Функции органов самоуправления в отряде. Органы самоуправления отряда. Самоуправление в лагере

Введение

Глава I. Детское самоуправление: понятие, признаки, типы, принципы, задачи, функции, условия формирования

1.1. Понятие, признаки, типы, условия развития детского самоуправления

1.2. Принципы, функции, задачи самоуправления

Глава II. Органы самоуправления в детском оздоровительном лагере: виды, функции. Работа вожатого по формированию органов самоуправления.

2.1 Виды, функции органов самоуправления

2.2 Формирование органов самоуправления в отряде

Заключение

Введение

Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка молодого человека к жизни в обществе, формирование в нем позитивных качеств, помощь в выборе своего места в современном мире. Одним из факторов, который позволяет процессам самореализации развиваться в школьном возрасте, является детское самоуправление в лагере.

Е.Е. Решетова считает, что в условиях детского лагеря дети получают возможность приобретения нового социально значимого опыта. Поэтому, в лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый воспитанник чувствует свою сопричастность к решению задач, стоящих перед всем коллективом. Детское самоуправление в лагере помогает почувствовать всю сложность человеческих отношений, способствует развитию социальной активности, формированию лидерских качеств. Организация условий для развития самоуправления заключается в вовлечении ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе .

Л.М. Тарантей утверждает, что участвуя в решении проблем отряда, ребенок вырабатывает у себя качества, необходимые для преодоления трудностей лагерной жизни .

В.М. Коротова, воспитательное значение самоуправления в лагере состоит в подготовке ребенка к участию в общественном самоуправлении, в формировании у него главных качеств нового человека .

Согласно Н.И. Приходько, благодаря самоуправлению, у воспитанников развиваются такие умения, как:

1) умение проводить анализ создавшиеся управленческие ситуации и выявлять причины их возникновения;

2) умение предвидеть результаты своих действий;

3) умение оценивать возникшую ситуацию и находить выход из нее;

4) умение воспринимать и анализировать воспринимаемую информацию;

5) умение обосновывать и логично защищать свою точку зрения;

6) умение объективно оценивать действия органов самоуправления;

7) умение планировать работу органов самоуправления, определять перспективы их развития .

Так же Н.И. Приходько пишет, что самоуправление в лагере предполагает совместную деятельность вожатых и воспитанников, с помощью которой удовлетворяются творческие и духовно-нравственные потребности и интересы, складывается гармонично развитая и социально-активная личность .

Тема самоуправления в детских оздоровительных лагерях затронута в работах О.С. Газмана, В.Д. Иванова, А.С. Прутченкова, М.И.Рожкова, Л.И. Уманского и других.

Цель исследования: изучить органы самоуправления, их деятельность в детском оздоровительном лагере.

Объект исследования: детский лагерь.

Предмет исследования: органы самоуправления в лагере и их деятельность.

Задачи исследования:

1) изучить понятие «детское самоуправление» и раскрыть его сущность;

2) определить принципы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере, его задачи и функции;

3) охарактеризовать деятельность органов самоуправления в детском оздоровительном лагере.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Заключение

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические данные в организации детского самоуправлении, можно прийти к выводу, что его многогранность причина и источник многочисленных толкований и определений.

Изучив разные толкования сущности самоуправления ведущих педагогов, возможно определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

При организации деятельности органов лагерного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. Воспитанники должны делать только то, что входит в функционал представляемых ими органов. Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию.

Основное предназначение детского самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов. Участие самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Самоуправление открывает для многих возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Участие детей в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Роль самоуправления

Обеспечение включенности ребят в решение значимых проблем и формирование социальной активности, развития лидерства.

Сущность самоуправления

Создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей, что обеспечивает включение их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении.

Цель самоуправления

Научить детей через решение проблем выработать необходимые

качества для преодоления сложностей социальной жизни.

Для такого временного объединения как детский оздоровительный лагерь, развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. В лагере действуют постоянные и временные органы самоуправления, в зависимости от тех задач, которые определяет коллектив.

Сбор - это высший орган самоуправления в коллективе. Главное его назначение - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора - конкретные решения, направленные на положительные преобразования в отряде, лагере.

Он проводится тогда, когда возникает необходимость обсудить проблему жизни отряда, коллектива лагеря. На сбор отряда выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел.

Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает их отчеты, анализирует работу отряда, определяет основные направления деятельности, утверждает планы.

Сбор может проходить в различных формах: сбор - диспуты, сбор - «круга претензий», сбор - «круга благодарностей» и т.д.

Органом обще - лагерного детского самоуправления будут встречи «Доброе утро» и «Добрый вечер».

Каждое утро всех ребят собирает ребят на место общего сбора задорная мелодия - начинается программа «Доброе утро». Дежурный вожатый собирает новости о жизни лагеря, дается установка наступившего дня, каждому дается установка высказаться в «свободный микрофон».

Постоянным органом самоуправления, выполняющим решения и организующим работу коллектива, является избранный детьми актив: совет отряда, верховный совет.

Самоуправление в лагере как форма демократии представляет уникальный шанс реализовать детям свои интересы и возможности в коллективе со своими товарищами. Дети и взрослые совместно решают, чем заниматься, какие создавать кружки, клубы, объединения, какие использовать символы и ритуалы, то есть дети учатся жить самостоятельно.



Жить самостоятельно - это значит: сами планируем, сами организуем, сами оцениваем.

Сами планируем

Хотя и план смены заранее составляется с учетом возрастных особенностей детей и включает большое многообразие интересных материалов, он может изменяться с учетом пожеланий детей.

В начале смены вывешивается информация: «План проведения мероприятий смены...» «А как бы вы хотели провести мероприятия?»

Сами организуем

Своим примером педагоги показывают детям, как надо правильно распределять время, работу, когда просить, когда приказать. Зная, что в день самоуправления каждому придется побывать в роли воспитателя, вожатого дети будут внимательно наблюдать за взрослыми. На первом этапе этой самостоятельности детям оказывается поддержка взрослого товарища. Сначала эта помощь, возможно, будет прямой, а потом косвенной.

В течение лагерных смен будут организованы Дни самоуправления. А для того чтобы Дни самоуправления прошли успешно, необходимо научить детей обходиться без помощи взрослых. Но при этом необходимо чтобы все действия детей были под незаметным контролем, чтобы в любую минуту можно было прийти ребенку на помощь.



При распределении должностей на День самоуправления учитываются пожелания детей. Но перед этим дети должны наблюдать за работой тех людей, кого они будут замещать, потом поработать с ними, а уж потом - заменить их.

Сами оцениваем

Дети должны почувствовать ответственность за свои действия и

поэтому взрослые не должны вмешиваться в создавшуюся ситуацию при малейшем промахе ребенка. Дети должны сами ставить себе задачу перед той или иной работой, иногда даже непосильную, но в процессе работы они смогут оценить цену своих сил и возможностей. В процессе проб и ошибок они приобретают неоценимый практический опыт, что имеет грандиозное значение.

Предоставление детям самостоятельности помогает воспитывать у них чувство ответственности за свои поступки, за жизнь своего отряда.

Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотировка с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб, "За" – означал белый боб, "Против" – черный. В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну. Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как "активное право", "списки избирателей", " права человека и гражданина". Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью. Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси: в Новгороде – новгородское вече. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с ХII по ХV века. Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции. Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы выбираем Главу государства (Президента), Главу области (Губернатора), Глав Администраций районов и округов и депутатов в органы государственной власти всех уровней. Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).

Для организации выборов предшествует целая кампания, которая называется избирательной. Сегодня мы проведем «Выборы лидера школы», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения. - 1этап – подготовительный – объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей. - 2 этап - выдвижение и регистрация кандидатов - избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов. Собираются подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц. - 3 этап - предвыборная агитация – она проходит за счет средств кандидата, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки. Агитационный период прекращается за одни сутки до дня голосования. - 4 этап - голосование и подведение итогов.

Органы самоуправления в лагере

Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами на одну смену, и взрослые.

Цели и задачи актива

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

Содействия в создании благоприятного психологического климата.

1. Педагогическая сущность детского коллектива.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда.

4. Детское самоуправление в отряде.

5. Методика коллективной творческой деятельности.

1. Педагогическая сущность детского коллектива

Сразу после первичного знакомства в автобусе или в момент регистрации дети и подростки начинают объединяться в различные общности в общении, в игре и т. п. Психологи называют такие объединения «самовозникающие группы». Объединение происходит чаще всего на основе общих интересов и общих разговоров, тождественным положением (принадлежность к одному отряду, совместная поездка в автобусе и т. п.), чувством симпатии. В детской среде самовозникающие группы создаются сразу, как только дети оказываются вместе, характеризуются естественностью возникновения. Вожатый не должен игнорировать эти «живые» детские группы, однако самовозникающая группа не является коллективом. По определению Н.Ф. Головановой, с педагогической точки зрения «коллектив (от лат. – объединяю) как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки: общественно значимая цель; общественно значимая деятельность; коллективные отношения; демократическое самоуправление…» [с. 104].

Как сложная социально-педагогическая система детский коллектив включает неформальную и формальную структуры.

Под неформальной структурой коллектива понимают стихийно возникающую систему межличностных отношений воспитанников отряда. В своей работе вожатый должен учитывать неформальную структуру коллектива, поскольку она предшествует формальной и определяет статус личности в системе межличностных отношений в отряде.

Формальная структура отряда строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в совместной деятельности и общении посредством включения воспитанников в систему самоуправления. Руководство формальной структурой коллектива осуществляют выбранные органы (командир отряда, физорг, редколлегия и т. п.). В формальной структуре воспитанники отряда выполняют определенные социальные роли – поручения. Поручения даются открыто, часто в соответствии с графиком, имеют конкретное содержание (дежурство по столовой), длительность и границы ответственности (например, конкретные трудовые действия).

Формальная структура коллектива в лагере реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива – отряда, общего коллектива лагеря и педагогического коллектива.

Первичный коллектив – это неделимая часть коллектива, наименьшая структурная единица, предполагающая объединение воспитанников на основе дружеских, личностных и деловых интересов. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянный контакт воспитанников, и, по утверждению Г.Ф. Головановой, обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. Вожатому необходимо учитывать, что в рамках отряда могут существовать небольшие по численности первичные коллективы и учитывать в своей работе их большое социально-статусное и ценностное значение.

Совокупность первичных коллективов как «дифференцированное единство» в трактовке В.А. Караковского составляет общий коллектив. Первичный коллектив не способен до конца выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, «клетка» общего коллектива. Только в общем коллективе происходит осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей посредством участия в коллективных формах деятельности. Включение воспитанников в общий коллектив расширяет диапазон деловых связей, обогащает «горизонтальные» контакты (например, между воспитанниками одного отряда) «вертикальными» контактами, выходящими за пределы отряда, возраста. Расширение связей, выход воспитанников за пределы отряда существенно обогащает ценностно-нравственную атмосферу в лагере (своего рода «дух лагеря») и во многом определяет систему отношений воспитанников в отряде.

Органической структурой формальной структуры воспитательного коллектива лагеря выступает педагогический коллектив. В лагере он специфичен тем, что для организации воспитательного процесса привлекаются различные специалисты: учителя школ, педагоги дополнительного образования, а также студенты педагогических вузов. Работа в лагере требует от педагогов-воспитателей единства педагогической позиции, разнообразия творческих интересов и способностей педагогов, культуры педагогического общения.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда

Проблема создания временного детского коллектива и построение на его основе воспитательного процесса в лагере требует от вожатого знания педагогической природы этого процесса. При этом важно не просто знать те изменения, которые будут происходить в отношениях воспитанников, но и представлять себе специфику педагогической деятельности вожатого на каждой стадии развития коллектива. Традиционно выделяют 4 этапа развития коллектива (А.С. Макаренко), которые различаются особенностями педагогического руководства, обогащением общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. В процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самуправления. Временный детский коллектив в своем развитии претерпевает изменения от объекта воспитания посредством возрастания субъектности до воспитывающегося субъекта педагогического процесса (Г.Ф. Голованова) (таблица).

На четвертом этапе отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Достижение данного этапа в условиях временного детского коллектива затруднено, прежде всего, ограниченностью времени пребывания детей в ДОЛ. Однако феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих развитых коллективов существует. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения воспитанников сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Таблица – Этапы развития временного детсткого коллектива-отряда

Этапы развития коллектива

Позиция воспитанников

Позиция вожатого

Коллективообразующая деятельность вожатого

Условия эффективности педагогической деятельности

Первый этап

  • Неорганизован-ные группы воспитанников, неформальные межличностные отношения,
  • нет первоначальных переживаний общности цели, опыта коллективной деятельности

Прямо взаимодействует с каждым воспитанником

  • Сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга;
  • включать воспитанников в интересные и увлекательные общие дела с целью их самовыражения;
  • дать возможность проявиться активу;
  • определить поручения всем воспитанникам, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе.

Внимание вожатого должно быть обращено не столько на мероприятия, сколько на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения.

Второй этап

Появляются первичные признаки коллектива:

  • начинают действовать органы самоуправления (актив);
  • возникают отношения ответственных зависимостей.

Педагогическое взаимодействие опосредуется: вожатый сначала «заражает» коллективной деятельностью актив, убеждает в ее целесообразности активистов, помогает им выстроить весь проект дела. Теперь сам актив организует деятельность, реализует и оценивает ее результаты.

  • Воспитывать актив, обучать активистов сложному делу управления другими детьми, целенаправленно формировать у них организационный опыт;
  • воспитание первичных коллективов посредством регулярной смены поручений, чередования разнообразных кратковременных поручений;
  • накопление опыта деятельности воспитанников с позиции активистов посредством создания временных активов, «советов дела».

Организация эмоционально привлекательного для всех, активного, творческого, делового общения воспитанников.

Третий этап

Большинство воспитанников имеют активную позицию в коллективной общественной деятельности, «расцвет коллектива» (А.С. Макаренко)

Воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. В процессе воспитания происходит смещение субъектности в сторону коллектива.

Вожатый реализует свою основную педагогическую деятельность в соотвествии с программой развития лагерной смены, планом работы в отряде, логикой развития коллектива, выполняет свои должностные обязанности, несет отвественность за жизнь и здоровье детей.

  • Включение воспитанников в разнообразную продуктивную деятельность;
  • единство педагогических требований, обогащение педагогического общения;
  • расширение полномочий и углубление деятельности органов самоуправления

Таким образом, временный детский коллектив развивается как специфический социально-педагогический феномен. Коллективообразующая деятельность вожатого опирается на педагогические закономерности управления коллективом и реализуется как специально организованное педагогическое взаимодействие с воспитанниками, с одной стороны, с другой – с учетом неформальных процессов самоорганизации, самоуправления.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда

Ведущие идеи методики формирования временного детского коллектива-отряда:

  • необходимо вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную творческую деятельность;
  • важно организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в дружный и работоспособный коллектив.

Педагогической основой методики является:

  • умелое предъявление требований к воспитанникам;
  • организация детского самоуправления в отряде и обучение актива;
  • организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников и их свободного общения;
  • формирование здорового общественного мнения;
  • создание и развитие положительных традиций в отряде;
  • использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Методика предъявления требований к воспитанникам отряда подразумевает:

  • четкое определение норм и правил поведения в отряде;
  • приучение воспитанников к соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и привычек поведения;
  • соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам отряда;
  • в процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и общественное мнение воспитанников

Только создавая условия для активного участия воспитанников отряда в отрядных делах, можно постепенно усложнять требования к улучшению совместной жизнедеятельности в отряде!

На этапе организации отряда предъявление требований исходит от воспитателя и вожатых. Важно, чтобы требования поддерживались всеми воспитанниками отряда. Детский актив становится первым помощником вожатого в контроле за соблюдением норм и правил в отряде.

Организация деятельности воспитанников строится на основе развития временного детского коллектива-отряда посредством организации увлекательной совместной деятельности. Виды деятельности должны быть социально значимыми, разнообразными, соответствующими детским интересам. Вожатый должен учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость детей, сотрудничество детей и взрослых, использовать самоуправление в организации деятельности детей.

При подготовке коллективной деятельности воспитанников отряда вожатый решает:

  • предметную задачу (предполагает достижение непосредственного результата совместной деятельности; ориентирует деятельность на предметный результат, повышает заинтересованность и активность воспитанников в достижении цели);
  • воспитательную задачу (позволяет вожатому осуществлять оптимальный выбор содержания, методов и форм коллективного дела; для ее решения вожатый должен определить роль и функции каждого воспитанника отряда, продумать объем работы, место и время проведения, необходимое оборудование, формы контроля и самоконтроля, способы подведения итогов и поощрения лучших участников).

Общественное мнение – это преобладающая оценка, которая дается в среде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. В общественном мнении реализуется воспитательная роль отряда, через общественное мнение отряд предъявляет требования к своим членам, выражает свое отношение к их действиям и поступкам. В ходе совместной творческой деятельности у детей складываются общие оценки, суждения, нормы поведения. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом.

Для формирования здорового общественного мнения необходимо:

  • наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;
  • выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;
  • повышать роль органов самоуправления в отряде.

Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др.

Общественное мнение отражает зрелость коллектива, он начинает действовать как отлаженный механизм, оказывающий воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот, позволяет формировать такие качества воспитанников, как объективность, справедливость, требовательность, принципиальность, добросовестность.

Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.

К традициям в отряде можно отнести:

  • выбор названия и девиза отряда, другой символики;
  • проведение отрядных огоньков, сборов;
  • «дни рождения отряда»;
  • будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).

Установление прочных традиций в отряде способствуют развитию отряда как детского коллектива, повышают содержательность его жизни, воспитывают чувство гордости за свой коллектив.

В современных педагогических концепциях особое внимание уделяется воспитанию личности в социальной системе. Вожатому необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников :

1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;

2) освоении взрослых форм общения и деятельности;

3) открытии себя как личности и индивидуальности.

4. Детское самоуправление в отряде

Актив – ядро коллектива, его организующий центр. Это наиболее активная, инициативная группа воспитанников, обладающая хорошими организаторскими способностями, а также наличием специфических компетенций в определенной области.

Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Развитие самоуправления в отряде позволяет создавать условия для социального становления детей и подростков посредством включения их в решение сложных проблем, взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Участвуя в решении проблем отряда, воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей лагерной жизни, решения управленческих проблем в отряде.

Таким образом, самоуправление (по Л.В. Воронцова)– это:

– форма организации жизнедеятельности детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей;

– специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей;

– непременный признак коллектива, его функция.

Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды:

– коллективное планирование;

– текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда;

– работа в постоянных и временных органах самоуправления;

– выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю;

– участие в работе отрядных сборов, в работе педагогического совета лагеря.

Самоуправление может складываться из деятельности временных и постоянных органов.

К временным органам самоуправления относятся:

– советы дела, штабы, т. е. работа во временных творческих и инициативных группах. Они создаются по решению совета отряда для выполнения конкретной задачи, стоящей перед отрядом. Выполнив конкретную задачу, члены совета дела отчитываются перед советом отряда, после чего группа расформировывается;

– дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения.

Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: сбор отряда, совет отряда, деятельность звеньев (комнат), сборы звена, деятельность клубов.

Собрание отряда является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому члену отряда право участия в подготовке, обсуждении и принятии решения по важным вопросам жизнедеятельности отряда.

Совет отряда главный исполнительный орган, избираемый на собрании отряда. Его члены руководят работой микрогрупп, советами дел, создаваемых для организации в отряде различных видов деятельности: трудовой, физкультурно-оздоровительной, шефской, познавательной или художественно-творческой. В состав микрогруппы могут входить воспитанники отряда на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

Задачи педагогического руководства по развитию самоуправления воспитанников отряда (по Л.В. Воронковой):

  • проектирование идеальной схемы самоуправления в отряде еще до первых практических шагов совместной работы;
  • организация обучения актива отряда и формирование необходимых качеств;
  • включение воспитанников отряда в организаторскую деятельность.

5. Методика коллективной творческой деятельности (КТД)

Методика была разработана ленинградским ученым-педагогом И.П. Ивановым и успешно воплощена в практике коммунарской воспитательной системы. Сегодня данная методика по-прежнему востребована как «современная организация содружества детей и взрослых, как технология творческого самоопределения в коллективной деятельности» (Н.Ф. Голованова, с. 149).

Основной организационной формой в методике коллективной творческой деятельности является дело, которое организуется вместе с детьми для воспитания и формирования ценностного отношения к миру.

В практике работы лагеря дело представляет собой самостоятельно (совместно с вожатыми, воспитателями, органами самоуправления) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных сторонах воспитания, носить гражданскую, общественно-политическую, познавательную, эстетическую, спортивную и иную направленность. Одной из важнейших характеристик коллективного дела выступает проявление гражданской творческой заботы, приносить пользу и радость окружающим.

Специфична и организация деятельности участников дела. Вся работа выстраивается через функционирование микрогрупп. Микрогруппы включены в коллективную деятельность как живые клеточки большого организма. Именно в рамках микрогрупп планируется, разрабатывается, организуется, анализируется вся работа. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но не изолированно. Даже в условиях соревнования не исключены возможности кооперации и сотрудничества, что позволяет слиться действиям всех микрогрупп в единое общее дело.

Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Это временный орган самоуправления, имеющий подвижный состав и обеспечивающий организацию деятельности участников дела. Методика коллективного творческого дела предполагает также использование чередующихся творческих поручений. Такие поручения даются как отдельным участникам дела, так и микрогруппам. Стимулирующее действие оказывает использование зафиксированных знаков отличия. Такие знаки отражают содержательный смысл поручения и фиксируют определенный опыт, традиции этого поручения, которые передаются вместе со знаками отличия.

Рефлексирующую функцию выполняют «огоньки», «вечера в кругу друзей», «вечерние свечки», которые позволяют создавать коллективные переживания и коллективный опыт посредством обсуждения результатов КТД.

Главным правилом подготовки и проведения КТД является создание атмосферы выдумки, импровизации и творчества. По утверждению Г.Ф. Головановой, «ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как собственную, значимую и интересную лично тебе и твоим товарищам» (Г.Ф. Голованова, с.151).

Алгоритм коллективного творческого дела представлен последовательными стадиями, каждая из которых имеет собственные цели, представлена специфической деятельностью вожатого и воспитанников.

Первая стадия – «Предварительная работа»

Предполагает коллективный поиск различных вариантов организации дела. Предварительной работой вожатого будет продумывание общей воспитательной цели данного дела. Какие отношения буду развиваться у воспитанников в результате участия в КТД, какие изменения будут происходить в духовном мире личности каждого участника КТД. Если опыт организации коллективных дел у воспитанников еще недостаточный, то вожатый заранее может продумать возможные варианты их проведения. Эти варианты будут ненавязчиво предложены воспитанникам на стадии планирования и коллективного обсуждения.

Вторая стадия – «Коллективное планирование дела»

В соответствии с методикой КТД планирование проводится в микрогруппах, поэтому следует рассадить воспитанников лицом друг к другу по несколько человек. Если воспитанники не имеют достаточного опыта планирования, то вожатый начинает со стартовой беседы, побуждая детей к активному размышлению по поводу предстоящего дела. Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии. После завершения обсуждения, представители микрогрупп демонстрируют результаты обсуждения, задают друг другу вопросы, спорят.

После принятия коллективного решения и выбором Совета дела, на сборе Совета дела составляется план проведения дела, назначаются ответственные, распределяются примерные поручения для микрогрупп и отдельных воспитанников.

Активизация деятельности детей во время планирования возможна при помощи приемов подсказки, выбора, совета, усиления мотива (дополнительное разъяснение значимости дела), авансирования, обращения с просьбой о помощи. Можно прибегнуть к таким формам планирования, как «Дерево идей», «Ящик предложений», «Аукцион идей», «Анкета желаний», «Конкурс на лучшее предложение», «Разброс мнений».

Третья стадия – «Коллективная подготовка дела»

Алгоритм деятельности вожатого и воспитанников можно обозначить следующим образом:

– уточняется общий проект дела, сроки его подготовки и проведения;

– определяем содержание дела, объем работы, роли и поручения по принципы «Как можно мельче и как можно больше, так, чтобы у каждого была своя роль в общем деле» (Н.Е. Щуркова);

– организуем работу микрогрупп под руководством Совета дела, при этом каждая микрогруппа готовит свой «сюрприз» как часть общего дела;

– создаем положительную мотивацию, поддерживаем проявления инициативы и творчества, взаимопомощи. Вожатому важно предотвратить излишние соревновательность и нездоровое соперничество;

– организовываем по мере необходимости отдельные репетиции для микрогрупп;

– пишем план-сценарий, подготавливаем необходимые средства (музыка, тексты-связки, плакаты, театральный реквизит, пригласительные билеты и т. п.).

Данная стадия очень значима в воспитательном плане, поскольку здесь приобретается бесценный опыт совместной деятельности, закладываются ценностные основы отношений. Широкий арсенал педагогических приемов стимулирования воспитанников предложен Н.Е. Щурковой (прием возложения полномочий, снятия страха, персональной исключительности, прямой и скрытой помощи).

Четвертая стадия – «Проведение коллективного дела»

Эта стадия – кульминационная в реализуемой методике КТД. Вожатый продумывает степень своего участия и меру участия детей в зависимости от имеющегося у них опыта и степени самостоятельности. Дело проводится по намеченому плану, однако нужно быть готовым к возможным «вариациям». Каждая микрогруппа представляет свои «сюрпризы», из этих отдельных элементов и складывается общее яркое и интересное дело. Это позволяет поддерживать настроение воспитанников, стимулировать их интерес. Важно помнить, что именно воспитанники и их настроение, отношение к происходящему, взаимоотношения друг с другом, опыт совместного эмоционального переживания является главной целью дела. Само содержание дела, его реализация – вторичны.

Пятая стадия – «Коллективное подведение итогов дела»

Данная стадия чрезвычайно значима в плане выявления каждым воспитанником личностного смысла коллективного взаимодействия. Эта стадия организуется непосредственно после окончания дела, когда еще обострены эмоции, не утрачена яркость впечатлений. Анализ результатов собственной деятельности также целесообразно проводить сначала в микрогруппах, а затем в форме коллективного обсуждения. Воспитанникам предстоит ответить на вопросы: «Что было хорошо? Что понравилось и почему? Как себя чувствовали? Кому хотите сказать спасибо?». Затем выявляем недостатки: «Что не понравилось? Что не удалось и почему? Чем остались недовольны?». И в завершении обсуждения «Что предлагаем на будущее?».

Главная задача данной стадии – закрепить коллективные переживания воспитанников, стимулировать их активность и ориентировать на дальнейшее преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

На данной стадии можно использовать рефлексивные методики «Рефлексивный круг», «Цепочка предложений», «Разброс мнений», «Палитра настроений» и т. п.

Шестая стадия – «Ближайшее последствие коллективного дела»

Это этап осуществления предложений, принятых на стадии коллективного подведения итогов. Воспитанники объединяются в новые творческие группы для работы над новым КТД, происходит смена чередующихся творческих поручений. Разгорается новая искра поиска новых идей, дел.

Вожатый на этом этапе осмысливает итоги дела, намечает перспективы, корректирует цель, расширяет возможности своих воспитанников посредством предоставления им большей степени свободы и самостоятельности.

Таким образом, методика КТД имеет широкие возможности по расширению субъективного опыта воспитанников. Включение детей и подростков в продуктивную общественно значимую деятельность ориентирует их на преобразование окружающей действительности, обогащает воспитательный потенциал совместных переживаний, формирует систему ценностных ориентаций.

Организация самоуправления - достаточно сложный воспитательный процесс. Особенно, если охватываются дети всех возрастов. Модели детского самоуправления существуют во многих образовательных учреждениях, в дополнительном образовании они чаще всего присутствуют в подростковых клубах и в лагерях летнего отдыха. Наш лагерь Колос не стал исключением.

Самоуправление в лагере предполагает самостоятельность детей в организации себя, деятельности, которая происходит на смене, а также самоконтроль результатов этой деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать сложность социальных отношений, сформировать свою социальную позицию, определить свои собственные возможности в развитии лидерских функций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила педагог-организатор МБОУ «ОСОШ №2» СП «УДЮЦ» Шулятикова В.Н. 1 квалификационная категория Особенности детского самоуправления в летнем оздоровительном лагере «Колос»

Цель: создание условий для развития самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Задачи: Возможность самовыражения для каждого ребенка; Развитие лидерских качеств детей; Приобщение к разнообразному опыту социальной жизни через участие в деятельности.

Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления Поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом; Взаимную ответственность вожатых перед детьми и детей перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений; Взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива к друг другу; Совместную работу вожатского и детского коллективов; Информирование ребят о проблемах, возникающих в процессе подготовки и проведении мероприятий.

Система самоуправления смены Совет смены Службы смены (по 2 чел. о т отряда) Комиссар смены (синий галстук) Комиссар отряда (оранжевый галстук) Дежурный командир отряда - ДКО (красный галстук) Совет дела Отряд

Службы в лагере ЛЭП– любите эти песни. УЮТ – уют и чистота территории. ГРИН – группа информации. ГРУЗД - группа здоровья

Законы смены Поднятой руки Территории Без дыма и огня Песни Чистоты Доброго отношения Галстука Активности Закон О: О Закон законов

Мастерские и секции в лагере

День самоуправления Зарядка «В здоровом теле - здоровый дух». Линейка - «Всё наоборот». Смотр отрядных уголков «Здоровье всему голова». Митинг «За здоровый образ жизни». Костюмированный футбол. Мастер-классы от « Дети-детям »: «Карта желаний», работа с микрофоном, «коллаж – моя профессия». Дискотека. Вечерний огонёк.

Вечерний огонёк

Правила ведения огонька и свечи. Голоса звучат приглушённо. Право голоса имеет только тот человек, у кого в руках символический предмет – талисман. Исполняются тихие лиричные песни. Присутствует весь отряд. Нельзя запрещать или заставлять говорить. После огонька все разговаривают вполголоса. Откровенность и принципиальность - норма разговора.

Традиции и ритуалы огонька и свечи Традиция круга Традиция доброго отношения друг к другу Ритуал зажжения свечи Традиция ведущего Традиция доброго отношения к песне Традиция легенд Традиция сюрпризов Выбор «человека дня»

Типы огоньков: Огонёк – знакомство Огонёк – откровенный разговор Тематический огонёк Огонёк прощания Огонёк - сюрприз

Типы свечек: Свечки знакомства «Карта знакомства, Памятный день» Свечки – откровения «Разговор с игрушкой, Письмо другу» Свечки анализа «Цепочка, Отряд для меня» Свечки адаптации «Расскажи мне о себе, Расскажи мне обо мне»

Спасибо за внимание!


Одной из основных задач организационного периода смены (о чем мы будем говорить чуть позже) – выявление начальных лидеров и формирование органов самоуправления в отряде.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском коллективе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).



Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися, в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни коллектива, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по коллективу, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение коллектива, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому его члену возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров на начальной стадии формирования отряда.

Фигура . Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, неинициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.

Выбор руководителя похода . Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так отряд разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну . Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.

Геометрия для слепых . Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Стульчики . Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Лидер . Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть несложными и интересными, например:

§ придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;

§ построиться по цвету волос от светлых к темным;

§ оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания:

Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали.

Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

Киностудия . Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: «Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма». После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Старт . Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе. Правила организации игры:

1. количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;

2. все этапы должны быть одинаковыми по длительности, как правило, этап длится 7-10 минут;

3. следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.);

4. у каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение;

5. переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу;

6. задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап;

7. важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.

Органы самоуправления отряда могут быть самыми разнообразными. Основная цель, которую мы преследуем, создавая их, – научить ребят самостоятельно организовывать свою деятельность, дать им понять, что в отряде все зависит от них. Зачастую отрядные органы самоуправления зависят от общелагерных. Рассмотрим несколько моделей. Ими можно пользоваться по отдельности, а можно в различных сочетаниях.

Дежурный командир отряда (дежком) – формальный лидер отряда. Избирается ежедневно на вечернем огоньке отряда. Полностью отвечает за проведение отрядом следующего дня. Подробный функционал дежкома желательно изложить в памятке дежкома.

Комиссару необходимо следить, чтобы в роли дежкома побывало как можно больше членов отряда.

Командир отряда – избираемый на всю смену член отряда. Как правило, одновременно является членом общелагерного органа самоуправления. Выполняет представительную функцию в Совете, отвечает за определенный участок работы в Совете лагеря, является связующим звеном между отрядом и общелагерным органом самоуправления.

Постоянно действующие структурные единицы отряда (группы). Любой коллектив можно сделать управляемым, только разбив его на небольшие группы (по 5-6 человек), во главе с командиром, избираемым из состава группы. Каждая группа отвечает за определенный участок работы отряда, например, дежурная, оформительская, сюрпризная и др. Ежедневно или через несколько дней функционал групп меняется (ЧТП – чередование традиционных поручений). Этими же группами можно работать при подготовке какого–либо общелагерного или отрядного дела. Полезно придумать названия групп, их девизы и использовать при проведении утренних линеек отряда.

Некоторые члены отряда могут иметь постоянно действующие поручения , но это возможно только с их согласия и согласия всего отряда, например, в отряде только два художника.