Если во время дождя. Как фотографировать в дождливую погоду и как снимать дождь. Народные приметы о пользе дождевой воды

Народные приметы и поверья часто помогают людям предсказать погоду. Такие предсказания складывались и проверялись веками и поэтому им вполне можно доверять. Одним из таких предсказаний является примета о пузырях на лужах во время . Это поверье относиться к разряду погодных, и может пригодиться как садоводам и дачникам, так и тем, кто любит проводить время на природе и хочет заранее знать, долго ли продлится ненастье.

Народные приметы про пузыри на лужах

Многие люди спорят, говорит ли образование пузырей на лужах о затяжном дожде, или напротив, это означает, что ненастье скоро закончится. Согласно , дождь с пузырями будет затяжным, а в крайнем случае и вовсе может продлиться не один день.

Наши предки знали, что образование такого явления как пузырь, сулит только затяжное ненастье и были абсолютно правы, ведь для его образования требуется определенное атмосферное давление, которое бывает тогда, когда дождевые облака и не думают рассасываться. А это означает, что осадки будут выпадать долго. Атмосферное давление, которое регулирует движение теплых и холодных фронтов воздуха, и объясняет, долго ли продлится ненастье. Если столкнулись два протяженных и малоподвижных фронта, ждать солнца и тепла можно не скоро.

Так что примета о пузырях на лужах имеет и научное обоснование и даже не одно. Кроме атмосферного давления, для образования пузыря необходимо, чтобы дождевая капля была достаточно крупной. Только в этом случае, она сможет пробить поверхностное натяжение воды. Крупные капли, как правило, бывают при ливнях и грозах, а это уже само по себе говорит о том, что непогода может затянуться. Хотя, бывают и исключения из этого правила, например, в южных регионах ненастье нередко начинается внезапно и заканчивается быстро.

Во время дождя ездите медленнее

Наверно многие водители немного с усмешкой смотрят на тех, кто во время дождя едет медленнее. Но усмехаться не стоит, потому что при таких погодных условиях снижение скорости является очень важным для вашей безопасности, и это связано с несколькими причинами.

Во-первых, на мокром дорожном покрытии тормозной путь увеличивается на 60–70 %. В обычных условиях при движении со скоростью 50 км/ч автомобиль должен остановиться на расстоянии 15 метров с момента начала срабатывания тормозной системы. Если вы будете ехать с той же скоростью во время дождя, тормозной путь увеличится до 24-25,5 метров! При скорости в 70 км/ч тормозной путь с 25 метров увеличится до 40-42,5 метров. Таким образом, при движении в обычных условиях скоростная разница в 20 км/ч увеличит тормозной путь на 10 метров, а во время дождя для полной остановки вашего автомобиля вам понадобится 16–17 метров. Это означает, что не снизив скорость на мокром дорожном покрытии и при слишком быстром движении, вместо того, чтобы остановиться перед пешеходным переходом, вы можете сделать это уже далеко за ним. Такая разница может стоить кому-то жизни или здоровья.

Во-вторых, при движении в дождь, когда, соответственно, видимость хуже, время реакции водителя увеличивается до 50 %, в то время как стандартное значение равно 1 секунде. При движении со скоростью 50 км/ч вы проезжаете около 14 метров в секунду, следовательно, за 1,5 секунды - 21 метр. А при показаниях спидометра 70 км/ч, за секунду вы проедете путь длиной более 19 метров, т. е. 29 метров за 1,5 секунды. Таким образом, если при хороших погодных условиях в случае превышения скорости на 20 км/ч автомобиль останавливается на 5 метров дальше, то при езде под дождем стопа нажмет на педаль тормоза на расстоянии 8 метров с момента осознания водителем необходимости торможения. Это очередной аргумент для движения с более медленной скоростью во время дождя.

Если идет дождь, старайтесь ехать подальше от бордюров

В дождь мы рекомендуем не передвигаться рядом с правым бордюром. Обычно именно там скапливается большая часть воды и образуются лужи. Они могут скрывать довольно большие ямы, въезд в которые может привести к повреждению подвески автомобиля. Кроме того, при движении по лужам может произойти так называемое аквапланирование. Это эффект, при котором шины теряют сцепление с дорожным покрытием вследствие большого количества попадающей под колеса воды, которую шины не успевают вытеснить. Также при движении по краю дороги (проезжей части) Вы можете обрызгать пешеходов, идущих по тротуару, обочине или краю проезжей части.

При езде во время дождя включите систему кондиционирования воздуха или отопление

При движении в дождь могут запотевать окна. Поэтому не мешкайте, включите систему кондиционирования воздуха или отопление и направьте поток воздуха через сопла (дефлекторы) на автомобильные окна. При необходимости вы можете одно из них немного приоткрыть. Однако обратите внимание на то, чтобы вода не попадала внутрь автомобиля.

Если не видите – остановитесь

Хотя это кажется очевидным, не забывайте о таких вещах. Если идет сильный дождь и видимость плохая, сверните с дороги, остановитесь и подождите, пока погодные условия не улучшатся, и дальнейшее движение не станет безопасным. Конечно, остановку транспортного средства необходимо произвести так, чтобы весь автомобиль был расположен на обочине дороги или у края проезжей части, в противном случае в вас могут врезаться. Также не забудьте показать себя другим водителям – включите габаритные огни.

Раз уж мы заговорили о свете фар, то мы хотели бы напомнить вам, что когда идет дождь, свет фар отражается от капель воды или мокрого дорожного покрытия и может ослепить вас и других участников дорожного движения. Поэтому не переусердствуйте с дальним светом, ведь вы можете больше навредить себе (и другим), чем помочь.

Возвращаясь к вынужденной остановке, запомните, что остановку необходимо произвести и тогда, когда дорожного покрытия не видно из-за текущей по нему воды. Мы никогда не знаем, насколько глубоким может быть такой «поток». При движении по нему вы рискуете залить водой свой автомобиль и остановиться, что, в свою очередь, может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Заботьтесь о своем транспортном средстве

Чем лучше техническое состояние автомобиля, тем больше вероятность не испытывать больших забот при езде в дождь. Обратите особое внимание на правильное давление воздуха в шинах - это может защитить вас от аквапланирования и снизить риск прокола колеса на ямистой дороге. Однако надлежащее давление воздуха в колесах не защитит вас от проблем, если протектор шин будет в плохом состоянии. Поэтому проверьте его глубину и, при необходимости, замените шины на новые.

Особое внимание уделите тормозам, поскольку от их состояния зависит тормозной путь транспортного средства, который, как мы уже упоминали, имеет большое значение при движении во время дождя. Также не забывайте ежегодно (не реже!) менять стеклоочистители. Изношенные стеклоочистители будут размазывать воду по стеклу и оставлять полосы – будет сложнее обеспечить безопасность. Каждый год заботьтесь о системе кондиционирования воздуха, удаляйте грибок, таким образом вы обеспечите его эффективную работу, также и во время дождя.

Рыбалка – один из лучших вариантов отдыха. Достоинства этого хобби в том, что даже при не очень хорошей погоде, рыбалка может оказаться удивительно успешной. И, если во время дождя, остальные варианты отдыха на природе придется отложить, то для рыбалки – это самое лучшее время.

  1. Если прежде, чем начался дождь, стояла жара – клев гарантирован. Капли дождя остудят нагревшуюся воду в водоеме, наполнят ее кислородом, что и спровоцирует активный клев. Если же погода была прохладная, напротив, на клев можно не надеяться.
  2. Значительную роль в дождь сыграет мутность воды. Если вода даже в небольшой степени изменила цвет, став менее прозрачной, то можно рассчитывать на хороший клев. А вот если помутнела в сильной мере, то рыбалку следует перенести.
  3. Место для рыбалки в дождь не должно быть на ветру. Следует отдать предпочтение местам неподалеку от родников и ручьев, которые впадают в основной водоем.
  4. Резонно выбирать водоемы поглубже – при дождливой погоде вода в них не станет через чур мутной.
  5. Рыбам не очень по нраву плавные перемены атмосферного давления (такое обычно происходит перед затяжным дождем). Рыбы в подобных условиях вялые и клев неважный.

Дождь — не всегда повод отложить долгожданную рыбалкулктняя

Приметы приближающегося дождя:

  • в утренней заре преобладают оттенки от красных до светло-красно-коричневых;
  • звезды на ночном небе светят очень ярко;
  • за ночь роса на траву не выпала, туман по приречным низинам не стелется;
  • с утра ночная роса не высыхает долгое время;
  • на протяжении дня парит, а с наступлением вечера становится душно;
  • шарики одуванчиков складываются (сжимаются), вьюнки закрываются, расправляются колючки на шишках лопухов, листья клевера выпрямляются, цветочки звездчатки не раскрываются на протяжении всего дня, на листьях конского каштана выступают капельки сока, цветы сильнее пахнут, лес «шумит» при отсутствии ветра;
  • черви дождевые выползают из своих норок, расползаясь по земле, пиявки также выползают на берег, жабы вылезают из нор, из воды выпрыгивают рыбы, стараются спрятаться в укрытиях бабочки-крапивницы, ласточки летают очень низко, кусаются на протяжении всего дня доставучие комары (в преддверии продолжительной дождливой погоды);
  • угли в костре тлеют ярче (к приближающему похолоданию);
  • пауки ткут больше паутины (к ветру и грозам);
  • вороны и галки постоянно кричат (к дождю).

Видеть во сне дождь – к слезам.

Если дождь будет редкий, то это предвещает неприятности. Неприятности не очень большие, но заставят попереживать и вызовут слезы.

Если капли мутные, падают медленно, то на душе будет тяжело от предательства, измены. Когда капли падают на песок, то это указывает на то, что любимый человек уже долгое время изменяет. Если вода на песке скапливается, то обман вскоре раскроется Вам. Если капли падают в воду (в ручей, реку), то произойдет серьезная размолвка с любимым человеком, которая может привести к полному разрыву взаимоотношений. Если при этом вода в реке или ручье очень мутная, быстро движется, несет разный мусор, то измене будут сопутствовать слухи, сплетни, злословие. Если в реке или ручье есть камни, то это говорит о расставании с любимым или (для замужних) разводе.

Видеть дождь ровный и сильный, который обрушивается на землю равномерно, – следует ждать больших неприятностей. Это и неудачи на работе, и неприятности в личной жизни.

Если во сне дождь обрушивается внезапно и резко – это указывает на потерю. Можно лишиться выгодного предложения, не смогут осуществиться планы. Также это может быть потеря какой-то дорогой вещи.

Если во сне чувствовать дождь, то произойдет несчастье с кем-то из близких. Если чувствовать, что капли текут по лицу и рукам, наяву – плакать о ком-то из близких. Если видеть, что капли дождя темные, то это говорит о тяжелой болезни, которая закончится смертью. Если же капли светлые, то болезнь будет долгой и тяжелой, но человек выздоровеет.

Если во сне попасть под дождь и ощущать, что капли сухие или шершавые, то это переживание о ком-то из домашних; если же прикосновения дождя не ощущается, – случиться несчастье с кем-то из родственников. Если же чувствуется, что капли влажные, то будут слезы из-за несчастной любви.

Если во сне Вы попали под дождь и промокли до нитки, то значит у Вас будут очень большие проблемы, которые трудно будет решить самостоятельно, не прибегая к чьей-то помощи.

Если наблюдать за дождем из дома, то переживания от грядущих неприятностей не смогут захватить Вас целиком. Если спрятаться от дождя или защититься от него зонтом, значит удастся избежать неблагоприятного положения дел, неприятная ситуация будет кратковременной. Если во сне, попав под дождь, удалось укрыться под деревом, то Вам на помощь придет кто-то из друзей. В том случае, если Вы спрятались от дождя в доме, это указывает, что Вы нарочно закрываете глаза на сложившееся положение дел, а ситуация становится все более напряженной и может выйти из-под контроля.

Если Вас укрывает во сне от дождя старый дом, то Вы только отодвинете время прихода неприятностей, но в дальнейшем это приведет к усугублению конфликта, к ухудшению ситуации.

Между прочим, знаменитый поэт Иоганн Вольфганг Гете всегда верил в предсказания, сны, чудеса. Однажды он прогуливался со своим другом Куртом, и их застал сильный дождь. Сквозь пелену дождя Гете вдруг увидел своего приятеля Фридерика, который стоял на дороге в халате, колпаке и домашних туфлях. Гете очень удивился и воскликнул: «Что Вы здесь делаете? На дороге? В таком виде?..» Но так как его спутник Курт ничего не видел, то Гете подумал, что ему все это привиделось. Каково же было его удивление, когда, вернувшись домой, он застал там Фридерика, который был одет в халат, колпак и туфли. Оказывается, по дороге к Гете он очень сильно промок и, придя к нему, переоделся в халат хозяина. Поджидая Гете, он уселся в кресло и незаметно уснул. Во сне же он видел, что как будто во время сильного дождя шел по дороге, встретил Гете, у того был очень удивленный вид и он восклицал: «Что Вы тут делаете?» И сон Фридерика, и свое видение знаменитый поэт не смог объяснить, но оставил об этом запись в своей биографии.

Толкование снов из Сонника для женщин

Подпишись на канал Сонник!

Недостаточная видимость понимается как временное положение, вызванное погодой или другими явлениями (туман, дождь, снегопад, метель, сумерки, дым, пыль, брызги воды и грязи, слепящее солнце), когда расстояние, на котором рассматриваемый объект возможно отличить от фона, составляет менее 300 метров.

Эти погодные условия оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения.

Во время дождя

Основная опасность при движении в дождь - ухудшение сцепления колес с дорогой. Коэффициент сцепления на мокрых дорогах уменьшается в 1,5–2 раза, что ухудшает устойчивость автомобиля, а главное - резко увеличивается тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или мокрыми опавшими листьями, когда сцепление шин с дорогой еще больше уменьшается.

Опасен только что начавшийся дождь, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку. В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снижать скорость, избегать обгонов, резкого вращения рулевого колеса и резкого торможения. По мере того как дождь усиливается и продолжается, грязная пленка смывается дождем и при продолжительном дожде коэффициент сцепления с дорогой вновь увеличивается. Бетонное и асфальтовое покрытия с обработанной специально шероховатой поверхностью, вымытые дождем, имеют коэффициент сцепления, близкий к коэффициенту сухого покрытия.

После прекращения дождя, по мере того как грязь высыхает, она вначале превращается в грязную скользкую пленку, и коэффициент сцепления также уменьшается. Снова надо быть осторожным до высыхания дороги. Грязь превращается в пыль, и коэффициент сцепления восстанавливается.

Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя показана на рис. 1

Рис 1. Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя:

  • время t0 - t1 - начало дождя;
  • время t1 - t2 - продолжительность дождя;
  • время t2 - t3 - время высыхания дороги.

При движении на большой скорости по мокрой дороге у легковых автомобилей наблюдается между шинами и дорогой образование водяного клина - гидроскольжение или так называемое аквапланирование . При движении по мокрой дороге с малой скоростью колеса вгоняют влагу в пазы рисунка протектора шины и выдавливают ее через шероховатости покрытия дороги, шины касаются более сухой поверхности дороги. Если вы едете за автомобилем во время дождя, то видите сразу за автомобилем сухой след от колес. При большой скорости движения и большом количестве воды на дороге колеса не успевают выдавливать влагу, и тогда под ними остается вода, колеса всплывают над поверхностью дороги. Признаком появления водяного клина является внезапная легкость в управлении рулевым колесом. Малая глубина рисунка протектора, менее указанного выше, низкое давление воздуха в шинах и гладкое дорожное покрытие асфальтированной дороги способствуют появлению аквапланирования даже при небольших скоростях движения, так как колесо не успевает выдавить воду из-под себя.

Бороться с этим явлением можно лишь снижением скорости. В этой ситуации следует применять торможение двигателем, т. е. плавно уменьшить нажатие на педаль газа. При этом надо стараться не использовать рабочие тормоза, так как вода снижает их эффективность.

Брызги грязной воды и жидкой грязи из-под колес встречных и обгоняющих транспортных средств могут мгновенно залить лобовое стекло, и какое-то время вы ничего впереди не увидите. Не теряйтесь в этой ситуации и, главное, резко не тормозите, немедленно включите омыватель и стеклоочиститель с большой частотой движения. Не вращайте рулевым колесом и плавно уменьшите нажатие на педаль газа. Через несколько секунд обзорность восстановится.

Надо учесть, когда вы проезжаете лужи на большой скорости, то возможны следующие неприятности:

  • обрызгаете грязью и даже окатите водой с ног до головы пешеходов;
  • вода из-под колес вашего автомобиля попадет на переднее стекло и уменьшит обзорность;
  • вода также попадет в подкапотное пространство, а попадание даже нескольких капель воды на катушку зажигания, распределитель или провода может заглушить двигатель;
  • попадание воды в воздухозаборник может привести к поломке двигателя;
  • под водой могут быть разные опасности: ямы, камни и т. д.;
  • намокнут тормозные колодки и могут отказать тормоза.
  • если колеса с одной стороны автомобиля попадут в лужу, то автомобиль может занести, так как величина сцепления шин с дорогой с разных сторон будет неодинаковой.

Дождь изменяет вид дорожного покрытия. Светлое и матовое в сухом состоянии, асфальтобетонное покрытие становится темным и блестящим, причем заметить на такой дороге темное препятствие очень трудно. Движение в этих условиях, даже если нет никаких препятствий, утомительно. У водителя создается впечатление, что он устремляется в темную бездну, пересекаемую блестками дождевых капель, сверкающих в свете фар.

На мокром дорожном покрытии белая дорожная разметка становится почти невидимой днем и совершенно незаметна ночью. Обязанность водителя - настолько усилить осторожность во время дождя, чтобы она восполнила плохую видимость, и вести автомобиль плавно, без резкого изменения направления, выбирать скорость, соответствующую видимости, можно также включить передние и задние противотуманные фонари, боковое стекло поднять до упора.

В условиях тумана

Управление автомобилем в условиях тумана требует еще большего опыта, чем в дождь. Иногда туман бывает таким сильным и создает такую большую опасность, что необходимо прервать поездку и терпеливо ждать перемены погоды. Туман создает опасные дорожные условия. В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей.

Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование. Он искажает восприятие скорости транспортных средств и расстояние до предметов. Вам кажется, что предмет далеко (например, свет фар встречного автомобиля), а на самом деле он близко. Скорость автомобиля вам кажется маленькой, а на самом деле он движется быстро. Туман искажает окраску цвета предмета, кроме красного. Поэтому сигнал светофора красный, чтобы его хорошо было видно в любую погоду, поэтому красные автомобили считаются менее опасными.

Туман влияет на психику человека: плохая видимость, постоянное напряжение, внезапное появление из тумана другого транспортного средства, которое, казалось, было далеко, - вызывают сильное нервное напряжение у водителя. Он нервничает и допускает неверные действия по управлению автомобилем. Глаза быстро устают и снижают способность водителя реагировать на изменения дорожной ситуации. Фары совсем не освещают дорогу, их свет только врезается в туман яркими ослепляющими пучками. В тумане можно ошибиться в выборе дороги, ориентиры закрыты туманом, перекрестков не видно.

В тумане следует:

  • уменьшить скорость движения, она не должна превышать половины расстояния видимости в метрах. Так, при видимости 20 м она должна быть не более 10 км/ч;
  • быть готовым остановиться в пределах той видимости дороги;
  • следует ехать при ближнем свете фар, который лучше освещает дорогу, чем дальний;
  • при движении с дальним светом разъезд с встречным транспортом произвести без переключения на ближний, так как ослепление в тумане исключено;
  • при наличии противотуманных фар при сильном тумане включить их совместно с ближним светом. Они имеют низкий и широкий пучок света желтого цвета, который лучше проникает через туман, чем белый свет обычных фар;
  • если видимость дороги менее 50 м, они могут включаться самостоятельно;
  • задние противотуманные фонари включать совместно с габаритными огнями;
  • включить стеклоочистители;
  • при запотевании стекол включить систему отопления и вентиляции салона, а также электрообогреватель заднего стекла;
  • при очень сильном тумане можно пытаться разглядеть дорогу перед автомобилем, высунув голову в окно двери;
  • периодически надо сверять свою скорость по спидометру;
  • для улучшения видимости в тумане наклониться над рулевым колесом и приблизить глаза к переднему стеклу. Такое положение весьма утомительно, но периодически им надо пользоваться;
  • при наличии разметки занять центральное положение между линиями разметки, разделяющей полосы;
  • ориентироваться на дороге также можно и по тротуару, обочине и особенно по сплошной белой линии разметки, обозначающей край проезжей части;
  • окно двери водителя лучше держать открытым и прислушиваться к шуму других транспортных средств;
  • периодически использовать звуковой сигнал, особенно на загородной дороге.

В тумане не следует:

  • приближаться слишком близко к автомобилю впереди;
  • использовать задние фонари переднего автомобиля в качестве ориентира, у вас будет ложное представление о расстоянии и его скорости;
  • смотреть в одно место перед автомобилем - глаза быстро устанут, будут слезиться и зрение ослабеет;
  • ставить автомобиль на стоянку в пределах дороги;
  • двигаться слишком близко к осевой, при этом можете создать опасную ситуацию;
  • пытаться проскочить полосу тумана в низине на дороге. Именно на этом участке могут быть скрыты туманом предметы и люди;
  • пытаться обогнать впереди идущий транспорт - это рискованно и опасно.

Не столько туман угрожает безопасности движения, сколько техника вашего вождения, используемая в условиях тумана.

Слепящее солнце

Светящее в глаза летнее солнце утомляет зрение и снижает концентрацию внимания, уменьшает обзорность. Вечером, утром и зимой, когда солнце находится низко над горизонтом, свет падает почти параллельно дороге, нагрузка на глаза значительно возрастает. Двигаться против солнца не только тяжело, но иногда и опасно. Дорога сильно блестит, отражая лучи солнца, а транспортные средства кажутся контрастно черными. Силуэты людей теряются на дороге в блеске солнечного диска, так как зрачки наших глаз сужаются, ограничивая количество пропускаемого в глаза света. За счет этого ухудшается видимость предметов, находящихся в тени.

Если дорога периодически проходит через тень, отбрасываемую придорожными объектами, то в момент попадания в тень водитель испытывает внезапное снижение видимости. Это связано с тем, что зрачки наших глаз требуют определенного времени для приспособления к резкой смене интенсивности света.

Управление автомобилем при движении против низкого солнца, как при полном его свете, так и на затемненных участках требует значительного усиления внимания. Кроме того, при движении против солнца заметно бледнеют цвета светофоров, стоп-сигналы и указатели поворотов транспорта. Вследствие этого они не привлекают ваше внимание в должной мере. А это сказывается на безопасности.

При солнце, светящем сзади, еще труднее различать сигналы светофора, а все задние фонари транспортного средства блестят отраженным светом солнца и не позволяют определить, какой фонарь горит, а какой нет. В этом случае нужно двигаться так, чтобы тень от вашего автомобиля падала на транспортное средство впереди. Тогда вам будет гораздо легче наблюдать за его задними фонарями.

Низкое солнце, светящее сбоку, водителем переносится легче, хотя также доставляет неприятности, образуя сильные контрасты теней на проезжей части.

Во всех этих случаях нужно использовать противосолнечный козырек, восстанавливающий видимость дороги. Однако не рекомендуется пользоваться темными очками, так как они ограничивают яркость освещенных участков дороги и одновременно снижают видимость мест и предметов, находящихся в тени и из-за этого недостаточно заметных.

Другие погодные явления.

Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада (фото 1), ко-гда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время резко увеличивается число наездов на пешеходов, потому что водите-ли и пешеходы еще не успели приспособиться к изменившимся условиям движения.

Фото 1. Снегопад.

Из-за применяемых реагентов на дорогах образуется грязевое месиво, летящее из-под колес впереди идущих автомобилей прямо на лобовые стекла едущих сзади. Результат - резкое ухудшение обзорности. Постоянно включенные стеклоочистители и огромный расход стеклоомывающей жидкости плохо помогают.

Ухудшается видимость, растет число аварий. И это справедливо для всех автомобилей без исключения.

В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Видимость на дороге играет важную роль, так как более 90 % информации, необходимой для безопасности движения, человек получает через зрение. Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте. Но все равно ночное зрение значительно хуже дневного. При плохом освещении, в сумерках, водители не очень хорошо различают, что делается на доро-ге, к тому же, глаза плохо различают цвета. Например, красный цвет кажется темным и даже черным. Зеленый цвет выглядит светлее, чем красный. При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета. Прежде всего, становится, виден зеле-ный, затем - желтый и красный.

Хуже всего ехать в полутьме, когда только начинает рассветать или темнеть. На шоссе с трудом можно различить препятствия. В сумерках, когда длинные тени мешают различать отдельные предметы, поможет дальний свет, хотя он и кажется недостаточно интенсивным. Его не хватит для полного освещения шоссе, но он позволит заметить препятствие, неожиданно возникшее перед автомобилем.

Время реакции водителя на препятствие, возникающее на дороге в условиях пониженной видимости, увеличивается в среднем на 0,6...0,7 с и более, что объясняется необходимостью затрат времени на распознавание этого препятствия.

Ночью хоть фары помогают видеть, а в сумерках свет фар очень плохо освещает дорогу. В это время ничто не помогает, кроме снижения скорости и повышения бдительности.