Что такое цвет? Выбор темы исследования Все окружающие нас предметы: растения, дома, мебель, игрушки и так далее имеют свой цвет. Некоторые цвета создают. Цвета предметов и световые эффекты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Выяснить природу цвета. Изучить влияния различных цветов на жизнь человека. Узнать как использовать эти знания в повседневной жизни. Ознакомиться с литературой, посвященной вопросам цвета. Установить взаимосвязь между светом и цветом. Узнать о свойствах и символике каждого цвета. Собрать фотоматериал для иллюстрации проекта. Сделать выводы на основании собранной информации.

3 слайд

Описание слайда:

Свет является одним из основных условий существования жизни на земле. Нам кажется, что свет белый. Но на самом деле он состоит из разных цветов. В этом мы можем убедится наблюдая появление радуги после дождя. Солнечный свет, проходя через каплю дождя, расщепляется на цвета спектра. Красный, желтый и синий известны как основные цвета - это чистые цвета и не могут быть получены путем смешивания любых других. Другие три (оранжевый, зеленый и фиолетовый) называются вторичными цветами, потому что они получены путем смешивания равных долей смесью двух ближайших к нему основных цветов. Взаимосвязь света и цвета. Первым ученым, кто доказал, что белый цвет – это смесь цветов, был Исаак Ньютон.

4 слайд

Описание слайда:

Долгое время люди не могли понять природу цвета. Они думали, что глаза испускают цветные лучи, окрашивающие предметы в разные цвета. Упал желтый луч света из глаза на цыпленка, и мы видим его желтым, упал зеленый луч на лист дерева, лист будет зеленым. Теперь мы знаем, что это свет Солнца или другого источника света падает на предметы, отражается от них, попадает нам в глаз, и мы видим эти тела. Почему же мы видим их разноцветными? Каждый предмет отражает свет по-разному: какие-то лучи, из которых состоит белый свет он отражает, а какие-то поглощает. Роза красная потому, что отражает только красные лучи. Зеленый лист поглощает все цвета солнечного спектра, кроме зеленых. И мы видим лист зеленым. Снег белый, значит, он отражает солнечные лучи всех цветов. Уголь - черный, так как все лучи поглощает. Прозрачные тела – вода, воздух, стекло – пропускают сквозь себя лучи света и потому не имеют цвета. Почему люди видят мир разноцветным?

5 слайд

Описание слайда:

Красный цвет – это самый первый цвет, который человек стал выделять из красочной картины мира. И означать он стал самое главное – жизнь. В Древней Руси слово «красный» никакого отношения к цвету не имело. Оно обозначало красоту. «Не красен обед пирогами, красен едоками». А красный цвет в те времена назывался «червленным», ведь именно из маленьких червячков делали краску этого цвета. Жизнерадостный, горячий красный цвет любим многими народами мира. Например, в Китае ни один праздник не обходится без этого цвета. Китайскую свадьбу называют «красным счастьем».

6 слайд

Описание слайда:

Красный цвет оказывает наибольшее влияние на человека. Он связан с мужественностью, недаром многие военные знамена имеют этот цвет. Красный - цвет победы. С другой стороны, это цвет крови. А следовательно, цвет войны, борьбы, агрессии и гнева. Красный цвет предупреждает об опасности. Красный сигнал светофора означает «Путь запрещен». Запрещающие знаки имеют красный цвет. Это цвет огня, недаром цвет пожарной машины тоже красный.

7 слайд

Описание слайда:

Красный цвет вызывает ощущение силы, энергии, решительности, радости и победы. У человека этот цвет увеличивает уровень работоспособности. С другой стороны, он усиливает беспокойство, вызывает волнение, повышает температуру тела. Человек, которому нравится красный цвет, характеризуется как смелый, властный, вспыльчивый и общительный.

8 слайд

Описание слайда:

Оранжевый цвет получается путем смешивания красного и желтого. Название этому цвету дало апельсиновое дерево. Этот цвет очень популярен на Востоке, где он означает солнце и плодородие, надежду на будущее и процветание. Оранжевый – цвет домашнего очага. Во Франции до сих пор голову невесты украшает флердоранжевый венок, т.е. венок из цветов апельсинового дерева, как символ быстрого увеличения семьи. В Японии оранжевый тоже ассоциируется с любовью и семейным счастьем. В Европе оранжевый является символом протеста. Он демонстрирует силу, выносливость и успех. Это национальный цвет Нидерландов. В средние века он был любимым цветом рыцарей и означал тягу к приключениям.

9 слайд

Описание слайда:

Оранжевый – цвет радости и оптимизма. Радостный апельсиновый цвет активизирует в человеке общительность, избавляет от негативных эмоций, улучшает настроение и способствует мыслительным процессам. Оранжевый цвет ускоряет кровообращение и усиливает аппетит. Известный художник Казимир Малевич не только рисовал картины, но и изучал влияние цвета на деятельность человека. Он первым предложил использовать оранжевые куртки для дорожных рабочих. Т.к. этот цвет обеспечивает максимальную видимость человека даже при плохих погодных условиях. Он также хорошо выполняет сигнальную функцию, притягивает наше внимание и хорошо заметен издалека. Это активный цвет. Его любят дети и спортсмены. Оранжевый цвет предпочитают люди, обладающие интуицией. Они являются страстными мечтателями.

10 слайд

Описание слайда:

Желтый самый противоречивый цвет. Желтый производит очень теплое, приятное впечатление. Это цвет солнца, золота, счастья. На востоке золотисто-желтый цвет считается цветом мудрости, а в Китае на протяжении столетий в желтые одежды разрешалось одеваться только императору. В Японии желтые хризантемы преподносят в дар самым любимым и уважаемым людям. А в Индии этот цвет связан с торговлей и удачным сделками. Однако, вместе с тем, этот цвет символизирует зависть, обман, предательство и трусость. У славян желтый цвет до нашего времени означает расставание.

11 слайд

Описание слайда:

Желтый цвет имеет очень позитивное влияние на человека. Он внушает оптимизм и радость, улучшает настроение, память, прогоняет усталость. Ученые выяснили, что желтый цвет стимулирует мышление. Комбинация черного шрифта на желтом фоне лучшего всего удерживается в памяти человека. Люди, которых тянет к желтому, часто отличаются тонкой интуицией и способностью к предвидению. Желтый цвет выбирают спокойные, интеллигентные и непринужденные в отношениях люди.

12 слайд

Описание слайда:

Зеленый – самый широко распространенный цвет, цвет природы. Больше всего почитаем зеленый цвет на Востоке. Он ассоциируется с вечной жизнью, бессмертием. Традиционно считается символом равновесия и гармонии, надежды и радости, весны и возрождения. Зеленый является национальным цветом Ирландии, т.к. символом страны служит зеленый лист клевера. А англичане связывали зеленый цвет с удачей и покровительством лесных духов, фей, эльфов. В древнерусском языке существовало слово «зель», которое означало «молодая зелень, трава». От него образовано слово «зелье». Раньше так называли обычный настой из трав, а позднее оно приобрело сказочный оттенок – стало означать что-то вроде колдовского напитка.

13 слайд

Описание слайда:

Зеленый – это разрешающий цвет светофора. Это цвет защитников окружающей среды, которые объединяются в партии зеленых. Живой и бодрящий зеленый цвет вызывает подъем работоспособности, увеличивает остроту зрения и концентрацию внимания. Создавая атмосферу тишины и покоя, этот цвет особенно эффективен при лечении сердечных заболеваний и нервного переутомления. Раньше врачи постоянно носили белую одежду - цвет чистоты. Потом, в начале 20-го века, один известный хирург стал надевать зелёное, поскольку решил, что так будет легче глазам. Последующая практика показала, что зелёный цвет подходит для операций лучше всего, т.к. он наиболее комфортен для человеческих глаз и переключая глаза с красного на зеленый цвет снижается риск переутомления. Но у зеленого есть и негативные толкования. Например, про человека, легко впадающего в гнев, говорят, что он позеленел от злости. А когда нам скучно, мы говорим «тоска зеленая». Зеленый цвет обычно предпочитают люди искренние, спокойные, открытые и общительные.

14 слайд

Описание слайда:

Светло-голубой – самый холодный из всех цветов. Этот легкий и прозрачный цвет чистой воды дает ощущение полета, обладает успокаивающим действием. Во многих культурах мира голубой оттенок считается символом чистой невинности, воздушной легкости и детской непринужденности. В Англии и многих других странах голубой воспринимается как светлый оттенок синего и не выделяется как самостоятельный цвет. А в России голубой – цвет мечты. Недаром существует устойчивое выражение «голубая мечта», то есть идеальная, прекрасная и труднодостижимая. Знатные египтянки использовали специальную голубую краску для прорисовки вен на руках и ногах, чтобы подчеркнуть свое благородное происхождение. Возможно, именно от этого обычая пошло знакомое всем выражение «голубая кровь», обозначающее принадлежность человека к аристократичному роду.

15 слайд

Описание слайда:

Голубой считается цветом душевной чистоты. Это цвет воды и воздуха, поэтому его нередко используют там, где надо создать эффект освежающей прохлады. Голубой незаменим в жарких странах и в тесных душных помещениях. Голубой цвет расслабляет и способствует внутренней гармонии. Он снимает умственное напряжение, понижает температуру, расслабляет мышцы и повышает сопротивляемость организма к различным стрессам. Люди, которые любят голубой цвет, открыты, дружелюбны, легки в общении, оптимистичны. Не боятся менять привычную обстановку, обожают путешествия и не забывают мечтать. Но при этом их нельзя назвать поверхностными: они предпочитают вникать в суть и доводить начатые дела до конца.

16 слайд

Описание слайда:

Синий – самый спокойный цвет спектра. В разных языках мира слова, обозначающие синий цвет, появились намного позже, чем слова, обозначающие черный, белый, красный, зеленый и желтый цвета. Возможно, это объясняется тем, что древние авторы ощущали призрачность и нереальность синего цвета. Он вызывает ощущение огромных пустынных пространств и чего-то улетающего в даль. Он необъятен и непостижим, как бескрайнее небо и бездонный океан. Этот цвет является символом честности и верности. В темном варианте синий цвет символизирует власть и успех (костюмы темно-синего цвета традиционно носили государственные чиновники). Как и остальные цвета, синий цвет неоднозначен и загадочен. Он ассоциируется с задумчивостью, грустью и меланхолией. А в Японии и вовсе считается цветом подлецов и мошенников.

Описание слайда:

Фиолетовый – самый сложный из всех цветов спектра. Он представляет собой смесь красного и синего цветов. В средние века при строительстве соборов в витражах (стеклах из цветного стекла) чаще всего использовались стекла красного и синего цветов. Объединение красного – цвета крови- и синего – цвета неба – создавало эффект фиолетовых тонов, которые считались цветом молитвы, всего того, что связано с духовным миром. Недаром издавна он считался цветом философов и поэтов. Фиолетовый олицетворяет все нестандартное. Это цвет нашей фантазии, волшебства, магии. В Англии в 17 веке фиолетовую одежду могли носить только члены королевской семьи.

19 слайд

Описание слайда:

Фиолетовый цвет настраивает нас на размышления о вечности и порождает печаль. Он чудесным образом способен улучшать работоспособность людей творческого труда, влиять на духовное развитие человека Фиолетовый и лиловый используются при лечении болезней сердца, при повышении кровяного давления. Недаром этот цвет считается наиболее подходящим для одежды женщин преклонного возраста. Он повышает выносливость сердца и легких, незаменим при лечении сотрясения мозга. Фиолетовый цвет выбирают натуры решительные и таинственные, проявляющие интерес ко всему загадочному и магическому.

20 слайд

Описание слайда:

Об актуальности рассматриваемого вопроса Свет является одним из необходимых условий существования жизни на земле Через глаза человек получает 70% информации об окружающем мире Цвета играют очень важную роль в нашей жизни: Цвет влияет на наше состояние и поведение Цвета сигналят и предупреждают нас об опасности Цвета создают определенную атмосферу Они могут даже повлиять на наше самочувствие

В сети снова разгорелись споры о цвете атрибута одежды. Теперь причиной разногласий стал кроссовок. Часть считают кроссовки серо-голубыми, часть бело-розовыми. На какой стороне вы?

“На самом деле кроссовки оказались розовыми”, – говорится в интернете.

В целом, этот феномен учёные объяснили ещё в 2015 году, когда по интернету гуляло чёрно-синее или золотисто-белое платье.

В четверг, 26 февраля 2015 года, пользовательница Tumblr выложила в Сеть снимок платья. Девушка спрашивала своих друзей, какие цвета они видят на фотографии - белый и золотой или синий с чёрным. Вопрос кажется очень простым, но именно этот интернет-пост разделил всех пользователей Всемирной паутины на два лагеря. На самом деле, платье на фото сине-чёрное.

Одни учёные объяснили различность мнений тем, что всё зависит от “дневного” или “ночного” восприятия. По их словам, система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции.

“У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем - бело-голубым, а на закате - красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы”, – заметили в исследователи и пояснили, что именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми.

Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это - наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне - и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Невролог из Вашингтонского университета, Джей Нитц пояснил, что свет проходит в глаз через линзу - разные длины волн соответствуют разным цветам. Свет попадает в сетчатку в задней части глаза, где пигменты активируют нейронные связи в визуальном контексте, части мозга, которая обрабатывает эти сигналы и превращает в изображение. Чрезвычайно важно, что свет, который освещает все в этом мире и по сути имеет одну длину волны, отражается от того, на что вы смотрите. Мозг самостоятельно выясняет, какого цвета свет, отразившийся от предмета, на который вы уставились, и самостоятельно выделяет нужный цвет из «настоящего» цвета объекта.

«Наша визуальная система умеет отбрасывать информацию об источнике света и выделять информацию от конкретного отражателя, - говорит Джей Нитц . - Но я изучал индивидуальные различия в видении цветов более 30 лет, и это конкретное различие - одно из самых больших на моей памяти».

Обычно эта система работает замечательно. Но это изображение каким-то образом затрагивает границу восприятия. Частично это может быть связано с тем, как настроены люди. Люди эволюционировали, чтобы видеть в дневном свете, но дневной свет меняет цвет. Эта хроматическая ось варьируется от розовато-красного рассвета, идет через сине-белый полдень, а затем уходит обратно в красноватые сумерки.

«В данном случае ваша визуальная система смотрит на эту вещь и вы пытаетесь не учитывать хроматическое смещение оси дневного света, - говорит Бевил Конвей , невролог, изучающий цвет и зрение в колледже Уэлсли.

По другой версии, причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения.

Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный - после травмы или невритов.

Также, по мнению психологов, на восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения.

Ещё одно интересное объяснение:

Оптические иллюзии

Оптические иллюзии часто поражают человеческое воображение, но лишь немногие из них способны заставить людей столь яростно спорить друг с другом об увиденном. К примеру, многие помнят gif-изображение девушки, вращающейся вокруг своей оси: кто-то видит, что она вращается по часовой стрелке, а кто-то - что против. Авторы этого трюка сообщают, что люди с правосторонним мышлением видят, что девушка вращается по часовой стрелке, а с левосторонним - что наоборот. Так от чего же зависит восприятие цветов платья или кроссовка?

Для ответа на этот вопрос учёные просят вспомнить оптическую иллюзию с тенью на шахматной доске: “белая” и “чёрная” клетки на самом деле оказываются одного и того же цвета, хотя наш мозг, знакомый с понятиями “тень” и “шахматная доска” осознаёт, что цвета клеток должны быть разными. Дело в том, что мы думаем, что объекты, находящиеся в тени, на самом деле светлее, чем кажутся, хотя в реальности это может быть далеко не так.

Аналогичная ситуация происходит с двумя цветными изображениями кубика Рубика. Две одинаковые фигуры изображены рядом друг с другом, но одна из них просматривается через синий фильтр, а другая - через жёлтый. Так, человек видит один квадратик на верхней стороне кубика синим, а другой - жёлтым, тогда как оба они, на самом деле, являются серыми.

“Всё это происходит в силу того, что наш мозг на бессознательном уровне научился учитывать важность влияния источника света”, - объясняет доктор Эрин Годдард (Erin Goddard), когнитивный психолог из Университета Маккуори в Австралии.

Доктор Годдард предлагает участникам спора представить, что они держат в руках лист белой бумаги из офисного принтера. На улице, в тёмном баре, под искусственным освещением у себя дома или даже в лаборатории с холодным светом человек понимает, что лист белый, какого цвета бы он ни казался. Так, можно сказать, человек “делает скидку” на источник света.

Точно то же происходит и с оптическим иллюзиями, объясняют учёные. Глядя на серый квадратик в синем “освещении”, мы думаем, что он жёлтый, а рассматривая точной такой же серый квадратик в жёлтом фильтре, мы догадываемся, что он должен быть синим.

Главное, что нужно понимать, рассматривая кружевное платье, это то, что мы делаем “скидку” на освещение. Однако в отличие от предыдущих примеров, у данного снимка есть свои особенности, которые заставляют разных людей видеть платье в разных цветах. Прежде всего, следует понять, что цветовая композиция фотографии представляет собой очень сложный “коктейль”.

“Если вы посмотрите на значения чёрно-золотого участка платья в палитре RGB, то они окажутся жёлто-охрово-коричневыми. Остальные полосы платья в той же палитре оказываются светло-голубыми с фиолетовыми оттенками”, - говорит профессор Барт Андерсон (Bart Anderson) из Университета Сиднея, который исследует проблемы визуального восприятия у людей.

Другая особенность, которую учёные считают ключом к проблеме, заключается в том, что по снимку невозможно определить, при каком источнике света было сфотографировано платье. Как поясняет доктор Годдард, на снимке не видно, находится ли платье в тени или на свету, в помещении при искусственном освещении или же на улице при дневном свете и соответствующих тенях.

“В дополнение к тому факту, что тени заставляют вещи казаться более тёмными, они имеют ещё одну особенность. Прямой солнечный свет представляет собой желтоватый фильтр, который, в свою очередь, заставляет нас видеть вещи более синими - как в иллюзии с кубиком Рубика. Художники знают об этом, и добавляют синюю краску к теням, чтобы сделать их более убедительными”, - поясняет доктор Годдард.

Таким образом, оказавшись без подсказки об источнике света, люди начинают домысливать, в каких условиях был сделан снимок платья. Те, кто подсознательно считают, что фотография была сделана в условиях естественного солнечного освещения с его тенями, видят платье бело-золотым, а те, кто догадываются о том, что платье сфотографировали при искусственном освещении в помещении без окон, уверены, что платье сине-чёрное.

Так или иначе, случайно сделанный снимок платья, является крайне интересным и даже из ряда вон выходящим примером оптической иллюзии. Доктор Джей Нейтц (Jay Neitz) из Вашингтонского университета, который одним из первых взялся расследовать феномен, заявил, что он уже тридцать лет исследует индивидуальные различия в цветовом восприятии, но впервые столкнулся со столь мощным примером в своей практике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Просмотры: 2 311

Почему желтая картинка, которая изображена сверху, на самом деле не желтая? Кто-то скажет, что за бред? У меня пока еще все в порядке с глазами и монитор вроде бы исправен.

Все дело в том, что как раз таки монитор, с которого вы все и наблюдаете, не воспроизводит желтый цвет вообще. На самом деле, он может демонстрировать только красный-синий-зеленый.

Когда вы в домашних условиях берете в руки спелый лимон, вы видите что он желтый по-настоящему.

Но тот же лимон на экране монитора или телевизора будет изначально поддельного цвета. Оказывается, что обмануть ваш мозг довольно просто.

И получается этот желтый путем скрещивания красного и зеленого, а от естественного желтого здесь нет ничего.

Есть ли цвет на самом деле

Более того, все цвета даже в реальных условиях, когда вы на них смотрите в живую, а не через экран, могут видоизменяться, менять свою насыщенность, оттенки.

Кому-то это покажется невероятным, но главная причина этого в том, что цвЕ та на самом деле не существует.

Большинство такое утверждение озадачивает. Как так, я же вижу книгу и прекрасно понимаю, что она красная, а не синяя или зеленая.

Однако другой человек эту же самую книгу может увидеть совсем по другому, например что она болотистая, а не ярко-красная.

Такие люди страдают протанопией.

Это определенный тип дальтонизма, при котором невозможно правильно различать красные оттенки.

Получается, что если разные люди видят один и тот же цвет по-разному, то дело вовсе не в расцветке предметов. Она то не меняется. Все дело в том, как мы ее воспринимаем.

Как видят животные и насекомые

И если среди людей такое “неправильное” восприятие цвета это отклонение, то вот животные и насекомые изначально видят иначе.

Вот например как видит бутоны цветков обычный человек.

В то же время, пчелы видят его вот так.

Для них не важен цвет, для них самое главное различать типы цветов между собой.

Поэтому каждый тип цветка для них, это какая-то разная посадочная площадка.

Свет – это волна

Важно изначально понимать, что любой свет это волны. То есть, у света такая же природа, как и у радиоволн или даже микроволн, которые используются для приготовления пищи.

Разница между ними и светом в том, что наши глаза могут видеть только определенную часть спектра электроволнового излучения. Она так и называется – видимая часть.

Эта часть начинается от фиолетового и заканчивается красным. После красного идет инфракрасный свет. До видимого спектра стоит ультрафиолет.

Мы его также не видим, но зато вполне себе можем почувствовать его присутствие, когда загораем на солнце.

Всем нам привычный солнечный свет содержит в себе волны всех частот, как видимые человеческим глазом, так и нет.

Впервые эту особенность обнаружил Исаак Ньютон, когда захотел буквально расщепить отдельно взятый пучок света. Его эксперимент можно повторить и в домашних условиях.

Для этого вам понадобятся:



  • прозрачная пластина, с наклеенными двумя полосками черной ленты и узкой щелью между ними

Для проведения опыта включаете фонарик, пропускаете луч через узкую щель на пластине. Далее он проходит сквозь призму и попадает уже в разложенном состоянии в виде радуги на заднюю стенку.

Как же мы видим цвет, если это просто волны?

На самом деле мы не видим волны, мы видим их отражение от предметов.

Для примера возьмите белый шарик. Для любого человека он является белым, потому что от него отражаются волны сразу всех частот.

Если же взять цветной предмет и посветить на него, то здесь отразится только часть спектра. Какая именно? Как раз та, которая соответствует его цвету.

Поэтому запомните – вы видите не цвет предмета, а волну определенной длины, которая отразилась от него.

Почему вы видите ее, если светили условно белым? Потому что, белый солнечный свет изначально содержит все цвета уже внутри себя.

Как сделать предмет бесцветным

А что будет, если на красный предмет посветить циановым цветом, или на синий – желтым? То есть, заведомо светить той волной, которая не будет отражаться от предмета. А будет ровным счетом ничего.

1 of 2



То есть, ничего не отразится и предмет останется либо бесцветным, либо вообще станет черным.

Подобный эксперимент можно легко провести в домашних условиях. Вам понадобится желе и лазер. Купите всеми любимые желейные мишки и лазерную указку. Желательно, чтобы цвета ваших мишек были достаточно разными.

Если зеленой указкой посветить на зеленого мишку, то все достаточно хорошо сочетается и отражается.

Желтый довольно близок к зеленому, поэтому здесь тоже все будет хорошо светиться.

С оранжевым будет немного хуже, хотя в нем и есть составляющая часть от желтого.

А вот красный практически потеряет свой первоначальный цвет.

Это говорит от том, что большая часть зеленой волны поглощается предметом. В итоге он теряет свой ”родной” цвет.

Глаза человека и цвет

С волнами разобрались, осталось разобраться с организмом человека. Мы видим цвет, потому что в глазах у нас есть три вида рецепторов, которые воспринимают:

  • длинные
  • средние
  • короткие волны

Так как они идут с достаточно большим нахлестом, то при их перечечении мы получаем все варианты цветов. Предположим мы видим синий предмет. Соответственно здесь работает один рецептор.

А если нам показать зеленый объект, то заработает другой.

Если же цвет голубой, то работают сразу два. Потому что голубой, это одновременно и синий и зеленый.

Важно понимать, что большинство цветов находятся как раз на пересечении зон действия разных рецепторов.

В итоге у нас получается система состоящая из трех элементов:

  • предмет, который мы видим
  • человек
  • свет, который отражается от предмета и попадает в глаза человеку

Если проблема на стороне человека, то это называется дальтонизм.

Когда проблема на стороне предмета, значит дело в материалах или в ошибках, которые были совершены при его изготовлении.

Но существует интересный вопрос, а если все в порядке и с человеком и с предметом, может ли быть проблема со стороны света? Да, может.

Давайте и с этим разберемся поподробнее.

Как предметы меняют свой цвет

Как говорилось выше, человек имеет только три рецептора воспринимающие цвет.

Если мы возьмем такой источник света, который будет состоять только из узких пучков спектра – красного, зеленого и синего, то при подсветке белого шарика он и останется белым.

Может быть, появится небольшой оттенок. Но что же при этом будет с остальными цветами?

А они как раз таки будут очень сильно искажены. И чем более узкой будет часть спектра, тем сильнее будут изменения.

Казалось бы, зачем кому-то специально создавать источник света, который будет плохо передавать цвета? Все дело в деньгах.

Энергосберегающие лампочки придуманы и используются уже довольно давно. И зачастую именно они имеют крайне рваный спектр.

Для эксперимента можете поставить любой светильник перед небольшой белой поверхностью и посмотреть на отражение с нее через CD диск. Если источник света будет хорошим, то вы увидите плавные полные градиенты.

А вот когда перед вами дешевая лампочка, то спектр будет рваным и вы наглядно будете различать блики.

Таким нехитрым способом можно проверять качество лампочек и их заявленные характеристики с реальными.

Главный вывод из всего вышесказанного – качество света, прежде всего влияет на качество цвета.

Если в световом потоке отсутствует или проседает часть волны, ответственная за желтый, то соответственно желтые предметы будут выглядеть неестественным образом.

Как уже упоминалось, солнечный свет содержит в себе частоты всех волн и может отображать все оттенки. Искусственный же свет может иметь рваный спектр.

Зачем же люди создают такие ”плохие” лампочки или светильники? Ответ очень простой – они яркие!

Точнее говоря, чем больше цветов может отображать источник света, тем он тусклее по сравнению с аналогичным при равной потребляемой мощности.

Если речь при этом идет о какой-нибудь ночной автостоянке или автостраде, то вам реально важно, чтобы там в первую очередь было светло. И вас не особо интересует, что машина при этом будет несколько неестественного цвета.

В то же время в домашних условиях, приятно видеть многообразие цветов, что в жилых комнатах, что на кухне.

В картинных галереях, на выставках, в музеях, там где работы стоят тысячи и десятки тысяч долларов, очень важна правильная цветопередача. Здесь на качественное освещение тратятся огромные деньги.

В некоторых случаях, именно оно помогает быстрее продать те или иные картины.

Поэтому специалисты придумали расширенную версию из 6-ти дополнительных цветов. Но и они решают проблему только отчасти.

Очень важно понимать, что данный индекс это некая среднестатистическая оценка по всем цветам одновременно. Допустим, у вас есть источник света, который отображает все 14 цветов одинаково и его CRI=80%.

Такого в жизни не бывает, но предположим что это идеальный вариант.

При этом есть второй источник, который отображает цвета неравномерно. И его индекс также равняется 80%. И это несмотря на то, что красный в его исполнении просто ужасен.

Что же делать в таких ситуациях? Если вы фотограф или видеооператор, старайтесь не снимать в местах, где выставлен дешевый свет. Ну или по крайней мере избегать крупных планов при такой съемке.

Если вы занимаетесь фотосъемкой дома, больше используйте естественный источник освещения и покупайте только дорогие лампочки.

У качественных светильников CRI должен стремиться к 92-95%. Это именно тот уровень, который дает минимальное количество возможных погрешностей.

Любой предмет который мы видим попадает в мозг через наш основной орган чувств — глаза. Невольно, наши глаза определяют цвет каждого предмета, который мы видим. Так почему мы понимаем, что трава зелёная, а небо синее?

Начнем с физики

Цвет – это не просто наше ощущение, это, в первую очередь, физическое явление. В физике цвет – это отражающаяся от предметов световая волна. Длина волны и определяет цвета, которые мы видим. Самые короткие волны, различимые нашим глазом, формируют сине-зеленый спектр, с длинной волны от 380 нм. Самые длинные видимые волны — красно-желтый спектр с длинной 740 нм. Это примерно в миллион раз меньше миллиметра.

Длина цветовых волн

А теперь биология

Существуют два диапазона волн невидимых глазу человека, но видимые животным. Инфракрасное излучение с длинной волны выше чем у красного цвета и ультрафиолет с длинной волны ниже фиолетового. Например, некоторые насекомые и рептилии способны видеть в инфракрасном (тепловом) излучении. Оно исходит от всех живых существ. Так, если у человека хорошо развита сосудистая система, то поверхность его тела теплее, чем у других, и комары с большей охотой выбирают этого человека своей жертвой. Ультрафиолетовое излучение способны воспринимать почти все птицы, собаки, бабочки, пчелы и прочая живность. Он помогает им в навигации и поиске пищи. Так бабочка выбирает не опыленный цветок. Пыльца на цветке интенсивно отражает ультрафиолет и привлекает особь. После опыления цветок уже не так чётко виден в ультрафиолете другим бабочкам.

Так видят человека комары

Строение глаза человека

Глаз человека воспринимает цвет особыми рецепторами – колбочками и палочками. Колбочки различают цвета при дневном освещении, палочки же включаются в сумерках. Всего у человека существует три вида колбочек, и именно из-за их работы мы способны увидеть все многообразие цветовой гаммы. Каждый вид колбочек отвечает за восприятие своего цвета: синий, зеленый и красный. Некогда на основе этого была разработана палитра RGB, которая до сих пор используется в производстве мониторов и фототехнике. Палочки же включаются при слабом освещении и передают изображение со слабой насыщенностью цвета.

Строение глаза. Колбочки и палочки на сетчатке глаза (№ 3, 4)

Немного психологии

Восприятие человеком цвета во многом обусловлено его индивидуальными особенностями, а также его генетической и культурной предрасположенностью. Как ни странно люди лучше замечают те цвета, которые они привыкли видеть ежедневно. Так индейцы, выросшие в прериях, лучше различали предметы красно-желтого спектра, а коренное население средней полосы России — предметы сине-зеленого спектра.

Люди разных культур и народностей могут назвать от трех и до ста тысяч оттенков цветов. Это зависит от уровня развития их социальной группы. Например, в германской языковой группе (англичане, немцы, французы) голубой и синий цвета обозначаются одним словом (blue – англ., blau – нем., bleu – фр.), в славянской группе это разные цвета.

Психологи также давно установили, что цвет очень сильно влияет на человека. Каждый цвет соответствует своему эмоциональному состоянию и может менять настроение человека: через одежду, оформление интерьера и т.д. Например, синий будет успокаивать, красный цвет взбодрит и от него участится пульс, а желтый добавит радости! Используя цветовой круг, можно смело сочетать цвета и составить свой собственный букет эмоций.

Выбор темы исследования Все окружающие нас предметы: растения, дома, мебель, игрушки и так далее имеют свой цвет. Некоторые цвета создают радостное настроение. Например, чтобы улучшить настроение в день рождения, мама всегда украшает комнату шарами и плакатами. Некоторые цвета, наоборот, заставляют нас грустить. Как грустно бывает, когда на улице серая мрачная погода. Но я заметил, что цвет неба в разную погоду и в разное время суток имеет различный цвет. То же самое происходит и с цветами других предметов. А если представить, что все цвета вдруг исчезли! Какая мрачная получится картина! Меня заинтересовало, почему мы видим цвета, как получается цвет и сколько цветов существует.




Задачи исследования 1) Прочитать книги о цвете и его происхождении, проанализировать прочитанное. 2) Провести анкетирование, опыты. 3) Узнать, какие бывают цвета. 4) Понаблюдать, как изменяется цвет в разное время суток 5 5) Установить, что цвет зависит от света или нет. 6) Собранную информацию оформить в виде презентации.


Гипотеза исследования. Возможно цвет – это то, что нас окружает. Возможно цвет – это то, что нас окружает. Я думаю, что человеческий глаз может различать больше 250 цветов. Я думаю, что человеческий глаз может различать больше 250 цветов. Возможно, при смешении нескольких цветов получаются новые цвета и оттенки. Возможно, при смешении нескольких цветов получаются новые цвета и оттенки. Я думаю, что в темноте плохо различаются цвета. Я думаю, что в темноте плохо различаются цвета. Возможно, основные цвета – это красный, жёлтый и синий. Возможно, основные цвета – это красный, жёлтый и синий.


Методы исследования. Мною использовались следующие методы исследования: Мною использовались следующие методы исследования: - анализ научной литературы; - анализ научной литературы; - наблюдения; - наблюдения; - анкетирование; - анкетирование; - эксперимент; - сравнение; - эксперимент; - сравнение; - обобщение. - обобщение.


Значение цвета в жизни человека Значение цвета в жизни человека Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаём только благодаря цвету. Цвет помогает нам узнать – поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зелёные листья пожелтели и покраснели. Если представить, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо- белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! Природа наделила нас сложнейшей системой органов чувств. Самой развитой частью этой системы является зрение. Органами зрения человек воспринимает до 90 процентов всей получаемой из внешнего мира информации. Особенностью зрения человека является его способность хорошо различать цвета.


Цвет и свет Цвет и свет Всю богатую окраску природы мы наблюдаем преимущественно утром или днём, т.е. тогда, когда природа освещается солнцем. В тёмную ночь почти нет возможности различать не только цвета, но порой и сами предметы. Следовательно, чем больше предметы освещены, тем определённее мы разбираемся в их окраске. Всю богатую окраску природы мы наблюдаем преимущественно утром или днём, т.е. тогда, когда природа освещается солнцем. В тёмную ночь почти нет возможности различать не только цвета, но порой и сами предметы. Следовательно, чем больше предметы освещены, тем определённее мы разбираемся в их окраске. Цвет предметов непосредственно связан со светом. Источниками света могут быть различные светящиеся тела, например, свеча, луна, звёзды, но изо всех источников света солнце является наиболее сильным и важным источником, дающим самую богатую и эффективную окраску предметам. Цвет предметов непосредственно связан со светом. Источниками света могут быть различные светящиеся тела, например, свеча, луна, звёзды, но изо всех источников света солнце является наиболее сильным и важным источником, дающим самую богатую и эффективную окраску предметам. Солнечный свет в полдень при безоблачном небе принимается за нормальный белый свет, с которым уже сравнивают все остальные света. Солнечный свет в полдень при безоблачном небе принимается за нормальный белый свет, с которым уже сравнивают все остальные света.


Откуда берётся радуга Несмотря на то, что солнечный свет белый, он может освещать капельки дождя, или трёхгранную призму и при определённых условиях мы наблюдаем радугу, иначе – спектр. Несмотря на то, что солнечный свет белый, он может освещать капельки дождя, или трёхгранную призму и при определённых условиях мы наблюдаем радугу, иначе – спектр.


Спектр представляет собой чередующие лучи разной длины и разного цвета – красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Происхождение цветовых явлений радуги отличается от происхождения окраски других тел природы, но в обоих случаях цвет происходит под влиянием солнечного света. Первым это явление открыл И. Ньютон, и объяснил, что путём смешения семи цветов создаётся богатство природных красок. Нормальный глаз человека способен различать в спектре до 130 различных цветов. А вообще человеческий глаз способен различить около 360 оттенков цвета.


Если смешать спектральные цвета, то получится белый цвет. Чтобы убедится в этом, можно провести опыт. Картонный кружок необходимо разделить радиусами на секторы, по числу цветов радуги, и каждый сектор окрасить соответствующим цветом спектра (приложение 2). Кружок нужно поместить на ось таким образом, чтобы его можно было привести при помощи особого механизма в быстрое вращение. Глядя на такой быстро движущийся кружок, мы не будем различать отдельных цветов, а весь кружок будет казаться окрашенным сплошным серым цветом, который является ослабленным белым. С помощью такого прибора нельзя получить впечатление совершенно белого цвета, потому что материальная краска по своей чистоте и силе уступает спектральным цветам. Если смешать спектральные цвета, то получится белый цвет. Чтобы убедится в этом, можно провести опыт. Картонный кружок необходимо разделить радиусами на секторы, по числу цветов радуги, и каждый сектор окрасить соответствующим цветом спектра (приложение 2). Кружок нужно поместить на ось таким образом, чтобы его можно было привести при помощи особого механизма в быстрое вращение. Глядя на такой быстро движущийся кружок, мы не будем различать отдельных цветов, а весь кружок будет казаться окрашенным сплошным серым цветом, который является ослабленным белым. С помощью такого прибора нельзя получить впечатление совершенно белого цвета, потому что материальная краска по своей чистоте и силе уступает спектральным цветам.


Почему мы видим цвета В природе предметы и тела в большинстве случаев, за исключением тел прозрачных и бесцветных, являются цветными или окрашенными. Так, например, листва деревьев, камни, ткани и другие предметы имеют ту или иную окраску. Мы воспринимаем определённый цвет предмета потому, что его поверхность отражает только этот цвет спектра и поглощает все остальные. Например, красная ткань отражает красные лучи, поглощая все остальные лучи спектра, поэтому оно и кажется красным, зелёная ткань отражает зелёные лучи, задерживая все остальные, поэтому она и кажется зелёной.


Если красную ткань осветить через синее стекло, то она будет казаться почти чёрной, потому что она поглощает синие лучи, а красные на неё не попадают в данном случае. Напротив, если красный предмет освещать красным же светом, то он будет казаться ещё ярче. Если красную ткань осветить через синее стекло, то она будет казаться почти чёрной, потому что она поглощает синие лучи, а красные на неё не попадают в данном случае. Напротив, если красный предмет освещать красным же светом, то он будет казаться ещё ярче. Белые предметы отражают все лучи спектра в одинаковой степени. Поэтому белые предметы в одинаковой мере принимают окраску того света, которым они освещены. Если осветить бумагу красными лучами, она будет казаться красной, если синими, она покажется синей и т. д. Белые предметы отражают все лучи спектра в одинаковой степени. Поэтому белые предметы в одинаковой мере принимают окраску того света, которым они освещены. Если осветить бумагу красными лучами, она будет казаться красной, если синими, она покажется синей и т. д. Совершенно чёрные предметы, в противоположность белым, поглощают все лучи спектра. А так как в спектре нет чёрного цвета, то цвет чёрной краски и зависит от того, что она не отражает никаких лучей. Совершенно чёрные предметы, в противоположность белым, поглощают все лучи спектра. А так как в спектре нет чёрного цвета, то цвет чёрной краски и зависит от того, что она не отражает никаких лучей. В действительности, однако, она отражает в слабой степени некоторые лучи. Если бы чёрная краска совсем не отражала лучей света, то мы не имели бы возможность наблюдать складки на чёрных материях. В действительности, однако, она отражает в слабой степени некоторые лучи. Если бы чёрная краска совсем не отражала лучей света, то мы не имели бы возможность наблюдать складки на чёрных материях. Серый цвет занимает промежуточное место между белым и чёрным цветом, т.е. он отражает всякого цвета понемногу. Серый цвет занимает промежуточное место между белым и чёрным цветом, т.е. он отражает всякого цвета понемногу.


Характеристики цвета Одну группу составляют ахроматические цвета: чёрный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета. Натренированный человеческий глаз способен отличить по степени светлости около 30 ахроматических оттенков и около 360 оттенков хроматических цветов. Натренированный человеческий глаз способен отличить по степени светлости около 30 ахроматических оттенков и около 360 оттенков хроматических цветов. Ко второй группе относятся хроматические (цветные) цвета – все цвета, кроме чёрного, белого и серых, то есть красный, жёлтый, синий, зелёный, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п. Ко второй группе относятся хроматические (цветные) цвета – все цвета, кроме чёрного, белого и серых, то есть красный, жёлтый, синий, зелёный, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п. Всё многообразие цветов можно разделить на две большие группы.


Цветовой круг Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы увидим фиолетовый цвет, а на другом – красный. Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому цвету. Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы увидим фиолетовый цвет, а на другом – красный. Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому цвету.


Цвета, которые можно получить при смешении основных красок, называют составными или производными. Это: оранжевый, зелёный, фиолетовый цвета. Цвета, которые можно получить при смешении основных красок, называют составными или производными. Это: оранжевый, зелёный, фиолетовый цвета. В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета – жёлтый, красный, синий – называются основными. В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета – жёлтый, красный, синий – называются основными.


Расположение цветов в цветовом круге даёт возможность определить дополнительные, или контрастные, цвета, расположенные на противоположных концах диаметров. Например, проведя в цветовом круге диаметр через середину жёлтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдёт через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. У красного дополнительным будет зелёный и наоборот. Сочетание дополнительных цветов даёт нам ощущение особенной яркости цвета. Дополнительные цвета при смешении образуют ахроматический цвет. Смешение двух дополнительных цветов световых лучей даёт белый цвет.


Цветовой круг можно разделить на две части. В одну часть входят красные, оранжевые, жёлтые, жёлто-зелёные цвета, которые называются тёплыми, так как они ассоциируются с цветом огня, солнца. В другую часть входят голубовато-зелёные, голубые, синие, фиолетовые и называются холодными, так как они напоминают о цвете воды, льда, металла. В другую часть входят голубовато-зелёные, голубые, синие, фиолетовые и называются холодными, так как они напоминают о цвете воды, льда, металла.


Выводы исследования Моя гипотеза оказалась частично верна. Как я и предполагал, цвет это признак предметов, который нас окружает. Человеческий глаз может различать до 360 цветов. С помощью опытов я понял, что при смешении нескольких цветов получаются новые цвета и оттенки. Вечером, в темноте я понаблюдал и понял, что в темноте плохо различаются цвета. И также благодаря литературе я узнал, что есть механическое смешение и оптическое. В механическом смешение главные цвета красный, жёлтый, синий. В оптическом красный, зелёный, синий. Я нашёл ответ на свой вопрос. Он звучит так: ЦВЕТ – ЭТО ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ ВИДИМЫХ НАМИ ПРЕДМЕТОВ, ОСОЗНАННОЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ.


Список литературы Сокольникова Н.М. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. Изобразительное искусство: учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. Школа рисунка и живописи. Школа рисунка и живописи. «Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ» - разработка, оформление, издание, «Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ» - разработка, оформление, издание, Воронцова М.М. –автор - составитель. Воронцова М.М. –автор - составитель. Беляева С.Е. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для нач. проф. учеб. заведений / Светлана Евгеньевна Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для нач. проф. учеб. заведений / Светлана Евгеньевна Беляева. – М.: Издательский центр « Академия», Беляева. – М.: Издательский центр « Академия», Особые благодарности руководителю Ельчугиной Т.Г. Особые благодарности руководителю Ельчугиной Т.Г. и моей маме Вепрёвой Г.М. и моей маме Вепрёвой Г.М.