Деньги из мусора: сколько можно заработать на старых батарейках. Где и как утилизируют батарейки

{ ArticleToC: enabled=yes }

Отработанные аккумуляторы – наиболее распространенный вид отходов. Их срок службы колеблется в пределах 3-5 лет, после чего батарею заменяют новой. Поэтому, водителю необходимо знать, где сдать аккумулятор старый.

Сырье это очень сложно утилизировать, поскольку как щелочные, так и кислотные емкости содержат вредные вещества, с которыми контактировать опасно.Электролит кислотных батарей содержит серную кислоту, разбавленную в определенной пропорции. Помимо нее, они содержат свинец первый класс опасности). Он, взаимодействуя с серной кислотой, относящейся ко второму классу опасности, образуются вредные свинцовые соединения.

В состав щелочных батарей входит никель, а электролит является щелочью – не менее вредным для экологии элементом. Никель-металл-гибридные — тоже токсичны.

Поскольку количество транспорта в мире растет с каждым днем, соответственно увеличивается и число аккумуляторов, которые не желательно просто выбрасывать, если мы хотим оставить для потомков чистую окружающую среду и не навредить себе уже сегодня.

Ведь простое прикосновение к свинцовым полюсам батарей, выброшенных там, где играют дети, может оказаться опасным. Поэтому проблеме, связанной с переработкой этой продукции, во всем мире уделяют большое внимание.

Тяжелые металлы, содержащиеся в них, могут нанести непоправимый вред здоровью. По статистике в год выбрасывается по республике до 10 тонн свинецсодержащих отходов.

А это сильнейший яд, наряду с ртутью и мышьяком, вызывающий гибель клеток, что оборачивается анемиями, заболеваниями сердца и пр.

Чтобы и себя, и окружающих оградить от столь опасного воздействия, отработанные аккумуляторы нужно утилизировать, несмотря на то, использовались они на грузовых, легковых автомобилях или мотоциклах, имею мощность 6 или 12 вольт.

Видео: Утилизация батареек, или как их превращают в соли, железо и графит

Если батареи не утилизировать, загрязняется почва, воздух и вода. Многие не знают, где сдать отработавший аккумулятор, поэтому и выбрасывают их в мусорные контейнеры. Чтобы переработать отслужившие срок емкости, их нужно отнести в приемный пункт.

Специализированные пункты по приему отработанных аккумуляторов, т.е. у которых закончился период эксплуатации, сегодня есть в любом городе. Узнать, где сдать аккумулятор, несложно. Достаточно воспользоваться Интернет, написав запрос в поисковой строке. На сайтах, специализирующихся на приемке и утилизации отработанных аккумуляторов указаны адреса и стоимость, зависящая от емкости отработанного аккумулятора.

Помимо оплаты, на пунктах, где сдают аккумуляторы, предлагают дисконтную 3% карту для покупки новой батареи со скидкой.

Часто у таких компаний, заботящихся об экономии времени желающих утилизировать опасные источники питания, имеется услуга по самовывозу отработанного аккумулятора. Касается это как небольших городов, так и мегаполисов, типа Москва, Санкт-Петербург, Киев и пр.

Все подробности можно узнать у менеджера, позвонив по телефонам, указанным на сайтах, где сдают старые аккумуляторы. Работают компании с предприятиями и физическими лицами. Принимают отработанные аккумуляторы в любом количестве, без электролита и с таковым.

Каждый автолюбитель, сдающий в утилизацию свой отработавший срок аккумулятор, делает, пусть и небольшой, вклад в сохранение окружающей среды.

На принятые в утилизацию батареи выдается пакет документов:

  • договор;
  • копия лицензии;
  • акт приема-сдачи.

Компании, принимающие отработанные аккумуляторы в Москве находятся по следующим адресам:

  • Компания «Аком» принимает старые батареи по цене 30 рублей за килограмм (розница) и 35 рублей, если это оптовая сдача. Находится склад по адресу: ул. Калмыкова 66/3;
  • Предлагает свою услугу по утилизации и компания «Энергомет», имеющая лицензию по обращению с опасными отходами. Гражданам и предприятиям она предлагает услуги по демонтажу, переработке и утилизации всех видов батарей, включая аккумуляторы специального назначения, без электролита и с ним. Гибкая система платежей для постоянных и новых клиентов, делает утилизацию выгодной для обеих сторон. Адрес головного офиса — Люберцы, ул. Электрификации 3 В;
  • «Эко-Металлы» советует обратиться к ней, если нужно утилизировать старый аккумулятор. Все разрешающие документы предприятие имеет, поэтому вывоз опасных отходов за пределы Москвы. Адрес компании: г. Подольск, ул. Лобачева, 6. Более подробно о ее деятельности прочесть можно на сайте http://ecometally.ru/ ;
  • «Лом-АКБ» — компания также специализирующаяся на вывозе и утилизации батарей, срок службы которых закончился. Она может организовать вывоз батарей весом более 50 кг с последующей утилизацией. Клиент же получит деньги на приобретение новой батареи (http://www.priem-akkumulyatorov.ru/ );
  • Более 20 пунктов приема, расположенных в Москве и области, принадлежит фирме «Оскаб». Уточнить адреса и расценки можно на сайте http://www.oskab.ru/ ;
  • Зайдя на сайт http://akum.org/ , можно подобрать пункт приема, наиболее близко расположенный к вам. Это сайт компании «Энергия», который вывезет старый аккумулятор для утилизации.

Есть много других предприятий, направлением деятельности которых является утилизация аккумуляторных батарей. Чтобы выбрать вариант, наиболее подходящий, достаточно в поисковой строке написать запрос «предприятия Москвы, занимающиеся утилизацией отработанных аккумуляторов» или « где сдать старый аккумулятор».

Видео: Приём аккумуляторов в москве

В среднем за сданный в утилизацию отработанный аккумулятор, клиент получает:

  • 600 рублей (6СТ-55);
  • 700 рублей (6СТ-75);
  • 850 рублей (6СТ – 100);
  • 1200 рублей (6СТ-132);
  • 2000 рублей (6СТ -225).

Помимо денежного вознаграждения, как упоминалось, выдается дисконтная карта на покупку новой батареи с 3% скидкой в сети выбранной компании. Это выгодно клиенты поможет сохранить окружающую среду.

Видео: Утилизация аккумуляторов

На сегодняшний день экологически чистой и рентабельной технологии, которая позволила бы переработать исчерпавшие свой срок аккумуляторные батареи, с получением продуктов надлежащего качества не существует.

В акуумная дистилляция.

Например, для извлечения кадмия используются пирометаллургические и гидрометаллургические методы. Наибольшее распространение из пирометаллургических методов, основанных на отгонке газообразных соединений кадмия, получила вакуумная дистилляция. Кроме чрезвычайной экологической опасности данного производства, дистилляция характеризуется получением оксида кадмия низкого качества и вторичных отходов, использование которых в других отраслях проблематично.

Г идрометаллургический метод (сернокислотный способ).

Мировой опыт переработки кадмийсодержащих отходов показал перспективность гидрометаллургических методов, основанных, в большинстве своем, на использовании растворов серной кислоты, аммиака, солевых композиций. Применение гидрометаллургических операций позволит решить как экологические проблемы по утилизации кадмийсодержащих отходов, так и обеспечить потребности машиностроения и металлургии в качественном оксиде кадмия.

Недостатками сернокислотного способа являются: низкая степень извлечения кадмия за счет потерь его с железосодержащим промпродуктом, технологические трудности очистки промышленных растворов. Применение аммиака ограничено его летучестью и проблематичностью регенерации.

Процесс утилизации и переработки батареек и аккумуляторов обычно состоит из нескольких этапов. Например, процесс переработки батареек с извлечением свинца состоит из четырех этапов.

Вначале батарейки и аккумуляторы загружаются в специальную емкость больших размеров, откуда они по конвейерной ленте попадают в бетонный колодец с электромагнитом над ним (который притягивает лишний металлолом) и с сеточным дном, куда в специальную емкость вытекает электролит из «потекших» батареек, после чего батарейки размалываются дробилкой на мелкие куски.

Затем происходит процесс разделения материалов с помощью водяной пыли, подаваемой при высоком давлении - нескольких десятках атмосфер. Самые мелкие части и пластик оседают в отдельном резервуаре для последующего концентрирования, а более крупные части попадают на дно резервуара, откуда их механический ковш вытаскивает в резервуар с каустической содой, где этот металлолом превращается в свинцовую пасту. На этом же этапе туда попадает и свинцовая пыль, которая с помощью воды, подаваемой под высоким давлением, отделяется от пластика, который собирается в отдельные контейнеры.

Третий этап – это процесс плавки свинца. Получившуюся свинцовую пасту по конвейерной ленте передают в бункер для плавки, где она расплавляется до жидкого состояния, а выделяющиеся пары быстро охлаждаются и сбрасываются в отдельные контейнеры (впоследствии он пойдет на очередной этап переработки).

Четвертым этапом в процессе рафинирования образуются два компонента - рафинированный твердый и мягкий свинец и сплавы свинца, отвечающие требованиям заказчика. Непосредственно сплавы сразу же отправляются на заводы для использования, а рафинированный свинец нагревают и выливают из него слитки, удаляя окалину, которые по качеству получаются равноценными только что произведенным из добытой свинцовой руды.

П роект ReCharge утилизации использованных батареек.

В 2013 году английская компания International Innovative Technologies представила новую технологию утилизации использованных батарей. Метод заключается в превращении твердых элементов, содержащихся во внутренней части щелочной батареи, в порошок. Таким образом, внутренние составляющие элементов питания становятся годными для обработки с помощью различных химических и биологических процессов, результатом которых является извлечение различных металлических ионов, например, ионов цинка, марганца и углерода.

Одно из преимуществ данной технологии заключается в том, что с ее помощью можно с легкостью заменить традиционные системы измельчения на компактные, высокопроизводительные блоки. Кроме того, новая разработка отличается низким потреблением электроэнергии и идеально подходит для измельчения твердых материалов.

Сбор и хранение опасных отходов.

Из всего объема производимых батарей и аккумуляторов в мире перерабатывается всего 3% от общего объема, при этом прослеживается неоднородность этого показателя по странам мира. Так, в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45% всех химических источников тока (ХИТ), в США - около 60% (97% свинцово-кислотных и 20-40% литий-ионных), в Австралии - около 80%. Странами с неразвитой системой переработки ХИТ являются развивающиеся страны, где они практически не перерабатываются, а утилизируются с бытовым мусором.

Переработка батареек в странах Европейского союза является обязательной. С 26 сентября 2008 года все батарейки, аккумуляторы и их упаковка должны быть маркированы специальным символом (перечеркнутый мусорный ящик на колесиках) - на самой батарейке или же на упаковке, в зависимости от размера.

Этот специальный символ сбора сообщает потребителям, что батарейки нельзя выбрасывать вместе с домашними отходами. Вместо этого батарейки нужно сдавать в специальные пункты на переработку. Как правило, все крупные розничные торговцы имеют ящики для сбора батареек.

Батарейки нельзя выбрасывать вместе с домашними отходами. Их необходимо сдавать в специальные пункты на переработку!


При производстве батареек в Евросоюзе в их стоимость изначально закладывается процент на утилизацию, и покупатель в магазине, сдав старые батарейки, получит ценовую скидку на батарейки новые. Сданное перерабатывается. Лидером этого процесса является Бельгия, в которой до 50% элементов питания направляется на переработку.

Все типы батарей, выпускаемые в Европе, могут быть переработаны независимо от того, перезаряжаемы они или нет. Для переработки не имеет значения, заряжена ли батарея, частично разряжена или разряжена целиком. После сбора батарей они подлежат сортировке и далее, в зависимости от того, к какому типу они принадлежат, батареи отсылаются на соответствующий завод по переработке. К примеру, щелочные батареи перерабатываются в Великобритании, а никель-кадмиевые во Франции.

Переработкой батарей в Европе занимается около 40 предприятий.

В США весной 2013 года запущена новая волонтерская общенациональная кампания по утилизации батареек. Помимо непосредственного обращения к потребителям и привлечения волонтеров, планируется реализовать и ряд мер, которые принципиально изменят работу компаний, производящих батарейки. Дистрибьюторы и продавцы должны будут обеспечивать сбор и переработку батареек, извлекая при переработке все те компоненты, которые ещё можно использовать, а компании – производители батареек должны платить за работы по сбору, обработке и утилизации батареек.

В Австралии ежегодно утилизируется 70 тысяч тонн свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. В городе Вуллонгонг (штат Новый Южный Уэльс) работает предприятие Auszinc, которое занимается утилизацией бытовых батарей. Батареи, которые не могут быть переработаны в Австралии, экспортируется для утилизации на европейские предприятия.

В России до недавнего времени были только компании, которые занимались сбором и хранением батареек, а утилизация и переработка обходилась дорого и не приносила прибыли.

Официально деятельность по приему и использованию батареек юридическим лицам была разрешена с 2012 года – до этого на сбор и хранение опасных отходов требовалась специальная лицензия. В 2004 году ИКЕА начала сбор использованных батареек, но была вынуждена прекратить его из-за требования Роспотребнадзора. Музей имени Тимирязева, который принимал батарейки с 2009 года, приостановил прием сырья из-за нехватки места для хранения батареек.

Принимает и передает на утилизацию аккумуляторы всех видов компания «Мегаполис групп».

Одна из немногих организаций, которая принимает батарейки для полноценной дальнейшей переработки, – московский «Экоцентр» МГУП «Промотходы», где применяют вакуумную технологию, позволяющую контролировать вредные выбросы при измельчении батареек.

В апреле 2013 года челябинская компания «Мегаполисресурс» также заявила о своей готовности утилизировать использованные аккумуляторы со всей страны. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки на 80%.

Однако для запуска масштабного процесса утилизации батареек не хватает сырья.

«Мегаполисресурс» выступает партнером по проекту приема в московских магазинах сети Media Markt отработавших бытовых батареек и аккумуляторов, который стартует осенью 2013 года, а с начала 2014 года инициатива распространится на всю Россию. По мере накопления батарейки будут упаковываться в герметичные емкости и отправляться на завод в Челябинске. Вещества, извлекаемые из батареек при переработке (графит, соли цинка и марганца), в дальнейшем могут быть использованы как для создания новых батареек, так и в других отраслях, в частности, в фармацевтике.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА Новости http://ria.ru/spravka/20131121/971073902.html

Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду. При производстве элементов питания используются свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Никелево-кадмиевые батарейки, которые применяются в сотовых телефонах, — наиболее значимые потенциальные источники кадмия; большую опасность представляют ртутные и литиевые батарейки как поставщики ртути и лития в природную среду; кроме того, литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом воздуха и воспламеняться.

Переработка батареек является процессом по восстановлению и эксплуатации тех материалов, из которых изготовлены батарейки. Во время этого процесса из батареек извлекаются металлы, которые затем вторично включаются в состав новых изделий . Целью такого процесса становится сохранение электроэнергии и сырья. Переработка подобных изделий способствует сохранению окружающей среды для здоровой жизнедеятельности человека.

На сегодняшний день экологически чистой и рентабельной технологии, которая позволила бы переработать исчерпавшие свой срок аккумуляторные батареи, с получением продуктов надлежащего качества не существует.

Например, для извлечения кадмия используются пирометаллургические и гидрометаллургические методы. Наибольшее распространение из пирометаллургических методов, основанных на отгонке газообразных соединений кадмия, получила вакуумная дистилляция. Кроме чрезвычайной экологической опасности данного производства, дистилляция характеризуется получением оксида кадмия низкого качества и вторичных отходов, использование которых в других отраслях проблематично.

Мировой опыт переработки кадмийсодержащих отходов показал перспективность гидрометаллургических методов, основанных, в большинстве своем, на использовании растворов серной кислоты, аммиака, солевых композиций. Применение гидрометаллургических операций позволит решить как экологические проблемы по утилизации кадмийсодержащих отходов, так и обеспечить потребности машиностроения и металлургии в качественном оксиде кадмия.

Недостатками сернокислотного способа являются: низкая степень извлечения кадмия за счет потерь его с железосодержащим промпродуктом, технологические трудности очистки промышленных растворов. Применение аммиака ограничено его летучестью и проблематичностью регенерации.

Процесс утилизации и переработки батареек и аккумуляторов обычно состоит из нескольких этапов. Например, процесс переработки батареек с извлечением свинца состоит из четырех этапов.

Вначале батарейки и аккумуляторы загружаются в специальную емкость больших размеров, откуда они по конвейерной ленте попадают в бетонный колодец с электромагнитом над ним (который притягивает лишний металлолом) и с сеточным дном, куда в специальную емкость вытекает электролит из "потекших" батареек, после чего батарейки размалываются дробилкой на мелкие куски.

Затем происходит процесс разделения материалов с помощью водяной пыли, подаваемой при высоком давлении — нескольких десятках атмосфер. Самые мелкие части и пластик оседают в отдельном резервуаре для последующего концентрирования, а более крупные части попадают на дно резервуара, откуда их механический ковш вытаскивает в резервуар с каустической содой, где этот металлолом превращается в свинцовую пасту. На этом же этапе туда попадает и свинцовая пыль, которая с помощью воды, подаваемой под высоким давлением, отделяется от пластика, который собирается в отдельные контейнеры.

Третий этап - это процесс плавки свинца. Получившуюся свинцовую пасту по конвейерной ленте передают в бункер для плавки, где она расплавляется до жидкого состояния, а выделяющиеся пары быстро охлаждаются и сбрасываются в отдельные контейнеры (впоследствии он пойдет на очередной этап переработки).

Четвертым этапом в процессе рафинирования образуются два компонента — рафинированный твердый и мягкий свинец и сплавы свинца, отвечающие требованиям заказчика. Непосредственно сплавы сразу же отправляются на заводы для использования, а рафинированный свинец нагревают и выливают из него слитки, удаляя окалину, которые по качеству получаются равноценными только что произведенным из добытой свинцовой руды.

Летом 2013 года английская компания International Innovative Technologies представила новую технологию утилизации использованных батарей. Метод заключается в превращении твердых элементов, содержащихся во внутренней части щелочной батареи, в порошок. Таким образом, внутренние составляющие элементов питания становятся годными для обработки с помощью различных химических и биологических процессов, результатом которых является извлечение различных металлических ионов, например, ионов цинка, марганца и углерода.

Одно из преимуществ данной технологии заключается в том, что с ее помощью можно с легкостью заменить традиционные системы измельчения на компактные, высокопроизводительные блоки. Кроме того, новая разработка отличается низким потреблением электроэнергии и идеально подходит для измельчения твердых материалов.

Первая в России линия переработки батареек запущена в Челябинске, сюда будут привозить отработанные элементы питания со всей страны. Смотрите на видео, как из батареек получают железо, графит и соли.

Из всего объема производимых батарей и аккумуляторов в мире перерабатывается всего 3% от общего объема, при этом прослеживается неоднородность этого показателя по странам мира. Так, в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45% всех химических источников тока (ХИТ), в США — около 60% (97% свинцово-кислотных и 20-40% литий-ионных), в Австралии — около 80%. Странами с неразвитой системой переработки ХИТ являются развивающиеся страны, где они практически не перерабатываются, а утилизируются с бытовым мусором.

Переработка батареек в странах Европейского союза является обязательной. С 26 сентября 2008 года все батарейки, аккумуляторы и их упаковка должны быть маркированы специальным символом (перечеркнутый мусорный ящик на колесиках) — на самой батарейке или же на упаковке, в зависимости от размера.

Этот специальный символ сбора сообщает потребителям, что батарейки нельзя выбрасывать вместе с домашними отходами. Вместо этого батарейки нужно сдавать в специальные пункты на переработку. Как правило, все крупные розничные торговцы имеют ящики для сбора батареек.

При производстве батареек в Евросоюзе в их стоимость изначально закладывается процент на утилизацию , и покупатель в магазине, сдав старые батарейки, получит ценовую скидку на батарейки новые. Сданное перерабатывается. Лидером этого процесса является Бельгия, в которой до 50% элементов питания направляется на переработку.

Все типы батарей, выпускаемые в Европе, могут быть переработаны независимо от того, перезаряжаемы они или нет. Для переработки не имеет значения, заряжена ли батарея, частично разряжена или разряжена целиком. После сбора батарей они подлежат сортировке и далее, в зависимости от того, к какому типу они принадлежат, батареи отсылаются на соответствующий завод по переработке. К примеру, щелочные батареи перерабатываются в Великобритании, а никель-кадмиевые — во Франции.

Переработкой батарей в Европе занимается около 40 предприятий.

В США весной 2013 года запущена новая волонтерская общенациональная кампания по утилизации батареек. Помимо непосредственного обращения к потребителям и привлечения волонтеров, планируется реализовать и ряд мер, которые принципиально изменят работу компаний, производящих батарейки. Дистрибьюторы и продавцы должны будут обеспечивать сбор и переработку батареек, извлекая при переработке все те компоненты, которые ещё можно использовать, а компании - производители батареек должны платить за работы по сбору, обработке и утилизации батареек.

В Австралии ежегодно утилизируется 70 тысяч тонн свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. В городе Вуллонгонг (штат Новый Южный Уэльс) работает предприятие Auszinc, которое занимается утилизацией бытовых батарей. Батареи, которые не могут быть переработаны в Австралии, экспортируется для утилизации на европейские предприятия.

В России до недавнего времени были только компании, которые занимались сбором и хранением батареек. Переработка обходилась дорого и не приносила прибыли.

Официально деятельность по приему и использованию батареек юридическим лицам была разрешена с 2012 года - до этого на сбор и хранение опасных отходов требовалась специальная лицензия. В 2004 году ИКЕА начала сбор использованных батареек, но была вынуждена прекратить его из-за требования Роспотребнадзора. Музей имени Тимирязева, который принимал батарейки с 2009 года, приостановил прием сырья из-за нехватки места для хранения батареек.

Принимает и передает на утилизацию аккумуляторы всех видов компания "Мегаполис групп".

Одна из немногих организаций, которая принимает батарейки для полноценной дальнейшей переработки, - московский "Экоцентр" МГУП "Промотходы", где применяют вакуумную технологию, позволяющую контролировать вредные выбросы при измельчении батареек.

В апреле 2013 года челябинская компания "Мегаполисресурс" также заявила о своей готовности утилизировать использованные аккумуляторы со всей страны. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки на 80%.

Однако для запуска масштабного процесса утилизации батареек не хватает сырья.

"Мегаполисресурс" выступает партнером по проекту приема в московских магазинах сети Media Markt отработавших бытовых батареек и аккумуляторов, который стартует осенью 2013 года, а с начала 2014 года инициатива распространится на всю Россию. По мере накопления батарейки будут упаковываться в герметичные емкости и в Челябинске. Вещества, извлекаемые из батареек при переработке (графит, соли цинка и марганца), в дальнейшем могут быть использованы как для создания новых батареек, так и в других отраслях, в частности, в фармацевтике.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Количество автомобилей и других устройств, получающих питание от аккумуляторных батарей, постоянно возрастает. Растет и актуальность проблемы утилизации отслуживших батарей и элементов питания. Ведь такие батареи содержат опасные для здоровья и жизни человека вещества.

Аккумуляторная батарея должна обладать способностью при компактных размерах и малом весе кратковременно – за 5-10 с – подавать ток величиной 200-800 А для пуска двигателя автомобиля и питания постоянным электротоком при неработающем двигателе потребителей машины. Таким требованиям соответствуют свинцово-кислотные аккумуляторы. Решетки пластин батарей состоят из сплава свинца и сурьмы, а электролитом является раствор серной кислоты. Свинец – токсичный ядовитый металл, он приводит к отравлению организма человека и сильнейшему загрязнению окружающей среды.

На срок службы батарей влияют условия хранения и качественный ремонт. При интенсивной эксплуатации и соблюдении правил ТО период службы аккумуляторов составляет до 120-150 тыс. км пробега, или 2-5 лет. При несоблюдении элемент правил эксплуатации, техобслуживания и ремонта аккумуляторы выходят из строя намного раньше, не более 30-40 тыс. км пробега.


Почему нужна утилизация

  • Парк автомобилей возрастает с каждым годом, потребность в аккумуляторах растет;
  • свинец дефицитен из-за ограниченных месторождений этого токсичного металла;
  • ужесточились требования по защите окружающей природы от выбросов и токсичных опасных отходов;
  • свинец и его соединения относятся к веществам 1 класса опасности, сильнейшим ядам, которые даже в малых количествах вызывают хронические заболевания со смертельным исходом;
  • по количеству произведенных цветных металлов свинец занимает в мире четвертое место, после алюминия, меди и цинка. Растет и количество его отходов;
  • по действующему законодательству России, Украины и других стран выбрасывать аккумуляторные батареи в баки бытовых отходов, мусоропроводы и на свалки запрещено;

  • опасен не только свинец, но и электролит аккумуляторных батарей, это раствор едких и опасных кислот;
  • утилизация аккумуляторных батарей предохранит природу от опасного токсического заражения. Масштабы вреда от массивных аккумуляторных батарей могут быть поистине огромны;
  • общие затраты на переплавку свинца из вторичного сырья намного меньше, чем при производстве их из дефицитного рудного сырья;
  • аккумуляторная промышленность – один наиболее крупных потребителей свинца. Свинец возвращается в качестве лома металла от утилизации и переработки отслуживших свой срок батарей. Рециклинг свинца признан в мире не только разумным, но и экономически и экологически необходимым и оправданным.

Куда сдать аккумулятор от машины

Утилизируют аккумуляторы специальные компании, они собирают их и отправляют на переработку. Перерабатывают аккумуляторные батареи заводы, имеющие необходимое оборудование, по принятой на международном уровне технологии. Многие аккумуляторные заводы имеют собственные мощности по переработке вторичного свинца или предприятия-партнеры. В развитых странах сбор и переработка аккумуляторов – отдельная отрасль промышленности.

Чтобы правильно утилизировать негодную аккумуляторную батарею, ее необходимо сдать на переработку в пункты сбора вторичного свинцового сырья. Ни в коем случае нельзя самостоятельно утилизировать аккумуляторы, складировать их в случайных местах, это запрещено.

На пунктах сбора отработанные аккумуляторы помещают на поддоны или в контейнеры с крышками и транспортируют к месту переработки в закрытых трейлерах или вагонах. Такой порядок и меры безопасности исключают попадание свинца или кислоты в окружающую среду.

Ранее в СССР сдатчики сливали электролит сами, и кислота попадала в окружающую среду. Сейчас сливать электролит не следует, это сделают специалисты на заводе.

Технология переработки батарей предполагает несколько этапов:

  • слив электролита;
  • разрезание и дробление корпусов батарей;
  • плавка батарей в печах – отражательных или ватержакетах;
  • разделение продукта плавки на 3 слоя – расплавленный черновой свинец, штейн и шлаки;
  • в конце черновой свинец рафинируют.

Полученный металл используют для отливки решеток и других деталей аккумуляторов.

Чтобы предохраниться от отравления свинцом:

  • берите аккумуляторные батареи только в резиновых перчатках, для защиты органов дыхания используйте респиратор;
  • мыть руки горячей водой с мылом, душ, не принимать пищу там, где хранится аккумулятор.

Присутствие свинца в воздухе узнается по сладковатому привкусу во рту. Признаками свинцового отравления являются вначале тошнота, головокружение, малокровие, затем – «свинцовая кайма» на деснах, слабость, потеря аппетита, судороги, заболевание почек. При признаках отравления – вызвать врача, до его прихода промыть желудок и выпить как можно большее количество воды с содой.

Итог

Производство вторичного свинца за счет отработанных батарей растет. Система сбора, транспортировки и утилизации вторичного свинцового сырья обеспечит безвредность аккумуляторного производства и надежную экологическую защиту природы. Помните, что старые и ненужные аккумуляторы лучше не хранить дома, а утилизировать с помощью специалистов.