История спарты кратко. Древняя спарта и ее достопримечательности. Ограничения, контролируемые ретрами

Спарта

Спартанский образ жизни хорошо описал Ксенофонт в своем произведении: «Лакедемонская политика». Он писал, что в большинстве государств каждый обогащается, как только может, не брезгуя никакими средствами. В Спарте, напротив, законодатель с присущей ему мудростью лишил богатство всякой привлекательности. Все спартариаты – бедные и богатые ведут совершенно одинаковый образ жизни, одинаково питаются за общим столом, носят одинаково скромную одежду, их дети без всяких различий и поблажек военной муштре. Так что приобретательство лишено в Спарте всякого смысла. Деньги Ликург (спартанский царь) превратил в посмешище: настолько они неудобны. От сюда и выражение «спартанский образ жизни», означает - простой, без всяких излишеств, сдержанный, строгий и суровый.

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Пожалуй, нет такого человека, который не слышал бы о спартанцах. Первые ассоциации, которые возникают при упоминании государства Спарта , - это «великие воины», «сбрасывание нездоровых новорожденных детей в яму», «жестокое воспитание детей», «300 спартанцев». Отчасти это стереотипы, отчасти преувеличение, отчасти правда. Сегодня попробуем разобраться, что к чему.

Спарта, или Лакедемон

Названия «Спарта» и «спартанцы» появились благодаря римлянам и прижились. Самоназвание же их - лакедемоняне, то есть граждане полиса Лакедемон. Оттого на щитах их воинов изображалась греческая буква «Λ» (лямбда). Лаконичная речь - понятие, обозначающее немногословность, краткость, понятность изъяснения. Оно досталось нам также благодаря спартанцам, поскольку Лакедемон располагался в области Лакония (Греция, юг полуострова Пелопоннес).

Убивали детей?

Существует укоренившийся миф, получивший распространение благодаря древнегреческому философу Плутарху (примерно 46-127 годы н. э.). Вот что он сообщает: «Отец был не вправе сам распорядиться воспитанием ребенка, он относил новорожденного на место, называемое лесхой, где сидели старейшие сородичи по филе. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв в горах Тайгет), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе».

Однако существуют контраргументы против свидетельства Плутарха. Во-первых, Плутарх жил достаточно поздно, когда Греция уже входила в состав Римской империи около 200 лет, то есть философ мог толком и не знать всех обстоятельств жизни спартанцев в эпоху их расцвета. Тем более что сведения о таком жестоком отборе детей он сообщает нам в жизнеописании Ликурга (прибл. IX век до н. э.) - древнеспартанского законодателя, которому древние писатели приписывают знаменитое политическое устройство Спарты. Во-вторых, Плутарх, хотя и грек по происхождению, был подданным Рима. Древнегреческие историки имели свойство приукрашивать и преувеличивать действительность, что известно из сравнения греческих и римских письменных источников, повествующих об одних и тех же событиях. В-третьих, в Спарте существовало сословие гипомейонов («опустившиеся») - обедневшие или физически неполноценные неполноправные граждане Спарты. Наконец, археологические данные не позволяют подтвердить массовую и долговременную (речь идет о нескольких веках) практику убийства неполноценных новорожденных детей. Впрочем, ученые к единому мнению по этому вопросу не пришли. Добавим лишь, что в других областях Древней Греции также существовала практика инфантицида (умышленного детоубийства), вероятно, она касалась заметно больных и недоношенных детей.

Неравноправное общество

Спартанское общество имело весьма сложную структуру и вовсе не было примитивным, хотя не строилось на принципах свободы и справедливости. Очертим лишь общую его структуру. Первое сословие - те, кого условно можно назвать аристократией. Это гомеи («равные») - полноправные граждане, они же спартанцы или спартиаты. Второе сословие - условно называемое простым народом. В него входили уже упомянутые гипомейоны, мофаки (дети не гомеев, получившие полное спартанское воспитание и вероятное право на гражданство); неодамоды (бывшие илоты, получившие неполное гражданство); периэки (свободные неграждане). Третье сословие - зависимые земледельцы - илоты - греки, порабощенные спартанцами, пришедшими на их земли. Иногда илоты получали свободу, другие находились в разной степени несвободы. Некоторые из представителей второго и третьего сословий возникали в разное время в связи с различными историческими процессами. Именно от илотов исходила главная угроза Лакедемону. После сильного землетрясения, когда Спарта пошатнулась во всех смыслах этого слова, илоты восстали. Подавление восстания заняло десятилетия. С тех пор за ними пристально наблюдали, а за неповиновение убивали. В остальном Спарта жила по принципу «Лакедемон защищают не стены, а храбрые воины».

Суровое воспитание и армия

Спарта - это государство - военный лагерь. Чтению и письму детей спартиатов обучали настолько, насколько этого было достаточно для военной службы, все остальное воспитание сводилось к тренировкам на выносливость, к послушанию и военному искусству. Мальчиков-спартанцев кормили умышленно скудно, что, естественно, приводило к воровству - так воспитывалось умение самостоятельно выживать. Если мальчика ловили, то били.

Каждому воину ежемесячно выдавалось 3,5 ведра ячменя, около 5 литров вина, 2,5 кг сыра, чуть больше 1 кг фиников и совсем немного денег на покупку мяса и рыбы. Спартанские деньги представляли собой куски ржавого железа и служили для внутреннего товарооборота, чтобы не воспитывалась любовь к роскоши и обогащению.

Для спартанца принадлежность к отряду воинов была его положением в обществе. Мужчина без отряда - как солдат без армии. Жизнь в отряде была столь же сурова, как и спартанское воспитание. Один заезжий гость был так поражен скудостью спартанской пищи, что сказал: «Теперь я понимаю, почему они не боятся смерти». Убить или быть убитым. Вернуться со щитом или на щите. Более того, труса клеймили позором, его детям запрещалось вступать в брак и заводить детей, если только воину не удавалось оправдаться.

Примерно в 30 лет спартанский воин проходил последний этап становления, благодаря которому мог получить право покинуть казарму и вести частную жизнь. С этого момента он служил государству и войне, не мог торговать или заниматься земледелием (для этого были неполноправные свободные жители Лакедемона и илоты) и должен был обзавестись семьей, детьми. Холостяков и бездетных порицали.

Непобедимая армия?

Разумеется, спартанская армия была грозной силой и основным инструментом ведения внешней политики с соседями. Сами римляне восхищались силой армии Спарты. Однако спартанская армия, давшая миру такие понятия, как воинская дисциплина, лаконичная речь, построение войска фалангой, была малотехнологичной, не знала инженерного дела и толком не умела брать крепости врагов. В конце концов Лакедемон уступил натиску Рима и вошел в его состав в 146 году до н. э.

Спарта (Лакония, Лакедемон) - одно из самых известных и могущественных государств Древ­ней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спар­та была государством, которое не знало смут и гражданских распрей. В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «об­щиной равных». Хотя о грозной Спарте знали бук­вально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Спар­танцы (спартиаты) окутали своё государство покро­вом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи об­щины. Даже купцы не привозили товаров в Спар­ту - спартанцы ничего не покупали и не прода­вали.

Хотя сами спартанцы не оставили описания сво­их законов и государственного строя, многие древ­негреческие мыслители пытались разгадать причи­ну прочности гражданского согласия и военной мо­щи Спарты. Особенно усилилось их внимание к это­му государству после победы Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431-405 гг. до н. э.). Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны или жили через много столетий после того, как возникла «община равных», многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям. Поэтому некоторые проблемы исто­рии Спарты до сих пор вызывают споры у истори­ков. Например, чем был обусловлен спартанский образ жизни, когда возникло это государство, столь непохожее на другие греческие полисы?

Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Писатель и историк Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная рассказ о жизни и реформах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего строго достоверного сообщить о них не­возможно. Тем не менее он не сомневается в том, что этот политический деятель был исторической личностью. Большинство современных учёных счи­тают Ликурга легендарной (никогда не существовавшей) личностью, а удивительный государствен­ный строй Спарты - следствием сохранения в нём примитивных догосударственных форм человечес­кого общежития. Другие историки, соглашаясь с тем, что Ликург - фигура вымышленная, не отри­цают полностью предания о возникновении Спар­танского государства в результате переворота после долгих смут в первой половине VI в. до н. э. Есть и третья группа учёных, считающих, что у историков нет серьёзных оснований для полного недоверия к сообщениям античных писателей. В биографии Ликурга, считают они, нет ничего фантастического, а проведение в Спарте реформ на два века раньше, чем в других районах Балканской Греции, объяс­няется сложной ситуацией, сложившейся в Лако­нии. Основавшие Спартанское государство дорий­цы пришли сюда как завоеватели и, чтобы удер­живать в повиновении порабощённое ими местное ахейское население, нуждались в ускоренном соз­дании необходимых для этого учреждений.

Это было время смут и беззаконий. Ликург про­исходил из царского рода и после гибели отца от удара ножом и смерти старшего брата стал царём, но правил всего восемь месяцев. Уступив власть своему племяннику, он покинул Спарту. Путешест­вуя по Криту, Египту и греческим полисам на по­бережье Малой Азии, Ликург изучал законы и об­раз жизни людей и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и устано­вить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами. Перед возвращени­ем в Спарту Ликург отправился в Дельфы, где на­ходился храм бога Аполлона с оракулом (прорица­телем). В те времена ни одно важное для всего го­сударства решение не принималось без обращения за советом к жрецам бога Аполлона Дельфийского. Жрица-прорицательница (пифия) передавала обра­щающимся за советом предсказания, которые ей якобы сообщало само божество. Пифия назвала Ликурга «боголюбезным» и сказала, что Аполлон обе­щает дать Спарте самые лучшие законы.

Как рассказывает Плутарх, вернувшись из Дельф, Ликург вместе с тридцатью верными ему знатными гражданами приступил к осуществлению своего замысла. Он приказал друзьям вооружиться и выйти на площадь, чтобы запугать врагов и за­ставить всех подчиниться новым законам. Установ­ление новых порядков, видимо, вызывало недоволь­ство и сопротивление части богатых и знатных граж­дан. Однажды они окружили законодателя и, злобно крича, забросали камнями. Ликург бежал, но один из преследователей выбил ему палкой глаз.

По легенде, завершив реформы, Ликург собрал народ и, взяв с него клятву ничего не менять из установленных им порядков до его возвращения, снова отправился в Дельфы. В Дельфах он получил через оракула одобрение проведённым законам. От­правив это прорицание в Спарту, он сам решил боль­ше туда не возвращаться, чтобы не освобождать на­род от данной ему клятвы, и уморил себя голодом.

Установленные Ликургом порядки вызывали восхищение одних, осуждение и критику других. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писа­тели утверждают, что Ликургом был создан совет старейшин (герусия) из 28 человек. Старейшины (геронты) - не моложе 60 лет - избирались народ­ным собранием граждан (апеллой). В герусию вхо­дили и два царя, одной из главных обязанностей которых было командование армией на войне. Апелла первоначально, видимо, имела большую силу и решала все важнейшие вопросы в жизни общины. Со временем власть в государстве перешла в руки эфоров.

В VIII в. до н. э. в Спарте, как и в других грече­ских полисах, возникла острая нехватка земли. Спартанцы решили эту проблему, завоевав сосед­нюю область Мессению, а её жителей обратили в рабство. Завоёванная земля и порабощённое насе­ление были объявлены собственностью всех граждан Спарты. И система управления, и верховная собст­венность всех граждан на землю - всё это ничем не отличало Спарту от других греческих полисов. Как и всюду в государствах Древней Греции, здесь дей­ствовал принцип: сообща владеем, сообща управля­ем, сообща защищаем. Но в Спарте он был проведён в жизнь с такой последовательностью, что это пре­вратило её в нечто уродливое, в «исторический курь­ёз», по определению некоторых историков.

Причиной этого была особая форма рабства, воз­никшая в Древней Спарте. В большинстве греческих полисов рабов привозили из дальних стран. Отор­ванные от родных очагов, разной национальности, они были разобщены и им было трудно договориться друг с другом и поднять мятеж против своих господ. Обращённое же в рабов (илотов) население Лакони­ки и Мессении оставалось жить там, где жили и их предки. Они вели самостоятельное хозяйство, имели имущество и семью. Своим хозяевам они платили подать (апофору), оставшейся же частью продуктов могли распоряжаться по своему усмотрению. Это создавало благоприятные условия для восстаний, которые илоты, во много раз превосходящие по чис­ленности своих господ, поднимали довольно часто.

Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в госу­дарстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры). 9 тыс. клеров получили спартанцы - по числу семей, 30 тыс. было отдано периэкам - жителям окрест­ных мест. Периэки были свободными людьми, но не входили в число полноправных граждан. Полу­ченную землю нельзя было ни продавать, ни да­рить. Обрабатывали её илоты, а периэки занима­лись ремеслом. Спартиаты же всякий труд, кроме военного дела, считали для себя позорным. Полу­чив возможность довольно безбедно жить за счёт труда илотов, они превратились в воинов-профес­сионалов. Вся их повседневная жизнь стала пос­тоянной и изнурительной подготовкой к войне.

Для сохранения всеобщего равенства Ликург за­претил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввёл железные деньги, настолько тяжёлые, что да­же для небольшой суммы требовалась целая повоз­ка. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте, периэкам же бы­ло строжайше запрещено производить предметы роскоши, разрешалось изготовлять только простую посуду и одежду, оружие для спартиатов. Все спар­танцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой. Спартан­ские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от рождения и до смерти проходила под неусыпным контролем. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община, но молодые женатые мужчины ещё долгое время жили отдельно от своих семей. Даже дети не принадле­жали родителям. Новорождённого младенца отец приносил в лесху, где заседали старейшины. Ребён­ка внимательно осматривали, и если находили больным и хилым, то отправляли к Апотетам (об­рыв на горном хребте Тайгет) и там оставляли уми­рать.

С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах). Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они вы­росли сильными, послушными и бесстрашными. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать и говорить кратко и чётко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссори­ли, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. На год мальчикам выдавали только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали очень суровому испытанию у алтаря бо­гини Артемиды. Юношей жестоко би­чевали, они же при этом должны были молчать. Некоторые не выдерживали испытания и умирали. Ещё одним испытанием для юношей были криптии - тайные войны против илотов, которые время от времени объявляли эфоры. Днём молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов, убивая самых креп­ких мужчин, что позволяло держать илотов в пос­тоянном страхе.

Воля законодателя и постоянная угроза со сто­роны илотов создали необычайно сплочённую граж­данскую общину, не знавшую внутренних смут на протяжении нескольких столетий. Но спартанцы заплатили за это дорогую цену. Суровая дисципли­на, военизация всех сторон жизни привели к духов­ному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими поли­сами. Она не дала мировой культуре ни одного фи­лософа, поэта, оратора, скульптора или художника. Всё, что смогла создать Спарта, - это сильная ар­мия. Безграничное право эфоров контролировать все стороны жизни общины сделало их власть, по определению Аристотеля, «близкой к тирании». Постепенно Спарта превратилась в оплот политиче­ской реакции для всей Греции.

Спартанцы сознательно проводили политику изоляции своей общины от внешнего мира. Она бы­ла направлена на то, чтобы чужие нравы и обычаи не могли проникнуть в «общину равных», но глав­ная причина заключалась в том, что постоянная угроза восстаний илотов требовала мобилизации всех сил. Спарта не могла надолго и далеко уводить свою армию за пределы Пелопоннеса, поэтому в мо­менты большой опасности для всего эллинского ми­ра она часто руководствовалась сугубо эгоистиче­скими интересами. Это сказалось уже в период гре­ко-персидских войн, когда Спарта готова была ус­тупить иранцам (персам) большую часть Балкан­ской Греции и греческие города на побережье Ма­лой Азии. Взамен она предлагала всем желающим переселиться на территорию Пелопоннеса, готовая защищать его рубежи до последнего вздоха.

Жажда господства над всей Грецией привела Спарту к войне с богатыми и процветающими Афи­нами. Она вышла победительницей из Пелопоннес­ской войны, но ценой предательства интересов Эл­лады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вы­вела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и «община рав­ных» вступила в полосу смут, как и все другие гре­ческие полисы.

По материалам Энциклопедии

Пожалуй, нет такого человека, который не слышал бы о древнем городе-государстве Спарте. Упоминая эту страну, непременно думаешь о силе, мужестве и гордости населявших ее людей. История и культура Древней Спарты вот уже несколько тысячелетий не оставляет в покое ученых, пытающихся понять основы величия и причины падения одного из первых государств на планете. Попробуем разобраться в этом и мы.

Географическое положение

Без ответа на вопрос, где находилась древняя Спарта, невозможно понять все выгоды социально-экономическогои политического размещения этого государства. Она находилась на юге Пелопонесского полуострова в области Лакония (нынешняя территория Греции). Ее просторы омывались двумя морями - Егейским и Ионическим - открывавшими для спартанцев пути в военно-морских походах и легкой переправе наживы после завоевательских войн. На момент своего расцвета территория Спарты занимала около 8 тысяч квадратных километров. Это была самая великая держава тех времен, что и позволяло ей на протяжении нескольких веков не строить укрепления и оборонные стены.

Необычное название

Свое имя город получил в честь жены древнегреческого мифологического персонажа Лакедемона - Спарты. В исторических документах философа Плутарха сказано, что Лакедемон был царем Лаконии. Он считал, что его отец Зевс, а мать - плеяда Тиагеда. Правил долго, и в связи с этим возник синоним к слову «Спарта» - Лакедемон. Правда, про его политические или военные успехи историк не оставил фактов.

Основание страны

Древняя история Спарты начинает свою страницу с ХІ века до нашей эры, когда территорию Лаконии заселяют ахейцы, вытесняя при этом живший там народ лелег, и проводят войны по завоеванию близлежащих городов - Аргоса, Аркадии и Мессении. Спартанцы проявили небывалое мягкосердечие, не уничтожив побежденных. Они превратили их в рабов и назвали илотами, что в буквальном переводе означает «пленные».

Законы Ликурга

Право Древней Спарты неразрывно повязано с именем Ликурга - древнеспартанского общественного деятеля. О его жизни известно мало, а вот о его законах говорят до сих пор, потому что именно на них был построен правовой институт Спарты. Законы были в форме ретр - коротких форм правовых изречений, передававшихся из уст в уста. Они заучивались на память. Существовало 4 ретры: 1 большая и три малых. Одна из малых ретр запрещала издавать законы в письменной форме. Это делалось для того, чтобы правящая аристократия не ограничивала свои возможности рамками текста закона, а всегда могла повернуть формулировку документа в свою сторону. Ретры Ликурга строго ограничивали и контролировали все сферы жизни спартанцев.

Ограничения, контролируемые ретрами

Чтобы избежать социального неравенства, спартанцы не использовали денежных единиц. Все материальные сделки осуществлялись с помощью обмена. Нельзя было производить коммерческие манипуляции с землей. Чтобы не свести человека с пути истинного предметами роскоши, спартанцам запрещено было использовать красивые вещи или украшения. Также было запрещено производить эти предметы.

Особенности семейной жизни в Спарте

Как рассказывает история Древней Спарты, семейная жизнь также подпадала под око закона Ликурга. Мужчина мог жениться только после 16 лет, но с семьей он проводил мало времени. Основную часть жизни занимала не семья, а воинская служба. Дети родителям не принадлежали. С 7 лет их забирали из семей и воспитывали в них боевой дух: плохо кормили, выдавали один хитон на год, а после окончания школы юноши должны были пройти своеобразный экзамен - порку палками, во время которого не разрешалось ни кричать, ни просить о помощи. Особенностью спартанского брачно-семейного права является развод. Правда, только мужчина мог попросить старейшин разорвать семейные узы. Это происходило в двух случаях: если женщина изменяла супругу или была бесплодна.

Аскетизм - всему голова

Жизнь Древней Спарты была подчинена контролю и порядку во всем. О спартанском аскетизме до сих пор ходят легенды. Даже аристократы пытались ограничивать себя в еде. Девочек с самого детства воспитывали как будущих матерей и жен для военных. Те же в свою очередь на сражение всегда одевали темно-красный хитон, чтобы в случае ранения никто не смел упрекнуть воина в слабости от кровоизлияния. Часто, они предпочитали тихую смерть на поле боя, ведь попросить помощи у медика считалось грехом. Чего стоит одна только легенда о том, что слабых и неразвитых детей спартанцы скидывали с вершины горы. В эту историю многие верили на протяжении трех тысячелетий, пока ученые не опровергли этот факт тем, что в ущелье горы были найдены только кости взрослых людей.

Государственный строй Спарты

Создание лестницы государственного строя также приписывают Ликургу. Несмотря на то, что большинство ученых относят спартанцев к малограмотным народам, государственный строй Древней Спарты был намного продвинутее, чем у других древнегреческих государств.

Спартой правило 2 царя: представители разных династий пользовались огромным уважением среди подданных. Цари правили войском, но на войну отправлялся только один из монархов, другой оставался в городе и руководил мирной жизнью, занимался обеспечением тыла провизией и подготовкой оружия для будущего подкрепления армии.

Названия, как и обязанности у царей были разные:

  • басилей - правитель, не задействованный в военных действиях,
  • архегат - воинствующий спартанец-царь.

Эти два правителя входили в состав герусии - собрания старейшин, которые методом обсуждения решали насущные проблемы государства. Поскольку представители двух враждующих семей постоянно находились в ссорах и распрях, то они начали терять свое влияние на подданных. Со временем они стали представительной монархией, а реальная власть была сосредоточена в руках у эфоров. Но это нисколько не мешало царям Древней Спарты иметь свой собственный почет и получать неплохие доходы от местного населения в виде наделов земли, жертвенной пищи и благотворительных денег.

Герусии, как пережиток прошлого

В герусию избирались 28 мужчин старше 60 лет. Они занимались обсуждением важных государственных дел, при некоторых царях даже могли наложить на его решения вето. Со временем, этот законодательный орган упустил возможность влиять на политическую систему, а перешел на судебную практику. Они рассматривали криминальные дела, выносили приговоры, обсуждали, как лучше наказать виновного, особенно жестоко расправлялись с изменниками родины.

Народные собрания (апеллы)

В состав собраний входили мужчины, которым исполнилось 30 лет, и рожденных в аристократических семьях. На собрании выбирали эфоров, кто из царей отправится в военный поход, кто займет престол, если не было престолонаследника. Также окончательное решение по лишению гражданства изменников принималось здесь. Они же принимали решение о присвоении человеку гражданства, если тот изъявлял такое желание. Правда, мудрость не позволила участникам апеллы договориться о методах голосования, ведь, чаще всего, прав оказывался тот, кто громче крикнет или подговорит других для отстаивания своего мнения.

Эфоры

Самые могущественные представители власти выбирались раз в 8 лет. Всего на этот период их выбиралось 5 человек. Чтобы отдать честь и прославить в веках эфоров, апеллы называли календарный год в честь каждого из них. Они контролировали все виды деятельности и всех представителей власти.

Во время военных действий двое эфоров сопровождали царя, чтобы не дать ему возможности нажиться на военных делах или, что намного хуже, проявить свою трусость на поле боя. Часто эти люди превращались в диктаторов, так как отсутствие письменных законов не могло ограничить их желаний. Они даже могли изгнать царя, чтобы не выполнять его приказы. Для этого они время от времени проводили предсказания жрецов. Если правление царя устраивало эфоров, то предзнаменование чаще всего оказывалось хорошим, а если нет, то предсказание приводило к быстрому изгнанию или убийству царя.

Чем особенна Спарта?

Особенности Древней Спарты ассоциируются только с военным делом. В этой стране впервые были разработаны тактические размещения солдатов, что часто приводило к победам. С самого рождения спартанец воспитывался для битвы, поэтому в страшный бой шел с венком на голове, чтобы в случае смерти быть достойным к погребению. Для этих людей были непонятными такие качества как трусость, слабодухость или безразличие к судьбе своей страны.

Дезертиров презирали, но сохраняли им жизнь, чтобы они мучились до конца жизни за содеянное ранее преступление против страны. Им нашивали специальные повязки, делали прически, чтобы никто с ними даже не мог заговорить. Дети изменников также не могли строить собственные семьи, поскольку они уже с рождения были запятнаны нелюбовью к Спарте. Даже люди, которые были заинтересованы книгами или искусством, объявлялись в этой стране трусами, а вскоре и изгоями. Может, поэтому в Спарте не родился ни один известный художник или философ.

Илоты

Илотами называли крестьян Древней Спарты. Илоты - это местное население, которое было захвачено спартанцами еще на заре становления государства. Поскольку спартанцы были заняты в военных походах, илоты занимались обработкой государевых земель, уходом и сбором урожая. Правда, они отдавали не всю часть урожая, а только некоторую его долю. Эта часть была фиксирована, и современными словами ее можно назвать налогом. Исторических документов о его размере не сохранилось. Это позволяло илотам жить хотя и бедно, но не умирать с голоду.

Они подчинялись только одному человеку - своему хозяину. Но их права и обязанности регламентировались на государственном уровне. От раба классического образца илот отличался правом иметь семейную жизнь и возможностью копить деньги. У него был свой дом, который передавался по наследству. В криминальном праве с илотами не церемонились. Его могли казнить, высечь или ампутировать часть тела за малейшую оплошность. Чтобы не нажить себе внутреннего врага, спартанцы стремились, чтобы число илотов не превышало полумиллиона человек.

Культура

Культура Древней Спарты не отличается разнообразием. Люди, которые были неспособны заниматься военным делом, презирались. Занятие искусством, письмом, философией высмеивалось. Население было малограмотным, и даже несмотря на то, что в военных школах преподавалось чтение и письмо, будущие воины могли пропускать уроки ради оттачивания своих физических сил. Единственным элементом культуры были патриотические песни. Они заучивались наизусть и воспевались во время военного похода.

Исполнять патриотические песни разрешалось не всем. Слова в этих песнях довольно просты, но каждая фраза направлена на то, чтобы поднять боевое настроение человека. Важным показателем культуры являлась религия. Спартанцы верили в древнегреческих богов. Без религиозного культа не совершался ни один поход, и не начиналась ни одна битва. Перед боем богам делали жертвоприношение, чтобы они находились на стороне воинов во время битвы. После окончания сражения вне зависимости от результатов воздавалась религиозная хвала богам.

Олимпийские игры Древней Спарты

Честью для любого спартанца было принимать участие в Олимпийских играх. Многие годы они были первыми по количеству побед. Спортсмены Спарты придерживались спортивного режима, интенсивно тренировались. Не принимали участие в кулачных боях. Ведь в случае проигрыша нужно было признать свою слабость, что не сопоставлялось с принципами морали спартанцев. Именно на Олимпиадах европейские города-страны начали брать пример с физической подготовленности спортсменов из Спарты.