Цвет в фотографии. Заметки ретушера или закат солнца вручную

Фотограф, профессионально занимающийся съемкой портретов обязательно должен быть знаком с такой наукой, как колористика. Очень важно знать хотя бы основы цветоведения – какие оттенки хорошо ладят друг с другом, а какие никогда не создадут гармонию.

Ниже мы дадим несколько довольно простых советов, знание которых поможет в гармоничном оформлении портрета. Красный, желтый, синий… Или что нужно знать о цвете

Итак, что же необходимо знать о природе цвета? Прежде всего то, что для систематизации оттенков, люди создали простую колористическую модель или, иначе говоря, цветовой круг. Он разделен на три основные части, соответствующие базовым цветам – синему, красному и желтому (известный цветовой принцип CMYK). Здесь стоит запомнить первое правило – для каждого основного цвета два других являются противостоящими. Выходит простая схема: синий противостоит красному и желтому; желтый – синему и красному, а красный «не любит» желтый и синий цвет.

Вполне логичным является то, что базовые цвета создают контрастную пару с вторичными, смешанными цветами. Так, красный с зеленым (который является смесью синего и желтого) находясь рядышком, обоюдно усиливают друг друга. Точно таким же образом поступают по отношению друг к другу синий с оранжевым, желтый с фиолетовым. Третичные цвета возникают после смешивания базовых с вторичными. К примеру: красно-фиолетовый «сливовый», сине-зеленый «керосиновый» и т. д. А вот уже правила сочетания третичных цветов с четвертичными довольно сложные.

При работе с балансом белого крайне важно помнить условное деление оттенков на «холодные» и «теплые». Кроме того, стоит учитывать, что противостоящие цвета способны блокировать друг друга. Например, в «холодном» синем цвете искажается желтоватые оттенки, приобретая «землистость» цвета, а в красноватом освещении теряет свои качества зеленый цвет – он попросту блекнет. Все эти нюансы очень важны для фотографа, работающего с цветными портретами. Многие мастера не придают значения очередности внесению изменений: они могут их вносить в процессе подготовки к съемке, во время самой фотосессии либо при постобработке. Однако есть ряд принципов, требующих соблюдения:

Тонкости профессионального визажа

Традиционно в визаже больше используются холодные цвета, что связано с особенностью теплых: красноватые «теплые» оттенки часто придают модели нездоровый вид (очень яркий пример – «воспаленные» от красных теней глаза). Однако стоит учитывать и то, что тени определенных холодных оттенков (в особенности зеленой гаммы) также могут портить снимки, подчеркивая красноту глаз модели. В этом случае, если под рукой нет популярного «Визина», то их лучше не использовать – оптимальным решением здесь будет выбор нейтральных, серо-серебристых оттенков теней.

Может показаться, что доминирование холодной гаммы – правило без исключений. Однако это не так. Например, сливовые, лиловые, фиолетовые оттенки помады крайне нежелательно использовать, если зубы модели не блещут голливудской белизной. Здесь следует запомнить, что синеватый оттенок на эффекте контраста только подчеркивает желтизну. В таких ситуациях без ретуши уже не обойтись. При неидеально белых зубах лучше выбирать оттенки ближе к терракотовому, бронзовому либо шоколадному.

Также подойдут любые цвета, имеющие желтоватый отлив: персиковый, розовая бронза, золотистый и т. п. Красный цвет потому и принято считать классическим, что он никогда не подводит в вопросах профессионального визажа для фотографии. В случае если красный преобладает в оттенке кожи фотомодели, используют специализированные корректоры, включающие зеленоватые пигментные частицы. Такой прием дает возможность «блокировать» несовершенство кожи.

Все эти правила «портретной» колористики крайне важны для фотографа, работающего в студии, даже если в его штате числится профессиональный визажист. Участие стилиста очень желательно, поскольку одной из его рабочих задач является создание гармоничного по цвету ансамбля. Хороший визажист не только подберет «правильные» оттенки косметики, но и сможет посоветовать, какие цветовые элементы использовать для дополнения образа. Если на съемках нет профессионального визажиста, и make up выполняет сама фотомодель либо кто-то другой, необходимо особое внимание уделить цветовому решению снимка. Желаем удачи в работе и создании гармоничных портретов!

В нашем магазине продаётся всё что нужно для отличной и качественной фотографии: объектив , вспышка , штатив для фотоаппарата и многое другое

Как научиться работать с цветом на фотографии? January 23rd, 2015

Вопрос животрепещущий. И надо сказать, что если цвет не чувствуешь, формализованный подход за тебя работу не сделает. Однако, может помочь.
Жил был Йоханнес Иттен. И написал он книжицу "Искусство цвета".
Помимо всего прочего, изобрел он свой цветовой круг. Двенадцатиразрядный.
Про то, чем он отличается от круга оптического, можно почитать у моего друга и коллеги Андрея Журавлева.
Он, собсна, вот - круг. Можно кстати не ерничать, что теплый желтый называется не сиеной, а циан бирюзой. Нам тут важно про одно и то же говорить, так что, давайте вот такие условные обозначения примим.

Есть популярное приложение для ФШ - Adobe Kuler. И им пользоваться ни в коем случае нельзя. Дело в том, что в него имплементирован как раз оптический круг, правильный с точки зрения физики и реального спектра (RGB). А этот круг про другое. Если угодно, он сделан художниками для художников.

Во главу угла поставлен желтый - он самый светлый и его нельзя получить смешиванием любых других более темных красок. Желтый входит в первичную триаду (RYB). Туда же входят синий и красный. При смешении первичных цветов получаем вторичную триаду: зеленый, оранжевый, фиолетовый.

Расположение цветов в круге не случайно. Каждый чистый цвет имеет "родной" тон. Тон - это яркость, никакого отношения к оттенку он не имеет (про понятия, ага). Желтый самый светлый и в самом верху. Фиолетовый - самый темный - напротив желтого и в самом низу. Это два чистых цвета, не имеющих "собрата" по тону. Если провести вертикальную ось посередь круга, то собратья будут смотреть друг на друга, как в зеркало. По тону равны чистые сиента и травяной, зеленый и оранжевый и так далее.

Противоположные цвета называются комплементарными или дополнительными.
Иттен помимо всего прочего выделил до этой самой матери типов контрастов.
Мы привыкли, что слово "контраст" обозначает степень отличия темного от светлого. Хотя на самом деле контраст - степень ЛЮБОГО отличия по какой-либо шкале.

Посему. Чтобы научиться работать с цветом, надо эти контрасты увидеть и различать их:
1. ахроматический (темнее-светлее)
2. цветовых оттенков (синий, а не красный, зеленый, а не желтый)
3. температурный (цвет кстати не бывает теплый или холодный сам по себе, - только в контексте других цветов)
4. насыщенности (красный - серый)
5. комплементарных цветов (синий - оранжевый, зеленый - красный...)
6. по площади (маленький красный мяч на большом зеленом газоне)
7. симультанный ("посмотрите на эту непонятную картинку 30 секунд не моргая, а потом отведите резко взгляд на белую стену и узрите лик Мерлин Монро" - ходило когда-то по интернету)

На втором типе контрастов выведены гармонические сочетания. Ну, то есть "правила", какие цвета с какими сочетаются, а какие из фотографии исключить.

В ниже приведенных иллюстрациях можно крутить черные фигурки в кругу под любым углом, схемка будет работать. Ну и картинки призваны иллюстрировать принадлежность к типу схемы, а не к конкретному повороту фигуры в круге. Фотки натасканы из паблика ВК Retouch Pro.


Родственная схема (3 соседних сектора)


Родственно-контрастная (4-6 соседних)


Триадная (равносторонний треугольник)


Хордовая (1, 2, 3 или 4 хорды строго под углом 0 или 90 градусов - желтый вверху, фиолетовый внизу)


Комплементарная

Каждый "полюс" схемы можно и нужно симметрично расщеплять. Например, в последнем примере я могу расщепить желтый на травяной и сиену в равных пропорциях и получить бОльшую вариативность оттенков. Нельзя расщепить желтый просто на травяной. Он должен расщепляться в обе стороны. Чтобы расщепление при смешении давало как бы желтый.

Павел Косенко в комментариях к посту Андрея, ссылку на который я привожу выше, страшно ругается на все эти круги и схемки, намекая на шарлатанство. Отвечаю. Если пользоваться этими схемами просто так, ничего хорошего и правда не выйдет. Но кто-то забыл, что у нас есть аж 7 типов контрастов. И схемы описывают только второй (цветовых оттенков). Внутри фотографии должны жить и гармонично сочетаться остальные 6, для которых схемок не придумали. Однако внутри второго типа все эти сочетания отлично работают =)

Узелок на память. Вместо шарлатанского Кулера от Адоба можно пользоваться этим . Делает то же самое, что Кулер, только в него вшиты оба круга с возможностью переключаться - RYB и RGB. Нужен правда только RYB =)

А чтобы понять, почему ваша фотография в плане цвета смотрится, как какашка, достаточно задать себе 7 вопросов: "Что у меня с контрастом по насыщености?" И с остальными шестью. Поработать надо над каждым.

Ну и чего? Вот они эти все типы контрастов и схемы. А есть плагин который на кнопацку жмак и все цвета красивые?
- Нет, ленивая ты задница. Это шпаргалка такая и правила. Цвета на фотке надо менять ручками. Упс.
- А пресетики и кроспроцессинги? Они же клац и красиво.
- Сиди себе в инстаграме и наслаждайся. Причем тут имиджмейкинг?

Администрация Сайта с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта. Данная страница содержит сведения о том, какую информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации. Настоящая Политика конфиденциальности распространяется только на Сайт и на информацию, собираемую этим сайтом и через его посредство. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, с которых могут делаться ссылки на Сайт.

Автоматически собираемая информация, не относящаяся к персональным данным

Иногда мы можем собирать информацию о Вас, не относящуюся к Персональным данным. Примерами такого рода информации могут служить тип используемого Вами веб-браузера, тип операционной системы, а также доменное имя сайта, посредством ссылки с которого Вы попали на наш Сайт. Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Сайтом, включая, но не ограничиваясь: организация Сайта наиболее удобным для пользователей способом; предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления; Сайт собирает персональные данные (далее Персональные данные), которые Вы предоставляете добровольно при заказе телефонного звонка либо размещении заказа на Сайте. Понятие персональные данные в данном случае включают информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя, номер телефона. Сайт не будет собирать данные, позволяющие идентифицировать Вашу личность (такие, например, как Ваша фамилия, адрес, номер телефона, адрес электронной почты), если Вы сами добровольно не предоставите нам такие данные. В случае предоставления Вами Сайту Персональных данных, будет хранить такую информацию о Вас только для связи с Вами. Кроме того, мы используем стандартные журналы учета веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей нашего Сайта. Мы используем эту информацию для того, чтобы определить, сколько человек посещает Сайт и организовать страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта используемым браузерам, и сделать содержание наших страниц максимально полезным для наших посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Совместное использование информации

Администрация Сайта ни при каких обстоятельствах не продает и не отдает в пользование Вашу личную информацию, каким бы то ни было третьим сторонам. Мы также не раскрываем предоставленную Вами личную информацию за исключением случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Отказ от ответственности

Помните, передача информации личного характера при посещении сторонних сайтов, включая сайты компаний-партнеров, даже если веб-сайт содержит ссылку на Сайт или на Сайте есть ссылка на эти веб-сайты, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов. Процесс сбора и передачи информации личного характера при посещении этих сайтов регламентируется документом Защита информации личного характера или аналогичным, расположенном на сайтах этих компаний.

Контактная информация

Если Вы предоставили свои Персональные данные и хотите, чтобы такая информация была изменена или исключена из наших баз данных, или если Вы хотите узнать какими Персональными данными о Вас мы располагаем, Вы можете направить нам запрос по адресу. Мы приложим все усилия для того, чтобы ответить на Ваш запрос.

Изменения на Сайте

Мы оставляем за собой право в любое время и без уведомления закрыть или изменить любую услугу на Сайте.

Цвет является одним из наиболее очевидных элементов композиции. Всем известно, что яркие интенсивные цвета способствуют тому, что люди обращают внимание на ваши фотографии. Вы никогда не задумывались, почему так популярны снимки закатов и цветов? Причина — в цвете!

Цвет в фотографии исполняет несколько функций. Во-первых, привлекает внимание зрителя. Возможно, потому что использование цвета, как инструмента, очевидно, многие фотографы пытаются различными методами усовершенствовать свое мастерство и используют на всю катушку цвет, как композиционный ингредиент фотографии. Нам нужно сосредоточить внимание и запомнить несколько моментов.

Заостряйте интерес!

Использование цвета, чтобы привлечь внимание — простой и действенный способ. Как правило для этого требуется насыщенность и интенсивность цвета фотографии. Такой «тип цвета» имеет тенденцию увлекать зрителя и заставляет фокусироваться непосредственно на области цвета в течение долгого периода времени. Цвет позволяет сосредоточиться и выхватить взглядом самую важную деталь снимка.

Есть пара основных способов для использования цвета. Первый заключается в применении очень насыщенных и ярких тонов, примером может служить драматичный закат. Второй способ — это сочетание контрастной гаммы. Например, осенние краски, когда можно получить много красного, оранжевого и других оттенков одновременно.

Формирование настроения у снимка с помощью цвета — более изящный способ в фотографии для акцентирования внимания. Различные оттенки вызывают разные настроения. Так как существует огромное количество цветов, то не представляется возможным описать влияние каждого на чувства зрителей. Рассмотрим только некоторые.

Синий вносит чувство спокойствия или холодности в зависимости от того, какой оттенок используется. Восприятие будет подобным тому, какие ощущения человек испытывает от цвета в природе: глубокий спокойный океан, безоблачное тихое небо, большое количество льда — все имеет голубой оттенок. Таким образом, фотограф, который хочет создать ощущение спокойствия, должен включить синий объект в композицию снимка.

Зеленый часто взаимодействует с ощущением свежести, пышности растений. Опять же и чувства человека, связанные с этим цветом, основаны на восприятии его в природе. Мы склонны связывать зеленый с весной и новым ростом. Оттенок часто используется в пейзажной фотографии: луга, растения, поля могут передавать настроение процветания и великолепия.

Желтый, оранжевый и красный

Эти цвета связаны с чувством тепла и комфорта. Фотографии все тех же закатов являются прекрасным примером того, как теплые оттенки создают у зрителя ощущение комфорта. Фотограф, который захочет воспользоваться преимуществами этих цветов может включать в композицию все, что содержит эти яркие оттенки.

Существует еще один способ применения цвета для создания настроения в изображении — использование света. Раннее утро и вечер обеспечивают фотографу цветной свет, который может быть мощным оружием в получении нужного эффекта в изображении.

До восхода солнца и около двадцати минут после захода солнца, все купается в мягком синеватом свете. Этот свет поможет погрузить ваш снимок в атмосферу спокойного настроения.

Сразу после восхода солнца и до захода свет остается очень часто теплым с красными, оранжевыми или желтыми отблесками. Этот свет используйте для создания чувства комфорта.
При правильном обыгрывании цвета, света и яркости ваши снимки будут неотразимыми!

Сохраняйте в закладках и пользуйтесь на благо творчества!

Ron Bigelow , перевод С.Заводова

Задача фотографа – сделать фотографию гармоничной. Использование теории цвета – один из способов этого достичь. Цвет выполняет ряд полезных функций:

  1. влияет на восприятие фотографии в целом;
  2. придает фотографии особый шарм;
  3. создает настроение снимка;
  4. позволяет создать баланс, гармонию или контраст на изображении;
  5. выделяет необходимый объект.

Виды и сочетания цветов

Цветовой круг – основной инструмент любого профессионального фотографа, художника, дизайнера.

На схеме находится 12 основных и смешанных цветов – это основа. Добавляя к представленным цветовым моделям черный или белый, можно получить множество различных оттенков.

Также цветовой круг традиционно делят на две половины: теплую и холодную.

Контрастные цвета

Контрастные, или комплементарные, цвета расположены на спектральном колесе друг напротив друга. Каждому цвету можно противопоставлять не только один контрастный цвет, но и пару. Это так называемый разбитый контраст.

Противоположные оттенки дополняют друг друга: при сочетании каждый из них становится более ярким и насыщенным.

Контрастность делает изображение более динамичным, позволяет вызвать интересные эмоциональную реакцию: например, красный вызовет страсть, а синий мгновенно успокоит.

Есть несколько способов использовать контраст в фотографии:

  1. ищите противоположные цвета вокруг, старайтесь запечатлеть удачные ракурсы с ними;
  2. используйте контрасты при создании композиций для постановочной съемки;
  3. применяйте контрастность в портретной съемке: выбирайте контрастирующий цвет одежды и фон.

Возможен и контраст теплых и холодных тонов. Так, «теплые» предметы выгодно смотрятся на «холодном» фоне. А вот с обратным сочетанием следует быть очень осторожными.

Аналогичные сочетания

Аналогичные сочетания создаются с использованием 2-3 тонов, расположенных на спектральном колесе рядом. Соседние тона привносят в фотографию гармонию и спокойствие.

При этом способе не стоит выбирать насыщенный, яркие цвета. Стоит отдать предпочтение пастельным, светлым оттенкам.
Плюс метода – в возможности сочетать огромное количество различных тонов.

Монохромное сочетание

Такой вид фотографии создается при помощи комбинирования со всеми возможными его оттенками. Метод позволяет передать переливы и тонкие цветовые отношения. Подобные снимки всегда смотрятся благородно.

Другие сочетания

Одним из самых популярных сочетаний считается классическая триада – цвета, формирующие в спектральном колесе равносторонний треугольник. Такое сочетание всегда выглядит живым, даже при использовании бледных тонов.

Популярен и выбор равноудаленных цветов, или аналоговая триада. Первый цвет становится основой композиции и передает настроение, второй подчеркивает и обыгрывает выбранные тона, а третий тонко расставляет акценты. Метод используется в комфортных композициях, поскольку придает изображению мягкости.

Один из излюбленных вариантов комбинирования цветов – контрастная триада. При этом выбираются не противоположный цвет, а два его «соседа». Такие оттенки образуют равнобедренный треугольник в круге. Плюс метода – в создании мягкой напряженности и в возможности использовать различные пропорции.

Есть и усложненные варианты – сочетания тонов в виде прямоугольника, квадрата, пятиугольника. Такое многообразие могут использовать только опытные и профессиональные фотографы. Некорректное сочетание тонов приведет к обратному эффекту: неправильно расставит акценты, сделает фотографию неброской или раздражающей.

Основные правила работы с цветом

При работе с цветом важно придерживаться следующих правил:

  1. Грамотно подбирайте фон: белый фон делает цвет более густым, а черный – более ярким.
  2. Расставляйте акценты: один яркий штрих может изменить фотографию до неузнаваемости. Слабый тон можно усилить контрастным оттенком.
  3. Выбирайте правильно направления света: цвет меняет в зависимости от характера освещения;
  4. Меняйте угол съемки: цвет может варьироваться в зависимости от положения фотоаппарата при съемке.
  5. Определитесь с доминирующим цветом: чаще всего преобладающий оттенок связан с главным объектом съемки.

Все профессиональные фотографы предпочитают пользоваться цветовым кругом. Однако бездумное следование правилам не обязательно принесет ожидаемый результат. В техники фотографии важен не только правильный выбор цвета, но и развитый художественный вкус, цветовое чутье и опыт. Смело фотографируйте, набирайтесь опыта! Зная психологию цвета, вы легко создадите шедевры, притягивающие взгляд зрителя.