Храм флора и лавра расписание богослужений. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление. История церкви на Зацепе

Есть в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала (лучше ехать с радиальной «Павелецкой») отреставрированный храм Флора и Лавра на Зацепе. Он не бросается сразу в глаза. Мало ли храмов в стиле ампир в столице! Тем не менее, я рекомендую заглянуть внутрь.

Я не религиовед и не богослов, описание исключительно любительское.

Всего в храме три престола: мучеников Флора и Лавра, апостолов Петра и Павла, иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».


Название «Флор и Лавр на Зацепе» народное, потому что в честь этих великомучеников осветили один из пределов храма. Правильное именование объекта - Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Зацепе. В храме есть т.н. «список» этой одной из самых почитаемых икон в православии, т.е. очень грубо говоря - копия особенно почитаемой иконы.

Икона Божьей Матери "Всех скорбящих радость"

А название «Зацепа» идёт с давних времён, когда у вокзала проходила граница Москвы, а специальные сторожа, выходили из своих будок, снимали цепь и пропускали телеги, прошедшие осмотр. Вот так Зацепа и стала Зацепой.


Как и у всех старинных храмов, история этого богата на события. Отстроенный в конце XVI века он горел во время пожара 1738, когда вся Москва была деревянной и вспыхивал от любой уроненной свечки. Потом храм отстроили в камне и он получил привычный облик. Тип постройки «корабль» совмещает в себе сам храм, колокольню и трапезную, расположенную на одной линии. Алтарь традиционно «смотрит» на восток (в сторону предполагаемого рая), а вход находится с запада (там, где находится ад). Именно на западной стене расположена сцена страшного суда. Можно надолго задержаться только у неё.


На самом деле, храм настолько интересно и любовно расписан, что больше напоминает музей. Можно смотреть и чувствовать мастерство художников. Кстати, реставрация этого храма получила гос. премию совсем недавно, если мне не изменяет память. Потому что, конечно же, всё, что мы видим – это новодел. После революции здесь хранили ценности из взорванных московских храмов, в том числе и из уничтоженного Храма Христа Спасителя. В 30-х годах настоятеля храма Флора и Лавра расстреляли, а в помещении устроили художественную мастерскую по граверным работам, сливая отходы под фундамент. От оригинальной росписи не осталось ничего. Поэтому восстановление шло с нуля. И сейчас это место с совершенно чистой энергетикой, без духоты и запаха ладана, с обилием света и простора. Внутри комфортно. Есть лавочки для тех, кто долго стоять не может. Ну а энергетику творят прихожане, как всегда, не только прося о чём-либо и каясь, но и благодаря за всё, что можно считать хорошим.


Несмотря на общую новизну храма, здесь есть редкие иконы, созданные до того момента, как утвердилась привычная для нас система иконописи.

Например, икона великомучеников Флора и Лавра. Эти римские братья-каменщики во II веке н.э. работали над созданием языческого храма, хоть и сами являлись скрытыми христианами.


Обратив своих коллег в христианство, Флор и Лавр сожгли приготовленных для перенесения в храм идолов. За что и были наказаны – их закопали живьём. Когда спустя много лет мощи нашлись – они оказались нетронутыми. И после обретения мощей на Руси закончили поголовный мор скота. С тех пор Флор и Лавр являются покровителями животных, особенно лошадей.


В храме совершаются традиционные таинства. Среди которых – крещение. Здесь (один из немногих в Москве), слева от входа, в специальном помещении находится купель баптистерия, в которую могут полностью окунуться взрослые люди, сознательно принявшие христианство и решившие не ограничиваться трёхкратным окроплением.

Традиционно фотосъёмка не благославляется в храме. Я рада, что удалось получить разрешение. Надеюсь, так можно будет составить более полное представление об этом месте. Потому что оно точно заслуживает внимания. Богатая история, удобное месторасположение и уют делает храм Флора и Лавра тёплым и каким-то домашним. Здесь чисто, продаются свечки, всё как везде.



Я продолжаю путешествовать по закрытым московским особнякам и отреставрированным храмам в рамках экскурсий Департамента культурного наследия города Москвы. В этот раз мне удалось снять для вас интерьеры красивейшего храма Флора и Лавра на Зацепе. В советские годы мы чуть было не потеряли эту церковь: коммунисты разместили в ней фабрики металлографических и граверных работ, уничтожили всю утварь и планировку храма, а настоятеля церкви - Николая Виноградова, расстреляли…

Производственные работы в старинной церкви длились вплоть до 1991 года. С этого момента приходская жизнь храма Флора и Лавра постепенно начала возрождаться. Завершающим этапом восстановления храма в его первозданном великолепии стала роспись его стен. Участниками этого кропотливого процесса стали лучшие художники-иконописцы Москвы. Результат их трудов превзошел все ожидания! Глядя на фрески храма Флора и Лавра с трудом верится в то, что они были созданы в современности.

Я предлагаю вам полюбоваться храмом Флора и Лавра на Зацепе и порадоваться чудесной истории его спасения. В этом посте вы увидите много фотографий с интерьерами храма и краткую информацию об его истории. И, конечно же, я расскажу вам об экскурсии, которая прошла недавно. Почему храм Флора и Лавра называют храмом «на Зацепе»? Когда он был построен? Какой непоправимый вред нанесли церкви большевики? И какие подвиги совершили реставраторы, спасая его?


Дата фотографий: 29 мая 2018

2. В 1685 - 1722 гг. на территории этого района Москвы была таможенная граница Москвы.

3. Вдоль улицы была протянута цепь и возы «за цепью» продвигались для осмотра к таможне. Поэтому улицы, площади, вал, проезды и тупик получили название Зацепских.

23 мая в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы по проведению мероприятий на объектах культурного наследия была организована экскурсия в Храм Флора и Лавра на Зацепе для представителей Управы и Муниципального округа района Замоскворечье, а также 5-го районного Совета ветеранов. Об истории храма и его восстановлении, особенностях храмовой архитектуры экскурсантам рассказал специалист по культовому зодчеству Валерий Страхов.

4.

5 . В начале девяностых годов XX века были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра, расположенные на дороге из Москвы в Каширу. Первый храм - в Москве, в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе).

История Храма на Зацепе прочно связана с древней Ямской Коломенской слободой, раскинувшейся на территории от Зацепского вала до Даниловской слободы. Ямщики Коломенской слободы, почитавшие покровителей домашнего скота святых Флора и Лавра, выстроили для себя приходскую церковь имени этих святых.

7.

8. Благословение на битву с Мамаем святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского в день памяти святых мучеников Флора и Лавра.

В официальных документах храм носил имя апостолов Петра и Павла, но в народе за ним прочно закрепилось название «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

10.

11. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны.

В 1738 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм, который стал центром религиозной и культурной жизни ямской слободы. В 1835 году храм был реконструирован по проекту архитектора Ордерова (Орденова).

13. С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся Московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

К храму были пристроены приделы в стиле ампир, трапезная и колокольня. В 1861—1862 годах был возведен новый четверик.

16.

В 1908 году храм был отреставрирован. Внутри храма были восстановлены иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены.

19.

20. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены.

В годы советской власти Храма Флора и Лавра был закрыт, а в его здании с 1938 года расположился цех фабрики металлографических и граверных работ.

22.

С 1960 года здание храма было признано памятником архитектуры и поставлено на государственную охрану, однако продолжало использоваться под производственные цели.

25.

26. В 1957 году измельченный красный кирпич верхнего яруса колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

27. С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели.

Гости экскурсии слушали рассказ гида с большим интересом. Экскурсовод рассказал посетителям, что совсем недавно внутри храма закончилась масштабная реставрация, обратил внимание гостей на восстановленные по уцелевшим остаткам настенные росписи.

28. Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов.

30. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

Также Валерий Страхов показал экскурсантам памятный знак, украшающий Храм. В 2015-2016 годах были проведены реставрационные работы на фасадах. Кровля купола колокольни была расчищена и покрашена, докомпонованы утраченные фрагменты.

31. К 1997 году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой.

32. Возрождение настенных росписей в храме началось в 2015 году.

33. В наши дни храм волностью восстановлен и просто великолепен!

Эта работа стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ». Именно этой награде и посвящен вышеупомянутый знак. Завершилась экскурсия подъемом на колокольню. Экскурсанты остались очень довольны посещением Храма. Они задали Валерию много уточняющих вопросов. Особенно их интересовали перспективы восстановления Храма - возведение оград и благоустройство территории вокруг храма.

В 2011–2016 годах в Москве отремонтировано и отреставрировано более 700 памятников культуры. Сегодня мы рассказываем об одном из них - церкви Флора и Лавра на Зацепе. Проект стал лауреатом конкурса «Московская реставрация» в прошлом году.

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр - христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII–XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра - Лавер или Лавр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос - помилуй и спаси нас! - заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых - число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

Две с приделами - церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

Три именных - церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов - в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая - что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем - его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861–1862 годах - и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).


Фотогравюра церкви Флора и Лавра на Зацепе (в Ямской Коломенской слободе).
1882 год

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату .

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А - знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году , но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви , и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия - храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года - с июня 2015 по декабрь 2016 года.



Восстановление затронуло все элементы здания:

Фасад - обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;
- купол - воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;
- интерьер - в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);
- инженерные системы - организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса «Московская реставрация - 2016». Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Использованные источники

Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. - № 7–8: июль - август / Д.И. Протопопов. - М. : Д.И. Преснов, 1885. - С. 289–291.
Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259–260.
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - Т. 12: Война и мир. Т. 4. - М. : Художественная литература, 1940. - С. 47–48.
ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210–211.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368–369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр — христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII-XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра — Лавер или Лавёр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

— две с приделами — церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов — в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая — что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем — его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861-1862 годах — и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату .

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А — знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году , но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви , и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года — с июня 2015 по декабрь 2016 года.







Восстановление затронуло все элементы здания:

— фасад — обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;

— купол — воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;

— интерьер — в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);

— инженерные системы — организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса . Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Использованные источники

  1. Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7-8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289-291.
  2. Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259-260.
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47-48.
  4. ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
  5. Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
  6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
  7. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210-211.
  8. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368-369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

За годы советской власти в Москве было снесено более трёхсот тридцати церквей. В Интернете их перечислено триста тридцать четыре. Тринадцать из них - только в Кремле.
В их числе - древнейший храм Москвы - 1300 года постройки - Спаса на Бору.

Я сегодня расскажу вам только о трёх из этих снесённых храмов. Кстати, есть надежда, что два из них восстановят - поскольку место, на котором они стояли, осталось незастроенным.

Один из этих храмов стоял вот на этом месте, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка. Переулок назван так в честь купца семнадцатого века по прозвищу Бобр. На месте дома №21 по Мясницкой располагались в семнадцатом веке его палаты.

Потом этот участок приобрёл Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, видный деятель Петровского времени, генерал, участник Полтавской битвы. Он был женат морганатическим браком на дочери царя Иоанна Алексеевича - Прасковье Иоанновне.

Иван Ильич Дмитриев Мамонов был похоронен возле церкви Флора и Лавра.

Вот как об этой церкви писал историк Москвы Алексей Фёдорович Малиновский:

"Фрола и Лавра с приделом св. апостолов Петра и Павла у Мясницких ворот, которые указом 1658-го апреля 16-го повелено было называть Фроловскими, а улицу - Фроловскою, но прежнее привычное название как ворот, так и улицы доныне удержалось. Церковь низменная, грубой готической архитектуры, о пяти круглых главах, а колокольня пирамидальная, в описи 1620 года значится деревянною, а через [авт. пропуск] лет построена боярином конюшим [авт. пропуск] каменная".

Как видим, Малиновский описал эту церковку довольно пренебрежительно. Однако, это был единственный храм Флора и Лавра в Москве - и уже этим он был уникален. Был ещё храм этих святых в слободе ямщиков на Зацепе (ныне - район Павелецкого вокзала), - но в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он был переосвящён во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость". В этой церкви остался только престол во имя Флора и Лавра, - он есть в этой церкви и сейчас.

Святые Флор и Лавр на Руси считались покровителями лошадей. Интересно то, что именно Малиновский пишет (и больше я ни у кого этой информации не нашла), что на Мясницкой подле церкви Флора и Лавра были государевы конюшни. А Конюшенный двор в Кремле - пишет Малиновский - был построен при царе Феодоре II (сыне Бориса Годунова), - и назывался тогда Аргамачьим двором.

Фроловской называлась раньше Спасская башня Кремля. Малиновский пишет, что Фроловской эта башня Кремля называлась со времён Дмитрия Донского. Видимо, при Донском была построена первая церковь Флора и Лавра в Кремле - возле ворот. Там же - вероятно, - была тогда княжецкая конюшенная слобода. (Спасской башня стала после того, как царь Алексей Михайлович поместил на ней образ Спаса Нерукотворного и дал Указ от 16 апреля 1658 года, где повелел называть Фроловскую башню - Спасской).

Из Кремля к Мясницким воротам - видимо - перенёс слободу царь Иван Грозный. По крайней мере, есть свидетельства о том, что именно Грозный перенёс к Мясницким воротам церковь Флора и Лавра - тогда ещё, - конечно, деревянную. Но - поскольку Малиновский - словам которого мы не можем не доверять - пишет, что у церкви Флора и Лавра были государевы конюшни, - то логично предположить, что они и были перенесены сюда вместе с храмом - по указу царя Иоанна Первого (Четвёртого). А потом перенесены обратно в Кремль - по указу Феодора Второго; но храм уже не переносился, - а так и стоял на этом месте - до самого 1935 года. В 1935 году прокладывали первую линию Московского метро - и при строительстве станции "Чистые Пруды" - снесли церковь Флора и Лавра. Валентин Катаев в своей книге "Алмазный мой венец" , писал:«Церковка эта вдруг как бы… исчезла, превратилась в дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли».

Рабочие-метростроевцы, жившие в этом бараке, обнаружили в полу подземный ход. Поползли слухи о найденном московском кладе. Но ход быстро засыпали, а слухи прекратили. Так до сих пор о нём ничего и неизвестно.

Церковь же Флора И Лавра знаменита была тем, что к ней свозили лошадей со всей России - в лошадиный праздник - 18 (30) августа - День святых Флора и Лавра. В этот день лошадок окропляли святой водой и служили молебен во здравие их. "Умолил Флора и Лавра - жди лошадям добра!" - говорили в народе. Флор и Лавр - это братья-христиане II века, жившие в Иллирике. Они были каменотёсами. Как каменотёсы, братья были привлечены к строительству языческого храма в Константинополе. Флор и Лавр подговорили других рабочих разрушить языческих идолов и водружить вместо них Крест. Братьев бросили живыми в колодец и засыпали землёй. Через некоторое время в Константинополе начался падёж скота. А из забытого колодца забил источник. Вода этого источника оказалась целебной для заболевших животных. Колодец разрыли, и мощи братьев обрели нетленными. Флора и Лавра причислили к лику христианских святых, и они стали покровителями домашнего скота. А в России их почитали прежде всего как покровителей лошадей.

В этом храме - Флора и Лавра, - каменном с 1657 года - были изображения античных мудрецов - Платона, Аристотеля и Солона. Подобные изображения есть только в Благовещенском соборе Московского Кремля - домовой церкви русских царей и ещё - в Преображенском соборе Новоспасского монастыря.

Вообще, в этом скромном по московским меркам храме - Флора и Лавра на Мясницкой - была какая-то загадка. И подземный ход, и изображения, которые свойственны царским храмам. (Новоспасский монастырь - место захоронения бояр Романовых, Романовская усыпальница. Там захоронена, в частности, монахиня Досифея - княжна Тараканова).

Очень жаль, что Москва утратила этот уникальный храм. Хорошо бы, чтобы его восстановили. Но - конечно, - это будет всего лишь "новодел"... Но всё же - лучше и правильнее, чтобы на этом месте - как много веков подряд - стоял храм Флора и Лавра, - чем чтобы засчёт территории бывшего храма разросталось вширь неуклюжее и некрасивое здание театра Александра Калягина с претенциозным - на мой взгляд - названием: "Et cetera...".

*Паперть Преображенского собора, подобно как и всего храма, сплошь расписана изображениями. Из них наиболее замечательны - при входе на паперть с восточной стороны по обе стороны изображения 10-ти древних греческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными каким-либо изречением. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птоломей, по левой Ермий, Анахарис, Аристотель, Плутарх и Иродион. /История Новоспасского монастыря и ее связь с Романовыми. М. Маркабов, кандидат физико-математических наук.

Нет, увы! Победил Калягин! На месте Храма строится второе здание театра Et cetera.

В своём обращении - ещё к Ю.М. Лужкову - артист писал - как, мол, может согласоваться то, что в храме будут отпевать покойника, а в театре - играть комедию?

А теперь комедию будут играть прямо над кладбищенским захоронением, над героем Полтавской битвы И.И. Дмитриевым-Мамоновым, который был захоронен при храме Флора и Лавра, - и над многими другими покойниками. Это - ничего. Это- согласуется!..

Судя по всему, храм этот уже не будет восстановлен. Театральные хапуги победили.

Фиг я буду теперь слушать и смотреть лучший номер артиста Калягина - песенку "тётки Чарлея" на слова Роберта Бёрнса! Я теперь ему - не верю. "Любовь и бедность навсегда (его) поймали в сети?.." Не смешите! Мы с Робертом Бёрнсом теперь - отдельно, а театральные дельцы, не уважающие русскую (и - значит - никакую) культуру - отдельно.

Ил.: А.М. Васнецов. Мясницкая улица. Возле Мясницких ворот. (Слева - храм Флора и Лавра.)