Что такое «шлюп»

Бумажный Волчонок. Попытка построить 10-пушечным шлюп HMS Wolf в версии от Shipyard. в форуме Неоконченные сказки. Здравствуйте, уважаемые капитаны! В моей стройке шлюпки наметился перерыв, буду заполнять его стройкой HMS Wolf. Журнал от Sihpyard-а был куплен с месяц назад. С тех пор постоянно подмывало начать стройку. Может быть поэтому, когда подвернулся повод сделать перерыв в стройке шлюпки, я его сделал. В любом случае, стройка начата - надо открывать сказку. Почему HMS Wolf от Shipyard? Хочется сделать настоящий кораблик. Именно кораблик, а не лодочку: с несколькими мачтами, с этажами парусов, с кливерами и стакселями. С другой стороны, не хочется получить громадину, которую потом некуда будет девать. Не хочется ввязываться в длинную стройку - чем длиннее стройка, тем больше шансов, что она никогда не закончится. Ну и тратить тысячи гривен за коробку я пока не готов, тем более, что гарантии успешного завершения нет. К этому надо добавить несколько великолепных бумажных строек из...

Яхты «Wasp» и «Queen Mab» — участники регаты America’s Cup 1891 г. Оба судна несут парусную оснастку шлюпа.

У слова «шлюп» несколько значений, они приводятся в любой морской энциклопедии или словаре. Самое первое из них означает тип военного судна, на котором российские (и не только российские) мореплаватели совершали дальние плавания, в том числе кругосветные. Но уж больно туманно говорится об этом значении слова «шлюп» в тех же энциклопедиях…

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды. Художник М.М.Семёнов.

Вот что, например, написано во втором томе «Морского энциклопедического справочника» (Л., Судостроение, 1987): «Шлюп. 1. Парусный 3-мачтовый военный корабль XVIII-XIX вв. с прямым вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной служб» . К такому определению сразу возникает ряд вопросов. Бриги и корветы по размерам и составу вооружения очень близко примыкают друг к другу, и «впихнуть» между ними ещё один тип трёхмачтового корабля затруднительно – непонятно, чем он будет отличаться от корвета? Ещё вопрос: едва ли не самый известный шлюп Российского флота «Восток» крупнее корвета и вообще по всем признакам должен быть отнесён к фрегатам – почему же он числился шлюпом?

Модель английского двухмачтового шлюпа (brig-sloop) «Wolf».

Причина столь невнятной трактовки термина заключается в том, что на самом деле шлюп – это не тип парусного судна, а . В британском флоте шлюп (sloop) – это судно для колониальной службы, обладающее большой дальностью плавания и несущее облегчённое вооружение. То есть главная характерная черта шлюпа – это его предназначение, а не конструктивный тип. По типу же парусной оснастки эти суда могли быть совершенно разными – у англичан имелись, к примеру, трёхмачтовые ship-sloops (корабли-шлюпы, де-факто – корветы) и двухмачтовые brig-sloops (бриги-шлюпы). Таким образом, шлюп не занимал «промежуточное положение между корветом и бригом», а сам по типу мог быть и корветом, и бригом, и фрегатом.

Один из последних представителей колониальных шлюпов британского флота – парусно-паровой «Rosario», 1898 г.

Любопытно, что если к сказанному добавить ещё одно значение термина «шлюп» — одномачтовое судно с бушпритом и гафельным (иногда бермудским или рейковым) парусным вооружением, то остаётся только изумляться «разнообразию шлюпов в природе»).

Яхта-шлюп «Gloriana» — ещё один участник регаты America’s Cup 1891 г.

В Российском флоте, как и в английском, шлюпом считалось судно, специально приспособленное для дальних плаваний и экспедиций. В класс шлюпов зачислялись бриги («Моллер», «Сенявин»), фрегаты («Восток», «Камчатка»), транспорты («Мирный», «Благонамеренный» и др.). Вот как писал про свой шлюп «Предприятие» известный мореплаватель Отто Коцебу: «По своим размерам он не уступал фрегату среднего ранга, но во избежание ненужной нагрузки был вооружён лишь 24 шестифунтовыми пушками».

Шлюпы «Надежда» и «Нева», худ. Е.В.Войшвилло.

Кстати, шлюпы «Нева» и «Надежда», на которых Крузенштерн и Лисянский совершили первое кругосветное плавание, официально в состав Российского Императорского флота не входили. Эти суда были куплены в Англии Российско-Американской компанией и представляли собой, выражаясь современным языком, ЧОП – частное охранное предприятие).

История классических шлюпов закончилась в 1904 году с завершением строительства серии трёхмачтовых парусно-паровых судов типа «Espiegle», предназначавшихся для службы в британских колониях. Но десятилетие спустя этот класс кораблей возродился – правда, в ином качестве. В ходе Первой мировой войны у «Владычицы морей» появились новые грозные противники – авиация, мины и особенно германские подводные лодки. Соответственно возникла потребность в многоцелевых кораблях небольшого водоизмещения, предназначенных решения широкого круга задач в прибрежных водах – дозорной и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны, траления и т.п. Так возник новый класс эскортных кораблей, который англичане опять-таки назвали шлюпами.

«Delphinium» — один из представителей крупной серии эскортных шлюпов типа «Flower», строившихся в Англии в 1915-1917 гг.

Шлюпы нового поколения строились в Англии до конца Второй мировой войны. Наиболее мощными и удачными представителями этого класса стали корабли типа «Black Swan» («Чёрный лебедь»). Однако по своим характеристикам они фактически стали идентичны фрегатам и эскортным миноносцам, появившимся к тому времени во флотах Великобритании и США. В итоге в послевоенные годы шлюпы, сохранившиеся лишь в британском флоте, были переклассифицированы во фрегаты.

Британский шлюп «Amethyst» — один из кораблей типа «Black Swan». В 1948 г. он оказался участником громкого инцидента: находясь на реке Янцзы, корабль был обстрелян сухопутной артиллерией Народно-освободительной армии Китая и получил серьёзные повреждения.

В 50-е годы прошлого столетия история военных шлюпов вроде бы закончилась, но… В мае 2012 года министерство обороны Великобритании представило концептуальный проект под названием «Перспективный шлюп типа «Black Swan». Представляется, что оба названия – шлюп и «Black Swan» — выбраны не случайно: во-первых, они напоминают о наиболее удачном представителе семейства эскортных кораблей периода Второй мировой войны, во-вторых, свидетельствуют о новом назначении корабля. Предполагается, что британские шлюпы XXI века в некотором роде станут аналогами американских «литоральных» кораблей (Littoral Combat Ships), предназначенных для действий в прибрежной зоне театра военных действий.

Проект перспективного шлюпа «Black Swan», 2012 г.

Историческая справка

Двухмачтовый шлюп HMS Wolf был небольшим вспомогательным кораблем с парусным вооружением шнявы. Спущен на воду на верфи Чатема в 1754 году, за два года до начала Семилетней войны. После войны HMS Wolf был на ремонте, а когда началась следующая война, уже за независимость американских колоний, он служил как корабль охраны. В записях и по сей день сохранились штрафы, которые налагались на матросов HMS Wolf за пьянство, неповиновение и бунт с характеристиками неподобающего поведения по отношению к офицерам. За эти преступления нарушителям угрожала порка — 12, 24 или более ударов. В 1781 году шлюп HMS Wolf (теперь в возрасте и с течью) был продан за 262 фунта.

Описание бумажной модели парусника HMS Wolf фирмы Shipyard

Польская фирма Shipyard вот уже около 30 лет специализируется на разработке и выпуске бумажных моделей парусников . Модель шлюпа HMS Wolf является небольшой, относительно несложной и красивой. Комплект для постройки этой модели состоит из трех основных частей:

  1. Каркасные детали (киль, шпангоуты, продольные связи). В данной модели Shipyard даёт их уже вырезанными лазером на картоне нужной толщины.
  2. Бумажные детали для всех элементов модели шлюпа HMS Wolf . На 8 листах формата А3 вы найдёте декор, пояса обшивки корпуса, штевни, бархоуты, руслени, пушечные станки, палубы с имитацией деревянного настила, якоря, марсы, краспицы и салинги, все пушки (да, и они тоже делаются и бумаги!) и даже шлюпку, хотя она не показана на фото.
  3. Третья логическая часть бумажной модели HMS Wolf – сборочные схемы и фотографии. Их немного больше, чем листов с деталями – 14 страниц формата А3. Тут и классические схемы сборки, и фотографии, и цветная изометрия. Кроме того, там же вы найдёте выкройки парусов и чертежи рангоута

Завершает набор флаги, отпечатанные на полотняной бумаге и подставка.

На третьем этаже военного музея Оттавы внимание привлекает модель линейного корабля имперско-парусных времен. Среди мушкетов и томагавков он смотрится странно, как, впрочем, и карта ТВД, театра военных действий, на сцене которого блистал этот белокрылый красавец. На карте изображен район Великих Озер…Что же это за линкор? Вот он идет под всеми парусами на единственной картине тех времен, посвященной ему. О линкоре «Виктори», к примеру, слышали все, ему посвящено множество книг, десятки картин и кинокартин, десятки тысяч снимков. Еще бы, это единственный сохранившийся и самый известный в мире парусный линейный корабль, феноменальный долгожитель, флагман Нельсона и герой Трафальгара. Он и сейчас стоит в сухом доке Портсмута, привлекая сотни тысяч туристов. А об уникальном «Сен Лоуренсе» знают немногие, хотя был он младшим современником «Виктори», и даже превосходил ее (корабль в английском — женского рода) по размерам и боевой мощи. Чем же уникален этот британский линкор канадской постройки? Тем, что был единственным озерным, пресноводным линкором.

Война 1812 года воспринимается нами, так или иначе связанными с русской традицией - языком, историей, менталитетом, - в рамках войны Отечественной, в дискурсе отражения Наполеона и 12 языков. Мы видим ее сквозь черный дым горящей Москвы и белую метель над Смоленской дорогой, забывая и даже не зная, что в эти же годы шла еще одна, долгая и трудная война за океаном. Там супостат также взял столицу страны и сжег Белый дом, а на Великих Озерах развернулась настоящая гонка военно-морских вооружений, финальную точку в которой поставил именно наш герой!

112-пушечный (102 орудийных порта) линейный корабль первого ранга HMS St Lawrence был заложен 12 апреля 1814 года, в Кингстоне, что на озере Онтарио, Верхняя Канада, и спущен на воду уже 10 сентября 1814-го. Британский морской командующий сэр Джеймс Лукас Йоу назначил его своим флагманским кораблем, и «Сен Лоуренс» стал крупнейшим и наиболее сильно вооруженным судном, когда-либо плававшим по Великим Озерам, обеспечив Роял Нейви безусловное военно-морское превосходство на Онтарио, где и велись основные боевые действия. При этом, в составе озерной эскадры линкор выходил «в море», всего 2 или 3 раза…
Но и этого оказалось достаточно, чтобы американский флаг буквально сдуло с озерной глади, так что линкору не удалось сделать ни единого выстрела по врагу! Не является ли это идеальным воплощением знаменитого принципа Fleet in being, который означает, что флот уже одним фактом своего существования решает многие задачи, стоящие перед ним.

Восхищает скорость постройки огромного корабля - кораблестроителю Джону Деннису (по другим источникам, корабль спроектировал и построил Вильям Белл), под командой которого находилось около двухсот рабочих, понадобились для этого менее десяти месяцев. Даже для имеющих за плечами вековые традиции, прекрасно оборудованных и обеспеченных квалифицированной рабочей силой британских верфей срок кажется впечатляющим. И уже тем более он замечателен для новой верфи в глубине далекого континента, только что возведенной и не на море даже, а на озере, волны которого недавно бороздили лишь индейские пироги! Для сравнения: постройка парусных русских линейных кораблей занимала не менее 3 лет, а чаще более, бывало, корабли так и сгнивали на стапелях, не коснувшись килем морской волны. Обычно в этой связи сетуют на более суровые природные условия России в сравнении с Британией и тем более Францией, не позволявшие сократить срок строительства до одного года, как в этих передовых в военно-морском отношении странах. Но климат Канады не менее, если не более суров!

Примечательно и то, что едва ли не ранее, чем на его морских линейных коллегах, на линкоре «Сен Лоуренс» отказались от форкастля и квартердека в пользу гладкой верхней палубы. Эти архаические возвышения в носовой и кормовой частях ухудшали мореходность корабля и прочность его корпуса, а также затрудняли работу с парусами. Возможно, поэтому численность его экипажа была существенно меньше, чем на «Виктори», 700 человек против 840.

Но вот какой вопрос возникает в связи с сооружением гиганта. Какая обстановка складывалась в то время на озере Онтарио, что пришлось срочно прибегать к столь сильным средствам? Линейный корабль, знаете ли, сложный и дорогостоящий военный инструмент! В начале XIX века линкор такого класса обходился Британии более чем в сто тысяч фунтов стерлингов - колоссальная сумма.

Все дело в том, что лишь в воображении дилетанта война выглядит красиво и романтично: эффектные мундиры, блеск штыков, стройные шеренги атакующих, все в клубах порохового дыма, покрытые доблестью и славой. Да, случается и такое, но в реальности все выглядит куда проще и безобразнее, как та же штыковая рана. И большая часть времени на войне уходит не на сражения, а на подготовку к ним, в том числе и на бесконечные марши, на перемещение войск. И как прикажете перемещать их по бездорожью? Причем порой на многие сотни километров - Канада и США страны немалые и лесистые! Чтобы составить впечатление о театре военных действий, полезно будет, между прочим, вспомнить, что первая колесная повозка из Квебека в Монреаль добралась лишь в конце XVIII века, а первый поезд из Нью-Йорка прибыл туда же в самом конце века XIX. Иными словами, главными путями сообщения, а значит и местами боевых действий долгое время были реки и озера. Поэтому не удивительно, что исход войны в районе Великих Озер стал зависеть от итогов соревнования между двумя военными верфями: канадской в Кингстоне, у истока реки Св. Лаврентия, и американской в Сокетс Харбор (Sackets Harbor), что на южном берегу озера Онтарио, а также от успехов в переоборудовании торговых судов в боевые.

В начале войны генерал-губернатор Канады заказал на верфях Онтарио корабли, способные противостоять американским, строящимся в Сокетс Харбор. Верфи стали главным инструментом войны и главной ее целью. Так, один из этих кораблей, крупный шлюп HMS Isaac Brock был сожжен самими англичанами на стапеле во время битвы при Йорке (будущий Торонто) 26 апреля 1813, чтобы предотвратить его захват американцами, которыми командовал погибший в этом бою генерал Пайк. Поэтому первым большим боевым кораблем стал систершип сожженного, 20-пушечный шлюп «Вольф» (через полгода будет переименован в «Монреаль»), спущенный на воду в Кингстоне 5 мая 1813.

При водоизмещении 637 тонн он был вооружен длинными пушками (одной 24-фунтовкой и восемью 18-ф), а также четырьмя 68-ф и десятью 32-ф карронадами (короткими легкими орудиями большого калибра, предназначенными для ближнего боя и популярными в то время). «Вольф» стал флагманским кораблем коммодора Йоу и уже 29 мая возглавил ответную атаку на гавань Сокетс Харбор. Одной из главных целей был строящийся там корвет… «Генерал Пайк», названный в честь генерала, штурмовавшего Йорк! На него США возлагали большие надежды в начавшейся военно-морской гонке.

Однако уничтожить корвет не удалось, хотя американцы, опасаясь захвата судна британским десантом, сами собирались сжечь его. «Генерал Пайк» вскоре вступил в строй, и уже 28 августа «Вольф» был тяжело поврежден в бою с ним, потерял часть мачт и едва сумел уйти от погони. Осень ушла на ремонт и перевооружение, артиллерия была заменена более однородной и дальнобойной (семь длинных 24-ф и 18 18-ф орудий). Но поскольку к весне британцы уже ввели в состав озерной эскадры два фрегата, шлюп перестал быть флагманским кораблем. Пришло время более веских аргументов. Почему же «Вольф» так неважно зарекомендовал себя в бою с американским корветом? Виной тому, очевидно, сборная орудийная солянка на борту, карронады не смогли противостоять дальнобойным американским пушкам.

«Генерал Пайк», построенный нью-йоркским конструктором Генри Экфордом, размерами соответствовал американским фрегатам типа «Эссекс» и вплоть до весны 1814 являлся крупнейшим боевым кораблем на Великих Озерах. Он нес 26 длинных 24-ф пушек, стоявших ранее на прославленном фрегате «Конститьюшн». Две из них размещались на поворотных платформах и позволяли вести огонь на любой борт. Но с появлением на озере Онтарио линейного корабля времена шлюпов и корветов ушли в прошлое.

Впрочем, боевая служба самого «Сен Лоуренс» также длилась недолго. Вскоре после окончания в 1815 г. войны линкор был списан, служил складом, а в январе 1832 его корпус был продан некоему Роберту Драммонду за £25. Тот использовал его как пирс и плавучий склад в Кингстоне, у пивоварни Мортона, а позднее судно затонуло у берега, на глубине девяти метров. Теперь оно популярно среди дайверов.

Надо сказать, что это не единственный линейный корабль в мире, лежащий не в морской пучине, а на дне озера. За век до него, в августе 1712 года на перегоне с Олонецкой верфи в новую русскую столицу, в Петербург, затонул в Ладожском озере один из первых линкоров Петра I для Балтики, который даже имени не успел получить. То ли шторм был суров, то ли команда неопытная, то ли мореходность плоха или качество постройки неважное, а может быть и все это, вместе взятое сказалось…

Юрий Кирпичев
Монреаль-Бостон

Анкерок – бочонок для пресной воды.

Бак – носовая часть верхней палубы.

Бакштаг – курс, при котором направление движения судна составляет от 100° до 170° с направлением ветра; ветер дует косо в корму.

Банка – сиденье для гребцов на шлюпке.

Баркентина – трех– и более мачтовое парусное судно, имеющее на передней мачте прямые паруса, а на остальных косые.

Бейдевинд – курс, при котором направление движения судна составляет от 10° до 80° с направлением ветра; ветер дует спереди сбоку.

Бизань-мачта – самая задняя мачта на трех– и более мачтовом судне.

Бимсы – поперечные связи судна, на которые сверху настилается палуба.

Битенги – одиночные деревянные или металлические тумбы для крепления троса.

Бом-кливер – передний из косых треугольных парусов на носу судна.

Брашпиль – ворот с горизонтальным барабаном, служащий для подъема якоря и для тяги снастей.

Бухта троса – свернутый кругами трос.

Бушприт – деревянный брус, выступающий горизонтально или слегка наклонно с носа судна; к нему привязываются нижние передние углы бом-кливера и кливера.

Ванты – снасти, поддерживающие мачту и идущие от нее наклонно к бортам. Имеют веревочные ступеньки – выбленки. Форванты – ванты на фок-мачте; грот-ванты – ванты на грот-мачте.

Верп – небольшой якорь.

Вымбовка – рычаг для вращения вручную якорного шпиля.

Выносить на ветер – перемещать нижний задний угол паруса на наветренный борт.

Галион – тип большого парусного судна.

Галс – курс судна относительно ветра. Идти правым или левым галсом – идти при ветре, дующем с правой или левой стороны.

Галфинд – курс, при котором направление движения судна образует угол от 80° до 100° с направлением ветра. Ветер дует прямо в борт судна.

Гафель – наклонный брус, упирающийся одним концом в мачту и служащий для подъема верхнего паруса.

Гафель-гардель – снасть, служащая для подъема переднего конца гафеля.

Гик – горизонтальный брус, упирающийся одним концом в мачту. К нему привязывается нижний край нижнего паруса.

Гитовы – снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней.

Грот – нижний парус на грот-мачте.

Грот-мачта – вторая от носа мачта.

Дирик-фал – снасть, которой поднимают гафель.

Каперы – каперские суда, то есть вооруженные частные корабли, занимающиеся с разрешения своего правительства задержанием и захватом в море неприятельских судов.

Кат-балки – поворотные балки, установленные на носу судна и служащие кранами для подъема якорей на палубу.

Киль – продольный брус в нижней части судна, простирающийся от носа до кормы и служащий основанием, к которому крепятся остальные детали набора судна – корабельного скелета. Выдвижной киль, или шверт, – вертикальный плавник, выдвигаемый в воду через прорезь в днище, огражденную специальным ящиком – колодцем, и служащий для уменьшения бокового сноса – дрейфа под действием ветра.

Кильватер – струя, остающаяся некоторое время заметной за кормой идущего судна. Идти в кильватере – следовать в кильватерной струе идущего впереди судна.

Кливер – второй из косых треугольных парусов на носу судна.

Кливер-фал – снасть, с помощью которой поднимается кливер.

Клипер – судно, принадлежащее к самому быстроходному классу парусных судов. Клиперы имели огромное количество парусов, которые редко убирались даже при штормовых ветрах.

Клотик – деревянный кружок, накрывающий верхушку мачты или стеньги.

Клюз – отверстие в борту, через которое проходит якорная цепь.

Кнехты – парные металлические тумбы, прикрепленные к палубе и служащие для крепления троса.

Комингс – высокая закраина люка, служащая ограждением от воды.

Кокпит (буквально «петушиная яма») – открытый сверху, обычно сообщающийся с каютной надстройкой вырез в кормовой части палубы на небольших судах и катерах.

Корма – задняя оконечность (часть) судна.

Кофелъ-нагель – стержень, вставленный в отверстие кольца на мачте и служащий для крепления и подвешивания снастей.

Лаг – приспособление, служащее для измерения скорости судна или пройденного им расстояния.

Лаглинь – веревка, к которой прикреплен поплавок лага.

Леер – веревка, снасть, закрепленная обоими концами; служит для постановки некоторых парусов, для развешивания белья после стирки и т.д.

Ликтрос – мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

Марсели – вторые снизу прямые паруса, здесь на мачте со смешанным, то есть и косым и прямым парусным вооружением.

Марсовые – матросы, работающие на мачтах при постановке и уборке парусов.

Миля морская – равна 1852 метрам.

На борт (руль) – повернуть руль до отказа.

Нагели – гладкие, без резьбы длинные болты, вставляемые в отверстия специальных планок с внутренней стороны фальшборта или в обоймы у основания мачты и служащие для крепления за них различных снастей.

Найтовы – тросовые или цепные крепления.

Нактоуз – привинченная к палубе тумба с надетым сверху колпаком, под которым устанавливается компас. Снабжается приспособлением для освещения компаса.

Нирал – снасть, за которую тянут вниз некоторые паруса при их уборке.

Нок – наружная оконечность всякого горизонтального или наклонного дерева, например, нок гафеля.

Обводы – формы и линии корпуса судна.

Оверштаг – «поворот оверштаг» – поворот против ветра, когда судно проходит линию ветра носом.

Остойчивость – способность судна, наклоненного ветром или волной, возвращаться в прямое положение. Чем ниже центр тяжести судна, тем больше его остойчивость.

Пиллерсы – вертикальные стойки, поддерживающие палубу снизу.

Планшир – верхний брус борта шлюпки или фальшборта корабля.

Подвахтенные – сменившиеся с вахты.

Полветра – «в полветра» – то же, что галфинд.

Полубак – площадка над палубой на носу судна.

Приводить к ветру – поворачивать судно носом к ветру.

Раздернуть – совсем отпустить шкоты, чтобы паруса (здесь передние) свободно заполоскали и не мешали повороту судна в ту сторону, откуда дует ветер.

Ракс-бугель – скользящее по мачте кольцо с крючком, служащее для подъема рейка, к которому крепится верхний край паруса.

Рангоут – деревянные или металлические части, к которым привязываются паруса.

Реи – длинные горизонтальные поперечины, подвешенные за середину к мачтам и служащие для крепления прямых трапециевидных парусов.

Риф – «брать рифы» – уменьшать площадь паруса, подбирая и подвязывая его нижний край короткими снастями – риф-штертами, прикрепленными в два или в три ряда к парусу. Рифы берутся в случае сильного ветра.

Рубка – надстройка в виде домика на верхней палубе или мостике. На парусных шхунах и яхтах – выступающая над палубой верхняя часть каюты или кают-компании. В этом случае крыша каюты называется «палубой рубки».

Румпель – рычаг, насажанный на верхнюю часть (голову) руля, с помощью которого его поворачивают.

Салинг – деревянные брусья, крестообразно прикрепленные к мачте; служат для привязывания снастей и как опора для стеньг.

Сампан – тип плоскодонного парусного судна, распространенный на Дальнем Востоке, и в частности в Китае.

Свайка – инструмент в виде заостренного стержня, употребляемый при работах с тросами.

Сезни – здесь куски троса, служащие для привязывания свернутого паруса при уборке его на положенном месте.

Спенкер (контр-бизань) – четырехугольный косой парус, поднимаемый на задней мачте судна с полным прямым парусным вооружением.

Стаксель – третий из передних треугольных парусов непосредственно впереди фок-мачты.

Стеньга – брус, служащий продолжением мачты; фор-стеньга – стеньга фор-мачты.

Степс – деревянный брус с углублением, в которое вставляется шпор (нижний конец) мачты.

Такелаж – снасти, служащие для укрепления частей рангоута, для подъема и спуска парусов и рангоута и для управления парусами.

Тали – система блоков и тросов для подъема тяжестей, управления парусами и т.п.

Талреп – трос или винт для подтягивания снастей стоячего такелажа.

Топ – верхушка, топ-мачта – верхушка мачты.

Топсель – верхний косой парус на грот-мачте (грот-топсель) и фокмачте (фок-топсель).

Траверз – направление, перпендикулярное продольной оси судна.

Транцевая корма – поперечный срез задней оконечности судна, образованный транцем – плоской вертикальной или слегка наклонной поверхностью из досок.

Тузик – небольшая двухвесельная шлюпка.

Туманный горн – рожок для подачи в тумане установленных сигналов парусными судами. Издает низкий и далеко слышный звук.

Уваливать под ветер – отклоняться носом от встречного ветра.

Узел – единица измерения скорости хода судов, равная одной морской миле в час.

Фал – снасть, служащая для подъема паруса или флага.

Фалинг – трос для привязывания шлюпки. Обычно шлюпка имеет два фалиня: носовой и кормовой.

Фальшборт – продолжение борта, образующее как бы стенку вокруг верхней палубы.

Фальшкиль – брус, прикрепленный к килю снизу.

Фок – нижний парус на фок-мачте.

Фок-мачта – передняя мачта.

Фор-ванты – ванты фок-мачты.

Фордевинд – курс, при котором направление движения судна составляет угол от 170ь правого борта до 170ь левого с направлением ветра. Ветер дует прямо или почти прямо в корму. «Поворот фордевинд» – поворот кормой против ветра.

Форштевень – передняя носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля.

Хват-тали – небольшие тали из двух блоков, служащие для различных работ на палубе.

Швартовы – концы (тросы), с помощью которых судно привязывается к причалу или к борту другого судна.

Шкаторина – кромка паруса, обшитая мягким тросом.

Шкот – снасть, служащая для управления парусом. К слову «шкот» добавляют название паруса или гика, который им управляется: кливер-шкот, фока-гика-шкот и т.п.

Шлюп – тип небольшого одномачтового парусного судна.

Шпангоуты – поперечные ребра корабельного скелета-набора.

Шпигаты – отверстия в борту или в палубе для стока воды.

Шпор – нижняя оконечность мачты или стеньги или задняя оконечность бушприта.

Шпринт (шпринтов) – наклонная жердь, прикрепленная к низу мачты на шлюпке и служащая для растягивания паруса.

Штаг – снасть, поддерживающая мачту или стеньгу спереди.

Шторм-трап – веревочная лестница.

Ют – кормовая часть палубы. На многих судах расположен выше средней части палубы, образуя «полуют», который, в сущности, равнозначен юту.

Якорный огонь – белый огонь, поднимаемый над носом (а на больших судах – и над кормой) при стоянке судна на якоре.