Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона. Эпигенетическая теория развития личности эриксона

Эрик Эриксон, ученик Фрейда, на базе теории Фрейда о фазах психосексуального развития создал новую теорию – психосоциального развития. Она включает восемь стадий развития «Я», на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде (Эриксон, 1996). Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во времена Фрейда, в конце XIX века. В первую очередь теория Эриксона отличается от теории Фрейда следующим:

8 стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости. Для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи.

В отличие от пансексуальной теории Фрейда развитие человека, по Эриксону, складывается из трех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

Основной закон развития, по Эриксону, – это «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса.

Этапы развития психики по Эриксону:

1. Орально‑сенсорная. Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.

Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он не испытывает долгого недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.

2. Мышечно‑анальная. Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст – второй‑третий годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли.

На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.


Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.

3. Локомоторно‑генитальная. Стадия инфантильной генитальности, соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст – дошкольный, 4–5 лет. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.

К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.

От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры.

На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. Именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.



4. Латентная. Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст – 6–11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: систематичность и компетентность.

Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии, о чем и говорит ее название – латентная. Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как устроены вещи, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.

Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.

Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно «баловство» и «пачкотню», это способствует выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности.

5. Подростковый возраст и ранняя юность. Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему «любви и ревности» к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли человек предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст – 12–18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.

Главное затруднение на этой стадии – спутанность идентификации, неспособность опознать свое «Я». Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на идентификацию, т. е. на осознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

6. Ранняя взрослость. Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни, от конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже не называет возрастные границы. Задача этапа: близость против изоляции. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь.

К началу этой стадии человек уже опознал свое «Я» и включился в трудовую деятельность.

Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и в товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно сексуальное влечение, но и дружба. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле.

Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из‑за страха утратить Эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости, его ожидает одиночество, ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные ему безразличны. И, только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Это объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.

7. Взрослость. Эту и последующую стадию классический психоанализ уже не рассматривает, он охватывает только период взросления. Возраст: зрелый. Задача этапа: генеративность против стагнации. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота.

Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.

Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.

Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.

Генеративность, центральный момент этой стадии, – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, хотя существуют отдельные лица, которые из‑за жизненных неудач или особой одаренности в других областях не направляют этот интерес на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития.

8. Зрелость. Возраст: пенсионный. Задача этапа: целостность против отчаяния. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: она не воспринимается как естественное и неизбежное завершение жизненного цикла. Отчаяние выражает сознание того, что осталось мало времени, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.

Название теории происходит от гречеих слов: «epi» - над, сверх, после и «genesis», что означает происхождение.

Согласно модели Эрика Эриксона , человеческое существование зависит от трёх взаимосвязанных процессов: биологического, психического и общественного.

«Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.

Решение задачи, согласно Э. Эриксону , зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живёт. В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные качества личности.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения.

Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.

Задача «игрового» (дошкольного) возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

В период обучения в школе встаёт новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного «Я» […]

Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.

При воспитании ребёнка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, Кризисы, по Э. Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера, М., «Пер’сэ», 2005 г., с. 45-46.

Эпигенетическая теория Эриксона представляет собой восьмиэтапную концепцию, которая описывает, как личность развивается и изменяется на протяжении всей жизни. Это совокупность взглядов, объясняющих природу формирования индивида с момента его зачатия и вплоть до старости. Она повлияла на понимание того, как дети развиваются в детстве и в дальнейшей жизни.

По мере того как каждый человек продвигается в социальной среде, от младенчества до смерти, он сталкивается с различными проблемами, которые бывают преодолены или могут привести к трудностям. Хотя каждый этап основывается на опыте более ранних стадий, Эриксон не верил, что овладение каждым периодом необходимо для того, чтобы перейти к следующему. Как и другие теоретики подобных идей, ученый полагал, что эти ступени произошли в предопределенном порядке. Такое действие стало известно, как эпигенетический принцип.

Схожие принципы

Эпигенетическая теория Эриксона имеет некоторые сходства с работой Фрейда о психосексуальной стадии, но с некоторыми ключевыми отличиями. Его учитель сосредоточился на влиянии Ид (Оно). Фрейд полагал, что личность во многом сформировалась к тому моменту, когда ребенку исполнилось пять лет, в то время как личность Эриксона охватывает всю продолжительность жизни.

Другое важное отличие состоит в том, что, хотя Фрейд подчеркивал важность детских переживаний и бессознательных желаний, его последователь уделял больше внимания роли социальных и культурных влияний.

Разбор частей теории

Есть три ключевых компонента эпигенетической теории Эриксона:

  1. Эго-идентичность. Постоянно меняющееся чувство себя, которое возникает благодаря социальным взаимодействиям и опыту.
  2. Сила эго. Это развивается, когда люди успешно справляются с каждой стадией развития.
  3. Конфликт. На каждом этапе формирования люди сталкиваются с каким-то типом разногласий, который служит поворотным моментом в процессе последовательного продвижения.

Этап 1: доверие против недоверия

Мир безопасен и предсказуем, опасен и хаотичен. В эпигенетической теории Эриксона указано, что первая стадия психосоциального развития была сосредоточена на ответах, на эти важные вопросы.

Младенец входит в мир совершенно беспомощным и зависимым от попечителей. Эриксон считал, что в течение этих первых двух критических лет жизни важно, чтобы кроха узнал, что родителям (опекунам) можно доверять в удовлетворении всех потребностей. Когда о ребенке заботятся и его или ее нужды обеспечиваются должным образом, он развивает чувство, что миру можно доверять.

Что происходит, если малышом пренебрегают или его, или ее потребности не удовлетворяются с какой-либо реальной последовательностью. При таком сценарии у него может развиться чувство недоверия к миру. Он может ощущаться как непредсказуемое место, и люди, которые должны любить и заботиться о ребенке, не могут быть надежными.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии доверия и недоверия:

  1. Если этот этап завершен успешно, ребенок появится с добродетелью надежды.
  2. Даже когда возникают проблемы, человек с таким качеством будет чувствовать, что он может обратиться к любимым за поддержкой и заботой.
  3. Те, кто не сможет обрести эту добродетель, будут испытывать страх. Когда возникает кризис, они могут чувствовать себя безнадежно, тревожно и неуверенно.

Этап 2: автономия против стыда и сомнения

Согласно следующему утверждению в эпигенетической теории Э. Эриксона, по мере того как младенцы вступают в детские годы, они становятся все более независимыми. Не только начинают ходить самостоятельно, но и осваивают процессы выполнения ряда действий. Дети часто хотят делать больше выбора в отношении вещей, которые влияют на их жизнь, отдают предпочтение каким-либо продуктам и видам одежды.

Эти действия не только играют важную роль в становлении более независимым человеком, они также помогают определить, развивают ли личности чувство автономии или сомнения в отношении своих способностей. Те, кто успешно пройдут этот этап психосоциального формирования, проявят силу воли или чувство в том, что они могут предпринять значимые действия, которые повлияют на происходящее с ними.

Дети, которые развивают эту автономию, будут чувствовать себя уверенно и комфортно в внутри себя. Воспитатели могут помочь малышам добиться успеха на этой стадии, поощряя выбор, позволяя им принимать решения и поддерживая эту возросшую независимость.

Какие действия могут привести к неудаче на этой ступени, вопрос интересный. Родители, которые слишком критичны, которые не позволяют своим детям делать выбор, или которые слишком контролируют, могут способствовать стыду и сомнению. Индивиды, как правило, выходят из этой стадии без чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах, они могут стать чрезмерно зависимыми от других.

Некоторые важные вещи, которые нужно помнить о этапах автономии и стыда, и сомнения:

  1. Этот период помогает установить курс для дальнейшего развития.
  2. У детей, которые преуспеют в это время взросления, будет большее чувство собственной независимости.
  3. Те, которые ведут усиленную борьбу, могут чувствовать стыд за свои усердие и способности.

Этап 3: инициатива против вины

Третья стадия эпигенетической теории Э. Эриксона связана с развитием у детей чувства инициативности. С этого момента сверстники становятся более важными, так как маленькие личности начинают больше общаться с ними в их окрестностях или в классе. Дети начинают больше притворяться, что играют в игры и общаются, часто придумывая забавы и планируя занятия с подобными себе.

На этом этапе эпигенетической теории развития Эриксона для личности важно выносить суждения и планировать свои действия. Дети также начинают отстаивать больше власти и контроля над окружающим их миром. В этот период родители и опекуны должны побуждать их исследовать, а также принимать соответствующие решения.

Важные моменты об инициативе против чувства вины:

  1. Дети, которые успешно справляются с этой стадией, проявляют инициативу, а те, кто этого не делает, могут испытывать чувство вины.
  2. Добродетель в центре этой ступени — цель, или чувство, что они имеют контроль и власть над некоторыми вещами в мире.

Этап 4: окружение против неполноценности

В школьные годы до подросткового возраста дети вступают в психосоциальную стадию, которую Эриксон в эпигенетической теории развития называет «окружение против неполноценности». В это время они сосредоточены на развитии чувства компетентности. Не удивительно, что школа играет важную роль на этом этапе развития.

По мере взросления дети приобретают способность решать все более сложные задачи. Они также заинтересованы в том, чтобы стать искусными и опытными в различных делах, у них раскрываются склонности в изучении новых навыков и решении задач. В идеале дети получат поддержку и похвалу за выполнение различных занятий, таких как рисование, чтение и письмо. Получая это позитивное внимание и подкрепление, подрастающие личности начинают формировать уверенность в себе, необходимую для достижения успеха.

Так что же происходит, если дети не получают похвалы и внимания от других за освоение чего- то нового, вопрос очевидный. Эриксон в эпигенетической теории личности считал, что неспособность овладеть этой стадией развития в итоге приведет к чувству неполноценности и неуверенности в собственных силах. Основная добродетель, возникающая в результате успешного завершения этой психосоциальной ступени, известна как компетентность.

Основы психосоциального развития в зависимости от отрасли:

  1. Поддержка и поощрение детей помогает им осваивать новые навыки, приобретая при этом чувство компетентности.
  2. У детей, которые борются на этом этапе, могут возникнуть проблемы с уверенностью в себе, когда они станут старше.

Этап 5: идентичность и ролевая путаница

Любой, кто ясно помнит бурные подростковые годы, может, вероятно, сразу понять стадию эпигенетической теории личности Эриксона в противовес роли и текущим событиям. На этом этапе подростки начинают изучать основной вопрос: «Кто я?». Они сосредоточены на изучении чувства себя, выяснения того, во что они верят, кто они и кем хотят стать.

В эпигенетической теории развития Эриксон выразил свое мнение в том, что формирование личной идентичности является одним из важнейших этапов жизни. Прогресс в ощущении себя служит своего рода компасом, который помогает направлять каждого человека на протяжении всей его или ее жизни. Что же нужно, чтобы развить хорошую индивидуальность, вопрос, который беспокоит многих. Требуется способность исследовать, которую нужно подпитывать поддержкой и любовью. Дети часто проходят разные фазы и исследуют различные способы самовыражения.

Важное в стадии идентичности и путаницы:

  1. Те, кому позволено пройти это личное исследование и успешно овладеть этой стадией, появляются с сильным чувством независимости, личного участия и ощущением себя.
  2. Кто не в состоянии завершить эту ступень формирования, часто вступают во взрослую жизнь, смущенные тем - кто они на самом деле и чего они хотят от себя.

Основная добродетель, которая появляется после успешного завершения этой стадии, известна как верность.

Этап 6: близость против изоляции

Любовь и романтика являются одними из главных забот многих молодых людей, поэтому неудивительно, что шестая стадия эпигенетической теория личности Э. Эриксона сосредоточена именно на этой теме. Такой период начинается примерно с 18 и 19 лет и продолжается до 40 лет. Центральная тема этой стадии сосредоточена на формировании любовных, длительных и поддерживающих отношений с другими людьми. Эриксон полагал, что чувство самостоятельности, которое установилось на этапе смешения идентичности и роли, играет жизненно важное значение в способности устанавливать крепкие и любящие отношения.

Успех в этот период развития приводит к прочным связям с другими, в то время как неудача может привести к чувству изоляции и одиночества.

Основная добродетель на этой стадии в эпигенетической теории личности Э. Эриксона — это любовь.

Этап 7: производительность против стагнации

Более поздние годы взрослой жизни отмечены необходимостью создать что-то, что будет продолжаться и после ухода человека. По сути, люди начинают чувствовать необходимость оставить какой-то прочный след в мире. Это может включать воспитание детей, заботу о других или оказание какого-либо положительного воздействия на общество. Карьера, семья, церковные группы, социальные организации и другие вещи могут способствовать чувству выполненного долга и гордости.

Важные моменты, которые следует помнить в эпигенетической направленности теории Эриксона:

  1. Те, кто овладевают этой стадией развития, представляют себя с чувством, что они оказали значительное и ценное влияние на окружающий их мир и развивают основную добродетель, которую Эриксон называл заботой.
  2. Люди, которые не справляются с этой задачей эффективно, могут чувствовать себя не вовлеченными, непродуктивными и даже отрезанными от мира.

Этап 8: честность против отчаяния

Финальную ступень эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона кратко можно описать в нескольких ключевых моментах. Длится она примерно с 65 лет и до конца жизни человека. Это, может быть, последний его этап, но все же важный. Именно в это время люди начинают размышлять о том, как они прошли свой жизненный путь, большинство из них спрашивают себя: «А хорошую ли жизнь прожил я?» Личности, которые вспоминают о важных событиях с гордостью и достоинством, будут чувствовать себя удовлетворенными, в то время как те, кто смотрит назад с сожалением испытают горечь или даже отчаяние.

Основные моменты в стадии психосоциального развития в духе целостности и отчаяния:

  1. Люди, успешно прошедшие последнюю стадию жизни, являют себя с чувством мудрости и понимают, что прожили достойную и значимую жизнь, даже несмотря на то, что им придется столкнуться со смертью.
  2. Те, кто растратил годы впустую, и они лишены смысла, будут испытывать грусть, гнев и сожаление.

Описание значения

Психосоциальная теория Эриксона широко и высоко ценится. Как и в любой концепции, у нее есть критики, но в целом она считается фундаментально значимой. Эриксон был психоаналитиком, а также гуманистом. Таким образом, его теория полезна далеко за пределами психоанализа — она ​​является существенной для любого изучения, связанного с личным осознанием и развитием — себя или других.

Если рассматривать эпигенетическую теорию развития личности Эриксона кратко, то можно обнаружить заметный, но не значительный, фрейдистский элемент. Поклонники Фрейда сочтут это влияние полезным. Люди, которые несогласны с ним, и особенно его психосексуальной теорией, могут игнорировать фрейдистский аспект и все же находить идеи Эриксона лучшими. Его совокупность взглядов стоит особняком и не зависит от понятий его учителя и ценится за надежность и актуальность.

Помимо фрейдовского психоанализа, Эриксон разработал собственную теорию в основном из своих обширных практических полевых исследований, сначала с сообществами коренных американцев, а затем также из своей работы по клинической терапии, связанной с ведущими психиатрическими центрами и университетами. Он активно и скрупулезно проводил свою работу с конца 1940-х до 1990-х годов.

Разработка основных положений

Если рассматривать кратко эпигенетическую теорию развития Э. Эриксона можно выделить ключевые моменты, повлиявшие на дальнейшее становление этого учения. Концепция решительно включила культурные и социальные аспекты в биологическую и сексуально ориентированную идею Фрейда.

Эриксон смог сделать это благодаря его сильному интересу и состраданию к людям, особенно молодым, а также благодаря тому, что его исследования проводились в обществах, далеких от более загадочного мира кушетки психоаналитика, что по существу было подходом Фрейда.

Это помогает восьмиэтапной концепции Эриксона стать чрезвычайно мощной моделью. Она очень доступна и, очевидно, актуальна для современной жизни с нескольких точек зрения, для понимания и объяснения того, как личность и поведение развиваются в людях. Таким образом, принципы Эриксона имеют огромное значение в обучении, воспитании детей, самосознании, управлении и разрешении конфликтов и в целом, для понимания себя и других.

Основы для появления будущей модели

И Эриксон, и его жена Джоан, которые сотрудничали как психоаналитики и писатели, страстно интересовались развитием детства и его влиянием на общество взрослых. Его работа актуальна так же, как когда он впервые изложил свою оригинальную теорию, фактически учитывая современное давление на общество, семью, отношения и стремление к личному становлению и реализации. Его идеи, вероятно, более актуальны, чем когда-либо.

Изучая кратко эпигенетическую теорию Э. Эриксона, можно отметить утверждения ученого о том, что люди испытывают восемь стадий психосоциального кризиса, которые существенно влияют на развитие и личность каждого человека. Джоан Эриксон описала девятую стадию после смерти Эрика, но на восьмиступенчатую модель чаще всего ссылаются и рассматривают как стандарт. (Работа Джоан Эриксон над «девятой стадией» появляется в ее редакции 1996 года «Завершенный жизненный цикл: обзор».). Ее труд не рассматривается как канонический при изучении проблем с развитием человека и его личности.

Появление термина

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона относится к «психосоциальному кризису» (или психосоциальным кризисам, являющимся множественным числом). Этот термин является продолжением использования Зигмундом Фрейдом слова «кризис», который представляет собой внутренний эмоциональный конфликт. Можно описать этот вид разногласия как внутреннюю борьбу или вызов, с которым человек должен договориться и иметь дело, чтобы расти и развиваться.

«Психосоциальный» термин Эриксона происходит от двух исходных слов, а именно - "психологический" (или корня, «психо», относящихся к уму, мозгу, личности.) и "социальный" (внешние отношения и окружение). Изредка можно увидеть понятие расширенное до биопсихосоциального, в котором "био" относится к жизни, как к биологическому.

Создание этапов

Рассматривая кратко эпигенетическую теорию Эриксона можно определить преобразование структуры его научного труда для оценки личности. Успешное прохождение через каждый кризис предполагает достижение здорового соотношения или баланса между двумя противоположными диспозициями.

Например, здоровый подход на первой стадии формирования (доверие против недоверия) можно охарактеризовать как переживание и рост через кризис "Доверие» (людей, жизни и будущего развития), а также прохождение и развитие подходящей способности для «Недоверия», где это уместно, чтобы не быть безнадежно нереалистичным или легковерным.

Или переживать и расти на второй стадии (автономия против стыда и сомнения), чтобы быть, по сути, «Автономным» (быть собственной личностью, а не бессмысленным или трепетным последователем), но обладать достаточной способностью для «Стыда и Сомнения», чтобы обрести свободомыслие и независимость, а также этичность, внимательность и ответственность.

Эриксон назвал эти успешные сбалансированные результаты «Основными добродетелями» или «Основными преимуществами». Он определил одно конкретное слово, которое представляет их силу, приобретенную на каждом этапе, что обычно встречается в диаграммах психоаналитика и письменной теории, а также в других объяснениях его работы.

Эриксон также определил второе поддерживающее слово «сила» на каждой стадии, которое наряду с основной добродетелью подчеркивало здоровый результат на каждой ступени и помогало передать простое значение в резюме и диаграммах. Примерами основных достоинств и поддерживающих сильных слов являются «Надежда и стремление» (с первого этапа доверие против недоверия) и «Сила воли и самоконтроль» (со второго этапа автономия против стыда и сомнения).

Ученый использовал слово «достижения» в контексте успешных результатов, потому что оно подразумевало получение чего-то четкого и постоянного. Психосоциальное развитие не является завершенным и необратимым: любой предыдущий кризис может эффективно вернуться к любому, хотя и в другом облике, с успешными или неудачными результатами. Возможно, это помогает объяснить, как преуспевающие могут падать от благодати и как безнадежные неудачники могут в итоге достичь великих целей. Никто не должен успокаиваться, и у всех есть надежда.

Развитие системы

Позже в своей жизни ученый стремился предостеречь от интерпретации своего труда в «шкале достижений», в которой стадии кризиса представляют собой единственное безопасное достижение или цель крайнего «позитивного» варианта, обеспеченного раз и навсегда. Это исключило бы ряд возможных ошибок с оценкой личности.

Э. Эриксон в эпигенетической теории с возрастными периодами отметил, что ни на одной стадии не может быть достигнуто добро, которое непроницаемо для новых конфликтов, и что верить в это опасно и неуместно.

Этапы кризиса не являются четко определенными шагами. Элементы имеют тенденцию перекрываться и смешиваться от одной ступени к другой и к предыдущим. Это широкая основа и концепция, а не математическая формула, которая точно воспроизводит всех людей и ситуации.

Эриксон в эпигенетической теории развития личности стремился указать, что переход между этапами перекрывается. Кризисные периоды соединяются друг с другом как переплетенные пальцы, а не как ряд аккуратно сложенных коробок. Люди не просыпаются внезапно однажды утром и не вступают в новую жизненную стадию. Изменения не происходят в регламентированных четких шагах. Они градуированные, смешанные и органические. В этом отношении ощущение модели аналогично другим гибким рамкам человеческого развития (например, «Цикл скорби» Элизабет Кюблер-Росс и «Иерархия потребностей Маслоу»).

Когда человек безуспешно проходит через стадию психосоциального кризиса, у него развивается тенденция к той или иной из противоборствующих сил (либо к синтонической, либо к дистонической, на языке Эриксона), которая затем становится поведенческой тенденцией или даже психической проблемой. Грубо говоря, можно назвать это «багажом» знаний.

Эриксон подчеркнул значение и "взаимности" и «порождаемости» в своей теории. Условия связаны между собой. Взаимность отражает влияние поколений друг на друга, особенно в семьях между родителями, детьми и внуками. Каждый потенциально влияет на опыт других, проходя через различные стадии кризиса. Генеративность, фактически названное расположение в пределах одной из стадий кризиса (генеративность против застоя, стадия седьмая), отражает значительную взаимосвязь между взрослыми и наилучшими интересами личностей — собственных детей и в некотором роде всех остальных, и даже следующего поколения.

Влияние родословной и семьи

Эпигенетическая теория Эриксона с возрастными периодами отмечает, что поколения влияют друг на друга. Очевидно, что родитель формирует своим примером психосоциальное развитие ребенка, но, в свою очередь, его личностный рост зависит от опыта общения с чадом и создаваемого давления. То же можно сказать в отношении бабушек и дедушек. Опять же, это помогает объяснить, почему, будучи родителями (или учителями, или братьями и сестрами, или бабушкой и дедушкой), люди изо всех сил стараются хорошо справиться с молодым человеком, чтобы решить свои эмоциональные проблемы.

Психосоциальные стадии эпигенетической теории Эриксона четко разграничивают наступления новых периодов. Однако в зависимости от самого индивидуума их срок может различаться. В некотором смысле развитие действительно достигает пика на седьмом этапе, так как на восьмом речь идет больше об оценке и о том, как человек использовал жизнь. Перспектива дарить и вносить позитивные изменения для будущих поколений перекликается с гуманитарной философией ученого, и именно это, возможно, больше, чем что-либо еще, позволило ему разработать такую ​​мощную концепцию.

Подводя итог

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ознаменовала собой существенное отличие от многих более ранних идей в том, что она была сосредоточена на поэтапном развитии, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Сегодня многие психологи предпочитают концепции, которые менее сфокусированы на наборе заранее определенных ступеней, и признают, что индивидуальные различия и переживания часто означают, что развитие может заметно отличаться от одного человека к другому.

Некоторая критика теории Эриксона заключается в том, что она мало говорит о первопричинах каждого кризиса формирования. Он также имеет тенденцию быть несколько расплывчатым в отношении различий между событиями, которые отмечают разницу между успехом и провалом на каждом этапе. Кроме того, в теории отсутствует какой-либо объектный способ определения того, прошел ли человек конкретную стадию развития.

Рассмотрим точку зрения Э. Эриксона на развитие психики в ходе онтогенеза.

Э. Эриксон выделяет восемь стадий. Подробно изучим их и подведем итог с помощью рисунков 1, 2 и 3.

Основы теории Э. Эриксона

Теория Э. Эриксона развивается их психоанализа, однако она, в отличие от теории З. Фрейда, является психосоциальной, что призвано подчеркнуть влияние социума и культуры на психику ребенка.

При разработке теории Э. Эриксон использовал психоисторический метод.

На каждом этапе возрастного развития, с точки зрения Э. Эриксона, индивид может как включаться в общество, так и отвергаться им в зависимости от того, происходит ли выполнение им требований социума.

Так, возникают важные понятия данной теории – эгоидентичность и групповая идентичность.

Задачи возрастных стадий

  1. Младенческий возраст – формирование доверия к миру.
  2. Ранний возраст – борьба за свою независимость и самостоятельность.
  3. Дошкольный возраст – развитие инициативности.
  4. Младший школьный возраст – формирование и развития трудолюбия.
  5. Подростковый возраст – осознание себя.
  6. Юношеский возраст – установление дружеских отношений.
  7. Зрелый период – борьба против застоя.
  8. Старость – целостное представление о жизненном пути.

Возрастная периодизация по Э. Эриксону

  1. Орально-сенсорная стадия (0 – 1 год). «Доверяю – не доверяю».
  2. Мышечно-анальная (1 – 3 года). «Могу ли я управлять своим поведением?»
  3. Локомоторно-генитальная (3 – 6 лет). «Могу ли я быть независимым от родителей?»
  4. Латентная (6 – 14 лет). «Могу ли я быть настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?»
  5. Отрочество и юность (14 – 20 лет). «Кто я такой?», «Каковы мои взгляды, убеждения, позиции?». Эгоидентичность – совокупность представлений о себе, которое дает возможность чувствовать свою уникальность.
  6. Молодость, ранняя взрослость (20 – 35 лет). «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?»
  7. Взрослость (35 – 60 лет). «Что я могу предложить другим поколениям?»
  8. Зрелость (от 60 лет). «Доволен ли я прожитой жизнью?»

В статье анализируются представления сторонников эпигенетической теории эволюции. Отмечается расхождение между ЭТЭ и «синтетической теорией эволюции» по базовым положениям. Несмотря на некоторые спорные утверждения, ЭТЭ является перспективной теорией, которая представляет собой «русскую версию» Evo-Devo .

Теория эволюции является фундаментом современной биологии. Поскольку современное биологическое разнообразие рассматривается как результат эволюции, то его особенности должны объясняться эволюционной теорией. Современная биота, испытывая сильный антропогенный пресс, находится в состоянии, которое можно охарактеризовать как кризисное. На эмпирическом материале показано, что эволюционное развитие биоты фактически представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов (см.: Экологические кризисы, их причины и эволюционная роль.) Также предполагается, что и филогенез представляет собой чередование периодов стазиса, когда онтогенез стабилизирован, и периодов дестабилизации, когда сильно вырастает диапазон изменчивости признаков (см.: Проблема эволюционных новообразований). Проблема заключается в том, что в рамках популяционно-генетического подхода, составляющего основу синтетической теории эволюции (СТЭ) и ориентированного на описание биоты в стабильном состоянии, невозможно наглядно выявить своеобразие кризисных периодов. Поэтому в рамках СТЭ адекватная оценка состояния биоты оказывается в значительной степени сомнительной. По большому счету, СТЭ так и не удалось связать воедино представления о процессах микро- и макроэволюции (см.: Конструктивная критика дарвинизма). Поэтому в настоящее время все большее значение приобретают представления, акцентирующие внимание на неравномерности эволюционного процесса (см.: Теория прерывистого равновесия), а также на выявлении закономерностей макроэволюции.

За рубежом в последнее время фактически сформировалась эволюционная биология развития («Evo-Devo») – направление, основанное на объединении подходов биологии развития (эмбриологии) и морфологии. Как обычно, в англоязычном пространстве не упоминаются работы А.Н. Северцова , который в первой трети прошлого века работал фактически в рамках этого же направления. Хотя в последнее время в Германии историки биологии начинают обращаться к его работам (Levit et al., 2004 , как и к работам других русских эволюционистов (Levit, 2007).

Соответствие между эпигенетическим ландшафтом и морфогенетическим паттерном: А – схема эпигенетического ландшафта в период видового стазиса – по М.А. Шишкину (1988: рис. 26, с изменениями); Б – проекция онтогенетических путей на предполагаемую плоскость модификационного спектра; В – схема эпигенетических связей между вариантами билатерального признака; Г – схема морфогенетического паттерна. N1–N6 – варианты (модусы) признака.

Для билатеральных признаков возможно построение морфогенетического паттерна путем анализа встречаемости разных вариантов (см. рисунок). Основная идея этого методического подхода заключается в том, что проявления признака на правой и левой сторонах обусловлены одним генотипом. Наличие разных вариантов билатерального признака для одной особи означает, что эти различия сформировались в процессе развития и их появление обусловлено эпигенетическими причинами. На этой основе можно построить проекцию эпигенетических связей между вариантами на структуру модификационного спектра. В этом случае для анализа пригодны выборки особей дефинитивных стадий онтогенеза (подробнее см.: Поздняков А.А., 2007. Структура морфотипической изменчивости серых полевок (Microtus: Rodentia, Arvicolidae) с точки зрения эпигенетической теории эволюции // Успехи современной биологии. Т. 127. № 4. С. 416–424).

Палеонтологические данные свидетельствуют о том, что высокий спектр морфотипической изменчивости сохраняется у полевочьих на протяжении сотен тысяч лет, фактически в течение всего времени существования вида. Таким образом, имеющиеся эмпирические данные свидетельствуют против положения ЭТЭ об обязательности сокращения изменчивости и стабилизации фенофонда после завершения видообразования. Конечно, можно предположить, что морфотипическая изменчивость полевок представляет некое исключительное явление, поэтому было бы крайне интересно проверить, как обстоит дело со структурой билатеральной изменчивости в других группах организмов.

В целом, ЭТЭ представляет интерес с разных точек зрения. Строгий преформистский подход, не объясняющий появление новизны в эволюции, ограничен, поэтому ЭТЭ, акцентирующая внимание как раз на механизме возникновения новизны, является перспективной научной теорией. Акцентированность в рамках ЭТЭ на первичности изменения фенотипа в эволюции позволяет рассматривать в одном масштабе морфологические, палеонтологические и эмбриологические данные, что, несомненно, является преимуществом по сравнению с СТЭ, в которой существует пробел между генетическими и морфологическими данными. Целостный подход, принятый в рамках ЭТЭ, позволяет более полно охватить биологические явления, по сравнению с редукционным подходом. C точки зрения методологии природа не может быть полностью описана с помощью единственной теории (Поздняков, 2008), поэтому многообразие теоретических представлений в биологии неизбежно.