Dragon age origins белый рунический камень. Мелкие хитрости и полезные советы. Пес: самый верный спутник

Ha cвoeм личнoм oпытe yбeдилcя, чтo мoжнo пpиoбpecти внимaниe и вpeмя и пpивлeчь к coтpyдничecтвy дaжe caмыx пoпyляpныx в Aмepикe людeй, ecли тoлькo пpoявить к ним нeпoддeльный интepec.

Дейл Карнеги, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»

Итак, вы решили отправиться в поездку по Ферелдену? «Серые стражи» — старейшая фирма на этом рынке, и мы рады предложить вам свои услуги! У нас есть еще несколько заявок со всей страны, так что по дороге мы заедем за другими экскурсантами. Уверен, вам понравится подобранная нами компания! Люди они, конечно, разные, но ничего — включенные в вашу путевку тренинги помогут стать настоящей командой. Как именно? Сейчас узнаете.

  • Собираем группу
  • Алистер: предпоследний Страж
  • Морриган: колдовская красота
  • Пес: самый верный спутник
  • Лелиана: просветленная убийца
  • Стен: кунари не сдаются!
  • Зевран: смерть — это забавно
  • Огрен: дитя гор
  • Логэйн: неожиданный союзник

Собираем группу

Чтобы добиться максимальной эффективности вашего отряда, соберите всех компаньонов как можно быстрее. Так вы сможете раньше начать управлять их развитием при продвижении в уровнях. Вашими первыми спутниками будут воин Алистер (специализация — оружие и щит) и колдунья Морриган . По дороге в Лотеринг вас найдет пес , а в самом городке присоединятся разбойница-бард Лелиана и еще один воин — Стен (предпочитает двуручники). После этого советую направиться в Редклиф — первую часть этого задания можно выполнить, не встречаясь с особо сильными врагами. Далее придется прерваться (о причинах этого поговорим позже) и очистить башню Круга магов — это задача посложнее, но к вам присоединится волшебница Винн . Эльфа-убийцу Зеврана вы сможете принять в отряд, освободив от нежити Редклиф или выполнив любую из главных миссий. Наконец, воина-гнома Огрена (также предпочитает двуручное оружие) вы найдете, разумеется, в Орзаммаре. Вообще-то, очистить гномьи подземелья сложнее, чем договориться с эльфами, но тут вы можете схитрить: пополнив свои ряды этим бойцом, отправиться в Бресилиан и только потом вернуться к покинутым гномьим тэйгам.

Разумеется, спутники могут не только присоединиться к отряду, но и пожелать его покинуть, если ваши отношения очень плохи или вы совершили поступок, противоречащий их убеждениям. А вот достижение 25, 50, 75 и 90 очков отношений воодушевляет ваших компаньонов, что приведет к росту какой-то из базовых характеристик на единицу. У Морриган это магия, у Винн — сила воли, у Алистера и Огрена — телосложение, у Стена и Логэйна — сила, у Лелианы — хитрость, а у Зеврана — ловкость.

Три способа наладить отношения

Завоевать уважение ваших товарищей по оружию вы можете при помощи бесед, подарков и выполнения специальных заданий. Разговор почти всегда придется начинать вам: если кто-то преодолел застенчивость и обратился сам, чаще всего дело плохо. Или случилась какая-то беда, или вы делаете что-то, что вашему спутнику совсем не нравится. Во втором случае помогает навык убеждения — его вашему персонажу надо развивать в первую очередь. Если в диалоге есть вариант с такой пометкой, чаще всего его и надо выбирать. Результат будет зависеть от уровня навыка и сложности ситуации.

«Уныло сельское кладбище», говорите? То, что в Убежище, — собрание «пасхальных яиц». Почтили и Гари Гигакса, изоб-
ретателя системы AD&D, следы которой можно увидеть и
в Dragon Age.

На заметку: многие важные беседы вы сможете начать только в лагере — заглядывайте туда почаще.

Нередко в диалогах вам предлагается выразить одну и ту же идею разными словами. Наилучшего результата вы добьетесь, говоря в том же стиле, что и ваш собеседник. С Винн беседуйте серьезно, со Стеном — прямо и без экивоков; попытка шутить с ними, как с Зевраном, приведет к ухудшению отношений. Вы можете и не заметить этого — результат диалога будет, скажем, +2 — но вместо +6 при правильном выборе тона.

Если темы для разговора исчерпаны, порадуйте компаньонов подарками — предметами, с игровой точки зрения почти всегда бесполезными. Эффект рассчитывается следующим образом. Базовая величина — 5; она снижается на единицу за каждый сделанный ранее этому персонажу подарок, но никогда не падает ниже 1. Если сувенир попал в область его интересов, то добавляется еще 5. За специальные сюжетные подарки (их можно вручить только тем, для кого они важны) — прибавка 10. Однако если отношения со спутником упали ниже нуля, то купить его доверие будет не так легко — эффект падает в два раза.

На заметку: учтите, что эффект ото всех подарков падает на -1 за каждый подаренный.

Ну а если первые два способа принесли успех, то однажды друзья обратятся с какой-нибудь небольшой просьбой. Например: «Я тут недавно оставил в компостной куче фамильный рубин, очень дорогой, поможешь найти?» Но это уже другая история.

Алистер: предпоследний страж

Алистер честен, добр и простодушен. Он верный друг и готов следовать за вами — хотя, казалось бы, как более опытный Страж должен был принять командование на себя. Увы, лидерство для него — бремя, хотя по логике должно быть в крови. Он — незаконнорожденный сын предыдущего короля Мэрика, но вместе со своим воспитателем, эрлом Эамоном, сделал все, чтобы это осталось тайной. Алистер ничуть не похож на Макбета, и слова «Король в грядущем!» его только пугают, так что не ждите благодарности, если поможете ему забраться на дурацкое сиденье, именуемое троном.

Разумеется, визит в Редклиф, где прошло его детство, будет тут особенно важен. Очистив замок от нежити, вы встанете перед проблемой — что делать с одержимым Коннором. Правильное (и на самом деле самое легкое) решение — отправляйтесь за помощью к Кругу магов, а затем победите демона в Тени. В этом случае Алистер будет вам благодарен за спасение семьи своего воспитателя (+7). Убийство Коннора или его матери приведет к сильному ухудшению отношений (-10). Обязательно отыщите в кабинете эрла ожерелье матери Алистера .

Подарки Алистеру
Подарок Где искать
Амулет матери Алистера Кабинет Эамона
Щит Дункана Склад стражей, Торговый квартал
Белый рунический камень Башня Круга, 3 этаж
Каменная статуэтка воина Убежище
Каменная статуэтка дракона Замок Редклиф, верхний этаж
Маленькая резная статуэтка Лотеринг
Ониксовая статуэтка демона Восточный Бресилиан
Черный рунический камень Тэйг Эдукан

Побеседовав с братом по ордену перед визитом в Денерим, вы можете узнать, что там, рядом с магазином Уэйда, живет его сестра Голданна . Увы, брату она не обрадуется. Если вы постараетесь утешить расстроенного встречей Алистера, позднее он скажет вам спасибо. Если объясните про суровость жизни, то сделает выводы: станет более жестким и прагматичным. С одной стороны — менее приятным компаньоном. С другой — если вы планируете сделать его королем, то наивность и непосредственность не лучшие черты для правителя. Кроме того, «новый» Алистер согласится жениться на королеве Аноре, если вы решите помиловать ее отца, хотя и покинет отряд. Так что свои плюсы у этого варианта есть.

Благодаря магии Флемет Алистер неожиданно научился летать. Но как щитом-то махать?

Алистер знает, что в Денериме у серых стражей была база. Однако найти секретный вход вы сможете, только освободив из застенков еще одного брата по ордену — Риордана. Обязательно наведайтесь — там пропадает без дела масса снаряжения на продажу, а главное — сохранился щит Дункана , не взятый им под Остагар. Как вы наверняка поняли из бесед, для Алистера это будет лучший подарок. Более того, в руках вашего спутника он превращается в, пожалуй, лучший в игре щит, с которым и в последнюю битву не стыдно пойти.

Главное испытание вашей дружбы — решения по делу Логэйна и вакантного трона. Алистер уйдет из отряда, если вы решите пощадить регента-ренегата, а Анора откажется выходить замуж за того, кто убил ее отца. А став королевой единолично, она попытается избавиться от соперника и прикажет его казнить, если вы не вступитесь. Оптимальный вариант — с Логэйном разобраться вам, а потом устроить королевскую свадьбу. Впрочем, если вы, мадам, не гномиха или эльфийка и притом благородного происхождения, то из вас самой вполне может получиться неплохая королева! Ну а если вы, добрый сэр, человек-дворянин, то вполне можете править вместе с Анорой, избавив Алистера от нелегкого бремени короны (и предоставив ему поквитаться с правителем-вредителем).

Морриган: колдовская красота

Колдунья Морриган язвительна, холодна и расчетлива. Другим членам отряда не завоевать ее симпатии — их беседы будут в лучшем случае пикировками, если не перебранками. Однако вы можете попробовать растопить тот лед, которым она себя отгораживает. Ведь в глубине души она — та самая девочка, которая когда-то рисковала жизнью, чтобы заполучить красивое золотое зеркало ! Вот только ее мать — ведьма Флемет — порыва не оценила и добытое зеркальце разбила. Не упустите свой шанс — точно такое же продает Гарин (гном-ювелир, а не инженер) в Орзаммаре. Кроме того, колдунью порадуют некоторые украшения.

Подарки Морриган
Подарок Где искать
Черный гримуар Башня Круга, покои Ирвинга
Гримуар Флемет Хижина Флемет
Золотое зеркальце Орзаммар, магазин Гарина
Золотое веревочное ожерелье Лотеринг
Золотой амулет Орзаммар, магазин Гарина
Золотой кулон демона Комната с урной с прахом Андрасте
Медальон Убежище, лавка
Серебряная брошь Лагерь долийцев, лавка
Серебряная цепь Башня Круга, 2 этаж
Серебряный медальон Эльфийские руины, верхний уровень

Единственный экземпляр скульптуры «Замороженный дракон» выставляется в Морозных горах. Туристам нужно учесть, что он очень часто оттаивает, приходя в плохое настроение.

На заметку: некоторые подарки, не обозначенные в приведенных списках, казалось бы, должны попадать в сферу интересов персонажей, но на самом деле не вызывают у них энтузиазма. Так, у леди Хайбрен в Торговом квартале Денерима вор может стащить тиару. Казалось бы — украшение! Но Морриган, вероятно, считает, что ей не идет.

В башне Круга в кабинете старшего чародея Ирвинга прихватите таинственный Черный гримуар . Колдунья сначала очень обрадуется, но при следующей остановке в лагере сообщит, что Флемет прожила много веков благодаря тому, что вселялась в тела своих дочерей. Морриган любит мать не настолько, чтобы стать очередной жертвой, и попросит вас убить старую ведьму.

К хижине Флемет вам придется отправиться без Морриган — иначе вы там никого не застанете. У вас есть два пути выполнить задание. Хотите — просто возьмите гримуар Флемет , отпустив его владелицу с миром, и обманите свою спутницу, сказав, что дело сделано (учтите, Винн такого не одобрит). Не хотите — готовьтесь к серьезному бою. Может, вы думали, что ваша колдунья — крутой оборотень? Так или иначе, Морриган, получив мамины записки, порадуется, а вы сможете предложить ей еще и модный плащик +20% к ледяной магии, не считая прочего.

Как идти на дракона?

Еще новобранцев привели, да? Эх, молодо-зелено... Ну что ж, слушайте. Самая сила у нас — маги с «Конусом холода » и «Силовым полем ». Первым не только приложишь зверюгу, но и на пару секунд приморозишь, давая его рубануть вволю. Второе хитрее: если в «банку» червя посадить, отряд сможет использовать припарки или лириум. Но выигрывают бои им иначе: когда паскудник порядком разозлится, накройте попавшего под удар товарища. Око видит, да зуб неймет, хвост не молотит, огонь не палит: вражина добрых полминуты будет продолжать бить неуязвимую жертву. Кстати, в это время можно товарища и подлечить.

Идя на дракона, не обойтись без лекаря. Перед тем как начинать лечить, у него даже будет секунд пять, сможет кинуть пару молний. Но самое главное — он должен помочь отряду «Массовым очищением »: маги-то могут выпить лириум, а воинам как быть? То-то. Если других магов нет, пригодятся «Ускорение » и «Ледяное оружие ». Огнем-то ящеров не особо проймешь, так что у кого наложены пламенные руны — заменить.

Если вы решили сражаться с Флемет, перед разговором поставьте пару ловушек. Да и
руна паралича поможет выиграть несколько секунд

Очень неплохо взять с собой лучника: дракон за ним чаще всего гоняться не будет. Только пусть целятся лучше, чешуя у тварей крепкая. Бойцам из оружия лучше всего подойдут мечи или топоры. Доспехи нужны самые тяжелые, очень уж сильно зверюга лупит. Лучше всего — из чешуи драконов, они от огня защищают, но где ж их найдешь? Говорят, правда, что в Денериме мастер Уэйд такие умеет делать. Если какие блестяшки с защитой от огня нацепишь — тоже польза. А вот бальзамы всякие... ну их. Уследить бы за тем, куда поганец хвостом метит, — а тут, значит, бутылку найди, да голову задери — да тебя так в это время шмякнет, что до обеда заикаться будешь! Хорошо, если своего.

Как прилетит паршивец, разбегайтесь друг от друга подальше, чтобы он одним плевком всех не зашиб. И зелий не жалейте. Ежели половину здоровья гад снимет, то воинам можно обойтись большой припаркой, а магам и разбойникам — обычной. А вот если и четверти не осталось, тут уж бойцам лучше самую сильную взять, ну а остальным и большой хватит — здоровьем-то они не вышли.

Ну что, усвоили? Ладно, идите, дракон за углом. Не трусьте, пока что деревянный.

До самого конца игры никаких проблем с Морриган у вас не ожидается. Но накануне выступления на последнюю битву оказывается, что у нее для вас есть специальное предложение личного характера. Впрочем, его вполне можно передать, например, Алистеру — протеста у него эта мысль не вызовет, хотя их отношения с колдуньей отличными не назовешь. Предложение выглядит выгодным для всех, но почему-то кажется, что где-то тут подвох...

На заметку: есть один отличный вариант для особо влюбленных: согласиться на предложение, но не взять ее в отряд после этого. Она, конечно, обидится, но зато вы получите нормального, а не демонического наследника.

Однако учтите: если вы откажетесь, то колдунья покинет отряд, а в битве с архидемоном она очень пригодилась бы. Если же согласитесь, то она уйдет, не попрощавшись, сразу после битвы, и поиски ее придется отложить до следующей части игры...

Пес: самый верный спутник

Молнии Силы кто научил тебя пускать, Дарт Винн?

Пес никогда не спорит с вашими решениями, всегда в хорошем настроении, а отношения с ним — на все 100, так что улучшить их просто невозможно. Предназначенные ему подарки вы ни с чем не спутаете: похоже, Мор вызвал в Ферелдене продовольственный кризис. Иначе почему по всей стране можно найти лишь несколько костей с кусочками мяса?

А вот некоторые подарки мабари принесет сам, если вы спросите, нет ли вокруг чего интересного. Часть из них можно получить только таким образом — например, порванные шелковые штаны или моток пряжи (не знаю уж, где он ее нашел на Глубинных тропах, но Винн как раз обещала связать Стену что-нибудь теплое, если найдет материал). Но иногда он приносит что-то, что вы сами пропустили в этой локации. Часто находит снаряжение, причем очень неплохое. В общем, даже если пес в ваш основной состав не попадает, неплохо выгулять его, уже очистив территорию от врага, — надо же собачке побегать, в самом деле.

Подарки псу
Подарок Где искать
Баранья кость Замок Редклиф, первый этаж
Большая кость Убежище, в магазине
Воловья кость Западный Бресилиан
Говяжья кость Остагар, Башня Круга
Пирожное Находит сам
Спутанный комок пряжи Находит сам
Телячья кость Эльфинаж

Лелиана: просветленная убийца

При первой встрече вы можете счесть, что Лелиана — весьма необычный персонаж: монахиня-разбойница. Впрочем, все еще более запутанно: она еще и бард-шпион. При всем этом — добрая и отзывчивая девушка.

Заградительный огонь, а также буря, вьюга и землетрясение

Ее прошлое — отдельная история, которую она поведает не каждому. Что удивительно, не станет рассказывать и своим друзьям. Чтобы позднее получить задание «Прошлое Лелианы », вы должны с ней переговорить до того , как ваши отношения достигнут рубежа +25 (впрочем, если это уже произошло — всегда можно наговорить девушке гадостей). Спросите, как она попала в обитель, и узнаете, что раньше Лелиана была бардом в Орлее. Когда станете друзьями, заговорите о том, что в Орлее барды вроде как бывают шпионами, — и узнаете о том, чем отличаются барды и менестрели. Правда, в третий раз закидывать невод не придется: при следующей остановке в лагере она заговорит с вами сама и признается, что кое-что утаила. Она действительно занималась шпионажем, но Маржолайн , ее наставница, подставила ее, из-за чего и пришлось сбежать в сопредельный Ферелден.

Ну а следующий шаг сделает Маржолайн. Очередное случайное столкновение будет со слабеньким отрядом убийц, лидер которого, чтобы сохранить жизнь, расскажет, где искать заказчицу. И Лелиана вслед за Алистером попросит в Денериме выделить пять минут на светский визит. Орлезианка — противник серьезный (а на помощь ей неожиданно придет по паре магов и воинов), но можно решить дело без драки, если убедить ее, что Лелиана оставила свое прошлое позади. Так или иначе, не забудьте заглянуть в боковую комнату: в сундучке хранятся отнюдь не платья для показа орлейских мод, а куда более практичные вещи. В том числе отличный «Лук Маржолайн » из шипа дракона.

На заметку: если в следующей беседе вы скажете Лелиане, что на самом деле она любит бурную жизнь спецагентов и напрасно скрывает это от себя, то ее характер поменяется. Как и Алистер, она избавится от идеализма, станет менее «правильной» и более практичной. Так, мысль об осквернении праха Андрасте уже не вызовет у нее возражений. Правда, зачем бы это могло вам понадобиться?

Подарки Лелиане
Подарок Где искать
Милость Андрасте Деревня Редклиф; Западный Бресилиан; Эльфинаж
Прелестный наг Орзаммар, Пыльный город
Амулет Церкви Башня Круга, 2 этаж
Бронзовый символ Андрасте Лотеринг, церковь
Золотой символ Андрасте Орзаммар, магазин Легнара
Серебряный меч милосердия Торговец Старый Тегрин
Стальной символ Андрасте Денерим, дом Дженитиви
Травленый серебряный символ Тэйг Ортан

На заметку: даже если персонаж еще не поведал вам историю, из которой вы поймете, что какой-то подарок для него ценен, эффект от дара не уменьшится.

Как вы видите, большая часть подарков для Лелианы связана с религией. Однако «Милость Андрасте » — это вовсе не нудный трактат или какой-нибудь амулет, а цветок. Конечно, получить цветы в подарок будет приятно любой девушке, но эти Лелиане особенно понравятся. Их запах напоминает о доме — такими лепестками мама перекладывала сложенные в шкафах вещи. Вероятно, не она одна: цветок явно пора заносить в Красную книгу, ведь за многие месяцы вашего путешествия по заповедным местам вы найдете таких всего три. И ведь наверняка сорвете, ставя редкое растение на грань полного уничтожения!

Это интересно: внешность Лелианы скопирована с внешности модели Александры Стайн (Alexandra «Alleykatze» Stein), а Морриган — с Виктории Джонсон (Victoria Johnson).

Хорошая собачка, дай я почешу тебя за ушком!

Оказывается, свою зверушку Лелиана назвала Шмуплз.

А вот как Лелиана будет возить с собой еще один подарок, я не знаю. У входа в Алмазные залы Орзаммара стоит неудачливый торговец нагами — не теми, с которыми Рики-Тики-Тави сражался, а этакими свинокротами. Похоже, он редкий растяпа, раз не слишком шустрые зверьки сумели разбежаться, и готов выплатить за беглецов вознаграждение. Найти их в закоулках Общинных залов несложно, а ловить можно голыми руками. Если «на дело» с вами пойдет Лелиана, то, поговорив с ней, вы поймете: вот оно, ее девичье счастье на ножках: эти зверьки такие лапочки ...

Когда придете в Пыльный город — квартал бедноты, уделите пару минут беседе с гномом-бездельником, который стоит на мини-форуме этого района. Так как основные профессии здесь — нищий и бандит, то он будет рад поймать для вас упитанного хрюкрота — даже пять серебряных монет ему сойдут за богатство. К сожалению, прогулок счастливой Лелианы с питомцем на поводке вы не увидите.

Стен: кунари не сдаются!

Стен называет себя «злобным великаном» и, скажем честно, для драки на мечах подойдет куда лучше, чем какой-нибудь добрый карлик. У него храброе сердце и благородная душа — но лучше вам не быть тем, кому он решил в сердцах от всей души вломить. Вот одни товарищи не успели быстро и убедительно объяснить, куда делся его меч, — и к чему это привело? Стена — к тому, что его за убийство посадили в клетку, и теперь вместо спокойной командировки для сбора информации о Море ему приходится с этим Мором сражаться.

Стен, пригнись, кидаю молнию!

Дело было жаркое!

Это интересно: на самом деле Стен — это не имя, а титул. Но едва ли он случайно совпадает со шведским и датским словами, означающими «камень».

Да, про меч. Когда вы завоюете уважение Стена, он попросит вас помочь отыскать утраченное оружие — иначе путь домой для него закрыт. Скажем честно: хотя двуручник куда больше иголки, но и Ферелден — не стог сена! Но главное — верить в успех. Хотя с боя при озере Каленхад прошло немало времени, какой-то мужик по-прежнему грабит отлично сохранившиеся трупы. Он отправит вас к Фарину , торговцу «подержанным снаряжением» на рынке в Морозных горах, а тот — к Двину в деревню Редклиф. Это тот гном, которого вы едва ли не пинками выгнали сражаться во время «ночи живых мертвецов». В этот раз он обрадуется вашему визиту ничуть не больше, но вы можете убедить его расстаться с сувениром добровольно и бесплатно. Кстати, как и щит Дункана, меч из подарка превратится в оружие, вполне годящееся в дело до появления орзаммарских аналогов из красной стали.

Подарки Стену
Подарок Где искать
Меч Стена Деревня Редклиф
Натюрморт в серебряной рамке Замок Редклиф
Подмоченный портрет Башня Круга, 2 этаж
Портрет девочки с гусями Морозные горы, Фарин
Портрет мятежной королевы Торговец Старый Тегрин
Тотем Перекресток Каридина

Стен решителен и презирает магию. Ребенок-одержимый? Найти и уничтожить. Терять время, зовя волшебников из Круга, — глупо (-10). Собирались сражаться с порождениями тьмы — так нечего бегать по горам в поисках мифических урн. При развитом навыке убеждения можно уговорить кунари, что поддержка Эамона вам необходима, а другой надежды вылечить его нет. Но если попытка не увенчается успехом, то заставить его остаться в отряде удастся лишь силой.

Это баг: из-за неправильного скрипта вы легко можете поднять уважение Стена до максимума. Спросите его, зачем он пришел в Ферелден, затем выберите любой вариант ответа. После спросите, почему кунари беспокоит Мор. На встречный вопрос ответьте, что бороться с Мором — ваш долг как серого стража, и спросите, нашел ли он ответ на вопрос. Теперь у вас снова появился вариант: «Почему кунари беспокоит Мор?» Каждый такой цикл увеличивает уважение Стена.

Винн: волшебница на тропе войны

Если ваш персонаж волшебник, то с Винн вы познакомитесь еще в прологе. Остальные смогут переброситься парой слов в Остагаре, ну а присоединится к вашему отряду она в башне Круга, которую придется очистить от магов крови и одержимых демонами. Она отличный маг поддержки, лечит и усиливает остальных членов отряда, но знает и несколько атакующих заклинаний. Винн рассудительна, спокойна, уверена в себе и готова защищать то, что ей дорого, даже ценой своей жизни.

Если хотите выиграть бой с Котриен, попробуйте сказать «Бурю» и «Вьюгу» на ее отряд до того, как входить в комнату, — они подействуют с началом битвы. «Вот это я называю агрессивными переговорами!»

В этом вы убедитесь вскоре после встречи: если согласитесь с измученным храмовником и решите перебить всех магов в башне, идти придется через труп волшебницы. Лучше пообещайте всех спасти — тренируйтесь, вам еще не такое предстоит. Категорическое несогласие вызовет и попытка осквернить урну с прахом Андрасте: если Винн будет в составе отряда, она атакует вас, иначе уйдет после первой же остановки в лагере. Еще она не любит магов крови. Зато любит книги, но так как книготорговля в Ферелдене развита плохо (как вы убедитесь, некоторые гномы даже вынуждены красть литературу), то добывать их нередко придется с боем.

Чтобы получить специальное задание волшебницы, заговорите о том, что она нуждается в отдыхе. В следующий раз она будет чувствовать себя лучше, но после первого же столкновения на дорогах упадет без чувств. А при остановке в лагере признается: на роман «Жизнь взаймы» Ремарка вдохновила она. Винн жива лишь благодаря некоему духу, поддерживающему ее существование, — увы, постепенно слабеющему. А в очередной стычке она всех спасет благодаря «Сосуду духа» — способности, восстанавливающей ей ману и здоровье, а заодно оглушающую неосторожно приблизившихся врагов. Правда, есть и неприятные последствия, от которых поможет избавиться Амулет Анейрина . Его вы получите, выполнив специальное задание.

Подружившись с Винн, вы сможете узнать, что она винит себя в гибели своего первого ученика. Почти наверняка гибели — но вдруг чудо случилось? Долийские эльфы, к которым он хотел добраться, с удовольствием подтвердят, что знают только одного Анейрина — известного целителя. Вы сможете найти его в Восточном Бресилиане, рядом с норой отшельника. Беседа буквально снимет камень с души чародейки. Понадеемся, что и духу в Тени полегчало.

Подарки Винн
Подарок Где искать
Вино Озеро Каленхад, Лотеринг
Геррины из Ферелдена Замок Редклиф
Изысканный свиток
Поиски истинного пророка Орзаммар, Зал летописцев
Роза Орлея Башня Круга, 2 этаж
Секреты драконьей крови Разрушенный храм

Зевран: смерть — это забавно

Каким-то образом этот сильван одновременно заморожен и горит.

Эльф Зевран — наемный убийца, а его очередная жертва — вы. Правда, его несерьезность и самоуверенность в этот раз вышли боком: помощников он выбрал недостаточно умелых. Засада спланирована неплохо, но площадные заклинания помогут вам разобраться с затаившимися на флангах лучниками. Поняв, что контракт выполнить не удалось, этот наглец не найдет ничего лучше, чем попроситься к вам в отряд — дескать, все равно теперь бывшие хозяева будут охотиться за неудачником... Лелиана этот план одобрит, Винн все равно, а вот мнение остальных ваших спутников ухудшится на 3-5 баллов. Между тем польза от Зеврана будет: высокая ловкость позволяет ему уклоняться от рукопашных атак даже сильных бойцов, а незаметность послужит «корректировщиком огня» для магов.

Как вы понимаете, к моралистам его не отнесешь. Предложение вырезать всех эльфов или разрушить Наковальню Пустоты вызовет у него протест, но его можно убедить, что так надо. Покинуть ваш отряд он может, когда позовет приятель Тальесин, продолжающий на вас охоту, но дружеские отношения удержат Зеврана от очередной измены.

Во вкусе эльфа будут слитки драгоценных металлов и две пары предметов, напоминающие о прошлом, — долийские перчатки и антиванские сапоги (и те и другие превращаются в неплохую экипировку). Перчатки вы можете найти в Западном Бресилиане, в сундучке на месте заброшенного лагеря позади Дуба-рифмоплета. Сапоги — в Убежище, в сундучке в тамошней лавке.

Это интересно: одним из прообразов Зеврана называют Кота-в-Сапогах из «Шрека 2»: он тоже убийца, посланный королем, и подарочные сапоги эльфа в таком случае тоже не случайны. В оригинальной игре, как говорят, похож еще и акцент.

Подарки Зеврану
Подарок Где искать
Антиванские кожаные ботинки Убежище, магазин
Долийские перчатки Западный Бресилиан
Маленький золотой слиток Башня Круга, 3 этаж
Маленький серебряный слиток Церковь Убежища
Средний золотой слиток Поместье эрла Денерима
Средний серебряный слиток Наковальня Пустоты

Огрен: дитя гор

Манеры Огрена прямолинейны, как двуручный меч, а слово «галантность» совсем не про него, но вот храбрости ему не занимать. Он — боец-берсерк, который пригодится вам не только на Глубинных тропах. У него свой резон присоединиться к отряду: если для вас поиски Совершенной Бранки — способ добиться короны для своего ставленника, то для него — вернуть жену и очистить репутацию. Ведь два года назад Бранка отправилась искать секрет изготовления големов и забрала с собой всех членов своего дома — кроме мужа. Эти два года оказались нелегким испытанием, в том числе для печени Огрена. И теперь, если хотите порадовать этого бородача, предложите ему бутылочку чего покрепче.

Он сказал «I won’t be back», и пучина сия поглотила его без следа

Добраться до мест, где нынче обитает Бранка, нелегко, а встреча с ней пройдет совсем не так, как мечтал Огрен. В итоге вам придется в очередной раз выбирать одну из сторон в принципиальном конфликте. И хотя ваш спутник понимает, что жена совершила ужасные преступления, ее гибель в случае, если вы поддержите Каридина, гнома сильно огорчит. Вы можете частично загладить свою вину: когда Каридин спросит, что вы хотите в награду за помощь, узнайте, желает ли чего-то Огрен, — главный результат миссии от этого не изменится, а заслуженное уважение вы приобретете.

Когда Огрен станет вашим другом, он попросит вашей помощи в деликатном деле: помочь восстановить отношения с бывшей пассией Фелси . Для этого отправьтесь в гостиницу у озера Каленхад и выручайте Огрена в беседе с бойкой на язык гномихой. От вас зависит, будет ли ваш товарищ в ее глазах выглядеть героем или пьяницей-неудачником. Вы же не подведете старого доброго Огрена? Правда, не каждый наземник поймет, что дело-то пошло на лад, но будьте уверены — двое бравых вояк вполне могут уболтать одну девушку.

Это интересно: особые симпатии разработчиков к Огрену проявились в создании уникальной прически. Кроме него, такой чести удостоилась только Морриган.

Подарки Огрену
Подарок Где искать
«Белый срез» Эльфийские руины, нижний этаж
«Блондинка на солнце» Башня Круга, комнаты храмовников
«Золотая коса» Лотеринг
Кувшин короля задворок Орзаммар, магазин Легнара
Медовуха из хасиндской сумки Разрушенный храм
«Сельский запас Гарболта» Может найти Пес

Логэйн: неожиданный союзник

Могли ли вы после битвы при Остагаре предположить, что в последний бой бывший герой сражения при Дэйне пойдет вместе с вами? Вот и Алистер не смог: вам придется выбирать, кого вы хотите видеть в своем отряде. Логэйн изучил тот же стиль оружия и щит, что и Алистер, но будет ли он достойной заменой? Скорее нет: возмужавший под вашим чутким руководством храмовник в последней битве наверняка будет полезнее хотя бы из-за своего класса, чем витязь Логэйн. Но вдруг вам захочется проявить милость к падшему?

Знакомство будет недолгим, и никаких особых поручений у бывшего регента не будет. В самом деле, чего желать: дочка пристроена, о государстве голова не болит, окружение простое и приятное, никаких там придворных подлецов типа Хоу. Конечно, с взаимным доверием могут быть проблемы, но в грядущей битве придется сражаться плечом к плечу — так что стоит наладить отношения.

Подарки Логэйну
Подарок Где искать
Древняя карта Империи Денерим, «Чудеса Тедаса»
Ботаническая карта Тедеса Замок Редклиф
Карта Андерфелса Денерим, магазин Горима
Карта оккупированного Ферелдена Замок Редклиф, 2 этаж
Карта современного Ферелдена Эльфинаж


Ну как, довольны спутниками? Уверен, путешествие тоже запомнилось. Последние кадры на память рядом с поверженным архидемоном, скоро торжественный банкет — на этом я вас покидаю. Уверен, мы еще встретимся в Ферелдене!

*В Остагаре можно пообщаться с заключенным дезертиром (найти его можно рядом с тем местом, где Вы первый раз знакомитесь с Джори (новобранец Серых Стражей с двуручным мечем)). Расспросив его о причинах по которым он там находится, можно узнать, что у него есть ключ от сундука магов в Остагаре. После выполнения его просьбы, вы получите этот ключ. Сундук охраняет усмиренный, но после посвящения в Серые Стражи, он отойдет от сундука и Вы сможете воспользоваться ключом и получить несколько полезных вещиц.
*В Диких Землях Коркари следуйте вдоль локации направо. Сначало вы наткнетесь на труп Ригби, далее найдете лагерь порождений тьмы. В лагере можно найти записку про хасиндские знаки. На теле Ригби, на сколько я помню, можно найти записку про тийник между двух статуй. Если Вы, после того как помогли раненому солдату, двинетесь налево, то обнаружите руины, возле которых волки сражаются с порождениями тьмы. В руинах будет лежать тело человека, у которого будет записка о нахождении тайника. Вобщем один тайник находится в восточном лагере порождений тьмы, где Вы можете узнать про Хасиндские знаки, а дорога ко второму тайнику ведет по камням через болото, которые лежат вдоль колонн-остатков древней империи. Их можно обнаружить, если перед встречей с гарлоком-эмиссаорм на мосту вы пойдете в обратную сторону вдоль болота держась северного берега.
*В Диких Землях Коркари можно обнаружить несколько хасиндских знаков. Если вы найдете их все (при нахождении одного знака могут появиться новые, причем в тех местах, где Вы уже проходили), то на карте появится отметка, указывающая на хасиндский тайник (после моста, где вы встречаетесь с эмиссаром порождений тьмы можно повернуть направо и оказаться в низине - поваленое дерево и есть тайник).
*В Диких Землях Коркари после убиства генлока эмиссара можно полутать труп человека и забрать щепотку праха и записку. Идите налево и поднимайтесь на небольшую горку, где лежит груда камней. Высыпите туда прах и тем самым вы вызовите духа. Убейте его и возмите добычу.
*Предметы-ориентиры нужны для того, их метил Ваш мабари, тем самым повышая свои боевые качества на данной территории.
*В Башне Магов имеется масса тайников и голововломок.
Во-первых , это ритуалы призыва. В библиотеке исследуйте стол, заваленный книгами и начните квест. Вам необходимо будет активировать предметы в этой библиотеке в определенной последовательности. Порядок последовательности для первых 3х кругов призыва будет написан в Вашем дневнике-кодексе. используйте TAB, чтобы обнаружит необходимые предметы. Во время второго призыва появится разбойник и исчезнет. В последствии круг магов даст Вам задание убить этого разбойника-духа,так как он будет нападать на странствующих торговцев. В соседней комнате библиотеки появится четвертый круг призыва. Чтобы его активировать, необходимо будет использовать последовательности для всех 3х предыдущих кругов подряд. Круг вызовет некого человека, который потом очень быстро исчезнет. Ходят слухи, что если его успеть обокрасть, то в кодекс добавится новая запись.
Во-вторых , вы можете обнаружить записку, указывающую на тайник (что-то про большое пятно). Тайник находится под кроватью в одной из комнат учеников.
В третьих , Вы можете собрать записки, формирующие квест "Страж Предела". Необходимо в определенной последовательности использовать статуи на 3ем этаже в зале отдыха и в зале с Усмиренным, который что-то лепечет про неловкую ситуацию, слолкнувшись с одним из демонов. Последовательность указана в дневнике-кодексе. Обратите внимание, что при правильной последовательности НИКАКАЯ анимация не проигрывается, так что если Ваш персонаж просто подошел к статуи, но ничего не произошле, не оторпитесь повторить команду "использовать", т.к. на самом деле статуя уже активирована. После активации 4ой статуи в комнате с усмиренным, отправляйтесь на первый этаж, где встретились с Винн и попробуйте открыть подвал. тем самым Вы вызвовите мощного духа, которого необходимо будет убить.
*Находясь в Тени и получив доступ ко всем 4рем формам, не забудте исследовать все локации заново. Бонусы к характеристикам никогда лишними не бывают.
*Если противник силен и Вы не можете убить его "в лоб", попробуйте следующую тактику: Разведите своих персонажей в разные стороны и дайте им в руки дальнобойное оружие. Противник ринется к одному из 4х персонажей. Тогда возмите под контроль этого персонажа и начинайте убегать от противника таким образом, чтобы он не смог по Вам ударить. В это время остальные персонажи будут ковырять оппонента.
Например:
1) (спойлер) Когда я убивал Флемет,я взял амого толстого танка и отправил его прямо на дракона, остальных отправил за угл хижины так, чтобы аое удары дракона не доставали этих сопартийцев и они могли безнаказанно расстреливать бедную старушку (всех 4рех поставить в рэндж не получится, т.к. Флемет начнет постоянно пускать огненные аое шары и никаой хилл это не вытянет). Танк-отпущения должен придерживаться бока Флемет (между передней и задней лапами), так как сзади его буду сносить удары хвоста а спереди удары когтей. Флемет будет постоянно перемещаться и танк также должен менять свою позицию, чтобы не получать мощные удары в лоб. нанесение урона по танку в этом случае неизбежно, но такая тактика минимизирует этот урон в значительной степени.
2)В битве с драконом, охраняющим вход к урне с прахом Андрасте лучше всего будет расставить персонажей по 4м концам света достаточно удаленно друг от друга, чтобы дракон, развернувшись к одному спутнику, не дубасил хвостом другого. В итоге все 4 спутника использую атаку дальнего типа против дракона, а когда тот переключается на определенного чена отряда, Вы по отдаляющейся дуге начинаете двигаться дальше от дракона, избегая ударов и огненного дыхания.
3)Когда Вы освобождаете королеву из замка Хоу, дорогу к выходу Вам преградит толпа стражников во главе с женщиной-аццки мощным боссом. Тем не менее, уничтожить всю эту толпу вполне реально, если у Вас есть необходимые абилки. Итак, проходя этот квест в пати у меня были: Алистер(щит и меч; храмовник и витязь), Лилиана(лучник; бард и следопыт), Морриган(дд/дизэйбл/хил; оборотень и духовный целитель), ГГ(дд; боевой маг и духовный целитель). Ключем к решению проблемы для меня стала абилка Морриган - Усыпление. Итак, собственно в чем заключается тактика: После непродолжительного разговора начнается бой и Морриган сразу кидате Усыпление таким образом, чтобы задеть всех противников в комнате. Естественно, на босса это скорее всего не подействует. Это нам и нужно. Как только Морриган выпустила из рук заклинание, которое летит в цель, Вы выводите своих персонажей из комнаты. Это нужно сделать как можно быстрее, так как босс немедленно побежит атаковать. Выбегая из комнаты, направьте своих героев по коридору в противоположную дверь, где находится большой зал и стоят два стола. Как только босс выбежит из комнаты с солдатами, закройте каким-нибудь персонажем дверь, чтобы остальные, проснувшись, не потянулись к Вам за боссом. Для этого лучше всего использовать животное следопыта, например медведя. Прибежав в комнату, расставте своих героев по углам, таким образом, чтобы два самых хрупких героя находились по левые угрлы от двери, а самых "толсты" по правые. Дело в том, что слева можно пробежать между столом и стеной, убегая от босса, а справо - нет. Босс вбегает в комнату, животное закрывает дверь и персонажи начинают дальними атаками коцать босса, а животное (в идеале) бегать от босса по комнате, стараясь не получать удары. Когда босс будет убит, возвращайтесь в комнату с солдатами, повтороно использовав усыпление. Пока противники спят, подготовте самые аццкие масштабные долгокастующиеся спеллы, чтобы противники проснулись в аду. Мага, стоящего в центре, гг убил читованой спелкой "столкновение маны", остальные сгорели/расплавились/разлетелись на куски/сошли с ума и убились ап стену.
Игру проходил на кошмаре, так что за действенность тактики могу ручаться.

Алистер

Алистер - серый страж, недавно вступивший в орден стражей. Он сын покойного короля Мэрика, брат Кайлана, в чём признаётся при посещении Редклифа. С детства он воспитывался эрлом Эамоном. Был отдан церкви, где проходил обучение на храмовника, хоть ему это и не нравилось.

Перед присягой церкви был призван Дунканом, к которому проникся глубокой благодарностью и дружелюбием. Алистер отправился в Остагар, где и познакомился с главным героем или героиней. Он является обязательным спутником. Во время Собрания Земель может стать королём, заменён Логейном или вообще казнён. Может провозгласить героиню своей королевой. Для Алистера существуют следующее подарки: Амулет матери Алистера. Находится в замке Редклифа, на первом этаже. Чёрная руна. Находится в тейге Эдукана. Щит Дункана. Находится на стенде сбронёй на рыночном складе на рынке Денерима. Попасть туда можно только после разговора с Риорданом. Ониксовоя статуэтка демона. Находится в куче костей на востоке Бресилиана. Деревянная маленькая статуэтка. Находится в ящике в Лотеринге. Статуэтка каменного дракона. Находится на верхнем этаже замка Редклифа. Статуэтка каменного воина. Куча мусора под разрушенным храмом Андрасте. Белая руна. Находится на третьем этаже Круга Магов.

Морриган

Морриган - дочь Флемет, ведьмы из диких земель. Является отступником и оборотнем. Обладает дикими привычками и порядками. По велению Флемет становится спутником главного героя. Перед финальной битвой предлагает провести ритуал крови, благодоря которому главный герой выживет после борьбы с Архидемоном. После битвы исчезает. В официальном дополнении «Охота на ведьм» представляется возможность разыскать Морриган, для того чтобы поговорить с ней, либо убить её, либо уйти с ней, либо попрощаться навсегда. Подарки для Морриган: Книга «чёрный Гримуар». Находится в Круге Магов, в комнатах старших магов, в кабинете Ирвинга. Книга «Гримуар Флемет». Его можно получить только после квеста «реальный Гримуар Флемет». Находится в сундуке хижины Флемет. Золотой амулет. Можно купить у торговца на имя Гарин, в общинных залах, в Орзамаре. Золотой кулон демона. На трупе в зале с прахом Андрасте. Золотое зеркало. Тоже можно купить у Гарина. Золотое верёвочное ожерелье. Можно купить у Бодана Феддика. Медальон. Можно найти в запертом сундуке в деревенском магазине в Убежище. Серебряная брошь. Её можно купить в долийском лагере у мастера Вараторна. Серебряная цепь. Её можно найти в комнатах старших магов в Круге Магов. Серебряный медальон. Найти можно в драконьих сокровищах в эльфийских руинах.

Мабари

Мабари - это боевой пёс. Если протагонист - знатный человек, то собака в команде с самого начала. В остальных случаях собаку можно вылечить и приручить у псаря в Остагаре. В таком случае, собака присоединится к вашему отряду во время пути в Лотеринг. Последний шанс взять к себе мабари даётся в дополнении к основной компании «Возвращение в Остагар». Кличку собаке игрок придумывает сам. Подарки для собаки не имеют практического значения, поскольку у пса сначала игры отношение к вам равняется стам. Но если найдёте где-нибудь какую-нибудь косточку, то можете подарить её собаке.

Лелиана

Лелиана - женщина, бывшая когда то бардом в Орлее. Но её наставница Маржолайн предала её. После этого Лелиана ушла в Лотерингсую церковь послушницей. Ушла из церкви, из-за того, что увидела послание Создателя помочь Серым Стражам в борьбе с мором. Нападёт на героя в квесте урна Андрасте, если герой выберет сторону сектантов и осквернит прах драконьей кровью. Также было создано дополнение «Песнь Лелианы», в которой рассказывается история Лелианы ещё до присоединения к Серым Стражам. Подарки Лелиане: Цветок Милость Андрасте. Деревня Рэдклиф (возле завода), западный бресилиан (рядом с деревом и водопадом), кварталы городских эльфов (около дерева Венадел). Голубые сатиновые сапожки. У торговца в Орзаммаре (у Тегрина). Бронзовый символ Андрасте. В часовне Лотеринга (закрытый сундук). Амулет Часовни. Можно найти в трупе храмовника в Круге Магов. Гравированный серебряный символ. В тейге Ортана (Орзаммар). Золотой символ Андрасте. Лавка Легнара в Орзаммаре. Нуг. После квеста в пыльном городе. Серебряный меч милосердия. Тоже можно купить у Тегрина. Стальной символ милосердия. Сундук в доме брата Дженитивы.

Стэн

Стэн - представитель расы кунари. Прибыл с разведывательной миссией со своим отрядом в Ферелден. Его отряд был разгромлен во время нападения порождений тьмы, а сам он еле уцелел. Его подобрал семья крестьян. Но когда он очнулся и обнаружил, что у него нет его меча, то в состоянии афекта убил своих спасителей. За это владычица церкви посадила его в клетку. У игрока есть выбор, либо взять стэна в команду, либо оставить его в клетке. Подарки для Стэна: Портрет мятежной королевы. Её можно купить у торговца-гнома в локации Спокойный путь при случайной встрече. Портрет девочки с гусями. Можно купить у торговца-гнома Фарина в Морозных горах. Натюрморт в серебряной раме. Сундук на верхнем этаже Редклифского замка. Меч Стэна. Его можно добыть во время квеста Меч Бересаада. Тотем. Его можно найти в Перекрёстке Каридина. в сундуке. Промокший портрет. Портрет можно найти в комнатах старших магов (в Башне Круга) на обгорелом трупе.

Винн

Винн - чародейка-целительница из Круга Магов. Помогала во время боя с порождениями тьмы возле Остагара. Если герой станет на защиту магов, то Винн присоединится к нему, если же нет, то нападёт на Серого Стража. Если герой сдерживает своё обещание и спасает Круг Магов, то Винн отказывается стать в будущем Первым Чародеем и отправляется путешествовать с игроком. Если игрок осквернит урну праха, то Винн нападёт на игрока. Если же Винн в тот момент не было в партии, то когда игрок вернётся в лагерь - Винн откажется быть спутником игрока и уйдёт из партии. Подарки для Винн: Вино. Можно купить у многих владельцев таверн. Роза орлея. Её можно найти в комнатах Старших Магов. Необычный свиток. Можно найти на нижнем уровне эльфийских руин в саркофаге. Книга «Поиск истинного пророка». Хранители в Орзаммаре, в запертом сундуке. Старая тетрадь. Может принести мабари независимо от времени и места. Книга «Генеалогия Ферелдена». Находится на книжной полке в Редклиффском замке. Книга «О драконьей крови». Находится в разрушенной башне на книжной полке.

Зевран

Зевран - по матери является долийским эльфом. Был продан в детстве гильдии Антиванских Воронов. Эрл Хоу нанял Зеврана для убийства главного героя. Но Зевран проваливает задание и предлагает свои услуги главному герою. Серый страж может убить Зеврана, либо отпустить, либо принять в команду. Если уровень отношений Зеврана к вам слишком низок, то Зевран вас предаст при встрече с бывшим другом Тальесеном. Подарки для Зеврана: Перчатки Далиша. Можно найти в западном Бресилиане, в сундуке. Антиванские кожаные ботинки. Можно купить магазине в деревне Убежище. Маленький серебряный слиток. Можно найти в часовне, в том же Убежище. Маленький золотой слиток. Находится в комнатах храмовников, в Круге Магов. Небольшой серебряный слиток. Находится в наковальне пустоты и в особняке эрла Денерима.

Огрен

Огрен - гном из касты воинов. Во время испытаний убил другого воина, из за ухода своей жены Бранки. После этого инцидента Огрену запретили носить оружие, а это огромный позор для гнома из касты воинов. С того дня все стали презирать Огрена и он стал много пить в таверне. Присоединяется перед миссией «Наковальня пустоты». Подарки для Огрена: Эль. Можно купить у следующих торговцев: Барлин (Лотеринг), Ллойд (Редклиф), Рук (тейг Ортана), Бартендер (таверна в Денериме). Бутылка «Золотая коса 4-90». Найти можно в Лотеринге (в ящике). Настоящий белый напиток. Находится на нижнем уровне эльфийских руин (в саркофаге). «Солнечный напиток». Найти можно в комнатах храмовников в Круге Магов. Напиток Гарлболга. Может принести мабари независимо от времени и места. Бутыль Короля Аллейя. Находится в общинных зала Орзамара. Ликер Мида. Находится в разрушенной башне, в истлевших свитках.

Тэйрн Логейн Мак Тир

Тэйрн Логейн Мак Тир - тэйрн Гварена, советник к. Кайлана и его тесть. Был простолюдином, но за военные заслуги стал известен и получил титул тэйрна. Предал короля Кайлана во время битвы под Остагаром. Объявил себя регентом при королеве Аноре. Во время Собрания Земель может быть убит, или принят в ряды Серых Стражей ценой расставания с Алистером. Подарки для Логейна: Античная карта Империи. Продаётся в магазине «Чудеса Тедаса» (Денерим). Карта окупированного Ферелдена. Находится в Редклиффском замке (гостевая комната). Карта Ферелдена. Прдаётся в магазине Аларита (эльфинаж). Карта Эндерфила. Продаётся у Денеримского торговца Горима. Карта Тедаса. Находится в Рэдклиффском замке.

Шейла

Шейла - женщина-гном, ставшая големом. 30 лет простояла в бездействии. Ненавидит людей и птиц. Обожает всё разрушать. Её можно взять себе в команду после выполнения задания из дополнения «Каменная Пленница». Подарки для Шейлы заключаются в удивительных камнях. Их можно найти в следующих местах: магазин Алимара (пыльный город), общинные залы Орзаммара, «Чудеса Тедаса», деревня, где найден голем (погреба дома), Круг Магов, магазин Аларита (эльфинаж), у Фарина (Морозные горы).

Подарки в Dragon Age: Origins служат прекрасным средством для налаживания, улучшения и укрепления отношений со спутниками. Хорошие отношения - это гарантия сохранить спутника в отряде и добиться от него откровенного разговора. Разговоры не только помогают лучше узнать спутников, но и дают возможность , если класс главного героя позволяет это сделать, а спутник обладает необходимыми знаниями. Добившись доверительных отношений можно рассчитывать на более близкие, любовно-постельные, . Подарки следует дарить с учетом характера и интересов спутника в главном лагере, переключаясь между спутниками прямо из инвентаря с помощью стрелочек и перетягивая иконки, что позволит сэкономить время на формировании отряда и смене локации. Найти подарки можно в продаже у торговцев, а также в процессе выполнения заданий. Положительная реакция на подарок значительно увеличивает . Подарив все подарки, можно добиться существенного улучшения отношений и доверия. Если уровень отношений достиг максимального показателя, подарки дарить не нужно. Разумнее будет приберечь их на случай внезапного ухудшения отношений, чтобы всегда оставалась возможность все быстро вернуть на свои места.

Подарки изменяют одобрение от +1 до +10 по следующим правилам:

  • Базовый бонус: +5.
  • Если спутнику нравится подарок: +5.
  • За каждый уже врученный ранее подарок: -1.
  • Если в момент вручения отрицательно: половина значения бонуса.
  • Минимальный бонус: +1.

Местоположение подарков для спутников в Dragon Age: Origins:

  • Подарки для Алистера (Alistair) :
    • Маленькая резная статуэтка - ящик на тракте на выходе из Лотеринга, где впервые встречается Бодан Феддик.
    • Ониксовая статуэтка демона - у надгробия за в Восточном Бресилиане.
    • Чаша посвящения - Остагар, за площадкой, где проходило посвящение в Серые Стражи (дополнение «Возвращение в Остагар»).
    • Белый рунический камень - одержимый из зала с усмиренной на третьем этаже башни Круга Магов.
    • Черный рунический камень - сундук, первый большой зал-перекресток в тейге дома Эдукан.
    • Каменная статуэтка дракона - сундук, самая южная комната на верхнем этаже замка Редклиф.
    • Каменная статуэтка воина - куча драконьих нечистот, четвертый зал от входа в пещеры сектантов за деревней Убежище.
    • Амулет матери Алистера - стол, центральная комната от главного входа в замок Редклиф.
    • Щит Дункана - тайное хранилище Серых Стражей внутри торгового склада за магазином «Диковинки Тедаса» в Денериме. Как попасть внутрь рассказывает Риордан в комнате эрла Эамона до , если показать ему найденные при освобождении королевы Аноры из поместья эрла Денерима документы Серых Стражей.
  • Подарки для Стэна (Sten) :
    • Портрет девочки с гусями
    • Натюрморт в серебряной раме - сундук, хранилище на верхнем этаже замка Редклиф (ключ у управляющего, который нападает во время зачистки замка от нежити в соседней комнате от центрального зала с Теганом и Изольдой на нижнем этаже).
    • Тотем - сундук, центральная часть Перекрестка Каридина на Глубинных тропах.
    • Меч Стэна - сундук, дом Двина в Редклифе после начала личного задания Стэна.
    • Промокший портрет - обгоревший труп, второй этаж башни Круга Магов.
    • Портрет мятежной королевы
  • Подарки для Зеврана (Zevran) :
    • Маленький серебряный слиток - сундук, церковь в деревне Убежище.
    • Средний серебряный слиток - сундук, зал с Каридином в локации Наковальня Пустоты.
    • Антиванские кожаные ботинки
    • Маленький золотой слиток - тело зачарованного храмовника, третий этаж башни Круга Магов.
    • Долийские перчатки из оленьей кожи - Западный Бресилиан, после сражения с крупной тенью в заброшенном лагере за Великим Дубом.
    • Средний золотой слиток - куча сокровищ, комната перед спуском в подвал в поместье эрла Денерима во внутренней части.
  • Подарки для Огрена (Oghren) :
    • Сельский запас Гарболга - отдать команду собаке на лестнице при первом входе в Лотеринг.
    • Золотая коса. 4:90 ЧЭ - ящик слева от каменного моста, со стороны церкви, в Лотеринге.
    • Эль - Барлин, таверна «Убежище Дейна» в Лотеринге. Таверна Ллойда в Редклифе.
    • Вильгельмово особое пиво - бочонок, винокурни в погребе Вильгельма в деревне Хоннлит (дополнение «Каменная пленница»).
    • Блондинка на солнце, винтажное - сундук, первая комната от входа на четвертом этаже башни Круга Магов.
    • Кувшин короля задворок
    • Белый срез - саркофаг, нижний уровень руин, в боковой комнате от зала с в Восточном Бресилиане.
    • Медовуха из хасиндской сумки - пыльные свитки, вторые западные комнаты сектантов в разрушенном храме за деревней Убежище.
  • Подарки для Винн (Wynne) :
    • Вино - трактирщик из таверны «Избалованная принцесса» на берегу озера Каленхад.
    • Поиски истинного пророка - сундук, комнаты Хранителей в Алмазных залах Орзаммара.
    • Геррины из Ферелдена. Генеалогия - книжная полка, в первой комнате со входа на верхний этаж замка Редклиф.
    • Секреты драконьей крови - книжные полки, первая западная комната при входе в разрушенный храм за деревней Убежище.
    • Изысканный свиток - саркофаг, нижний уровень руин, где мальчик-дух зовет мать.
    • Роза Орлея - кипа книг, второй этаж башни Круга Магов.
    • Потрепанная тетрадь - находит пес?
  • Подарки для Лелианы (Leliana) :
    • Стальной символ Андрасте - сундук, дом брата Дженитиви в Денериме.
    • Наг - праздный гном из Пыльного города в Орзаммаре после разговора с загонщиком нагов Ранглером Бемором в общинных залах города. Во время первого разговора с загонщиком Лелиана должна быть в отряде.
    • Милость Андрасте - Западный Бресилиан, левая тропа со входа в локацию.
    • Бронзовый символ Андрасте - запертый ящик, левое крыло церкви Лотеринга.
    • Золотой символ Андрасте - Легнар, Общинные залы Орзаммара.
    • Синие атласные туфли , Серебряный меч милосердия - Старый Тегрин, случайная встреча на глобальной карте, локация «Спокойный путь».
    • Амулет Церкви - труп солдата, комната с опрокинутой статуей на втором этаже башни Круга Магов.
    • Травленый серебряный символ - Рук из тейга Ортан.
  • Подарки для Морриган (Morrigan) :
    • Серебряная брошь - Вараторн, лагерь долийских эльфов в лесу Бресилиан.
    • Золотое веревочное ожерелье - Барлин. Таверна «Убежище Дейна» в Лотеринге. Бодан Феддик в главном лагере.
    • Серебряный медальон - сокровища дракона, верхний уровень эльфийских руин в Восточном Бресилиане.
    • Медальон - сундук, сельская лавка в деревне Убежище.
    • Золотой кулон демона - неудачливый искатель приключений, зал испытаний перед урной с прахом Андрасте.
    • Золотое зеркало , Золотой амулет
    • Серебряная цепь - туалетный столик, второй этаж башни Круга Магов.
    • Черный Гримуар - сундук, комната Первого чародея Ирвинга на втором этаже башни Круга Магов.
    • Гримуар Флемет - сундук в хижине Флемет, после изучения Черного Гримуара и выполнения .
  • Подарки для Шейлы (Shale) :
    • Великолепный топаз - Фарин, перевал в Морозных горах.
    • Великолепный малахит - интендант из Круга Магов на озере Каленхад.
    • Великолепный сапфир - Легнар, Общинные залы Орзаммара.
    • Великолепный рубин - огр-вожак на выходе из тейга дома Кадаш (дополнение «Каменная пленница»), или Лавка Аларита в эльфинаже Денерима.
    • Великолепный изумруд - Фигор, магазин «Товары Фигора» в Общинных залах Орзаммара.
    • Великолепный аметист - Алимар, магазин «Рынок Алимара» в Пыльном городе Орзаммара.
    • Великолепный нефрит - Хоннлит, Погреб Вильгельма, пыльный призрак.
    • Великолепный алмаз - Гарин, Общинные залы Орзаммара.
    • Великолепный гранат
  • Подарки для боевого пса мабари (Mabari War Dog) :
    • Говяжья кость - комната с драконами на четвертом этаже башни Круга Магов.
    • Воловья кость - Западный Бресилиан, в камнях рядом с древним надгробьем.
    • Баранья кость - сундук, собачьи вольеры на нижнем этаже замка Редклиф.
    • Телячья кость - сундук, трущобы в эльфинаже, вход с заднего двора.
    • Найденный пирог - Окраина леса Бресилиан, отдать команду псу слева от Элоры, возле загонов с галлами.
    • Спутанный комок пряжи - Западный Бресилиан, стоя под упавшим деревом перед водопадом, отдать команду псу.
  • Подарки для Логэйна Мак-Тира (Loghain Mac Tir) :
    • Древняя карта Империи - усмиренный из магазина «Диковинки Тедаса» в Торговом квартале Денерима.
    • Карта современного Ферелдена - лавка Аларита в эльфинаже после сражения с работорговцем Каладриусом.
    • Карта Андерфелса - тайное хранилище Серых Стражей внутри торгового склада за магазином «Диковинки Тедаса» в Денериме. Как попасть внутрь рассказывает Риордан в комнате эрла Эамона до Собрания земель, если показать ему найденные при освобождении королевы Аноры из поместья эрла Денерима документы Серых Стражей.
    • Карта оккупированного Ферелдена - сундук, верхний этаж замка Редклиф перед выступлением в Денерим на

Прохождения квестов помещены в спойлеры, дабы те, кто не хочет случайно заранее прочитать и узнать что-то лишнее, не испортили бы себе удовольствия от игры.

Последовательность событий:

Остагар (Ostagar) и Дикие земли Коркари (Korcari Wilds)

После прибытия в Остагар и встречи с королем Кайланом, Дункан говорит о необходимости пройти через ритуал Посвящения в Серые Стражи. Но сначала вам следует разыскать в северо-восточной части лагеря Алистера (Alistair), еще одного Серого Стража, и вернуться вместе с ним к костру Дункана. Во время осмотра Остагара и поисков Алистера дополнительно можно:

  • взять два побочных квеста - Голодный дезертир и Волкодав мабари ,
  • поговорить с усмиренным магом, кодекс: Усмиренные (The Tranquil),
  • получить аудиенцию у тэйрна Логэйна Мак-Тира (Teyrn Loghain Mac Tir), кодекс: Король Мэрик Тейрин (King Maric Theirin),
  • побеседовать с предводителем воинов Пепла возле псарни, кодекс: Легенда о Лутии, Гномьем Сыне (The Legend of Luthias Dwarfson),
  • проследить за эльфом-гонцом Пиком (Pick), принесшим распоряжения воинам Пепла, отловить его у палатки Логэйна, солгать, что у вас есть поручение и, если вашего влияния хватит, убедить его отдать вам меч сэра Гарлена (Ser Garlen"s Sword),
  • поболтать с Винн (Wynne),
  • поторговаться с квартирмейстером (первый рюкзак),
  • встретиться с двумя другими посвященными - Даветом (Daveth) и сэром Джори (Jory).

Для проведения ритуала Посвящения нужны три склянки с кровью порождений тьмы, поэтому вы в компании Алистера, Давета и Джори отправляетесь за ними в Дикие земли Коркари. Заодно там можно взять несколько побочных квестов . Склянки с кровью найдутся на телах поверженных генлоков и харлоков. Как только достанете склянки и разберетесь с тайником Серых Стражей (см. ниже), можете возвращаться в Остагар. Посвящение будет проходить в разрушенном храме, на месте вашей первой встречи с Алистером. Требуется испить крови порождений тьмы, в результате единственным выжившим из троих посвященных останется ваш герой, вещи Давета и Джори добавятся в ваш инвентарь.

Примечание: После возвращения в Остагар вы можете купить второй рюкзак у квартирмейстера и открыть сундук магов (если у вас есть ключ дезертира), т.к. усмиренный маг отходит от сундука.

Помимо склянок с кровью порождений тьмы, Дункан просит разыскать в Диких землях Коркари старинные договоры, касающиеся обязательств оказания поддержки Серым Стражам, дабы иметь возможность освежить кое-кому память. По словам Дункана, бумаги лежат в магически опечатанном сундуке на месте разрушенной заставы Серых Стражей. Развалины эти находятся за мостом с ловушками и засадой порождений тьмы. Однако сундук к моменту вашего прихода уже пуст. Исчезновение договоров объясняет внезапно появляющаяся Морриган (Morrigan), она приглашает вас прогуляться к хижине ее матери, Флемет (Flemeth), которая взяла эти бумаги на сохранение, так как защитная печать на сундуке давно истлела. После получения договоров из рук Флемет можно возвращаться в Остагар.

Дункан приглашает вас посетить совещание короля Кайлана по тактике предстоящей битвы. План достаточно прост - король с Серыми Стражами выманивают порождения тьмы в атаку, а тэйрн Логэйн в решающий момент наносит удар с фланга. На совете определяется ваша роль - вы с Алистером в этот решающий момент должны зажечь огонь на башне Ишала, что, собственно, станет сигналом для Логэйна.

Примечание: Обратите внимание на выступление мага Ульдреда, кроме того, это последний момент, когда вы можете выполнить побочные квесты в Остагаре.

Квест начинается с пробежки к башне по обстреливаемому мосту - будьте осторожны, пылающие обломки могут сбить вас с ног. Возле ворот вас встретит охранник, который сообщит, что башню захватили порождениями тьмы, попавшие внутрь по недавно обнаруженным там глубинным туннелям (про них можно услышать от этого же охранника еще до Посвящения), и вокруг башни кишат они же. В зависимости от того, кем является ваш персонаж, добавятся те или иные временные сопартийцы:

  • если маг, то присоединятся охранник башни и солдат,
  • если благородный человек (т.е., есть пес-компаньон), то присоединится один маг круга,
  • в остальных случаях охранник башни и маг круга.

Башня Ишала - первый этаж. У входа грязевая ловушка (растяжка), кроме того, генлок-эмиссар устроит пожар, поэтому не стоит лезть в лобовую атаку, будет проще расстрелять хотя бы часть врагов издалека стрелами и магией. Далее следуют два помещения, набитые порождениями тьмы, независимо от выбранной вами двери генлоки и харлоки из другого помещения прибегут на звуки боя.

Башня Ишала - второй этаж. Опять же, засады генлоков и харлоков. Опять же, не стоит лезть в лоб - самую большую засаду можно обойти через левое помещение и облегчить себе задачу с помощью баллист.

Башня Ишала - третий этаж. Здесь есть возможные союзники - три боевых пса-мабари, запертые в клетках. Вы можете освободить их и пройти этот уровень совместно с ними.

Башня Ишала - верхний этаж. Тут только один враг, но это огр и убить его непросто. Наиболее эффективная стратегия сражения с ограми основана на использовании дистанционных заклинаний, хотя бы таких, как паралич и слабость из школы энтропии (ими владеет временно присоединенный маг). Поэтому стоит принять под непосредственное управление мага, а остальным предоставить роль танков. На теле огра найдется тисовый щит Покровительство Гаварда (Havard"s Aegis).

Победив огра, вы наконец зажигаете сигнальный огонь, однако тэйрн Логэйн неожиданно приказывает госпоже Коутрен (Ser Cauthrien) трубить отход. Король Кайлан, Дункан и вся армия погибают под натиском превосходящих сил противника. В башню Ишала врываются новые толпы порождений тьмы, вашего героя и Алистера непременно ждет то же самое, но в события вмешивается Флемет, обернувшись гигантской птицей, она уносит обоих из башни...

Лотеринг (Lothering)

После чудесного спасения из башни Ишала, ваш герой с Алистером возле хижины Флемет решают собирать армию для борьбы с Мором - из гномов, эльфов, магов, людей эрла Эамона и прочих. Флемет приказывает Морриган присоединиться к Серым Стражам, та нехотя соглашается и предлагает для начала заглянуть в небольшое поселение севернее, Лотеринг, чтобы узнать новости и пополнить припасы. За Лотерингом лежит Имперский тракт – дорога, которая проходит через весь Ферелден, она может привести куда пожелаете: в Редклиф, лес Бресилиан, башню Круга Магов или город гномов Орзаммар.

Становится доступной карта мира, но в первый раз путешествовать можно только в Лотеринг или лагерь. Выбор Лотеринга вызывает показ ролика о собрании в Денериме, где банн Теган Геррин (Teagan Guerrin), младший брат эрла Эамона, прилюдно упрекает Логэйна, объявившего себя регентом при королеве Аноре (своей дочери), в необоснованном отступлении с поля боя.

Если ваш герой не является человеком благородного происхождения (т.е., своего пса еще нет) и квест Волкодав мабари завершен, то на пути к Лотерингу произойдет встреча с псом, сражающимся с порождениями тьмы, после боя пес присоединится к вашей партии.

По прибытии в Лотеринг вы наткнетесь на бандитов , из разговора с предводителем коих можно узнать, что Логэйн обвинил Серых Стражей в предательстве. Это подтвердят жители Лотеринга, а несколько беженцев, желающих получить денег за головы Серых Стражей, даже устроят засаду за северными воротами.

Поскольку местный банн увел всех своих солдат и оставил Лотеринг без защиты, все в поселении обреченно ждут нападения порождений тьмы (следует выполнить побольше побочных квестов во время пребывания здесь). Севернее Лотеринга есть выход на Имперский тракт, там вы встретите двоих гномов-торговцев, Бодана Феддика (Bodahn Feddic) с сыном Сандалом, атакованных порождениями тьмы. Выручите их, и они присоединятся к вам в лагере, также, если спросить Бодана о награде, то он заплатит золотой. Далее ваш путь лежит в лагерь, а оттуда можно приступить к любому из четырех подквестов Мора (учтите, что по завершении любого из них Лотеринг будет разорен).

Примечание: В Лотеринге можно найти двух компаньонов - Лелиану и Стэна.

Разорванный Круг (Broken Circle)

В ходе этого квеста можно присоединить к партии Винн (Wynne), лучшую целительницу в игре, и получить много прибавок к различным атрибутам.

Еще в Лотеринге вы услышите про то, что в Башне что-то не так, а на пристани озера Каленхад обнаружите храмовника Кэррола (Carroll), не желающего пропускать туда кого бы то ни было. Его придется уговорить или запугать, помимо этого можно воспользоваться помощью Морриган, Стэна или Лелианы (выбрав топик "Может мы что-то придумаем?").

В Башне от рыцаря-командора Грегора (Greagoir) вы узнаете, что ситуация вышла из-под контроля храмовников, дверь первого этажа закрыта, а за ней остались вперемешку маги, храмовники и одержимые. Грегор уже отправил гонца в Денерим, дабы получить Право Уничтожения и о помощи в борьбе с Мором речи быть не может. Конечно, вы можете попытаться разобраться с тем, что творится внутри Башни, но дверь за вами будет заперта, а Грегор поверит, что все в порядке только если сам Первый Чародей Ирвинг скажет ему это. То есть, обратного пути не будет до завершения квеста.

Башня Круга - первый этаж. В комнатах учеников вы встретите Винн и нескольких магов, защищающих детей от демона. После расправы над демоном состоится разговор, по результатам которого можно объединиться с Винн или вынудить ее сражаться с вами. Независимо от вашего выбора защитный барьер на пути ко второму этажу будет снят. Также здесь можно начать два побочных квеста - Страж Предела и Науки призыва .

Башня Круга - второй этаж. У входа в комнаты старших магов вы увидите усмиренного кладовщика Овэйна (Owain), который сообщит, что некий маг Ниалл (Niall) забрал у него литанию Адраллы (Litany of Adralla), не позволяющую магам крови контролировать разум. Повсюду будут демоны, ожившие мертвецы и маги крови, из забавного состоится встреча с магом Годвином (Godwin), прячущимся в одном из шкафов, его можно убить или отпустить обратно в шкаф.

По дороге не пропустите подарки для компаньонов - промокший портрет (Water-Stained Portrait), Роза Орлея (The Rose of Orlais), серебряная цепь (Silver Chain), амулет Церкви (Chantry Amulet) и, конечно, черный гримуар (Black Grimoire) в кабинете Ирвинга для Морриган, со вручения которого начнется квест Настоящий гримуар Флемет (Flemeth"s Real Grimoire) , еще там же найдется маленькая расписная шкатулка (Small Painted Box) (квест Друзья Рыжей Дженни (Friends of Red Jenny)). Кроме того, активировав в зале опрокинутую статую, можно вызвать Восставшего из мертвых (Revenant) (квест Черные сосуды (The Black Vials)).

Башня Круга - третий этаж. Этот этаж тоже забит врагами: нежитью, демонами, зачарованными храмовниками, встретится Колдовской Ужас (Arcane Horror). Здесь можно активировать четыре статуи по квесту Страж Предела и найти важные заметки (Пять страниц, четыре мага). Подарки для компаньонов: маленький золотой слиток (Small Gold Bar) и белый рунический камень (White Runestone).

Башня Круга - четвертый этаж. Встречи с демоном, околдовавшим храмовника (причем можно избежать драки, разрешив демону испариться вместе с жертвой) и группой зачарованных храмовников, возглавляемых магом крови (в обоих случаях расправляться изначально следует с магами). Подарок: Блондинка на солнце, винтажное (Sun Blonde Vint-1). Далее вы неизбежно будете остановлены демоном праздности и поневоле попадете в Тень.

Кошмарный сон придется проходить в определенной последовательности (с небольшими вариациями). Повсюду здесь размещены подсвеченные контейнеры (в виде котлов, оружейных стоек и т.д.), которые содержат эссенции, постоянно повышающие атрибуты персонажа, так что не стоит проходить мимо них.

Вейсхаупт (Weisshaupt) - здесь нужно победить лже-Дункана и выбраться из собственного кошмара.

Первозданная Тень (The Raw Fade) - поговорить с точно так же попавшим в лапы демона праздности Ниаллом, узнать от него про систему островов этого участка Тени, управляемых различными демонами. По этим островам можно добраться до центрального с главным демоном, однако вы видите, что перемещаться по ним в обычном вашем облике возможно далеко не везде. Затем шагнуть в теневой портал и получить обличье мыши, вмешавшись в сражение мыши и демона (умения: незаметность). После этого вы сможете проникать в маленькие мышиные норы.

Вторжение порождений тьмы (Darkspawn Invasion) - помочь Духу храмовника (Templar Spirit) в сражении и получить обличье духа (умения: ледяная хватка (Winter"s Grasp), дробящая темница (Crushing Prison), восстановление (Regeneration)). Теперь вам доступны двери для духов, но открыть тяжелые двери и проникнуть за огненные барьеры вы пока еще не в силах.