Храм архангела Гавриила, Башня Меньшикова: описание, история, архитектор и интересные факты. Церковь архангела гавриила Церковь архангела гавриила архитектор

Что есть что в церкви

Александр Данилович Меншиков был прихожанином древнего храма, и поэтому велел его перестроить и даже передал церкви ценную икону Архангела, написанную, по преданию, самим Лукой.

Проект был дерзким: на острие позолоченного шпиля крепилась фигура Архангела, а колокольня на 3 метра превышала колокольню .

Между тем строился Санкт-Петербург, и Меншикова назначили губернатором новой столицы. Князю пришлось переселиться на невские берега. Поэтому интерес к Меншиковой башне угас. Внутреннюю отделку храма так и не закончили, доставленные из Лондона часы с курантами остановились, а сама церковь так и осталась освященной лишь малым чином.

В 1721 году архитектор Иван Зарудный написал Меншикову, что церковь ветшает и угрожает падением. Но ответа не последовало.

А в 1723 произошло необъяснимое: священник церкви Архангела Гавриила во время службы упал замертво, от разряда молнии шпиль воспламенился, огонь охватил верхний ярус, где находились куранты, и они рухнули вниз. Следом упали все 50 колоколов, придавив людей, которые пытались защитить от огня церковное убранство. Удалось спасти драгоценную икону, которую в 1726 году по приказу Меншикова перевезли в Петербург. Но через год князя отправили в ссылку, и икона исчезла.

Но Петру I понравился проект церкви Архангела Гавриила, и он заказал Д. Трезини построить ее копию в Петропавловской крепости. Правда, Петропавловскую колокольню постигла та же участь, что и оригинал.

В 1780-х годах масон Г. Измайлов восстановил Меньшикову башню, украсив ее масонскими знаками. Она стала несколько ниже, но все так же дерзко смотрела в небеса.

Путеводитель по архитектурным стилям

Чуждую православию символику, впрочем, как и собрание масонов, упразднил митрополит Филарет. А в советское время башню собирались снести. Особенно ратовали за это работники Московского , так как церковь занимала большую площадь во дворе почтамта. Но башня устояла.

С 1948 года в церкви Архангела Гавриила размещается сирийское Антиохийское подворье, куда также входит церковь Федора Стратилата с особо почитаемым образом «Нечаянная радость».

Говорят, что... ...Меншиков затеял строительство башни не по своей воле: строить велел Петр. Его волновала судьба Немецкой слободы, которой угрожали стрельцы. Хотя там и квартировал Лефортовский полк, но нужна была надежная связь слободы с

Всего 16 фото

Первые упоминания о храме, освященном в честь Архангела Гавриила, встречаются в летописях с 1551 года. Местом его расположения была Мясницкая слобода, отсюда и название - церковь Архангела Гавриила в Мясниках. Но было и другое московское географическое определение, привязывавшее храм к месту расположения - храм Гавриила Великого у Поганых Прудов. До 1639 года церковь заботами настоятелей храма и благодаря многочисленным пожертвованиям зажиточных мирян была выстроена из камня, расширена и отремонтирована. Позднее название слободы сменилось, и места стали называться Гаврииловской слободой, по имени храма.

Предлогом для нового строительства послужило то, что Меншиков в 1704 году из очередной военной экспедиции привез купленную в Полоцке старинную икону Пресвятой Богородицы, приписываемую, по преданию, самому апостолу Луке (это подтверждала греческая надпись на образе). Естественно, для такой святыни потребовался храм, достойный ее. А потому ровно через год после ремонта Гаврииловскую церковь разрушили до основания и на ее фундаменте стали возводить новую. Возведение нового Храма Архангела Гавриила (Меншиковой башни) было поручено Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини.

02 Схема башни


Фото отсюда

Грандиозное сооружение возводилось в подлинно петровских темпах; стройка была начата в 1704 году, и уже в 1707 году завершена. Архитектор Зарудный спроектировал и построил храм по древнему типу "иже под колоколы", когда церковь и колокольня объединены в одном объёме - над храмом взмывалась ввысь колокольня из шести ступеней, увенчанная тридцатиметровым шпилем. Два верхних яруса выстроили из дерева, на предпоследнем повесили пятьдесят звонких, с чистым звуком колоколов. Желая произвести фурор, Меншиков выписал из-за границы большие часы. Их установили пониже колоколов.

Храм вышел дивным, таким, какого в Москве еще не бывало. Как только закончили постройку храма, его сразу нарекли «башня Меншикова». Церковь получилась высокой, около 81 метра высотой, что на три метра превосходило высоту колокольни Ивана Великого. Особым знаком новоотстроенной церкви Архангела Гавриила (башня Меншикова) стал венчающий колокольню тридцатиметровый шпиль. Шпиль был увенчан флюгером в виде ангела.

В Москве существовал запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого. В Петровскую эпоху этот запрет нарушил Меншиков. Ясно, что о самовольстве Меншикова говорить не приходится, а то, что строительство было поручено второму лицу в государстве, свидетельствует о важности объекта. Башня Меншикова располагалась между Кремлем и Немецкой слободой на Яузе. В Немецкой слободе жили многие близкие друзья царя, его помощники и соратники. У этих иностранцев было немало недругов — прежде всего среди тех служилых людей, которым не нравились новые порядки и которым грозила потеря постов и положения в обществе. Правительство не могло не считаться с тем, что при случае бунтовщики могли поднять против Немецкой слободы московский люд. Если бы толпа пришла громить Немецкую слободу, необходимо было бы как можно быстрее сообщить об этом в Кремль, чтобы получить помощь. «Башня Меншикова» и должна была послужить передаточным звеном для сигналов из Немецкой слободы. Получал ли Кремль тревожные сигналы, неизвестно, но в народе (как пишут московские краеведы) ходили упорные слухи, что башня построена для сообщений между Кремлем и Кукуем. При этом полагают, что для дублирования важных сигналов была создана служба гонцов. Видимо, неслучайно уже в XIX веке в том же квартале возник первый Московский почтамт: здесь уже давно существовали условия для организации почты.

Все оформление храма было уникальным, особенно для тех лет: многочисленные орнаменты покрывали стены церкви- букеты, вазы, фрукты. Внешнее и внутреннее убранство было выполнено в духе петровского барокко, которое в полной силе проявится в новой столице Петербурге, но немного позже. Никто, кроме Зарудного, не мог в то время создать храм, одновременно принадлежащий двум эпохам: с одной стороны, целиком выдержанный в древнерусских традициях, с другой — уже насыщенный духом петровских нововведений. Никогда ранее на стенах московских церквей не было такого обилия скульптурных элементов; особенно обаятельны многочисленные херувимчики, в дальнейшем ставшие неотъемлемым элементом русского барокко.Кроме того, внутри, на хорах, Зарудный поместил четыре фигуры кариатид с обнаженными плечами.

03

04

В целом облик церкви Архангела Гавриила не столько традиционно духовный, сколько светский. Но не суждено было князю закончить начатое до конца. В 1710 году, согласно распоряжению Петра I, столица переносилась в Петербург, и фавориту пришлось срочно покидать Москву. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) так и не была отделана до конца.На протяжении многих лет храм ветшал, архитектор Зарудный писал князю письма о состоянии церкви, где указывал, что стропила прогнили, часовой механизм не работает, и витает в помещении запустение.

Вершиной архитектуры петровского времени, без всякого сомнения, является Петропавловский собор в Санкт-Петербурге со знаменитым шпилем, который венчает парящий ангел. Однако первая попытка создать нечто подобное была предпринята в Москве. Это, конечно, Меншикова башня. Совершенно справедливы слова выдающегося художника и искусствоведа И.Э. Грабаря: «Русская архитектура XVIII века, история которой излагается с основания Петербурга, на самом деле зародилась в своих существенных чертах не на берегах Невы, а в Москве». В качестве одного из доказательств своей правоты он приводит именно тот факт, что Петропавловский собор строился по образцу грандиозного сооружения, уже украсившего старую столицу. Следует отметить, что главным архитектором Петропавловского собора в Петербурге был Доменико Трезини, который в свое время вместе с Иваном Зарудным возводил Храм Архангела Гавриила в Москве.

05 Петербург. Колокольня Петропавлвского собора, современное фото. Москва. Церковь Архангела Михаила, первоначальный облик. Реконструкция К.К. Лопяло

В 1723 году в храме случился пожар, прямо в шпиль ударила молния. Пламя вспыхнуло быстро и распространялось от верхних деревянных ярусов. Подгоревшие дубовые крепления обрушились и упали внутрь строения. Икона Пресвятой Богородицы пережила пожар. В 1726 году ее перевезли в Петербург, в домовую церковь Меншикова на Васильевском острове, но в 1727 году князь был сослан, а икона пропала…

По смерти Петра I светлейший князь Меншиков впал в немилость. Его отправили в ссылку, Меншикова башня в Москве пришла в полное запустение.

Через пятьдесят лет в 1773 г. Гаврила Измайлов, влиятельный московский вельможа, решил отреставрировать церковь. Полностью облик церкви восстанавливать не стали. Реставрировали только каменные четыре яруса, теперь башня Меншикова венчалась высокой золоченой шишкой.

06

По будоражавшим Москву слухам, в храме проводились тайные собрания и службы масонов. Косвенным подтверждением тому служили появившиеся на стенах церкви, по приказу щедрого мецената Измайлова, знаки и символы, принадлежавшие масонскому ордену.
Когда масонов уличили в измене Родине и многих посадили, собрания прекратились, но символы, надписи и знаки еще долго красовались на стенах здания.Сбить неподобающие православию символы со стен церкви приказал митрополит Филарет в 1852 году.
В 1792 году в здании усадьбы Александра Меншикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меншикову башню. Храм отстроили за счет денег почтового ведомства и заново освятили. Церковь попала под попечительство московской почты с 1821 года, и тогда же стал называться церковью Архангела Гавриила при Почтамте.

07 Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), 1881

08

И сейчас здание Московского почтамта расположено практически на месте бывшего дворца Александра Меньшикова.

В оформлении храма применена сюжетная скульптура: над южным входом изображен Архангел Гавриил, над северным - Архангел Михаил, над главным западным входом - композиция «Вознесение Господне».

09 Южный вход. Изображение Архангела Гавриила

10 Главный западный вход. Композиция «Вознесение Господне».

11 Северный вход. Изображение Архангела Михаила

Стены украшены белокаменным скульптурным декором. Особенно выделяется главный, западный фасад с боковыми волютами (спиралевидными завитками с главками в центре).


12

13

14

15

16

Церковь Архангела Гавриила на Чистых Прудах - уникальный памятник архитектуры, один из первых образцов русского барокко

Источники

М.И. Вострышев, С.Ю.Шокарев Москва православная Все храмы и часовни Московские энциклопедии. Москва: Алгоритм, 2012
tonchu.org МЕНШИКОВА БАШНЯ -В.И.Новиков
fb.ru Храм архангела Гавриила, Башня Меньшикова
www.kulichki.com "Заневский летописец". Башни и шпили
progulkipomoskve.ru Меншикова башня - Церковь архангела Гавриила в Москве
www.bibliotekar.ru Башни и колокольни не причуда архитекторов - Леонид Шейнин
kannelura.info Церковь Михаила Архангела — «Меншикова башня» в Москве/Чертежи архитектурных памятников

Архангела Гавриила (Меншикова башня) впервые встречается в материалах переписи 1551 г. Это была небольшая трехглавая на шатрах церквушка. По месту нахождения – в Мясницкой слободе – называли ее то церковью Гавриила Архангела в Мясниках, а то и храмом Гавриила Великого, что у Поганых прудов. Дело в том, что мясники, заселявшие слободу, сбрасывали в пруды мясные отходы, издававшие зловоние. К 1639 г. выстроили из камня и до конца столетия ее подправляли и расширяли. Слобода позднее стала называться по имени храма — Гаврииловской.

В 1699 г. здесь приобрел имение известный любимец Петра I Алексашка Меншиков, став прихожанином Гаврииловской церкви. Князь Александр тут же активно взялся за обустройство своей усадьбы: выстроил каменный дом, развел сады, вычистил пруды, которые, благодаря его заботам, сменили название на Чистые. Поначалу он щедро пожертвовал на ремонт главной церкви этого района, осуществленный в 1701 г., но уже через 3 года Меншиков соизволил перестроить , пожертвовав еще большую сумму денег. Легенда гласит, что приобрел тогда князь Полоцкую икону Божией Матери, писанную якобы самим апостолом Лукой, и захотел под этот образ построить достойный . Вот так и вышло, что в 1704 г. недавно отремонтированный храм сломали и начали строительство нового.

Новый храм Гавриила Архангела, законченный в 1707 г. произвел в Москве настоящий фурор, которого так жаждал новоявленный князь, не имевший возможности похвастать родовитостью, но ходивший в любимцах у царя. Русский мастер Иван Зарудный с подчиненными (европейскими) архитекторами Д. Трезини, Б. Скала, Г. Пандо и скульпторами Г. Квадро, Д. и Ж. Фонтана создал удивительной красоты и полета храм. Уникальное сооружение в стиле петровского барокко, состоящее из 6 ярусов (четверик и целая серия поставленных пирамидально друг на друга восьмериков), словно взмывало в небо, стремясь своим 30-метровым изящным шпилем с позолоченным архангелом и крестом наверху достать облака.

Фото 1881 г.

При постройке были соблюдены древние традиции русского зодчества – храм и колокольня были совмещены (такие сооружения назывались «иже под колоколы»). 50 колоколов разного размера и гигантские часы, выписанные из Англии в 1708 г., размещались на верхних ярусах храма. По желанию князя с юга пристроили придел Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Храм тут же прозвали в народе «Меншиковой башней», видимо, по аналогии с Вавилонской. Конечно, некоторые родовитые бояре были крайне недовольны, что своей высотой (81 м) храм превышает даже колокольню (она была самой высокой в первопрестольной), ну, а простой люд приходил просто поглазеть на это чудо. И было на что – богатая лепнина, обилие орнаментов, позолота – все радовало глаз. Однако башне Меншикова, как и Вавилонской, не суждено было долго красоваться.

В 1710 г., когда началась подготовка к переносу столицы, князь Александр Меншиков был переведен из Москвы в Петербург, куда поспешил отбыть, прихватив с собой архитекторов и скульпторов, так что отделка церкви Архангела Гавриила сильно замедлилась, храм начал ветшать. А в 1723 г. молния ударила точно в шпиль, спалив его и верхний восьмерик, исполненные из дерева. Обрушиваясь, колокола раздавили своим весом своды, пробив их насквозь. Множество народа пострадало тогда в пожаре, спасая святыни и церковную дорогую утварь. Самое интересное, что за более чем 15 лет, прошедших после постройки, так и не удосужились освятить. Полоцкая икона Богородицы пережила пожар и в 1726 г. переехала в Петербург, а затем исчезла.

Пол столетия храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) отстоял в разрушенном виде и лишь в 1773 г. была отреставрирована без верхнего яруса при финансовой поддержке масона Гавриила Измайлова и по слухам использовалась для масонских собраний, благодаря чему внешний декор изменился: фасад и внутренние стены были украшены масонскими символами и тайными знаками, которые в 1863 г. были удалены по требованию митрополита Филарета. Тогда церковь принадлежала уже почтовому ведомству и называлась церковью Архангела Гавриила при Почтамте, позднее стала обычной приходской.

По этой церкви в середине XIX в. сразу несколько улиц и переулков получили название Архангельских.

В 1923 г. храм Архангела Гавриила закрыли большевики, открыв его снова в 1947 г. по просьбе Патриарха Всея Руси для размещения подворья Антиохийской Православной Церкви.

С тех пор храм больше не закрывался, был отреставрирован, богослужения шли своим чередом. Сегодня в нем хранится несколько особо почитаемых икон, среди которых образ Архангела Гавриила в серебряной ризе и икона Божией Матери «Благодатное Небо».

Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена.

По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара.


По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника).

На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

Пышный скульптурный декор внутри храма в основном XVIII в., главным образом в притворе и на хорах (статуи, поддерживающие свод), где был устроен верхний храм. Плафон алтарной части увит скульптурными гирляндами плодов и цветов с 4 фигурками ангелов, стоящих на консолях в углах свода. Сохранилась живопись 1770-1780 гг. Первоначальный иконостас не сохранился, после сноса в 1968 г. храма Преображения у Преображенской заставы сюда был перенесен его иконостас. Престолы: Собора Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата.

В период с 1923 по 1947 гг. храм был закрыт. В 1947 г. здесь разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.