Что сыпят в облака. Как разгонять облака? Чем разгоняют дождевые облака. Аргументы за разгон туч

Предпринимались специалистами-метеорологами еще во времена СССР. Еще в 1970 х годах для этого применяли специальные реактивные самолеты Ту-16 "Циклон", созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16. Российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире.

Технология создания благоприятных погодных условий была разработана в 1990 году специалистами Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета), а с 1995 года после первого масштабного применения во время празднования 50-летия Победы начала применяться достаточно широко.

Руководитель лаборатории гигиены атмосферного воздуха НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Мигмар Пинигин заявил, что жидкий азот представляет собой сконцентрированный при низких температурах одноименный газ, содержание которого в атмосфере составляет около 78%. По его словам, "вопрос о вредности этого реагента отпадает сам собой". Что касается гранулированной углекислоты, то ее формула - СО2 - совпадает с формулой углекислого газа, также присутствующего в атмосфере. Руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин заверил, что людям не угрожает даже распыление порошка цемента: "При разгоне облаков речь идет о минимальных дозах".

Реагент существует в атмосфере меньше суток . После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, уверены метеорологи.

По словам помощника главкома ВВС Александра Дробышевского, "применение реагентов, в плане загрязнения, никак не сказывается на состоянии земной поверхности . Количество частиц реагента, выпадающих на единицу площади земли, ничтожно мало, оно в сотни раз меньше естественного уровня наноса пыли".

Вместе с тем, у данной методики есть и противники. Так, экологи из общественной организации "Экозащита" утверждают, что существует определенная зависимость между разгоном облаков и проливными дождями , выпадающими в последующие дни. По словам руководителя организации Владимира Сливяка, "современная наука пока не в состоянии говорить о последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными". В связи с этим позиция экологов однозначна: "Подобные действия нужно прекратить". Не менее однозначен и ответ метеорологов. Согласно заявлению начальника управления мониторинга геофизических процессов, активных воздействий и государственного надзора Росгидромета Валерий Стасенко, "выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы. Чтобы делать такие выводы, необходимо измерять уровень аэрозоля в атмосфере, его концентрацию, установить тип аэрозоля. Без этих данных подобные утверждения голословны".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Тучи над Москвой в случае необходимости разгоняют до 12 самолетов Военно-воздушных сил (ВВС) РФ, оснащенных специальной аппаратурой по воздействию на облака. Для выполнения этих работ, совместно с Агентством атмосферных технологий Росгидромета, подобраны лучшие экипажи на самолетах Ан-12, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ил-18 и Су-30,имеющие опыт выполнения работ по воздействию на облака.
В их отсеках размещены системы, включающие в свой состав "сосуды Дюара" для перевозки и распыления жидкого азота. С внешней стороны, в хвостовой части, на некоторых самолетах установлены специальные устройства, предназначенные для отстрела патронов, содержащих соединение серебра.
Работы выполняютcя с аэродрома Чкаловский и в окрестностях столицы сбрасываются около 280 тонн экологически безопасных реагентов.
Задача операторов воздействия – попасть в самый центр облака, чтобы реагенты вобрали в себя максимальное количество влаги и таким образом спровоцировали дождь в запланированной зоне. Тучи обрабатывают не над Москвой, а вокруг нее, в радиусе 300 километров. Получается, что над столицей возникает своеобразный “зонтик”. Эффективность разгона туч высокая, но 100-процентной гарантии все-таки не дает никто.
Специалисты Росгидромета и военные заявляют, что используют экологически безопасные вещества: углекислоту и йодистое серебро. Безоблачная погода в Москве может продлиться двое-трое суток после “воздействия”.

Dmitriy Pichugin - Russian AviaPhoto Team - Antonov An-26

Dmitriy Pichugin - Russian AviaPhoto Team - Antonov An-28

Teemu Tuuri - FAP - Antonov An-32A

Ранним утром 8 мая на аэродроме Чкаловский в Московской области царило оживление. К полёту подготавливали борты, которые должны были обеспечить безоблачное небо в день проведения Парада Победы. Я раньше понятия не имел как это делается, поэтому решил пожертвовать сном и поехал смотреть.

01. Ждать пока начнутся работы пришлось долго, что бы скоротать время споттил вертолёты.

02. И самолёты.

03. ...

04. ...

05. Ми-8 в большом количестве.

06. ...

07. В воздухе.

08. и на земле.

10. Сотрудники пресс-службы ВВС РФ и небольшая группа журналистов: выдвигаемся к площадкам, где стоят самолёты, которые будут осуществлять метеорологический контроль и при необходимости выбрасывать реагенты для ликвидации облачности.

11. Всего в работе по обеспечению благоприятных метеоусловий участвует до 10 транспортных самолётов Ан-12 и Ан-26.

12. Пока ждем начала движухи, отправился лазить по самолёту.

13. Вход в кабину. Юмор экипажа.

14.Ан-12 первый раз взлетел в 1957 году. Производился серийно до 1973 года. Так что тут всё «олдскульное», никаких модных ЖК экранов.

15. Кабина штурмана. Наверно, тут самый лучший обзор. Давно мечтаю поснимать из такой кабины в полёте...

16. Место КВС.

17. ...

18. Приборная панель высокая, из за неё мало чего видно даже человеку высокого роста. В прочем, для этого есть штурман.

19. ...

20. Место бортинженера?

21. Угадайте, что это)).

22. Кислородные баллоны: самолёт взлетает на высоту до 9000 метров, некоторые реагенты выбрасываются через открытый люк, при этом экипаж использует кислородные маски.

23. ...

24. ...

25. ...

26. ...

27. Бывшая кабина стрелка. Ан-12 изначально военный транспортный самолёт.

28. ...

29. Кабина штурмана.

30. ...

31. Кабина Ан-26.

32. Наконец началось движение: к одному из самолётов подъехал грузовичок и от туда начали что-то выгружать.

33. Это были баллоны с жидким азотом, одним из используемых при разгоне облаков реагентов.

34. Баллон подключают к «генератору мелкодисперсионных частиц льда». Наружу борта выведена трубка-распылитель. Под давлением через нее выбрасывается струя глубоко охлажденного воздуха, температурой -90°C, влага из которой состоит облако при этом кристализуется и выпадает в виде осадков.

35. Следом загружают коробки с цементным порошком. Их выбрасывают с большой высоты вручную над областью кучевых облаков вертикального развития.

36. При падении такая коробка раскрывается и содержащийся в них цемент рассыпаясь выполняет две функции: во-первых создает силу, обратную восходящим потокам воздуха, за счёт которой такие облака развиваются вверх, во-вторых частицы этого порошка собирают влагу, тяжелеют и увлекают за собой капли воды, вызывая осадки и разрушая таким образом облако.

37. Этот метод используется не только против «высоких» кучевых облаков, но и против так называемых теплых: жидкий азот неэфективен при температуре окружающей среды выше -0,5°С.

38. Облака можно не только заставить пролиться дождём. Если переборщить с реагентами, они будут держаться дольше обычного. Иногда так поступают, если есть риск того, что при разгоне осадки случатся как раз там где не надо, но больше вероятности того, что ветер умчит перенасыщенные реагентами облака подальше от «охраняемой» территории.

39. ...

40. После загрузки приехали заправщики.

41. Самолёты могут находиться в воздухе до 9 часов.

42. Погода осадков не предвещала, но несколько самолётов-разведчеков всё равно должны были находиться в воздухе 9 мая, что бы до праздничного салюта исключить даже малейшую вероятность осадков.

43. ...

44. ...

45. ...

46. ...

47. ...

48. ...

49. Погрузили, заправили, теперь можно и отдохнуть.

50. Самолёты вылетают в 4 утра следующего дня.

51. ...

52. ...

53. ...

54. Всем спасибо за внимание, с вами был Роман Вуколов «Человек с камерой»)).

Спасибо пресс службе ВВС РФ за возможность.

Взят у docent в Как разгоняют облака

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) Лера Волкова ([email protected] ) и Саша Кукса ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Ранним утром 8 мая на аэродроме Чкаловский в Московской области царило оживление. К полёту подготваливали борты, которые должны были обеспечить безоблачное небо в день проведения Парада Победы. Я раньше понятия не имел как это делается, поэтому решил пожертвовать сном и поехал смотреть.

Сотрудники пресс-службы ВВС РФ и небольшая группа журналистов: выдвигаемся к площадкам, где стоят самолёты, которые будут осуществлять метеорологический контроль и при необходимости выбрасывать реагенты для ликвидации облачности.

Всего в работе по обеспечению благоприятных метеоусловий участвует до 10 транспортных самолётов Ан-12 и Ан-26.

Пока ждем начала движухи, отправился лазить по самолёту.

Вход в кабину. Юмор экипажа.

Ан-12 первый раз взлетел в 1957 году. Производился серийно до 1973 года. Так что тут всё «олдскульное», никаких модных ЖК экранов.

Кабина штурмана. Наверно, тут самый лучший обзор. Давно мечтаю поснимать из такой кабины в полёте…

Место КВС.

Приборная панель высокая, из за неё мало чего видно даже человеку высокого роста. В прочем, для этого есть штурман.

Место бортинженера?

Угадайте, что это.

Кислородные баллоны: самолёт взлетает на высоту до 9000 метров, некоторые реагенты выбрасываются через открытый люк, при этом экипаж использует кислородные маски.

Бывшая кабина стрелка. Ан-12 изначально военный транспортный самолёт.

Кабина штурмана.

Кабина Ан-26.

Наконец началось движение: к одному из самолётов подъехал грузовичок и от туда начали что-то выгружать.

Это были баллоны с жидким азотом, одним из используемых при разгоне облаков реагентов.

Баллон подключают к «генератору мелкодисперсионных частиц льда». Наружу борта выведена трубка-распылитель. Под давлением через нее выбрасывается струя глубоко охлажденного воздуха, температурой -90°C, влага из которой состоит облако при этом кристализуется и выпадает в виде осадков.

Следом загружают коробки с цементным порошком. Их выбрасывают с большой высоты вручную над областью кучевых облаков вертикального развития.

При падении такая коробка раскрывается и содержащийся в них цемент рассыпаясь выполняет две функции: во-первых создает силу, обратную восходящим потокам воздуха, за счёт которой такие облака развиваются вверх, во-вторых частицы этого порошка собирают влагу, тяжелеют и увлекают за собой капли воды, вызывая осадки и разрушая таким образом облако.

Этот метод используется не только против «высоких» кучевых облаков, но и против так называемых теплых: жидкий азот неэфективен при температуре окружающей среды выше -0,5°С.

Облака можно не только заставить пролиться дождём. Если переборщить с реагентами, они будут держаться дольше обычного. Иногда так поступают, если есть риск того, что при разгоне осадки случатся как раз там где не надо, но больше вероятности того, что ветер умчит перенасыщенные реагентами облака подальше от «охраняемой» территории.

После загрузки приехали заправщики.

Самолёты могут находиться в воздухе до 9 часов.

Погода осадков не предвещала, но несколько самолётов-разведчеков всё равно должны были находиться в воздухе 9 мая, что бы до праздничного салюта исключить даже малейшую вероятность осадков.

Хорошая, солнечная погода в последние годы непременно сопровождает все крупные столичные праздники: День Победы, День Независимости, День Города . При этом мы часто слышим о специальных самолетах, которые «разгоняют» облака в небе над Москвой – чтобы дождь не помешал VIP-гостям и народным гуляниям. Но каковы последствия такого вмешательства в экологию?

Специалисты Росгидромета утверждают, что реагенты, используемые для разгона облаков, не наносят вреда экологии столицы. «В зависимости от прогнозируемой интенсивности предстоящих осадков задействуют йодистое серебро, сухой лед и даже мелкодисперсный цемент. Все эти реагенты - экологически чистый материал, не наносящий вреда атмосфере города», - официально заявляют специалисты.

Первые попытки делать хорошую погоду предпринимались еще в Советском Союзе, и на сегодняшний день российская служба по разгону облаков считается лучшей в мире. Другие страны пока лишь берут на вооружение наш опыт.

Методика создания благоприятных условий погоды была разработана специалистами Росгидромета в 1990 году и начала масштабно применяться с 1995 года. Впервые по-настоящему она была опробована на праздновании 50-летия Победы. Впоследствии облака разгоняли на период открытия и закрытия Всемирных юношеских игр в 1998 году, во время празднования 850-летия Москвы.

Процесс разгона туч метеорологи называют «засеиванием». Против слоистых форм нижнего облачного слоя с высоты в несколько тысяч метров распыляют сухой лед, а против слоисто-дождевой облачности - жидкий азот. Йодистым серебром, которым начинены метеопатроны, бомбардируют наиболее мощные дождевые облака. Попадая в облака, частицы реагента концентрирует влагу вокруг себя, «вытягивая» из туч воду. В результате, над районом, где распылят сухой лед или йодистое серебро, практически сразу начинается сильный дождь. По пути к Москве тучи уже истратят весь «боезапас» и рассеются.

Тактика разгона вырабатывается в последние дни перед праздниками. Ранним утром воздушная разведка уточняет обстановку, после чего с одного из подмосковных (как правило, военных) аэродромов взлетают самолеты с реагентами на борту. Стоимость таких вылетов может достигать нескольких миллионов рублей, в зависимости от времени полета и расхода дорогостоящего топлива. По приблизительным подсчетам, одно мероприятие по созданию хорошей погоды обходится городской казне, в общей сложности, в 2.5 миллиона долларов.

В эффективности разгона специалисты Росгидромета и городское руководство убеждались не раз. Так, несколько лет назад на День города Москва оказалась под угрозой мощной облачности и высотного циклона , рассказали в службе. Полностью справиться с подобными погодными условиями практически невозможно. И все же синоптикам в тандеме с летчиками удалось в 3 раза уменьшить интенсивность обрушившихся на столицу осадков.

Науке давно известна технология борьбы с дождевыми облаками, однако на практике ее применяют только в России. Сама технология распыления довольно проста и не требует особых затрат. Скажем, на тучу длиной 5 километров нужно всего 15 граммов реагента.

В нашей стране монополия на «разгон» облаков принадлежит отделу активных воздействий Росгидромета, и, хотя сама технология уже довольно хорошо отработана, она продолжает удивлять иностранцев. В частности, премьер-министр Японии Дзюнъинтиро Коидзуми, приглашенный на празднование одного из Дней Победы 9 мая, до самого последнего момента был уверен, что разгон облаков над Москвой - не более чем шутка. Его приятно удивило, что во время праздничного парада над Красной площадью (вопреки предварительным прогнозам синоптиков) светило солнце. Высокому гостю очень понравились достижения российской науки в этой сфере.

Но завидовать жителям столицы, небо над которой всегда могут «расчистить», не стоит. Руководитель общественной экологической организации «Экозащита» Владимир Сливяк уверен: «Искусственное устранение природных осадков над Москвой нередко ведет к тому, что потом лить как из ведра дождь может очень долго». Так случается, когда резко меняется влажность воздуха, изменяется и направление движения воздушных фронтов. Такая картина наблюдалась после разгона туч над Москвой в честь Дня независимости России - 12 июня 2005 года.

«Взаимосвязь между разгоном облаков и проливными дождями существует», - утверждает Владимир Сливяк. – «Нельзя нарушать естественный природный баланс. К тому же современная наука пока не в состоянии говорить об отдаленных последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными. И потому наша позиция: подобные действия нужно прекратить».

По мнению самих метеорологов, все разговоры по поводу негативных последействий реагентов не имеют под собой никаких оснований. Руководитель отдела активных воздействий Росгидромета Валерий Стасенко говорит: «Выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы… Нам известны периоды существования облаков, известны закономерности выпадения и формирования осадков». Реагент существует в атмосфере меньше суток. После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, - уверены метеорологи.

Однако, после каждых праздников, на которых стояла сухая и теплая погода, наступают несколько дней, в течение которых идут необычно сильные дожди. Все-таки Природа не любит, когда вмешиваются в ее дела…

По материалам российской прессы и SpaceNews.ru