Как взлетает ракета: космонавтика простыми словами. Как летают ракеты

мы разбирали важнейший компонент полета в глубокий космос – гравитационный маневр. Но в силу своей сложности такой проект, как космический полет, всегда можно разложить на большой ряд технологий и изобретений, которые делают его возможным. Таблица Менделеева, линейная алгебра, расчеты Циолковского, сопромат и еще целые области науки внесли свою лепту в первый, да и все последующие полеты человека в космос. В сегодняшней статье мы расскажем, как и кому пришла в голову идея космической ракеты, из чего она состоит и как из чертежей и расчетов ракеты превратились в средство доставки людей и грузов в космос.

Краткая история ракет

Общий принцип реактивного полета, который лег в основу всех ракет, прост - от тела отделяется какая-то часть, приводящая все остальное в движение.

Кто первым реализовал этот принцип – неизвестно, но различные догадки и домыслы доводят генеалогию ракетостроения аж до Архимеда. Доподлинно о первых подобных изобретениях известно, что ими активно пользовались китайцы, которые заряжали их порохом и за счет взрыва запускали в небо. Таким образом они создали первые твердотопливные ракеты. Большой интерес к ракетам появился у европейских правительств в начале

Второй ракетный бум

Ракеты ждали своего часа и дождались: в 1920-х годах начался второй ракетный бум, и связан он в первую очередь с двумя именами.

Константин Эдуардович Циолковский - ученый-самоучка из Рязанской губернии, невзирая на трудности и препятствия, сам дошел до многих открытий, без которых невозможно было бы даже говорить о космосе. Идея использования жидкого топлива, формула Циолковского, которая рассчитывает необходимую для полета скорость, исходя из соотношения конечной и начальной масс, многоступенчатая ракета - все это его заслуга. Во многом под влиянием его трудов создавалось и оформлялось отечественное ракетостроение. В Советском Союзе начали стихийно возникать общества и кружки по изучению реактивного движения, в числе которых ГИРД - группа изучения реактивного движения, а в 1933 году под патронажем властей появился Реактивный институт.

Константин Эдуардович Циолковский.
Источник: Wikimedia.org

Второй герой ракетной гонки - немецкий физик Вернер фон Браун. Браун имел отличное образование и живой ум, а после знакомства с другим светилом мирового ракетостроения, Генрихом Обертом, он решил приложить все свои силы к созданию и усовершенствованию ракет. В годы Второй Мировой фон Браун фактически стал отцом «оружия возмездия» Рейха - ракеты «Фау-2», которую немцы начали применять на поле боя в 1944 году. «Крылатый ужас», как называли её в прессе, принес разрушение многим английским городам, но, к счастью, на тот момент крах нацизма был уже делом времени. Вернер фон Браун вместе со своим братом решил сдаться в плен к американцам, и, как показала история, это был счастливый билет не только и не столько для ученых, сколько для самих американцев. С 1955 года Браун работает на американское правительство, и его изобретения ложатся в основу космической программы США.

Но вернемся в 1930-е. Советское правительство по достоинству оценило рвение энтузиастов на пути к космосу и решило употребить его в своих интересах. В годы войны себя отлично показала «Катюша» - система залпового огня, которая стреляла реактивными ракетами. Это было во многом инновационное оружие: «Катюша» на базе легкого грузовика «Студебеккер» приезжала, разворачивалась, обстреливала сектор и уезжала, не давая немцам опомниться.

Окончание войны подкинуло нашему руководству новую задачу: американцы продемонстрировали миру всю мощь ядерной бомбы, и стало совершенно очевидно, что на статус сверхдержавы может претендовать только тот, у кого есть нечто похожее. Но здесь была проблема. Дело в том, что, помимо самой бомбы, нам нужны были средства доставки, которые бы смогли обойти ПВО США. Самолеты для этого не годились. И СССР решил сделать ставку на ракеты.

Константин Эдуардович Циолковский умер в 1935 году, но ему на смену пришло целое поколение молодых ученых, которое и отправило человека в космос. Среди этих ученых был Сергей Павлович Королев, которому суждено было стать «козырем» Советов в космической гонке.

СССР принялся за создание своей межконтинентальной ракеты со всем усердием: были организованы институты, собраны лучшие ученые, в подмосковных Подлипках создается НИИ по ракетному вооружению, и работа кипит вовсю.

Только колоссальное напряжение сил, средств и умов позволило Советскому Союзу в кратчайшие сроки построить свою ракету, которую назвали Р-7. Именно её модификации вывели в космос «Спутник» и Юрия Гагарина, именно Сергей Королев и его соратники дали старт космической эре человечества. Но из чего состоит космическая ракета?

Конструкция ракеты

Схема двухступенчатой ракеты.

Ракеты поднимаются в космическое пространство за счет сжигания жидких или твердых топлив. После воспламенения в высокопрочных камерах сгорания эти топлива, обычно состоящие из горючего и окислителя, выделяют огромное количество тепла, создавая очень высокое давление, под действием которого продукты сгорания движутся в сторону земной поверхности через расширяющиеся сопла.

Так как продукты сгорания истекают из сопел вниз, ракета поднимается вверх. Это явление объясняется третьим законом Ньютона, в соответствии с которым для каждого действия существует равное по величине и противоположное по направлению противодействие. Поскольку двигателями на жидком топливе легче управлять, чем твердотопливными, их обычно используют в космических ракетах, в частности, в показанной на рисунке слева ракете Сатурн-5. Эта трехступенчатая ракета сжигает тысячи тонн жидкого водорода и кислорода для вывода космического корабля на орбиту.

Для быстрого подъема вверх тяга ракеты должна превышать ее вес примерно на 30 процентов. При этом, если космический корабль должен выйти на околоземную орбиту, он должен развить скорость около 8 километров в секунду. Тяга ракет может доходить до нескольких тысяч тонн.

  1. Пять двигателей первой ступени поднимают ракету на высоту 50-80 километров. После того как топливо первой ступени будет израсходовано, она отделится и включатся двигатели второй ступени.
  2. Примерно через 12 минут после старта вторая ступень доставляет ракету на высоту более 160 километров, после чего отделяется с пустыми баками. Также отделяется ракета аварийного спасения.
  3. Разгоняемая единственным двигателем третьей ступени, ракета переводит космический корабль «Аполлон» на временную околоземную орбиту, высотой около 320 километров. После непродолжительного перерыва двигатели включаются снова, увеличивая скорость космического корабля примерно до 11 километров в секунду и направляя его в сторону Луны.


Двигатель F-1 первой ступени сжигает топливо и выводит продукты сгорания в окружающую среду.

После запуска на орбиту космический корабль «Аполлон» получает разгонный импульс в сторону Луны. Затем третья ступень отделяется и космический корабль, состоящий из командного и лунного модулей, выходит на 100-километровую орбиту вокруг Луны, после чего лунный модуль совершает посадку. Доставив побывавших на Луне космонавтов на командный модуль, лунный модуль отделяется и прекращает свое функционирование.

Взлетом космической ракеты сейчас можно полюбоваться и по телевизору, и в кино. Ракета вертикально стоит на бетонном стартовом столе. По команде из пункта управления включаются двигатели, мы видим загорающееся внизу пламя, мы слышим нарастающий рев. И вот ракета в клубах дыма отрывается от Земли и сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее устремляется вверх. Через минуту она уже на такой высоте, куда не могут подняться самолеты, а еще через минуту - Космосе, в околоземном безвоздушном пространстве.

Двигатели ракеты называются реактивными. Почему? Потому что в таких двигателях сила тяги является силой реакции (противодействия) силе, которая отбрасывает в противоположную сторону струю раскаленных газов, получаемых от сгорания топлива в специальной камере. Как известно, согласно третьему закону Ньютона сила этого противодействия равна силе действия. То есть, сила, поднимающая ракету в космическое пространство равна силе, которую развивают раскаленные газы, вырывающиеся из сопла ракеты. Если Вам кажется невероятным, что газ, которому положено быть бесплотным, забрасывает на космическую орбиту тяжеленную ракету, вспомните о том, что сжатый в резиновых баллонах воздух успешно поддерживает не только велосипедиста, но и тяжелые самосвалы. Раскаленный добела газ, вырывающийся из сопла ракеты - тоже полон силы и энергии. Настолько, что после каждого старта ракеты стартовый стол ремонтируют, добавляя выбитый огненным вихрем бетон.

Третий закон Ньютона можно сформулировать иначе, как закон сохранения импульса. Импульсом называется произведение массы на скорость. В терминах закона сохранения импульса старт ракеты можно описать так.
Первоначально импульс космической ракеты, покоящейся на стартовой площадке, был равен нулю (Большая масса ракеты, умноженная на нулевую ее скорость). Но вот включен двигатель. Топливо сгорает, образуя огромное количество газообразных продуктов сгорания. Они имеют высокую температуру и с высокой скоростью истекают из сопла ракеты в одну сторону, вниз. Это создает вектор импульса, направленный вниз, величина которого равна массе истекающего газа, умноженного на скорость этого газа. Однако, в силу закона сохранения импульса, суммарный импульс космической ракеты относительно стартовой площадки должен быть по-прежнему равен нулю. Поэтому тут же возникает вектор импульса, направленный вверх, уравновешивающий систему «ракета - отбрасываемые газы». За счет чего возникнет этот вектор? За счет того, что стоящая до тех пор неподвижно ракета начнет движение вверх. Импульс, направленный вверх, будет равен массе ракеты, умноженной на ее скорость.

Если двигатели ракеты мощные, ракета очень быстро набирает скорость, достаточную для того, чтобы вывести космический корабль на околоземную орбиту. Эта скорость называется первой космической скоростью и равна приблизительно 8 километрам в секунду.

Мощность двигателя ракеты определяется в первую очередь тем, какое топливо сгорает в двигателях ракеты. Чем выше температура сгорания топлива, тем мощнее двигатель. В самых ранних советских ракетных двигателях топливом был керосин, а окислителем - азотная кислота. Сейчас в ракетах используется более активные (и более ядовитые) смеси. Топливом в современных американских ракетных двигателях является смесь кислорода и водорода. Кислородно-водородная смесь очень взрывоопасна, но при сгорании выделяет огромное количество энергии.

В 1738 г. швейцарский ученый Данииил Бернулли вывел , названный его именем. Согласно этому при возрастании скорости потока жидкости или газа статическое давление в них падает и наоборот, при снижении скорости – возрастает.

В 1904 году ученый Н.Е. Жуковский разработал теорему о подъемной силе, действующей на тело, обтекаемое плоскопараллельным потоком газа или жидкости. Согласно этой теореме, на тело (крыло), находящееся в движущейся жидкостной или газовой среде, действует подъемная сила, которой зависит от параметров среды и тела. Главным результатом работы Жуковского стала коэффициента подъемной силы.

Подъемная сила

Профиль крыла несимметричен, верхняя его часть является более выпуклой, чем нижняя. При движении самолета скорость воздушного потока, проходящего сверху крыла, оказывается выше скорости потока, проходящего снизу. В результате этого (по теореме Бернулли) давление воздуха под крылом самолета становится выше давления над крылом. Вследствие разности этих давлений возникает подъемная сила (Y), толкающая крыло вверх. Ее значение равно:
Y = Cy*p*V²*S/2, где:
- Cy – коэффициент подъемной силы;
- p – плотность среды (воздуха) в кг/м³;
- S – площадь в м²;
- V – скорость потока в м/с.

Под действием разных сил

На , движущийся в воздушном пространстве, несколько сил:
- сила тяги двигателя (винтового или реактивного), толкающая самолет вперед;
- лобовое сопротивление, направленное назад;
- сила притяжения Земли (вес самолета), устремленная вниз;
- подъемная сила, толкающая самолет вверх.

Значение подъемной силы и лобового сопротивления зависит от формы крыла, угла атаки (угла, под которым поток встречает крыло) и от плотности воздушного потока. Последняя в свою очередь зависит от скорости и от атмосферного давления воздуха.

При разгоне самолета и увеличении его скорости, подъемная сила возрастает. Как только она превышает вес самолета, он взлетает вверх. При горизонтальном движении самолета с постоянной скоростью все силы являются уравновешенными, их результирующая (суммарная сила) равна нулю.
Форма крыла подбирается такой, чтобы лобовое сопротивление было как можно меньше, а подъемная сила – как можно больше. Подъемную силу можно увеличивать, повышая скорость движения и площадь крыльев. Чем выше скорость движения, тем меньшей может быть площадь крыльев и наоборот.

Видео по теме

Полезный совет

Теорема Н.Е. Жуковского известна также под именем теоремы Кутта-Жуковского. Это вызвано тем, что параллельно с русским ученым исследованиями по изучению подъемной силы занимался и немецкий ученый Мартин Кутт.

О существовании подъемной силы ученые и исследователи знали и до открытия теоремы Жуковского. Однако ее природа объяснялась по иному – как следствие ударения о тело частиц воздуха по теории Ньютона. С учетом этого была даже разработана формула расчета подъемной силы, однако ее применение давало заниженное значение подъемной силы.

Источники:

  • Гидродинамика и аэродинамика. Подъемная сила крыла и полет самолета.
  • почему летают самолеты

Почти сразу после своего появления ракеты стали использоваться в военном деле. Эволюция в военном ракетостроении привела к появлению мощнейших комплексов, оснащенных ракетами сверхдальнего радиуса действия. В России одними из наиболее эффективных являются ракетные комплексы класса «Тополь».

«Тополь» и «Тополь-М» представляют собой ракетные комплексы стратегического назначения, в которых входят межконтинентальные баллистические ракеты 15Ж58 и 15Ж65 соответственно. Ракеты обоих комплексов имеют по три ступени с твердотопливными двигателями и боевые части, оснащенные ядерными зарядами. Комплекс «Тополь» существует только в подвижном, а «Тополь-М» как в подвижном, так и стационарном (шахтное базирование) вариантах.

Работа ракет комплексов «Тополь» и «Тополь-М» с их запуска. До этого момента ракеты находятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах, исключающих их повреждение, а также случайное загрязнение окружающей среды радиоактивными материалами. Перед пуском ракет подвижных комплексов транспортно-пусковые переводятся в вертикальное положение. При шахтном базировании этого не требуется. Запуск ракет комплексов класса «Тополь» осуществляется путем «минометного старта» - ракета выбрасывается из контейнера пороховым давления, после чего начинается ее разгон двигателями.

Траектория полета ракеты делится на три участка: активный, и атмосферный. На активном участке производится набор скорости и вывод боевой части за пределы атмосферы. В этой фазе последовательно отрабатывают двигатели всех ступеней (после выгорания топлива ступень отделяется). Также на данном этапе ракета осуществляет интенсивное маневрирование для уклонения от противоракет и точного выхода на траекторию. На ракетах комплекса «Тополь» управление курсом осуществляется с помощью решетчатых аэродинамических рулей, установленных на первой ступени. Все ступени ракет «Тополь-М» оснащены поворотными соплами, за счет которых и производится маневрирование.

В начале участка траектории от последней ступени ракеты отделяется головная часть. Она производит маневрирование для затруднения перехвата, нацеливание для максимально точного , а также разбрасывание ложных целей для противодействия системам противоракетной обороны. Для этого головная часть ракет «Тополь» имеет одну двигательную установку. В головных частях ракет комплексов «Тополь-М» содержится несколько десятков корректирующих двигателей, множество активных и ложных целей.

В заключительной фазе от головных частей ракет отделяются боевые блоки. Головная часть , засоряя пространство осколками, которые также выступают в качестве ложных целей. Начинается атмосферный участок траектории. Боевые блоки входят в атмосферу и через 60-100 секунд взрываются в непосредственной близости от целей.

Один из самых привлекательных, хоть и дорогих видов воздушного транспорта – вертолет, которому, в отличие от самолета, не нужна длинная взлетно-посадочная полоса. Частные вертолеты становятся частыми гостями в российском небе, однако перед тем, как садиться за штурвал, необходимо научиться управлять этой сложной машиной.

Инструкция

Чтобы научиться управлять вертолетом хотя бы на уровне пилота-любителя, необходимо прослушать курс теоретических лекций, включающий лекции об аэродинамике, навигационных методиках, знакомство с принципом полета и устройством вертолета. Естественно, не обойтись и без практических занятий. Согласно авиационным правилам, для получения свидетельства пилота-любителя государственного образца нужно иметь 42 летных часа. Такое свидетельство даст вам право управлять вертолетом для собственных нужд, то есть работать пилотом по найму будет нельзя. Свидетельство выдается сроком на два года, по окончании которых его можно продлить, сдав зачеты в квалификационной комиссии.

В России достаточно много организаций имеют лицензии, позволяющие проводить обучение пилотов гражданской авиации. Помимо университетов и институтов, готовящих пилотов для авиаперевозок, обучением занимаются различные авиационные клубы. Например, в Москве есть 5 авиационных клубов и фирм, в которых можно пройти курсы для получения свидетельства пилота. Продолжительность курса составляет порядка четырех месяцев. Подготовка ведется по одному типу вертолета, а чтобы переучиться на другой, потребуется еще около 15-20 учебных часов.

К сожалению, научиться управлять вертолетом – довольно дорогое удовольствие. В зависимости от уровня организации, стоимость полного курса может варьироваться от 500 тысяч рублей до миллиона. Львиную долю этой суммы будет составлять оплата летных часов. Впрочем, за такие деньги некоторые фирмы предоставляют ряд дополнительных услуг, вплоть до заказа инструктора с вертолетом «на дом». Также в этих организациях можно приобрести вертолеты в личное пользование или взять в аренду.

Порой кажется, что время летит быстрее, чем есть на самом деле. Причем, с возрастом это ощущение все усиливается. С самим течением времени все в порядке: стрелки на часах не стали вращаться быстрее, все дело в вашем восприятии.

Счастливые часов не наблюдают

Вы встретились со старым другом в кафе и не успели обсудить и половину из того, что хотели, как уже наступил поздний вечер и пора расходиться по домам. На долгожданном концерте группа, казалось бы, исполнила всего пару композиций, а уже начинает собирать инструменты. Вы пригласили близких на свой день рождения. Прозвучало лишь несколько тостов, а люди уже встают из-за стола. Хорошее настроение ускоряет время. Переживая радостные моменты, люди настолько увлечены происходящим, что не смотрят на часы, не испытывают скуки, а наслаждаются происходящим. Время проходит просто незаметно, ведь вам было не до слежки за ним.

Зловредная рутина

Специалисты заметили забавный эффект: для человека, чьи дни обделены яркими красками и наполнены рутиной, время течет довольно медленно. Такие люди, сидя на рабочем месте, могут зевать, регулярно поглядывая на часы и с нетерпением дожидаться, когда же стрелки покажут шесть, и можно будет пойти домой. Дома они, занимаясь уборкой или готовкой, мечтают о том, чтобы все доделать и поскорее лечь спать. Кажется, что их дни растягиваются, однако позже, когда они будут вспоминать прожитый год, им будет казаться, что тот пролетел в одно мгновение. Причина именно в монотонной жизни и отсутствии важных событий и сильных эмоций: памяти не за что уцепиться, и все дни сливаются в общую серую массу.

Время, вперед!

Многие люди подмечают, что скорость времени для них меняется в зависимости от их возраста. В детстве месяцы тянулись по-черепашьи медленно. Казалось, что четверть никогда не закончится, а три месяца летних каникул были целой жизнью, за которую можно успеть сделать столько всего интересного. С возрастом время шло все быстрее: не успеет начаться декабрь, как приходит Новый Год, отпуск пролетал на одном дыхании, дети вырастали незаметно. Ученые считают, что у таких изменений в скорости течения времени могут быть две причины. Существует версия, что на это влияет так называемый эффект пропорциональности, ведь для десятилетнего ребенка один год – это 10% его жизни, а вот для пятидесятилетнего человека – всего 2%.

Вторая причина кроется в том, что для ребенка каждый день насыщен событиями. Он познает мир, многое для него в новинку, события зачастую вызывают сильные эмоции, в то время как накопленный опыт делает переживания менее интенсивными. Из-за этой разницы в восприятии складывается впечатление, что время для детей и взрослых течет с разной скоростью.

Любая МБР, «Тополь-М» в том числе, имеет скорость в пределах от 6 до 7,9 км/с. Максимальное расстояние, на котором «Тополь-М» может поражать цели, 11 000 км. Склонение и предельную скорость МБР определяют в момент старта, они зависят от заданной цели.

Американская ПРО против «Тополя-М»

Когда генерал-лейтенант Армии США объявил, что первые испытания ракеты-перехватчика, двигатель которой использует кинетическую энергию, завершены, и их планируется взять на вооружение лишь в следующем десятилетии, В.В. Путин прокомментировал это. Он отметил, что данные комплексы ПРО весьма интересны, только эффективны лишь для объектов, которые движутся по баллистической траектории. Для МБР эти перехватчики что есть, что нет.

Летные испытания «Тополь-М» закончились в 2005 году. РВСН уже получили на вооружение грунтовые подвижные ракетные комплексы. США стараются разместить свои средства перехвата как можно ближе к границам РФ. Они считают, что ракеты нужно фиксировать в момент старта и уничтожать еще до того, как отделится боевой блок.

«Тополь-М» имеет три твердотопливных маршевых двигателя, благодаря им он намного быстрее, чем его предшественники, набирает скорость, а это делает его гораздо менее уязвимым. При этом данная МБР может маневрировать не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной, поэтому ее полет абсолютно непредсказуем.

Что такое «Тополь-М»

Современная МБР «Тополь-М» оснащена маневрирующим гиперзвуковым ядерным блоком. У этой крылатой ракеты прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который способен разогнать ее до сверхзвуковой скорости. На следующем этапе включается маршевый двигатель, который обеспечивает МБР крейсерский полет, скорость выше скорости звука в 4 или 5 раз. Когда-то США отказались от разработки подобных ракет, сочтя их слишком дорогими.

Россия прекратила разработку сверхскоростных ракет в 1992 году, но вскоре ее возобновила. Когда пресса обсуждала запуск этой ракеты, то особое внимание было обращено на несвойственное поведение боеголовки с точки зрения законов баллистики. Тогда было высказано предположение, что она оснащена дополнительными двигателями, которые позволяют боеголовке непредсказуемо маневрировать в атмосфере при очень высокой скорости.

Направление полета, как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной менялось очень легко, при этом аппарат не разрушался. Для того чтобы уничтожить такую МБР, необходимо точно рассчитать траекторию ее полета, но сделать это невозможно. Таким образом, благодаря огромной скорости и маневренности «Тополь-М» способен легко обходить современные системы ПРО, даже те, которые сегодня у США только в разработке.

От принятых на вооружение баллистических ракет «Тополь-М» отличается тем, что траекторию полета он может менять самостоятельно, причем в самый последний момент. Ее также можно перенацелить и над вражеской территорией.

У МБР «Тополь-М» боеголовку можно сделать разделяющейся, несущей три заряда, которые будут поражать цели через 100 км после точки разделения. Части боезаряда отделяются через 30-40 секунд. Ни одна разведывательная система не способна зафиксировать ни боевых блоков, ни момента их разделения.

Сразу после запуска в 1957 году в СССР первого искусственного спутника Земли моделисты во всем мире стали строить стендовые модели ракет. Такая модель не летает, а просто украшает интерьер помещения, в котором установлена.

Ракета – средство передвижения человека в воздухе, в атмосфере. Самолеты и другие летательные аппараты также служат для того, чтобы летать. Но они друг от...

Ракета – средство передвижения человека в воздухе, в атмосфере . Самолеты и другие летательные аппараты также служат для того, чтобы летать. Но они друг от друга отличаются. Ракета взлетает, самолеты и аппараты летают. Но законы полета разные. Ракета больше похожа на выпущенный в воздух большой снаряд. Ракета предназначена для полетов в космос. И взлетает она за счет реактивной тяги.

Как движется ракета? За счет реактивной тяги.
Может ли она летать не только в воздухе? Может. Она может лететь даже в вакууме. В космосе воздуха нет, но ракета, тем не менее, летит. И даже лучше, чем в воздухе.

Работает система полета ракеты по закону Ньютона . Газы в двигателе ускоряются, создается тяга, которая создает силу. С помощью этой силы ракета движется. Чтобы двигаться, нужно от чего-то отталкиваться. Когда едет машина или идет человек, они отталкиваются от земной поверхности и снова на нее опускаются. Получается движение вперед, поскольку действует сила тяги Земли. Ракета поднимается в космос, но обратно не опускается. С помощью реактивных газов она отталкивается от Земли, но не возвращается назад, преодолевая силу тяги . Примерно также действуют водные объекты: плавает подводная лодка, кальмар, акула.

Топливо, для того, чтобы ракета взлетела, используют самое разное. Оно может быть жидким и твердым. За счет сжигания топлива ракета поднимается в воздух. После камеры сгорания топлива находятся сопла. Из них извергается сгоревший газ, который поднимает ракету в космос. Поднимающуюся ввысь ракету можно сравнить с извергающимся вулканом. Когда она взлетает в воздух, можно наблюдать большие клубы дыма, запах гари, огонь. Именно как при вулкане или большом взрыве.

Ракета состоит из нескольких ступеней. По ходу ее полета эти ступени отделяются. В самом космосе, уже гораздо легче, летит космический корабль, который выкинул весь лишний груз, то, что было ракетой.

Пример отделения ступеней

Следует отметить то, что самолет в космос вылететь не может. Воздушный шар тоже. Из всех известных средств передвижения по воздуху ракета единственная поднимается в космос и может летать за пределами планеты Земля.

Это интересно: ракета не самый известный летательный аппарат на сегодняшний день. Известно, что в космосе когда-то летали виманы. Принцип полета напоминает полет сегодняшней ракеты. Верхнюю часть ракеты напоминает вимана, но она немного другой формы.

Как и почему взлетает ракета

Для того чтобы увидеть, как взлетает ракета, необходимо посмотреть специальные телевизионные репортажи или отыскать соответствующие видеозаписи в интернете. Стать непосредственными свидетелями взлета и собственными глазами с небольшого расстояния увидеть, куда направляется аппарат, могут лишь отдельные лица, причастные к данному процессу, при этом они должны находиться на территории космодрома.

Как происходит взлет

Стартовать космический аппарат сам по себе не может, для этого ему необходимо получить команду с пункта управления. Ракета находится в вертикальном положении на космодроме, затем двигатели начинают издавать мощный звук. Сначала внизу появляется яркое пламя внушительных размеров, слышен нарастающий гул. Потом эта ракета взлетает наверх: сначала с относительно небольшой скоростью, затем быстрее. С каждой секундой она отдаляется от Земли все дальше, звук при этом становится сильнее.

Довольно скоро космический аппарат располагается на высоте, на которую не в состоянии подняться как гражданские, так и боевые самолеты. На такой высоте летают только аппараты, предназначенные для работы в просторах Вселенной, находящихся вне границ атмосфер небесных тел. Буквально через минуту взлетающий аппарат оказывается в космосе, то есть в безвоздушном пространстве. Далее он продолжает свой путь в зависимости от маршрута, который был намечен на Земле. Этот аппарат, как и ранее, управляется из командного пункта.

Реактивные двигатели

Звук, который издает ракета при взлете, говорит о том, что она оборудована реактивными двигателями. Моторы приводятся в действие силой, которая возникает в результате появления мощной струи раскаленных газов. Эти газы образуются в специальной камере тогда, когда сгорает топливо. Может показаться невероятным, что они обладают способностью запросто выводить на космическую орбиту ракету весом в несколько тонн, при этом характерный звук слышен на достаточно большом расстоянии от места запуска.

Вместе с тем следует иметь в виду, что воздух, содержащийся в камерах велосипедов или автомобилей, успешно выдерживает массу как людей, управляющих двухколесными транспортными средствами, так и водителей машин, а также их пассажиров и грузов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что чересчур раскаленный газ, с огромной силой вырывающийся из сопла ракеты, способен толкать ее наверх с большой скоростью. Практически после каждого запуска ракеты площадка для ее старта, сооруженная с использованием особо прочных материалов, нуждается в ремонте, ведь ракеты не должны взлететь с поврежденной поверхности.

Третий закон Ньютона

Речь идет о законе, под которым подразумевают закон сохранения импульса. Изначально ракета, неподвижно расположенная на стартовой площадке перед запуском, имеет импульс, равный нулю. После включения двигателей нарастает звук, при сгорании топлива образуются газообразные продукты высокой температуры, которые на высокой скорости вырываются из сопла летательного аппарата. Это приводит к созданию вектора импульса, который направлен вниз.

Однако существует закон сохранения импульса, согласно которому суммарный импульс, приобретенный взлетающим аппаратом относительно стартовой площадки, должен по-прежнему равняться нулю. Здесь возникает другой вектор импульса, действие которого направлено на уравновешивание изделия по отношению к уходящим газам. Он появляется за счет того, что космический аппарат, который стоял неподвижно, начинает движение. Импульс, направленный вверх, равняется весу изделия, умноженному на его скорость.

В случае если двигатели ракеты достаточно мощные, она набирает скорость быстро. Данной скорости достаточно, чтобы вывести космический корабль на околоземную орбиту в течение довольно непродолжительного времени. Взлетающий аппарат имеет мощность, которая напрямую зависит от заправленного в него топлива. В советский период ракетные двигатели работали на авиационном керосине. В настоящее время используется более сложная химическая смесь, которая при сгорании выделяет огромное количество энергии.