Дмитрий Невский - Таро и психология. Психология и Таро. Теория, практика, практичность. Психология таро

Карты Таро в руках психолога

Марсельское Таро как инструмент психолога? Да! Конечно, в общепринятом представлении карты Таро неизбежно ассоциируются с оккультизмом и гадалками, но вот уже 30 лет, как они на законных основаниях появились в кабинетах дипломированных психологов. Марсельское Таро - один из вариантов Таро, получивший распространение под этим именем с конца XIX века. А вообще Таро - это колода из 78 карт, известная с XVI века и уходящая корнями в глубь истории. Колода Таро делится на 22 карты, называемые Старшими арканами (от лат. arcana - тайна), и 56 Младших арканов. Старшие арканы - это 22 отдельных, неповторяющихся сюжета (например, Шут, Справедливость, Повешенный, Луна). Младшие арканы напоминают современные игральные карты. Они делятся на четыре масти: жезлы, мечи, кубки и монеты. Все карты аналогичны тем, которые мы хорошо знаем, за исключением Валета - в Таро ему соответствуют две карты - Рыцарь и Паж...

Александро Ходоровски режиссер, писатель, психотерапевт. Получил также известность как исследователь марсельского Таро. («Путь Таро», «La Voie du tarot», Albin Michel, 2004).

(«La Voie du tarot», Albin Michel, 2004).

Psychologies:

Александро Ходоровски:


Чтобы сделать Таро-расклад, войдите или зарегистрируйтесь .

Карты Таро в руках психолога

Марсельское Таро как инструмент психолога? Да! Конечно, в общепринятом представлении карты Таро неизбежно ассоциируются с оккультизмом и гадалками, но вот уже 30 лет, как они на законных основаниях появились в кабинетах дипломированных психологов. Марсельское Таро - один из вариантов Таро, получивший распространение под этим именем с конца XIX века. А вообще Таро - это колода из 78 карт, известная с XVI века и уходящая корнями в глубь истории. Колода Таро делится на 22 карты, называемые Старшими арканами (от лат. arcana - тайна), и 56 Младших арканов. Старшие арканы - это 22 отдельных, неповторяющихся сюжета (например, Шут, Справедливость, Повешенный, Луна). Младшие арканы напоминают современные игральные карты. Они делятся на четыре масти: жезлы, мечи, кубки и монеты. Все карты аналогичны тем, которые мы хорошо знаем, за исключением Валета - в Таро ему соответствуют две карты - Рыцарь и Паж.

На протяжении нескольких веков Таро используют главным образом для того, чтобы находить ответы на важные для человека вопросы, и для предсказаний. Но психологи считают, что с помощью этих карт можно исследовать свою личность, потому что они могут служить проективным тестом, наподобие теста Роршаха с чернильными пятнами, вызывающими различные ассоциации. Основоположниками этой методики стали два американских психолога, Джек Херли (Jack Hurley) и Джон Хорлер (John Horler). В начале 70-х годов они обнаружили, что гораздо легче проецировать себя в очень четкие символы Таро, чем используя расплывчатые пятна. После этого они нарисовали собственные карты, чтобы их работу не отвергли, как проходящую по разделу «эзотерики».

Юлий Берковский

«Таро. Древнейшая система символов» Рипол классик, 2004. Фундаментальный труд о Таро как системе символов, «несущей в себе представления о Боге, человеке и мире». В нем излагаются методы и границы постижения смысла этих символов, с помощью которого в книге Таро «каждый человек сможет прочесть свое, только ему предназначенное содержание».

Хайо Банцхаф

«Таро и путешествие героя» КСП+, 2002.
Книга о мифологической подоплеке Старших арканов и о том, как можно интерпретировать систему Таро как символический путь человека по жизни.

В 80-е годы канадский психолог Дениз Руссель (Denise Roussel), заинтересовавшись результатами применения этой методики, продолжила работу над ней и смогла внедрить психологическое Таро в практику своих североамериканских коллег. Тем временем во Франции кинематографист и психотерапевт Александро Ходоровски проводит собственные исследования, реабилитирует марсельское Таро и приобщает сотни людей к «психотаро».

По сравнению с традиционными проективными тестами эти карты обладают явными преимуществами, поскольку оперируют символами, пришедшими к нам из глубины веков. По мнению основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга, эти символы принадлежат коллективному бессознательному и поэтому спонтанно возникают в наших снах, детских рисунках, произведениях искусства... Таким образом, мы никогда не выбираем карту просто так, случайно, объясняют психологи, использующие данный метод: за несколько секунд наше бессознательное определяет ту карту, которая соответствует нашему состоянию. Изучение символов Таро и их расшифровка позволяют общаться с самим собой, выражать в словах наше душевное состояние, наши трудности, наши сомнения...

Мы предлагаем вам свой вариант психологического Таро, с которым вы сможете поэкспериментировать, чтобы лучше узнать себя и понять, как устроены отношения в вашей паре.

****Карты Таро были любезно предоставлены Psychologies издательским домом Camoin , который выпускает марсельское Таро с 1760 года. Филипп Камуан (Philippe Camoin) и Александро Ходоровски (Alexandro Jodorowsky) восстановили оригинальное марсельское Таро в результате многолетней исследовательской работы.

«Этот инструмент самопознания позволяет нам развиваться очень быстро»

Александро Ходоровски (Alexandro Jodorowsky) -
франко-мексикано-американский режиссер, сценарист, писатель, создатель комиксов и... психотерапевт. Александро Ходоровски получил также известность как исследователь марсельского Таро. Он создал собственную, восстановленную версию этих карт и написал книгу «Путь Таро» («La Voie du tarot», Albin Michel, 2004).

В чем состоит основной принцип марсельского Таро – предмета ваших исследований?
Это визуальный язык: карты «говорят» с нами при помощи зрительных образов. Таро, будучи плодом знаний, насчитывающих многие тысячелетия, были задуманы одновременно как отражение структуры нашей психики и как модель Вселенной – огромная мандала (сакральный круг) из 78 карт, которая описывает все, что может пережить человеческое существо. Вот почему Таро позволяют получить доступ к нашему бессознательному.

В чем состоит первый этап работы с Таро?
Сначала нужно рассмотреть все карты. Изучите каждую деталь, отметьте их, но не оценивайте и не интерпретируйте. Когда вы вобрали в себя десятки подробностей, символов и несоответствий, «перезапустите» ваше бессознательное – так, как вы перезапускаете компьютер! После этого вы можете перейти к вашей собственной интерпретации.

Значит, она будет индивидуальной и субъективной…
Да! Все является одновременно субъективным и проективным. Даже повседневная реальность... Таро – это инструмент, который помогает нам обнаружить наши собственные ответы в глубине себя. Поскольку Таро не соответствуют никакому рациональному принципу организации и служат проекцией, они могут интерпретироваться по-разному: психолог-фрейдист может подходить к ним с точки зрения теории Фрейда, юнгианский психолог – с точки зрения аналитической психологии, католический священник – в соответствии с христианской символикой, и так далее... Самое важное – это то, что мы чувствуем, что мы при этом понимаем. Когда кто-то раскладывает карты и изучает, что получилось, я прошу рассказывать обо всем, что он чувствует, включая ощущения физические. Я делаю нечто противоположное Фрейду: он обучал бессознательное выражаться рациональным языком, я же учу разговаривать на языке бессознательного. Поскольку именно наше бессознательное, а не интеллект обладает разумом.

Как Таро могут помочь в повседневной жизни?
Карты Таро могут помочь принять решение: они могут стать ответом на выбор, который предлагает нам жизнь, при условии что мы правильно ставим вопрос. В случае Таро есть большой соблазн спрашивать о будущем... Но это не инструмент предвидения! Не спрашивайте: «Скоро ли я найду своего мужчину?» Скорее нужно спросить: «Почему сегодня у меня нет мужчины?» Вот почему этот инструмент самопознания может помочь вам очень быстро развиваться и меняться. Вы можете работать с одними и теми же картами на протяжении нескольких недель, и вы каждый раз будете открывать что-то новое, соответствующее вашему состоянию.

И это при том, что мы вытягиваем карты наугад...
Именно это самое удивительное, когда имеешь дело с Таро: за тридцать с лишним лет моей практики люди, с которыми я работал, всегда вытягивали именно те карты, которые в точности соответствовали их проблеме. Почему так? Это загадка. Те случайности, которые происходят в нужный момент, – это то, что Юнг называл «синхронией». Я же называю их «психочудесами». Отнеситесь к делу серьезно и поработайте со всей колодой: через некоторое время вы будете вынуждены признать, что в этом мире действуют таинственные силы, не имеющие отношения к сознанию. И кроме того, при любом исходе эта работа научит вас смотреть на мир по-другому.

Беседовал: Эрик Пигани

Дмитрий Невский

Таро и психология. Психология и Таро. Теория, практика, практичность

Вступление

Таро и психология? Какая между ними может быть связь? С одной стороны – психология, официально признанная наука, получившая этот статус в XIX веке, имеющая древние корни и зародившаяся еще во времена Гиппократа, Платона и Аристотеля (300–400 гг. до н. э.). С другой – Таро, которое официально и публично было признано в XIX веке (совпадение?), но неофициальная история признания уходит корнями аж в I век до нашей эры, когда впервые упоминаются критерии и формы, ставшие частью структуры Таро. Получается, что возраст возникновения, а также наличие или отсутствие общественного признания не могут служить доводом к тому, чтобы признавать или отвергать ту или иную точку зрения, выраженную в форме определенной концепции.

Так что же поможет понять и верно оценить совместимость или несовместимость Таро и психологии? На что можно опереться для сравнения того, что не так просто сравнить?


Нормы и меры

Любая наука, любое философское или эзотерическое воззрение – это прежде всего точка зрения на какой-либо процесс, ситуацию, форму. Она задает определенный круг вопросов и отвечает на эти вопросы согласно своему базису, который существует на данный момент времени. Какие вопросы ставит перед собой Психология и какие вопросы ставит перед собой Таро? Давайте попробуем беспристрастно ответить.

Психология – наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека и животных, психологических особенностей отдельных людей либо их групп.

Психология отвечает на вопросы:

– Каковы психические процессы (внутренние эмоционально-интеллектуальные процессы), происходящие в человеке?

– Какие творческие процессы существуют в человеке и как они развиваются?

– Как человек воспринимает окружающий мир и почему?

– Какова природа неосознанной составляющей человека?

– Какова связь между осознанной и неосознанной составляющей человека?

– Какие существуют типажи личностей?

Это общий перечень вопросов, которые затрагивает психология, основываясь на научных и эмпирических данных, собранных за историю науки.

Таро отвечает на вопросы:

– Почему человек ведет себя так или иначе?

– Каковы внутренние (эмоциональные или интеллектуальные) процессы, происходящие в человеке?

– Что может достичь человек, основываясь на своих возможностях?

– Каковы способности человека и от чего они зависят?

– Как взаимодействует человек и окружающий мир? Каковы итоги взаимодействия?

– Что творится в душе человека?

– Какие существуют поведенческие типажи личностей?

Как вы видите, перечень вопросов и тем, которые раскрывает Таро как эзотерическое учение, ничуть не меньше, чем у Психологии. А темы настолько схожи, что возможно было бы утверждать, что мы говорим об одном и том же, просто другими словами.

Так ли это? И да и нет.


Формы оценки

В отличие от Психологии, которая основывается на ограниченном (официальными требованиями) круге ответов, которые «можно» дать человеку, Таро ограничивает себя лишь базой – опорными формами или, как говорят в эзотерике, Архетипами, которые трактуются и толкуются в зависимости от ситуации.

Ключевая оценка Таро основывается на внутреннем восприятии человека – как он воспринимает окружающий мир и как он адаптирует тот или иной процесс, исходя из своих убеждений и стремлений. Не форма, а человек ставятся во главу угла.

Почему так ведет себя человек? Спрашивает психология.

Что может достичь человек, ведя себя так, как он себя ведет? Спрашивает Таро.

В одном случае интерес распространяется на статичное определение личности, в другом – на проявление личности «в движении».

В одном случае важно то, как личность себя ощущает, в другом – что личность достигает, реализуя свое ощущение.


Свобода и рамки

Как и в психологии, ограниченной рамками «официального ценза», в Таро присутствует подобная форма. Сама форма оценки – карта, которая является ограничителем значения. Но в отличие от психологии, рамки Таро гораздо более либеральные, нежели в психологии.

Что нужно психологу в первую очередь? Знания предмета и меры оценки.

Что нужно тарологу в первую очередь? Хорошее мироощущение (интуиция), знание предмета и умение делать (или ощущать) выводы.

Разница есть? Безусловно, но она не столь разительна, как может показаться с первого взгляда.


Вульгарно и упрощенно

Большинство воспринимают Таро как некую «цыганско-бытовую» схему работы с ожиданиями людей. Мол, что хочет человек, то карты и покажут. И действительно может сложиться такое впечатление, если «идти на поводу» у карт или человеческих стремлений, оценивая ситуацию субъективно. Так выглядит Таро через призму бульварных тестов или книг «Стань тарологом за 3 дня».

Но Таро – это видимый краешек системы эзотерических знаний, тесно связанных и с философией, религией, Каббалой. Все это «включено» в структуру Таро.

И если опираться только на видимое, то, безусловно, на этой странице все может и закончиться. Но если постараться «погрузиться» в тему вопроса, понять, как и какую именно информацию предоставляет Таро, то, возможно, суждение может измениться.


Кто делает выводы

Итак. Я привел несколько доводов в пользу Таро. Привел несколько сравнений для того, чтобы если это и не примирит две формы исследования человека, то позволит посмотреть на Таро с иной стороны, без предвзятости и с минимальным уровнем критичности. Возможно, кто-то захочет попробовать воспользоваться знаниями Таро, чтобы помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.

Ведь на самом деле цель Таро и цель психологии – помощь человеку. Разумная, своевременная, адекватная. И если это может дать еще какой-то инструмент, не входящий в «обойму» социально-разрешенных, то почему бы и нет?

Таро и психология. формы оценки

Прежде чем приступить к практической работе с картами Таро и начать использовать значения карт, расклады с целью определения тех или иных психологических составляющих личности, необходимо уделить несколько слов тому, как Таро, а вернее эзотерика, оценивает человека. Ведь не секрет, что оценка со стороны официальной науки психологии и со стороны не официальной науки эзотерики отличаются. Но настолько ли сильно?

В самом начале мы дадим общие определения оценочным формам, к которым прибегают в эзотерике, а затем, выделив каждую форму в отдельную главу, подробно опишем. Это крайне важно, поскольку оценочная форма, как верно настроенный микроскоп, позволит увидеть все детали и нюансы личности.

Формы оценки:

1. Психологические типажи – 4 поведенческих типажа, определяемых природной формой поведения и выраженные в Картах Двора.

2. Базовые формы Личности – неизменные и вложенные компоненты, продемонстрированные в виде карт Старшего Аркана.

3. Уровни реакции – цифровые карты Младшего Аркана Таро, выраженные в виде карт от 1 до 10.

4. Детализация информации относительно пола человека – понимание адаптации форм, описанных в п. 1–3 в мужском и женском типажах.

5. Поведенческая адаптация данных – использование информации, полученной относительно предыдущих пунктов в исследовании личности, использование психологических раскладов Таро.


После того как мы описали предстоящий план подготовки к работе с Таро в среде психологии человека, можно приступить к рассмотрению каждого из пунктов плана.

Масти как отражение определенных типажей

Огонь, вода, воздух, земля. Пики, червы, трефы, бубны. Мечи, кубки, жезлы, динарии. Все это перечисления обозначения различных личностных типажей, объединенных в группы, в зависимости от природы поведения человека. (Вы сможете заметить эту особенность при описании карт Двора.) Это необходимо вынести в отдельную тему, поскольку это, по мнению эзотерики, является краеугольным камнем поведения человека в тех или иных ситуациях.

Каждая из групп обладает своей неповторимой характеристикой и каждая в состоянии продемонстрировать нам те или иные особенности поведения. По сути, зная, к какой из групп относится человек, вы можете сказать о нем очень многое, даже не прибегая к картам и к детальному изучению его характера.


Стихия

Стихия – это форма ассоциативного сравнения поведения человека, соотнесенная с определенной стихией. Важно понимать следующие факты, относя человека к той или иной стихии:

1. Стихия принадлежности человека является постоянной от рождения и до смерти. Например, рожденный «водой», то есть обладающий чувственной и эмоционально восприимчивой природой, человек не сможет стать «огнем» – жестким, целеустремленным и прямолинейным. Человек не сможет изменить свою природную стихию рождения.

Таро и аналитическая психология

Прежде чем говорить о Таро, следует сказать о том влиянии, которое оказала аналитическая психология на оккультное сообщество. Не будет преувеличением утверждать, что открытиями аналитической психологии для эзотерической науки началась новая эпоха. Впервые со времен картезианской революции вся глубина символической и духовной Вселенной, отвергнутая рационалистами как предрассудок, получила возможность триумфального возрождения в новом качестве, как сокровищница внутренней бесконечности нашей психики, которая, оказывается, едина с миром.

Вхождение аналитической психологии Юнга в силу фактически разделило весь западный оккультизм на два непримиримых лагеря. Наиболее разумные и культурные эзотерики, желающие диалога с академическим миром и интеграции в академическую реальность, приняли открытия Юнга и стали использовать его модель как одну из базовых карт, позволяющих понять природу оккультного познания. Самыми яркими примерами такого подхода являются супруги Цицеро, Израэль Регарди, Стефан Хёллер (епископ Гностической католической церкви) и многие другие эзотерические авторитеты.

Маргиналы же, дорожившие своей «исключительностью» и предпочитавшие выдавать свой доморощенный оккультизм за Единственную Истину, шарахались от Юнга и юнгианской психологии, как от чумы, ибо он «субъективизировал их великие истины».

Это противостояние, в одинаковой степени актуальное для западного мира и современной России, имеет глубокие психологические корни. Точно так же, как средневековому человеку было сложно принять, что не Земля центр Вселенной, а обывателю XIX века осознать, что человек - лишь звено в цепи эволюции, многие люди не могут принять относительность своих идей и мнений. Рабство духа компенсируется псевдогосподством позы непререкаемого духовного учителя, владеющего абсолютным и священным знанием, либо ученика такого учителя, который, хоть и в статусе ученика, приобщен к тому, что делает его выше всех когда-либо живших людей - делает обладателем Единственной Истины.

Это комплекс власти, лежащий в основе большинства базовых животно-инстинктивных программ человека, не имеет никакого отношения ни к поиску истины, ни к тому уровню знания реальности, которое мы при всей ограниченности нашего познания имеем.

Соблюдая интеллектуальную честность, попробуйте ответить: какие данные доказывают вам, что ваш Орден, Группа или Школа обладает Единственной Истиной, а все остальные пребывают во мраке заблуждения? Историк «малой традиции»<$FТо есть совокупности культурных оппонентов доминирующей в христианском мире парадигмы («большой традиции»).> найдет десятки различных противоречащих друг другу идей, так что при ближайшем рассмотрении окажется, что любые притязания на эксклюзивность - это субъективизм, провинциальность и нелепость.

Подобно Будде, Юнг предпочитает хранить благородное молчание относительно объективной или субъективной природы оккультных феноменов. Заметим, что он никогда не утверждал, что это «только психическое» в смысле «принадлежащее психике отдельного индивида». Феномены синхронистичности, предвидения, телепатии и др. позволяют уйти от наивного позитивистского образа «Эго, инкапсулированного в кожу». Однако, и в этом Юнг непреклонен, мы не можем безусловно объективировать каждый психический опыт. Ибо любой опыт - субъективен и относителен.

Это и есть та неопределенность, которую по достоинству может оценить только настоящий аристократ духа. Понятия объективного и субъективного вообще весьма относительны; с точки зрения буддизма, например, весь наш объективный мир не обладает ни малейшей онтологической реальностью.

Впрочем, мы слегка забежали вперед. Раскрывая значение юнгианской психологии для новой оккультной революции, мы забыли сказать, что же такое психология Юнга и почему он для нас так важен.

Все началось с того, что в 1875 году в швейцарском местечке Кесвиль родился Карл Густав Юнг - человек, которому было предначертано полностью изменить сами основания картины мира.

С раннего детства Юнг видел сны и даже видения наяву, которые любой его, да и наш современник счел бы странными. В три года - жуткий сон с пещерой, в которой находится ритуальный фаллос с глазом. В семь - раздвоенность и воспоминания из предположительно прошлой жизни сто лет назад. В двенадцать - видение, в котором Бог разрушает собор куском дерьма. Юнг хорошо понимал, что его видения не вписываются в картину мира его семьи, и предусмотрительно их скрывал даже от самых близких людей.

Сами по себе эти видения не делают Юнга исключительным - в истории было предостаточно визионеров и мистиков. Уникальность Юнга в том, что, в отличие от большинства таковых, он обладал удивительно цепким и сильным аналитическим умом. Поэтому вместо того, чтобы воспринимать послания бессознательного буквально и сойти с ума (либо стать очередным «пророком»), Юнг в поисках ответа к семнадцати годам перечитывает всех доступных ему философов и теологов от Платона до Шопенгауэра.

Самое большое впечатление произвел на него Кант. У Канта есть очень важная идея «вещи в себе». Согласно Канту, мы не можем знать сущность явлений; мы можем знать только то, как эти явления проявляют себя в нашем восприятии. Наше восприятие может быть физическим (наблюдение внешних объектов) или психологическим (наблюдение объектов внутренних), но в любом случае мы наблюдаем лишь проявление, феномен , а не ноумен . Вещь в себе, истинная причина причин, остается для нас сокрытой.

Это и есть гносеологическая скромность, которой так не хватает 99 % занимающихся оккультными практиками. Позиция гносеологической скромности является лучшей защитой от любого впадения в безумие, гордыню или другую одержимость - состояния, которые Юнг называл «психической инфляцией».

Выбирая профессию, Юнг чувствует острый внутренний конфликт между потребностью в чисто духовной, абстрактной теологии и в эмпирической науке. В последний момент выбор падает на психиатрию.

Итак, Юнг становится психиатром, практикует несколько лет под руководством доктора Блейлера, пока наконец не становится партнером и другом Зигмунда Фрейда. Союз их длится около десяти лет, но в конце концов они со скандалом расходятся и более никогда не встречаются.

На этом стоит остановиться поподробнее. Разрыв между Фрейдом и Юнгом - это не просто конфликт двух старых друзей, которые не поделили прекрасную даму по имени Сабина Шпильрейн. Это конфликт мировоззрений, установок, культур, который скрыто существовал с первой встречи, но вырвался на поверхность только через восемь лет сотрудничества.

В чем же состоят эти различия? И Фрейд, и Юнг знали, что человеческая психика - это не только сознание, не только то «дневное» Эго, которое говорит о себе «Я». И Фрейд, и Юнг согласились бы с тем, что психика - это множество пластов бессознательного, о котором зачастую наше Эго не только не знает, но и не догадывается.

Но для Фрейда бессознательное ограничивается телесными и инстинктивными реакциями. И бессознательным оно становится только потому, что наше Эго не желает о нем ничего знать. Эго по Фрейду - это страус, навсегда погрузивший голову в песок. И кто бы спорил, что так бывает! Беда только в том, что по Фрейду бывает только так. Поэтому и искусство, и религию, и науку, и политическую жизнь Фрейд понимал как определенные формы сублимации подавляемой и осуждаемой сексуальной энергии.

Странная теория. Более того - теория, имеющая весьма неприятный привкус пуританства. Дескать, культура и творчество возможны, только если сексуальность подавлена, а Эго находится в состоянии расщепления и комплекса вины. Но скажите мне, что подавлял император Адриан, когда приказал строить Пантеон? Да и вообще в Римской империи взгляды на секс были далеко не викторианские. А какая культура родилась! А античность? А Древний Египет? Достаточно посмотреть документальные фильмы о древних цивилизациях, чтобы понять, что отношение к сексу у них было куда более естественным и адекватным, чем у современного человека, отравленного фантазией о грехе. И какие были цивилизации, какая архитектура, какое искусство! А что, господа фрейдисты, подавлял великий бабник и повеса Александр Сергеевич Пушкин, для того чтобы стать гением номер один? Вопросы, на которые в рамках фрейдизма невозможно дать адекватный ответ.

Так что, хотя Фрейд и обвинял Юнга в пуританстве за то, что тот не принял его теорию, на самом деле пуританином, верящим в обязательность репрессивного подавления сексуальности культурой, был сам Фрейд.

Юнг не мог принять столь одностороннего понимания бессознательного. Он не спорил с тем, что Фрейд открыл важную истину: он просто не хотел соглашаться, что к этому можно свести всю палитру психической жизни. Беда Фрейда в том, что он выдает часть за целое, писал Юнг, и был прав. Ибо даже столь важная штука, как секс, не может объяснять все. Впрочем, ближе к концу жизни это понял и сам Фрейд, когда предложил концепцию двух движущих сил человека - Эроса и Танатоса, полового влечения и влечения к смерти. Но разве их всего две? А как же, например, Воля-к-Власти или инстинктивное любопытство, свойственное даже животным? Нет ли в примитивизации фрейдовской модели остатков психического монотеизма, когда к одной причине возводили все следствия?

Наблюдая многие годы за людьми, Юнг открыл, что за личным бессознательным - всем тем, к чему подход Фрейда вполне применим, - скрывается еще один уровень. Тот, который Юнг назвал коллективным , или объективным , бессознательным .

Это объективное бессознательное, в отличие от личного, или субъективного, обладает удивительными свойствами. Во-первых, структуры, которые в нем находятся, не приобретаются в результате личного опыта. Они там есть изначально. Априори. И именно они создают, оформляют и активируют наше восприятие всего, что нас окружает и что с нами происходит. Нечто подобное более двух с половиной тысяч лет назад предположил Платон, говоря об идеях, или эйдосах , но для Юнга архетип - это не просто интеллектуальная идея. Это данность внутреннего опыта.

Интересно, что совпадение мифологий происходит не только на уровне образов (в конце концов, все мы видим Солнце, и что удивительного, если разные народы решают ему поклоняться?), но на уровне того, как образы образуют сеть мифологических объяснений, структур, концепций. Например, такой сложный мифологический сюжет, встречаемый и в Индии, и в Скандинавии, как сотворение мира из тела убитого или умершего великана (или Бога). Или сюжет о странствии героя ради спасения принцессы. Или миф об утраченном золотом веке. Антропологи часто объясняют эти сюжеты определенными социальными обычаями и ритуалами, но для нас важно то, что даже современные дети, понятия не имеющие о реалиях жизни в древности, спонтанно начинают порождать фантазии по тем же самым законам. Подробнее эти сюжеты мы будем рассматривать позднее, когда перейдем к Таро, которое воистину дает ключ к сокровищнице общечеловеческого наследия.

Но это - только внешняя сторона учения Юнга. В конце концов, в самом наличии общечеловеческих архетипов нет ничего невероятного. Из маленького сперматозоида всегда развивается существо с заданным набором рук, ног, зубов. Что принципиально невероятного в том, что психические образы и символы могут иметь один и тот же набор «генов»?

Самое удивительное в том, что, когда чистый архетип поднимается на поверхность сознания, меняется и внешняя, окружающая реальность. Иными словами, пока мы находимся в границах личного бессознательного, наших сознательных и бессознательных надежд и страхов, комплексов, - мы находимся в привычной реальности. У нас есть четкая граница - граница между «я» и «другим», между внешним и внутренним, между желаемым и запретным. Но когда происходит прорыв архетипа, сознание оказывается «затопленным» (поэтому прорыв архетипа часто сопровождают метафоры воды) - сама реальность начинает вести себя, как будто подчиняясь этому архетипу, этой идее.

Звучит невероятно, не правда ли? Наша привычная материалистическая картина, в которой каждый атом является полностью отделенной от всех остальных атомов частицей, рушится, как карточный домик. И тем не менее, это так. Более того - эта картина мира имеет существенную поддержку в научном сообществе. Почти одновременно с Юнгом квантовая физика пришла к очень схожим выводам совсем с другого конца. Простейшие частицы ведут себя в зависимости от ожиданий наблюдателя. Понимаете, что это значит? Современная наука оказывается куда более магической, чем может показаться недалекому материалисту.

Да и в самом деле - когда настоящая наука была так жестко материалистична, как это предполагают редукционисты? Ключевые открытия, которые легли в основу западной цивилизации, ученые делали, устанавливая связь с бессознательным. Вспомним философию Декарта, основанием идей которого стал его сон; яблоки, приснившиеся Ньютону; таблицу Менделеева; или открытие частицы нейтрино лауреатом Нобелевской премии и добрым другом Юнга Вольфгангом Паули.

Для поверхностного человека наука, как одноногий солдатик, опирается только на рациональное. Но многие ли знают, что ракетное топливо, позволившее американцам долететь до Луны, разрабатывал маг, оккультист и последователь Алистера Кроули - Джек Парсонс? Многие ли знают, что Ньютон писал алхимические труды, существование которых вынуждена признавать даже официальная наука? Многие ли понимают, какое колоссальное влияние оказывают сны на ключевые открытия нашей жизни?

Отношение к науке - пограничная линия, разделяющая два вида оккультизма. Одни, отвергая Юнга, отвергают идею академизма, мечтая вернуться в золотой век прошлого, свободный от этой «ужасной бездуховной науки». Увы, часто этот «золотой век» оказывается очередной антиутопией, (примером чему служат Гитлер с его «Аненербе», а также некоторые русские оккультисты из круга Дугина, формирующие современную репрессивную политику). Впрочем, все эти господа презирают науку только на словах, что вполне понятно - презирать науку и ругать прогресс гораздо приятнее за новеньким «макинтошем», перемещаясь в самолете на очередное обнаруженное «место силы». Ну да Хоронзон с ними! Другие, напротив, всецело приветствуют научный прогресс рассматривая научное и оккультное познание как два разных способа познания, которые (как мы видели выше из примеров) часто пересекается.

Впрочем, это лирическое отступление подводило нас к одной из важнейших идей Юнга - к идее, которую Юнг обнародовал лишь ближе к концу жизни. Речь о понятии синхронистичности - то есть осмысленной связности внешних событий и внутренних процессов.

Давайте рассмотрим классический пример, который Юнг приводит в обоснование своей гипотезы.

1 апреля 1949 года. Сегодня пятница. На завтрак у нас рыба. Кто-то в разговоре со мной упомянул об обычае «апрельской рыбы». В то же самое утро я занес в свой блокнот надпись, которая гласила: Est homo totus medius piscis ab imo («Человек целостный есть рыба, извлеченная из глубины»). Днем одна из моих бывших пациенток, которую я не видел уже несколько месяцев, продемонстрировала мне несколько впечатляющих картин с изображениями рыб, которые она нарисовала за то время, что мы не виделись. Вечером мне показали кусок гобелена с вытканными на нем рыбоподобными чудовищами. Утром 2 апреля другая пациентка, с которой я не виделся уже несколько лет, рассказала мне сон, в котором она стояла на берегу озера и увидела большую рыбу, которая подплыла прямо к ней и выбросилась из воды к ее ногам. В это время я занимался изучением истории символа рыбы.

Обратите внимание на последнюю строчку цитаты. На самом деле для Юнга «занимался изучением истории символа рыбы» означало полноценное погружение и сосредоточение сознания на этом простом образе. Пока образ оставался лишь личной интеллектуальной конструкцией, никаких синхроний не происходило (согласно другим записям, Юнг до этого работал с этим символом уже год), но, как только сосредоточение достигло своего пика, произошел прорыв - и вместо концепции рыбы Юнг сталкивается с чистым архетипом.

Переживание архетипа можно безошибочно отличить по особого рода состоянию «нуминозного», или «священного». Чувство нуминозного отличается сложным сочетанием парадоксальных эмоций - страха и восторга, ужаса и экстаза. Будучи захвачены архетипами, мы можем испытывать ужас перед этой многократно превосходящей все сознательные представления Силой и одновременно наполняться восторгом и экстазом от причастности к ней.

И, наконец, самый важный момент открытия Юнга. Любой архетип - двойственен. И сразу, автоматически, несет в себе свою противоположность. Это можно принять логически - почитав Гегеля или хотя бы Веллера. Но на самом деле на уровне переживания мы все равно будем оставаться в плену дуальной картины. Добро - зло. Свет - тьма. Аскеза - гедонизм. Обычное сознание незыблемо убеждено в разделении противоположностей и потому не в состоянии понять, каким образом в ОДНОМ архетипе могут заключаться два противоположных содержания. Почему любое утверждение автоматически несет в себе противоположность. Как только мы провозглашаем некий идеал - мы автоматически создаем его противоположность как компенсацию.

Единство противоположностей легко проиллюстрировать на множестве примеров. Например, политика. Пока у власти циники, жить при такой власти можно. Но как только к власти приходят идеалисты, вдохновляемые утопией, антиутопия начинается буквально сразу. Или мораль. Пуританин, пытающийся вытеснить секс из своей жизни, в конце концов начинает находить сексуальными даже ножки стула - и надевать на них чехлы. Человек, клянущийся, что любит всех, и постоянно заявляющий об «абсолютном позитиве», в итоге оказывается таким моральным тираном, что неприкрытый деспот покажется меньшим злом. Если мы не одержимы одним из архетипов, эти примеры покажутся нам самоочевидными, но... когда доходит до личного, мы также начинаем терять целостную картину.

Архетип биполярен и сизигичен. Эго и Тень образуют пару. Анима и Анимус образуют пару. Архетип старца и младенца - образуют пару. В Боге скрывается Дьявол, в Дьяволе - Бог. Бинер по определению - фундаментальный принцип. Поэтому после самых возвышенных экстазов монах сталкивается с демоническими искушениями. Одно порождает другое, хотя сам монах совершенно не осознает этого. Медаль с одной стороной невозможна. В одной из своих работ Юнг делится забавным эпизодом. Однажды ему довелось познакомиться с человеком, который показался воплощением совершенства. Юнг даже позавидовал такому исключению из правил. Но на следующий день он увидел его жену. Которой, по всей видимости, пришлось воплотить все, что было вытеснено у этого субъекта.

Итак, любая архетипическая структура бинарна. Что это значит применительно к Таро? Мы уже упоминали, что в Таро большие арканы соответствуют архетипам. Итак, вытаскивая, к примеру, карту Император, мы не можем знать, предстоит ли нам назначение на роль директора фирмы, которой нам придется править железной рукой, или наоборот - нам доведется оказаться в жестком подчинении у нового авторитарного лидера, который станет директором. Ясно, что проявлен архетип власти, а в каком модусе вы находитесь по отношению к нему - это уже тема для медитации. Другой пример. Аркан Башня может сулить разрушение клетки иллюзий, построенной «по собственным чертежам», или крах всех надежд и стремлений. Иными словами, есть некая первичная идея (скажем, идея власти или идея разрушения, если говорить об Императоре и Башне) но какая ее грань проявится в данном конкретном случае, остается под вопросом.

Однако, помимо того, что архетип биполярен (это, пусть с трудом, но еще может вместить обычный разум), он еще и голографичен. Иными словами, хотя каждый из архетипов выражает некую универсальную идею, парадокс в том, что эта идея, будучи рассмотрена абстрактно, как оказывается, включает в себя все остальные. Применительно к нашей теме это значит, что каждый большой аркан потенциально содержит в себе все остальные 21. В работе «Прорицание и синхрония » Мария Луиза Фон Франц приводит интересную мысль, которая может показаться сложной неподготовленному читателю, но представляется мне очень важной:

Коллективное бессознательное представляет собой поле психической энергии, а активизированными точками являются архетипы. И таким же образом, как определяются соотношения в физическом поле, они могут быть определены в поле коллективного бессознательного.

Например, возьмем архетип Мирового Древа или Великой Матери, которые весьма часто объединяют. В гробнице древнеегипетского царя Сета I изображено Мировое Древо, из ствола которого пьет царь. Древо изображает Космическую Мать, питающую царя. Или, например, существуют саги, согласно которым души неродившихся младенцев живут в тени Мирового Древа, откуда их возвращают на Землю, где они и рождаются. Итак, Древо представляет собой своего рода материнское чрево, в котором Земля черпает искру жизни для неродившихся детей. Существует множество мифов, согласно которым Солнце рождается каждое утро из Древа или же описывается как золотое яблоко на Древе Жизни. Иными словами, Солнце - плод Мирового Древа. Древо также сравнивается с источником. В большинстве мифов фигурирует источник, находящийся под Мировым Древом, родник, дающий жизнь.

Источник часто представляет собой своего рода материнское чрево Великой Матери и обладает женскими, материнскими свойствами. Великая Мать связана и с представлениями о смерти. Например, на днище древнеегипетских гробов изображалась Исида, а на крышке - Нут; умерший находился в объятиях Великой Матери. При захоронении человека укладывали в положение эмбриона, что, по-видимому, связано с представлением о том, что человек возвращается во чрево Матери Земли, чтобы потом возродиться.

Итак, Великая Мать является также Матерью-Смертью. В римской мифологии смерть изображалась в виде темной фигуры матери, уносившей своих детей с Земли. Древо связано также и с представлениями о смерти, у многих народностей захоронения сопряжены с обращением к деревьям. Некоторые северные племена (эскимосы, тунгусы, чукчи) гроб с покойником вешают на дерево, возвращая его таким образом матери. Тот факт, что гроб в большинстве случаев изготавливался из древесины, является символом, ибо дерево - мать, принимавшая умершего и сулившая ему возрождение.

Представление о смерти также связано с источником. Существуют саги, в которых описано, как человек прыгает в источник и попадает в царство мертвых, в подземный мир.

Иногда ствол дерева символизировал фаллос, поэтому дерево - не только Великая Мать, но и Отец. Например, некоторые ацтекские племена представляли свое происхождение как выход всего племени из сломанного ствола дерева. Возможно, вы видели средневековые изображения сновидения Авраама, который лежит в постели, а из его пениса вырастает дерево, ветви которого символизируют предков Христа. Дерево - это фаллос и символ отцовства. Великая Мать также наделена фаллическими символами: метлы, огромные носы и т. п.

Все архетипы влияют друг на друга. Поэтому, по моему мнению, вполне целесообразно использовать идею поля применительно к коллективному бессознательному. Тогда можно сказать, что бессознательное - это поле, в котором активизированные точки являются архетипами, между которыми можно установить взаимосвязь. Архетип Великой Матери я выбрала совершенно случайно. С таким же успехом я могла бы выбрать архетип Солнца и сформировать вокруг него так называемое поле.

Итак, думаю, уже понятно, к чему я веду. Большие арканы Таро и есть те самые базовые архетипы, о которых писал Юнг. С одной стороны - каждый из них абсолютно индивидуален, с другой - из каждого можно вывести все остальное.

Но открытие феномена синхронистичности наводит нас на другой момент. Наличие таинственных смысловых связей всего со всем (о чем свидетельствуют и древний герметизм, и современная квантовая физика) полностью легитимизирует идею прорицания. Всякий раз, когда мы обращаемся к Таро с целью прорицания, мы как бы настраиваемся на эту волну всесвязности и всеединства, и те образы и символы, которые нам выпадут, будут нести те смыслы, которые нам нужны. По большому счету, правильно понятая практика прорицания - это упражнение в интуиции. Преимущество использования Таро еще и в том, что колоссальная многозначительность больших арканов позволит вам, получив свой ответ, интуитивно выхватить именно то, что соответствует вашей ситуации. Прорицание - это не пассивный процесс, но некое сотворчество с Богом, разговор с Самостью или, если угодно, - игровое взаимодействие с внутренней бесконечностью.

Поэтому - играйте. Ибо Игра есть начало всего.

Недавно наткнулась на статью Юлии Гребневой, которая является психологом и использует в своей работе карты Таро. Прочитав её статью я поняла, что мы мыслим в одном ракурсе, и это здорово!

Я рада, что сейчас всё больше коллег подходит с пониманием и интересом к использованию карт Таро в практике консультирования. Надеюсь, данная информация позволит вам ещё раз осознать и принять всю уникальность данной системы!

Желаю приятного прочтения.

Процесс работы с картами Таро достаточно трудоёмкий, тем более, что он включает в себя момент личного восприятия тарологом и клиентом символов, изображённых на той или иной карте. Во время такого консультирования происходит не предсказание будущего, как считают многие, а скорее, определение возможных путей развития ситуации (исходя из реального положения вещей и личностных особенностей клиента), а также глубокая личностная проработка и терапия.

Система знаков и символов карт Таро создана людьми, а значит, человек может воспринять этот своеобразный код и прочесть его. Часто бывает такое, что человек не прислушивается к своей интуиции, а ведь на бессознательном уровне его мозг уже обработал мельчайшие детали сложившейся ситуации и сделал выводы.

И одна из функций Таро — достать эти выводы из бессознательного и помочь нам определить правильное направление действия.

Каждая карта Большого Аркана содержит не просто смысл, а целую систему смыслов для того или иного аспекта жизнедеятельности. Малые Арканы помогают эти смыслы конкретизировать. Таро предлагает достаточно широкий выбор образов, и архетипы нашего бессознательного отражаются в них в своих различных ипостасях. Модель Таро позволяет систематизировать их, предположить, как они функционируют, вычленить их влияние (чаще негативное) на судьбу человека и помочь осознать проблему.

Самыми древними считаются архетипы, связанные с образом Матери, с рождением и смертью. В системе Таро им соответствуют: Звезда (Надежда), Сила и Смерть — архаическая фаза развития человечества; Жрица, Императрица и Правосудие — расцвет матриархального мировосприятия. Следующая группа архетипических образов связана уже с патриархальным обществом — когда мужчины постепенно замещают женщин на руководящих ролях. Меняются приоритеты и в сознании людей — Богиню-Мать сменяет Бог-Отец. У этого архетипа две стороны — созидательная (ей соответствует Маг) и разрушительная (Дурак). Равноправие уступает место иерархии, начинается борьба за власть — божества делятся на два лагеря: для богатых и для бедных. Это находит отражение и в картах Таро — соответственно Император и Повешенный (архетип Герой). Последний архетип патриархата — Мудрый Старец, который отвечает за формирование мировоззрения и морали (Первосвященник и Отшельник).

Это основные отражения архетипов, но есть ещё и вспомогательные: Луна, Солнце и Умеренность отражают законы природы, а Колесница, Влюблённые и Башня — предупреждающие знаки. Образ посвящения в таинства, способность очиститься от грехов, восстать из мёртвых (на этом основаны древние ритуалы символической смерти) отражены в карте Суд, борьба Добра и Зла — Мир и Дьявол.

Исходя из того, что картинки Таро отражают архетипические образы, можно сделать вывод, что использование этой системы может являться своеобразным проективным тестом в психологической работе. С помощью Таро можно выявить те внутренние переживания, которые наиболее актуальны для человека и определяют его поведение. Символы Таро являются ключом к высвобождению информации, связанной с архетипами.

Проблема только одна: дело в том, что когда психотерапевт видит некоторый ряд симптомов, то мы знаем, что они хотя бы имеют отношение к какому-то конкретному человеку. Но в Таро карты выбрасываются тарологом, а их привязка к судьбе человека исключительно мифологична. В Таро вы ничего не предъявляете, никаких симптомов, так что ничего другого кроме как верить, что "карты правду говорят", не остаётся. Так ли это?

В интерпретации мифологических систем нас преследует одно наваждение, которому мы слепо верим. Как только речь идёт о том или ином мифе, который до сих пор оказывает огромное влияние на современный мир, его начинают объяснять так: это такая сложная штука, что мы до сих пор её как следует не можем понять и только догадываемся об её истинном содержании.

Карты Таро — это инструмент гадания. Они дают чётко выверенную систему ключевых шаблонов, которые запускают подсознательный механизм интерпретации. Вы не сможете получить и сотой доли "прогноза", если попробуете делать всё это осознанно, обдумывая всю предъявляемую клиентом информацию, все эти знаки, сигналы, эмблемы, символы и жесты. Пока вы думаете о картах, подсознание активизирует весь свой опыт и находит для тех или иных ситуаций и сигналов нужные (достоверные) значения. После этого результат "вплетается" в процесс мышления, и прогноз "складывается".

По большому счёту, не имеет значения, какой инструмент вы используете для гадания. И, при желании, можно гадать на кофейной гуще, игральных картах или морозных узорах на окне. Главное всегда одно: максимально "отключить" сознание, максимально "включить" подсознание, ибо последнее во много раз эффективнее по скорости вычисления и поиска, по точности расчёта, по объёму обрабатываемой информации.

Карты Таро одна из самых лучших систем гадания, а причина этого в том, что они формируют мироздание человека и строго называют все значимые переменные судьбы (прошлого, настоящего и будущего), которые подлежат оценке. Фактически, это набор правил и инструкций для активации творческого поиска подсознания. Задаются направления, глубина поиска, точность выборки значимых данных, параметры "совпадения". Активизируются актуальные в данный момент участки памяти, в которых вся информация по тому или иному факту упорядочена, систематизирована, проверена на точность и погрешность.

В процессе этой деятельности подсознание выдаёт дополнительные наборы "инструкций и правил": что говорить, чего не говорить, как говорить. И весь этот титанический труд проделывается за минимальный промежуток времени, от нескольких секунд до нескольких минут.

Тем не менее, карты Таро окружены мифами. Наиболее распространённые заблуждения и утверждения о Таро:

  1. "Гадалки всегда говорят то, что подходит любому человеку, то, что может случится с любым человеком!"

    Это вопрос порядочности, опыта и профессионализма. Разумеется, есть и такие, кто видит в Таро способ получить лёгкие деньги, и при встрече "ненавязчиво" расспрашивают клиента (т.е. вопрошающего), и оценивают его по внешнему виду и манере держаться. Такие гадалки констатируют в лучшем случае, "чем дело закончится". А что с этим делать дальше?.. Я видела клиентов, которые приходили ко мне в состоянии депрессии, потому что им было заявлено: "Вы разведётесь, выйдете замуж, но снова разведётесь"…

Это совершенно недопустимо.

Если профессиональный таролог видит проблему, он не просто её констатирует, он ищет для клиента и вместе с ним способ её разрешить. Констатация факта ничего не даёт для решения. Человек, который профессионально работает с Таро, не задаёт лишних вопросов, и, в первую очередь, его цель — показать, что можно изменить, чтобы решить проблему. Профессиональный таролог нацелен не на "постановку диагноза", а на решение.

  1. "Настоящая гадалка — бабушка из глухой деревни, у которой в роду были все гадалки!"

    Я не сомневаюсь, что есть традиции и опыт, который передаётся из поколения в поколение. Однако работать с Таро может каждый при условии, что он посвятит этому достаточно времени и постоянно стремится к духовному, культурному самосовершенствованию и познанию.

  2. "Тот, кто гадает на Таро имеет особый дар, который достался ему просто так, и поэтому он должен гадать бесплатно! Иначе он просто корыстный обманщик!.."

    Во-первых, никто не рождается гением. Можно стать космонавтом — если развить в себе определённые качества, а можно и нет — если лениво сидеть на диване… Вспомните — наверняка в вашей жизни были ситуации, когда вы крайне нуждались в чём-то важном для вас. И вы были готовы отдать за это если не всё, то очень многое… Вы вложили в это силы и что-то ещё. Тогда это принадлежало вам, и вы могли наслаждаться этим с полным правом. А тот, кому вы что-то отдали в обмен на то, чтобы что-то получить важное, получил возможность позаботиться о себе, чтобы дать кому-то (или вам) что-то ещё… Это называется "соблюдение баланса брать-отдавать". Кроме того, если человек что-то получает бесплатно, он просто не в состоянии оценить по достоинству полученное и не может бережно и эффективно распорядиться этим. Если вы отдаёте "копейку" — вы и взять можете на "копейку". Если вы отдаёте "миллион" — вы можете взять на "миллион" (если, конечно, вам столько нужно). Более того, в процессе консультирования между тарологом и вопрощающим образуется информационно-энергетический канал. Деньги символизируют завершение процесса гадания и закрывают этот канал.

  3. "Я не верю, всё это ерунда…".

    Легче всего не верить в то, о чём ничего не знаешь…

  4. "Если нагадают плохое, это обязательно сбудется…".

    Вы смотрите новости. Диктор сообщает, что в Испании ураган. А вы как раз собирались поехать купить турпутёвку. Вы поедете?.. Таро предупреждают. Вы — действуете.

  5. "Да это всё просто психология…".

    Таро и психология неразрывно связаны. Однако это вовсе не исключает предсказательного аспекта Таро.

Таким образом, мы видим, что Таро может существенно помочь в процессе психологического консультирования. В этой системе психолог может помочь клиенту, разговаривая с его бессознательным с помощью своего бессознательного. Замечательный способ найти нужное решение!

Карты Таро - это универсальный инструмент не только для предсказания будущего, но и для анализа существующей ситуации, проработки психологических аспектов собственной личности, а также характера, поведения, поступков окружающих вас людей. Ни в коем случае нельзя относиться к магической колоде, как к несерьёзному предмету для гадания, ведь с ними взаимодействуют не только тарологи, но и врачи. И сегодня мы поговорим о том, как используются карты Таро в работе психолога.

Чем отличается работа психолога с Таро от работы таролога?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала рассмотреть ситуацию, с которой обращается человек к специалисту. К тарологам люди приходят по разным вопросам: часто их волнует ближайшее будущее, перспективы отношений с партнёром, профессиональная деятельность, возможность осуществления какого-то желания, диагностика магического воздействия. Хотя некоторые клиенты обращаются и по вопросам самопознания, но обычно это происходит всё-таки реже.

На приём к психологу человек отправляется тогда, когда перед ним встаёт определённая проблема, связанная с собственным поведением или же с поведением близких ему людей, тогда, когда он не знает причин сложившейся ситуации, не видит из неё выхода.

По сути, работа таролога и психолога во многом похожа: специалист разбирается в проблеме, находит её причины, после чего подсказывает, как выйти из сложной ситуации, что нужно для этого сделать его клиенту. Разница здесь именно в методике работы: если у таролога есть только карты, то психологи опираются на собственные знания о типах личности, особенностях поведения людей в различных ситуациях, т.е. на изученные наукой факты. И, тем не менее, Таро для психологов может стать прекрасным дополнительным инструментом при работе с пациентом. А почему это так, мы узнаем, когда разберём подробнее их профессиональные способы работы с магической колодой.

Чтобы понять, как используются карты Таро в работе психолога, нужно обратиться к их значениям. Если мы говорим о Старших Арканах, то все вы, наверное, знаете, что каждый из них представляет собой определённый архетип, собирательный образ, знакомый человеку, узнаваемый им. И в каждом этом образе заложены определённые стереотипы поведения, черты характера и другие проявления человеческой личности.

Так, например, если взять карту Император, то мы сразу поймём, что она будет говорить о влиятельной мужской фигуре, архетипе властного отца, правителе, управляющем страной или народом, одним словом - о силе, власти, определённой мудрости, мужском поведении, влиянии на других людей, авторитете. Если мы возьмём Звезду - то она будет символизировать надежды, мечты, поиск собственного пути, душевные стремления (желание «дотянуться до звёзд»).

Все эти знания можно использовать в психологической работе. При этом психологу вовсе не обязательно проводить расклады, как это делает таролог - иногда ему достаточно выложить изображения карт перед пациентом, чтобы он выбрал ту, которая более всего ему симпатизирует или же ту, которая, по его мнению, лучше всего описывает его мать, отца, партнёра. И уже по значению этой карты психолог анализирует то, что происходит в душе у его клиента.

Когда мы говорим о Таро в работе психолога, обязательно стоит упомянуть о придворных картах. В любой колоде их шестнадцать. Каждая из них может символизировать один из шестнадцати соционических типов личности, либо отдельные стороны характера одного и того же человека. Существует даже специальная литература на эту тему - о соответствии придворных (фигурных) карт типологии, взятой из соционики. Здесь даже не столь важно, какая именно соционическая система используется: типология по Майерс-Бриггс, Карлу Юнгу, Виктору Гуленко - суть остаётся той же: каждая придворная карта - это определённый соционический тип, предопределяющий, как человек будет вести себя в общественной и личной жизни, чему будет отдавать предпочтение, каким образом будет мыслить, чувствовать, общаться, как станет относиться к себе самому и т.д.

Часто психологи просят своих пациентов взаимодействовать с Арканами Таро для того, чтобы пережить определённые ситуации, поразмышлять над архетипами, представленными картами, для проработки собственных переживаний, моделирования возможного развития событий. Существуют и специальные психотерапевтические «сказки», которые клиент сочиняет по картам, разложенным перед ним и вопросам психолога.

Кроме того, карты Таро в работе психологов могут использоваться не только классические, но и специальные - колоды, созданные для самопознания, борьбы с собственными страхами, анализа психологического аспекта взаимоотношений в паре, а также разнообразные оракулы и метафорические карты. Одним словом, это очень мощный и удобный инструмент, дополняющий традиционные методы работы психологов и психотерапевтов.

Существует множество карт Таро для психологов, и выбирать из них наиболее подходящую колоду должен сам специалист. Мы же упомянем о самых популярных.

Во-первых, это Ошо Дзен Таро - колода, Арканы которой не имеют столько конкретных значений, как в классических традициях. Эти карты побуждают человека всматриваться в абстрактные изображения, искать аналогии и соответствия, выстраивать ассоциативные ряды.

Во-вторых, это прекрасная колода Феликса Эльдемурова под названием «ПМП», что расшифровывается как «Психология - Магия - Профессионализм». Данная колода содержит в себе три набора Старших Арканов, раскрашенных в три цвета - жёлтый, розовый, синий, а также две карты-бланки. Благодаря разным цветам, специалист может анализировать бытовые, психологические и магические аспекты проблемы клиента. Арканы можно использовать как по отдельности, разделив их по цветам, так и все вместе, чутко улавливая все нюансы чувств и поведения человека.

Следующие карты Таро в работе психолога тоже могут оказаться полезными: Таро Пространства Вариантов Вадима Зеланда, Таро Изменения Формы, Таро Закон Притяжения, Таро Отражений, Таро Снов Чиро Маркетти.