Как начать борьбу с коррупцией. Методы борьбы с коррупцией в российской федерации. Международные усилия по борьбе с коррупцией

Точное определение коррупции даёт Справочный документ ООН о борьбе с международной коррупцией. Это злоупотребление государственными полномочиями с целью получения личной выгоды. Коррупция не ограничивается взяточничеством, включая и непотизм, незаконное завладение публичными средствами для частного пользования.

Международные усилия по борьбе с коррупцией

Поражать человеческую цивилизацию коррупция стала с самого момента её зарождения. Ещё в законах царя Хаммурапи (Древнее Междуречье, около 4 тыс. назад) предусматривалось наказание за взяточничество. Это асоциальное зло присутствует в любой стране вне зависимости от государственного строя и традиций.
Резким всплеском коррупции в странах Европы сопровождалось становление капиталистических отношений в XIX веке. Противодействие коррупции велось на законодательном уровне, что в какой-то мере сдерживало её распространение. Но со второй половины XX века болезнь вспыхнула с новой силой.

Поэтому во многих странах борьба с коррупцией приобрела черты масштабной политической кампании.
Международное сообщество старается консолидировать усилия в борьбе с коррупционным злом. Апофеозом международного противодействия коррупции стало создание в 1993 году международной негосударственной и некоммерческой организации. Называется она Transparensy International (Трансперенси Интернешл). Для определения уровня коррупции в разных странах организация использует индекс восприятия коррупции. Подсчитывается он на базе целого ряда исследований, обеспечивая стране то или иное место в публикуемой ежегодно рейтинговой таблице.

Коррупция в России больше чем в Непале

Позиции России в этом антикоррупционном рейтинге более чем плачевны. Если в 2004 году российский индекс восприятия коррупции составлял 2,8 (90-е место), то в 2007 – 2,3 (143-е место). (Чем больше числовое значение индекса, тем меньше в стране уровень коррупции). В 2010 году Россия с индексом 2,1 опустилась аж на 154-е место, оказавшись ниже Непала и Камбоджи. Дальше, кажется, катиться некуда, хотя последнее (178-е) место пока занимает Сомали.
Масштабная, разъедающая государственную систему, коррупция характерна для стран третьего мира с плохо развитой экономикой. Лидируют же в антикоррупционном списке: Новая Зеландия (9,3), Сингапур (9,3), Швеция (9,2), Финляндия (9,2). В первую 20-ку также входят: Германия, Великобритания, Япония, Канада, и др. США по показателям 2010 года оказалась только на 22-м месте.
Коррупция в России расцвела пышным цветом при переходе страны к товарно-денежным отношениям в начале 90-х. Нувориши от бизнеса не скупились на подачки чиновникам за «правильное решение» нужных вопросов. В результате чего произошло срастание бизнеса с госструктурами, разорвать которое теперь довольно трудно.
Между тем, коррупция в России ведёт к значительному удорожанию услуг и товаров, от чего страдает большинство населения страны. Она обрекает экономику на деградацию, окончательно дискредитируя действующую политическую систему. Перед коррумпированным бюрократическим аппаратом народ чувствует себя беззащитным, как агнец на закланье. А потому копит обиду и до поры до времени безмолвствует, что порождает у некоторых деятелей ошибочные представления. Так, академик Р.Р. Гринберг считает, что коррупция в России полезна, без неё она якобы погрязла б в бунтах и революциях. На что можно возразить, что с коррупцией и массовым обнищанием населения – финал будет тот же. Только более яростный и катастрофичный. Не зря президент Дмитрий Медведев заявил, что коррупция ни много ни мало угрожает национальной безопасности страны. Воскликнув при этом: Хватит ждать! Надо что-то делать!
Ещё в 2006 году первым заместителем Генпрокурора РФ Александра Буксманом было заявлено, что коррупционный рынок России оценивается экспертами почти в 250 млрд. долларов. Кирилл Кабанов, возглавляющий Национальный антикоррупционный комитет России, в 2007 году открыто заявил, что борьба с коррупцией у нас больше напоминает имитацию.

Закон о коррупции зияет дырами

С тех пор в России появился Национальный план противодействия коррупции, утверждённый президентом Дмитрием Медведевым в июле 2008-го. Он включает в себя 4 пространных раздела и целый ряд законодательных актов.
А 25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Согласно него, Коррупция в России существует в трёх ипостасях: дача взятки, получение взятки и злоупотребление служебным положением. УК РФ квалифицирует коррупцию как тяжкое преступление, совершаемое с корыстной целью. То есть законодательная база есть, план противодействия тоже, намерения высшей власти – самые решительные.
Ну а воз-то, как говорится, и ныне там, точнее, он всё больше сползает в трясину наступающей коррупции. Так в чём же дело? Да, в том, что законы против коррупции зияют дырами, а решимость явно грешит декларативностью.
Например, ст. 291 УК РФ дачу взятки квалифицирует едва ли никак более тяжкое преступление, чем её получение.

Хотя большинство людей просто вынуждены прибегать к ней. В итоге за получение взятки в 2009 году было осуждено 2 тыс. человек, а за дачу – 3,5 тыс.
А как суды борются с уже изобличёнными коррупционерами? Почти 70 % чиновников, осуждённых за коррупцию в России, отделались условными мерами наказания?!
К тому же в антикоррупционные сети в основном попадает пока «коррупционная плотва». Такими половинчатыми мерами коррупция в стране вряд ли будет побеждена даже в отдалённой перспективе.
Не обошлась без купюр и ратификация Конвенции ООН о противодействии коррупции. Её 20-й пункт, который требует от чиновника подтверждения законности происхождения своего богатства, не был принят российской стороной. Комментарии, как говорится, излишни.
Для успешной борьбы с коррупцией, как показывает мировая практика, нужны: политическая воля высшего руководства, снятие «сановной неприкосновенности» с высших эшелонов власти, реальность и неотвратимость наказания.

Борьба с коррупцией может быть успешной

В развитых странах обуздание коррупции ведётся методично и последовательно.
В США борьба с коррупцией облегчается тем, что там ни конгрессмен, ни сенатор, ни даже президент не имеют иммунитетов от уголовного преследования.
В Китае даже дети и родственники «руководящих работников» не имеют права заниматься бизнесом. Они также не могут выступать агентами либо советниками в этой сфере.
Но наиболее показательным для нас является успешное противодействие коррупции в Грузии, поскольку страна также вышла из замшелых недр советской системы.
Индекс восприятия коррупции в Грузии в 2003 году составлял 1,8, задвигая её на 124-е место в антикоррупционной «табели о рангах». То есть страна после «революции роз» унаследовала от режима Шеварнадзе «жирную печать» одного из самых коррумпированных государств планеты. Но уже через четыре года, в результате принятых президентом Саакашвили мер, коррупция стала резко сдавать позиции. Повысив антикоррупционный индекс до 3,4, Грузия в 2007 году поднялась на 79-е место, а в 2010 году при индексе 3,8 – на 68-е.
Набор методов борьбы с коррупцией, используемый командой Саакашвили, можно назвать стандартным. В ходе реструктуризации органов власти была проведена масштабная ротация кадров, штат служащих – сокращён на 40 процентов. Взятка в 50-60 долларов стала грозить чиновнику 6 годами тюрьмы. «Синдром ненаказуемости» был быстро преодолён массовыми арестами высокопоставленных госслужащих. Сужение рамок чиновничьих полномочий и введение принципа «единого окна» также сократило зону коррупционных рисков. Этих и некоторых других мер, стране вполне хватило, чтобы за 3-4 года вылезти из коррупционного болота.
Засилье коррупции в Гонконге на рубеже 60-70-х имело просто угрожающие размеры. Главным орудием в борьбе с ней стало создание в 1974 году Независимой комиссии против коррупции . Причём НКПК была выведена из подчинения МВД и органов госбезопасности, получив широкий круг полномочий. Первый год деятельности новой структуры принёс «жатву» в виде ареста 200 крупных чиновников. В итоге Гонконг превратился в один из «чистейших» регионов мира. Если в средине 70-х коррупция охватывала 90 % его госаппарата, в конце 90-х – только 6%.
Так что реальная война с коррупцией даёт вполне реальные результаты. Но чтобы осмелится на неё, надо быть немного воином. Ведь на войне иногда стреляют, в том числе и в президентов…

Распад СССР (вклад ЦРУ)

Кто стоит за бархатными революциями?

Роль Сталина

Самый страшный и популярный аптечный наркотик — дезоморфин

Горячая линия «Стоп коррупция» Общественной палаты РФ
Подробнее…
Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»
Подробнее…
Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»
Подробнее…
Межрегиональная Общественная Организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»
Подробнее…
Автономная некоммерческая организация «Союз экспертиза» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Подробнее…
«Торгово-промышленная палата Российской Федерации»
Подробнее…
«Ассоциация адвокатов России за права человека»
Подробнее…
Общероссийская общественная организация «Союз заемщиков и вкладчиков России»
Подробнее…
Московская областная общественная организация «Антикоррупционный комитет».
Подробнее…
Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»
Подробнее…
«Московское бюро по правам человека»
Подробнее…
Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Подробнее…
Общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг»
Подробнее…
Контрольно-профилактические подразделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации
Подробнее…
Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции.
Подробнее…
Общероссийская Общественная Организация » КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ »
Подробнее…
Российское Антикоррупционное Партнерство
Подробнее…
«Партнерство по противодействию коррупции в Самарской области»
Подробнее…
Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный Комитет»
Подробнее…
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ПРОЗРАЧНОСТИ ЗАКУПОК
Подробнее…
Фонд « ИНДЕМ »
Подробнее…
Межрегиональное Общественное Движение «Против коррупции»
Подробнее…
Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»
Подробнее…
ПОДКОМИССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Подробнее…
Комиссия Государственной Думы по Противодействию Коррупции
Подробнее…
Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»

Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»

Подробнее…

«Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям.

Подробнее…

Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной.

Строгие законы и высокий уровень жизни являются отличным рецептом борьбы с коррупцией.

Тот, кто получает или дает взятки, должен быть жестко наказан, чтобы он понял, что совершил преступление.

И каждый служащий, от милиционера до судьи, должен понять, что коррупция сразу положит конец его карьере.

Подробнее…

создание сайта — www.PERFECT-DESIGN.ru

Коррупция как социально-экономическое явление, ее основные элементы и принципы. Анализ противодействия коррупции в международном праве. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

H TML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в РФ

Коррупция как негативное социально-правовое явление: сущность, причины, формы проявления. Нормативно-правовые и уголовные меры противодействия коррупции в РФ и в зарубежном законодательстве; ответственность за укрывательство коррупционных преступлений.

дипломная работа, добавлен 13.08.2012

Основные принципы противодействия коррупции

Исторические аспекты феномена коррупции, ее причины и последствия. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права.

Принципы и проблемы противодействия коррупционным правонарушениям, меры по борьбе с ними в России.

дипломная работа, добавлен 16.02.2013

Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы

Нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией в Российской Федерации. Способы борьбы с коррупцией. Анализ практики привлечение государственных и муниципальных служащих к уголовной ответственности как способа противодействия коррупции.

курсовая работа, добавлен 02.05.2015

Зарубежная практика и российский опыт борьбы с коррупцией

История развития коррупции в России. Коррупция как социально-экономическое явление. Коррупционные преступления в современном мире. Основные направления борьбы с коррупционными преступлениями в зарубежных странах. Антикоррупционная политика России.

дипломная работа, добавлен 16.08.2012

Правовые и организационные формы и методы борьбы с коррупцией в системе государственной службы

Понятие и сущность коррупции. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Уголовная ответственность за коррупционные преступления по УК РФ.

Взяточничество в международной практике. Коррупция в системе государственной службы в РФ.

дипломная работа, добавлен 03.03.2010

Понятие коррупции и правовые основы противодействия коррупционным правонарушениям

Характеристика законодательства по борьбе с коррупцией. Понятие коррупции и ее субъектов. Статистика коррупции в мире и в России. Организационные основы, принципы и субъекты противодействия коррупции. Полномочия субъектов противодействия коррупции.

дипломная работа, добавлен 14.01.2017

Законодательные основы борьбы с коррупцией в России

Понятие коррупции, ее общественная опасность и связь с организованной преступностью. Характеристика международно-правовых актов по борьбе с коррупцией, возможности их применения в России. Российское законодательство в сфере противодействия коррупции.

курсовая работа, добавлен 30.04.2014

Роль неправительственных организаций в процессе противодействия коррупции

Концептуальные основы государственной политики в области противодействия коррупции и теневой экономике в современной России. Деятельность неправительственных организаций в сфере борьбы с коррупцией на примере города Москвы и их роль в процессе борьбы.

курсовая работа, добавлен 07.10.2014

Уголовно-правовое регулирование коррупционных действий

Сущность, структура, масштабы и влияние коррупции в Украине. Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений. Коррупция в органах правопорядка и власти. Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной деятельностью.

курсовая работа, добавлен 28.11.2014

Коррупция как вид социально-патологических явлений

Основания для коррупции в системе государственного управления. Системные дисфункции государственной службы. Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти. Меры борьбы с коррупцией в Федеральной миграционной службе.

Средства борьбы с коррупцией в основное подразделяются на два вида - предупредительным или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика (напр. ротация) и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе разных государств против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является OECD рабочая группа по борьбе с взятками. Их целью является обеспечить, чтобы взяточник не остался безнаказанным в одном государстве, если в соседнем государстве наказания очень суровые. Также они пытаются следить, чтобы во всех союзных государствах для чиновников действовали похожие требования.

Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и пр. являются предпосылками для снижения коррупции.

Надо отметить, что существует несколько моделей коррупции в государстве, это азиатская, африканская, латиноамериканская модели. Очевидно, что Россия еще не подпадает ни под одну из описанных выше моделей, ни под какое-либо их сочетание. Значит, коррупция в России еще не стала системной. Шанс еще не упущен.

Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в том, что мы боремся не с причинами взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

В качестве организационных мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с учетом последних достижений науки и техники.

В целях совершенствования оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в, целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле борьбы с коррупцией.

Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как криминального явления должно быть основаны не только на закреплении всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении и невозможности государственных органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни будь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности. Я имею в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую деятельность, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них. В настоящее время отчетливо видно, что занятие одновременно хозяйственной деятельностью и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

  • 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий;
  • 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы"

Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и до принятия других нормативных актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупционной деятельности должностных лиц властных органов государства.

заниматься предпринимательской деятельностью;

оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения;

выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности);

быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

2. Установление для государственных служащих обязательного представления декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Указ Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы, несмотря на свою своевременность и важность, не лишен известных дефектов (узость круга решаемых вопросов, недостаточная проработанность с точки зрения юридической техники и др.). Отсутствие проработанного механизма реализации Указа и контроля за его выполнением создает серьезные препятствия эффективному применению, как самого указа, так и всего скудного законодательства по борьбе с коррупцией.

До сих пор не принят Закон о коррупции, проект которого несколько раз был отклонен Президентом. Именно в этом законе дано определение качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в разрез и противоречат существующему законодательству, и, следовательно, в случае принятия Закона, дестабилизируют и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть может ли использоваться этот закон в целях получения взятки. Здесь наверняка всплывут многие лобби - законы.

Неверно полагать, что в этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

  • 1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий
  • 2. Предупреждение и предотвращение коррупции
  • 3. Верховенство закона и защита прав граждан.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее навиду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать.

Средства борьбы с коррупцией в основное подразделяются на два вида - предупредительным или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика (напр. ротация) и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе разных государств против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является OECD рабочая группа по борьбе со взятками. Их целью является обеспечить, чтобы взяточник не остался безнаказанным в одном государстве, если в соседнем государстве наказания очень суровые. Также они пытаются следить, чтобы во всех союзных государствах действовали для чиновников действовали похожие требования.

Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и пр. являются предпосылками для снижения коррупции.

Надо отметить, что существует несколько моделей коррупции в государстве, это азиатская, африканская, латиноамериканская модели. Очевидно, что Россия еще не подпадает ни под одну из описанных выше моделей, ни под какое-либо их сочетание. Значит, коррупция в России еще не стала системной. Шанс еще не упущен.

Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в том, что мы боремся не с причинами взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

В качестве организационных мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с учетом последних достижений науки и техники.

В целях совершенствования оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в, целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле борьбы с коррупцией.

Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как криминального явления должно быть основаны не только на закреплении всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении и невозможности государственных органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни будь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности. Я имею в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую деятельность, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них. В настоящее время отчетливо видно, что занятие одновременно хозяйственной деятельностью и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

  • 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий;
  • 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы"

Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и до принятия других нормативных актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства.

заниматься предпринимательской деятельностью;

оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения;

выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности);

быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

2. Установление для государственных служащих обязательного представления декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Указ Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы, несмотря на свою своевременность и важность, не лишен известных дефектов (узость круга решаемых вопросов, недостаточная проработанность с точки зрения юридической техники и др.). Отсутствие проработанного механизма реализации Указа и контроля за его выполнением создает серьезные препятствия эффективному применению, как самого указа, так и всего скудного законодательства по борьбе с коррупцией.

До сих пор не принят Закон о коррупции, проект которого несколько раз был отклонен Президентом. Именно в этом законе дано определение качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

Итак, правонарушение, связанное с коррупцией это - противоправное деяние, совершенное лицом, обеспечивающим исполнение полномочий государственного органа или полномочий органа местного самоуправления, либо приравненным к нему лицом, заключающееся в незаконном получении материальных благ и преимуществ с использованием своего должностного положения или статуса органа (учреждения), в котором оно замещает государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, выборную муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы, либо статуса иных органов (учреждений).

Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в разрез и противоречат существующему законодательству, и, следовательно, в случае принятия Закона, дестабилизируют и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть может ли использоваться этот закон в целях получения взятки. Здесь наверняка всплывут многие лобби - законы.

Неверно полагать, что в этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

  • 1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий
  • 2. Предупреждение и предотвращение коррупции
  • 3. Верховенство закона и защита прав граждан.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее на виду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать.

Если вы подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту своих рядов, вы обманываете избирателей. Вторая основа - это прозрачность власти. Власть должна быть открыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, это увеличивает уровень коррупции. И третье непременное условие - это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции.

Уже долгие годы представители различных слоев гражданского общества ведут жаркие дискуссии и активно спорят по поводу того, насколько эффективны и целесообразны используемые методы и способы в решении проблемы под названием: «борьба с коррупцией в России». Безусловно, ни у кого не вызывает сомнения, что мздоимство в нашей стране приобретает поистине угрожающие масштабы, парализуя функционирование практически всех институтов человеческой жизнедеятельности. Чиновничий бюрократизм является некой питательной средой для взяточничества. К сожалению, главной ценностью для представителей верхушки и политической элиты сегодня являются материальные ресурсы. Эта «болезнь» уже давно приобрела системный характер. Естественно, что борьба с коррупцией в России должна вестись все 24 часа в сутки. Но, вместе с тем, очень важно понять, адекватных ли мер в настоящее время придерживаются власти, чтобы искоренить вышеуказанное зло. Откуда оно вообще возникло и что собой представляет? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Историческая справка

Коррупция возникла много веков тому назад. Еще в древних сочинениях Индии, Китая, Египта и Месопотамии фигурирует это негативное явление.

Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14-го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство». В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.

Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Однако и после этого госслужащие низкого ранга не отказывались от получения денег за «определенные услуги», поскольку для них это было единственным способом выжить. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь–реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.

В 19 столетии тенденция распространения взяточничества в низших эшелонах власти только усилилась, и начальство на противоправные деяния своих подчиненных зачастую закрывало глаза, поскольку понимало, что зарплата мелкого чиновника оставляла желать много лучшего. Именно поэтому борьба с коррупцией в России того периода была малоэффективной.

В прошлом веке проблема мздоимства наблюдалась в первую очередь в сферах поставок для военных нужд и сделок с объектами недвижимости. И все это происходило на фоне разрастания чиновничьего аппарата.

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Понятие

В настоящее время вышеуказанная проблема продолжает дезорганизовывать экономику, государство и российское общество в целом.

Вообще, коррупция как социальное явление – это порча властных структур посредством ее подкупа. Другими словами, продажность чиновника, который лоббирует исключительно свои корыстные интересы – есть смысл мздоимства. С юридической точки зрения коррупционер – лицо, которое за деньги или прочие материальные блага совершает нужное действие или бездействие, используя свои должностные полномочия. Естественно, речь идет о госслужащих.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Классификация

Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.

Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.

Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Предпринимаемые меры

Несомненно, простого обывателя интересует то, какие методы борьбы с коррупцией в России предпринимаются в настоящее время и что можно усовершенствовать в этом плане.

Законодательство

Многие эксперты считают, что одна из мер по искоренению мздоимства – это ужесточение наказания за данный вид преступлений. И соответствующие поправки уже внесены в нормативно-правовую базу.

Госслужащих обязали фиксировать все свои заработки в декларациях. В результате такой меры ответственных постов лишились порядка 3 тысяч чиновников по состоянию на 2011 год.

Специальные органы

В целях уничтожения негативного социального явления был учрежден Совет при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В него вошел целый ряд высокопоставленных чиновников: Юрий Чайка, Сергей Собянин, Сергей Иванов. При прокуратуре был создан отдел по борьбе с коррупцией в России, сотрудники которого профилировались на раскрытии именно этого вида преступлений. Уже удалось привлечь к ответственности несколько региональных губернаторов и мэров.

Потенциальные меры безопасности

А что можно предпринять для улучшения ситуации? Какая нужна система борьбы? Коррупцией в России уже никого не удивишь. Однако борьба с ней может выйти на более качественный уровень, если начнут надлежащим образом исполняться принятые законы. Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ. Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Тема: Коррупция и методы борьбы с ней

Введение

1. История и основное понятие коррупции

2. Формы коррупции в России

2.1 Элитарная коррупция

2.2 Низовая коррупция

3. Последствия коррупции

4. Борьба с коррупцией

Заключение

Список литературы

Россия - страна огромных материальных возможностей, в которой, сегодня, по меткому замечанию одного западного журналиста, идет "величайшая в истории распродажа (sale)". Дележ огромного пирога в условиях правовой неопределенности способствует бурному росту коррупции. "Личные предпочтения, дружеские симпатии, смешение общественных и личных интересов" (т.е. все то, что составляет суть коррупции) в ходе происходящего передела общественной собственности стали повсеместной практикой.

На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались со взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах.

На официальном сайте аналитического бюро Транспаренси Интернешнл (Transparency International) по данным на 2006 год, Россия занимает в рейтинге 121-е место. Ее показатель за 2006 год составил 2,5. Для сравнения: уровень коррупции в таких странах как Финляндия, Испания, Новая Зеландия - 9,6; Германия - 8; США - 7,3; Китай, Египет - 3,3. Специалисты Transparency International отмечают, что коррупция остается характерной чертой России и ситуация ухудшается.

Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее "успехи" в этом существенно опережают достижения национальной экономики.

Коррупция разрушает демократическое общество, мешает развитию бизнеса, как малого, так и среднего, и крупного. Из рук чиновников "уполномоченные" коммерческие структуры получают разрешение заниматься видами деятельности, приносящими огромные прибыли, т.е. получают привилегию быть богатыми. В свою очередь, они платят за это государственным чиновникам взятки нового типа, которые практически нераскрываемы в ходе расследования.

Коррупция - очень сложное политическое и социальное явление, в нем причина и следствие часто переплетаются между собой, и довольно часто становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Уникальна ли российская ситуация?

С одной стороны, нет. Все страны, переживающие общественную трансформацию, столкнулись в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой концепции администрирования, что привело к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций повсеместно подталкивают номенклатурных работников и чиновников к злоупотреблению властью. С другой стороны, объективные сложности и многочисленные просчеты в осуществлении экономических реформ в России серьезно осложнили ситуацию в нашей стране по сравнению с целым рядом стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В силу ряда причин российское общество превратилось в рентоориентированное, полностью зависящее от решений коррумпированных чиновников.

Нередко в литературе ставится вопрос: масштабнее ли стала коррупция в современной России, если ее сравнивать с уровнем 80-х годов бывшего СССР? Как мне представляется, попытки дать количественные оценки мало что объясняют. Речь должна идти не только и не столько о масштабах этого явления, сколько о качественных изменениях коррупции на современном этапе. Их можно проследить по нескольким направлениям: цели, предмет, участники коррупционных отношений; положение служащего в системе государственного управления, основные мотивы его поведения.

Как известно, характернейшей особенностью централизованной экономики является всеохватывающий дефицит. Он пронизывает все стадии воспроизводственного процесса - собственно производство, распределение, обмен и потребление. Развитие коррупции в этих условиях возможно ввиду того, что государственный чиновник, перераспределяющий материально-вещественный продукт, может делать это в интересах тех или иных субъектов хозяйствования, получая при этом личную выгоду. Личная выгода может принимать форму денег, чаще - дефицитных товаров или услуг. Как правило, чиновник обладает неуниверсальным предметом дефицита и посему вынужден обменивать его на такие же неуниверсальные, необходимые ему услуги, становясь одновременно и лицом, обеспечивающим кому-то личную выгоду, и получающим ее в силу складывающихся коррупционных отношении. Основной функцией государственных чиновников становится организация широкомасштабного "теневого бартера".

На основе коррупционных сделок распределяется значительная часть как факторов производства, так и предметов личного потребления. Масштабы коррупции велики, однако есть естественные ограничители ее распространения, связанные главным образом с положением чиновника в системе государственного аппарата. Структура последнего стройна и в высокой степени иерархична. Каждая ступень этой иерархической лестницы предполагает предоставление чиновнику определенного набора льгот и привилегий (спецпайки, бесплатный отдых, государственная машина и т.д.). Продвижение по этой лестнице, обеспечивающее рост объема привилегий, становится основным стимулом деятельности бюрократа. Наличие жесткого партийно-государственного контроля заставляет чиновника взвешивать риск участия в коррупционных сделках.

В современной России из сферы коррупционных отношений выводится личное потребление, предметом коррупционной сделки перестают быть многие факторы производства. Сфера развития коррупции сужается в рамках воспроизводственного процесса, но масштабы возрастают. Дефицитом становятся деньги, а предметом коррупционного торга - возможности получения сверхприбылей.

Среди основных источников обогащения - нецелевое использование средств государственного бюджета (льготные кредиты, освобождение от налогообложения, субсидируемый импорт), экспортные квоты и приватизация. Эти способы обогащения, появившиеся еще во второй половине 1980-х годов в связи с частичным дерегулированием экономики социалистического типа, начиная с 1991 г., приняли небывалые масштабы. Так, стоимость льготных кредитов промышленным предприятиям в 1992 г. достигала 30%, а общая сумма субсидий на импорт - 15% ВВП. Что, например, представляли из себя субсидии на импорт?

Из-за всеобщего страха перед голодом зимой 1991 г. государство выделило большие субсидии на импортные поставки в 1992 г. Импортеры платили всего 1% действовавшего обменного курса при покупке валюты у правительства на импорт продовольствия, а правительство финансировало эту субсидию с помощью западных товарных кредитов. Однако импортируемые продукты продавались в России по обычным рыночным ценам, и эта субсидия пошла на пользу небольшому числу, главным образом, московских торговцев.

Возможности участия в экспорте нефти, природного газа, металлов и других сырьевых материалов, ввиду существовавшей на начальном этапе огромной разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка, также обеспечивали в России огромные сверхприбыли людям с большими связями - должностным лицам компаний-производителей, коррумпированным

чиновникам. Их доходы в 1992 г. составили 30% ВВП, по оценкам Андерса Ослунда, советника российского правительства в те годы.

Особенности современной системы государственного управления кардинальным образом меняют положение чиновника. Его позиции крайне неустойчивы ввиду постоянной войны, ведущейся между кланами. Нестабильность положения, низкая заработная плата (300-400 долл. для чиновников высокого уровня), не подкрепленная системой четко оговоренных привилегий, отсутствие каких-либо форм эффективного контроля со стороны общества, масштабы проходящих через руки чиновника многомиллиардных сделок делают его легко покупаемым. Для огромного количества чиновников единственным стимулом деятельности становится взятка.

1. История и основное понятие коррупции

В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения политическая коррупция известна с давних времен. Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, "испорченную") форму монархии. О ней писали Макиавелли, Рycco и многие другие мыслители прошлого. В XX в. из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость.

В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества. В распоряжении правящей элиты находятся следующие основные виды государственных ресурсов: символические (государственный гимн, флаг, герб и другие знаки государственной символики); властно-распорядительные и материальные (контроль за государственной экономикой, налоговая политика и др.).

Не все типы политической коррупции определяются законом как преступные деяния. Она представляет собой общественно осуждаемое поведение власть имущих, которое может включать, а может и не включать уголовно наказуемое деяние.

В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

2. Формы коррупции в России

На протяжении всей истории взяточничество традиционно существовало в нескольких формах, изначально это были взятки, получаемые за правомерные деяния, либо за неправомерные. Затем начали появляться другие градации и формы коррупции.

В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов, а также во время резких перемен в политике, во время усиления борьбы со взяточничеством.

Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.