Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Русский синодальный перевод

Ввиду этого Спаситель рассматривает богатство и с другой стороны, как я выше упомянул: «где сокровище » человека, говорит Он, «там и сердце » его. То есть, хотя и ничего подобного не случится, но немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибытках и гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку. Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не можешь услышать ничего полезного для себя. Но как пес в логовище, прикованный к заботам о деньгах крепче цепи, бросаешься ты на всех приходящих к тебе, - занимаешься только тем, чтобы для других сохранить лежащее у тебя сокровище. Что может быть бедственнее этого? Но так как мысль эта превышала понятие слушателей, и как вред, так и польза, проистекающие от богатства, для многих не были очевидны, и, чтобы понять это, нужен был ум довольно проницательный, то Спаситель, после предварительного объяснения, и сказал: «где сокровище » человека, «там и сердце » его. Поясняя то же самое далее, Он обращает речь от умственных предметов к чувственным, именно говорит: «светильник для тела есть око» (Мф. 6:22) . Смысл слов Его таков: не закапывай в землю ни золота, ни чего-либо другого тому подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя ты и сбережешь его от этих истребителей, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, - потому что где будет сокровище твое, там будет и сердце твое. Напротив, если будет твое сокровище на небе, то не только имеешь ту выгоду, что сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесном, так как очевидно, что ты туда же перенесешь и ум свой, куда положишь свое сокровище; наоборот, когда ты положишь свое сокровище на земле, то будешь испытывать совершенно противное.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Он поручает нам удалиться от мира и быть нищими в отношении всех видимых вещей и не иметь земной заботы, но день и ночь бдеть у дверей (своего сердца) и ожидать, когда Господь, отворив заключенные сердца, излиет в нас дар Духа. Он говорит, чтобы мы отвергли золото, серебро и родственные узы, продали имущество и раздали бедным и воссокровиществовали его на небесах; «потому что где сокровище твое - там будет и сердце твое ». Господь видит, что сатана, действуя чрез богатство, принуждает мысли человека к тому, чтобы они поникли к заботе о материальных и земных вещах. Поэтому Бог, заботясь о твоей душе, говорит тебе отречься от этого, чтобы ты хотя бы поневоле искал небо и имел сердце у Бога; так что если бы ты и захотел опять вернуться к твоему имуществу, то (уже раздав его бедным) и не нашел бы уже ничего и, хочешь не хочешь, был бы принужден взирать туда, куда ты воссокровиществовал и отослал его, то есть - на небо, «потому что где сокровище твое, там будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа I. Слово 53.

<…> повелел Он оставить золото, серебро, родство, продать имение, раздать нищим, положить это в сокровищницу и искать сего на небесах: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце » твое. Господь знал, что сатана чрез это берет силу над помыслами и вводит их в заботу о вещественном и земном. Посему-то Бог, промышляя о душе твоей, повелел отречься от всего, чтобы и по неволе взыскал ты небесного богатства и обратил сердце свое к Богу. Ибо если и пожелаешь возвратиться к тварям, то окажется, что не владеешь ничем видимым; и тогда, хочешь или не хочешь, принужден будешь ум свой обратить к небу, где собрал и положил все в сокровищницу: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа II. Слово 11.

Прп. Максим Исповедник

Когда приметишь, что ум твой с услаждением занимается предметами вещественными, и любезно пребывает в помышлениях о них: то знай, что ты любишь их более, нежели Бога. Ибо идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше , глаголет Господь.

Главы о любви.

Прп. Нил Синайский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сказано: «идеже есть сокровище» твое, «ту будет и сердце» твое (Мф. 6:21) . Ибо каковы занятия, таков, без сомнения, и образ мыслей, и к чему устремлены занятия, того держатся и воспоминания, и ум. Посему должно более обращать трезвенное внимание на сокровище небесное и некрадомое.

Письма на разные темы. Пресвитеру Серапиону.

Блж. Иероним Стридонский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Это нужно относить не только к деньгам, но и ко всем вообще страстям [или: имуществам]. Для прожорливого богом служит его чрево. Итак, он имеет сердце там, где и сокровище [или: есть сокровище]: сокровище любящего роскошь человека суть изысканные блюда; для ленивого - забавные игры, для любовника - похоть: Всякий находится в рабстве того, что одерживает над ним победу (2 Пет. 2:19) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-23 ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

Он говорит это: если ты пригвоздил свой ум заботой об имуществе, то ты погасил свой светильник и омрачил свою душу, ибо как глаз, когда он чист, то есть здоров, освещает тело, а когда худ, то есть нездоров, оставляет его во мраке, так и ум ослепляется заботой. Если же ум омрачен, то душа делается тьмой, а тем более тело.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше

Сердцем здесь назвал ум. Он говорит: если даже ничего из того не бывает, однако вообще, где ваше сокровище, там будет и ум ваш. Но не малый вред для души в том, что ум пленен здесь, связан многоразличною заботою об охранении сокровища, порабощен такой тирании и не смеет перейти к другой мысли.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сердце всегда более занято тем, что для него дорого, что оно любит, к чему привязано; в чем человек поставляет свое высшее благо, к тому и лежит сердце его. Итак, чтобы истинно направить стремления нашего сердца, необходимо, чтобы предмет его стремлений был истинен, свят и чист. Сокровища небесные - добродетели; вот к чему должно быть привязано сердце христианина.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Смысл ясен. Жизнь человеческого сердца сосредоточивается на том и около того, что человек любит. Человек не только любит те или иные сокровища, но и живет, или старается жить около них и вместе с ними. Смотря по тому, какие сокровища человек любит, земные или небесные, и жизнь его бывает или земной или небесной. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные отходят для него на задний план и наоборот. Здесь, в словах Спасителя, глубокое обличение и объяснение тайных, сердечных человеческих помышлений. Как часто мы заботимся, по-видимому, только о небесных сокровищах, но сердцем своим привязаны бываем только к земным, и самые наши стремления к небу бывают только видимостью и предлогом для сокрытия от посторонних взоров нашего любвеобилия к сокровищам только земным. Вместо “ваше” Тишендорф, Вест. Хорт и другие - “сокровище твое,” “сердце твое”. Может быть, в recepta и многих курсивных “твое” заменено словом “ваше” для согласования с Лк. 12:34, где “ваше” не подлежит сомнению. Цель употребления “твое” вместо “ваше”, может быть, заключалась в том, чтобы обозначить индивидуальность сердечных склонностей и стремлений человека со всем их бесконечным разнообразием. Один любит одно, другой другое. Знакомое всем выражение “у меня сердце лежит” или “не лежит к тому-то” почти равнозначно евангельскому выражению 21 стиха. Его можно перефразировать так: «где находится то, что ты считаешь своим сокровищем, туда будут направляться и сердечные помыслы твои, и любовь твоя”.

Троицкие листки

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Непрочно, обманчиво всякое земное сокровище; но если бы оно и прочно было, уже одно то, что люди прилепляются к нему всем сердцем и ради него забывают Бога, есть великое зло и бедствие для души. Почему? «Потому что ты становишься тогда рабом земных твоих сокровищ», - говорит святой Златоуст. ибо где сокровище ваше , где то, чего вы желаете, о чем заботитесь, что любите, там будет и сердце ваше , туда будут постоянно устремлены и взоры ваши, желания ваши, ибо где сердце человека, там и весь человек, вся судьба его. «Если, - говорит святитель Филарет Московский, - сокровище твое на земле, то не думай, чтобы сердце твое нашлось на Небеси - у Бога». - «Немалый для тебя вред, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - если ты будешь прилеплен к земному, отпадешь от Небесного, будешь думать только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибылях… Что может быть бедственнее этого? Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не услышишь ничего полезного и необходимого для тебя». Твое сердце не тронется мольбами несчастных вдов и сирот; оно так же холодно, как металл, к которому прилепилось… Угрюмый и суровый, ты от всех сторонишься, всех подозреваешь, всего боишься… Но не одно богатство может так завладеть сердцем человека: всякая страсть может сделаться его идолом, его сокровищем , с которым ему жаль расстаться. Посмотрите на человека, для которого все сокровище сердца - это плотские греховные удовольствия. Его сердце отравлено ядом разврата, его воображение переполнено нечистотами греха: до того ли ему, чтобы думать о Боге, о Небе, о спасении души? Или вот человек, у которого вся душа занята заботой о почестях, наградах, отличиях, повышениях… Этот честолюбец готов унижаться до раболепства перед сильными мира сего, хитрит, лукавит, жертвует совестью и законом: он не остановится ни перед чем, лишь бы столкнуть ближнего, занять его место. Какое черствое, холодное сердце у этого человека! Придет ли ему на ум позаботиться о будущей жизни, о Царстве Небесном? Его царство, его сокровище - здесь, на земле, в почестях и отличиях земных. А где сокровище его, там и его сердце. Укажем еще пример. Вот женщина, которая всю свою жизнь отдает в жертву страсти к нарядам и убранствам. Нищий так не заботится о куске хлеба насущного, как она тревожится о том, как бы одеться получше других, как бы кто-нибудь не перещеголял ее… А удалось это - в сердце уже подняла голову другая страсть - тщеславие… Когда ей заботиться о детях? Что ей за дело до того, что у мужа недостает средств на обновы для нее? И сколько огорчений, даже несчастий семейных бывает из-за этой пустейшей страсти к нарядам!… Найдется ли в сердце такой женщины место для Бога, для заботы о спасении души?… Но всех таких земных сокровищ , всех греховных привязанностей, к которым склонно наше сердце, и не перечтешь: сколько грехов, столько и идолов, которым человек отдает свое сердце. А для Христова ученика должно быть только одно сокровище - Бог и святой Закон Его. Если ты любишь Бога всем сердцем, всем помышлением твоим, то и все желания твои должны быть обращены к единому Богу. Живи и на земле только для Бога, потому что нигде ни в чем не может наше сердце найти мира и блаженства, кроме как у единого Бога. А Он обитает только в чистой совести, и Сам, Своей благодатью, приходит в наше сердце, но только тогда, когда там будет для Него место чистое, а не скверное…

Троицкие листки. №801-1050.

(проповедь – рассуждение)

Так уж устроен человек, что едва научившись говорить, он сразу начинает задавать вопросы. Эта черта, присущая каждой человеческой личности – величайший Божий дар. Маленький человек, еще не научившись как следует думать, уже пытается всему найти объяснение.

С возрастом вопросы: «почему трава зеленая?», или «куда ночью прячется Солнце?» и тысячи других «почему?», рано или поздно разрешившись, сменяются другим вопросом, который человек задает уже не родителям, а самому себе на протяжении все жизни: «кто я?»…

И вдруг оказывается, что на этот вопрос нет ответа… сколько умных книг написано о том, как расщепляются атомы, из чего состоят небесные светила. Уже не составляет труда заглянуть внутрь клетки, или вычислить траекторию какой-нибудь кометы, а такая маленькая, но всемогущая в своих глазах песчинка продолжает терзать себя вопросом: «кто я?».

Великий врач древности Парацельс говорил: «Если против какой-либо болезни предлагается слишком много средств, это значит, что болезнь неизлечима».

Спросите у биолога, у химика, у врача, психолога или философа, что такое или кто такой человек, и скорее всего услышите длинную лекцию, состоящую из ряда научных фактов, сильно разбавленных частным мнение каждой науки. И, наверное, только очень-очень умный ученый, почесав седую бороду, скажет: «не знаю…»

Библия на первых своих страницах отвечает на этот вопрос просто, четко, однозначно и без всякой софистики: человек – образ и подобие Бога. (Быт. 1:26)

Так… значит, если я образ и подобие Бога, мы с Богом должны быть очень похожи. Странно, неужели Бог такой ограниченный, страстный, такой же злой, как созданный Им человек? Может так же сильно ненавидеть и мстить, может находиться в плохом настроении и хорошем? Если это так, значит нужно наладить с Ним отношения как с начальником, раз уж все равно некуда деваться…

По этому принципу развивались все или почти все языческие религии. Ведь у человека есть врожденная тяга к Богу, к Небу, желание узнать, что из себя представляет Тот, Кого я не вижу, но каким-то непостижимым образом знаю, что Он есть.

Но только Библия говорит, что это естественное стремление искажено грехом, что человек, самовольно отступив от Бога, сам лишил себя возможности с пользой для себя реализовать свои духовные порывы. Человечество пошло в совершенно противоположную сторону, принимая свою больную природу за изначально богоподобие. Но если бы этот путь вел в пустоту – это еще полбеды. В конце концов, человечество бы увидело свою ошибку и оглянулось бы назад. Но вся трагедия в том, что на этом пути человека ждет тот, кто выдает себя за Бога.

Daemon est Deus inversum (дьявол есть перевернутый Бог), которому очень нужны люди, чтобы образ и подобие Бога сделать своим образом и подобием. И человечество покорно пошло за сатаной, предпочтя правде Божией просто физическое удобство и выгоду. Зачем верить во что-то невидимое и непостижимое, если можно своими руками создать себе объект веры и просить его только о том, чтобы мне было хорошо, а для этого можно и обмануть, и украсть, и убить... Так и сбылись над падшим человеком слова …смертию умрешь (Быт. 2:17), потому этими словами подводится не физиологический итог человеческой жизни, а нравственный.

«Что человек, когда его заветные желанья – еда и сон? Животное и все!» (В. Шекспир). Достаточно прочесть Ветхий Завет, чтобы увидеть в какую мерзость превращается образ и подобие Божие без Бога. А уже в Новом Завете апостол Павел в нескольких строках дает исчерпывающую характеристику язычеству: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, Они знают праведный суд Божий, что делающие такие (дела) достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. (Рим. 1 гл.)

Даже евреи – избранный народ ждали не Царства Божия, а лишь собственного благоденствия. Поклоняясь Истинному Богу они были насквозь пропитаны языческой моралью, как и все остальное человечество. Все стремления были направлены на приобретение земных благ, даже Мессия виделся им как некий суперполитик и не более того, а о Небе не было и речи.

Именно поэтому Христос не пошел ни к правителям, ни к священникам, а обратил Свою проповедь к самым обычным людям, призвав их не заботиться о земном, призвав их не только верить в Бога, но и верить Богу, верить в то, что без Бога нет и не может быть никакого блага, что тленно земное сокровище – ничто по сравнению с Бесконечным Богом, и Его любовью. Господь не учил, что можно, а что нельзя делать, Он учил людей какими должно быть. Не выгода, не удовольствие, не достаток, а любовь – вот содержание человеческой жизни. Любовь в абсолютном смысле слова до забвения себя, до смерти. Вот истинно сокровище, которое Господь принес человечеству с неба. Творец не стал объяснять зло, или оправдывать его неизбежность – Он просто пошел на Крест… «Полюби Бога и делай что хочешь» - отвечал блаженный Августин на вопрос: как жить по вере?

Но как трудно подчас дается человеку это шаг, потому что воля разучилась действовать независимо и привязана к вещем материальным, чувственным. Поэтому стоит только человеку сознательно встать на путь спасения, как все его естество начинает сопротивляться, воспринимая Божий промысл как некое насилие над своей самостью.

В свете христианского откровения мы видим свое истинное больное «я» и только благодаря любви к Богу можно через себя перешагнуть – покаяться, признать, что мир со всеми его благами – ничто по сравнению с вечностью и что дом наш не здесь, а там – у Бога, и что не надо строить Вавилонскую башню, чтобы подняться к Нему. Напротив надо преклонить перед Богом колени и впустить Его в свое сердце.

Се стою у двери и стучу (Откр. 3:20) Бог Сам добровольно ограничил Свое всемогущество во имя человеческой свободы, чтобы мы не испытывали перед Ним мистического ужаса, как язычники, а чтобы мы любили Его и верили Ему. «Надо чувствовать в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей и никогда не дерзающего их взломать». (В. Лосский)

Господь просит нас дать Ему свое сердце, то есть мысли, чувства, весь внутренний мир, чтобы сделать ас вечными и совершенными, вернуть человеку утраченные образ и подобие. И видимым воплощением Царства Небесного на земле Христос оставил Церковь, как хранилище небесного дара спасения, и уже никакие силы зла неспособны расхитить или осквернить это сокровище. «Много раз при Арии, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». (Г. Честертон)

Но к величайшему огорчению Церковь Христова – носительница веры, добра и истины, в современном мире лишь остров в океане бесчестья, лжи, язычества и новомодного мракобесия. По этому океану можно плавать сколь угодно долго и каждый раз штормы мирских соблазнов будут относить все дальше и дальше от этого спасительного острова. Так зачастую и происходит: не видя высшего смысла бытия, человек сам придумывает себе смысл жизни и сводит все свои физические, душевные и духовные силы лишь к одному – угождению себе. Делит весь мир на «полезное» и «бесполезное». Грешное человечество чувствует себя хозяином на земле, забывая про то, что Бог заповедовал возделывать ее, а не цинично потреблять, ничего не давая взамен. И терния и волчцы растит земля своему насильнику в виде землетрясений, озоновых дыр и неизлечимых болезней.

Где уж тут задуматься о небесном сокровище, когда любое желание можно удовлетворить нажатием кнопки? Заем идти «тесными вратами», любить врагов, терпеть искушения, если тебя всегда ждут в Рериховской «Шамбале»? зачем каяться, просит милости Божьей, если можно свою судьбу узнать из гороскопа, зачем иметь память смертную, если у тебя тысячи перерождений?

Вот только некоторые из тех утешений, которые предлагает дьявол людям, отчаявшимся найти смысл жизни. И как страшно поверить всему этому и отдать на поругание сатане свое сердце, свою волю и разум, полностью оторвать себя от источника жизни, который есть Бог «везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю…», «…прииди и вселися в ны»… Но разве может вселиться «сокровище благих» в того, кто вслед за горьковским Сатиным повторяет: «человек это звучит гордо!». Так и хочется добавить; «а выглядит отвратительно».

Чем же гордиться, если все без исключения дано Богом, если человечество не создало ничего принципиально нового, а только вновь и вновь повторяет уже сделанные ошибки. Создав цивилизацию, люди прилепились к ней не только физически, но и морально. Уже никто не мыслит своего существования без удобств, данный прогрессом, а вот без молитвы, без покаяния, без смирения даже очень удобно жить.

Сердце сегодняшнего человека всецело принадлежит миру, удобному, комфортному, но абсолютно морально деградировавшему. Но все равно в каждом живет сознательное или бессознательное желание обрести вечное нетленное сокровище, ведь для человеческого счастья необходимо прикоснуться к той истине, что касается надживотной, надприродной сущности человека.

Нас всех тянет к небу, но теперь вокруг нас десятки, если не сотни «небес». На одном Будда, на другом Кришна, на третьем – Аллах, да и само христианство разбито на множество осколков-конфессий, вот уже не первый год когда-то Православную Россию по ТВ поздравляют с католическим Рождеством, одновременно нарекая наступающий год именем «голубой свиньи», «красной крысы», или еще какого-нибудь языческого мутанта. И все это слушают, всему этому верят, потому что человечество мучает духовный голод, и не имея элементарной религиозной культуры оно, как маленький ребенок тянет в рот всякую дрянь.

Безусловно, духовные искания необходимы. Каждому хочется, наконец обрести свою личность и ответить на вопрос: «кто я? Для чего? Где Бог? Кому покланяться? Во что верить?» казалось бы – вот оно Евангелие, открой, прочти, увидь себя «в зерцале благодати Божьей», но гордость влечет человека на совершенно иные пути: вместо Царства Небесного ему нужно» всемирное правительство», вместо милости Божьей – самосовершенствование. Но совершенство для чего? Дурак, совершенствуясь, становится круглым, так и грешник, совершенствуя себя становится настоящим, полноценным исчадьем ада, со слезами умиление взирающим на так называемых «учителей», которые попирая все человеческие ценности, требуют поклонения только себе.

Но разве умер за меня Будда, или Рерих, или Магомет, чтобы я не погиб, но имел жизнь вечную? Разве кто-то из них отдал душу свою во имя спасения собственных убийц? Нет! Это сделал только Христос, все учение Которого заключается в Его собственной жертвенности и безграничной любви. Разве кто-нибудь из тех, чьи учения лежат в основе других религий, обещал быть со мной до скончания века? Разве кто-нибудь из них был Богом?

Когда ищешь себя, смысл своего существования, когда к сердцу твоему протянуты сотни рук, нельзя ошибиться. Истинный Бог никого насильно не зовет к Себе, но предлагает человеку сделать свободный выбор. Истинное учение открывает взору реальное положение вещей в мире, реальные ценности, обещая человеку не удачу, не благосостояние, не благополучие, а жизнь с Богом. Но чтобы сподобиться такой жизни, нужно много претерпеть. Христу угодны не сильные и богатые, а нищие духом, плачущие, изгнанные за правду, им Он обещает награду на небесах.

Наша Церковь стоит на крови мучеников, которые не пожелав отказаться от Христа, противопоставили Его всем остальным ценностям и идеалам. Церковь стоит благодаря подвигу и молитве иноков, которые возлюбили Бога так, что почли за ничто земные сокровища.

Не здесь, среди суеты, преступления, идолопоклонства находится сокровище человечества, а у Бога. А приобрести это сокровище можно только ценой собственного сердца. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит . (Пс. 50), писал пророк Давид, в избытке познавший мирскую славу и богатство и убедившись в их бесполезности.

Каждый вставший на путь спасения во Христе должен знать, что именно является его сокровищем, должен надеясь на милость Творца стяжать это сокровище, должен любить Бога более всякого творения, как бы прекрасно и вожделенно оно не было, должен в полной мере отдавать себе отчет, в чем состоит его вера, куда она его ведет, и что ждет на этом пути. Но самое главное – это отдать свое сердце Богу. И только тогда когда мы выбросим весь хлам и мусор, всю нечистоту из нерукотворенного храма нашей души, Сокровище благих придет и вселится в нас!

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»

В воскресенье перед началом Великого Поста в церкви будем слышать отрывок из Евангелия от Матфея: « Е сли вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Мф. 6,14-21).

Уже пророк Исаия сочетает настоящий смысл поста с прощением: «„ Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо ; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся » (Ис.58,3-7).

Поэтому перед началом Великого Поста Иисус подчеркивает нам суть прощения: « Е сли не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ». Это единственный комментарий к молитве «Отче наш» прощать.

Кто-то сделает нам зло, очернит нас, что-то украдет или сделает нам подлость и с этого зла возникнет ранение – по вине ближнего. Он мог сделать это сознательно или несознательно. Наша реакция на то, что нас обидели, является плохой ненависть или жалость к себе. Когда примем эту политику, которую «ветхий человек» (наша нарушенная природа) принимает автоматически, наступает соединение с этим злом и мы запутываемся дальше и дальше, как в сети паука. Какие мы глупые! Наша реакция должна быть такой: «Хорошо, этот человек причинил мне боль. Это сделал или несознательно (а это часто случается и мне – сколько раз я сам хотел добра, а причинил зло) тогда я ему прощаю. Или сделал сознательно, и даже если это было действительно сознательно, Бог это допустил как некое очищение для меня. Поэтому за это благодарю и прощаю этому человеку». Конечно, надо быть осторожным, а не сразу же с преувеличением выявлять это ближнему. Я должен иметь внутреннюю позицию прощения, чтобы быть свободным: «Бог это допустил, я осознаю также свою вину и принимаю это за то, и за то, и за то...». Если ближний сделал это даже со злобой и с полным осознанием, то я понимаю, что дьявол его обманул, потому что он слушал его уже раньше, и теперь на таком этапе, когда сознательно делает зло. Бог это допустил, что он причинил мне страдания, но и его душа в глубине стремится найти помощь, потому что она находится на пути к гибели. Поэтому я ему прощаю и знаю, что страдание, которое он мне причиняет, есть для меня шансом к святости и героизму.

Однако человек вместо прощения и благодарности часто питает ненависть, обиду и месть. Если в этом остается, дьявол смеется, потому что в этом состоянии на него действует проклятие.

Но вернемся к прощению. Условие прощения заключается в том, что человек сам идет к свету, выходит из ненависти, эгоизма, эгоцентризма и делает шаг веры, осознавая: «Источником зла является не тот человек, который мне причинил боль, он была лишь медиумом зла, и я также часто был инструментом зла, произвола и различных других грехов. Если Бог мне прощает, то и я должен простить, чтобы Бог простил мне и в будущем!» А это главная вещь в нашем отношении к Иисусу и настоящая мудрость, потому что мы молимся: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

« К огда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою » (Мт.6,16)

«Ветхий человек», то есть наша нарушенная природа, стремится к признанию. Чего я хочу? Ведь Бог меня видит! Играть святого, чтобы кто-то меня уважал и поклонялся как святому? Хорошо, но стань святым! Тогда не будешь вынужден его играть. Будь им, но в скрытости, Бог это видит. Для чего это делать перед людьми? «Уже получили свою награду». Какую я хочу награду? Награду от людей, которые будут меня в глаза хвалить, а за спиной будут оговаривать, и еще добавят то, что не является правдой? Когда человек заботится о человеческой похвале, закончит в депрессии.

« С обирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Мф. 6,20-21).

Мы должны иметь свое сокровище в небе, а нашим самым большим сокровищем должен быть сам Иисус. Если это так, то мы действительно ставим Его на первое место в своей жизни. Он является самым ценным сокровищем, в Нем – все наши сокровища. В Нем есть полнота мудрости и знания, как говорит слово Божие. В Нем есть жизнь вечная. «Имеющий Сына – имеет жизнь вечную; не имеющий Сына Божия – не имеет жизни» . А где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Подведи итог

Поэтому полезно подвести итог: Где твое сокровище и что является твоим сокровищем? Что или кто? Или это твое «эго», вокруг которого ты крутишься и предаешь Христа, или это какое-то мечтание, стремление? Что является твоим сокровищем? Если не знаешь, что является твоим сокровищем, то где тогда твое сердце? Что для тебя имеет наибольшую ценность? Что или кто это? Или это какая-то вещь, мечта, человек, или это Иисус? Если это Он, то тогда в Нем получишь все. Если это суета, которая пройдет, то все потеряешь. В конце концов, что такое человеческая жизнь? Каждый из нас когда-то был на похоронах. Что из этого всего останется? Два метра земли. Все здесь, на земле, есть суета сует, ни копейки не заберем в вечность. Какие запасы хотим накапливать? Какие мы глупые!

Что главное в жизни? Чтобы мы спасли свою душу и собирали себе сокровища в небе. Сколько до сих пор я имею там этих сокровищ? Мы не можем быть ленивыми, но надо собирать себе сокровища там, где никто их от нас не отнимет. А как? Что является теми сокровищами в небе? Это шаги нашей веры.

Десятина времени

Как хорошо использовать время Великого Поста – это драгоценное время, которое является центром всего года? Что делать, чтобы в нас произошло изменение? Давать Богу десятину времени. Если кто-то не может это реализовать каждый день, то хотя бы в среду и пятницу дать Богу десятину времени. Что это значит? «Войди в свою комнату, закрой за собой дверь и говори со своим Небесным Отцом» (Мф. 6,6). Во время Великого Поста мы должны размышлять, прежде всего, о страданиях Иисуса. Можете молиться «Крестный путь» или «7 последних слов Иисуса с креста». Во время Великого Поста Бог зовет нас под крест, чтобы мы смотрели Иисусу в лицо, посмотрели Ему в глаза – это университет любви. Свой взгляд мы должны направить на Иисуса распятого. Опять осознать, что Он есть Бог, Он умер за мои грехи! Что Он за меня вытерпел, что Он для меня сделал! А что я делаю для Него? Он сделал максимум, а я так мало! Осознаю, как Его бичевали, венчали терном, распинали. Это все было ради меня. Так возлюбил Бог мир – меня, что отдал Сына Своего Единородного...

Десятину времени для Бога надо использовать для внутренней молитвы, где полностью открываемся перед Иисусом, и где одновременно отдаем Ему все свое богатство и так становимся нищими духом. Когда наш дух нищий и свободный от всего богатства, это помогает нам жить по вере. Только тот, кто бедный, может жить в зависимости от Иисуса, жить Его жизнью послушания и зависимости от Небесного Отца.

Десятину времени можем использовать на изучение слова Божия, или на миссии – свидетельствовать об Иисусе. Но и во время миссии надо хотя бы один час в день проводить в молитве с Иисусом. Он Сам говорит: «Не могли вы один час бодрствовать со Мною?». И в молитве необходимо реализовать слово – «отвергнись себя самого». Когда человек ленив и не победит внутреннее рассеяние, то может и целый час на молитве мечтать, но это не имеет смысла. Каждая молитва является борьбой с рассеянием, с собой, борьбой с духами, которые не хотят, чтобы человек получил опыт с живым Богом, чтобы испытал настоящую свободу и настоящее счастье, чтобы полностью отдался Богу. На молитве нужно не только произносить Его имя, но и соединяться с Иисусом, полностью Ему отдаваться, и каждый день сознательно, хотя бы одну минуту, в молитве по-настоящему любить Его. Посмотри на свою жизнь взглядом покаяния и в смирении стань перед Богом.

Пост

Итак, мы начинаем этап Великого Поста, во время которого хотим сделать нашу христианскую жизнь более интенсивной. Это не означает, что 40 дней не будем ничего есть. Конечно, хорошо было бы сделать что-то с едой и сладостями. Мы должны поститься. Иисус также постился. Но люди иногда думают, что святость заключается в том, что человек выглядит как труп – сама кожа и кости. Но это не означает, что такой человек святой. И язычники, йоги, постятся, но чтобы открыться духу темноты. Пост, который является в согласии с Божьей волей, побуждает к более глубокой духовной чуткости. Хорошо, если при этом человек имеет время на молитву и размышляет над Божьим словом. Постные «подвиги» очень опасны. Лучше, если человек постоянно постится в среду и пятницу, или по возможности и в понедельник, и научится дисциплины в пище, чтобы не быть капризным, привередливым, но есть здоровую пищу, скромную, а не какие-то дорогие деликатесы. Это лучше, чем какие-то экстремы. В Божьем слове ясно написано, что Царство Божие не в еде и питье. Полезно поститься, но надо иметь в этом определенный порядок. Когда вы находитесь в психологическом стрессе или во время физической перегрузки, нет смысла делать постные подвиги. Это закончилось бы взрывом во взаимных отношениях. Вы или поссорились бы со своей женой (мужем) или кричали бы на детей. Для поста необходимы определенные условия, мы должны сочетать его с размышлениями об основных истинах веры. Традиция Церкви такова, что в среду и пятницу люди постятся в течение целого года. Во время Великого Поста каждый пытается сделать дополнительное постановление. Уже несколько лет мы имеем опыт с ритмом поста, который человек может продолжать в течение всего года. Речь идет о посте три с половиной дня в неделю (ср. Откр. 11). Во время такого поста человек ничего не ест, только пьет воду. Постится с вечера воскресенья до вечера понедельника – 24 часа; от вечера вторника до вечера среды – 24 часа; с вечера четверга до утра субботы – 36 часов. Вместе это составляет 3,5 дня поста в неделю. Воскресенье является днем Христова воскресения, поэтому согласно древней традиции в воскресенье не постятся.

Кроме физического поста, есть и пост духовный : полезно поститься от бесполезных и даже вредных информаций. Это требует дисциплины глаз и дисциплины мышления. На наше мышление влияют СМИ, билборды , разговоры с людьми, которые думают только о земных и бесполезных вещах, а о самых важных вещах, таких как смерть не говорят, и даже не думают. Божий суд и вечность. Есть люди, которые во время поста выключают телевизор и все это время его не смотрят.

Дети, когда начинался период Великого Поста, делали себе на целый пост программу под названием «Цветная жизнь». За каждый выполненный пункт ежедневно раскрасили одну клетку. Когда задачу не выполнили, клетка оставалась пустой.

1) Борьба с ленью – когда мама будит, надо победить лень и встать.

2) Борьба с лакомством – отказаться от конфеты или оставить себе ее, например, на воскресенье.

3) Бороться с интересом – во время поста не смотреть телевизор, ограничить использование мобильных телефонов, интернета...

4) Ежедневно сделать доброе дело, кому-то помочь.

5) Молитва – в течение дня помолиться остановки (9:00, 12:00, 15:00, 18:00, 21:00), Святой час, четки...

6) Извиняться, если кому-то сказал плохое слово...

Ежедневно сделать что-то для Иисуса

Такое постановление может сделать каждый. Оно служит для того, чтобы человек тренировал свою волю. Делать для Иисуса хотя бы какие-то конкретные маленькие шаги, как дети. Дать себе конкретное постановление, или обновить свои добрые привычки. Каждый день можем приносить Господу малые усмирения, извиниться (даже если человеку этого не хочется), быть терпеливым, делать небольшие жертвы, победить некое чувство, жалость к себе, горечь, гнев, желание кого-то поругать... Тренироваться в практической любви к ближнему, то есть сносить недостатки ближних, бороться с критическими и гордыми мыслями, а также учиться на молитве принимать ближнего в повиновении – так, как молимся в молитве св. Ефрема: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего (сестру)». «Ветхий человек» в нас имеет особую норму: виноватым является кто-то другой, а я – никогда. Имеет и свои законы: «Бревно есть в глазу ближнего, а в моем – никогда». Такая система есть в нас, а человек ее не распознает, пока не начнет предпринимать конкретные шаги против этой системы зла, которая держит ближнего и меня. «Ветхий человек» постоянно хочет, чтобы ближний уже наконец поучился и чтобы уже был хорошим (ведь ему уже столько раз об этом говорилось!), но он до сих пор таковым не является... Но я должен начать от себя, а не хотеть, чтобы начал ближний.

Часто мы делаем себе хорошие постановления, сделаем себе план на весь период поста, с рвением начнем, а на второй день – конец. Поэтому полезно сделать себе план на одну неделю, а потом его продолжать на следующей неделе, или изменить его, дополнить. Можете сделать себе табличку на время Великого Поста, как дети, и обозначать себе: «Господи, это я сделал(а) во время этого поста из любви к Тебе. Хотя бы мелочь, но для Тебя».

Каждый день одно самоотречение

Теперь очень важное время. Что можем делать в этой борьбе? Можем молиться и приносить Господу ежедневно маленькие жертвы. Иисус говорит: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» . Отвергнись себя – такое постановление можем сделать себе все. В конкретной ситуации остановиться: «Господи, теперь я отрекаюсь себя». Например, хочу куда-то посмотреть – «Стоп, это любопытство, это вредит! Мне этого не нужно!» Как надо уметь отречься себя! Это момент, когда человек что-то хочет, но вместо этого сделает шаг веры – самоотречение. А в этом самоотречении кроется победа. Это момент, когда есть шанс победить свою волю, а тогда радуюсь, что победил себя, а также имею из этого пользу. Человек, который не научится побеждать себя, имеет одни проблемы, жалости к себе и депрессии.

Когда придет какое-то уныние, снова надо применить Иисусово слово: «Отвергнись себя», отдай Господу эту проблему, не оставайся в ней!

Н аступил уже час пробудиться от сна, ибо ныне ближе к нам спасение !

« Н аступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света » (Рим. 13,11-12).

За св. Августина его мать Моника молилась много лет. Говорила ему, чтобы каялся, но грех был сильнее. Хотя он читал Писание, Жития святых и все теоретически знал, но был не в силах сделать этот решающий шаг обращения. Его мать не могла ничего сделать до тех пор, пока Бог не дал ему этой благодати. Однажды он ходил по саду, держа Писание, и услышал голос: «Возьми и читай!». Он открыл и начал читать: «Н аступил уже час пробудиться нам от сна, ибо ныне ближе к нам спасение ...». Он воскликнул: «Но я не могу!» Вдруг услышал голос: «Могли мужчины, могли женщины, почему б не ты, Августин?» . Тогда из всей души он вскрикнул: «Господи!» , и сделал шаг веры. Это был тот момент самоотречения. Поэтому во время поста мы должны учиться делать самоотречения в мелочах. А за эти малые самоотречения Бог дает великую милость.

Перед нами 40-дневной постный марафон. Полезно сделать себе постановления: делать малые вещи, которые бы вели нас к тому, чтобы с новым духом мы могли пережить на себе силу Христова воскресения в нашей жизни. Получить опыт, что Он жив! Живет во мне Христос! Осознать, что вместе с Ним мы воскресли, и чтобы получить личный опыт, что Дух Того, Кто воскресил Иисуса, живет в нас.

Собирай сокровища в небе – и не только для себя. Веди борьбу за весь народ. Ежедневно сделай хотя бы одно малое самоотречение из любви к Иисусу и для спасения своей души и душ ближних.

В вашем браузере отключен JavaScript

От Матфея, глава 6

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Спрашивает Михаил
Отвечает Александра Ланц, 18.11.2010


Мир вам, брат Михаил!

"ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" ()

Каковы сокровища государства сатаны?

Вот такие два совершенно противоположные друг другу государства.

Когда Иисус говорит: «собирайте себе сокровище на небесах» , Он тем самым утверждает, что мы должны всё более и более уподобляться гражданам Его государства, т.е. становиться такими, для кого святость, милосердие, правда, любовь, вечная жизнь... являются главными. Мы должны вкладывать данные нам силы, возможности, способности в то, что ценится в Государстве Бога.

Ваше сердце, т.е. ваши мысли и чувства , всегда сосредоточены только на том, что для вас важнее всего, поэтому ваше сердце всегда будет там, где ваши основные привязанности, с тем, к чему вы привязаны.

Если вы привязаны к мирскому, то ваши мысли и чувства будут с «сокровищами» земными. Если вы привязаны к Небесному, то ваши мысли и чувства будут с сокровищами Небесными. А где сердце – там и весь человек, потому что именно сердце (=наши мысли и чувства) определяют наши действия и нашу судьбу "...потому что, каковы мысли в душе его, таков и он..." ( ; ).

Почему, например, вы всё ещё грешите? Потому что ваше сердце считает сокровищем то, что предлагает этот мир, и вашу плоть, которой хочется того-то и того-то. Вот ваше сердце и вязнет в этом сокровище. Как только оно начнёт считать сокровищами то, что сосредоточено в Небесном Государстве, то вы перестанете вкладывать свои силы, время и способности в свою плоть и в похоти этого мира... поменяете Банк... и перестанете грешить.

С любовью во Спасителе,

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":