Что такое моральная ответственность за происходящее вокруг. Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов

Ответственность - это осознание соответствия (или несоответствия моральным нормам действий человека, а также результатов и последствий его поступков. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой.

Моральная ответственность человека зависит от:

Его дееспособности;

Способности к пониманию и верному истолкованию требований;

Влияния внешних обстоятельств на результат действий.

Кроме того, моральная ответ, означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т.д.

Чувство ответственности существует в двух формах -позитивной (чувство значимости, влияния на происходящее) и негативной (неуверенность в возможности достичь положительных результатов).

Безответственное поведение представляет собой действия, совершаемые без учета их последствий. Такое поведение связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, эгоизмом и пр.

Моральная ответст. предполагает след. условия:

Свобода совершаемого действия (поступок, совершенный человеком не по его собственной воле, не предполагает ответственности за него);

Преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка смягчает ответственность, но не исключает ее полностью);

Способность человека осознавать происходящее, возможность по своей воле пресечь действие, ведущее к негативным последствиям. (Невменяемыми признаются психически больные люди. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, наркотическое) усугубляет вину.)

В ходе исторического развития чел. сообщества повышается уровень личйой свободы, а также уровень моральной ответственности человека за себя и за свою семью. В этой связи философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Он выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить человеку с себя свободу и ответственность:

Тоталитарный режим (вождь берет на себя ответственность за жизнь общества и его членов);

- «автоматизирующий конформизм» (некритическое принятие чужих мнений, превращение мнения общества в свое собственное).

8 . Добро и зло.

Центральной категорией морали является добро. Добро - это высшая нравственная ценность, делать добро - главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» - отрицательную.

Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. В самом деле, умывание и одевание, процесс еды, чтение, ходьба, посещение театра - все это дела, которые сами по себе ни нравственны, ни безнравственны. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Такие действия называют поступками. Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего - это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом).

Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью. В религиозном смысле Добро - характеристика явлений с точки зрения их соответствия Божьему промысл

Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (то есть противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. Вопрос о преобладании зла или добра в мире в житейском ключе составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.

2. Условия моральной ответственности

3. Перед кем ответствен человек?

    Свобода является двигателем морали. Мораль посредством свободы выбора становится источником исторической активности человека и общества. Моральные ценности становятся стимулом деятельности человека и реализуются в его практической деятельности. Свобода подразумевает необходимость ответственности человека за pезультат его деятельности.Ответственность - это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека результатов, последствий его поступков. Человек должен предвидеть последствия своих действий, стараться предотвратить негативные результаты поступка.

Ответственность можно рассматривать на уровне:

личности: выполнение человеком норм, установленных обществом;

общества: соответствие требованиям морали действий социальных групп. Степень ответственности человека (или группы) необходимо рассматривать с учетом возможностей и конкретных условий.

Моральная ответственность человека зависит от:

Его дееспособности;

Способности к пониманию и верному истолкованию требований;

Влияния внешних обстоятельств на результат действий.

Личная ответственность человека прямо пропорциональна уровню его возможностей в моральном выборе и мере свободы.

Проблема личной ответственности связана с проблемой вины человека за негативные последствия его поступков.

Моральная ответственность также означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т. д.

Чувство ответственности существует в двух формах .

Позитивной - чувство значимости, влияния на происходящее;

Негативной - неуверенность в возможности достичь положительных результатов.

Безответственное поведение - действия, совершаемые без учета их последствий. Оно связано с неадекватной самооценкой, равнодушием и пр.

Выражение "нести ответственность" означает добровольное принятие ответственности на себя.

2. Важные условия моральной ответственности:

Свобода совершаемого действия (поступок, совершенный не по соб­ственной воле человека, не подразумевает ответственности за него);

Преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка только смяг­чает ответственность, но не снимает ее полностью);

Вменяемость человека, осознание происходящего, возможность по сво­ей воле пресечь действие, которое будет иметь негативные последствия. Невменяемыми признаются психически больные. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, нарко­тическое) усугубляет вину.

В ходе исторического развития человеческого сообщества повышается уровень личной свободы человека, его моральной ответственности за себя и свою семью.

Философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответ­ственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Фромм выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить чело­веку с себя свободу и ответственность:

Тоталитарный режим, возглавляемый "сильной личностью", вождем, взявшим на себя всю ответственность за жизнь общества и его членов;

"автоматизирующий конформизм" - некритичное принятие чужих мне­ний (СМИ и пр.), превращение мнения общества в свое собственное.

3. Существуют разные точки зрения на то,перед кем ответствен человек. Человек несет ответственность перед другими людьми потому, что на­ходится в зависимости от них:

Свобода человека в обществе не абсолютна, она ограничена свободой других людей;

Человек находится в естественной зависимости от других людей (ком­муникативной, социокультурной, психологической);

    человек находит нравственные ориентиры в обществе.

Религиозная точка зрения:

Бог является высшим судьей, моральным законодателем;

Человек несет ответственность, прежде всего перед Богом и во вторую очередь - перед людьми, обществом.

Индивидуалистические концепции содержат утверждение, что человек ответствен в первую очередь перед самим собой. Он уникален, отчужден от других членов общества, свободен от влияния извне.

Учения, соединяющие принципы индивидуализма и ориентации на других

людей (Э. Фромм и др.):

* человек не подчинен диктату извне, ответствен перед своей совестью;

* совесть человека ориентирована на благо свое и других людей;

    защита интересов других людей является естественным стремлением человека, проявлением высшего начала в его душе. Мысли и чувства человека определяют его поведение. Человек несет ответственность за единство духовной и поведенческой сторон своей личности.

На вопрос что такое " моральная ответственность"? заданный автором Опростоволоситься лучший ответ это Моральная ответственность человека зависит от:
- его дееспособности;
- способности к пониманию и верному истолкованию требований;
- влияния внешних обстоятельств на результат действий.
Кроме того, моральная ответ, означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т. д.
Чувство ответственности существует в двух формах -позитивной (чувство значимости, влияния на происходящее) и негативной (неуверенность в возможности достичь положительных результатов) .
Безответственное поведение представляет собой действия, совершаемые без учета их последствий. Такое поведение связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, эгоизмом и пр.
Моральная ответст. предполагает след. условия:
- свобода совершаемого действия (поступок, совершенный человеком не по его собственной воле, не предполагает ответственности за него) ;
- преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка смягчает ответственность, но не исключает ее полностью) ;
- способность человека осознавать происходящее, возможность по своей воле пресечь действие, ведущее к негативным последствиям. (Невменяемыми признаются психически больные люди. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, наркотическое) усугубляет вину.)
В ходе исторического развития чел. сообщества повышается уровень личйой свободы, а также уровень моральной ответственности человека за себя и за свою семью. В этой связи философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно) . Он выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить человеку с себя свободу и ответственность:
- тоталитарный режим (вождь берет на себя ответственность за жизнь общества и его членов) ;
- «автоматизирующий конформизм» (некритическое принятие чужих мнений, превращение мнения общества в свое собственное) .
Моральная оценка. Можно выделить м. о. отдельного поступка и м. о. деятельности в целом, но поскольку они тесно взаимосвязаны, целесообразно остановиться на общих, наиболее важных параметрах.
Прежде всего м. о. должна быть max комплексной, т. е. учитывать все составляющие поступка и своеобразие их взаимосвязи. Независимо от того, чье поведение оценивается - собственное или чужое, нужно разобраться не только в намерениях и мотивах, но и в результатах. М. о. должна быть конкретной, т. е. основываться на анализе условий, в которых был совершен поступок. Кроме того, каждый поступок должен оцениваться не как отдельный акт, а в контексте всей предыдущей нравственной деятельности. М. о. предполагает эмоциональную сопричастность к ситуации, что не должно препятствовать объективному анализу.
Кроме того, часто в своей нравственно-оценивающей деятельности чел. опирается на свой жизненный опыт как на ед. достоверную реальность. Несмотря на всю значимость индивид, опыта, он все же не является панацеей от заблуждений, особенно если он ограничен в содержательном и колич. отношении. Умение правильно оценить чужой поступок, не имеющий аналогов в собст. опыте или не соответ. собст. ценностным ориентация, -показатель духовной зрелости личности.

Категория моральной ответственности. Ответственность моральная и юридическая.

Категория моральной ответственности в существенной мере коррелируется с категорией профессионального долга, являясь в определенной степени одной из его составляющих. Ответственность выражает отношение общества или человека к выполнению субъектом нравственного долга. Моральная ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ответственность – это способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя ответственность выступает в виде общественных санкций за действия личности. Иногда ответственность подразделяют на позитивную и негативную. Позитивная ответственность – это сознательное и добросовестное выполнение личностью предъявляемых к ней требований. Она ориентирует на должное исполнение субъектом возложенных на него обязанностей. Негативная ответственность – реакция общества или личности на совершенные проступки. Моральная ответственность отличается от юридической, которая всегда связана с применением мер государственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные действия может предъявлять не только общество, но и сам субъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с общественным и личным осуждением.

35. Диалектическая взаимосвязь свободы, необходимости и ответственности в деятельности органов внутренних дел. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.к. общество или сам человек в каждой конкретной ситуации определяет, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Однако, это не означает что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Такими основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя. Мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна в меру свободы выбора, т.е. она отвечает лишь за то, что она объективно могла и субъективно должна была выбрать и реализовать в поступке. В последние годы остро встал вопрос об ответственности правоохранительных органов и их сотрудников за совершенные ими действия. Суть этого вопроса состоит в следующем: в какой мере и за что они могут и должны нести ответственность. Мера ответственности, как было отмечено выше, определяется мерой свободы выбора, т.е. наличием объективных возможностей для альтернативных действий и степенью следования нравственным требованиям. Сотрудники правоохранительных органов должны нести ответственность за конкретные противоправные или аморальные действия конкретных лиц или органов государства. Однако в действительности оценка действий человека или целой организации не всегда укладывается в ту или иную формулу. Многие вопросы требуют глубокого анализа и должны решаться по-своему в каждом конкретном случае с учетом всех сопутствующих им обстоятельств.

36 . общее и особенное в этических категориях «честь» и «достоинство личности». Достоинство – категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. (Философский словарь). Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства . Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности. Достоинство выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство – эмоциональное. Понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения к личности – в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности – это огромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированный характер – от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей и т.д. степень этого уважения определяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, авторитетом, в том числе и незапятнанной честью. Чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией. Достоинство для человека имеет не меньшую, а чаще большую роль, чем материальное благополучие, здоровье или даже сама жизнь.

37. Профессиональная честь сотрудника ОВД, «честь коллектива» и «честь мундира»

Понятие «честь мундира» можно определить как совокупность моральных качеств, которые должны быть присущи сотруднику правоохранительных органов: самоотверженное выполнение своего служебного долга в соответствии с такими понятиями как: профессиональная честь сотрудника и честь коллектива, верность профессии, чувство профессионального достоинства, профессиональная совесть, моральная ответственность. Это отражено в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации: П-ф 1. Долг чести сотрудника органов внутренних дел – быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали. П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. П-ф 4. помнить старинное российское правило: «Честь – в службе!». Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка. Делом отстаивать честь и авторитет своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство. П-ф 5. Не терять самообладания и достоинства при вынужденном и правомерном применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными. П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так и в семье и в быту. П-ф 12. Высокая честь – заслужить право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.



38. Этическая категории «совесть» как механизм, регулирующий деятельность сотрудника. Категория совесть. Одной из наиболее сложных этических категорий, затрагивающих широкую сферу человеческих отношений, является совесть - понятие морального сознания, выражающее способность личности к самоконтролю, нравственной оценке собственных действий на основе понимания своей ответственности перед другими людьми, обществом за совершаемые поступки.

При определении понятия совести выделяют три ее взаимосвязанных элемента.

Рациональный элемент - это разумное осознание нравственного значения своих действий. Человек, обладающий совестью, размышляет о своем поведении, поступках даже тогда, когда он уверен, что о его поступках никто не знает. Если человек совершает неблаговидный поступок, то "голос совести" подсказывает ему, что он заслуживает осуждения от других людей. Человек, имеющий совесть, в таких случаях сожалеет о последствиях совершенного поступка.

Чувственно-эмоциональный элемент проявляется в виде чув­ст­ва нравственного удовлетворения или неудовлетворения человека собой. Чувство нравственного удовлетворения называют "чистой совестью". Чувство недовольства собой принимает форму раскаяния, угрызения совести, чувства стыда. В этом случае мы говорим о "муках совести". Элементарной основой проявления совести является стыд. Стыд - это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь (К.Маркс). Он развивается на основе уважения мнения других людей. Но совесть, в отличие от стыда, является более сложной формой осознания человеком своих поступков, так как проявляется не только в чувстве виновности, но и правоты своих чувств, мыслей, поведения. Эмоциональный характер совести проявляется в таком случае в положительных эмоциях - "спокойной совести".

Волевой элемент . Не случайно говорят: совесть удерживает меня от этого поступка, не позволяет сделать это, или совесть требует, заставляет поступать так, а не иначе.

Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели . Совестливому человеку приходится преодолевать много затруднений, препятствий, вести внутреннюю борьбу с различными мотивами, прежде чем выбрать тот, который обеспечил бы ему спокойную совесть. Чтобы поступать всегда по совести, нужна стойкая воля, которая должна сочетаться с определенной сознательностью и нравственными убеждениями. Люди с чуткой совестью часто задумываются над тем, справедливо ли они поступают. Совесть представляет собой душевное напряжение личности, которое связано с внутренней борьбой между злыми и добрыми намерениями.

Важнейшую роль чувство совести играет в выполнении служебного долга сотрудниками органов внутренних дел.

39. Общее и особенное в нравственных категориях «совесть» и «стыд». Слова "стыд" и "совесть" часто путают и употребляют одно вместо другого. На самом деле разница между ними очень большая. Совесть нас обличает, когда мы делаем то, что не должно. А стыдно нам, когда открывается то, что должно быть скрыто. Путаница возникает из-за того, что мы по гордости всячески стараемся прятать от всех свои плохие поступки и выставлять напоказ хорошие. Иногда необходимо плохие поступки скрывать, чтобы избежать соблазна, который может привести к новому греху. Но обычно мы скрываем свое зло из тщеславия или из страха заслуженного наказания. Это ложный стыд. Он нередко толкает людей на уголовные преступления (я читал в газете про девушку, которая убила свою маму, чтобы та не узнала о ее плохой учебе). На самом же деле, когда мы совершили зло, следует позаботиться не о сокрытии его, а о его исправлении. Если возможно, то и делом (вернуть похищенное, помириться с тем, кого обидели), но во всяком случае в своей душе (это всегда возможно и необходимо). Мы должны не заглушать голос совести ложным стыдом, а наоборот, преодолев ложный стыд, поступить по совести, в частности открыть свой грех перед духовником, а иногда и перед многими людьми. Так что, когда говорит совесть, стыд часто (не всегда) бывает ложным. А чувство неложного стыда нередко сопутствует вовсе не злым, а добрым делам. Ведь мы именно свои добрые дела должны по возможности скрывать, стыдиться их огласки, чтобы не быть скраденными тщеславием. Когда человек совершает хорошие поступки напоказ - это бесстыдство. Истинный, естественный стыд побуждает нас скрывать те части тела, через которые человек входит в мир, скрывать от посторонних людей наши интимные телесные и душевные отношения, скрывать свои высокие духовные состояния и переживания (если их Бог дает) - скрывать не потому, что все это плохо, а потому, что это слишком значительно и не должно быть предметом суетного, похотливого интереса. А открываться должно только по благословению Божию, когда на то есть особая воля Божия.

- ♦ (ENG moral responsibility) обладание способностью совершать выбор между правильными и неправильными действиями (см. Моральность) и, т. обр., быть ответственным за сделанный выбор … Вестминстерский словарь теологических терминов

Нареч, кол во синонимов: 1 кровь падает на (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Повышенная моральная ответственность - возложение на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнения с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера … Психология человека: словарь терминов

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ответственности, мн. нет, жен. 1. Положение, при котором лицо, выполняющее какую нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в … Толковый словарь Ушакова

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА - – наступает в случаях нарушения государством норм международного права и своих обязательств. Следует различать ответственность, вытекающую из совершения государством в лице его органов и должностных лиц неправомерных действий (деликтов),… … Советский юридический словарь

ответственность - Большая, великая, высокая, главная, глубокая, громадная, значительная, изрядная, колоссальная, немалая, неразделенная, нешуточная (разг.), огромная, основная, особая, полная, почетная, реальная, серьезная, страшная (разг.), строгая, суровая,… … Словарь эпитетов

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - нравственная, моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд… …

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нравственная - моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд вопросов по… … Российская педагогическая энциклопедия

И; ж. 1. к Ответственный (3 4 зн.). О. работника. Проявить ответственность при выполнении задания. С полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения. 2. Необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п.; обязанность… … Энциклопедический словарь

ответственность - и; ж. 1) к ответственный 3), 4) Отве/тственность работника. Проявить ответственность при выполнении задания. С полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения. 2) Необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п.;… … Словарь многих выражений

Книги

  • , Страда, Витторио. Первейшая заповедь терроризма – «убей». В отличие от войны, где столкновение с врагом идет на равных, террористическое покушение на отдельного человека или группулиц ассиметрично по характеру…
  • Этика террора. От Федора Достоевского до Томаса Манна , Витторио Страда. Первейшая заповедь терроризма - "убей" . В отличие от войны, где столкновение с врагом идет на равных, террористическое покушение на отдельного человека или группу лиц ассиметрично по…