Как советские сторожевики таранили американские боевые корабли у берегов крыма (фото, видео). Случай в Черном море: "Беззаветный" идет на таран! Русский корабль таранит американский

Ровно 30 лет назад, 12 февраля 1988 года, в Чёрном море два советских сторожевых корабля СКР «Беззаветный» (проект 1135) и СКР-6 (проект 35) провели беспрецедентную операцию по вытеснению двух новейших боевых кораблей 6-го флота ВМС США - крейсера «Йорктаун» (тип «Тикондерога») и эсминца УРО «Кэрон» (тип «Спрюенс»), нагло и умышленно нарушившим государственную границу СССР.

Операция, проходившая в районе между Ялтой и Форосом, беспрецедентна по целому ряду позиций. СКР «Беззаветный» в три раза меньше по водоизмещению, чем новейший в ту пору крейсер «Йорктаун», а СКР-6 (его водоизмещение немногим более 1000 тонн) в шесть раз меньше эсминца УРО «Кэрон». Огромному техническому и военному превосходству американских кораблей были противопоставлены смелость, решительность, мужество советских моряков, грамотно выстроенная умелая тактика действий. В результате они одержали победу, и американские корабли, получив повреждения, вынуждены были выйти из тервод СССР, а затем и вовсе покинуть Чёрное море.

Общее руководство операцией по вытеснению осуществлял начальник штаба ЧФ вице-адмирал Валентин Егорович Селиванов. До этой должности он семь лет прослужил на Средиземноморской эскадре, сначала, как начальник штаба, а затем, как командир эскадры. Одна из главных задач эскадры - противостояние кораблям 6-го флота ВМС США в Средиземном море, поэтому адмирал Селиванов отлично знал и ТТД, и возможности американских кораблей, их историю и даже командиров.

Думаю, не только моряки, а даже простой обыватель представляет, как сложно и опасно выполнить навал корабля на противника в данном конкретном случае. Громадный крейсер, вооружённый до зубов, водоизмещением 9200 тонн видит, как его догоняет сторожевик водоизмещением 3000 тонн. У американских моряков - эйфория и улыбки, идёт активная фото- и видеосессия в преддверии красивого «шоу». А рядом против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует крошечный остроносый сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Что было бы с нашим СКР-6, положи эсминец резко руль лево на борт, когда сторожевик готовился к удару и шёл параллельным курсом?! Он мог просто перевернуться.

Предварительно спланированная операция началась, только когда американские корабли действительно вошли в наши территориальные воды и не отреагировали на неоднократные предупреждения о необходимости выйти из наших территориальных вод.

На СКРе следует команда: всем надеть спасательные жилеты. И вот «Беззаветный» наезжает на крейсер «Йорктаун». Скрежет металла. СКР «Беззаветный», вывалив из клюза трёхтонный якорь, наносит удар по крейсеру.

Через минуту после навала Михеев докладывает Селиванову: «Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет «Гарпун». Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул».

Что делают американцы? Улыбки и эйфорию словно корова языком слизала. На крейсере сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных термокостюмах поливают пусковую установку с ракетами «Гарпун» из шлангов. Но очень скоро они стали затаскивать шланги внутрь корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР «Гарпун» и противолодочных ракет «Асрок».

Тут уже не до улыбок. Взорвись крейсер - не поздоровилось бы и нашему кораблю.

Вскоре Михеев доложил и за действия «СКР-6»: «Прошёл вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью».

Селиванов даёт команду Михееву: «Выполнить повторный навал».

Валентин Селиванов:
«Через некоторое время получаю доклад от Михеева: «Эсминец «Кэрон» отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется». «Кэрон» идёт на столкновение. Селиванов приказывает Михееву: «Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть «Кэрон» его таранит».

Далее американцы начали на сходящихся курсах зажимать СКР «Беззаветный» в клещи. Михеев приказал зарядить реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца. Американцы это видели. Игра нервов продолжилась. Решительность советских моряков подействовала - американские корабли отвернули.

Но борьба продолжалась. На крейсере стали готовить к вылету пару вертолётов. Михеев доложил на КП флота, что американцы готовят вертолётами какую-то пакость. Михеев передал американцам, что будет с вертолётами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало. Лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над американцами на высоте 50-70 метров прошла пара наших вертолётов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия - вид внушительный. Они сделали несколько кругов над американскими кораблями, демонстративно зависая несколько в стороне от них. Американцы сдались: свои вертолёты заглушили и закатили в ангар.

На следующий день «Йорктаун» и «Кэрон», не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Чёрного моря. Под контролем уже новой корабельной группы наших кораблей. Ещё через сутки побитые корабли 6-го флота ВМС США покинули Чёрное море.

Хочется, чтобы об этом уроке истории 30-летней давности американцы, вновь зачастившие в Чёрное море, помнили.

Таран, совершенный 12 февраля 1988 года в Советских территориальных водах Черного моря.
Из серии намеренно вычеркнутых славных страниц из истории Советских вооруженных сил.

Предисловие
Рассказ о лакействе Горбачева перед американцами и об очередной попытке последних Советских властей "замазать" славные страницы Советской современной истории.

Морской таран Богдашина

13 октября текущего года мая Черноморскому флоту исполняется 225 лет. Несмотря на сопротивление официальной Украины, Севастополь празднует. Потому что даже при большом желании историю невозможно переписать, пока есть живые ее свидетели. Пока есть люди, отдавшие ей себя без остатка. Таких на флоте - тысячи. И место подвигу здесь было всегда. Даже в мирное время. В марте 1986 года два американских корабля, "Кэрон" и "Йорктаун", вошли в территориальные воды Советского Союза. Престиж супермощной военной державы рухнул. 13 февраля 1988 года американцы, уверовавшие в свою безнаказанность, повторили провокацию. И получили отпор. Чтобы не портить отношения с Соединенными Штатами, руководство Союза постаралось "забыть" эту историю, хотя действия советских моряков в тот день иначе как подвигом не назовешь. В канун 225-летия Черноморского флота мы встретились с командиром СКР "Беззаветный", ныне контр-адмиралом, Владимиром Ивановичем БОГДАШИНЫМ .

- Владимир Иванович, зачем это было нужно американцам? Железный занавес рухнул, холодная война закончена, в Союзе начало перестройки. ..

И беспорядка. Понимаете, в 1986 году, когда американцы зашли в наши территориальные воды впервые, с советской стороны, кроме протеста, никаких видимых действий не последовало. Но Министерство обороны разработало специальную программу: перед военно-морским флотом была поставлена задача не допустить больше подобных вторжений.

Насколько я знаю, американцы тогда заявили, что они имеют право мирного прохода через территориальные воды других государств.

Нагло врали. Да, во всем мире существует подобная практика с целью сокращения пути. Но тогда надо уведомить страну, чью границу вы собираетесь пересечь. Без предупреждения военный корабль другого государства может войти только в том случае, если терпит бедствие или есть угроза жизни членам экипажа. Ничего подобного с американцами не случилось. Они около двух суток провели у берегов Турции, позже проводили учения в открытом море, а потом подошли к нашей границе.

- Вы их сразу обнаружили?

Понимаете, мы всегда встречали военные корабли иностранных государств у Босфора и "вели" их, постоянно были с ними на связи. Американцы же сразу повели себя некорректно. Они зашли в Черное море в полном радиомолчании, мы не могли их обнаружить. Их даже самолеты-разведчики не видели - в тот день был сплошной туман. Тогда здорово помог паром из Ильичевска. Мы вышли на связь с капитаном и попросили передать нам сигнал, если они встретят суда с определенными бортовыми номерами. Как только мы этот сигнал получили, успокоились, а вот американцы заметались. Они в течение нескольких часов пытались от нас "отцепиться".

- Вы хотите сказать, что вас спасла случайность?

Со стороны американцев эта провокация была подготовлена очень серьезно. Они предусмотрели все. Кроме парома (смеется). Их корабли были оснащены новейшей техникой и оружием, на крейсере "Йорктаун" даже вращающихся антенн не было - вместо них специальные фазированные решетки. Но ведь и мы тоже не на шлюпках вышли.

- Что же тогда помешало?

Рустовские амбиции. Ведь когда немецкий пилот-спортсмен Руст посадил на Красную площадь свой самолет, на всех военных без исключения легло такое пятно! Обвинили всех - авиацию, ПВО, флот. Нами был получен приказ от генерала армии Третьяка о том, что как только взлетит вертолет с их корабля - сбивать. Представляете себе этот накал страстей? Мы прекрасно понимали, что сбивать нельзя. Потому что вертолет мог летать над открытым морем, не нарушая границу. И тогда наши действия будут расценены как нападение, нарушение всех международных правил. Поэтому, когда мы их обнаружили, нам не оставалось ничего другого, кроме как ждать. Но когда они подошли к нашим терводам в районе Севастополя и легли на курс 90 градусов, стало ясно - через час они будут у нас.

- Как далеко зашли американцы в советские территориальные воды?

- "Йорктаун" на пять миль, "Кэрон" - на семь. Это как раз случилось в районе мыса Сарыч - самой южной точки Крымского полуострова.

- Когда вы поняли, что нарушение границы неизбежно, какая первая мысль была?

Я сразу передал командованию, что через час американские корабли пересекут нашу границу.

- Но что это было - страх, паника?

Злость. Такая злость! А паниковать причин не было. В тот момент я действовал на автомате, потому что все действия в подобной ситуации были отработаны до мелочей. В 1988 году командиром "Беззаветного" я был уже пять лет. Это один из лучших наших кораблей, у меня 192 человека сильнейшего в Союзе экипажа, за плечами колоссальный опыт. Мы два с половиной года провели на боевой службе в Атлантическом океане и в Средиземном море, выполняли боевые и отрабатывали курсовые задачи. И за это время видели все - и горели, и тонули, и выполняли политические миссии. "Беззаветный" был одним из самых мощных кораблей в мире по количеству вооружения на объем водоизмещения. Модернизированный ракетный ударный комплекс, два зенитно-ракетных комплекса самообороны, артиллерийская автоматическая двуствольная установка, два четырехтрубных торпедных аппарата, реактивные бомбометные установки. И это далеко не все.

- Если бы не такая серьезная подготовка, какими могли бы быть результаты?

Катастрофическими. Когда мы начали сближаться с "Йорктауном", на корабле была объявлена боевая тревога. Зарядили оружие, бомбометы, торпедные аппараты привели в действие, в баллоны высокого давления набит воздух (для пуска торпед), артиллерийский запас был на линии заряжания.

- А американцы?

Они не готовились. У них было очень легкое, очень интересное настроение. Они высыпали на палубу поглазеть: что будет делать этот русский мелкий кораблик, который в три раза меньше их махины? Они махали руками, показывали на нас пальцами, посмеивались. Среди них были участники предыдущего похода, они никак не ожидали от нас активных действий.

- Экипаж вашего корабля как реагировал?

Мы были в напряжении, потому что понимали - на этот раз протестами, выраженными флагами на борту, не обойдется. Все происходило так стремительно, что не шло даже речи о том, чтобы элементарно почистить зубы и побриться. Я сам не видел, но нам рассказывали, что, когда американцы демонстрировали видеопленку, наш экипаж был похож на полярников, которые вышли на отлов тюленя, - небритые, злые, в канадках (смеется).

- То есть тарана противник не ожидал?

Нет. Да сначала о таране и речи не шло. Мы приняли решение оттеснить легким касательным ударом. Но скорость была огромной. И при 18 узлах очень сильное притяжение, воздушный поток. Когда мы первый раз ударили, то нос стал отходить, а корма приближаться к его корме. На корме у них ракетные установки "Гарпун", у нас на борту - торпедные установки. Если бы "Гарпуны" американцев сорвали нам торпедные аппараты, была бы катастрофа. Температура горения ампульной батареи более 1000 градусов, она бы, как сварка, расплавила все под собой. Пожар, детонация, объемный взрыв. От нас обоих только бы дым остался! Вот тогда американцы и испугались!

- Говорят, пожар все-таки начался?

На кораблях - нет. Но от первого удара посыпались искры и загорелась краска. Она вспыхнула, пошло огромное дымовое облако. Пограничные корабли передали на берег, что произошел взрыв и на корабле пожар. Это вызвало шок. Мы-то видели, что нам оборвало леера (ограждение на борту судна. - Прим. автора), оборвался якорь - не самое страшное. Но чтобы предотвратить срыв ракетных установок, принять решение надо было за несколько секунд. Команда - полный вперед, руль заложили вправо, второй удар, скорость - 26 узлов, 17-градусный крен, поднялась наша корма и... "Беззаветный" днищем залез на американский корабль. На днище у нас была титановая бульба, в ней антенны гидроакустической станции. И вот эта бульба на "Йорктауне" смела все. Мы смели с левого борта ограждение вертолетной площадки, командирский катер, торпедный аппарат, сломали четыре ракетные установки. У американцев началась паника. К ним подтянулся их второй корабль. Так и шли: "Беззаветный" по центру, справа - "Йорктаун", слева - "Кэрон", довели их до границы, потом мы увеличили ход, развернулись и вернулись на базу. А американцы то, что мы недоломали, срезали сваркой и выбросили за борт, чтобы не опозориться перед миром. Наши еще шутили: "В результате проведенных действий могу доложить: на кораблях американцев имеется много сварки, варят днем и ночью".

- Как оценили ваши действия на берегу?

Назвали преступником. За то, что якорь потерял. На флоте это считается позором. У нас ведь как? На всякий случай надо отругать. Как потом сложится - время покажет, но в целях перестраховки надо наехать. За несколько часов я написал массу объяснительных, потом вызвали в Москву. Там особо не хвалили, но не посадили - и то хорошо.

- Могло быть и так?

Легко. Понимаете, Советский Союз ведь тогда заигрывал с американцами, наши международники не хотели портить отношения. Поэтому меня мог ли бы им сдать - отдать под суд и посадить.

- За что?

Формально я нарушил правила. На море ведь они тоже есть. Я должен был уступить ему "дорогу". На маневры у меня времени не было, но кто бы это учитывал?

-Владимир Иванович, вы хотите сказать, что вас не только не наградили, но еще и обвинить хотели?

Меня наградили. Через год, когда я учился в Военно-морской академии в Ленинграде, мне вручили орден Красной Звезды. Мол, ты-то знаешь за что, но мы об этом говорить не будем. Отсюда и формулировка - "За освоение новой техники".

- Вам не обидно?

Знаете, самое главное в жизни моряка - верить в свою фортуну. Я всегда верил. И всегда любил свою тяжелейшую службу. Время показало: тогда я был абсолютно прав. Этот случай описан в американских учебниках, психологи изучали наши действия, чтобы преподавать американским военным правила поведения в аналогичных ситуациях. А у нас все постарались забыть. Даже не забыть, а вытереть из истории. Вроде как и не было ничего.

- Вы поэтому ушли с флота?

Я ушел только год назад, отдал морю 37 лет своей жизни. И даже сейчас я без моря не могу.

- А вам важно, какое это море?

Только Черное. Оно самое лучшее. Никакие Египты, Кипры, Турции... Поверьте, я это точно знаю.

- Владимир Иванович, что бы вы пожелали нашей молодежи?

Меня назвали в честь моего дяди. Ему был 21 год, он командовал взводом разведки и погиб под Сумами. Нас воспитало поколение, выигравшее самую страшную войну. Низкий им за это поклон. И с праздником Победы! Но беда в том, что нас не научили помнить. Мы ведь 9 Мая плачем, обнимаемся, поздравляем всех, а уже 12-го плачут ветераны оттого, что их забывают. Мы живем от праздника до праздника, от мая к маю. Поэтому мне хотелось бы, чтобы, во-первых, наши дети ничего не забывали. А во-вторых, были счастливыми. Потому что только счастливый человек может понять, как тяжело досталось ему это счастье...

Схема тарана

Навал СКР «Беззаветный» на крейсер «Йорктаун»

один из эпизодов противостояния двух мировых держав времён Холодной войны, когда провокационные действия одной стороны привели к активному противодействию со стороны другой: два советских боевых корабля - сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6», совершили навал на два американских боевых корабля - ракетный крейсер «Yorktown (CG-48)» и эсминец «Caron (DD-970)»

Описание USS Yorktown (CG 48)

Параметры :

  • Длина: 172 м
  • Ширина: 16 м
  • Водоизмещение: 9600 тонн
  • Запас хода: 6000 миль
  • Скорость: 32 узлов

Вооружение :

  • Орудия: 2 MK.45
  • Торпедные аппараты: 2
  • Ракетные установки: 2 MK41
  • Противо-корабельные комплексы: 8 Гарпун
  • Зенитные установки: 2 Вулкан MK.15; 2 Стандарт
  • Противолодочные комплексы: 2 АСРОК-ВЛА
  • Вертолёты: 1
  • Системы управления огнём: Иджис

Описание "СКР Беззаветный»

СКР «Беззаветный»

Параметры :

  • Длина: 123 м
  • Ширина: 14,2 м
  • Водоизмещение: 3200 тонн
  • Запас хода: 5000 миль
  • Экипаж: 197
  • Скорость: 32,2 узлов

Вооружение:

  • 2 спаренные 76,2-мм артустановки АК-726-МР-105
  • 4 ПУ УРПК-5 «Раструб»
  • 2 х 2 ПУ ЗРК «Оса-МА-2»
  • 2 х 12 реактивных бомбомёта РБУ-6000 «Смерч-2»
  • 2 х 4 533-мм торпедных аппарата ЧТА-53-1135
  • до 16 морских мин

Описание USS Caron (DD-970)

USS Caron (DD-970)

Параметры

  • Длина: 171 м
  • Ширина: 17,6 м
  • Водоизмещение: 8040 тонн
  • Осадка: 8,8 м
  • Экипаж: 295
  • Скорость: 32 узлов

Вооружение

  • Орудия: 2 MK.45
  • Торпедные аппараты: 6 324mm Mk 32
  • Ракетные установки: 2 MK41
  • Противо-корабельные комплексы: Гарпун
  • Крылатые ракеты: 2 MK-143 для Томагавк
  • Зенитные установки: 2 MK-29 для Морской Воробей; 2 Вулкан MK.15
  • Противолодочные комплексы: 1 АСРОК-ВЛА
  • Вертолёты: 2

Радиолокационное оборудование

  • Сонар: SQS-53B Sonar SQR-19 Tactical Towed Array Sonar
  • Локатор/Радар: SPS-40E,SPS-55
  • Системы управления огнём: SPG-60

Описание СКР-6

Параметры

  • Длина, 82,4 м
  • Ширина, 9,1 м
  • Водоизмещение полное, 1140 т
  • Водоизмещение нормальное, 960 т
  • Осадка, 3 м
  • Скорость полного хода с ГТУ, 32 узлов
  • Скорость полного хода с дизелями, узлов 20
  • Скорость хода экономическая, узлов 14
  • Мощность ГТУ, 2 x 18000 л.с.
  • Мощность дизельной установки, 2 x 6000 л.с.
  • Дальность плавания, миль 2000
  • Экипаж, чел. 96

Вооружение

  • 2x2 76-мм артустановки АК-726
  • 2x5 400-мм торпедных аппарата
  • 2x12 реактивных бомбомёта РБУ-6000 (120 РГБ-60)

Насколько большая разница в размере может увидеть даже не опытный наблюдатель.

Предыстория

Такой случай был уникальный в черноморским флоте и американских ВМС. Этот эпизод до сих пор рассматривают в военных морских училищах. В период 80-х годов XX века знаменовался для Советского Союза нарастанием экономического и политического кризисов, что не могло не отразиться и на международном положении страны. СССР всё дальше отходил от статуса мощной мировой державы, оплота мирового социализма, способной успешно противостоять остальному капиталистическому миру.

В частности, это отразилось на увеличении количества провокационных действий со стороны основного «вероятного противника» - США.

Питательной средой для подобных провокаций, кроме всего прочего, являлся вопрос об определении границы территориальных вод, а именно: линии, от которой следует вести отсчёт 12-мильной зоны территориальных вод. В США утверждали, что отсчёт следует вести от каждой точки береговой линии. В Советском Союзе придерживались принципа так называемой «базисной линии»: например, при определении зоны территориальных вод в заливах расстояние до границы отсчитывались не от береговой черты, а от линии, соединяющей входные мысы заливов.

Навал «СКР-6» на эсминец «Кэрон»

Дополнительным фактором, который использовался при провокациях, являлось то, что Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS III), подписанная СССР в 1982 году, оговаривала возможный мирный проход (innocent passage) боевых кораблей с оружием на борту через отдельные участки территориальных вод прибрежных государств. Это допускалось в исключительных случаях, с целью сокращения пути и обязательным соблюдением ряда условий: не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения.

В прилегающих к территории СССР водах было несколько районов со спорной линией демаркации государственной границы. Один из таких районов находился у побережья Крыма с координатами 44° с.ш. и 33° в.д. В достаточной близости от него на берегу был расположен ряд важных стратегических объектов: в Саках находился наземный испытательный тренажёр корабельной авиации (НИТКА), на котором осуществлялась подготовка лётчиков будущей авиагруппы авианосца «Леонид Брежнев» («Адмирал флота Кузнецов»), а в Форосе достраивался комплекс дач ЦК КПСС, оснащаемый соответствующей системой правительственной связи.

13 марта 1986 года крейсер «Йорктаун» (USS CG 48 Yorktown) и эсминец «Кэрон» (USS DD-970 Caron) вошли в территориальные воды у южного побережья Крыма на 6 миль (примерно 10 км). Причем американские корабли следовали с работающими радиолокационными станциями и другими радиоэлектронными средствами, что означало выполнение ими разведывательных задач. После этого случая Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Чернавин обратился к министру обороны маршалу Соколову с планом активного противодействия подобным провокациям.

На основе этого плана маршал Соколов летом 1986 г. сделал специальный доклад в Центральный Комитет КПСС, подробно рассказав «о мерах в случае очередных нарушений американскими кораблями территориальных вод на Чёрном море». В докладе предлагалось активно сковывать действия кораблей-нарушителей вплоть до навала бортом на них и вытеснения из территориальных вод страны. После этого адмирала Чернавина пригласили на Совет обороны страны, проводившийся под председательством Михаила Горбачёва. В присутствии Горбачева, председателя КГБ Чебрикова, министра иностранных дел Шеварднадзе, премьера Рыжкова, министра обороны, начальника Генштаба и главкомов всех родов войск, адмирал подробно рассказал о существе проблемы и о своей идее навала, приведя пример с танками, более понятный сухопутным военачальникам. Горбачёв одобрил идею, заодно порекомендовав при этом «подобрать корабли покрепче». Он также попросил Чернавина заранее предусмотреть все меры, исключающие жертвы среди личного состава кораблей.

Прямым следствием этого совещания стала специальная директива Главнокомандующего ВМФ командующим флотами на Севере, Тихом океане и на Чёрном море на вытеснение иностранных кораблей-нарушителей.

События 12 февраля

В начале февраля 1988 г. стало известно о предстоящем заходе в Чёрное море крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» из состава 6-го флота США. Чернавин отдал командующему ЧФ адмиралу Хронопуло приказ действовать в соответствии с полученной ранее директивой.

Так как Хронопуло в то время находился в Москве, непосредственным руководителем операции по вытеснению стал начальник штаба ЧФ вице-адмирал Селиванов. Выполнение задачи было возложено на командира СКР «Беззаветный» капитана 2 ранга Богдашина и командира «СКР-6» капитана 3 ранга Петрова. Кроме того, для сопровождения американских кораблей были направлены пограничный СКР «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Всей группой кораблей командовал начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев.

Советские корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Американцы прошли территориальные воды Болгарии, затем территориальные воды Румынии, далее отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и в течение двух суток находились там.

12 февраля командный пункт ЧФ примерно в 9.45 получил доклад Михеева: «Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль». Селиванов приказал Михееву передать на американские корабли: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана». Американцы ответили: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же». Тогда Михеев получил указание занять позиции для вытеснения.

В 10.45 «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. Пограничный СКР «Измаил» поднял сигнал: «Вы нарушили границу территориальных вод СССР», а «Беззаветный», «СКР-6» и «Ямал» начали манёвр на сближение с американцами. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу.

В 11.02 «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В то же время «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему леера, порвал обшивку борта и разбил шлюпку. Командир «Ямала» тоже производил опасное сближение с «Кэроном», но без столкновения.

После удара «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же ещё и увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу.

Во время второго удара высокий форштевень «Беззаветного» влез на вертолетную палубу «Йорктауна» (при этом корма советского корабля оказалась на срезе уровня воды) и с креном на левый борт стал сползать в сторону крейсерского юта. При этом сторожевик снёс леерное ограждение крейсера, разломал его командирский катер и пусковую установку ПКР «Гарпун». В результате столкновения на «Йорктауне» начался пожар. «Беззаветный» отошёл от «Йорктауна», но предупредил, что повторит навал, если американские корабли не покинут территориальные воды. Однако вместо этого эсминец «Кэрон» пошёл на сближение с «Беззаветным», и оба американских корабля на сходящихся курсах стали как бы сжимать в клещи оказавшийся между ними сторожевик. В ответ Михеев приказал демонстративно зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца.

Американские корабли прекратили сближение, но на «Йорктауне» стали готовить к взлёту палубные вертолёты. Селиванов приказал Михееву передать американцам: «Вертолеты в случае их подъёма в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза», и дал указание направить в район инцидента авиацию флота. После появления над американскими кораблями двух Ми-24 вертолёты «Йорктауна» закатили обратно в ангар. Американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф. Таран был неожиданно для противника, причем с большими повреждениями для американцких ВМС. Развернулись и в срочном порядке покинули акватории черного моря.

После случившегося «Йорктаун» несколько месяцев стоял в ремонте. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, что нанесло моральный ущерб престижу американского флота.[источник не указан 21 день]

Богдашин был награждён орденом Красной Звезды, и в 1991 году принял должность командира крейсера «Москва» - флагмана ЧФ СССР. После инцидента СКР «Беззаветный» около месяца находился в ремонте, после чего продолжил службу. 14 июля 1997 года экипаж корабля был расформирован. 1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины.

«СКР-6» был списан в 1990 году.

Мнение американской стороны о событиях 12 февраля 1988 года

В 1992 году в официальном издании военного ведомства США «Военное правовое обозрение» (англ. Dept. Army pamphlet MILITARY LAW REVIEW, winter 1992) была опубликована статья, упоминающая инцидент в Чёрном море 12.02.1988 г.

Согласно этому источнику, в 1982 году СССР принял Закон о Государственной границе СССР и ряд подзаконных актов, которыми советской стороной были введены ограничения на свободный проход иностранных военных кораблей в пяти зонах территориальных вод СССР (в Балтийском, Охотском, Японском и Чёрном морях). США считали, что введение данных ограничений являются нарушением международных законов и, в частности, Конвенции о свободном мореходстве.

12 февраля 1988 года крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» получили указание Пентагона проследовать через закрытый советской стороной для свободного прохода район в территориальных водах СССР вблизи Крымского полуострова. Целью этой акции была «демонстрация не провокационного использования права свободного прохода» (англ. to manifest a non provocative exercise of the right of innocent passage).

Согласно источнику, первым в ордере шёл «Кэрон», за ним «Йорктаун». После обмена радиограммами, по указанию советского командования, СКР-6 совершил навал на «Кэрон», и через три минуты «Беззаветный» совершил навал на «Йорктаун». Однако американские корабли всё равно продолжали следовать своим курсом и завершили проход через советские территориальные воды.

США считают, что проход американских военных кораблей через советские территориальные воды 12 февраля 1988 был законной реализацией права свободного прохода (англ. the transits of the Caron and the Yorktown were valid exercises of the right of innocent passage). В то же время Ричард Армитидж, советник министра обороны США по международной безопасности (Assistant Secretary of Defense for International Security Affairs), считал, что подобные проходы «с оперативной точки зрения не являются необходимыми» (англ. from an operational standpoint, the transits were not necessary)

История о том, как сторожевик "Беззаветный" вытолкал из советских территориальных вод американский крейсер "Йорктаун". Удивительно, но эту историю, произошедшую 12 февраля 1988 года в Черном море, наши кинорежиссеры и сценаристы до сих пор обходят стороной. Хотя и сочинять ничего не надо — сценарий написала сама жизнь.


В нем есть все признаки остросюжетного фильма: и динамичная погоня, и накал страстей. И главное — подвиг советских моряков со сторожевиков «Беззаветный» и СКР-6, которые в тот день отвесили смачную оплеуху двум кораблям ВМС США, нагло нарушившим госграницу СССР. Отвесили так, что янки еще долго с опаской заходили в Черное море!

О некоторых неизвестных подробностях инцидента «Звезде» рассказал контр-адмирал Владимир Богдашин. В 1988 году он командовал «Беззаветным».

Старые счеты

За сутки до описываемых событий «Беззаветный» под командованием тогда еще капитана 2 ранга Владимира Богдашина вернулся в Севастополь из Средиземного моря, где почти полгода нес боевую службу. Выгрузили часть боезапаса, треть экипажа отправилась в отпуск. Сам Богдашин собирался встретиться с ветеранами… Приказ из штаба флота выйти в 6 утра в море стал для всех полной неожиданностью.

Необходимо было встретить у Босфора два американских корабля: крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон». С ними у моряков-черноморцев были старые счеты…

«Дело в том, что за два года до того эти корабли уже входили в Черное море, — вспоминает Владимир Иванович. — И повели себя достаточно нагло. Политики тогда говорили о сближении США и СССР, а в это время американские военные изо всех сил старались показать, кто в доме новый хозяин. В первый раз они на несколько миль вторглись в наши территориальные воды. И ничего им за это не было. Никто ведь не понимал, как вести себя в отношении тех, кого Горбачев только что назвал нашими новыми «партнерами»»…

Продемонстрировав флаг, американцы тогда гордо ушли. Но осадочек остался, прощать подобное советские моряки больше не собирались…

Помогли «Герои Шипки»

«Мы вышли в море неполным экипажем, — продолжает Богдашин. — Даже без части офицеров, все инструкции я получал уже в море. К вечеру подошли к Турции и стали ждать. Еще один сторожевик — СКР-6 вышел из Болгарии и присоединился к нам. Было понятно, что американцы снова затевают провокацию: они шли в полном радиомолчании. Попробуй пойми, какие из сотен точек на локаторе наши «клиенты»? К тому же их прикрывал густой туман»…

Обнаружить корабли США помогли гражданские моряки с советского парома «Герои Шипки». Они как раз проходили Босфор, их и попросили поглядеть за американцами. Они просьбу выполнили и дали точные координаты. Дальнейшее было делом техники: «Беззаветный» и СКР-6 встретили «Йорктаун» и «Кэрон» и начали сопровождение. Корабли, как и два года назад, шли прямо на Севастополь…

Таран в американских кораблей Чёрном море. 1988 г .

«Первый удар был легким…»

«Когда подошли ближе к нашим водам, мы их стали предупреждать: «Ваш курс ведет в советские территориальные воды! Измените курс», — продолжает Владимир Богдашин. — Но слушать нас они и не думали. Все время отвечали: «Мы ничего не нарушаем». До определенной черты так и было. А в советских водах американцев поджидало еще вспомогательное судно «Донбасс», оно в случае нарушения тоже должно было навалиться на незваных гостей. «Донбасс» выбирали не случайно — у него был мощный ледовый пояс корпуса. Мы надеялись, что подчиненные дяди Сэма одумаются. Но они шли, не сбавляя хода».

Первым госграницу СССР пересек «Кэрон». На его перехват пошел СКР-6. Он должен был совершить «навал» — идя параллельным курсом, оттирать, теснить соперника, навалиться на его борт массой своего корабля и вынудить сменить курс. Однако навал СКР-6 оказался как слону дробина: американский крейсер был раз в пять больше, наш сторожевик просто отбросило.

Следом в советские воды вошел «Йорк таун». «Донбасс» тоже было приготовился к навалу, однако отстал. И тогда капитан 2 ранга Богдашин ускорил ход «Беззаветного» и пошел на стремительное сближение с крейсером… Он понимал: обстоятельства требуют самых решительных действий.

«Первый удар был относительно легким, — вспоминает Богдашин. — Своим правым бортом мы на скорости соприкоснулись с левым бортом «Йорктауна». Это был скользящий удар, мы снесли американцам трап в районе ходового мостика. С берега нам приказали отойти и продолжить наблюдение, однако сделать я этого уже не мог…

«Снесли вертолетную площадку, ракеты…»

Владимир Иванович подходит к картине, на которой народный художник Крыма Андрей Лубянов изобразил тот самый легендарный «навал Богдашина», и показывает, почему второй удар был неотвратимым: «После соприкосновения корабль стало разворачивать влево. Была опасность удариться своей кормой о корму «Йорктауна». А на нашем «Беззаветном» в кормовой части расположены и приготовлены к стрельбе четыре торпедных аппарата. Торпеды от удара могли сдетонировать. У крейсера торчали тоже готовые к бою четыре установки «Гарпун»»…

И Богдашин в той ситуации принимает единственно верное решение: объявляет экипажу, что корабль идет на таран, берет руль резко вправо и снова бьет «Йорктаун». На этот раз удар был весомее: «Беззаветный» своим носом «запрыгнул» на гостя и пошел крушить все, что находилось у того на корме: те самые «Гарпуны», вертолетную площадку, леерные заграждения…

«Правый якорь (а он 3 тонны весит) у меня был спущен, и он тоже кувыркался по их палубе, — улыбается Владимир Иванович. — В какой-то момент он вошел им в борт, оторвался и улетел в море. После этого нас отбросило друг от друга. Как потом выяснилось, у сторожевика от удара сорвало титановую бульбу (это выпуклая выступающая часть на носу ниже ватерлинии. — Ред.), а двигатели сдвинулись на несколько сантиметров».

«Мичман хотел стащить ракету!»

Захватывающий «бой» продолжался. Эсминец «Кэрон» попробовал прийти на помощь и взять «Беззаветный» в клещи с левого борта. Даже вертолет выкатили на площадку. Однако тут появились еще четыре наших корабля и вертушки, которые, зависнув над морем, четко дали понять: не стоит этого делать. «Гости» намек оценили правильно: свой вертолет загнали обратно, быстро выскочили в нейтральные воды и легли в дрейф. «Беззаветный» последовал за ними.

«Всю ночь с «Йорктауна» летели снопы искр, — вспоминает Владимир Богдашин. — Они срезали покореженный металл и сбрасывали в море. Им же еще Босфор перед турками проходить: очень, видно, не хотелось выглядеть побитыми собаками! У моих ребят глаза просто светились от гордости. Никто из моих ребят не сдрейфил. В отличие от американцев: они, увидев, что я иду на таран, рванули кто куда. А у нас мичман Шморгунов весь «бой» стоял у борта с веревкой — хотел накинуть петлю на один из «Гарпунов» и стащить их ракету! Приказа такого не было, но… Эх, чуть-чуть ему не хватило…».

Схема маневров.

Казнить или миловать?

На том русские и американские моряки расстались: покореженный «Йорк таун» в сопровождении «Кэрона» и группы советских кораблей двинулся обратно к Босфору. А героический «Беззаветный» взял курс на Севастополь. Правда, хеппи-энд выглядел не совсем так, как в кино. Владимира Ивановича за тот подвиг… чуть не наказали!

«Первые слова, которые я услышал от комдива: «Ну, вы даете…» — снова вспоминает Богдашин. — Это было сказано с восхищением… А командующий флотом отругал меня за потерянный якорь. Да и главный штурман всучил пачку документов: изучай, мол, где ты прав. Намекали, что я нарушил Международные правила предупреждения столкновения судов в море… Как будто мы на отдыхе были и яхтами столкнулись… Я же выполнял приказ!».

По телевизору по-прежнему шли кадры встреч советского и американского президентов. Оба улыбались и рассказывали о «новом векторе отношений». Тогдашнее флотское руководство не понимало, как реагировать на подвиг Богдашина: то ли казнить, то ли миловать… А через пару дней командира «Беззаветного» вызвали в Москву.

источник: http://agitpro.su/plata-za-naglost/

"Отрывок Из книги "Тайны Севастополя" Валерия Иванова

Действия боевых кораблей подстраховывало судно ледового класса «Ямал». Ледовый пояс и усиление корпуса сухогруза были значительно мощнее, чем корпуса сторожевых кораблей, но гнаться со скоростью в двадцать узлов за новейшим американским крейсером «Ямал» не мог.
Силу таранных ударов «Беззаветного» осознали позднее. В месте касания СКРа образовались трещины в 80 и 120 мм, в районе прохождения корабельных трасс возникла небольшая пробоина, несколько внушительных вмятин получила и носовая титановая бульба. Уже в заводских условиях было обнаружено смещение четырёх двигателей и муфт.
На «Йорктауне» в районе средней надстройки, по-видимому, возник пожар, американцы в противопожарных костюмах спустились, разматывая пожарные рукава, с намерениями что-то тушить.
«Беззаветный» ещё некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал «круг почёта» вокруг «Йорктауна» и «Кэрона». «Йорктаун» казался мёртвым - ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.
Когда до «Кэрона» оставалось около полутора кабельтовых, на палубы и надстройки эсминца высыпал, наверное, весь экипаж корабля. Десятки, сотни фотовспышек сверкали на «Кэроне», провожая «Беззаветный» вот такими фото аплодисментами.
Отсвечивая золотом букв в корме, «Беззаветный» гордо пронесся мимо и, как ни в чём не бывало, взял курс на Севастополь.
Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.
Как ни странно, но и в нашей стране возникли попытки обвинить советских моряков в противоправных действиях, морском разбое и прочее. Делалось это, в основном, в политических целях и в угоду Западу. Серьёзной основы они под собой не имели, и обвинения рассыпались, как карточный домик. Потому что в данном случае флот проявил решительность и просто выполнил возложенные на него функции."

Руководителями и главными "действующими лицами" операции по вытеснению американцев из наших территориальных вод были: адмирал СЕЛИВАНОВ Валентин Егорович (в прошлом командир 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, в то время вице-адмирал, начальник штаба ЧФ, впоследствии начальник Главного штаба ВМФ), вице-адмирал МИХЕЕВ Николай Петрович (в то время капитан 2 ранга, начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ), контр-адмирал БОГДАШИН Владимир Иванович (в то время капитан 2 ранга, командир СКР "Беззаветный"), капитан 2 ранга ПЕТРОВ Анатолий Иванович (в то время капитан 3 ранга, командир "СКР-6").

Вот как они описавают конец операции по выдворению американского крейсера:

"... С подтверждением приказания "Действовать по плану операции" пошли на "навал" крейсера ("СКР-6" — эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера.

На крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР "Беззаветного". После этого Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, — после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки, — высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", — казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.
Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок".
Валентин Селиванов. Через некоторое время получаю доклад от Михеева: "Эсминец "Кэрон" отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется". Морякам понятно, что значит "пеленг не меняется", — то есть идет на столкновение. Передаю Михееву: "Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть "Кэрон" его таранит".
Николай Михеев. Но "Кэрон" подошел к нам на расстояние 50-60 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Далее американцы начали на сходящихся курсах как бы зажимать СКР "Беззаветный" в клещи. Приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами (американцы это видели) и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца (правда, обе установки РБУ действуют в боевом режиме только синхронно, но американцы этого не знали). Вроде подействовало, — американские корабли отвернули.
В это время на крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. Доложил на КП флота, что американцы готовят вертолетами нам какую-то пакость.
Валентин Селиванов. На доклад Михеева передаю ему: "Сообщите американцам — вертолеты в случае их подъема в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза" (корабли находились в наших терводах). Одновременно передал приказание на КП авиации флота: "Поднять в воздух дежурную пару штурмовиков! Задача: барражирование над вторгнувшимися в терводы американскими кораблями с целью воспрепятствования подъему их палубных вертолетов в воздух". Но ОД авиации докладывает: "В близлежащем к мысу Сарыч районе отрабатывает задачи группа десантных вертолетов. Предлагаю вместо штурмовиков выслать пару вертолетов, — это намного быстрее, к тому же они задачу "противодействия взлету" выполнят более эффективно и наглядно". Утверждаю это предложение и сообщаю Михееву о направлении в район наших вертолетов. Вскоре получаю доклад ОД авиации: "Пара вертолетов Ми-26 в воздухе, следуют в район".
Николай Михеев. Передал американцам, что будет с вертолетами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало, — вижу лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, — вид внушительный. Это видимо подействовало, — американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.
Валентин Селиванов. Дальше поступило приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны потребовал разобраться и доложить об этом происшествии" (флотские наши остряки потом изощрялись: доложить с перечнем лиц, подлежащих снятию с должностей и разжалованию). Мы представили по инстанции подробный доклад, как все происходило. Буквально через пару часов поступает еще одно приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны требует представить отличившихся к поощрению" (наш остряки и здесь нашлись: перечень лиц на разжалование заменить реестром фигурантов на награждение). Ну, вроде отлегло у всех от сердца, напряжение спало, все мы с расчетом КП флота вроде успокоились.
На следующий день американцы, не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Черного моря. Опять же, под неусыпным контролем новой корабельной группы наших кораблей. Еще через сутки "побитые" корабли доблестного 6 Флота ВМС США покинули негостеприимное для них в этот вояж Черное море.
Владимир Богдашин на следующий день по приказанию Главкома ВМФ вылетел со всеми документами в Москву для доклада командованию ВМФ и руководству Генштаба всех подробностей происшествия.
Владимир Богдашин. В Москве меня встретили офицеры ОУ ГШ ВМФ и доставили прямо в Генштаб. В лифте поднимались наверх вместе с генерал-полковником В.Н. Лобовым. Он, узнав кто я такой, сказал: "Молодец, сынок! Моряки не подвели нас после этого Руста. Все правильно сделали!". Потом я все доложил офицерам Генштаба, пояснил схемы маневрирования и фотодокументы. Затем пришлось все снова рассказывать и объяснять группе собранных журналистов. Далее меня "забрал" корреспондент военного отдела газеты "Правда" капитан 1 ранга Александр Горохов и отвез в редакцию, где пришлось все повторить. В выпуске газеты за 14.02.1988 г. вышла его статья "Что им надо у наших берегов? Недопустимые действия ВМС США" с кратким описанием наших "подвигов".
Материал подготовил Владимир Заборский, капитан 1 ранга"