Денежный ритуал на семь свечей. Денежный ритуал на семь свечей Подсвечник у евреев на 7 свечей

Иудаизм входит в число наиболее древних религий. В процессе его развития ряд предметов получил культовое значение, и теперь ассоциируются исключительно с евреями и их традициями. В этот список входят оригинальные светильники семисвечник менора и ханукия . Многие люди имеют о них крайне смутное знание, в большинстве случаев даже не представляя себе их предназначение.

Более известной для рядового обывателя считается менора. С древнееврейского языка это слово переводится как «светильник» и означает сложную рожковую конструкцию, в чашечки которой в древности заливалось оливковое масло, а сейчас вставляются свечи. Основная особенность светильника меноры - семь рожков. Согласно Торе (Библии) идею семисвечника предложил Моисею сам Всевышний во время хождения лидера евреев на гору Синай. Чуть позже, пользуясь божественными подсказками, эту мысль воплотил в реальное изделие мастер Бецалель бен Ури. После того как первая менора была готова, ее поместили в Скинию собрания. Впоследствии после обоснования евреев на новых землях и возведения Храма в Иерусалиме священный предмет перенесли в него.

Ряд современных историков оспаривает такое развитие событий, утверждая, что подобные многосвечные светильники имели довольно широкое распространение именно среди народов, населявших территории современных Сирии и Палестины. Просто пришедшие сюда евреи приспособили уже известный предмет обихода для своих нужд. Нечто подобное впоследствии часто происходило и в христианстве, когда его проповедникам приходилось приспосабливать языческие верования и традиции для нужд своей религии.

Однако при всем уважении евреев к меноре символом иудаизма ее изображение стало после жесточайшего поражения от римлян в ходе восстания в I веке н.э. После ликвидации древнего Израиля как государства сотни тысяч пленников-евреев заполнили просторы великой империи, и изображение меноры для них постепенно стало религиозной и национальной эмблемой.

10 февраля 1949 года в недавно сформировавшемся государстве был официально представлен . Он являл собой щит синего цвета с изображенным на нем семисвечным светильником менорой, основанием которого выступает каменная кладка.

Ханукия представляет собой светильник несколько иного типа. Если менора предназначена для использования исключительно как общественный аксессуар и зажигается ежедневно, то ханукия – это бытовой еврейский светильник. По идее, его обязана иметь каждая еврейская семья, причем количество его должно соответствовать числу мужчин в доме. В отличие от меноры зажигается ханукия строго в период отмечания Хануки – восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев в период восстания против греков.

В древние времена ханукии подвешивали на стенах домов слева от входных дверей. Когда же открытое использование еврейских символов в Европе попало под запрет, данный светильник стали зажигать внутри дома. Изменялась и его конструкция. Если раньше это был просто набор масляных светильников либо подсвечников, выстроенный в одну линию и прикрытый в задней части пластиной из металла (обычная мера противопожарной безопасности), то начиная с X века, они получили собственный стандарт, а в XVIII-XIX веках даже было налажено их массовое производство. При этом главным оставалось одно правило: все 8 горелок располагались на одном уровне, что вовсе необязательно для меноры, и различался каждый отдельный огонек.

Материалом для ханукальных светильников мог служить самый разный материал: от камня и глины до различных типов металла вплоть до драгоценных. Форма и размеры данных предметов специально не оговариваются, ограничиваясь только финансовыми возможностями заказчиков и фантазией изготовителей. В результате наиболее совершенные конструкции стали настоящими произведениями искусства.

Итак, в миноре 7 свечей, в ханукие - 9. Менора в доме может быть только одна, а количество ханукий ограничено только числом мужчин в семье, проживающих под одной крышей. Часто случается так, что в дни празднования Хануки в многочисленных и дружных семьях на подоконниках выстраиваются настоящие гирлянды из подсвечников, часто с абсолютно разного вида. Важным моментом является и то, что принцип приобретения данных аксессуаров никак не ограничен постулатами Торы. Каждому человеку не возбраняется приобретать светильник, как для своих нужд, так и в качестве подарка.

Семисвечник - Менора - золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» - на иврите «светильник» ). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три - с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9 ). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме , семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня - точно не известно, однако, согласно мидрашу , еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже ). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.

История семисвечника - Меноры

Согласно книге Шмот (Исход) , золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы - Менора - был создан во время строительства Переносного Храма - Мишкана (он же Скиния Завета ). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон , каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило . Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей (Млахим I, 7:29 ), в Первом Храме - Храме царя Шломо - было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу - незадолго до разрушения Первого Храма - Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем - и золотую Менору.

В Мишне (трактат Хагига, 3:8 ) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира» ), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена?

Приведем описание Меноры из книги Шмот (Шмот, 25:31-40 ).

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».

Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».

В следующих предложениях - указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».

Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.

Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» - это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.

Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям - крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» - «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре

Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре - с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог , например, изготавливают светильники с другим количеством лампад - большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами - Ханукию .

Символическое значение Меноры

Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине - Земля Израиля - Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная - ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота - стоит как бы отдельно, обособленно, она - цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней - будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир , мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, - испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.

Подсвечник - источник радости, потому что в нем будут стоять свечи, несущие огонь. Это не коптящие масляные лампы, а живое пламя, олицетворяющее то, что мир не умер. У евреев подсвечники особой формы, поэтому еврейский подсвечник на 7 рожков, прежде всего, символ особого духовного совершенства. Называется он менорой: о нем еще в библии написано, что тоже символично.

Сам Моисей преподал урок изготовления такого чуда:

  1. Сделай золотой светильник чеканным методом.
  2. Он должен напоминать стебель ветвистого дерева.
  3. Верхушка – чашечки.
  4. Украшения – яблоки и цветы.
  5. Шесть ветвей – из боков, по три из каждого, а седьмой – ствол.

Еврейский светильник: табу-атрибуты

Шесть чашечек подсвечника должны напоминать цвет миндального дерева. На стебле – миндальный цветок. Все цветки украшать яблоками и другими бутонами. Яблоко располагается под двумя цветками.

Это табу-атрибуты, но ничего страшного, если еще кое-какие украшения дополнят то, что будет освещать путь иудею.

Менора: история жизни древнего подсвечника

Сначала такие подсвечники использовались при богослужениях: на их ветвях размещались лампады, но вскоре их заменили на восковые свечи. Возможно, что древообразная Менора и ее украшение-растительность символизировали сотворение мира и 7 планет, которые на момент образования еврейского государства уже были знакомы иудейскому народу. Простояла Менора внутри Иерусалимского храма довольно долго, но после победы Римской империи храм был разграблен, а подсвечник похищен.

Правда, рельефная арка, воздвигнутая в честь Тита-императора выдает нам, кто был тем вором, не стыдящимся хвалиться добычей на заседании римского Форума. Средние века Менору не изменили, однако, перевели в разряд символов еврейского народа. Так она стала эмблемой тех, кто принимал иудейскую веру. Существует предание: маккавеи, боровшиеся за свою свободу, зажгли свою менору, так горела ровно 8 дней в иудейском храме.

Ханука – еврейский подсвечник наших дней

У хануки 8 свечей, причем ствол его без свечи, так как заканчивается какой-то фигурой, например женской, но с головой божества или еврейской шестиконечной звездой.

Есть и девятиголовая ханука, на ней находится свеча шаммаш, то есть слуга солнца. Это она зажигается первой, а затем от нее зажигают другие свечи. Такое подобие встречается в православной церкви, вот только свечи располагаются по кругу, а не в ряд, как у иудеев.

Знакомая ситуация: деньги, как вода - вроде вот были, и у же пуст кошелек… Попытаться достигнуть денежного благополучия можно разными способами – больше работать и меньше тратить, найти незаконные

пути обогащения и потерять все, а можно – привлечь деньги. И помогает в этом белая магия. Ритуал на привлечение денег помогут провести магические услуги, а можно попробовать это сделать самостоятельно.

Подготовка к ритуалу

Один из эффективных и вневременных ритуалов на привлечение денег – ритуал на свечах.
Ритуал со свечами проводится в период полнолуния, что символизирует рост, увеличение.
Понадобятся семь свечей, одна из которых – красного цвета. Так же нужны семь полученных в качестве оплаты купюр, либо возврата долга или подарок. Так же подойдут купюры, которые сняли с зарплатной карты в банкомате.
Понадобится кошелек, в котором человек обычно носит деньги. Нельзя проводить этот ритуал, если человек хотел бы потратить деньги на черное дело – убийство, обман, подкуп. Перед проведением обряда нужно четко представлять – зачем нужен увеличенный денежный поток.

Проведение ритуала

В ясную лунную ночь на стол перед окном, из которого видна луна, ставят в ряд семь свечей: красную ставят в центр, по бокам от нее – по три свечи.
Перед красной раскладывают веером семь купюр. Под купюрами кладут кошелек. Свечи зажигают по очереди справа налево.
Читают заговор: «Месяц полный и круглый, смотрит на кошелек мой и на деньги мои. Растите, денежки, прибывайте, кошелек мой наполняйте, чтоб был полным и круглым как месяц. Слово крепкое, в узел завязано».
Над свечами проводят справа налево три раза купюрами и три раза кошельком. Затем свечи гасят, но не задувают. Деньги убирают в кошелек и три дня их не разменивают.
Если человек сомневается в своих силах перед проведением обряда, или боится возможных последствий от неправильно задействованной магии, ему следует использовать онлайн консультацию экстрасенса.
Хотя обряд с семью свечами достаточно эффективен и легко осуществим обычным, неподготовленным человеком.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Семисвечник (евр. менора ) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже - Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец (Откр. 21: 23).