Федеральные стандарты образования в российской федерации. Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения
И федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Нормативно-правовое обеспечение образования
Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в РФ
1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …
· государственной аккредитации +
· лицензирования
· регистрации
· аттестации
2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке
· основного общего +
· среднего (полного) общего
· начального
· высшего профессионального
3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …
· Декларацию принципов толерантности +
· Конституцию Российской Федерации
· нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования
4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…
· является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования +
· гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
· обеспечивает качество подготовки специалистов
· обеспечивает право на равноценное образование
5.В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …
· непрерывное образование +
· семейное образование
· самообразование
· экстернат
6.Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …
· всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации +
· реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
· подготовку детей в домах творчества
· углубленное освоение образовательных программ
7.Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием
· начальным профессиональным +
· средним профессиональным
· высшим профессиональным
· дополнительным
8.Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …
· создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования +
· разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
· обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
· создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании
9.У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента…
· выдачи лицензии +
· регистрации
· государственной аккредитации
· уплаты налогов
10.К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится …
· наглядность +
· фундаментальность
· преемственность
· вариативность
11.Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет ___ совет
· ученый +
· педагогический
· попечительский
· ректорский
12.К приоритетным задачам модернизации российского образования не относится …
· усиление государственного контроля за качеством образования +
· обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования
· достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования
· формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов
Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ
1.Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это …
· Конвенция +
· Декларация
· Программа
· Концепция
2.«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году
3.Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет
4.Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …
· «Конвенция ООН о правах ребенка» +
· «Всеобщая декларация прав человека»
· «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
· «Конституция Российской Федерации»
5.Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей содержится в(во)…
· «Конвенции ООН о правах ребенка» +
· «Всеобщей декларации прав человека»
· «Конституции Российской Федерации»
· «Декларации «Мир, пригодный для жизни детей»
6.Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …
· реабилитация +
· компенсация
· депривация
· адаптация
7.Права учащихся образовательного учреждения определяются…
· Уставом образовательного учреждения +
· Типовым положением об образовательном учреждении
· Общим собранием родителей
· Общим собранием учеников
8.Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется …
· Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации +
· Конституцией Российской Федерации
· Декларацией принципов толерантности
9.К принципам государственной политики в интересах детей не относится …
· светский характер образования +
· государственная поддержка семьи
· установление минимальных стандартов показателей качества жизни детей
· ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку
10.Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется …
· Конвенцией о правах ребенка +
· Хартией прав человека
· Национальной доктриной образования
· Декларацией прав ребенка
11.Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …
· свободу
· личную неприкосновенность
Особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности
1.Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это …
· компетентность
· мастерство
· творчество
2.Для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию аттестационная комиссия создается …
· образовательным учреждением +
· местным органом управления образованием
· попечительским советом
· Федеральным органом управления образованием
3.Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого учителя, – это …
· квалификационная характеристика +
· удостоверение о присвоении квалификационной категории
· единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы
· квалификационный разряд
4.Одним из принципов аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений является …
· добровольность на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников +
· добровольность для руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию
· закрытость процесса обсуждения результатов
· обязательность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников
6.При принятии решения по итогам аттестации учитель (руководитель) имеет право …
· лично присутствовать +
· участвовать в дискуссии
· проходить повторную аттестацию в ближайшее время
7.Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования служат основой при…
· проведении аттестации +
· написании характеристики учителя
· повышении квалификации
· планировании педагогической деятельности
8.Раздел тарифно-квалификационных характеристик, содержащий положения по установлению работникам разрядов оплаты труда, – это …
· «Квалификационные требования» +
· «Должностные обязанности»
· «Должен знать»
· «Общие положения»
10.Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических работников не может осуществлять …
· педагогический совет школы +
· Министерство образования Российской Федерации
· орган управления образованием субъектов Российской Федерации
· муниципальный орган управления образованием
11.Аттестуемый педагогический или руководящий работник вправе избрать …
· конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур +
· сроки прохождения аттестации
· состав аттестационной комиссии
· срок действия установленной аттестационной категории
12.Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности не включают раздел …
· «Должен уметь» +
· «Должностные обязанности»
· «Должен знать»
· «Требования к квалификации по разрядам оплаты»
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …
· муниципальными организациями местного самоуправления
· Законом Российской Федерации «Об образовании»
· Образовательной программой
2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …
· Типовое положение об общеобразовательном учреждении +
· Закон Российской Федерации «Об образовании»
· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
· Федеральная целевая программа развития образования
3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …
· гимназии +
· профессиональные училища
· колледжи
· негосударственные образовательные учреждения
4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …
· демократии +
· децентрализации
· светскости
· непрерывности образования
5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …
· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности +
· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования
· сохранение школьных традиций
· получение образования на родном языке
6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …
· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ +
· частное лицо
· коммерческая организация
· орган местного самоуправления
7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …
· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением +
· соглашением
· контрактом
· приказом
8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет
9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …
· Уставом общеобразовательного учреждения +
· Законом Российской Федерации «Об образовании»
· администрацией школы
· Советом школы
10. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …
· Уставом общеобразовательного учреждения +
· приказом руководителя
· желаниями учащихся
· трудовым договором
11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …
· статус образовательного учреждения +
· характеристика материальной базы
· расписание занятий
· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс
12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …
· Постановлением Правительства Российской Федерации +
· Государственной думой
· Министерством образования Российской Федерации
· муниципальным органом управления образованием
13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …
· Устав образовательного учреждения +
· Типовое положение об образовательном учреждении
· Программа деятельности образовательного учреждения
· Концепция развития школы
14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …
· организационно-правовой формы
· уровня образования
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Государственный образовательный стандарт (назначение, структура)
Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Относительно европейских и мировых стандартов образования, следует заметить, что «стирание границ» ведет к определенным обязательствам со стороны учебного заведения, которое гарантирует не просто успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у обучающегося есть определенные гарантии, но и необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявляя себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный работник. Это предполагает постоянное повышение квалификации студента, стремление постоянно быть востребованным. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт образования динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.
Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Растет активность человека во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в образовательной сфере могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является определенным значимым этапом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:
1. структуре основных образовательных программ;
2. условиям реализации основных образовательных программ;
3. результатам освоения основных образовательных программ.
Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения
Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
2. средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;
4. одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.
1. обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт является важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;
3. обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
4. критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
5. повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.
Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях - от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).
Вместе с этим проводится разработка Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр. 19:
1. примерных (базисных) образовательных планов и программ;
2. системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
4. экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;
5. системы аттестации педагогических работников;
6. контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;
7. подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
Таким образом, Государственные образовательные Стандарты в системе существующего законодательного поля системы образования становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования Сенашенко В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В. С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. , стр. 14.
Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.
Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и на уровне образовательного учреждения в соответствии с документом заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт, который будет включать в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, осуществляемых учебным заведением.
При этом реализация программ высшего профобразования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых вузами федерального уровня, перечень которых утверждается Президентом РФ. Вместе с тем сохраняются право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.
Новая структура стандарта включает в себя:
1. требования к результатам освоения основных образовательных программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);
2. требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;
3. требования к условиям реализации основных образовательных программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы).
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго и третьего поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.
Также в законе прописаны государственные требованиях к условиям реализации образовательного процесса
1. кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;
2. финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;
3. материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);
4. информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
1. обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;
2. повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;
3. способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и как следствие - качества жизни и благосостояния россиян.
Важной чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.
Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:
1. личностное развитие;
2. социальное развитие;
3. общекультурное развитие;
4. интеллектуальное развитие;
5. коммуникативное развитие.
Таким образом, Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.