Известный ребенок вундеркинд. Кто они — вундеркинды россии. Какие бывают таланты

В августе стало известно, что Правительство России собирается создать реестр одаренных детей страны. Проект закона уже есть, «критерии отбора» вундеркиндов выработаны: в список попадут призеры заключительных этапов олимпиад, победители интеллектуальных и творческих конкурсов, молодые спортсмены, ученые и другие ребята с выдающимися способностями. Однако эти дети – не сухие строчки рейтинга побед. За каждым из них кроме врожденных талантов стоит непомерное трудолюбие и целеустремленность, и их, юных героев нашего времени, неплохо было бы знать в лицо.

ЕГОР ШЕВЧУК

Обладатель золотой медали международной географической олимпиады iGeo.

Выпускник петрозаводской школы обошел старшеклассников из 40 стран мира и получил золотую медаль на Международной географической олимпиаде, которая с 11 по 17 августа проходила в Твери. Ребят ждали три конкурсных этапа: теория, работа «в полях» и мультимедийный тест, всё – на английском языке. Для Егора это была не первая олимпиада – он уже участвовал в трех всероссийских и одном международном географическом соревновании. По словам мальчика, раньше география была для него просто хобби, но в старших классах он всерьез увлекся этим предметом и теперь поступил на географический факультет МГУ.

ГИОРГИ ДЖИШКАРИАНИ

Победитель XV Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» по специальности «Духовые и ударные инструменты».

Пятнадцатилетний Гиорги родился в городе Шуя Ивановской области. Учился в Детской музыкальной школе — сначала вокалу, затем игре на саксофоне. Начал участвовать в музыкальных конкурсах и виртуозным исполнением всегда завоевывал призовые места. Шаг за шагом шел к победе на престижном музыкальном конкурсе «Щелкунчик» и добился своего, получив золотую награду по специальности. Финал конкурса прошел на сцене одного из главных залов страны — Концертного зала им. П.И. Чайковского. Гиорги исполнил «Маленький Чардаш» Педро Иттюральда в сопровождении симфонического оркестра Московской филармонии, после чего зал аплодировал мальчику стоя. В дальнейших планах Гиорги – продолжать оттачивать мастерство и поступить в Гнесинское училище.

ДАНИЛ ХАРИТОНОВ

Пианист-вундеркинд. В 2014 году пронес Олимпийский огонь во время московского этапа эстафеты. Этим летом вышел в финал главного музыкального конкурса страны – XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Даня родился в Южно-Сахалинске. Его музыкальный талант обнаружился в пять лет, когда малыш научился играть на фортепиано. С этого момента события стали развиваться очень стремительно. В семь лет он впервые выступил с оркестром, в восемь — получил главные призы международного конкурса им. С. Рахманинова и конкурса Mozart-Wunderkind, еще двумя годами позже – «Золотого Щелкунчика». К своим шестнадцати годам он уже прошел путь серьезного музыканта — выступил с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, с оркестром Мариинского театра, с «Виртуозами Москвы», покорил нью-йоркский Карнеги-Холл и даже аккомпанировал Диане Вишневой на фестивале современной хореографии Context. В 2014 году пронес Олимпийский огонь во время московского этапа эстафеты. Этим летом вышел в финал главного музыкального конкурса страны – XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

ЮЛИЯ ЛИПНИЦКАЯ

Обладательница золотой медали в командных соревнованиях по фигурному катанию на Олимпиаде-2014, победительница чемпионата Европы по фигурному катанию.

Юлия родилась в Екатеринбурге, там же в 4 года впервые встала на коньки. К одиннадцати годам освоила все тройные прыжки, и с этого момента начался ее путь к спортивному олимпу: призовые места на юниорских, а затем и взрослых соревнованиях, победы в этапах Гран-при, «золото» на Чемпионате Европы и в командных соревнованиях на сочинской Олимпиаде. Юля – одна из самых молодых участниц в истории олимпийского фигурного катания, обладательница Ордена Дружбы и званий Заслуженный мастер спорта России и Мастер спорта России международного класса.

ДАНИИЛ ФИАЛКОВСКИЙ

Обладатель премии Grand Award всемирного конкурса научных и инженерных достижений школьников Intel ISEF.

Даниил родился во Владивостоке, потом переехал в Петербург, где учился в школе с математическим уклоном. В 11 классе вместе с педагогом отправил заявку на конкурс Intel ISEF. Исследование об алгоритмах, которым он занимался несколько месяцев, принесло юному математику премию Grand Award, известную как «малая Нобелевская премия», а заодно и признание в ученом мире. Кроме Данила за награду боролись более полутора тысячи ребят из 70 стран. Их работу оценивали обладатели Нобелевской премии, ученые и сотрудники лучших вузов мира. Несмотря на очевидные способности к научной математике, в этом году Даниил стал студентом Высшей школы менеджмента СПбГУ.

МИХАИЛ АНТИПОВ

Самый молодой гроссмейстер России-2013, мастер спорта России.

Михаил родился в Москве и в раннем детстве научился играть в шахматы. В 14 лет он занял второе место в своей возрастной категории рейтинга Всемирной шахматной федерации FIDE, в 15 получил звание Мастера спорта, а в 16 стал самым молодым гроссмейстером России. Юного шахматиста поддерживал Евгений Касперский. Сегодня Михаилу 18 лет, он студент факультета психологии РГГУ и продолжает выступать на шахматных турнирах.

ДАРЬЯ КОЛУПАЕВА

Победитель Х Всероссийского конкурса им. Владимира Мезенцева «Юные журналисты России» в номинации «Репортаж», победитель Всероссийского конкурса «Проба пера»-2014.

Даша родилась и училась в Красноярске. Писала статьи для школьной и муниципальной газет, постоянно участвовала и занимала призовые места во всероссийских журналистских конкурсах. Среди ее работ — интервью с журналистом, путешественником и шеф-редактором программы «Их нравы» на канале НТВ Дмитрием Воздвиженским, с журналистом New Yorker Йеном Фрейзером. В этом году Дарья отправила один из своих материалов — репортаж о приюте для бездомных животных на дачном участке жительницы Красноярской области — на конкурс «Юные журналисты России» и заняла первое место в номинации. Конкурс проходил при поддержке факультета журналистики МГУ, факультета международной журналистики МГИМО, Союза журналистов России, радиостанции «Эхо Москвы», журналов «Кот Шредингера», «Русский репортер» и других организаций. Сейчас Даша учится на первом курсе факультета журналистики МГУ.

ВАРВАРА ШАБЛАКОВА

Актриса.

Варя родилась в Петербурге в семье актрисы Ирины Саликовой. Девочка стала известна благодаря фильму «Пионеры-герои», который вышел на экраны этим летом. Там она сыграла одну из главных героинь в детстве – бойкую пионерку Катю, мечтавшую о подвигах. Повзрослевшую тридцатилетнюю Катю играет Дарья Мороз, и обе актрисы как две капли воды похожи друг на друга. Работа Вари собрала много положительных отзывов, а режиссер фильма Наталья Кудряшова в одном из интервью сказала, что теперь ей звонят коллеги и хотят заполучить Варю и двух других маленьких актеров-«пионеров» в свои проекты. Также Варя появилась в промо-фильме для компании Estel, где ее коллегой по съемочной площадке стал Егор Бероев.

САБИНА МУСТАЕВА

Сабина родилась в Ташкенте. Ее дедушка – саксофонист, так что музыка всегда присутствовала в жизни талантливой девочки. В 11 лет Сабина получила гран-при на ташкентском фестивале «Одаренные дети», в 13 лет стала призером конкурса «Детская Новая волна». На отборочном туре детского «Голоса» к ней повернулись все три наставника, и Сабина решила пойти в команду Максима Фадеева. На этапе поединков выбыла из проекта, но благодаря зрительскому голосованию вернулась в финал и выиграла конкурс. Вырученные средства от своего первого сингла, который стал призом за победу, девочка решила перечислить в благотворительный фонд «Линия жизни». Сейчас ей 15 лет, и она мечтает поступить в Музыкальный колледж Беркли.

КОНСТАНТИН ПАТОВ

Поэт.

Константин родился в Ярославле. 9 лет занимался акробатикой, получил звание Мастера спорта, но в 15 лет прекратил занятия. Начал писать стихи – сначала для себя, затем стал выступать на публике, читая стихи под музыкальное сопровождение. Написал несколько поэм. Сейчас Константин ездит по городам России с сольными выступлениями (Воронеж, Кострома, Киров), участвует в московских «Литературных понедельниках». В сентябре выступил в большом литературно-музыкальном концерте «Город Поэтов» на Триумфальной площади вместе с актерами «Театра на Таганке», «Современника», театра «У Никитских ворот», а также популярными артистами Сергеем Векслером, Гошей Куценко, Авангардом Леонтьевым.

Это лишь несколько талантливых ребят – наших современников, а сколько таких уже было и еще появится?

Некоторые становятся национальными героями, но большинство по-прежнему остается за кадром. А между тем, именно они – настоящая элита и будущее страны. Очень хочется надеяться, что нашей.

Большинство людей стремится достичь совершенства в своей профессиональной области - некоторые добираются до карьерной вершины в зрелом возрасте, но другие настолько талантливы, что в детстве порой превосходят взрослых. Перед вами - список из десяти современных вундеркиндов, достигших успеха в различных профессиях.

1. Микаэла Фудолиг

Микаэла Ирэн Фудолиг поступила в Филиппинский университет в 11 лет, а в 16 лет она окончила его с отличием, получив степень бакалавра физических наук - она стала выпускником, произносящим прощальную речь. В настоящее время Микаэла работает профессором в том же университете и занимается эконофизикой - математическим моделированием поведения в системах и биологическими системами.

2. Акрит Ясвал

Акрит Пран Ясвал из Индии стал известен, когда выполнил свою первую хирургическую операцию - ему было тогда всего семь лет. Хотя он в то время ещё не был врачом, но уже имел репутацию медицинского гения в узком кругу знакомых. Его восьмилетний приятель получил сильные ожоги на руке, и Акран отделил ему пальцы.

В возрасте 12-ти лет Акран поступил в медицинский университет, а к 17-ти годам заработал магистерскую степень в области прикладной химии. Сегодня он занимается поисками лекарства от рака.

3. Тейлор Уилсон

Тейлор Рамон Уилсон стал самым молодым человеком в мире, создавшим рабочий фузор - устройство, предназначенное для реакций ядерного синтеза. В возрасте 10-ти лет он сконструировал ядерную бомбу, а фузор сделал, когда ему исполнилось 14. В мае 2011-го года Тейлор получил премию на Международной научно-технической ярмарке Intel за детектор переходного излучения.

В феврале 2013-го года он выступил на конференции TED-2013, где рассказал о своих идеях относительно автономных подземных ядерных реакторов деления. Тейлор разработал компактный ядерный реактор, который, по его словам, способен генерировать 50 МВт электроэнергии, причём заправлять устройство необходимо только раз в 30 лет.

4. Камерон Томпсон

Камерон Томпсон - математический гений из Северного Уэльса. Когда ему было четыре года, он поправил своего учителя, сказавшего, что нуль является наименьшим числом, заявив, что тот забыл об отрицательных числах. В возрасте 11-ти лет он получил степень по математике в Открытом университете Великобритании. В том же возрасте мальчик успешно сдал два выпускных экзамена в математической школе и был показан по ВВС как один из гениальных подростков. К сожалению, у Камерона есть трудности в учёбе из-за болезни Аспергера, но, тем не менее, он является одним из юных математических гениев в мире.

5. Джейкоб Барнетт

Джейкоб Барнетт - американский математик. Когда ему было два года, ему поставили диагноз - тяжёлый аутизм: врачи говорили, что тот не сможет говорить, читать и совершать мелкие бытовые действия. В три года оказалось, что врачи крупно ошиблись - Джейкоб мог рассказать алфавит в прямом и обратном порядке.

В этом же возрасте во время посещения планетария Джейкоб ответил на вопрос ведущего о том, почему луны Марса такой странной формы. Он поступил в Университет Индианы в Индианаполисе в возрасте 10-ти лет.

Во время работы над своей докторской диссертацией Барнетт утверждал, что в один прекрасный день сможет опровергнуть теорию относительности Эйнштейна. В настоящее время он работает над диссертацией в области квантовой физики.

6. Марк Тянь Боэдихарджо

Марк Тянь Боэдихарджо родился в Гонконге, он - самый молодой человек, поступивший в Гонконгский университет: ему тогда было девять лет. Он учился по специальной программе, где особое внимание уделялось математике и статистике, в то же время он сдал в школе восемь выпускных экзаменов.

Сейчас у Марка есть два диплома, степень бакалавра в области математических наук и магистра философии в области математики, которую он получил в 2011-м году - на год раньше, чем предусматривает учебный план. В настоящее время он получает степень доктора философии математики в Соединенных Штатах.

7. Приянши Сомани

Приянши Сомани из Индии обладает удивительной способностью проводить в уме сложнейшие математические вычисления. В шесть лет она освоила устный счёт, а в 11 заняла первое место на соревновании «Mental Calculation World Cup»: Приянши обошла 36 других конкурентов из 16-ти стран, вычислив квадратный корень из десяти шестизначных чисел за рекордные 6 минут и 51 секунду. В довершение всего, она оказалась единственным участником в истории конкурса, не допустившим ни одной ошибки при сложении, умножении и извлечении квадратных корней.

Приянши стала новым мировым рекордсменом в извлечении квадратных корней в уме в январе 2012-го года, когда вычислила квадратный корень из десяти шестизначных чисел за 2 минуты и 43 секунды.

8. Аким Камара

Аким Камара - скрипач из Берлина. Он начал играть на скрипке в два года и отличается замечательной памятью о музыке, которую слышал ещё в пеленках. Его учитель заметил его естественный «музыкальный слух» и начал преподавать мальчику уроки музыки дважды в неделю. Играть на скрипке Аким научился исключительно быстро, всего за шесть месяцев обучения, и дебютировал в декабре 2003-го года в возрасте трёх лет на рождественском концерте.

9. Итан Бортник

Итан Бортник - музыкант, автор песен и актёр. Когда ему было три года, он начал играть на клавесине, а в возрасте пяти лет - писать музыку. Его дебютное выступление состоялось на «The Tonight Show» с Джеем Лено в 2007-м году, после чего мальчик неоднократно выступал в дальнейшем.

Итан вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса как самый молодой сольный исполнитель в мире. Он также является самым молодым хедлайнером, который когда-либо выступал в Лас-Вегасе - концерт состоялся, когда Итану было десять лет.

10. Таниш Мэттью Авраам

Таниш Мэттью Авраам - один из самых молодых членов Менса, куда он вступил в возрасте четырёх лет. Его гениальность проявилась в четыре месяца, когда тот стал просматривать детские книги и правильно отвечать на вопросы об их содержании.

При вступлении в Менса он получил результат в 99,9% по стандартизированному тесту IQ Менса. В пять лет Таниш закончил пять курсов математики образовательной программы Стэндфордского университета для одаренной молодёжи всего за шесть месяцев.

В шесть лет он поступил в среднюю школу, а затем в колледж - по всем предметам его средний бал никогда не опускался ниже 4.0. Также он часто публикует эссе на вебсайте Лунного института НАСА.

Какому родителю не хочется, чтобы его ребенок был самым умным, самым талантливым и способным, словом – особенным? Вундеркинды или особо одаренные дети несомненно являются гордостью родителей и педагогов. И все казалось бы прекрасно, но… Почему вундеркинды становятся несчастными? Куда пропадают чудо – дети, когда взрослеют? Как правильно воспитать одаренного ребенка?

Кто такие вундеркинды?

В переводе с немецкого «вундеркинд» означает чудо – ребенок. Это особо одаренные дите, обладающие удивительными способностями быстрее, легче и раньше других детей усваивать различную информацию, навыки, науки. Такие успехи вызваны значительным опережением средних темпов возрастного развития. С физиологической точки зрения считается, что это результат более скорого развития нервной системы из-за повышенного уровня гормонов, в первую очередь, надпочечников и гипофиза.

Такое явление выходит за рамки понятия нормы, но по причине того, что никакого вреда детскому организму не причиняет, то патологией не считается.

Однако по большому счету, почти любой ребенок способен достичь прекрасных успехов в обучении. И чем младше ребенок, тем легче это ему удается. Ведь ребенок, как губка, с легкостью впитывает разные знания и умения. Например, если все заботящиеся и часто общающиеся с младенцем люди будут разговаривать на разных языках, он без труда изучит их. Как же в таком случае распознать вундеркинда?

Особо одаренные дети помимо несомненных способностей в той или иной области обладают еще и талантом, а главное – тягой к познанию. А это уже от природы. Родителям вундеркиндов практически не приходится сталкиватьсяс капризами и сопротивление со стороны ребенка, когда дело доходит до занятий. Будь то музыка или арифметика, ребенку – вундеркинду это интересно, он упрямо и настойчиво продвигается вперед, удивляя окружающих своими достижениями. Если же родителям приходится проявлять упрямство и буквально заставлять ребенка развивать те способности, которые проявил малыш, если он занимается этим не самостоятельно, а только под давлением родителей или учителя, с трудом преодолевая усталость и вскоре теряя интерес к тому, что родители считают «призванием», то вам как можно скорее следует пересмотреть свои методы «тренировки будущего таланта».

Не надо искусственно создавать вундеркинда, не разрушайтетого внутреннего равновесия, которое определяется гармонным и в первую очередь индивидуальным развитием нервной системы ребенка. В конце концов, не лишайте его детства.

Родительское тщеславие также слепо, как и родительская любовь, и, конечно, признать, что твой ребенок не вундеркинд, особенно, если он на самом деле проявляет какие-то способности, бывает нелегко. Дайте ему возможность заниматься тем, что ему интересно, не форсируйте события. В большинстве случаев, каких-то существенных успехов в той или иной области дети начинаютдостигать в школьном возрасте. Так что помните, дорогие родители, всему сове время.

Если ваш ребенок вундеркинд

Вы заметили у своего ребенка какие-то особенные способности, чрезвычайную любознательность, склонность к проявлению оригинальности в мышлении, высказыванию собственных логических выводов, поражающих вас своей находчивостью и фантазией. Он упорно и, кажется, безустанно занят своими проектами, его интерес неиссякаем, ребенок буквально нуждается в деятельности и умственном напряжении, приобретает новые знания или умения без каких-либо усилий. Поздравляем, у вас растет вундеркинд!

Природа наградила ас талантливым ребенком, оно расслабляться не следует, вам тоже придется потрудиться, и в первую очередь – не испортить творение природы и не навредить своему ребенку. Как правильно воспитывать и обучать вундеркинда? – вот вопрос, которым задаются родители и педагоги. А ведь это совсем не просто. Сколько чудо – детей становились несчастными, а то и неудачниками! Сколько поломали себе жизнь, превратились в одиноких, непонятых людей, даже утрачивали свои неординарные способности из-за неправильного воспитания!

Главной ошибкой родителей является то, что можно сказать, с пеленок они окружают одаренного ребенка атмосферой восхищения и превозношения, преувеличения его особенностей по отношению к другим детям, внушают собственную исключительность, словом, формируют неадекватную самооценку и искаженное восприятие себя среди других людей. Аукнется это ребенку – вундеркинду гораздо позже. В жизни ему не раз придется сталкиваться с настороженным, а иногда недоброжелательным отношением менее умных людей. А, воздвигая дополнительные барьеры, как бы изолируясь в своем ощущении исключительности и давая окружающим лишний раз почувствовать сове несовершенство он лишит себя друзей, любви, вообще радости простого человеческого общения.

Кроме того, привыкая к постоянной похвале, он очень болезненно воспримет любую критику в свой адрес, даже справедливую.

Очень часто родители стараются оградить ребенка от каких-либо забот и обязанностей, от всего, что не касается его исключительных способностей. Вырастает своего рода комнатный цветок, наивный и беспомощный, когда дело касается житейских проблем. А в жизни таких будет не одна. Не загружайте его, конечно, но позволяйте заниматься и другими вещами, кроме обучения.

Кроме того, позволяйте общаться с друзьями, развлекаться и, что очень важно, научите его отдыхать. Хотя мозг вундеркинда способен на гораздо большее, перерывы в напряженной деятельности ему все же необходимы. Позаботьтесь о том, чтобы он хоть изредка менял род занятий, то есть активно отдыхал, ну и конечно, не надо забывать о здоровом сне. Только не давите на ребенка, не запрещайте и заставляйте насильно что-то делать.

Очень распространенный феномен, травмирующий детскую психику: родители дают понять своему одаренному чаду, что ожидают от него только успехов, все больше исключительных достижений и блестящих результатов. Ведь он – особенно одаренный ребенок и просто не может их разочаровать. Родители хотят как можно быстрее чуть ли не вытрясти из чудо – ребенка плоды его труда. Они не терпят никаких расслаблений, никаких промахов или ошибок. Это пугает и напрягает ребенка. В отличие от других детей, он особенно остро и болезненно воспринимает даже самые мелкие неудачи. А брошенные в запале слова: «Ты нас разочаровываешь» или «бездарность», «ты недостаточно над собой работаешь..» и т. д., могут оставить в его детском сердечке глубочайшие раны. Кстати, очень интересно, но если поменять местами немецкие слова w under и kind, «чудо — ребенок» превратится в «детскую рану».

Почему чудо – ребенок не стал чудо – взрослым

Психологи знают, что одаренность и незаурядные способности у детей проявляютсякак бы вспышками. Первая – в трех – четырехлетнем возрасте, иногда чуть раньше. В основном, это проявление незаурядных способностей в области музыки и математики, так как успехи в этих областях не требуют наличия жизненного опыта. Позже, в подростковом возрасте, вундеркинды проявляют свои незаурядные способности в литературе или обнаруживают неординарное конструкторское мышление. Но чаще всего, обращают на себя внимание родителей и окружающих дети, проявляющие свои таланты в раннем детстве. Раннее развитие очень бросается в глаза и зачастую мы восхищаемся не какими-то особенными достижениями, а просто расценивается, как необыкновенность то, как рано ребенок научился делать что-то естественное, но свойственное более старшим детям, а то и взрослым.Так происходит, когда ребенок начинает рано разговаривать, «по-взрослому» серьезно выражать какие-то оригинальные мысли, бегло читать и артистично декламировать недетские стихи, в три года вычитать и умножать, как семилетний ребенок и т. д. И совсем не обязательно, что такой опережающий общепринятое развитие темп, постоянный и пожизненный. Поэтому-то малышей – вундеркиндов гораздо больше, чем школьников – вундеркиндов, а их в свою очередь больше чем чудо – подростков. В большинстве случае, темпы такого «суперразвития» замедляются и со временем, когда все дети достигают этих же результатов свойственных конкретному возрасту, бывшие «особо одаренные дети» ничем не отличаются от своих сверстников.

Конечно, некоторые вундеркинды могут проявлять незаурядные способности в течении всей жизни. Обычно они становятся знаменитыми. Но их во много раз меньше того огромного количества чудо – детей, так и не реализовавших своего потенциала и не превративших детские таланты в призвание.

Несомненно, каждому известны такие имена как Моцарт, который сочинял музыкальные произведения с трех лет; Штраус и Гайдн, сочинявшие с шести лет. С восьми стал рисовать Рафаэль, и начал проявлять свой талант Шопен. Пушкин писал стихи с девяти. С одиннадцати решал сложнейшие задачи Ампер. Похвалу Академии Наук Франции в 15 лет получил Виктор Гюго. Вундеркиндами были и Мечников, Грибоедов, Паскаль, Лейбниц, основатель кибернетики Виннер и Гаусс, который в 25 лет стал лучшим математиком XIX века.

Итак, вундеркиндов знаменитых не только своими достижениями в детстве немало, но все же большинство чудо – детей утрачивают свои способности. Почему?

Помимо естественного угасания ранних способностей связанных с вспышкой в развитии нервной системы ребенка, существует еще такое явление, как усталость от бешеного темпа обучения, навязанного в большинстве случаев родителями. Чувствуя постоянноедавление с их стороны и страх когда-нибудь ошибиться, не оправдать надежд родителей, о которых ему так часто напоминают, ребенок постепенно теряет интерес к тому, что его так занимало.

А бывает и так, что в каком-то возрасте опережая развитие своих сверстников чудо – ребенок утрачивает навыки самостоятельной работы, так как, например, на уроках просто скучает или вообще не посещает занятия с согласия родителей и учителей. А такие паузы в обучении ведут к угасанию суперспособностей, и особо одаренный ребенок никогда не станет особо одаренным взрослым. Подумайте, може, будет лучше перевести ребенка в более сильный класс.

Обратная сторона медали

Как известно, все хорошо в меру. Так что, кроме знаменитости и всеобщего признания незаурядные способности могут привести и к проблемам со здоровьем. У вундеркиндов «со стажем»повышается многократно риск инсульта и гипертонической болезни, а также язвенной болезни и склонность к депрессивным состояниям. А, по мнению психологов, интенсивное развитие каких-то качеств почти всегда приводит к отставанию в каких-нибудь других сферах жизни.

Не редки те случаи, когда очень талантливые, гениальные люди кажутся обычным людям, по меньшей мере, странными. А бывает, что они страдают шизофренией, эпилепсией, невротическими расстройствами, бредовыми идеями. Иногда задаешься вопросом: «Если такова цена гениальности, то не слишком ли она велика?»

Если ваш ребенок не вундеркинд

Совершенно не следует расстраиваться родителям, чьи дети не блистают какими-то непревзойденнымиталантами. Во-первых, это совсем не значит, что они не способны или не умны. Кроме того, чаще всего успехов в жизни достигают люди, продвигающиеся к своей цели «медленно, но верно». Как говорится: «Тише едешь – дальше будешь».

Но конечно, не забывайте, что для нормального умственного развития любого ребенка очень важны внимание и правильное воспитание, в том числе обучение различным навыкам и знаниям.

Ребенку необходимо постоянное общение. Причем не только со взрослыми, у которых он учится, но и с другими детьми. Не следует изолировать их от «непоседливых соседских детей» в окружении одних книг. Пусть он научится науке общения, пусть развивает свои умственные способности, рассказывая или объясняя что-то другим. Не запрещайте ему фантазировать, не ограничивайте какими-то стандартами и стереотипами, пусть делает то, что ему интересно, а не то, что хотелось бы вам.

Не обвиняйте никогда ребенка в медлительности, отсутствии трудолюбия, настойчивости, усидчивости или отсутствии силы воли. Такие качества лучше медленно, постепенно развивать у ребенка, а не требовать сиюминутных изменений и положительных результатов. Кстати, Ньютон и Эйнштейн очень медленно развивались, что не помешало им в дальнейшем перегнать своих сверстников и вообще современников, став знаменитыми при всей своей отсталости в детском возрасте.

Главное правило, которому должны следовать все родители, независимо от проявляемых их чадами способностей, — не лишать ребенка детства и заботиться о его здоровье, в том числе и психическом.

Тест

Вундеркинд ли ваш ребенок?

2. Читает много книг, притом быстро — 2 очка.

3. Сам или с чьей-то помощью приохотился к словарям и энциклопедиям — 2

5. Занимается за закрытыми дверьми, а друзья у него, как правило, старше его — 2 очка.

6. Любит беседовать со старшими, как равный с равными — 2 очка.

7. Задает много разных и оригинальных вопросов, ставя подчас в тупик даже

взрослых — 2 очка.

8. У него у самого готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные

вопросы — 1 очко.

9. Иногда он рассеян, но всегда в состоянии сделать удивительно находчивые обобщения (скажем, при просмотре кинофильма, телевизионной передачи или просто наблюдая за кем — то) — 2 очка.

10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, дает свою оценку явлениям — 1 очко.

11. Со скукой относится к однообразным, ставшим привычными, делам — мытье полов, посуды, выполнение учебных упражнений, не требующих больших усилий — 1 очко.

12. Он весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого — 2 очка.

13. Любит шутить и сам обладает чувством юмора — 2 очка.

14. У него богатый словарный запас, и он умело вводит в разговор различные термины, удивляя при этом уровнем своих рассуждений — 2 очка.

15. Любит сложные игры (шахматы и другие, требующие определенной

сообразительности) — 2 очка.

16. По сути, он еще только в школу собирается, а уже интересуется тем, что изучают старшеклассники — 1 очко.

17. Предпочитает различные занятия, но при этом всегда любит решать все

самостоятельно — 2 очка.

18. Его занимает Вселенная, он интересуется происхождением человека и всем

тем, что касается праистории, т. е. нашего изначального бытия — 2 очка.

19. Пошел в школу и учится без особых усилий, все быстро улавливает и все

понимает и при этом еще имеет свое мнение по многим вопросам — 2 очка.

20. У него весьма развито чувство восприятия к музыке, прикладному искусству, окружающей среде, и во всем он ищет гармонию — 2 очка.

Если вы набрали от 10 до 13 очков, значит, ваш ребенок обладает определенными способностями.

14 и больше очков — у ребенка исключительные способности, и, следовательно, вам надо подумать о том, как дальше организовать его обучение, с тем, чтобы развить их.

Или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно - чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте.

Ниже представлен список вундеркиндов , то есть людей, которые, как правило, до 15 лет проявили способности, сопоставимые со способностями высококвалифицированных взрослых специалистов в соответствующих областях.

Математика и наука

Джордж Биддер . Уже в 4 года он поражал окружающих, производя в уме сложнейшие вычисления. Например, на такую задачу «Как долго будет наполняться цистерна емкостью в 1 куб. милю со скоростью 120 галлонов в минуту?» спустя две минуты был дан ответ: 14 300 лет 285 дней 12 часов и 46 минут. Что интересно, решая её, мальчик учел все високосные годы за этот период! К счастью, с годами Биддер не утратил своих способностей. Но в великого математика он не превратился, так как применял свой талант в другой области - он стал известнейшим инженером в Англии и очень состоятельным человеком. А его способности помогали ему моментально производить сложнейшие инженерные расчеты.

Андрей Александров , родившийся в 2000 г. в Москве, в два года открыл самый простой способ построения магических квадратов нечетного порядка.

Мигель Мантилья , родившийся в Мексике, уже в два года мог ответить на вопрос: «Какой это был год, если 4 февраля припало на пятницу?» Ответ давался менее чем через 10 секунд.

Джордж Ватсон , родившийся в Букстеде в 1785 году, считался почти полным идиотом во всем, за исключением счета и запоминания. Хотя он не мог ни читать, ни писать, но в уме производил самые сложные математические подсчеты и мог без колебания ответить на любые вопросы о том, какой день недели был во время того или иного исторического события. Если случалось, что эта историческая дата припадала на годы его жизни, он мог ещё сказать, где он был в то время и что за погода тогда стояла. Он мог также описать и назвать все церкви и трактиры в каждой деревне и городке соседнего графства.

Грегори Смит , родился в 1990 году, научился читать в возрасте двух лет и поступил в университет в 10 лет. Мальчик не только занимается точными науками, но и путешествует по миру как активист движения за защиту прав детей. Грегори является основателем движения International Youth Advocates, которое занимается достижением понимания между детьми во всем мире. Одаренный мальчик был удостоен разговора с Биллом Клинтоном и Михаилом Горбачевым, а также произнес речь с трибуны на одном из заседаний ООН. За свою деятельность он четырежды номинировался на получение Нобелевской премии, правда, так и не получил ее. Из последних достижений его можно назвать получение водительских прав

Медицина

Акрит Ясвал , родился в 1993 году в Индии, где его называют самым умным, так как его IQ достигает 146. Публичное внимание Акрит привлек в 2000 году, когда случайно провел свою первую «хирургическую» операцию. Ему было семь лет, его пациентке - соседской девочке - восемь. Из-за ожога девочка не могла разжать кулак, и Акрит, не имея специальных медицинских навыков, смог провести необходимые действия и вернул подвижность пальцам своей восьмилетней пациентке. После этого случая мальчик пошел учиться на доктора в Chandigarh College и сейчас является самым молодым студентом среди всех в Индийских вузах.

Искусство

Является знаменитостью среди определенных кругов ценителей абстрактной живописи, свои работы начала «творить», когда ей еще не исполнилось двух лет. Однажды директор галереи Brunswick Street Gallery в Мельбурне Марк Джемисон на встрече с одним из фотографов увидел снимки произведений неизвестного ему автора, и согласился включить их в программу ежегодной выставки. Были напечатаны буклеты, дана реклама в профильных журналах, и только после этого он узнал, что автор картин - дочь фотографа, двухлетняя Аэлита. Программу выставки было решено не менять, и картины Аэлиты увидели свет.

Музыка

Клеопатра Стратан , родилась в октябре 2002 года в Кишиневе в семье певца Павла Стратана. Девочка является самой юной исполнительницей, достигшей коммерческого успеха, после выпуска альбома La virsta de trei ani («В возрасте 3-х лет»). В своем более чем юном возрасте она имеет опыт двухчасового выступления перед большой аудиторией в концертном зале, получает за это деньги, получила премию MTV как самая юная исполнительница.

Литература

Изобразительное искусство

Примечания

Литература

  • Hollingworth, Leta S. (1975). Children Above 180 IQ: Standford-Binet Origin and Development. New York: Arno Press. ISBN 0-405-06467-5 ..
  • Radford, John (1990). Child Prodigies and Exceptional Early Achievers. New York: Free Press. ISBN 0-02-925635-6 ..
  • Winner, Ellen (1996). Gifted Children: Myths and Realities. New York: Basic Books.

10 известных детей-вундеркиндов России, рано проявивших свои способности

Каково это знать, что ты – лучше, чем миллионы твоих сверстников? Только дети-вундеркинды могут одновременно купаться в лучах популярности, чувствовать уважение окружающих — и бояться не оправдать надежды родителей и учителей.

Перед вами — ТОП-10 самых одаренных детей России.

Ирина Полякова

Россиянка Ирина Полякова в свои 5 лет прочитала 26 томов сочинений Жюля Верна. Девочка рано научилась читать и любила книги. Мама Ирины – специалист по раннему развитию детей – с малого возраста занималась обучением дочери.

В первый класс Ира пошла не в 7 лет, как ее сверстники, а на 2 года раньше. Она быстро осваивала школьную программу и «перепрыгивала» из класса в класс.

Закончив школу в 13 лет, девушка с легкостью поступила в МГУ. После окончания университета она стремительно шла по карьерной лестнице, став самым молодым членом совета директоров в крупной компании.

Сегодня Ирина – любимая мама и жена, но для своего ребенка она не желает повторения своей судьбы. Ирина отмечает, что она, как многие дети вундеркинды, рано проявившие свои способности, испытывала огромные трудности в социальной сфере. Когда ее одноклассники и одногруппники на первых курсах института гуляли в шумных компаниях, «маленькая Ира» сидела дома с родителями.

Девушке было очень сложно найти контакт с ребятами из своего окружения. В институтский период она старательно скрывала свой возраст, чтобы не чувствовать себя «белой вороной», но по-прежнему не могла позволить себе многое из того, что было разрешено ее одногруппникам.

Имя юной поэтессы Ники Турбиной знали во всем мире. Ее первые стихи появились, когда девочке было всего 4 года. Причем их содержание было отнюдь не детским.

В 9 лет Ника написала первый сборник своих стихов, которые были переведены на разные языки мира. Ее творческим опекуном стал Евгений Евтушенко, который возил юную поэтессу выступать в Италию и Америку.

В свои 12 лет Ника была удостоена награды «Золотой лев» в Венеции.

Но вскоре интерес к стихам у девочки иссяк. Неожиданностью для поклонников ее творчества стало замужество Ники с профессором из Швейцарии, который был на 60 лет старше нее. Брак продлился недолго, — уже спустя год супружеской жизни девушка вернулась в Россию без мужа.

Ника не смогла найти способ заработка в России, начала пить. В свои 29 лет девушка выбросилась из окна.

Российские одаренные дети записывают свои достижения в Книге рекордов Гиннесса.

Андрей Хлопин из Краснодарского края с ранних лет демонстрировал необыкновенное стремление к знаниям. Он, как и многие другие дети вундеркинды, рано начал читать. Но вместо детских сказок Андрей выбирал более серьезную литературу – о космосе. Одной из первых прочитанных им книг стала книга «Марс». Увлекся астрономией малыш благодаря своим родителям, которые поощряли любопытство юного гения.

На региональном конкурсе в честь Дня космонавтики Андрей занял первое место, озвучив свою гипотезу о появлении пояса астероидов между планетами Юпитер и Марс. Тогда мальчику было 9 лет.

Следующая победа – олимпиада по астрономии, где Андрей в очередной раз удивил членов жюри своими знаниями. Юный гений разгадала тайну «серебристых облаков», светящихся в темноте. Над этим вопросом ученые ломали голову более столетия. За это мальчик был вписан в Книгу рекордов Гиннесса.

Андрей, чье фото публиковались во всех газетах Краснодарского края, не считает себя особенным. Он уверен, что все дети имеют равные способности от рождения, но важно их развивать. За это он благодарен своим родителям.

В свое время Андрей был одним из самых известных мальчиков Кубани. Он получил стипендию фонда имени Елены Рерих. Но со временем мальчик стал сомневаться, действительно ли хочет связать жизнь с изучением космоса.

В подростковом возрасте он начал заниматься кикбоксингом. После переезда с родителями в Краснодар он поступил в юридический институт, и редко рассказывает своим друзьям о прошлых достижениях.

Дети вундеркинды, рано проявившие свои необычные таланты, нередко появляются на сцене популярного в России телешоу «Минута славы».

В одном из выпусков зал взорвался от аплодисментов после выступления трехлетнего малыша – Марка Вишни. Он в уме считает сложные примеры: умножает, складывает, вычитает трехзначные числа, извлекает квадратные корни, рассказывает таблицу синусов и косинусов. Малыш быстро получил известность, как «мальчик-калькулятор».

Родители вспоминают, что малыш уже в полтора года считал до 10, а в 2 года – до миллиарда. Кстати, родители мальчика – филологи. Для них стало неожиданностью любовь сына к математике.

Как и многие другие одаренные дети России, участвовавшие в талант-шоу, Марк был популярен лишь некоторое время. Тогда мальчик находился совсем в юном возрасте – 3 – 4 года, и еще не понимал, почему к нему проявляют такой интерес.

Дальше, чтобы не развивать у ребенка «звездную болезнь», родители решили не подогревать интерес к его персоне у окружающих, и не рассказывать самому Марку о его выступлении на телевидении. Мальчик рос обычным ребенком, как и все его сверстники, и только в 9 лет узнал о своем триумфе на «Минуте славы».

Прошло 11 лет от выступления малыша в телешоу. Сегодня Марк уже не мечтает стать математиком. Ему нравится рисовать, и он хочет работать аниматором. В планах у юного гения — обучение в Техасском университете на аниматора или .

Музыкально одаренные дети – редкое явление. Милена Подсинева – один из таких талантов.

В 7 лет девочка виртуозно играла на домре. Она участвовала и занимала призовые места в городских, областных и международных музыкальных конкурсах. Юное дарование прозвали нижегородским вундеркиндом.

Девочка мечтала о Гнесинке, но все сложилось иначе.

Родители Милены были алкоголиками. Несмотря на все уговоры дочери, они продолжали пить. Мама девочки умерла, отец был помещен в реабилитационный центр, а сама Мила – в детский дом.

Ни о каком музыкальном образовании не было и речи. Об уникальном таланте девочки быстро забыли.

Ими восхищаются, о них говорят и пишут в газетах. Но как складывается их жизнь спустя несколько лет? Как живут повзрослевшие дети вундеркинды? В России примеры нередко — трагичные.

Один из таких одаренных детей – Павел Коноплев.

В 3 года он читал, решал сложные для своего возраста математические задачи. В 5-летнем возрасте он умел играть на пианино, а в 8 – удивлял познаниями в физике. В свои 15 мальчик учился в Московском ВУЗе, а в 18 – поступил в аспирантуру.

Павел участвовал в разработках первых программ для бытовых компьютеров, занимался математическим прогнозированием будущего. Ему предрекали карьеру великого ученого.

Но юный гений не смог выдержать такой нагрузки. Он сошел с ума.

Павла поместили в психиатрическую клинику, где лечили «тяжелыми» препаратами, побочным эффектом от которых стало образование тромба. Именно тромб, попавший в легочную артерию, стал причиной смерти гения.

В свои пять лет талантливая Поля играла композиции на рояле, а в 6 лет уже состоялся ее первый сольный концерт.

Девочку обучал игре на музыкальном инструменте ее отец, который мечтал об известности его дочери. Она обучалась в Петербургской консерватории, в классе Марины Вольф, стажировалась у Веры Горностаевой в Московской консерватории.

В возрасте 13 лет девочка убежала из дома и рассказала журналистам жестокую историю о том, как отец учил ее музыке по своей собственной методике «Дубль-стресс». Отец избивал ее, заставлял играть часами, а порой и сутками, и даже применял гипнотическое воздействие на девочку.

Сегодня Полина – известная пианистка, она выступает по всему миру, принимает участие в фестивалях, создает собственные произведения.

Немногие дети-вундеркинды в России смогли преодолеть переломные моменты в жизни — и нарастить свой талант. В их числе — Полина Осетинская.

В свои 2 года Женя Кисин, как утверждают его близкие, уже импровизировал на пианино.

Уникальный ребенок в 10 лет выступил с оркестром, сыграв произведения Моцарта. В 11-летнем возрасте он дал свой первый сольный концерт в столице, спустя 2 года – исполнил 2 концерта в Московской консерватории.

С 16 лет он начал гастролировать по Восточной Европе, покорил Японию.

Будучи взрослым, пианист продолжает гастролировать по разным странам и считается одним из самых успешных музыкантов современности.

На популярном телешоу «Ты лучше всех» зрителей покорил уникальный ребенок – Тимофей Цой. Мальчика прозвали гением географии.

Тимофей проявлял особый интерес к странам мира. В свои 5 лет он с легкостью узнает флаги разных стран, может без раздумий назвать столицу любого государства.

Российские дети вундеркинды известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Тому пример – Гордей Колесов.

Мальчик родился в 2008 году в Москве. Когда Гордею было 5 лет, он победил в Шоу талантов в Китае. Он пел песню на китайском языке, играл на гитаре и задавал каверзные вопросы членам жюри, веселя этим зрителей в зале.

Мальчик удивил всех своим великолепным знанием китайского языка. После победы Гордея в китайском телешоу родители мальчика получили десятки приглашений от телеканалов.

К сожалению, далеко не все дети вундеркинды, проявившие свои уникальные способности в раннем возрасте, повзрослев, продолжают удивлять ими мир.

Но те, кто сумел преодолеть так называемый «кризис одаренности» и нарастить свой талант, становятся настоящими гениями современности.