Э. Сирота - Этика. Для тех, кто хочет все успеть. Лучший совет для тех, кто хочет всё успевать Тех кто хочет успеть

Мифология. Для тех, кто хочет все успеть

© ИП Сирота Э. Л. Текст и оформление, 2016

© ООО «Издательство «Эксмо», 2016

На какие вопросы отвечает эта книга?

ЧТО ТАКОЕ МИФОЛОГИЯ?

Мифология – это особая форма сознания общества. Это способ смотреть на мир и воспринимать его так, как современный человек уже не способен. См. главу I

КТО И КОГДА НАЧАЛ ИЗУЧАТЬ МИФЫ?

Первым специализированным научным трудом по мифологии принято считать труд «Основания новой науки» (1725) итальянского философа Джамбаттисты Вико. См. главу II

КАК ДРЕВНИЕ ГРЕКИ ОТНОСИЛИСЬ К КОНЦУ СВЕТА?

Для греков, видевших в природе постоянное повторение смерти и возрождения, окончательной смерти мира не существовало. Сами же люди умирали безвозвратно, сходя в царство Аида. Они точно знали, что их ждет вечное скитание по полям, полным цветущих асфоделей. См. главу III

ОТКУДА ВОЗНИКЛИ ЛЮДИ?

Древние римляне считали, что люди как род ведут свое происхождение от священных деревьев, дубов, и потому каждому божеству-нумина были посвящены рощи, где справлялись обряды и приносились жертвы, да и сами деревья играли очень большую роль в жизни государства. См. главу IV

ВСЕ ЛИ КОНЧАЕТСЯ СМЕРТЬЮ?

В Древнем Египте смерть воспринималась как переход из одного мира в другой, где все будет точно так же, как и в этом, но только жизнь там точно будет вечной. См. главу V

КТО БЫЛ САМЫМ МИРОЛЮБИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЗЕМЛЕ?

В Древнем Китае самым миролюбивым человеком на Земле считался культурный герой, который занимался самыми обыденными делами. См. главу VI

КТО ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМ В ИНДИИ?

Корова – священное животное Индии. Она является символом чистоты и изобилия, дает молоко и молочные продукты, важнейшие элементы в вегетарианском питании, которого придерживаются многие индуисты. Убийство коровы в древности каралось смертной казнью. См. главу VII

КТО ТАКОЙ ДОМОВОЙ?

Согласно древнеславянским поверьям, домовой – дух добрый, рачительный и заботливый, дружной семье он всегда помогает. Правда, если что не по нраву, может и пошалить. На конюшне любимым лошадям гривы заплетает, чтобы лежали красиво, а нелюбимых изводит. См. главу VIII

СКОЛЬКО РАЗ «ЗАХВАТЫВАЛИ» ИРЛАНДИЮ?

Согласно «Книге захватов Ирландии», псевдоисторической компиляции XII в., Ирландию «захватывали» шесть раз. См. главу IX

КАКОЙ ОСНОВНОЙ ПАНТЕОН БОГОВ У ДРЕВНИХ СКАНДИНАВОВ?

Основной пантеон богов у древних скандинавов составляли боги асы и ваны, которым противостояли хтонические создания – ётуны, потомки инеистых великанов, и просто великаны турсы. См. главу X

ПОЧЕМУ МОТИВ КАННИБАЛИЗМА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ИНДЕЙЦЕВ СТОЛЬ ОБЫДЕННЫМ?

Исследователи полагают, что индейские племена еще настолько не выделяли себя из природы и не ставили себя выше нее, что принесение в жертву человека практически не отличалось от принесения в жертву птицы или зверя. См. главу XI

ЧТО ВАЖНЕЕ: ЖИЗНЬ ИЛИ СМЕРТЬ?

Ацтеки полагали, что в зависимости от того, как человек умер – а не от того, как жил! – он попадает либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога солнца. См. главу XII

ЕСТЬ ЛИ МИФУ МЕСТО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС?

Чем, как не новой мифологией, следует уже называть серии фильмов-франшиз о Бэтмене, Супермене, Железном человеке, Чудо-женщине, Человеке-Пауке, Капитане Америка, Людях Икс? См. главу XIII

Предисловие

Мифы – это детство человечества. Поэтичные сказания о могущественных богах, прекрасных богинях, отважных героях, полубогах и людях. Приключения, опасности, волшебство… Кто не зачитывался ими в детстве, кто не засматривался чудесными советскими мультфильмами про богов Древней Греции! Но только ли в детстве нужны такие сказки?

Да и миф не просто сказка! Мифология существовала у всех народов, на определенной стадии развития. И это не случайность. Мифы – это не просто придуманные истории. Они представляют собой отображение того, как человек относился к окружающему его миру, как и каким видел себя в общем круговороте времени и событий.

Мифы обобщали знания, накопленные предками, и передавали мудрость потомкам, диктовали, какое поведение будет уместным и правильным. Мифы служили надежной опорой там, где еще не существовало государства и юридической системы. По сути, они сами были законом.

Но неправильно было бы думать, что миф ушел в далекое прошлое. В этой книге мы поговорим не только о том, что было когда-то, но и о том, что происходит прямо сейчас. Ведь только оглянись – миф живет и здравствует рядом с нами!

Мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие и познакомиться с древними сказаниями некоторых народов Земли. И быть может, потом вам захочется продолжить его и дальше?

Родом из сказки. Что такое миф? Определение мифологического мировоззрения и классификация мифов

Поверьте, дети прекрасно понимают, что единорогов нет. Но они так же прекрасно понимают, что книги про единорогов – конечно, если речь идет о хороших книгах – это правдивые книги.

Урсула Ле Гуин

Мы живем в мире, который невозможно представить себе без книги. Раз возникнув, она – в самых разных формах: папируса, глиняных табличек, рукописных пергаментов, печатная или электронная – навек стала нашей спутницей и верной хранительницей информации.

Но, однако же, когда-то мир существовал и без письменности, и без книги. По меркам существования Земли – с тех пор прошли мгновения, но по меркам человеческой цивилизации – время это уже весьма отдаленное. Как же так, спросите вы? Как люди передавали знания, опыт, как сохраняли обычаи, традиции и память?

Ответ прост: наши предки хранили все это в преданиях и легендах.

Почитай мне сказку на ночь

«История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой»

(Жан Кокто)

На определенной стадии развития практически у всех народов мира существовали мифологические представления об окружающем мире. Об этом говорят исследования ученых в самых разных областях науки: истории, антропологии, религиоведения.

Где бы ни жили люди: в Европе или Африке, Америке или Азии, Австралии или Океании – везде рано или поздно складывалась примерно одна и та же система мировоззрения, позже получившая название мифологической.

Но правильно ли мы понимаем само слово «миф»?

Собственно, само по себе оно греческого происхождения и обозначает не что иное, как «предание» или «сказание». Но между мифом и сказкой существует весьма существенная разница. Все ли понимают это?

Геракл Фарнезе. Мрамор. Римская работа эпохи империи с оригинала 2-й половины IV в. до н. э. Неаполь, Национальный археологический музей

Что же такое миф?

В детстве родители читают детям сказки. Сначала это крошечные «зарисовки» для малышей, потом рассказы для детей постарше, потом большие истории – про дружбу, верность и подвиги. Потом приходит черед античных мифов. Но когда же сказки перестают быть просто увлекательными рассказами о богах и героях древности, рассказами, за которыми вроде бы нет ничего, кроме яркой фантазии их авторов?

«Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии»

(Амброз Бирс)

Для некоторых людей – никогда. Не все хотят, да и не все нуждаются в том, чтобы понять, что стоит за прекрасной, но совершенно не связанной с жизнью сказкой. Однако огромное большинство из нас в детстве все-таки ассоциирует себя с героями ушедших времен, а значит, должно понимать, что такое миф.

С точки зрения ученых, мифология – это, прежде всего, особая форма сознания общества. Это способ смотреть на мир и воспринимать его так, как современный человек уже не способен. Все дело в том, что человек древности воспринимал себя буквально единым целым как с природой, так и с коллективом, в которых он жил.

МИРОВОЕ ЯЙЦО

Это универсальный мифопоэтический символ. Во многих мифологиях мира имеется упоминание о вселенском яйце, из которого рождается мир или верховное божество, создающее мир. Иногда это яйцо золотое – как символ солнца. О рождении демиурга – божественного Фанеса – из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана

Фридрих Ницше – выдающийся немецкий мыслитель, поэт, создатель собственного учения, провозглашающего новое отношение к существующим нормам морали и культуры. Его труды уже почти полтора столетия не перестают будоражить умы людей. Но понимание любой философии сложно без понимания судьбы самого философа. В этом издании вы найдете тот «расширенный минимум», который позволит вам иметь достаточное представление об учении великого мыслителя, его жизни и творчестве.

Из серии: Энциклопедия быстрых знаний

* * *

компанией ЛитРес .

От Вагнера до рояля в больнице: «музыкальная дорожка» Фридриха Ницше

Без музыки жизнь была бы заблуждением.

Фридрих Ницше «Сумерки идолов»

Для большинства неспециалистов имя Ницше прежде всего ассоциируется с его философскими воззрениями – именно как философ он главным образом и остался в истории. Это неудивительно, ведь именно философия по сути и была делом всей его жизни. Если здесь допустимы семейные аналогии, то философия была «супругой» Ницше. Но была у него и «возлюбленная», притом появившаяся раньше «супруги» и не оставившая его до самой смерти. Это, конечно же, музыка. Ее роль в жизни Фридриха Ницше столь заметна и значительна, что имеет смысл проследить и описать ее отдельно.

Ранняя музыкальность

Первоначальное приобщение к музыке у маленького Фрица было вполне заурядным. Как чтению, письму и Закону Божьему, музыке его начали учить дома. При этих словах у многих, вероятно, возникнет образ измученного ребенка, принужденного часами просиживать за ненавистным инструментом. Но к Ницше этот стереотип не имеет никакого отношения. Природные музыкальные способности у мальчика проявились довольно рано, и овладение навыками игры на фортепиано не стало для него пыткой.


Роберт Шуман (1810–1856) – великий немецкий композитор романтического направления, музыкальный педагог и критик, сторонник обновления в музыке


Когда семья Ницше перебралась в Наумбург, Фриц, бывая в гостях у друзей своей бабушки, частенько оказывался там на домашних выступлениях различных музыкантов, приезжавших на гастроли. Это немало способствовало развитию его врожденной наклонности к музыке.

«Ваша любовь к жизни да будет любовью к вашей высшей надежде – а этой высшей надеждой пусть будет высшая мысль о жизни!»

(«Так говорил Заратустра»)

В десятилетнем возрасте случилось, если можно так сказать, глубокое проникновение музыки в душу юного Фрица. На него произвело ярчайшее впечатление выступление церковного хора в Наумбурге, ставшее толчком не просто к обучению, но и к сочинению музыки. Вот как сам Ницше описывал это в своей юношеской биографии «Из моей жизни»: «Я пошел в день Вознесения в городскую церковь и услышал там величественный хор из „Мессии": Аллилуйя! Он как бы заставлял меня присоединить к нему голос; мне казалось, что это была ликующая песнь ангелов, под звуки которой Иисус Христос возносится на небо. Я немедленно принял серьезное решение сочинить нечто подобное. Тотчас же после церкви я приступил к делу и по-детски радовался каждому новому аккорду, звучавшему из-под моих рук. Не прекращая этих занятий в течение долгих лет, я приобрел очень многое и научился, благодаря изучению сочетания тонов, лучше играть с листа».


Рихард Вагнер (1813–1883) – великий немецкий композитор, теоретик искусства и музыкальный новатор, автор ряда опер


Первое творчество

Склонность к сочинительству причудливым образом переплелась с растущим интересом к музыке. В одном из первых, еще подростковых произведений (сочинении на вольную тему в Пфорте) темой стала музыка. Оно так и называлось – «О музыке». Там были такие строки: «Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь… Ее главное назначение в том, что она направляет наши мысли к высшему, возвышает нас, даже потрясает… Всех людей, презирающих ее, необходимо рассматривать как бездарных, животноподобных созданий. Да пребудет всегда этот дивный дар Божий спутником на моем жизненном пути!»

Последние слова без преувеличения можно счесть пророческими – в жизни Ницше всегда было место музыке.

Музыкальное новаторство Вагнера не только Ницше объяснял отсутствием классических навыков. Дело в том, что как композитор Вагнер – почти самоучка

Современники отмечали, что Фридрих также имел неплохие вокальные данные, хотя сколько-нибудь заметного развития они не получили. Самым примечательным в этом плане можно полагать выступление в составе Боннского хора на фестивале в Кёльне в 1865 году. Правда, в этом коллективе Ницше вряд ли был хоть чем-то заметен, ибо хор насчитывал примерно шестьсот человек – совершенно труднопредставимое количество участников.

«Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!»

(«Так говорил Заратустра»)

До начала 1860-х годов любимым композитором Ницше можно, пожалуй, назвать Шумана. В первых (естественно, полуподражательных) музыкальных сочинениях Фридриха больше всего проявилось влияние именно этого мастера. Но в дружеском юношеском объединении «Германия», участником которого был в те годы Ницше, по подписке распространялся музыкальный журнал, где активно рекламировалась «новая музыка», в первую очередь в лице Рихарда Вагнера. Густав Круг, товарищ Ницше по этому объединению, был большим поклонником творчества Вагнера и настойчиво старался приобщить окружающих, в том числе и Фрица, к его музыке. Приобретя фортепианную партитуру оперы «Тристан и Изольда», выпущенную известным дирижером и концертмейстером Гансом фон Бюловом, Круг нередко играл фрагменты из нее, а Ницше подсаживался к инструменту – да так и «подсел» на Вагнера. Это происходило постепенно, но неуклонно – музыка Вагнера была сколь необычной и сложной, столь и завораживающей.

Окончательно любовь к Вагнеру сформировалась у Ницше ко второй половине 1860-х годов. Удивительно (и даже неправдоподобно), что можно назвать конкретную дату, когда это произошло. После собственного исполнения фрагментов из произведений Вагнера «с весьма смешанным чувством» (как писал сам Ницше) 28 октября 1868 года, слушая увертюру к «Нюрнбергским мейстерзингерам», он пришел к новому, восхищенному ощущению, о чем поспешил написать другу Эрвину Роде: «Мне представляется, невозможно сохранять критически холодный ум, когда дело касается этой музыки. Во мне трепещет каждая клеточка, каждый нерв, я никогда не испытывал такого продолжительного чувства восторга, какой испытал, слушая последнюю увертюру».

Ганс фон Бюлов (1830–1894) – немецкий дирижер, композитор и пианист, концертмейстер Королевского театра


А несколько дней спустя судьба свела Ницше с его новым кумиром. Жена преподавателя Ницше Ф. Ричля, уже знавшая о трепетном отношении любимого студента мужа к Вагнеру и входившая в близкий круг общения композитора, рассказала ему о Ницше, и он захотел увидеть своего почитателя. У Вагнера тогда были личные причины избегать общества, и записка с приглашением Ницше сопровождалась обязательным требованием неразглашения и прочими атрибутами секретности.

Ситуация представляется почти невероятной: известный композитор – и какой-то, пусть и одаренный, студент! – если не знать подтверждаемого многими современниками (и позже – биографами) композитора мнения о личности самого Вагнера. Он был далеко не лишен честолюбия, даже тщеславия, и старался не упускать новых поклонников, откровенно наслаждаясь их обожанием.

«Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая: надо быть и тем, и другим – философом»

(«Сумерки идолов»)

Проницательный и высоко ценивший себя Ницше не мог не почувствовать этого отношения. Но ни при первой их встрече в лейпцигском «Театральном кафе» (по другим сведениям – в доме востоковеда Г. Брокгауза, мужа сестры Вагнера), ни после, уже став частым гостем Вагнера, Ницше не противился такому положению вещей, и вовсе не из-за разницы в возрасте в три десятка лет. Самолюбие и гордыня Ницше не восставали против взгляда на него «с Олимпа», ибо основой этой дружбы была муза одного и любовь другого – музыка.

Почтительный гордец

Удивительно, но гордый одиночка и ниспровергатель устоев общества Ницше оказался способен на роль, никак не вяжущуюся с этими его качествами. (Косвенно это еще раз подтверждает глубину страсти к музыке и ее серьезное значение для Ницше.)

Возможно, Ницше решил перебраться в Базель для занятий уже мало привлекавшей его филологией не в последнюю очередь благодаря тому, что совсем неподалеку, на Люцернском озере в немецкой Швейцарии, располагалось местечко Трибшен, где тогда поселился Вагнер. Поездки туда надолго стали отдушиной для Ницше от опостылевшей работы и рутинной жизни.

КЁЛЬН

Один из крупнейших городов Германии, расположенный в земле Северный Рейн – Вестфалия. Основан около 50 г. н. э. Кёльнский собор – известная площадка для исполнения духовной музыки

О Вагнере в тот период Ницше много писал друзьям и знакомым. Отчетливо ощущается тепло и уважение, с которым он относился к великому композитору: «До и после ужина Вагнер играл на фортепиано и включил все ключевые фрагменты из „Мейстерзингеров", имитируя все вокальные партии с постоянно нарастающей энергией. Он удивительно живой, подвижный человек, говорит очень быстро, очень остроумен и делает частные собрания такого рода очень веселыми. Между делом мы довольно долго беседовали с ним о Шопенгауэре; и можешь себе представить, как отрадно мне было слышать, с какой неподдельной теплотой он отзывался о нем, говоря, что многим обязан ему и что это единственный философ, понимающий природу музыки… Потом он прочел кусок из автобиографии, над которой работал, – одну ужасно забавную сцену из его студенческих дней в Лейпциге, вспоминая о которой я до сих пор не могу удержаться от смеха… В конце вечера, когда мы оба уже собирались уходить, он очень тепло пожал мне руку и от души пригласил навестить его, чтобы поиграть музыку и потолковать о философии».

ОЛИМП

В древнегреческой мифологии: гора – обиталище богов. В переносном смысле олимп – вершина достижений

Никто не навсегда

Как вы, наверное, успели заметить, в жизни Ницше ничто не было неизменным (кроме, пожалуй, музыки) – и в конце концов между почитателем и кумиром все же произошел разрыв. Причина его, правда, была далека от музыки, но когда разрыв назрел, дало о себе знать и то, что человек такого интеллектуального масштаба не мог бесконечно оставаться в неравном положении «слуги величия» Вагнера, не терпевшего критического отношения к себе. И тут от Ницше досталось уже и музыке былого кумира – ее обаяние прошло, обернувшись своей противоположностью.

«Возносите сердца ваши, братья мои, выше, все выше! И не забывайте также и ног! Возносите также и ноги ваши, вы, хорошие танцоры, а еще лучше – стойте на голове!»

(«Так говорил Заратустра»)

Проявилась и ревность Ницше к почитанию Вагнера на родине, в Германии, где философа почти не ценили, в отличие от некоторых других стран, например Дании, где о его творчестве даже читали лекции.

Герман Брокгауз (1806–1877) – крупный немецкий востоковед и энциклопедист, муж сестры Р. Вагнера. Сын издателя Ф. А. Брокгауза, известного в России по «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона»

Ницше выступил с уничтожающим памфлетом «Казус Вагнер», где среди прочего были и такие слова: «Вагнер – художник декаданса… Я далек оттого, чтобы безмятежно созерцать, как этот декадент портит нам здоровье – и к тому же музыку! Человек ли вообще Вагнер? Не болезнь ли он скорее? Он делает больным все, к чему прикасается, – он сделал больною музыку».

«Мой способ возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее послать вслед глупости что-нибудь умное: таким образом, пожалуй, можно еще догнать ее»

(«Сумерки идолов»)

Музыкальное новаторство Вагнера Ницше объяснил просто неумением писать классически – убийственно несправедливый удар! Позднее, в письме фон Бюлову, обидевшись на нежелание последнего поставить в Берлине оперу друга и издателя Ницше П. Гаста «Венецианские львы», Ницше писал: «В своей жизни Вы разочаровывались почти в каждом; немало несчастий, в том числе и в моей жизни, идет отсюда… Наконец, Вы осмелились встать между Вагнером и Ницше! Когда я пишу это, мне стыдно ставить свое имя в таком соседстве. Итак, Вы даже не поняли, с каким отвращением я 10 лет назад отвернулся от Вагнера… Разве Вы не заметили, что я более 10 лет являюсь голосом совести для немецкой музыки, что я постоянно насаждал честность, истинный вкус, глубочайшую ненависть к отвратительной сексуальности вагнеровской музыки? Вы не поняли ни единого моего слова; ничто не поможет в этом, и мы должны внести ясность в наши отношения – в этом смысле „Казус Вагнер" для меня счастливый казус».

«Дорого искупается – быть бессмертным: за это умираешь не раз живьем»

(«Сумерки идолов»)

На этом дружба великих, естественно, закончилась. Но музыка осталась.

ПАМЯТЬ ТЕЛА

Это явление широко известно: ранее приобретенные физические навыки очень часто сохраняются даже при отсутствии практики и умственных расстройствах

«Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой – потому что он хотел бы потерять себя»

(«Так говорил Заратустра»)

Последний аккорд

К концу 1888 года Ницше отверг отношения с очень многими прежними друзьями. Болезнь и помешательство в начале следующего года удивительным образом практически не сказались на музыкальных увлечениях Ницше.

Рояль в психиатрической клинике не был просто элементом интерьера, а служил, видимо, инструментом музыкотерапии. Первые опыты в этой области известны еще с XII в. В XIX в. французский психиатр Жан Эскироль возобновил эти эксперименты, но расцвет метода пришелся на XX в.

Приехавший в психиатрическую больницу забирать Ницше его товарищ Ф. Овербек застал больного за роялем. Больничный доктор говорил матери Ницше, что просветление рассудка у того наступало, лишь когда он играл на рояле, стоявшем в общей комнате. Пациенты и персонал имели уникальную возможность слушать музыку – единственную не пораженную недугом часть его личности.

«Правдивым называю я того, кто идет в пустыни, где нет богов, и разбивает свое сердце, готовое поклониться»

(«Так говорил Заратустра»)

Что это было? Действительные просветления от давно известных целебных свойств музыки? Или проявления того, о чем говорят «руки помнят»? Трудно сказать. Но Ницше и музыка остались верны друг другу до конца. Последний раз Фридрих Ницше музицировал за несколько дней до смерти.


Ницше – студент-теолог (1864)


Фридрих Ричль (1806–1876) – филолог, преподаватель Ницше в Боннском и Лейпцигском университетах


Рихард Вагнер (1813–1883) – немецкий композитор, кумир Ницше в музыке и его друг (фото 1871 г.)


Фридрих Гёльдерлин (1770–1843) – немецкий поэт, оказавший значительное влияние на творчество Ницше

Карл Людвиг и Франциска Ницше, родители Фридриха


Фридрих Ницше (худ. Ганс Ольде, 1889)


* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты (Э. Л. Сирота, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -

Счастливое ли детство было у Шопенгауэра?

Артур родился в весьма обеспеченной семье, но родительской любви и внимания ему всегда недоставало. См. главу I

Сразу ли Шопенгауэр выбрал свой жизненный путь?

Отнюдь нет: по воле отца он долгое время учился коммерции и только после его смерти смог начать изучать философию. См. главу II

Коснулись ли Шопенгауэра
Великие исторические события его эпохи?

Лишь косвенно. Он видел вокруг много людских страданий от войны, но сам всячески избегал участия в ней, не считая себя патриотом. Однако увиденное отразилось на его взглядах и философии. См. главу III

Как складывались его отношения с семьей?

Непросто. Мать помогла ему выучиться на философа, но жила своей жизнью, почти не допуская в нее сына. А сестра желала бы быть к Артуру ближе, но он держал ее на расстоянии, хотя стремился помогать ей и матери. См. главы II, IV, IX

На что жил Шопенгауэр?

В основном на отцовское наследство, т. к. преподавал он в университете лишь несколько лет, а его книги продавались плохо. См. главы V, VII–IX

В чем оригинальность и новаторство философии Шопенгауэра?

В целостном видении картины мира с человеческим восприятием в центре, в критическом развитии идей Канта, в заметном влиянии индийских учений. См. главы V, X

Что такое воля, по Шопенгауэру?

Место воли в познавательном процессе у Шопенгауэра можно понять по-разному. Это и некая сторонняя сила, которую человек не способен преодолеть, и то, что вмешивается в познавательный процесс в его эмпирической составляющей. Из концепции воли у Шопенгауэра Ницше вывел свою знаменитую «волю к власти». См. главу V

Был ли Шопенгауэр популярен?

Всю свою жизнь Шопенгауэр был почти неизвестен широкой публике. Главный труд его жизни «Мир как воля и представление» при выходе из печати остался почти незамеченным. Лишь на склоне лет к философу стало приходить признание. См. главы V, IX

Как сложилась личная жизнь Шопенгауэра?

Почти никак: романы были редкими и скоротечными, несколько раз он делал скоропалительные предложения и был отвергнут избранницами, а главная возлюбленная ему постоянно изменяла. Он так и остался старым холостяком. См. главу VI

Что сделал Шопенгауэр для философии?

Едва ли не одним из первых он представил целостную картину мира с человеком в центре. В известном смысле именно благодаря Шопенгауэру философия стала обращать на человека все больше и больше внимания. См. главу X

Прозрачная глубина веков

Время для подавляющего большинства людей имеет свойство сжиматься по мере удаления от настоящего момента. Прошлогодняя турпоездка на модный курорт – как это было давно! Культура прошлого десятилетия – это почти ретро и уж точно не современность. Между двумя мировыми войнами было около двадцати лет относительного мира – это мы еще помним, хотя уже можем спутать 1 августа и 1 сентября 1914 и 1939 годов.

Но вот Алексей Михайлович и Иван Калита для нас – почти современники, несмотря на разделяющие их два столетия. А уж первые Рюрики, древние греки и римляне, фараоны и шумеры – вообще что-то однородное, сваленное в нашей памяти в одну большую историческую кучу под названием «при царе Горохе». Столетия спрессовались.

А. Шопенгауэр (фото 1845 года)


Такое субъективное ощущение складывается у нас еще и потому, что мы не видим связи времен, не чувствуем, как былые события влияют на наше настоящее. Полные текущих забот, наши быстротечные дни не дают нам вглядеться во время. Но стоит нам только потянуть за ниточку причин нынешних явлений, как мы заметим с изумлением, что она все никак не обрывается, разматывая и распутывая бесконечный клубок веков.

Более того, эта ниточка сплетается со многими другими, ей подобными.

Какой-нибудь современный мыслитель когда-то был очарован экзистенциалистами, те, в свою очередь, в свое время начитались ставшего сверхпопулярным после смерти Фридриха Ницше, а сам он так же в молодости испытал потрясение от знакомства с философией Артура Шопенгауэра, не написавшего бы и половины своих трудов без влияния учения Иммануила Канта, изучившего в обязательном порядке Сократа, Платона, Аристотеля… И лишь попробовав, даже поверхностно, изучить эту цепочку, мы, подобно ныряльщикам, начинаем видеть не только отблески солнца на глади моря, но и прозрачные глубины. И как в океане – эти глубины постепенно теряют прозрачность, становясь почти невидимыми на рубеже появления письменности.


ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. ШОПЕНГАУЭРА

«О четверояком корне закона достаточного основания» (1813)

«О зрении и цветах» (1816)

«Мир как воля и представление» (1819)

«О воле в природе» (1836)

«О свободе воли» (1839)

«Об основе морали» (1840)

«Две основные проблемы этики» (1841)

«Parerga und Paralipomena» (1841, 1851)

«Новые Paralipomena» (1860)


Но нам сейчас легче: тот, о ком эта книжка, отделен от нас совсем небольшим слоем океана истории – в пределах пары веков. Многие наблюдения и мысли Артура Шопенгауэра мы вполне сочтем современными и актуальными, хотя и порой весьма экстравагантными. Более того, очень вероятно, что нас посетит ощущение того, что он сформулировал за нас некоторые наши смутные несистематизированные умопостроения. Так бывает – наши мысли другой выражает лучше нас самих. Правда, в случае с Шопенгауэром это вряд ли добавит нам розовой краски в восприятие действительности, но ведь и реальность, увы, отнюдь не рождественская пастораль.

«Проповедовать мораль легко, а обосновывать ее – трудно»

Зато нам станут понятны многие отсылки к такой философии, щедро разбросанные в работах последующих исследователей мироустройства. Шопенгауэра часто и охотно цитируют где надо и где не надо – нам это станет ближе и понятнее. И уж, конечно, который раз придется повторить прописную истину: понимание произведения почти невозможно без понимания его автора. Для этого и пишутся разнообразные биографии – от сложных и вполне научных до простых и общеознакомительных, как та, что сейчас перед вами.

Глава I
Рожденный в вольном городе

У каждой семьи имеется своя маленькая история. Ее передают из поколения в поколение – где словами бабушкиных рассказов, а где фамильными преданиями. Самые интересные моменты остаются в памяти долго – не стираются, а наоборот, порой обрастают новыми подробностями до такой степени, что отличить правду от легенды становится невозможно. Когда дело касается знаменитых личностей, такая ситуация становится проклятием биографов, но зато добавляет занимательности для читателей биографии.

Родословная философа

В семье Шопенгауэров тоже, естественно, было что передавать из уст в уста. Считалось, что дед его родом из Голландии: за дочкой посла этой страны устремился он к месту службы ее отца в вольный город Данциг, женился на ней и осел там. По другой версии, в Данциг он приехал в юности по другим причинам и с будущей женой познакомился уже там. Так или иначе доказательств нет, и это не стоило бы внимания, если бы не трепетное отношение юного Артура Шопенгауэра к этой истории: ему льстило косвенное «родство» с жившими в Голландии великими мыслителями Б. Спинозой и Р. Декартом.


Дом в Данциге, где в 1788 году родился Шопенгауэр


Более правдоподобно выглядит утверждение, что предки философа были данцигскими землевладельцами и даже почетными гражданами города, а один из них имел честь принимать у себя на ночлег русского царя Петра Первого с царицей.

Отец Артура Генрих Флорис Шопенгауэр (1747–1805) был данцигским оптовым купцом, весьма успешным и даже пожалованным титулом надворного советника польского короля – гофрата. Впрочем, ценность этого звания была для Генриха Шопенгауэра малозначительной: во-первых, вольный город Данциг – не Польша, а во-вторых, он придерживался буржуазно-республиканских воззрений и достоинство дворянства воспринимал скептически.

ДАНЦИГ

Город в нынешней Польше (Гданьск). Известен с X века, с XIV века входил в Ганзейский союз

Мать Артура Иоганна Генриетта Трозинер (1766–1838) также имела бюргерское происхождение. Ее брак с Генрихом вряд ли основывался на любви – скорее на расчете, ибо жених был весьма обеспечен, а невеста хороша всем, кроме приданого. В противоположность строгому, мрачно-властному и в то же время меланхоличному мужу она обладала живым и веселым характером, имела романтические настроения и не была чужда литературным поползновениям, позже вылившимся в написание нежных романов о несчастной любви. Эти качества как-то сочетались в ней с холодностью и даже некоторой черствостью, так что счастье в дом Шопенгауэров, скорее всего, лишь заглядывало через окошко.

«Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством»

Впрочем, трагичным этот брак тоже не стоит называть, ибо у каждого находились свои радости, иногда даже совместные, как путешествие в Англию незадолго до рождения Артура.

Эта затея не была спонтанной. Генрих желал не просто вывезти жену в интересную поездку, но и имел свой дальний расчет. Видя в Англии того времени своего рода образец государственного и общественного устройства, он хотел если не стать английским гражданином, то хотя бы сделать таковым будущего сына. Для этого, то есть для рождения его в Англии, и было затеяно путешествие на берега Туманного Альбиона.

ВОЛЬНЫЙ ГОРОД (ПОРТО-ФРАНКО)

Город-государство. Распространенная в Европе со Cредних веков форма государственной организации, при которой город не входил в какую-либо страну и имел самоуправление

Но недолгое пребывание там неведомым образом повлияло на Генриха так, что он впал в беспричинную тревожность и в таком состоянии внезапно пошел навстречу ранее безжалостно отвергавшимся просьбам жены рожать дома, в кругу родных. Исследователи исписали немало бумаги, пытаясь объяснить, чем же столь желанная Англия так сказалась на отце Артура. Представить, что он просто смягчился, можно, лишь предавшись вольной фантазии. Необустроенность в житейском смысле – тоже не похоже на правду, ибо ориентация на переселение в Англию была давней и продуманной, а посему бытовые сложности никак не могли быть неожиданными.


Бенедикт (Барух) Спиноза (1632–1677) – нидерландский философ-рационалист, натуралист


Замкнутый вне деловой сферы Генрих Шопенгауэр раздражался от растущего внимания к его жене в успешно складывавшейся у нее в Англии светской жизни и даже ревновал – такой взгляд можно встретить, но как объяснение он слабоват: муж мог просто приказать Иоганне оставаться дома, тем более что повод наисерьезнейший – беременность. И на фоне этих версий как минимум не хуже выглядит еще одна, указывающая на психическое отклонение, обострившееся по каким-то причинам у Генриха в этот период. В его роду были душевнобольные – еще один аргумент в пользу последнего варианта объяснения решения о возвращении в Данциг в весьма неблагоприятных условиях срока беременности жены и погоды, не лучшей для путешествия через Ла-Манш и далее.

Домашний сирота

И в последние дни 1787 года чета Шопенгауэров вернулась в Данциг. А 22 февраля 1788 года на свет появился их первенец Артур. От «английского проекта» его отца ему досталось лишь имя, выбранное заранее как одинаково звучащее в немецком и английском языках.

«Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести»

Материнство оказалось вовсе не таким радостным и увлекательным, каким казалось прежде, и Иоганна Шопенгауэр постепенно стала им тяготиться. Сидеть дома, видеть мужа не чаще раза в неделю, возиться с беспомощным младенцем – все это было ей совсем не интересно. Маленький Артур получал от матери лишь обязательный минимум заботы, в который, конечно, не входили тепло и ласка.

С отцом отношения вообще начались лишь тогда, когда ребенок достиг примерно семилетнего возраста. По мнению Генриха, только где-то с этого времени имело смысл заниматься воспитанием, так как слишком маленькие дети еще не готовы к сознательному восприятию опыта взрослых. Таким образом, раннее детство, когда закладываются основы личности человека, у Артура прошло без любви и внимания, что не могло не наложить отпечаток на его личность, характер, мировосприятие. Те, к кому маленький человек тянется, те, от кого только он ждет внимания, оказываются холодными и отстраненными. А ведь родители на этом этапе – это и есть весь мир. И мир этот предстал перед Артуром лишенным радости и, следовательно, всякого смысла.


Рене Декарт (1596–1650) – французский математик и философ, основатель рационализма


Феномен брошенного ребенка при живых и здоровых родителях – вот основа будущего барьера в отношениях с человечеством, страха и отторжения общения с людьми. К такому выводу приходят многие исследователи жизни и творчества Артура Шопенгауэра, и с ними трудно спорить.

И вот ведь что примечательно: он не был ненужным своим родителям. Отец думал о его развитии и судьбе, желал ему успеха на им же выбранной торговой стезе, в будущем принимал активное участие в становлении сына. Да и мать не стала ему посторонним человеком и даже поддерживала его в поворотные моменты жизни. Но это было много позже, не в раннем детстве.

Жизнь в Гамбурге

В 1793 году по причинам, о которых написано в отдельной главе, семья Шопенгауэров навсегда покинула Данциг и перебралась в Гамбург. Он тоже был вольным торговым городом Ганзейского союза, и дела Генриха Шопенгауэра здесь пошли весьма успешно. Это позволило ему довольно быстро стать частью городской элиты, что открыло для него двери многих лучших домов города и в свою очередь сделало дом Шопенгауэров гостеприимным светским салоном.

ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН

Одно из иносказательных названий Великобритании

На этом поприще прекрасно нашла себя Иоганна Шопенгауэр – общество образованных и культурных людей с беседами об искусстве и прочих высоких материях было той средой, где она себя великолепно чувствовала. Муж, сам по себе не любивший шумное общество неделовых людей, тем не менее не препятствовал всему этому, резонно полагая, что подобная репутация дома идет на пользу деловой и общественной значимости его хозяина. Художники, поэты, литераторы и просто ценители изящного, казалось бы, вполне могли создать атмосферу, благотворно влиявшую на развитие и интересы ребенка. Но Артур оставался в стороне: отец занят делами, а мать ведет светскую жизнь, вспоминая о сыне не больше, чем о прислуге.

ГАМБУРГ

Крупный северогерманский город, расположен в устье реки Эльбы, основан в 808 году, входил в Ганзейский союз

Нет, мальчик не предоставлен сам себе – о нем заботятся няньки, но для них это работа, а ее не всегда делают с любовью. Он сыт, одет, чему-то научен, но по-прежнему видит родителей проходящими мимо него.

Ссылка в детство

В 1797 году рождается сестра Артура Адель. Только было начавшееся какое-никакое общение с отцом после этого события приобретает форму воспитательного изгнания. Отец, твердо намереваясь как можно раньше приобщить сына к торговому делу, отправляет девятилетнего Артура во Францию, в Гавр, к своему приятелю и компаньону по имени Грегуар де Блезимар «на проживание и обучение». Зачем надо было отсылать сына, с которым совсем недавно началось наконец-таки сознательное общение, в другую страну, подальше от дома? Причины неизвестны, о них можно только догадываться. Вряд ли мать Артура так увлеклась новым материнством, что он стал помехой – это явно не ее жизненное призвание. Чем мог помешать мальчик, на которого и до этого не больно-то обращали внимание? Неясно.

«Жизнь есть то, чего не должно бы быть, – зло, и переход в ничто есть единственное благо жизни»

Возможно, такое поведение Иоганны объясняется известным многим женщинам феноменом первого ребенка от нелюбимого мужа – невольное отторжение в такой ситуации не редкость. А за годы совместной жизни «стерпелось-слюбилось», и второй ребенок более желанен… Трудно сказать. Но при всем этом для Артура это изгнание обернулось внезапным обретением некоего подобия счастливого детства.

ГАВР

Город-порт во французской Нормандии на побережье Атлантического океана, основан в 1517 году

Семья де Блезимар оказалась приветливой и гостеприимной. К Артуру относились как к родному, со всей родительской любовью. У них был свой ребенок Антим, ровесник Артура. Ребята подружились, и эти отношения детством не ограничились. Попутно Артур прекрасно овладел французским языком – настолько, что сбивался на него с родного немецкого.

«Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь, вторая – от споров и ссор»

Позднее Шопенгауэр отзывался об этом периоде как о самом счастливом времени детства – не у родителей, а у чужих людей! Парадокс, далеко не последний в его жизни.

БРЕМЕН

Город на севере Германии, основан в 787 году Карлом Великим

Возвращение через два года в Гамбург принесло интересные перемены. От почти полного игнорирования отец перешел к властному вмешательству в определение судьбы сына. Желая видеть в нем продолжателя своего дела и никак иначе, Генрих Шопенгауэр определил сына в престижную коммерческую школу доктора Й. Рунге, где давалось очень неплохое базовое образование с торгово-коммерческим уклоном. Сам Шопенгауэр отзывался об этом заведении вполне уважительно: там изучался широкий круг дисциплин, не ограниченный лишь прикладными коммерческими науками, хотя и без сугубо гуманитарной всесторонности, свойственной учебным заведениям гимназического типа.

РОТТЕРДАМ

Город в Голландии, крупнейший мировой порт, основан в 1340 году на месте рыбацкой деревни

А вот ее-то как раз и хотелось юному Артуру. Он много читал самой разнообразной литературы, интересовался философией, древними языками.

По свидетельству его приятелей той поры Карла Годфруа и Лоренца Майера, Артур мало интересовался светскими молодежными развлечениями – балы не были его любимым времяпрепровождением, как у остальных ребят. Книги его волновали больше, чем юные барышни и вообще компания сверстников. Тут сказывались и уже тогда немного нелюдимый характер, и полнота, и просто иной круг интересов и увлечений.

Первый выбор

Необходимость делать выбор способствует взрослению – эту истину человечество усвоило очень давно. И все же не так уж часто бывает, когда в воспитательных целях юношу ставят перед необходимостью выбора намеренно. Но именно так поступил отец Артура. Вряд ли он руководствовался мелкими отцовскими амбициями, хотя это и не исключено.

«Оскорбление – это клевета в сокращенном виде»

К моменту окончания школы Рунге Артур все настойчивей заявлял о своем нежелании заниматься торговлей и стремлении к гуманитарному, духовному развитию и образованию. Отец же по обыкновению все решил заранее, и после школы сын должен был пойти «на практику», говоря современным языком: стать учеником и одновременно мелким служащим у знатного коммерсанта и сенатора Гамбурга Мартина Иениша, дабы на деле окончательно освоить профессию коммерсанта. Назревал конфликт, но разрешился он, не начавшись, и весьма оригинальным образом. Отец предложил Артуру сделать выбор: или ему оплачивают очень недешевое продолжение образования, или берут с собой в путешествие по Европе с обещанием, однако, после него поступить на службу к Иенишу.

АМСТЕРДАМ

С 1814 года столица Нидерландов, крупнейший город страны, известен с 1275 года. От моря, с которым находится на одном уровне, огражден дамбой

Такие моменты – вехи жизни, и Артур, видимо, это уже понимал. Выбрав путешествие сейчас и нежеланную работу потом, он исходил не из тяги к сиюминутной радости, а из познавательной ценности путешествия. Мысли же об образовании он не отставил, а отложил до поры до времени. Вполне рациональный выбор, тем более для пятнадцатилетнего человека.

Путешествие по Европе

Семья Шопенгауэров (без Адели, оставшейся у родни) провела в поездке по Европе пятнадцать месяцев. За это время они побывали в Бремене, Роттердаме, Амстердаме, Лондоне, Париже, Альпах, Вене и многих других местах. Везде было на что обратить внимание. Английская монаршая чета на прогулке, Наполеон в парижском театре и на параде, «Свинцовая келья» в Бремене с неразложившимися останками, австрийский император, подавляющая высотой готическая соборная архитектура, подчеркивающая ничтожность человека и его устремлений, совершенство альпийской природы, высшая осмысленность которой так контрастирует с людской сутолокой…

«Самая дешевая гордость – это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется кроме него еще многими миллионами людей»

И еще – люди, много разных людей. Солдаты на параде и на дорогах воюющей Европы, слепая женщина, просящая у никогда не виденного ею мира подаяние, каторжники у стен Тулонской крепости, монархи и простолюдины. Наблюдая их вокруг себя, Артур ощущал, как все они не властны над собой, ведомы сторонней силой и не способны ничего изменить в своей судьбе, даже имея силу и власть. Всем правит некая высшая воля, и люди – рабы ее.

«СВИНЦОВАЯ КЕЛЬЯ» В БРЕМЕНЕ

Усыпальница, где из-за использования свинца в отделке процессы разложения тел резко замедляются

Забавная деталь: в какой-то лавочке Артур облюбовал статуэтку Будды, чья философия будет ему близка всю жизнь, а фигурка останется с ним до последнего дня. У Будды закрыты глаза – он отрешен от несовершенного мира и погружен в себя. Артур Шопенгауэр последует его примеру, но не в точности: он созерцает и анализирует окружающий мир, но не стремится активно вмешиваться в его события.

Астрономия - наука наблюдательных, и если вы просто разглядываете светящиеся точки в небе, пытаясь объединить их в созвездия, вы уже занимаетесь астрономией. Эта книга знакомит читателя с основами одной из древнейших наук и помогает легко сориентироваться в базовых понятиях астрономии, узнать о происхождении Вселенной, открытиях великих астрономов, разобраться в многообразии небесных объектов. Издание призвано рассказать простым языком о весьма многогранной и таинственной науке, восполнить возможные пробелы в знаниях и побудить читателя на более глубокое изучение предмета.

СКОЛЬКО ЗВЕЗД НА НЕБЕ?
У многих наблюдателей небесной сферы в голове появляется вопрос: сколько же звезд на небе? Если ночь достаточно темная, а наблюдение происходит вдали от ярко освещенных городов, то возникает впечатление, что количество звезд исчисляется миллионами. На самом деле, невооруженным глазом можно увидеть всего несколько тысяч звезд, в среднем 2-3 тысячи. Вооружившись самым простым телескопом, можно увеличить количество видимых звездных объектов на порядок, до нескольких десятков тысяч. Мощные современные приборы позволяют увидеть гораздо больше: мириады галактик, в каждой из которых находится бесконечное количество звезд. Так сколько же звезд во Вселенной на самом деле? Ответить на этот вопрос, даже располагая новейшими технологиями, не так просто.

Звезды распределены по Вселенной неравномерно, они объединяются в галактики. Например, наше Солнце находится в галактике Млечный Путь, и кроме него в ней насчитывают, по разным оценкам, от 100 миллиардов до 1 триллиона звезд. А таких галактик только в видимой нам части Вселенной около триллиона. То есть по очень приблизительным подсчетам на небе триллион триллионов звезд. Конечно, эта цифра неточна, ведь еще пару десятков лет назад астрономы считали, что во Вселенной около 50 миллиардов галактик. Но огромный телескоп, запущенный на орбиту Земли, изменил эту цифру на порядки. Астрономия - быстро развивающаяся наука, и неизвестно, какие открытия ждут нас в ближайшем будущем и насколько они изменят наши представления о Вселенной.

Чтобы почувствовать себя астрономом, совсем не обязательно смотреть в мощный телескоп. Даже глядя на небо невооруженным взглядом, можно увидеть много интересного. Астрономия - наука наблюдательных, и если вы просто разглядываете светящиеся точки в небе, пытаясь объединить их в созвездия, вы уже занимаетесь астрономией.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава I. Все мы немножко астрономы
Глава II. От плоской Земли до бесконечной Вселенной
Глава III. Звездные карты: как найти объект на небе
Глава IV. Солнце движется по кругу: календарь и зодиак
Глава V. Светящаяся точка: звезда или планета?
Глава VI. Год- это расстояние, а класс - это яркость
Глава VII. Непрерывное движение и вечное притяжение
Глава VIII. С чего все началось: теория Большого взрыва
Глава IX. Звезда по имени Солнце
Глава X. Земля: уникальная и одна из многих
Глава XI. Две стороны Луны
Глава XII. Наши ближайшие соседи: Меркурий, Венера, Марс
Глава XIII. Горячие газовые гиганты: Юпитер и Сатурн
Глава XIV. На окраине Солнечной системы: Уран, Нептун и Плутон
Глава XV. Надо ли бояться астероидов?
Глава XVI. «Падающие звезды»: метеоры, метеориты, кометы
Глава XVII. Красные гиганты, белые карлики, пульсары и другие звездные обитатели Вселенной
Глава XVIII. Видимые и невидимые галактики
Глава XIX. Млечный Путь- наш дом во Вселенной
Глава XX. Их не увидеть в телескоп: черные дыры
Глава XXI. Квазары: космические батарейки
Глава XXII. Где-то густо, а где-то пусто: скопления галактик и космические пустоты
Глава XXIII. Галактический клей, или темная материя
Глава XXIV. Охота на инопланетян: есть ли жизнь на других планетах
Глава XXV. Николай Коперник: Земля вращается вокруг Солнца
Глава XXVI. Тихо Браге: практическая астрономия
Глава XXVII. Галилео Галилей: «И все-таки она вертится!»
Глава XXVIII. Исаак Ньютон: основы небесной механики
Глава XXIX. Эдмунд Галлей: движение звезд и комет
Глава XXX. Шарль Мессье: автор каталога звездных объектов
Глава XXXI. Уильям Гершель: первооткрыватель Урана и инфракрасного излучения
Глава XXXII. Альберт Эйнштейн: теория относительности
Глава XXXIII. Стивен Хокинг: законы существования черных дыр
Литература и другие источники.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Астрономия, Для тех, кто хочет все успеть, Сердцева Н., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.