и объем образовательной нагрузки они должны в соответствии с ФГОС и СанПин, дополнительно сообщив, что методичка Минобрнауки РТ от 08.11.2013 не подлежит применению. Эта методичка как раз закрепляла обязательное изучение татарского языка в детских садах.

Как сказал «Реальному времени» министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов, речи об отмене татарского в детсадах не идет, просто вслед за школами в детсадах привели программу в соответствие с требованиями прокуратуры.

Представления прокуратуры у нас в свое время были по общеобразовательным школам, а мы соответствующие письма, такие же, как в общеобразовательные школы с программами, с нашими методическими предложениями отправили в те учреждения, в которых также регламентируется преподавание государственных и родных языков, - прокомментировал Бурганов.

Как сказал Рафис Бурганов, речи об отмене татарского в детсадах не идет, просто вслед за школами в детсадах привели программу в соответствие с требованиями прокуратуры. Фото Максима Платонова

На уточняющий вопрос корреспондента «Реального времени»: «То есть в детсадах так же, как и в школах, родители смогут выбирать, посещать или не посещать уроки татарского?» - Рафис Бурганов ответил: «Да».

Вернуть долг: часы на татарский заимствовали у рисования и математики

Что же криминального было в методичке от 2013 года, что детсадам запретили ее применять? Согласно ей, татарский язык дети в младшей группе изучали во время игр, а начиная со средней - три раза в неделю по 20 минут. Чтобы не перебрать с учебной нагрузкой, которая, к примеру, в подготовительной группе должна составлять не более 14 занятий в неделю, время на два занятия татарским позаимствовали у других предметов, а третий час поставили дополнительно в нарушение СанПиН.

Так, в средней группе забрали часы у лепки/аппликации, рисования и расширения кругозора. В старшей группе - у предметов «Познание» и рисование, а в подготовительной группе - у «формирования элементарных математических представлений» и рисования.

Сказать, что эти уроки отменили совсем - неправильно. Их перевели в «режимные моменты», то есть занимались между делом - во время, отведенное для игр, либо включали в расписание дополнительно, либо дополнительно, но уже в качестве платных услуг. Именно это вызывало возмущение у некоторых родителей. Кроме того, рисование и лепка, уверены родители, полезнее, чем татарский язык, так как развивают мелкую моторику, а билингвизм в раннем возрасте вредит, тем более детям с логопедическими проблемами.

В подготовительной группе дети имеют максимальную нагрузку, предусмотренную СанПиН. Это означает, что больше никаких кружков и никаких занятий быть не должно. Иначе будет переутомление, ребенок не будет успевать восстанавливаться, будет болеть. Вот только к школе детей все равно готовить приходится вне садика, заниматься дополнительно, решаться на адскую перегрузку с 6 лет просто для того, чтобы ребенок мог учиться нормально дальше. Либо делать выбор между подготовкой ребенка к школе и его здоровьем, - считает Рая Демидова, руководитель «Родительского сообщества Татарстана».

Татарский язык дети в младшей группе изучали во время игр, а начиная со средней - 3 раза в неделю по 20 минут. Фото Гуландам Зариповой

Татарский есть, но возможности учить его - нет

Письмо Бурганова, отменяющее методичку 2013-го в детсадах, противники обязательного изучения татарского назвали новогодним подарком. Еще в ноябре 2017-го они начали сбор жалоб на принудительный татарский язык в детсадах. Теперь создали бланк отказа от татарского, который предлагают заполнить всем родителям, где в категоричной форме требуют «не проводить обучение нашего ребенка татарскому языку в любых формах и по любым образовательным программам» и «исключить работу воспитателя по обучению татарскому языку с нашим ребенком в свободное от образовательной деятельности время, не создавая в общении с ним татарскую языковую среду».

Пока одни родители радуются победе над татарским в детсадах, другие обеспокоены. По словам Чулпан Хамидовой, активистки сообщества «Татар ата-аналары», воспитатель детсада, который посещают ее дети, в первый день после каникул огорчила, что уроков татарского языка у них больше не будет.

Произошло то, чего мы больше всего опасались: оптимистичные заявления «татарский есть, кто хочет - учит», а по факту технической возможности учить его нет. Татарский был три раза в неделю по 20 минут, сейчас вместо него поставили лепку, рисование, и в расписании времени на татарский уже не осталось, - говорит Хамидова.

По словам Чулпан Хамидовой, единственная возможность учить татарский - это попасть в татарский садик или татарскую группу, но их не хватает.

Татарских садиков, конечно, больше, чем школ, но учитывая, что мы, например, не смогли попасть туда, - проблема есть. В татарскую группу мы тоже не смогли попасть: сначала нам сказали, что нет группы нашего возраста, потом - нет педагогов. Уроки татарского раньше это нам как-то компенсировали, - говорит Чулпан Хамидова.

Единственная возможность для малышей учить татарский - это попасть в татарский садик или татарскую группу, но их не хватает. Фото info-islam.ru

Сейчас, по словам собеседницы «Реального времени», единственная надежда у родителей-татар - это то, что в связи с новым порядком татарские группы станут более востребованными и в детсадах будут их открывать.

Дарья Турцева