Гордость гордый. Что такое гордость и чем она отличается от гордыни

Независимо от того, верующий человек либо нет, ни один из пороков не приведет его ни к чему хорошему. Наряду с завистью, гневом и алчностью стоит гордыня. Многие путают это понятие с гордостью, полагая, что между ними нет никаких различий. Попробуем разобраться, как и чем отличаются эти два слова, велика ли разница. Прежде всего давайте выясним, что такое гордость, как ее можно охарактеризовать.

Толкование слова

Согласно толковым словарям, гордость можно определить как:

  1. Чувство удовлетворения от какого-либо действия.
  2. высокомерие, спесь.

Как видим, с одной стороны, это - положительное чувство, которое человек испытывает по отношению к себе и окружающим. С другой - это понятие отрицательное, так как гордый человек возвышает себя, принижая этим других людей. Так что такое гордость? Хорошо это или плохо? И можно ли вообще назвать это чувство хорошим или плохим? Все зависит от того, что лежит в основе рассматриваемого понятия. Если это талант человека, его трудолюбие и успех, то чувство гордости вполне заслуженно. Оно несет радость и как самому человеку, так и окружающим. Однако часто бывает и так, что упомянутое чувство испытывается без каких-либо на то оснований. Например, красивые девушки часто возвышают себя и унижают тех, кому в этом отношении повезло меньше. Данные от природы качества не должны вызывать такое чувство, как гордость. Значение слова в этом случае будет отрицательным.

Разное понимание одного слова

Одно и то же понятие в разные времена может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. Ярким примером этого является национальная гордость. В большинстве случаев это чувство приветствуется. Под ним понимается любовь и привязанность человека к своей стране, готовность защищать и отстаивать общие интересы. Однако история может привести и достаточно трагичные примеры использования данного понятия: Германия в 30-40-х годах (идея превосходства «высшей нации»), Британская империя в 19 веке (идея «бремени белого человека») и так далее. Что такое гордость в этом случае, как не чувство превосходства представителей одной нации, расы над другими людьми? Как показал печальный опыт прошлых поколений, оно не приносит ничего хорошего.

Гордыня и ее спутники

Значение слова гордость и гордыня похожи, но имеют и значительные отличия. В современном обществе понятие «гордыня» употребляется крайне редко. Его заменяют близкими по значению терминами: высокомерие, амбициозность, заносчивость, тщеславие, себялюбие. Таким образом, мы видим, что в значении этого слова нет ничего положительного. В отличие от гордости, оно имеет только отрицательную окраску. Среди качеств, свойственных гордыне, можно отметить: лицемерие, тщеславие, капризность, упрямство и высокомерие. А также мнительность, неуправляемость, суетливость, придирчивость, эгоизм и дерзость. Кроме того, человеку, подверженному этому смертному греху, присущи обидчивость, вспыльчивость, властолюбие, склонность к резкой критике, зависть и злопамятство. Также можно назвать такие отрицательные черты, как непримиримость и жестокость, язвительность, непринятие общепринятых норм и авторитетов.

Что такое гордость и что такое гордыня?

Эти два понятия могут иметь противоположное значение. И при этом быть одинаково отрицательными. Чтобы разобраться, необходимо знать, чем вызваны те или иные чувства и стремления:

  • самолюбие, спесь - все это говорит о том, что человек жаждет обрести власть и презирает людей, имеющих более низкое
  • Честолюбие и амбициозность являются признаками того, что человек стремится достичь большего, продвинуться по карьерной лестнице.
  • Дерзость, наглость, нахальство, эгоизм и бесцеремонность свидетельствуют о готовности человека добиваться своих интересов любой ценой, на окружающих.


Гордость и Гордыня - веточки одного корня, да плоды на них разные…


Гордыня
- непомерная гордость , заносчивость, высокомерие, эгоизм (Толковый словарь)

Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. В гордыне человек не благодарит Бога за всё то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).

Другими словами, гордыня - это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то всё равно Бог, это только в моём представлении всё как-то по-другому. Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я всё время на что-то натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об неё биться всё время.

Все религии признают это качество одним из самых серьезных смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в черном списке грехов.

Но, тем не менее, разглядеть её в себе порою очень сложно. Потому что грань различия между гордостью и гордыней иногда очень тонкая. Как говорится " Уважая своё я - вы можете не заметить, как плюете в души окружающих вас людей… чрезмерно уважаемое эго - это и есть гордыня."

«Гордыня предшествует падению.» (Английская поговорка)

Итак, как говорится, врага нужно знать в лицо. И тщательно изучая признаки гордыни, мы можем начать медитировать на них и отслеживать их проявления в нашем сердце. Это очень поможет нам развивать благоприятные качества, такие как смирение, уважение, и будет способствовать гармонизации наших отношений с этим миром и укреплять нас на духовном пути. Потому что наша гордыня помогает нам видеть в людях плохое и мешает увидеть хорошее.

"Спящие грезят о собственной значительности. Пробужденные же становятся проводниками значительности мироздания для всё ещё спящих."

Данный список "отличительных" признаков гордыни составлен по семинару Шри Джишну прабху (Сергея Тимченко) «54 признака гордыни».

Гордыня - это:

1. Непреложность того факта, что ты всегда прав. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).
2. Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
3. Чувство собственной важности.
4. Унижение себя и других.
5. Мысль о том, что ты лучше других, хвастовство.
6. Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
7. Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
8. Контроль за ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
9. Надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
10. Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
11. Непозволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
12. Привлечение к себе внимания.
13. Болтливость или разговоры о своих проблемах.
14. Обидчивость.
15. Излишняя чувствительность или бесчувственность.
16. Чрезмерная занятость своей персоной.
17. Мысли о том, что другие думают или говорят о тебе.
18. Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
19. Ощущение своей никчемности.
20. Отказ измениться или мысль о том, что тебе не стоит изменяться.
21. Непрощение себя и остальных.
22. Разделение людей на иерархические уровни - кто лучше или важнее,
затем поведение в соответствии с иерархией.
23. Мысль о том,что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу.
24. Брать на себя непосильную работу.
25. Недоверие к людям, Богу, Посланникам и Владыкам.
26. Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
27. Мысль о том, что ты выше закона и есть особый сын Бога.
28. Сотворение кумира из себя и из других.
29. Работа сверх всякой меры, т.е. столько, что физическое тело не выдерживает.
30. Изменение манеры поведение в зависимости от того, с кем говоришь.
31. Неблагодарность.
32. Игнорирование "малых людей".
33. Невнимание.
34. Неосознание своей гордыни и духовных проблем.
35. Наличие раздражительного тона.
36. Повышение голоса в злобе и досаде.
37. Мысль о том,чтобы проучить кого-либо, или речь о третьем лице в унизительном тоне.
38. Неподчинение воле Бога.
39. Недостаток самоуважения.
40. "Что ты мог бы для меня сделать?".
41. Безрассудство и безумство.
42. Наличие отношения "мой брат есть хранитель меня", обратная позиция "я есть хранитель моего брата".
43. Нечестность по отношению к себе и другим
44. Неспособность пойти на компромисс.
45. Желание всегда оставить последнее слово за собой.
46. Нежелание делиться своими знаниями с тем, чтобы иметь возможность контроля.
47. Невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему. Невнимание к своей душе.
48. Мысль о том,что ты должен это сделать, т.к. никто другой не сможет сделать это лучше.
49. Указание на ошибки другого в тоне осуждения.
50. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль и действие).
51. Предубежденность к людям в зависимости от внешнего вида, цвета кожи и пр.
52. Гордость от занимаемого положения.
53. Чрезмерное уважение к себе.
54. Сарказм.

Униженьями и страхом
Заставляют быть нас прахом,
Гасят в душах божий свет.
Если гордость мы забудем,
Мы лишь серой пылью будем
Под колёсами карет.

Евгений Евтушенко. Молитва

Гордость как качество личности – способность испытывать выраженное желание самоуважения за свои действительные достижения, чувство удовольствия от собственных успехов или достижений других людей, с которым человек идентифицируется, ч увство удовлетворения от осознания важности, значительности чьей-либо деятельности.

— Папа, а чем гордость отличается от гордыни? — Гордость — это осознание того, что сделал для людей все, что мог. А гордыня — это иллюзия, что можешь сделать все, что не могут эти людишки…

Гордыня – это чрезмерная, гипертрофированная гордость. «Чрезмерная гордость, — как писал Иван Тургенев, – вывеска ничтожной души». В отличие от гордыни, склонной проявлять нездоровое внимание к себе, желание славы, непомерно раздутую, необоснованную гордость исключительно самой собой, стремиться возвыситься над другими или упасть ниже других, гордость скромна и смиренна. Все позитивные результаты своей деятельности, все достижения и успехи она трактует как милость своего Духовного Учителя и Бога.

Когда известный художник Леонардо да Винчи работал над своими фресками «Тайной вечери», он имел одну цель: показать публике ясно облик Спасителя. Он поставил на стол чеканной работы чашу и рисовал ее в течение трех недель. Когда картина была выставлена, он заметил, что его почитатели спешили, чтобы ближе и лучше видеть эту чашу, восхищаясь ею: «Смотрите, как она замечательно сделана! Какой это чудный художник — Леонардо!» Так продолжалось несколько дней. Но в один вечер, когда не было никого, Леонардо да Винчи взял кисть и одним взмахом уничтожил ею изображение чаши, сказав: «Никто не должен восхищаться ничем и никем, как только одним Христом!»

Гордость – это право испытывать самоуважение за то, в чём принимал деятельное участие. В 23-ей школе повесился трудовик. У всех горе, и только Вовочка из 6-го «Б» гордится, что трудовик выбрал именно его табуретку. Разумный человек никогда не гордится, когда его хвалят. Он осознает, что в его достижении, просто реализовался план Бога, и он каким-то чудом оказался рядом. Кто нахваливает себя за благие дела, кто преувеличенно гордится собою, сильно рискует – гордыня отберет всё то благо, что пришло в его жизнь.

Гордость должна быть разумна и осмотрительна. Эрнест Хемингуэй писал: «У человека только и есть, что гордость. Бывает, её у него уж слишком много, и тогда это грех. Ради гордости все мы иногда делаем то, что кажется невозможным. А мы идем на это. Но нужно, чтобы гордость была подкреплена разумом и осмотрительностью».

Глупо гордиться тем, к чему ты не имеешь никакого отношения. Если ты воспитал прекрасных детей, этим можно гордиться. Если ты отлично выдрессировал свою собаку, этим можно гордиться. Если ты работал над какой-то задачей и успешно решил ее, этим можно гордиться. Но опять же можно гордиться крайне осторожно, чтобы не вляпаться в грязную лужу гордыни. Нужно культивировать в себе мысль, что ты стал проводником воли Бога, своего Ангела – хранителя, Духовного Наставника.

Гордость осознает свою заслуженность, тем не менее, постоянно находится в позиции Ученика. Позиция Ученика помогает правильно воспринимать неудачи, свою не идеальность. Гордость, понимая своё несовершенство, дает себе право на ошибки, которые сразу и смиренно исправляет, не сваливая вину на других. Гордыня излишне радуется удаче, считая себя великим талантом и полководцем, а в случае неудачи сразу же находит виноватого и поносит его на чём свет стоит. Философ Артур Шопенгауэр писал: «Часто порицают, бранят гордость, но я думаю, что нападают на нее главным образом те, кто не имеет ничего, чем мог бы гордиться».

В энциклопедическом словаре «Святая Русь» гордыня трактуется как «один из смертных грехов, превознесение над другими, спесь, чванство. Первая ступень гордости - тщеславие, когда гордец еще нуждается в похвале и одобрении других. Развитая гордость презирает чье-либо мнение. Гордость - грех сатаны. «Гордость, - писал Н. О. Лосский, - есть себялюбие, не допускающее никакого превосходства других существ над собою, никакого подчинения чужой воле». В понятиях Святой Руси гордец воспринимался как глупый, недалекий человек, его не любили и даже презирали: «Гордым быть - глупым слыть», «Спесь не ум», «Спесь в добро не вводит», «Спесь не к добру ведет», «Во всякой гордости черту много радости», «Чванство не ум, а недоумье», «Гордый покичился да во прах скатился». Святая Русь противопоставляет гордости понятия чести (достоинства) и смирения. «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать», «Честь превыше всего», «Бесчестье хуже смерти»».

Гордость может иметь направленность и на внешний мир. Человек начинает гордиться не только тем, в чем он принимал активное участие, но и своей страной, любимой спортивной командой, успехами родственников. Иными словами возникает чувство гордости за высокие достижения кого-то в какой–либо деятельности. Но и здесь не должно быть переборов, как в этом случае.

Муж привел впервые свою жену на корпоратив. Жена спрашивает: - Кто та женщина в красном платье? Муж отвечает: - Любовница шефа. — А та полная брюнетка? — Любовница главного бухгалтера. — А в жёлтом платье в цветочек? — Любовница начальника отдела. — А эта, стройная блондинка? Муж забылся, вошёл в раж и говорит: - А это моя! Жена с гордостью: - Наша - лучше всех!

В заключении притча от Ольги Бугримовой «Гордость и Гордыня»:

Сошлись однажды Гордость и Гордыня…
Гордыня, осмотревшись, свысока
Сказала жестко: «Гордость! Я отныне
Хозяйка на Земле. А ты пока

Уйди с дороги. Не мешай мне лихо
Всем управлять… Я справлюсь. Будь же тихой.

Гордыня развернулась не на шутку:
Смотрела на людей поверх голов,
Не задержавшись рядом на минутку,
Не тратила на разговоры слов.

Не снизойдя до «низшего» сословья
Гордыня видела одну себя,
И, оставляя за собой злословье,
Растила свое собственное «я».

И ничего вокруг не замечала.
Куда уж ей, «великой», до забот?
Мольбы и просьбы ловко отклоняла:
Мол, и своих проблем невпроворот.

А где же Гордость? Что же с нею стало?
Куда девалась скромница сия?
Посмотрим, что к ее рукам пристало,
Иль жизнь свою она сжигает зря?

С гордынею расставшись, незаметно
Пошла туда, где нет высоких слов.
Жила как все и не гнушалась бедных,
Не попирала нравственных основ.

Трудилась с упоением, и молча
Хулу сносила, колкости, навет
И чистоту в душе людей упрочив,
Вновь возрождала Божеский Завет.

Она по крохам в души возвращала
Слова любви, терпение храня,
В себе и гнев, и ревность побеждала,
И укрощала собственное «я».

Не плакала и милость не просила,
С достоинством лишения терпя.
По совести жила и не судила,
Не вознося на пьедестал себя.
…………………………………………………

…Вот жизнь опять свела двоих на тропке…
Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,
Но не одна – в плену мечтаний топких,
И так высокомерно говорит:

«Я вижу, Гордость, ты не преуспела!
Немного заработала ты льгот!
Вот я, ты видишь, стала, кем хотела!
Живу теперь в богатстве, без забот!

Но Гордость ей без страха отвечала:
«Да, я тружусь, и в этом мой успех.
Несу Любовь – она всему начало.
Я – честь, а ты – всего лишь смертный грех».

Гордыня… Гордость… корень в них единый.
Оттенков в поведении – не счесть…
И, если в Гордости пороки победимы,
Гордыне незнакомо слово «честь».

Петр Ковалев

Для христианина гордыня - однозначно грех. Однако в понимании большинства людей испытывать гордость за что-либо не всегда плохо: принято, например, гордиться своей страной, воинским подвигом предков, успехами детей. Психологи так вообще наперебой утверждают, что нужно уметь объективно оценивать свои собственные достижения и гордиться ими и что такая гордость, если при этом не сравнивать себя с другими, не вредит христианскому благочестию. Так может ли гордость быть добродетелью?

Есть ли разница?


Да, действительно приходится встречаться с мнением, что гордость как здравое чувство собственного достоинства и греховная гордыня - отнюдь не одно и то же. Но сразу скажу: на мой взгляд, какого-то существенного различия нет. Гордость - это страсть, а гордыня - это, наверное, некое проявление этой страсти в конкретном человеке. Вот и вся разница.

В чем тут ловушка? В том, как воспринимаем те или иные слова и понятия мы, люди верующие, и как воспринимаются те же самые слова, понятия и явления в жизни светской. Современный человек не всегда бережно пользуется тем уникальным инструментом, каковым является слово. Например, лозунг одного из проектов к 70-летию Победы звучал так: «Я помню, я горжусь». Верующий христианин, понимающий, что такое духовная жизнь, под этими словами никогда не подпишется. Казалось бы, разве грешно испытывать гордость за свою страну? Здесь нужно вспомнить, что гордость, или гордыня, в любом ее виде никогда не доводила ни отдельно взятых людей, ни целые народы ни до чего хорошего. Мы видим в окружающем нас мире осколки некогда великих держав, империй, жители которых сегодня могут лишь вспоминать - кто-то с гордостью, а кто-то с болью и сожалением - о былом величии, от которого не осталось никакого следа. И разве это не то, что должно каждого из нас привести, наоборот, к смиренному мнению о себе, о своих соотечественниках, о своей нации как таковой?..

Лучше любить


Мне кажется, что гораздо важнее не гордиться своей Родиной, а любить ее, дорожить ею, заботиться о ней, делать то, что необходимо для того, чтобы она была сильной, успешной. А гордость - каково ее полезное наполнение? Допустим, я горжусь своей страной - и что с того? К чему это приводит? К тому, что я могу где-то встать и заявить: «Вот я - русский, и я этим горжусь»? Может быть. Но мне всегда вспоминается в таких ситуациях пример из «Отечника», когда некий брат не очень благочестивой жизни, придя в одно сообщество монашествующих, все время говорил: «А я ученик такого-то старца… а такой-то старец мой наставник», - и в конце концов кто-то из присутствующих зрелых мужей сказал ему приблизительно следующее: «Не говори об этом, потому что ты - кислый плод от истинно доброго дерева, и многие, зная это дерево как доброе, могут усомниться в нем». Поэтому лучше просто делать для своей страны то, что ее и сегодня будет прославлять. А гордость питает наше самолюбие, но не дает ничего доброго окружающим.

Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять, стараться делать всё от него зависящее, чтобы оправдать этот дар. Я не выбирал Отечество, не выбирал, к какому народу принадлежать, так судил Господь. Где здесь основание для гордости? Но человек в своем падшем состоянии во всем находит это основание. Ему дают какие-то богатства - он гордится тем, что богат. Он становится нищим - гордится тем, что, хотя он и нищий, он все равно лучше всех этих богатых. Он что-то умеет - гордится умением. Он ничего не умеет - гордится этим своим пребыванием в «ничего неумении» и полной невостребованности и все равно считает, что он - центр Вселенной.

Блестящий порок


Еще блаженный Августин очень точно охарактеризовал то, о чем мы говорим. Он сказал, что добродетели героев древности были блестящими пороками. Гордость, когда ее кто-то пытается представить в качестве добродетели, является как раз таким блестящим пороком. Порок может быть облечен в крайне привлекательную, яркую оболочку, и гордость также бывает внешне красивой. Практически любой идол современности - это гордый самим собой человек, а те, кто составляет толпу его почитателей, гордятся тем, что они его почитатели. Это какая-то непрерывающаяся ярмарка тщеславия.

Точно так же порой происходит и с какими-то другими вещами, которые на самом деле достойны осуждения, а иногда насмешки или горьких слез, а люди их превозносят, ими живут и думают, что это вполне правильная жизнь. Иногда подобное случается и с верующими, которые, наверное, не очень внимательно читают Евангелие.

В Интернете можно встретить бесчисленное количество публикаций социологов и психологов, которые говорят о том, что человек должен уметь по достоинству оценивать себя и свои успехи. На этом же постулате построено множество столь востребованных сегодня тренингов. И получается, на первый взгляд, такой парадокс: с одной стороны - постоянные попытки вытащить человека из-под гнета заниженной самооценки, а с другой - констатация того, что главная болезнь современного человека - это гордыня.

На самом деле никакого противоречия здесь нет. Заниженная самооценка - болезнь гордых людей. Если в человеке нет болезненной гордости, он не будет так страдать от несоответствия своим представлениям о себе. Человек, который не настолько поражен гордыней, понимает, что жизнь - это школа, в которой он является учеником; понимает, что есть какие-то стартовые условия, с которыми он в эту школу вошел, и теперь надо просто заботиться о том, чтобы стать лучше, опытнее. Человек осознает, что нужно концентрироваться не на том, каким он стал, а на том, чего ему еще не хватает, - но это не вызывает чувства ущербности, ощущения неудачности выбранного пути, потому что, как правило, такой человек имеет помимо необходимого стремления учиться еще и терпение, а оно неразрывно связано со смирением. А те, кто имеет проблемы с заниженной самооценкой, вроде и хотят быть гораздо лучше, чем они на самом деле есть, но при этом ничего не готовы для этого делать. Психологам надо бы таким людям не самооценку повышать, а объяснить, что такое жизнь и как ею жить. Однако ощутимая доля представителей этой профессии работает даже не на культ успешности, который столь развит сегодня в нашем обществе, а в большей степени на самих себя. В современном мире психолог, особенно в западной традиции, - это человек, который замыкает на себя свою клиентскую базу и становится своего рода костылями, без которых пациенты просто не могут по жизни двигаться. Хотя на самом деле психолог должен был бы помочь человеку правильно на себя взглянуть, разобраться, что у него в жизни не так, и на этой основе уже свою жизнь строить.

Что же касается культа успешности, он является на самом деле очень мощным двигателем торговли. Нарисован некий идеальный мир, образец, к которому нужно стремиться, и человек, не задаваясь вопросом, чем в своей сущности этот мир и этот образец идеала является, желает ему соответствовать и со всех ног к нему бежит. А по дороге ему говорят: вот это надо приобрести, за это надо заплатить, без этого ты не обойдешься - и таким образом фактически моделируют его личность.

А ведь что значит быть успешным человеком? В истинном смысле этого слова - это значит быть самим собой и реализовать в своей жизни все те таланты, которые дал Бог. Это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил, а не пытаться стать кем-то другим. И уж тем более - не пытаться достичь чего-то внешнего, что на самом деле никогда не даст ни счастья, ни ощущения полноты жизни. Если же человек не способен здраво оценить навязываемые ему ложные цели, то он, безусловно, станет их рабом.

Христианин по определению должен иметь представление об истинных ценностях. Самая главная - собственно Господь и жизнь с Ним. Но вот тут-то, наверное, и происходит разделение на тех христиан, которые это понимают, и тех, которые этого совершенно не сознают. И это еще один повод задуматься: а христианское ли у меня мировоззрение и представление о жизни и о том, что после нее.

Не гордись, но бойся


Конечно, большинство из нас все равно в те или иные моменты ощущает гордость в каком-то ее проявлении. Возможно ли усилием воли это чувство трансформировать во что-то менее предосудительное? У апостола Павла есть очень хорошие слова: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11: 20). То, чем ты гордишься, не твое, тебе это дали, но могут и забрать, и тогда ты останешься ни с чем. О том же говорит и апостол Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Когда человек понимает, что такое «Бог гордым противится», он этого начинает бояться, потому что не хочет находиться в состоянии противления Богу. Надо помнить, что какие-то неприятные, тягостные, порой даже трагические события в жизни - это то, что является следствием той самой гордости, которой противится Бог.

Как только в сознании человека все это соединится, он поймет, что гордыню в своей жизни надо как-то очень существенно потеснить, и каждый раз, когда она будет поднимать свою главу, будет прижимать ее пятой к земле.