Формальные и неформальные институты в теории институциональных изменений Д. Норта. Понятие формальных и неформальных институтов Формальный институт

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Системы социальных ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.

Социальный институт-это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видов деятельности- свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные.

Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений.

Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

К формальным социальным институтам относятся:

· экономические институты- банки, производственные учреждения;

· политические институты- парламент, милиция, правительство;

· воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей. Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Системы социальных ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.

Социальный институт-это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видов деятельности- свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные.

Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений.

Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.



К формальным социальным институтам относятся:

· экономические институты- банки, производственные учреждения;

· политические институты- парламент, милиция, правительство;

· воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей. Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.



Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, социологи различают три её формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная (или высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. К ней относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, называемой в силу этого элитой общества. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей - высокообразованные члены общества. Но часто бывает так, что элитарное искусство оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

Народная культура. Она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений, как правило, неизвестны. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, тосты, сказки, песни, танцы и т.д. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - еще одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор обычно локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме современной культуры: развитие средств массовой коммуникации; становление индустриально-коммерческого типа производства и распространение стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры и повышение уровня образованности масс и т.д. Через систему средств массовой коммуникации печатная и электронная продукция охватывает большинство членов общества.

Отдельные виды культуры образуют «вертикальное» сечение культуры, пронизывающее всю ее систему. К ним относятся экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура. (Определения терминов см. в Приложении) В современном обществе эти виды культуры играют важную роль и поэтому занимают особое положение в нашей структуре культуры. Они проявляются в материальной и в духовной формах культуры, в разных ее типах и видах.

Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.

Формальный институт - это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества. По этому поводу А.Г. Эфендиев написал, что «если социальные институты - могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты - это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества» .

Неформальный институт - это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).

Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, Т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение своих друзей и коллег .

Неформальные институты играют очень важную роль в сфере межличностного общения в малых группах. Например, группа играющих ребят выбирает себе лидера и его помощников и устанавливает специфические «правила игры», Т.е. нормы, которые позволят разрешать возникающие в процессе этой игры конфликты. В данном случае цели, методы и средства решения задач также не установлены строго и письменно не зафиксированы .

Существующая система социальных институтов общества очень сложна. Это связано, во-первых, с тем, что человеческие потребности, стимулирующие создание данных социальных институтов, очень сложны и многообразны, а во-вторых, с тем, что социальные институты постоянно видоизменяются, так как некоторые элементы структуры института в ходе исторического развития общества или утрачиваются, или наполняются новым содержанием, появляются новые задачи и функции. В качестве примера рассмотрим производственную функцию семьи. Если раньше подготовкой молодежи к профессиональному труду занималась только семья, то с развитием производственных отношений и усложнением разделения общественного труда семья была уже не в состоянии выполнять эту функцию. Восстановление в настоящее время в России частной собственности, развитие предпринимательства и фермерства опять частично восстановили производственную функцию семьи, в основном в сельской местности .

Все социальные институты любого общества в различной степени объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция главным образом базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Кроме этого, институты оказывают определенное влияние друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также установлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях.

Взаимосвязанная система институтов образует целостную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов - необходимое условие нормального функционирования всего общества. Система социальных институтов в социальной совокупности очень сложна, а постоянное развитие потребностей ведет к образованию новых институтов, в результате чего рядом друг с другом существуют много разных институтов .

Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. То есть, если необходимо понять общество, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных связей в интересующем обществе. А.Г. Эфендиев, рассматривая в своей работе социальные связи, сравнил их с тысячами невидимых нитей, с помощью которых человек связан с другими людьми и обществом, продолжив эту аналогию в отношении социальных институтов, он написал, что «социальные институты в системе социальных связей - наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее жизнеспособность» .

Таким образом, социальные институты выступают для социологов в качестве одного из наиболее важных объектов анализа, являются объектом специализированных социологических исследований.

Взаимосвязь формальных и неформальных социальных институтов

Вся человеческая жизнедеятельность институциализирована. Институциализация может носить формальный или неформальный характер. Следовательно, выделяют формальные и неформальные институты.

В любом обществе все социальные институты объединены между собой и взаимосвязаны, представляют сложную интегрированную систему. Такая интеграция основывается на том, что любому человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо участвовать в различных типах социальных институтов, как формальных, так и неформальных.

Замечание 1

Система взаимосвязанных институтов регулирует поведение своих членов, обеспечивает им удовлетворение различных потребностей, обеспечивает развитие группы как единого целого. Эта система в социальной совокупности имеет сложную структуру, а развитие потребностей ведет к формированию новых институтов. Внутренняя согласованность в деятельности формальных и неформальных институтов является необходимым условием функционирования всего общества.

Формальные социальные институты

Определение 1

Формальный институт – это социальный институт, в котором объем средств и методов действия, функций регулируются правовыми актами, предписаниями законов, формально утвержденных установлений, распоряжений, регламентов, правил, уставов, должностных инструкций и т.д.

К формальным институтам относятся:

  • государство,
  • армия,
  • семья,
  • учреждения образования,
  • банки,
  • система производства и т.д.

Формальные институты реализуют свои управленческие и контрольные функции на основе строго установленных формальных санкций (как позитивных, так и негативных, связанных с поощрением или наказанием).

Формальные институты играют важную роль в упрочении общества, так как являются одновременно и мощными канатами системы социальных связей, и гибким, прочным каркасом, определяющим прочность общества.

Неформальные социальные институты

Определение 2

Неформальный институт – это социальный институт, в котором отсутствуют установленные формальными правилами средства и методы деятельности, они не определены и не закреплены в нормативных документах и законодательных актах. Гарантия устойчивости организации отсутствует.

Неформальные институты, в широком социальном смысле, осуществляют управленческие и контрольные функции, так как выступают результатом волеизъявления и социального творчества граждан:

  • политические движения,
  • объединения по интересам,
  • любительские творческие объединения самодеятельности,
  • фонды культурного и социального назначения и т.д.

В неформальных институтах социальный контроль происходит на основе норм, зафиксированных в общественном мнении, обычаях и традициях, т.е. неформальных санкций. Очень часто неформальные санкции выступают более эффективными средствами контроля за поведением людей, чем формальные санкции и нормы права. Иногда понести наказание со стороны официального руководства или представителей власти для людей более предпочтительно, чем принять негласное осуждение коллеги друзей.

Замечание 2

Примером неформального института является институт дружбы. Дружба – устойчивое явление человеческого общества в современном мире, характеризующееся четкой, достаточно полной регламентацией. У института дружбы отсутствуют учреждения, нет профессионального закрепления прав и обязанностей, статусов партнеров. Формами социального контроля выступают позитивные (доверие, длительность знакомства, улыбка, симпатия) и негативные (ссора, обида, сплетни, прекращение дружеских связей) санкции, которые не оформлены в виде административных положений, нормативных актов и т.д.

Неформальные институты играют значительную роль в сфере межличностного общения в малых группах.

  • Лозовая Ирина Владимировна , старший преподаватель
  • Воронежский экономико-правовой институт
  • ИЗДЕРЖКИ
  • НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
  • ФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  • ИНСТИТУТ
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

В данном материале исследованы проблемы становления и развития формальных и неформальных институтов.

  • Эффективные методы мотивации и стимулирования персонала
  • Инновационное предпринимательство в туризме: теоретический аспект
  • Проблемы муниципальных финансов РФ в переходе от рыночной к инновационной экономике

Неоинституционализм в современной экономической мысли является одним из самых быстроразвивающихся и перспективных направлений . Новая институциональная экономическая теория начала свое формирование в 1960-1970-х годах. К 1980 году в неоинституционализме были определены области исследования, такие как :

  • анализ институциональной среды и ее влияние на поведение экономических агентов;
  • анализ контрактных соглашений;
  • анализ институциональной эволюции.

Теория институциональных изменений является составляющей «новой экономической истории», зародившейся в 1950-12960-х годах. Родоначальником данного новейшего направления в экономической мысли принято считать американского экономиста Дугласа Сесил Норта . Автором теории институциональных изменений так же является Д. Норт. Цель теории институциональных изменений состоит в следующем : выявить внутренние факторы, которые будут способствовать изменению не только обособленных, единичных институтов, но и полностью всей институциональной структуре общества. Ключевым вопросом в работе над теорией институциональных изменений является роль институциональных факторов в экономическом развитии. Д. Норт дает совершенно новое, индивидуальное понятие термина «институт», анализируя эволюцию институциональной иерархи общества.

В своих работах Д. Норт вносит в экономику инновационный взгляд на институциональную структуру общества, опираясь для оценки известных исторических событий на ключевые для «нового институционализма» понятия: «право собственности», «трансакционные издержки».

Д. Норт считал, если представителями новой институциональной теории, проводится исследование влияния институтов и организаций на экономическую эффективность, то главным вопросом их работы оказываются проблемы формирования и эволюции институтов и выявление внутренних факторов институциональных изменений. Именно по этой причине научную деятельность Д. Норта относят к институционально-эволюционному направлению.

Научные труды Д. Норта приобрели популярность и в России. Причиной интереса к работам Д. Норта, на наш взгляд, является вербальный характер его теории, при этом использование неоклассического инструментария и понятийного аппарата эволюционной теории.

Центром исследований и основной единицей анализа Д. Норта является понятие «институт». Согласно теории Д. Норта институты создаются людьми. Соответственно, человек эволюционируя, изменяет и институты, значит, формирование института должно начинается с индивида. При этом ограничения, которые накладывают институты на человеческий выбор, оказывают существенное влияние на поведение индивида.

Согласно Д. Норту, институт – это «рамки», в пределах которых индивидуумы взаимодействуют друг с другом. Данные ограничения («рамки») включают в себя:

  • процедуры по обнаружению и пресечению поведения, отклоняющегося от установленных правил;
  • формальные ограничения в виде правил и предписаний. Примером могут случить – конституция, договора, указы и т.д.;
  • неформальные кодексы поведения. Например, обычаи, привычки, ограничивающие сферу деятельности формальных правил.

По мнению Д. Норта, именно обычаи традиции могут служить эффективным аналогом формальных институтов, тем самым обеспечивая экономию ресурсов.

Институты формируют жизнедеятельность индивидов таким образом, что они не задумываются в большей части о своих действиях, которые являются регулярными, повторяющимися и очевидными. Именно под этим воздействием берут начало эффективные рынки, которые позволяют сократить издержки на заключение и поддержку контрактов.

Обратимся к примеру. Возьмем за объект исследования иностранную фирму (институт), которая пытается строить бизнес в другой стране, при этом не освоим заблаговременно сложившихся в ней формальных и неформальных норм. Данная фирма будет нести высокие транзакционные издержки. И лишь в том случае, когда они их усвоят, они смогут эффективно обмениваться информацией и принимать активное участие в различных формах социального, политического и экономического обмена. Отсюда, можно сделать вывод, что именно социальные институты в своей функции имеют цель снижения транзакционных издержек.

По мере роста разделения труда, специализации, увеличения меновых отношений появляются не только транзакционные издержки, но и издержки оппортунистического поведения. К издержкам оппортунистического поведения принято относить следующее: обман, нарушение соглашений, подлог и т.д. Данный фактор приводит к появлению еще одного участника обмена – государство, которое берет на себя функции по защите прав собственности и обеспечению соблюдения договоренностей. Данный факт, по мнению Д. Норта, сыграл важную роль в истории становления права собственности.

Обращаясь к проблеме исторического развития, американский ученный считал, что основой понимания данного процесса являются именно институциональные изменения. По мнению Д. Норта, изменения институциональной структуры процесс сложный. При детальном рассмотрении изменений формальных и неформальных институтов можно сделать следующие выводы. Неформальные институты формируются спонтанно, не имея за собой никакого замысла. При этом, изменения в них осуществляются постепенно, зачастую на подсознательном уровне, формируя альтернативные модели поведения. В свою очередь, формальные институты устанавливаются и функционируют сознательно, и поддерживаются в основном государством. Изменения в формальных институтах могут осуществляться одномоментно, путем принятия политических или юридических решений. Причем, формальные институты представляют тобой иерархию, которая включает в себя правила как правила высшего, так правила и низшего порядка.

Институциональные изменения – это сложный процесс, на который оказывают влияние множество факторов: технический прогресс, расширение и обновление номенклатур продукции, возникновение новых рынков, прирост населения, появлении новых идеологий, формирующих структурные предпочтения индивидов . В современном обществе, формирующем «институты» достаточно много проблем (несовершенство законных актов, кодексов, преобладание неформальных институтов над формальными институтами), не решив которые, невозможно свести к минимуму трансакционные издержки и издержки оппортунистического поведения.

Список литературы

  1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А.. 2016. Т. 2. № 48. С. 82-86.
  2. Болдырев В.Н. Научные знания как инструмент обеспечения социальной стабильности в условиях трансформации государства и частной собственности // Территория науки. 2015. № 6.С. 112-119
  3. Евсюкова А.Ю., Афиногенова И.Н. Валовый внутренний продукт - основной показатель развития экономики // Территория науки. 2015. № 3. С. 90-93.
  4. Иголкин И.С., Давыдова Е.Ю., Шаталов М.А. Институциональные основы развития высшего профессионального образования // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 196-199.
  5. Кривенда Е.А., Гетманская Е.С. Трансформация мирового рынка нефти в условиях финансовой глобализации // Территория науки. 2015. № 4. С. 176-179.
  6. Кузьменко Н.И. К вопросу о выборе эффективной кадровой политики предприятия в условиях социально-экономической трансформации общества // Синергия. 2016. № 3. С. 37-42.
  7. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Малый бизнес в России: современное состояние и перспективы развития // Современное развитие малого бизнеса материалы IV Всероссийской профессиональной конференции с международным участием. Отв. ред. С. Б. Синецкий. 2016. С. 52-54.
  8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М: Фонд экономической книги, 2013.
  9. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. – М: ИНФРА-М, 2014.
  10. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело – М, 2013.
  11. Смольянинова И.В., Шаталов М.А., Ахмедов А.Э. Формирование конкурентных преимуществ предприятий АПК в условиях ограниченности ресурсов // Агропродовольственная экономика. 2016. № 6. С. 6-14.
  12. Сорокин Б.Ф. Специфика политического маркетинга, как второй исторической формы социального обмена // Синергия. 2015. № 2. С. 7-20.