Илон маск запустил тяжелую ракету. Чем так важен для человечества запуск ракеты Falcon Heavy Илона Маска

Правообладатель иллюстрации Elon Musk/Instagram Image caption Именно этот автомобиль должен улететь на орбиту вокруг Марса

Американский основатель SpaceX и Tesla Илон Маск во вторник попытается запустить в космос сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди.

Грузоподъемность Falcon Heavy как минимум вдвое превышает те же показатели любой другой ракеты.

Так как при первом запуске новых ракет частота неполадок и неудач довольно высока, настоящего груза на ней на этот раз не будет.

Вместо этого Илон Маск решил отправить в космос свой старый спортивный автомобиль Tesla вишневого цвета.

Автомобиль будет запущен на эллиптическую орбиту, протягивающуюся от Солнца до Марса. Аудиосистема автомобиля, как сообщается, будет непрерывно играть хит Дэвида Боуи Space Oddity.

"[Автомобиль] удалится от Земли примерно на 400 миллионов километров и будет лететь со скоростью в 11 километров в секунду", - сказал Маск репортерам на брифинге в понедельник. "По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, может быть, даже больше миллиарда лет", - добавил Маск.

Автомобиль оснащен тремя камерами наблюдения, съемки которых, как надеется Илон Маск, будут "эпическими".

  • Илон Маск объявил о планах по колонизации Марса
  • Какие прорывы в науке и технике ждут нас в 2018 году?
  • Новая космическая гонка: Россия взялась за сверхтяжелую ракету
Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy отправится в космос из Космического центра Кеннеди во Флориде

Ожидается, что тысячи людей соберутся близ мыса Канаверал, чтобы своими глазами увидеть запуск ракеты, который должен состояться в 13:30 по местному времени (21:30 по Москве).

Компания Маска SpaceX намерена установить ракету на пусковой станции за три часа до запуска. Если произойдут технические неполадки, в среду будет совершена вторая попытка.

По существу, Falcon Heavy представляет собой три ракеты Falcon 9, которые уже давно использует Space X, скрепленных друг с другом. Но конфигурация из трех ракет потребовала ряда модификаций, в том числе понадобилось укрепление центральной ракеты-носителя.

Правообладатель иллюстрации BBC Sport

27 двигателей Merlin способны создавать тягу почти в 23 000 килоньютонов, что вдвое больше того, на что способна ракета Delta IV Heavy компании United Launch Alliance, основного конкурента Space X.

70-метровая ракета Falcon Heavy рассчитана на то, чтобы вывести на околоземную орбиту до 64 тонн груза.

На практике она вряд ли будет поднимать столь тяжелые грузы, так как Space X намерена возвращать на Землю ракеты первой ступени, с тем, чтобы их использовать вновь. Для этого необходим дополнительный запас топлива, что, соответственно, уменьшает тоннаж груза.

Но огромная сила тяги Falcon Heavy создает новые возможности в освоении космоса. Например:

  • Разведка и вооруженные силы США смогут запускать в космос гораздо более крупные спутники. На сегодняшний день размеры этих спутников зависят от технических возможностей существующих ракет
  • Станет возможным запуск спутников большими группами. Илон Маск, например, предлагал запустить несколько тысяч спутников и тем самым обеспечить высокоскоростной доступ к интернету во всем мире
  • В будущем можно будет отправлять более крупных и более продвинутых роботов на Марс или другие планеты Солнечной системы и прилегающие к ним луны
  • Также станет возможным отправлять в космос огромные телескопы. Наследник телескопа "Хаббл", телескоп "Джеймс Уэбб" перед запуском в 2019 году придется сложить наподобие оригами
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Илон Маск вынашивает большие планы по освоению космоса

На данный момент у Falcon Heavy всего несколько запланированных для клиентов запусков.

Ракета должна вывести на геостационарную орбиту в 36 тысячах километрах от поверхности Земли два крупных телекоммуникационных спутника.

По словам Рэйчел Виллайн из космической консалтинговой компании Euroconsult, основными клиентами, скорее всего, будут различные министерства и агентства американского правительства - от НАСА до министерства обороны, так как SpaceX уже имеет разрешение Пентагона принимать участие в секретных и не секретных миссиях.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption SpaceX научилась сажать ракеты-носители обратно на Землю, чтобы использовать их вновь

Но если запуск Falcon Heavy окажется удачным, это может поставить космическую программу США в неудобное положение.

Хотя НАСА, несомненно, найдет много применений этой ракете, агентство также разрабатывает свою собственную сверхтяжелую ракету.

Проблема - как для НАСА, так и для конгресса, - состоит в том, что на разработку Space Launch System (SLS) понадобится еще несколько лет. Более того, каждый запуск SLS, скорее всего, будет стоить около миллиарда долларов. Илон Маск утверждает, что запуск его ракеты обойдется всего в 90 млн.

Многие обозреватели уже задаются вопросом, как конгресс сможет объяснить необходимость финансирования SLS, если вскоре появится значительно более дешевая альтернатива.

Илон Маск - не единственный бизнесмен, интересующийся ракетами с большой грузоподъемностью, которые могут быть во много раз дешевле SLS.

Джефф Безос, глава Amazon, разрабатывает ракету New Glenn, которая смогла бы вывести на околоземную орбиту 45 тонн груза. Он также поговаривает о возможности разработки еще более мощной ракеты, New Armstrong.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Двигатели FalconX тестировались в конце января

Илон Маск подчеркивает, что запуск Falcon Heavy может столкнуться с трудностями.

Он объявил об этом проекте еще в 2011 году. Тогда первый запуск планировалось произвести в 2013 году.

Пять лет спустя Маск говорит, что шансы на провал запуска все еще велики.

"Если все пойдет не так, будем надеяться, что это произойдет не в момент запуска, а гораздо позже, чтобы у нас было время собрать как можно больше информации", - сказал он.

"Я буду считать успехом, если ракета просто взлетит со стартовой площадки, а не взорвется прямо на месте. Это чуть меньше двух миллионов килограмм в тротиловом эквиваленте. Если эта вещь взорвется, тут мало чего останется".

Добиться слаженной работы всех 27 двигателей и полностью контролировать первую стадию запуска чрезвычайно сложно.

Советские инженеры четыре раза пытались запустить пятиступенчатую ракету Н-1 с 30 двигателями. Ни одна не дошла до орбиты.

Однако Илон Маск и SpaceX уже разрабатывают ракету под названием BFR с 31 двигателем.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption 27 двигателей Falcon Heavy

Американский предприниматель Илон Маск вновь заставил весь мир затаив дыхание следить за космическим запуском. Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, созданная его компанией SpaceX, отправила на гелиоцентрическую орбиту вишневый автомобиль. В сравнении с другими космическими разработками SpaceX, у этой ракеты, вероятно, меньше коммерческий потенциал, ее запуск неспроста был окружен романтически-фантастическим антуражем: Falcon Heavy – реальный шаг к пилотируемым полетам к другим планетам, о которых мечтает визионер Маск. Пожалуй, именно в этом – в мечтах и смелых планах – он обогнал российскую космонавтику особенно сильно.

Тяжелая ракета Falcon Heavy стартовала около полуночи по московскому времени 6 февраля с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. Спустя две с половиной минуты два ее боковых ускорителя отделились и начали собственный маневр – им предстояло еще через пять минут совершить мягкую посадку на площадках неподалеку от места старта. Через три минуты семь секунд после пуска вторая ступень ракеты отделилась от центрального ускорителя, который тоже начал маневр для возвращения на Землю: он должен был приземлиться на плавучую посадочную платформу под названием Of Course I Still Love You – “Конечно я все еще люблю тебя” – в Атлантическом океане. Примерно через шесть часов очередным включением двигателей вторая ступень ракеты вывела на гелиоцентрическую орбиту полезную нагрузку – личный электрокабриолет Илона Маска цвета “полуночная вишня” модели Tesla Roadster. Теперь машина, за руль которой посадили манекен, одетый в новый скафандр производства SpaceX, начала свой полет по очень длинной орбите вокруг Солнца – и пройдет он под знаменитый хит Дэвида Боуи Space Oddity.

Этот космический запуск – большое достижение не только в космонавтике, но и в области маркетинга и PR – в практической плоскости преследовал две цели: во-первых, продемонстрировать работоспособность новой тяжелой ракеты, в два раза более мощной, чем все, что находится сегодня в эксплуатации на рынке космических запусков. Во-вторых, проверить, что новую ракету можно использовать для доставки груза на Марс: предполагалось, что автомобиль окажется на такой орбите вокруг Солнца, с которой в какой-то момент можно удобно и без больших затрат топлива “перепрыгнуть” на марсианскую орбиту.

Обе задачи выполнены не до конца. Ракета Falcon Heavy продолжает идеологию космических аппаратов компании SpaceX: для удешевления пусков их стартовые ступени способны возвращаться на Землю и использоваться повторно (правда, при этом сокращается полезная нагрузка – место занимает топливо, необходимое для возвращения). На этот раз из трех разгонных блоков успешно приземлились только два боковых, кстати, оба уже побывавшие в космосе в 2016 году, а вот у центральной ступени сработали не все тормозные двигатели, и она разбилась в воду в сотне метров от посадочной платформы. Что касается перспективного полета на Марс, тут все тоже не совсем гладко: последний, слишком долгий запуск двигателей второй ступени отправил автомобиль не к красной планете, а по протяженной траектории в сторону Пояса астероидов.

В то же время по-настоящему волновавшие специалистов этапы пуска прошли гладко – это и отделение двух разгонных блоков, и многочасовая работа второй ступени, крайне важная для будущих полетов к Луне и Марсу. А главное – теперь у Маска есть действующая сверхтяжелая ракета, способная выводить на низкую околоземную орбиту 63,8 тонны полезной нагрузки. Для сравнения, российская базовая ракета-носитель "Союз-2" выводит на такую же орбиту от 2,8 до 9,2 тонны, тяжелый "Протон-М" – 23 тонны, перспективная "Ангара-А5В" до 35 тонн. Самая мощная из эксплуатируемых на сегодняшний день ракет-носителей, американская Delta 4 Heavy может доставить на низкую орбиту около 29 тонн полезной нагрузки, но стоить такой пуск будет порядка 400 миллионов долларов. Маск утверждает, что в перспективе старт Falcon Heavy обойдется меньше чем в 90 миллионов и за эти деньги на орбиту можно доставить груз, эквивалентный по массе пассажирскому авиалайнеру с пассажирами и топливом. Кстати, в истории были и более мощные ракеты – американская лунная ракета Saturn V, 13 раз запускавшаяся в 1960–70-е годы, могла доставить на низкую орбиту 140 тонн, а советская "Энергия", прославившаяся стартом с "Бураном" на боку, – 100 тонн.

Доля SpaceX на международном рынке космических запусков составила в 2017 году 45 процентов, доля России – 15 процентов (в четыре раза меньше, чем в 2013 году). В 2018 году Маск планирует захватить уже больше 60 процентов рынка, российская доля сократится до 10 или даже меньше. Впрочем, это происходит в первую очередь за счет более легкой ракеты Falcon 9 (из трех таких, грубо говоря, и состоит Falcon Heavy), новый сверхтяжелый носитель может пригодиться для не таких уж частых запусков тяжелых аппаратов, например спутников-шпионов, но создавалась эта ракета все-таки для более далеких путешествий. SpaceX разрабатывает программу туристических полетов к Луне (впрочем, пока не решено, будет ли для этого использована Falcon Heavy или ракета нового поколения BFR), но голубая мечта – исследование, а со временем и колонизация Марса.

Непилотируемая миссия к Марсу с посадкой на поверхность концептуально была предложена NASA еще в 2011 году, но на протяжении нескольких лет не могла получить финансирование. В 2016 году к перспективной программе подключилась SpaceX – было решено, что ракетой-носителем станет Falcon Heavy, а космический корабль будет создан на основе другой разработки SpaceX – аппарата Dragon 2, кроме того, Маск брал на себя большую часть финансирования проекта, тогда как NASA должно осуществлять техническую поддержку. Полет планировался уже на 2018 год, но прошлым летом Илон Маск заявил, что конструкция корабля несовершенна и он не сможет совершить успешную посадку на поверхность Марса. Старт программы отложен до 2020 года, а пока компания приступила к разработке нового космического корабля. Действующая ракета-носитель для него уже готова.

А что же в России? Недавно Роскосмос решил заморозить проект пилотируемых запусков нового космического корабля “Федерация” посредством тяжелой ракеты-носителя "Ангара" с космодрома Восточный. Он должен был стать частью перспективной Лунной программы, старт которой постоянно переносится на все более неопределенные сроки. Одновременно объявлено о разработке новой ракеты сверхтяжелого класса – КРК СТК, которая в перспективе сможет вывести на низкую околоземную орбиту до 90 тонн груза. Летные испытания ракеты-носителя, разработка и строительство которой обойдутся в 1,5 триллиона рублей, пройдут не ранее 2028 года. Проект запущен по указу Владимира Путина, вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что у ряда специалистов были сомнения в целесообразности создания такой ракеты, но "было принято волевое решение начать работу над этим проектом". Кстати, опыт запуска Falcon Heavy может помочь российским специалистам: если американская тяжелая ракета скомпонована как связанные вместе три ракеты Falcon 9, то российская будет связкой целых пяти ракет "Союз-5", если, конечно, до ее практического строительства когда-нибудь дойдет дело.

Реакция российских соцсетей на успешный запуск Falcon Heavy – смесь восхищения, конспирологических теорий и шуток над Дмитрием Рогозиным лично и российской космической отраслью вообще. Но все же преобладающий фон – досада. Ее причины лучше всего объяснил Виталий Егоров, ведущий популярный блог о космонавтике: Маск обогнал Россию не столько в технологиях и науке, сколько в мечтах и смыслах, а это, конечно, самое обидное.

Илона Маска произвел глобальный оглушительный эффект своей зрелищностью. Манекен в родстере, трек Боуи, синхронно приземлившиеся блоки первой ступени - все это произвело впечатление фантастического шоу. Голливудский масштаб постановки доставил огромное удовольствие всем фанатам Маска, однако (и это в каком-то смысле тоже было целью) заслонил истинные бизнес-масштабы произошедшего.

Начнем с того, что Илон Маск воспринимается широкой публикой как дерзкий мечтатель, мечтающий переселить человечество на Марс. Умело подогревая образ в меру чокнутого, в меру прагматичного предпринимателя, Маск фокусирует на себе глобальное внимание и чрезвычайно эффективно его капитализирует. Однако внимательно , в какую же, собственно, задумку он положил свои собственные первые $100 млн в далеком 2006 году? Звучало ли там слово Марс? Да, но скорее как курьез. С первого дня целью компании была обозначена великая и крайне прагматичная цель - космический интернет, раздаваемый глобально всему человечеству.

В предпоследнем раунде на $1 млрд инвестором стала компания Google, которая на данный момент внесла наибольший вклад в проект низкоорбитального интернета. И проект развивается полным ходом! Планируется, что он начнет приносить доход в $5 млрд уже в 2020 году, а к 2025-му вырастет до $35 млрд! Это, к слову, означает, что многотысячная группировка спутников (называются разные цифры, от 2200 до 4000 спутников) должна быть массово выведена в период до 2020 года. И как мы видим , сроки в целом выполняются. С возможным сдвигом в один-два года.

Вслед за SpaceX о проектах такого масштаба заявил британский проект OneWeb, за которым стоят Ричард Брэнсон и калифорнийский гигант Qualcomm, с такими же инициативами выступили Samsung и китайские космические компании. Количество выводимых спутников в этих констелляциях поражает воображение - по последним данным, OneWeb планирует запуск 640 спутников, которые будут развернуты буквально за несколько лет (планы постоянно плывут, но ожидается, что это произойдет не позднее 2020 года). Кстати, долгое время основной «рабочей лошадкой» для вывода этой констелляции планировались российские «Союзы». На данный момент OneWeb привлек $1,7 млрд в трех раундах инвестиций, крупнейшим инвестором стал знаменитый SoftBank, вложивший $1,2 млрд в 2016 году.

В свое время Samsung заявил проект по выводу 4600 спутников к 2028 году, что также станет массовым космическим проектом. Параметры китайской группировки не озвучиваются, но они также будут весьма масштабны.

Небесный Wi-Fi

Что же мы видим? Из всех заявленных проектов только проект Илона Маска подразумевает, что он будет использовать собственные носители для выведения спутниковой группировки. Потому, кстати, мы имеем меньше информации о его проекте - ему не нужно заранее контрактовать пуски (хотя в утекших в WSJ документах мы видим планы по запуску по 50 Falcon 9 в год, то есть практически еженедельные запуски в течение трех лет!). Иными словами, космическая интернет-инфраструктура требует на порядок больше пусков, чем вся текущая космическая индустрия.

Заявленный вес спутников OneWeb составляет порядка 200 кг, что означает, что суммарный вес группировки, которую надо вывести на орбиту, составляет 130 т. Группировка Маска будет в несколько раз «тяжелее». Китайцам и корейцам тоже понадобится выводить сотни тонн грузов, причем делать это практически ежегодно. Вот вам и ответ, откуда появился запрос на тяжелую и сверхтяжелую ракету, для которой раньше запросов и задач (кроме научно-престижных, таких как полет на Луну или Марс) не существовало.

Как становится понятно, Falcon Heavy - это промежуточная ракета для долгосрочной стратегии SpaceX, именно потому она и не подавалась на сертификации NASA для доставок грузов на МКС и других задач. Для этого есть «космический извозчик» Falcon 9, из которого, собственно, как из кубиков, и собрана тяжелая ракета. Судя по всему, задача «тяжеловоза» - обеспечить скорый и надежный транспорт на орбиту спутниковой группировки Маска и развернуть космический интернет в заявленные сроки (и видимо, первыми в этой новой космической гонке). И с ракетой, которая может вывести 63 т на низкую орбиту, - это существенная заявка на победу!

Итак, что же получается: Марс ни при чем, а красный родстер запулили в черный космос как в копеечку? И да, и нет.

Прагматичный инвестплан SpaceX, выполняемый пока весьма точно, никакого Марса не предполагает. Это все прекрасное шоу для энтузиастов. Однако уже в середине проекта стал понятен могучий синергетический эффект, который оказывает этот тренд на мировую космонавтику.

Космические инвестиции

Как только информация о планируемых массированных запусках спутниковых группировок просочилась в долину, там начался бум инвестиций в космос. В 2014 и 2015 годах наблюдался такой ажиотаж, что Space был самым быстрорастущим сегментом венчурных инвестиций. Были заявлены десятки проектов по малым спутниковым группировкам, которые предназначаются для дистанционного зондирования земли, поддержки навигации и других прагматичных задач. Прогнозное удешевление стоимости вывода сделали коммерчески привлекательными множество проектов, и начался бум создания микро- и наноспутников. Космическая индустрия получила второе дыхание и тут уже принялась за совершенно амбициозные проекты.

К ним следует отнести такие сверхамбициозные проекты, как и Deep Space Industries . Как следует из названия, компании предполагают добычу космических ресурсов на астероидах. Но с какой целью? Недавно это стало окончательно понятно. К слову, автор этих строк высказал почти год назад предположение об истинных планах этих компаний на заседании Экспертной коллегии Военно-промышленной комиссии, обсуждавшей стратегию Роскосмоса. И да, вскоре после этого в блогах компаний эта гипотеза была подтверждена. В чем она?

Суть в том, что на повестку дня поставлена задача создания в космосе - крупных орбитальных станций, способных к производству значительного количества различных изделий. Именно для решения этой задачи в космосе необходимо обеспечить добычу воды, кислорода, водорода (как топлива), а также материала для крупногабаритных конструкций. Откуда же их брать? Вариантов немного: сборка и утилизация космического мусора (заброшенных и отработавших ресурсы спутников), Луна и околоземные астероиды (орбиты которых проходят недалеко от Земли и которых в настоящее время обнаружено уже несколько тысяч).

Какая из моделей развития орбитальной промышленности победит, пока непонятно, однако к этой, следующей вслед за «космическим интернетом» гонке уже начали готовиться. Прорабатывать технологические аспекты, формировать проекты, готовить носители. К слову, в России также есть кое-какие перспективные наработки, а автор этих строк совместно с Сергеем Жуковым, руководителем AeroNet НТИ, ведет их активный поиск, но все же России эта гонка, будем честны, еще не коснулась.

Орбитальные производства пока не имеют своего «наполнения»: что именно производить в космосе будет выгоднее, чем на Земле, еще непонятно. Но тут сформировалась «обратная связь». Сама по себе возможность космического производства делает возможными (и счетным в инвестиционном плане) проекты по их разработке. К примеру, в России компания 3D Bioprinting Solutions при поддержке Роскосмоса планирует проведение тестовой печати органов человека в условиях невесомости. А ведь напечатать полый орган (например, сердце) из мягких тканей возможно только в невесомости. И если это удастся, то у огромного числа людей, ждущих пересадки, появится шанс получить напечатанное из клеток их собственного тела сердце, которое не будет отторгаться организмом!

Поделить бизнес в космосе

Проект «космического интернета» породил прорыв в удешевлении доставки грузов на орбиту. Снижение цены и появление «рынка доставки» сделало возможным планирование космического производства. Запуск десятков проектов по орбитальной добыче ресурсов и производству потянуло за собой амбициозные планы космического строительства. И у космоса появилось будущее как у гигантской инфраструктуры и индустриальной площадки. Об это недавно заявил и Джефф Безос, еще один миллиардер, вкладывающий ежегодно по $1 млрд личных денег (он аккуратно продает на эти цели небольшой пакет своих акций Amazon).

И все же при чем тут Марс?! Во-первых, это красиво! Во-вторых, это массово понятный бренд и цель. И в-третьих, до него земляне когда-нибудь долетят. Когда построят космические производства, способные собрать космический корабль на орбите. Когда удешевят доставку грузов на орбиту еще в 10-100 раз. Когда космос станет крупнейшей индустриальной площадкой. И когда в этом появится реальный практический смысл.

Пока же под красивые презентации о Марсе ведущие инвесторы и предприниматели мира делят ставший доступным пирог ближнего космоса. И планируют на этом сказочно обогатиться. Мы же, увы, в этом пока лишь зрители. И как показали последние дни, мы зрители, восторгающиеся мегашоу, но не понимающие, а что оно, собственно, означает.

Компания Илона Маска Space X запустила в космос сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Успешный запуск обсуждают не только в научном сообществе - Маска поздравил президент США Дональд Трамп, а американские СМИ уже пишут о том, что Россия с треском проиграла в космической гонке. Мы решили коротко объяснить, какое значение для всего мира имеет ракета Илона Маска.

Мощность

СМИ называют Falcon Heavy самой мощной ракетой-носителем в истории. На самом деле лишь в новейшей истории, ведь в 80-х годах прошлого века Советский Союз запускал ракету и помощней - она называлась «Энергия» и выводила на орбиту корабль «Буран» весом в 105 тонн. Однако от строительства столь мощных ракет отказались, поскольку в них не было практической необходимости.

Илон Маск со своими планами покорения Марса изменил представления людей. Чтобы доставлять грузы на Марс, Луну или любую другую планету, потребуются сверхтяжелые ракеты, и кроме как у Маска, их в наше время нет ни у кого. В теории Falcon Heavy способен доставить до 63,8 тонн на низкую опорную орбиту, до 26,7 тонн на геопереходную орбиту, до 16,8 тонн на Марс и 3,5 тонн на Плутон.

Дешевизна

Если верить словам Маска, стоимость запуска ракеты Falcon Heavy составила всего лишь 90 миллионов долларов. Это невероятно дешево, причем не только для сверхтяжелой ракеты, но вообще для любого космического запуска. Для сравнения, в России на каждый старт тратится не менее полумиллиарда долларов. А аналог Falcon Heavy, который разрабатывает NASA, и вовсе обойдется не менее чем в 1,5 млрд долларов.

Успех Space X – невероятный прецедент того, как частная компания, существующая всего 15 лет, утерла нос титанам в лице США и России, которые много лет боролись за господство в космической гонке. Снижение стоимости запуска ракет может запустить новый виток развития космонавтики, ведь теперь полеты на Луну, даже туристические - не такая уж роскошь.

Многоразовость

Снизить стоимость полетов Маску удалось в том числе благодаря тому, что Falcon Heavy - ракета многоразовая. Ускорители первой и второй ступени, помогающие ракете выйти на нужную орбиту, после завершения своей миссии отсоединяются и плавно возвращаются туда, откуда взлетели - целые, невредимые и готовые к повторному использованию.

С боковыми ступенями все произошло ровно так, как и задумывалось - они приземлились на свое место. Центральный ускоритель слегка промахнулся и ушел под воду, но Маск пообещал его достать и даже продемонстрировать миру кадры посадки, сделанные с камер на борту.

Ни в одной стране запуск сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, произведенный во вторник компанией SpaceX, не вызвал такого резонанса, как в России. Частная американская компания продолжает совершать технические подвиги, от которых российская космическая промышленность отказалась: сначала SpaceX начала многократно использовать ракеты, а теперь успешно запустила ракету, оснащенную 27 двигателями.

СССР пытался сделать нечто подобное в 1960-х и начале 1970-х годов. Сергей Королев, конструктор ракетно-космической техники, который запустил первый спутник и первого человека в космос, начал разработку того, что позже получило известность как Н-1, сверхтяжелая ракета-носитель с 30-двигателями, которая была способна доставить 75-тонную космическую станцию на орбиту, а возможно, и на Луну, Марс и Венеру. Проект была закончен после смерти Королева в 1966 году, и испытательные пуски Н-1 проводили четыре раза. Все пуски были неудачными, во многом из-за сложностей, связанных с одновременной работой такого количества двигателей.

Контекст

Какой след оставит «Фэлкон Хэви»?

The Conversation 07.02.2018

Илон Маск опасен для автоиндустрии?

Süddeutsche Zeitung 12.07.2017

Маск летит на Марс

SpaceX 29.09.2017 А сегодня компания SpaceX успешно справилась с аналогичной задачей, и хотя пока неясно, кто будет заключать контракт на обслуживание Falcon Heavy, у основателя SpaceX Илона Маска теперь есть самая мощная в мире ракета-носитель: она может доставить на орбиту до 64 тонн груза. Планы России по созданию такой ракеты, способной совершить полет на Луну или на Марс, пока еще не завершены и, конечно, не финансируются в полном объеме, хотя глава российского космического агентства «Роскосмос» Игорь Комаров пообещал осуществить первый запуск в 2028 году. Вероятно, даже у Китая будет сверхтяжелая ракета-носитель раньше, чем у России. Но именно успех «выскочки» Маска вызывает чувство жгучей обиды. Ведь за «Роскосмосом» стоит государство со всей его властью и возможностями. Но надо же — этот шоумен, выглядящий как мальчишка, запускает свою Tesla Roadster в космос. Из динамиков автомобиля во всю мощь звучит голос Дэвида Боуи. А на экране приборной панели светится цитата из «Путеводителя для путешествующих по галактике автостопом» Дугласа Адамса: «Не паникуй!»

Не помогли и плоские шутки — событие от этого не становится менее горьким и обидным. Когда больно, русские смеются. И после запуска появилось множество русских мемов, авторы которых, ерничая (храбро), признали поражение, предлагая варианты того, что могла бы Россия запустить в космос вместо автомобиля Tesla Roadster.

Но подтекст у всего этого серьезный. Виталий Егоров, представитель частной космической компании «Даурия Аэроспейс», которая производит российские спутники и сотрудничает с «Роскосмосом», с горечью написал в Facebook:

«На самом деле Маск не сделал ничего фантастического. Такое делал Королев, делал Глушко. Такое делали советские люди, и могут сделать русские. Но сейчас мы смотрим на это со стороны, как на что-то фантастическое. У меня неоднократно спрашивали различные люди: „Можем ли мы повторить успех SpaceX?″. Технически можем. В конечном счете, посадка ступени или сверхтяжелая ракета — это математическая задача. Математики у нас не перевелись! У нас перевелись мечтатели. Чтобы знать, как лететь, и куда лететь, нужно знать, зачем лететь».

У Маска, с его природным умением показать товар лицом или протолкнуть идею и с надоевшими культурными ориентирами, есть мечта, о которой он рассказал в своем докладе, опубликованном в прошлом году: колонизировать Марс. В докладе Маск признается, что даже разбогател ради этой мечты.

В России действительно нет мечтателя, который мог бы с ним сравниться. В России есть Дмитрий Рогозин, вице-премьер и националист, отвечающий за оборонную и аэрокосмическую промышленность, который устроил публичную ссору с руководством «Роскосмоса» после последнего неудачного запуска ракеты в ноябре. Чиновники «Роскосмоса» арендовали бизнес-джет Gulfstream и полетели на Дальний Восток на запуск космического аппарата с нового космодрома «Восточный», но ракета «Союз» с 18 спутниками на борту сгорела в атмосфере. Позже Рогозин обвинил «Роскосмос» в том, что настройки разгонного блока «Фрегат» были выставлены в расчете на пуск с другого космодрома. «Один портной шьет карман, другой — лацкан, а костюмчик не получился», — возмущался Рогозин. «Роскосмос» опроверг слова о допущенной ошибке. Но после серии уголовных расследований в российской аэрокосмической отрасли (во время которых были выявлены случаи использования дешевых компонентов, что недопустимо при строительстве ракет) не исключаются даже самые нелепые объяснения.

Мультимедиа

Добро пожаловать в будущее

Der Spiegel 07.02.2018

Спорткар Маска на орбите Марса

SpaceX 08.02.2018
После распада Советского Союза российская космическая программа осуществлялась на прагматической основе — для зарабатывания денег. Используя проверенные временем технологии, Россия захватила лидерство на рынке коммерческих запусков. Но настойчивость и изобретательность специалистов SpaceX, а также успех компании в снижении затрат за счет повторного использования ракет, сделали ее в прошлом году вероятным лидером рынка и, возможно, даже прибыльным. Вне всякого сомнения, ракета Falcon 9 по количеству удачных запусков стала самой лучшей в мире.

«Роскосмос» признал, что компания SpaceX представляет угрозу, к которой он многие годы относился с презрением и которую игнорировал. Сейчас российская корпорация работает над снижением стоимости запуска на 20% процентов и повторным использованием компонентов ракет. Но на данный момент лучшей в этой области является компания Маска, и догнать ее будет нелегко.

Многие россияне, которые завидуют успеху Маска, подчеркивают, что он не достиг бы всего этого без государственной поддержки — технической помощи от НАСА, а также многомиллиардных правительственных субсидий. Но остальные компании аэрокосмической отрасли США тоже получают значительную финансовую поддержку от государства, что можно сказать и о космических программах европейских стран, Китая, Японии и Индии. Наверное, Егоров видит эту разницу. Никакая государственная поддержка не смогла бы обеспечить компании SpaceX успеха и лидирующих позиций в той степени, в какой это стало возможным благодаря личной страсти и энтузиазму этого неуклюжего, всех раздражающего чудака-умника, который читает научную-фантастику и ездит на электромобиле Tesla Roadster. В производственно-технической сфере мечта, возможно, не играет столь серьезной роли, как государственные соображения, которыми руководствуются Рогозин и Комаров. Но поднимать некоторые тяжелые объекты в космос она, мечта, несомненно, помогает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.