Как заставить человека забыть. Как забыть ненужную информацию

Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний и удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность.

Римский историк Публий Корнелий Тацит утверждал: «Не во власти человека терять что-то из памяти». По всей видимости, Тацит имел в виду неспособность человека к произвольному забыванию.

Позволим себе не согласиться с древним римлянином. В самом деле, если есть произвольное и непроизвольное запоминание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, то почему считается, что забывание может быть только непроизвольным?

В мнемонике существуют методы, предназначенные для целенаправленного забывания . Совокупность таких методов называется летатехникой . Этимология данного термина (также как и термина « мнемотехника ») уходит к греческой мифологии. Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Лета, забывали о своей земной жизни. Отсюда происходит выражение - кануть в Лету, что означает быть забытым, бесследно исчезнуть.

В каких случаях необходимо произвольное забывание? Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако забывание не является однозначно негативным качеством памяти, поскольку полноценное функционирование мнемонических процессов невозможно без такого процесса.

Летатехнические методы могут быть использованы, по меньшей мере, в двух случаях.

  1. С целью подавления психотравмирующих воспоминаний, особенно тех, которые стали навязчивыми, назойливо повторяющимися.
  2. С целью стирания из памяти информации, которая просто стала ненужной. В частности, при помощи лета-техники можно освобождать мнемонические матрицы от старого, «отработанного» материала для более эффективной «записи» в эту же матрицу новых содержаний.

В первом случае летатехнические методы обретают психотерапевтическую направленность. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний.


1. Подавление

Чаще всего воспоминание о чем-либо неприятном становится обсессивным (болезненно навязчивым) из-за антиципированной тревоги: человек начинает бояться, что психотравмирующие воспоминания вновь начнут «всплывать» из памяти и чем больше он этого боится, тем навязчивее и ярче они становятся.

Для снятия мнемонических обсессий можно использовать упражнение, которое называе тся «горящее письмо». Упражнение выполняется следующим образом:

Человек, обсессивно травмируемый каким-либо воспоминанием (или группой воспоминаний), подробно описывает на бумаге эти воспоминания; их можно представить в виде мысленных картин, движущегося видеоряда или видеофильма (здесь может пригодиться школьный опыт написания «сочинения по картине»). Этот процесс может быть неприятным, но сам он часто производит психотерапевтический эффект: человек не подавляет воспоминания, включая всевозможные защитные механизмы, а, описывая их, освобождается от этих воспоминаний. Затем листок бумаги с воспоминаниями помещается на огнеупорную основу (к примеру, в пепельницу) и поджигается. В этот момент важно смотреть на огонь, видеть, как сгорают переживания, касающиеся тех или иных событий прошлого, как превращаются в пепел и рассыпаются психотравмирующие воспоминания. Все негативное сгорело в пламени! Пепел выброшен в окно и развеян по ветру!

Конечно, такое упражнение не приведет во всех случаях к обязательному элиминированию (удалению) из памяти негативных воспоминаний так, что их будет невозможно вспомнить. Смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет человеку стать хозяином своих воспоминаний . Он может в любой момент перенести их на бумагу и сжечь, а значит, перестает их бояться. Если человек перестает бояться воспоминаний, то они перестают приобретать навязчивую форму и, в конечном итоге вовсе перестают приходить.

Нередко, при хорошо развитом воображении, человек действительно может с помощью «горящего письма» полностью и безвозвратно уничтожить какие-либо нежелательные воспоминания. Огонь магнетически действует на человека, оказывая катарсический, «психоочищающий» эффект. Еще со времен Homo habilis («человека умелого») огонь играл роль первого в человеческой истории психотерапевта: смотря в огонь человек, по сути, проходил психотерапевтический сеанс, освобождаясь от своих тяжелых мыслей и очищаясь от «первобытных стрессов». Если человек способен ярко вообразить, что сгорает не только бумага, но и его воспоминания, то он не сможет их воспроизвести даже при желании. «Я пытаюсь вспомнить, но не могу, вижу только рассыпающийся пепел» - так иногда говорят после выполнения этого упражнения.

Еще одно эффективное упражнение называется « телевизор » . Такое упражнение часто используют в психотерапии. Выполняется оно так:

Человек старается максимально ярко воспроизвести свои негативные переживания, представляя их на экране большого телевизора. Затем он мысленно берет пульт и выключает звук. После этого вновь просматривается исходный «фильм», но уже без звука. Теперь выключается цвет; «фильм» снова просматривается, но в черно-белом режиме. Те же самые манипуляции производятся с контрастом и яркостью. В конце концов, изображение полностью исчезает. Человек хочет просмотреть «фильм» снова, но видит только темный экран. Для усиления эффекта в своем воображении можно вытащить вилку из розетки и выбросить телевизор в окно.

Если травмирующие воспоминания не трагичны, а просто неприятны, то с помощью упражнения «телевизор» можно превратить их в комедию и посмеяться над ними. Там, где есть искренний смех, нет места неврозу. Представьте, что неприятные события, которые когда-то произошли с вами, записаны на видео. В своем воображении можно просмотреть «запись» на большой скорости, пустить ее в обратную сторону, включить замедленный режим, остановить в режиме «стоп-кадр». Попробуйте мысленно наложить на «запись» веселую музыку, ввести в «запись» комичные персонажи. Если вы сможете стать режиссером своих воспоминаний, то вы будете управлять ими, а не они вами.

Данное упражнение также не гарантирует абсолютного забывания, но оно помогает перестать бояться воспоминаний . Устраняя страх перед неприятными воспоминаниями, мы устраняем причину их обсессивных появлений.

2. Удаление

Другая стратегия летатехнических методов направлена на удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность и загромождающей «архив». К примеру, можно освобождать мнемонические матрицы от использованного информационного содержания с тем, чтобы заполнять их новым материалом. Рассмотрим некоторые летатехнические методы, позволяющие это делать.

Один из наиболее простых методов носит название «летатехническая тряпка» .

К примеру, мы заполнили какую-либо мнемоническую матрицу (дорогу, комнату, «алфавит» и т. п.) рядом слов, а точнее - рядом образов, сформированных на основе слов. Стереть эти образы можно обратным по отношению к их созданию способом. Обращаемся к «месту» № 1 матрицы, где находится образ или образная группа. Мысленно берем большую влажную тряпку и стираем этот образ. «Место» № 1 остается, мы продолжаем видеть его во всех подробностях, но оно пустое, свободное и на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Затем мы последовательно, от «места» к «месту» проходим по всей матрице и аналогичным способом стираем все остальные образы. Если какие-либо образы неэтично или нехорошо стирать тряпкой даже мысленно, то тогда как можно ярче представляем, как эти образы исчезают сами собой. Они растворяются как утренний туман, или же просто уходят.

Нужно отметить, что такой метод оказывается неудобным в тех ситуациях, когда мнемонические матрицы достаточно большие. Для последовательного стирания информации с каждого отдельного «места» потребуется слишком много времени и сил. В таки х случаях целесообразно воспользоваться методикой забывания С. В. Шерешевского.

Будучи профессиональным мнемонистом и выступая на эстраде перед публикой с интеллектуальными аттракционами, Соломон Шерешевский был вынужден не только запоминать огромные ряды слов, цифр, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед очередным сеансом. Иногда за один день Шерешевский выступал с несколькими концертами в одном и том же зале, используя одну и ту же матрицу.

Вот как он это делал: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы. Поэтому я мысленно стираю доску и как бы покрываю ее пленкой, которая совершенно непрозрачна и непроницаема. Эту пленку я как бы отнимаю от доски и слышу ее хруст. Когда кончается сеанс, я мысленно снимаю пленку... Я разговариваю, а в это время мои руки как бы комкают эту пленку». Таким образом, Шерешевский стирал информацию сразу со всего пространства мнемонической матрицы, а не с каждого отдельного ее «места».

В тех случаях, когда такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Шерешевский прибегал к парадоксальным на первый взгляд способам летатехники - к записи на бумаге той информации, которая подлежала забыванию : «Для того чтобы запомнить, люди записывают... Мне это было смешно, и я решил по-своему: раз он записал, то ему нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что нет необходимости помнить. .. И я начал применять это в маленьких вещах: в телефонах, в фамилиях, в каких-нибудь поручениях».

Здесь мы находим очень важную мысль: «Если записал, то нет необходимости помнить» . Это одна из причин, по которой большинство людей считают свою память плохой. Стремясь зафиксировать важную для себя информацию, человек как правило не запоминает ее, а записывает. Тем самым, больше записывая, он меньше пользуется своей памятью . Не получая необходимой нагрузки память все меньше и меньше работает, а это прямой путь к ее атрофии. В конечном итоге, человек приходит к выводу, что его память никуда негодна, хотя сам же и загнал себя в этот амнестический тупик.

Доверяйте своей памяти: постарайтесь не пользоваться записными книжками, «нагружайте» память так, чтобы она имела возможность работать, и она никогда вас не подведет. Записывайте что-либо только тогда, когда вам это необходимо забыть!

Процесс освоения мнемонических (равно как и летатехнических) методов протекает в полном соответствии с законами диалектики Гегеля. В какой-то момент количественное накопление навыков произвольного запоминания и произвольного забывания приводит к качественному скачку, к «мнемоническому озарению», позволяющему запоминать и забывать без использования специальных методов, только за счет волевых установок.

Таким образом, для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости, поскольку качество мнемонических процессов обеспечивается взаимосвязью всех четырех функций памяти.


3. Упражнение

Выберите какое-нибудь неприятное воспоминание (для данного упражнения достаточно представить, например, страшный эпизод из фильма ужасов) и мысленно осуществите с ним следующие манипуляции:

Представьте, что Вы видите это событие (или фрагмент фильма) на экране кинотеатра. Измените размер «кадра». Сделайте его формат длинным и узким. Теперь попробуйте максимально увеличить размер. После этого уменьшите изображение до размеров точки.

Верните изображение до исходных размеров. Сделайте его как можно более ярким и цветным. Теперь уменьшите интенсивность цвета до черно-белого. Представьте изображение только в зеленом цвете. Затем - в синем. В оранжевом.

Постарайтесь уменьшить контрастность изображения до полной неразличимости фигур и фона.

Попробуйте «запустить» изображение в обратную сторону. Остановите «кадр». Теперь просмотрите изображение, варьируя скорость просмотра несколько раз от очень высокой до очень медленной.

«Озвучьте» изображение. Сделайте звук максимально громким. Постепенно уменьшайте громкость звука до его полного исчезновения.

Восстанавливаем все исходные параметры изображения: цвет, яркость, контрастность, скорость, звук. Плавно выключаем звук. Останавливаем изображение. Снижаем интенсивность цвета, яркости. Убираем контрастность до полной «размытости». Отключаем изображение. Остается белый экран. Сводим его до размеров белой точки. Точка рассеивается в воздухе как колечко дыма. Воспоминание исчезло...

Иногда мы переживаем события или ситуации, которые потом хотим забыть или хотя бы не вспоминать. Стереть болезненные, неприятные и нежелательные воспоминания не так уж и сложно, если наполнить жизнь новыми эмоциями и научиться подавлять воспоминания из прошлого. Следующие инструкции помогут вам начать жить полноценной жизнью, освобожденной от тяжкого груза воспоминаний.

Шаги

Подавление воспоминаний

  1. Выберите воспоминание, которое хотите забыть. Прежде чем подавлять воспоминание, нужно определить, какое именно воспоминание доставляет вам неудобства. Возможно, это воспоминание причиняет вам эмоциональную боль, к примеру, если оно связано со смертью любимого человека или конкретным моментом расставания с партнером, от чего вам становится грустно. Вспомните следующие детали воспоминания:

    • Люди, присутствовавшие при этом
    • Обстановка воспоминания
    • Ощущения, испытываемые вами на тот момент
    • Эмоциональные чувства, связанные с воспоминанием
  2. Определите, что представляет собой воспоминание, оказавшее на вас такое воздействие. Вспомните конкретные детали, которые вы хотели бы забыть.

    • Пусть вы не в силах забыть о существовании вашей бывшей девушки или бывшего парня, но вы можете забыть конкретные даты, события и чувственные воспоминания. Запах конкретных духов, упоминание места или телевизионного шоу, которое нравилось вашему партнеру – все это может провоцировать неприятные ассоциации. Запишите конкретные детали на листе бумаги.
    • Если в средней школе вы пережили определенные травмирующие события, составьте список людей, которые, к примеру, потешались над вашим именем, конкретных мест, вызывающих у вас грусть, или других чувственных деталей, таких как запах столовой, раздевалки или спортивного зала
  3. Думайте об этих конкретных деталях, занимаясь чем-то приятным. Вы можете принять классические меры к улучшению собственного физического состояния и начать ассоциировать неприятные воспоминания с чем-то хорошим. Создайте стимул удовольствия, думая о том, как над вами потешались в школьные времена, или о душевном дискомфорте, который вы ощущали, когда разошлись с любимым человеком, слушая успокаивающую музыку, принимая ванну с ароматическими свечами или попивая шампанское с апельсиновым соком на пороге дома в летнее время.

    • Ваша задача заключается в том, чтобы сделать болезненные воспоминания менее горькими. Например, вы отказываетесь есть пирог из тыквы, потому что ваши родители разошлись на День Благодарения, но вы не сможете справиться с болезненными воспоминаниями, если не научитесь ассоциировать их с чем-то расслабляющим, приятным и приносящим удовольствие.
    • Помимо этого, некоторые специалисты рекомендуют слушать белые шумы на большой громкости, чтобы заглушить воспоминания, вместо того чтобы ассоциировать их с чем-то приятным. Включите радио на пустую волну с помехами или другие генераторы белого шума и мысленно погрузитесь в болезненные воспоминания.
  4. Сотрите память. Специальные ритуалы также помогают справиться с воспоминаниями. Ритуалы помогают изменить наше представление о вещах и справиться с переживаниями. Мысленно представьте запоминающееся действие, «уничтожающее» воспоминание. Можно представить конкретное воспоминание в виде моментального снимка, который вы поджигаете. Представьте эту картину во всех деталях: края снимка скручиваются от огня и чернеют, после чего рассыпаются, а пламя продвигается к середине снимка, пока он весь не превращается в пепел.

    • Это звучит как дешевый прием, но на самом деле это является символичным действием, которое поможет вам мысленно избавиться от воспоминания, если вы начнете относиться к нему как к тому, что было, но прошло, сгорело.
    • Попробуйте представить все в иной форме. Представьте хулигана, потешавшегося над вами, в виде автомобиля, тонущего в пруду, или товарного поезда, падающего в узкое глубокое ущелье.
  5. Сходите на гипноз. Если вас легко загипнотизировать, то это средство поможет вам в борьбе с нежелательными воспоминаниями. Гипноз вызывает очень расслабленное состояние, в котором люди более восприимчивы к внушению. К сожалению, не всех можно загипнотизировать, и даже у восприимчивых к гипнозу людей наблюдается лишь кратковременный эффект. Если вы хотели бы попробовать это средство, найдите профессионального гипнотизера в вашем регионе. Но будьте готовы к тому, что это далеко не быстрое решение проблемы, и вы не сможете навсегда стереть из памяти неприятные воспоминания.

    Замещение воспоминаний

    1. Найдите увлекательное занятие. Наиболее простой и мудрый способ избавления от прошлых воспоминаний предполагает переживание новых эмоций. Даже если вы не станете делать то, что непосредственно связано с неприятными воспоминаниями, формирование новых воспоминаний поможет вам выбросить прошлое из головы.

      • Заведите новое хобби
      • Читайте много новых книг и смотрите много новых фильмов
      • Поищите новую работу
      • Подумайте о переезде на новую квартиру или в новый дом
    2. Избавьтесь от «раздражающих факторов». Исследования показали, что некоторые объекты или фотографии оказывают стимулирующее воздействие на память. Поэтому в ваших же интересах убрать подальше подобные объекты и фотографии, что поможет вам в борьбе с неприятными воспоминаниями. Чтобы убрать объекты из зоны видимости, необходимо полностью преобразить ваш дом или даже переехать в другой город и начать новую жизнь.

      • Выбросьте вещи вашего бывшего парня, включая фотографии, одежду и даже мебель. Избавьтесь от подарков, которые он подарил вам. Даже если вы испытываете позитивные чувства по поводу какого-нибудь предмета или фотографии, в вашем разуме они переплетаются с воспоминаниями, которые вы пытаетесь забыть.
    3. Наполните разум воспоминаниями, оказывающими на вас похожее воздействие. Исследования показали, что можно удалить воспоминания из памяти путем замещения их новыми. Используйте возможность испытать новые чувства, похожие на те, что вы испытывали раньше, но хотите забыть. Ваш разум начнет переплетать и ассоциировать эти воспоминания, и вы не сможете с точностью вспомнить прошлое, ведь вы замените воспоминания о прошлом совершенно новыми, хоть и похожими переживаниями. Например:

      • Если вы хотите забыть то неудачное путешествие в Сан-Франциско, попробуйте отправиться в похожее путешествие. Посетите Сан-Хосе, Окленд, Пало-Альто, Лос-Анджелес или Санта-Круз. Купите новые футболки, сфотографируйтесь на пляже и посетите новые рестораны в этих городах, чтобы избавиться от воспоминаний о Сан-Франциско.
      • Если вы не можете забыть одеколон бывшего парня, отправьтесь в парфюмерный магазин. Понюхайте все мужские одеколоны, наполнив разум новыми ощущениями и запахами.
      • Ходите на свидания. Общение с новыми людьми поможет создать новые воспоминания и забыть прошлое.
    • Чтобы избавиться от навязчивых мыслей, нужно заменить их другими мыслями и начать думать о чем-то другом, что поможет вам почувствовать себя лучше.
    • Попробуйте закрыть глаза и начать медитировать, представляя все происшедшее с вами с другого ракурса. Например, если вы хотите забыть воспоминание, в котором вы испытывали стыд, во время медитации необходимо представить, что вы находитесь в вашем воспоминании, но ведете себя по-другому, как и должны были себя вести на тот момент.
    • Медитируйте, слушая успокаивающую музыку. Просто сконцентрируйтесь на воспоминании. Скорей всего вам будет сложно сохранять спокойствие, если воспоминание причиняет вам боль, но здесь самое главное успокоиться и не злиться. Через полчаса или около того вы почувствуете, что это воспоминание больше вас не тревожит. Оно больше ничего не значит для вас.
    • В борьбе с воспоминаниями помогает прослушивание аудиокниг и активная концентрация на описываемых событиях. Выберите что-нибудь ненавязчивое, но интересное и способное вас отвлечь. Этот метод прост, но очень эффективен.
    • Будьте терпеливы. Каждый метод займет определенное время и потребует повторения процесса для достижения успеха. Не расстраивайтесь, если не получится с первого раза, а продолжайте пробовать. По необходимости обратитесь за помощью к специалисту.

Сегодня у нас будет очень интересный практический урок.

Я научу вас, как вызывать у людей краткосрочную потерю памяти. Этот феномен вы сможете использовать, чтобы отвлекать своих собеседников от нежелательных тем в разговоре, ненужных мыслей. А если захотите, то можете просто развлечься, сбивая у оппонентов заготовленный сценарий общения с вами.

Для начала несколько слов о том, как работает наша память.

Память связана с состоянием

Воспоминания о событиях тесно связаны с соответствующими состояниями и переживаниями. Например, из памяти часто вытесняются неприятные нам вещи. С другой стороны, существует эффект спонтанной амнезии, когда людям сложно вспомнить, что с ними происходило в момент измененного состояния сознания. Будь то гипнотический транс, сновидение, экстремальная ситуация или просто пьяная вечеринка.

Человек вспоминает по ассоциациям

Как правило, каждое наше воспоминание влечет за собой другие, связанные воспоминания. При достаточной тренировке вы можете даже вспомнить весь прожитый день, последовательно вытягивая из памяти одну картинку за другой.

И в этом кроется и наша сила, и наша слабость. Потому что, если связь между событиями отсутствует, то лента ассоциаций может легко оборваться. Вспомните, как неожиданный телефонный звонок выводил вас из строя, заставляя вспоминать, куда вы собирались идти и что хотели сделать.

Еще одна слабость ассоциаций – если в течение дня произошли два примерно одинаковых события (или вы просто весь день провели в одной комнате за рабочим столом), то вашим ассоциациям будет просто не за что цепляться. Все одинаковое.

Существуют даже специальные тесты на проверку памяти. Человеку предлагают запомнить и воспроизвести цепочку слов. Обычно это не вызывает особых трудностей. Но если слова в ней повторяются… Если повторяются целые цепочки слов… То ошибиться становится очень легко. Для каждой повторяющейся цепочки мозг будет вспоминать несколько вариантов продолжения, что порядком запутает его.

Законченное действие забывается чаще, чем незаконченное

Согласно легенде, этот эффект впервые был подмечен в ресторане, в котором работал официант, который помнил без записи все свои заказы. Пока по ним не расплатились…

Начало и конец сообщения запоминаются лучше, чем середина

Почему – неизвестно. Просто так устроена человеческая память.

Запоминается то, что привлекает внимание

И напротив. Если человека отвлечь от какого-то объекта, – тот его быстро забудет.

Лучше всего это видно на контрасте. Например, если вы, в отличие от вашего приятеля, хорошо разбираетесь в авто, то вы наверняка лучше запоминаете марки машин, встречающихся вам на дороге.

С другой стороны, если вы многократно были в каком-то месте и для вас там все знакомо и обыденно, то вы запомните гораздо меньше подробностей, чем тот, кто попадет туда впервые и будет с любопытством все разглядывать.

Зная эти особенности работы памяти, мы можем сознательно провоцировать забывание у людей с помощью специальных техник. Существует две группы таких техник: структурирование амнезии и внушение амнезии.

Структурирование амнезии

В данном случае вы строите свою речь таким образом, что особенности работы памяти собеседника начинают работать на вас.

Люди обычно запоминают начало и конец, поэтому информация в середине разговора может легко затеряться. Память работает по ассоциациям, поэтому никак не связанные с основной темой разговора слова трудно вспомнить. Люди избегают лишнего напряжения и поэтому стремятся запоминать только суть полученной информации. Все остальное – отметается.

Исходя из этих предпосылок, можно выделить следующие методы структурирования амнезии: ритуал, закольцовка, разрывы и перескоки, стволовая линия.

1. Ритуал

Мы совершаем одни и те же действия и в начале, и в конце разговора. Например, смотрим в глаза и говорим, что сегодня замечательный день. Или наливаем в стакан воду и пьем. Или снимаем часы и кладем на стол. Или говорим: «Мы рады сотрудничеству с вами». Или... Абсолютно одинаково. Жест в жест. Тон в тон. С тем же выражением лица. В той же позе. И в начале, и в конце. То, что между ними, легко забудется.

Вы можете повторять этот ритуал не только в начале и конце разговора, но и несколько раз в его середине. Что при этом произойдет? Цепочка ассоциаций собеседника начнет работать против него. Ему будет трудно воспроизвести, что за чем следовало. Вспоминая ваши действия, память человека будет подсовывать ему разные варианты продолжения. В итоге в его голове все запутается и перемешается, что вам и нужно.

2. Закольцовка

Как и в предыдущем методе, мы прячем свои внушения (которые нужно помочь человеку забыть) в середине повествования, а края рассказа оформляем особым образом.

Вот несколько примеров.

Сняли пиджак – поговорили – надели пиджак.
Начали рассказывать какую-то историю – отвлеклись – сообщили информацию «между прочим» – закончили рассказ истории.
Открыли папку – достали документы – поговорили – убрали документы – закрыли папку.

Чтобы понять целостность процесса, подсознанию объекта воздействия будет нужно выбросить из сознания промежуточную беседу. Опять же, речь не идет о том, что наш собеседник обязательно ее забудет. Мы всего лишь максимально затрудняем человеку возможность восстановления цепочки событий.

3. Разрывы и перескоки

Резкая смена темы разговора, отвлечения «кстати», неожиданные вопросы, а также встроенные техники замешательства разрывают цепочку ассоциаций, и даже при большом желании человеку будет сложно восстановить все в памяти.

Вспомните, как профессиональные переговорщики любят задавать совершенно отвлеченные вопросы (возможно даже личного плана) или высказывать придирки не по теме, чтобы заставить вас забыть о подготовленной заранее линии аргументации.

Послушайте хороших рассказчиков. Обычный рассказ мастера разговорного жанра содержит до десятка причудливо переплетающихся историй. И хотя слушать все это потрясающе интересно, вспомнить и тем более воспроизвести такое повествование очень непросто.

Есть, кстати, и еще один – довольно мощный – прием провокации амнезии. Он основан на идее рычажного наведения транса. Вы начинаете какой-то рассказ, но, заметив, что ваш собеседник на секунду отвлекся, выбрасываете из своего рассказа небольшой фрагмент и продолжаете его с другой точки. С обыденным выражением лица. Как ни в чем не бывало. В результате созданная вами «как бы амнезия» спровоцирует появление реальной амнезии.

4. Стволовая линия

Мы выделяем в разговоре основную сюжетную линию и четко ее обозначаем. Например, мы обсуждаем общие планы. Или говорим о фасонах одежды. При этом мы время от времени отвлекаемся на «второстепенные» темы, но неизменно возвращаемся к стволовой линии. И если через некоторое время вашего собеседника спросят, о чем вы с ним общались, ответ будет простой и ясный: он вспомнит основной сюжет.

Техники внушения амнезии

Внушение амнезии выполняется аналогично любым другим внушениям. Иными словами, наряду со стратегическими внушениями (на новые убеждения, мысли, желания…) вы даете человеку и служебные внушения: на углубление транса, на доверие к нам, на фиксацию внимания человека на ваших словах, и, разумеется, на забывание. Это реализуется с помощью следующих приемов:

1. Прямое внушение

Слово «Забудь!». Однократно. Бегло. Не придавая значения. С переходом к следующей теме. Это очень важно. Иначе человек невольно задастся вопросом: «А с чего это ему нужно, чтобы я это забыл?!». И запомнит. А надо, чтобы забыл.

На самом деле, прямое внушение на амнезию довольно распространено. Вот вы брякнули что-то, не подумав. Собеседник: «Что?». Вы: «Ничего, забудь!». И если вы бросаете это с должной небрежностью, человек действительно забывает ваши слова.

2. Упоминание

Это одно из забавных творений Милтона Эриксона. Если он хотел спровоцировать у своих пациентов амнезию, то еще непосредственно до погружения их в гипнотический транс он несколько раз под разными предлогами упоминал забывание. И он чего-то там забывал. И родственники его забывали. И клиенты забывали. И теперь даже если в процессе самого наведения транса вы забудете внушить амнезию, она все равно произойдет.

Не бойтесь, что люди забудут сделать то, что вы им внушили. Сделают обязательно. И непроизвольно. Особенно если забудут при этом, что это было ваше внушение.

В качестве отличного примера, характеризующего данный прием, можно привести видео с участием Дерена Брауна, когда тот в сопровождении телекамеры подходил к какому-либо пассажиру в метро и говорил примерно следующее: «Здравствуйте. Мы снимаем фильм о метро. В фильме рассказывается, как вдруг внезапно человек может забыть станцию, на которой ему надо выходить… Раз – и забыл! Вот вы, к примеру, на какой станции выходите?» .

Еще примеры:
– Чуть не забыл, скажите мне…
– Люди склонны забывать.
– Вася забыл тебе сказать, что…

И еще один пример:

«Вы знаете, со мной недавно произошла очень интересная история. Я был на одном деловом приеме и беседовал с Петром Петровичем и его знакомыми об особенностях производства пушнины. Когда я повернулся, то увидел симпатичную девушку. Она стояла возле окна с бокалом мартини в руках. Я был достаточно увлечен беседой, но, увидев ее, понял, что раньше встречался с ней. Беседа продолжалась, мы разговаривали на разные темы, а у меня в голове крутилось только «Где же я ее видел?». Когда я повернулся через пять минут к тому месту, где она стояла, ее уже не было. Я стал невпопад отвечать на вопросы собеседников, потому что мучительно пытался вспомнить ее имя. У меня ничего не получалось. Я даже стал волноваться по поводу своей памяти. Я понял, что напрочь забыл имя этой девушки, и где мы с ней встречались. Я решил расслабиться и сказал себе: «Да, я не помню ее имени и, где мы с ней встречались. Но ведь это неважно. Все, что важно, я помню, а все, что неважно, я могу и забыть. Моя голова это не компьютер». После этого мне стало легче, и я с удовольствием снова включился в беседу. Ну, вы понимаете, что иногда можно написать что-нибудь на листке бумаги, а потом вырвать этот листок из блокнота и напрочь забыть, что там было написано. Через несколько дней, сидя на работе и просматривая анкеты кандидатов на одну из вакансий в нашем отделе, я наткнулся на ее фотографию. И еще раз сказал себе: «Как хорошо, что мы не должны помнить все мелочи и детали того, что с нами происходит...».

3. Метафоры забывания

Мы описываем образы, которые метафорически настраивают подсознание собеседника на забывание. Это образы стирания, исчезновения, ухода...

Примеры:
– река уносит все, что в нее попадает;
– удаление файлов на компьютере;
– стирание с доски и др.

У метафор есть интересное свойство. Даже если человек «в теме» и отлично осознает, что вы рассказываете ему метафору на забывание, он вероятнее всего запомнит саму метафору, но не содержание разговора. Если, конечно, он не слишком опытный…

4. Неважность

Мы маркируем целевое внушение как неважное. Лучше всего это делать через отсутствие хоть какого-то невербального выделения основной информации из фонового потока. Еще можно давать ключевую информацию (не обозначая ее значимости) в неофициальное время. Во время перекура. Или за чаем. Или в процессе беседы ни о чем. Другими словами, мы позволяем нашим внушениям затеряться среди информационного шума. Они от этого только выигрывают. Как это работает, думаю, понятно. Это один из законов работы памяти: сознание не любит помнить неважное, оно предпочитает заниматься только важным. Вот и хорошо.

5. Подразумеваемая противоположность

Мы берем отвлекающий предмет (или тему разговора) и делаем так, чтобы человек запомнил именно его. В результате он забудет все остальное.

Представьте, что вас попросили внимательно отслеживать, сколько слов на букву «к» встретится в речи оратора. Много ли вы запомните из содержания этой речи?

Другой пример: чем лучше видна грудь, тем хуже запоминается лицо.

Когда вы приходите на переговоры, внимание вашего оппонента будет приковано ко всем пассажам, касающимся непосредственной темы переговоров. Именно поэтому у вас появляется хороший шанс пробросить внушения на другие темы. Которые ваш оппонент, скорее всего, и пропустит, и забудет, и реализует.

Еще мы помним, что важным воспринимается (и запоминается) то, с чем связаны сильные эмоции. Поэтому мы активно провоцируем эмоции в отношении отвлекаюшего предмета. Того, что собеседник должен запомнить. Вместо того что мы ему внушаем. Иногда можно и скандал в правильном месте устроить. А то и сексом кое-кого от кое-чего отвлечь.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что провокация амнезии – дело техники. И то, что все эти приемы достаточно обыденны, говорит лишь об их эффективности.

В завершение урока я предлагаю вам для закрепления материала посмотреть небольшое видео, и постараться определить, какую технику провоцирования амнезии использовал главный герой. Напишите свой ответ в комментариях к уроку.

P.S. Надеюсь, вы обратили внимание, что приведенные выше техники можно очень эффективно использовать для того, чтобы заставить человека забыть внушение, которое вы в него вложили. Поэтому особенно ценной эта информация будет для владельцев курса "Практика скрытого гипноза" . Если объект воздействия не вспомнит ваши внушения, он не сможет им сознательно сопротивляться.

Здесь, кстати, важно человеку в нужный момент подыграть. Когда он придет к вам, чтобы рассказать о своей новой замечательной идее, не стоит напоминать ему, что именно вы ему ее подкинули. Лишнее это.



Для многих людей проблема развития памяти и навыков запоминания и усвоения текстов является более актуальной, чем умение забыть прошлое и избавиться от ненужной информации.

Сегодня можно встретить большое множество рекламных объявлений в газетах, по телевизору и в Интернете, заголовки и анонсы которых пестрят обещаниями улучшить и восстановить память. Любой человек сегодня может самостоятельно и без труда найти массу полезной информации о том, как развить память . Но ведь для эффективной работы нашей памяти необходимо не только умение надежно запоминать, хранить и при надобности воспроизводить нужную информацию. Важно так же умение ее забывать.

В мнемонике (методы и способы, облегчающие запоминание) существуют специальные приемы, предназначенные для преднамеренного забывания. И действительно, почему, если есть непроизвольное и произвольное запоминание, забывание может быть лишь только непроизвольным?

Так вот совокупность методов и приемов умения забыть называется летатехникой. Происхождение этого слова берет свое начало в греческой мифологии. Лета - река забвения находящаяся в подземном царстве Аида. Души прибывшие в царство мертвых, отведав воду из этой реки, получали забвение и уже не помнили о своем земном существовании. Отсюда и пошло выражение - кануть в Лету, означающее бесследное исчезновение и забвение.

В чем же польза летатехники и ее законов забывания? В каких случаях они необходимы?

В первую очередь, отвечая на эти вопросы, следует сказать, что забывание не является определенно негативным качеством человеческой памяти, так как функционирование мнемонических процессов без процессов забывания будет неполноценным. Уместным будет вспомнить слова выдающегося советского психолога Александра Романовича Лурия - «Многие работают над тем как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Но никто даже не думает над вопросом: как лучше забыть

В этой статье мы рассмотрим наиболее действенные способы, которые помогают человеку забыть прошлое, оказывающее на его психику травмирующее воздействие, и узнаем, как забыть информацию потерявшей свою актуальность.

Методы забывания могут быть использованы, по крайней мере, в двух случаях:

  • Для того чтобы подавить неприятные воспоминания, особенно ставшие навязчиво повторяющимися.
  • С целью стирания из памяти ненужной информация, которая просто захламляет наш мозг.

Метод забывания №1 - Подавление

Этот летатехнический прием имеет психотерапевтическую направленность, с его помощью можно забыть травмирующие психику воспоминания.

Часто память о неприятных событиях не дает людям покоя, и они начинают бояться, что эти травмирующие психику воспоминания вновь начнут «всплывать» и чем больше они этого боятся, тем эти страхи становятся навязчивее . Для снятия обсессии (непроизвольно навязчивые мысли) можно использовать упражнение, называемое «горящее письмо »:

  • Воспоминания, которые заставляют вас страдать и испытывать неприятные ощущения, подробно опишите и перенесите их на лист бумаги. Потом возьмите этот лист скомкайте и поместите его в какую-нибудь огнеупорную посуду, подожгите. Смотря как горит бумага, думайте о том, как сгорают ваши переживания, как они рассыпаются и превращаются в пепел. Все негативные воспоминания сгорели! Пепел выбросите в окно и развейте по ветру!

Смысл упражнения «горящее письмо» заключается в том, что оно помогает не просто забыть информацию, а стать хозяином своих воспоминаний. Человек, испытывающий неприятные ощущения от прошлых событий, таким образом, может забыть их. Конечно, этот процесс забывания может быть неприятным, но часто он дает нужный эффект: человек не включает защитные механизмы, не подавляет воспоминания, а наоборот, описывая эти события избавляется от воспоминаний связанных с ними.

Еще с древних времен огонь играл роль первого для человеческой психотерапевта: смотря на пламя человек, по сути, проходил сеанс психотерапии, очищаясь от тяжких мыслей и сбрасывая с плеч тяжесть первобытных стрессов. И если у человека хорошее воображение, и он способен ярко представить, что в огне сгорает не просто бумага, но и травмирующие его психику воспоминания, то он даже при желании не сможет их воспроизвести.

«Телевизор » - еще одно упражнение, часто применяемое психологами и психотерапевтами в своей практике для избавления пациента от тяготящих его воспоминаний:

  • Постарайтесь максимально ярко перенести свои отрицательные переживания на экран большого телевизора. Вспомните все до мельчайших деталей. Затем возьмите пульт, и мысленно отключив звук, просмотрите «немое кино». Дальше, подобным образом, лишите визуализацию четкости, контрастности, и, наконец, яркости. В конце концов, изображение тускнеет и полностью исчезает. Главное – не стоит торопиться! Для придания процессу забывания большего эффекта можно мысленно вытащить шнур из розетки или выкинуть телевизор в окошко. Если негативные воспоминания не столь трагичны (скажем, просто неприятны), то с помощью этого упражнения можно перевести их в жанр комедии. Представьте, эти события записанными на видеокамеру. Мысленно пустите запись в обратную сторону, прокрутите ее на большой скорости, используйте замедленный режим, наложите на картинку забавную музыку, введите в «фильм» комедийного актера и т.д. Если вы научитесь режиссировать свои воспоминаний, то вам будет проще ими управлять. К тому же там, где есть юмор, неврозу нет места.

Может эти упражнения и не помогут полностью избавиться от воспоминаний, но они научат вас их не бояться. А это очень важно, ведь устраняя страх перед негативными воспоминаниями, мы устраняем причину их непроизвольного появления.

Метод забывания №2 - Удаление

Другая техника забывания предназначена для удаления из памяти ненужной информации, утратившей свою актуальность и захламляющей «архив» памяти. Например, можно высвобождать мнемонические матрицы от уже примененного информационного материала для того, чтобы заполнить их новым содержанием.

Самый простой метод забывания называется «летатехническая тряпка ».

  • Например, мы заполнили матрицу памяти рядом образов, созданных на основе слов. Затем мы, сфокусировав внимание на первой ячейке матрицы, берем мокрую тряпку и стираем находящийся в ней образ (образную группу). Первая ячейка остается, мы продолжаем четко ее видеть, но теперь она пуста, место свободно и теперь на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Далее мы последовательно, ячейка за ячейкой проходим по всей матрице и подобным методом стираем все оставшиеся образы.

Следует отметить, что данный метод не совсем удобен, в случае если мнемонические матрицы имеют большие размеры. Ведь потребуется очень много времени и сил для последовательного стирания информации с каждой отдельно взятой ячейки. В подобных случаях уместно применять законы забывания Соломона Вениаминовича Шерешевского российскио-советского журналиста и профессионального мнемониста, который выступая с интеллектуальными номерами перед огромной аудиторией, был вынужден не только запоминать большие последовательности цифр, слов, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед следующим представлением.

  • «Переживая, чтобы отдельные сеансы межу собой не перепутались, я мысленно стираю доску и как бы накрываю ее пленкой, которая совершенно беспросветна и непроницаема. Когда сеанс заканчивается, я мысленно снимаю ее… Я всееще разговариваю с публикой, а в это время руками как бы сминаю эту пленку, слыша как она хрустит. » - делился секретами Шерешевский. Так он, удалял информацию сразу со всего поля мнемонической матрицы, а не с каждого отдельной ее ячейки. В случае же если такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Соломон Вениаминович прибегал на первый взгляд к парадоксальным способам забывания: «Для того чтобы запомнить, люди записывают… Мне это показалось смешным, и я решил сделать по-своему: раз они записывают, следовательно, им нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что мне нет надобности это помнить… И я начал применять этот закон забывания в маленьких вещах: в каких-либо поручениях, в фамилиях, в телефонах ».

Стремясь запомнить важную информацию, большинство людей, как правило, записывают ее. А чем чаще мы записываем, то что хотим запомнить, тем меньше пользуемся своей памятью. Это прямой путь к атрофии памяти, ведь не получая достаточной нагрузки она все меньше и меньше работает. В итоге, люди приходят к печальному выводу, что у них плохая память , хотя сам же часто и виноваты в этом.

Постарайтесь не использовать блокноты и записные книжки, доверяйте своей памяти, нагружайте ее так, чтобы она могла полноценно работать (упражнения для развитие памяти ), и тогда она вас перестанет подводить. Отмечайте что-либо на бумаге только в случае если вам это надо забыть!

Процесс освоения навыков забывания (также как и запоминания) протекает в непротиворечии законам диалектики Гегеля. В определенный момент опыт произвольного забывания приводит к качественному скачку, позволяющему забывать ненужную информацию только за счет силы воли без применения специальных методов забывания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Постоянно возвращаться к одним и тем же неприятным мыслям, годами ругать себя за недальновидность, в минуты отчаяния припоминать все свои прошлые ошибки - это умеет каждый из нас. А как научиться забывать плохое?

Пожалуй, у всех в жизни случались события, воспоминания о которых вызывают жгучий стыд, неловкость или страх. Мы тщательно прячем их в дальних уголках памяти, но время от времени они снова напоминают о себе, портят настроение, не дают радоваться, ставят очередные подножки на жизненном пути.

Стыд поселяется в нас на долгие годы. А как же? Ведь другие увидели, что я делаю что-то не так, что я некрасивая, неумная, не справилась... Хуже всего, что эти воспоминания не дают развиваться, тормозят дальнейшие шаги - и ситуация становится похожа на ту, прошлую, в которой мы выглядели не лучшим образом.

Чтобы справиться со своей неуверенностью, препятствующей действовать, прежде всего, разрешите себе ошибаться, выглядеть глупо, смешно и делать что-то странное. Вы не робот и не идеальная модель, вы живой человек, с которым могут произойти самые разные вещи, и реагировать на них вы тоже можете по-разному. Например, идеальный вариант - с юмором выйти из щекотливой ситуации.

Человек, который не любит себя, никогда не сможет быть счастливым. Нужно принять себя таким, какой ты есть на самом деле. Зачем быть излишне строгим и загонять себя в рамки? Пожалейте себя, ведь вы пережили стресс, признайте, что эта неидеальная женщина или этот далеко неидеальный мужчина - часть вас.

Смотрите в будущее спокойно. Поверьте, и в дальнейшем будет масса ситуаций, когда вы с чем-то не справитесь, а нелепые случайности подведут вас. Заранее дайте себе право иногда быть не на высоте и прощайте себя и жизнь за то, что вы оба несовершенны.

Не замыкайтесь на своих проблемах. Столкнулись с чем-то, похожим на прошлое? Стоп! Самый «страшный позор» вы уже пережили и выдержали (этот опыт - ваш ресурс) - теперь вы можете рискнуть и идти дальше.

Если никак не получается отпустить неприятное воспоминание, попробуйте выполнить следующее упражнение. Посвящайте ему несколько минут в день, и довольно быстро вы увидите результат.

Закройте глаза, примерно на минуту, и вспомните неприятную ситуацию во всех подробностях. Представьте ее в виде осязаемого образа и спросите себя: «Как выглядит то, что меня беспокоит?» Вглядитесь, какого цвета эта вещь, животное, явление, имеет ли запах, как себя ведет. Пусть этот образ немного поживет своей жизнью, а вы пока просто наблюдайте.

Сосредоточьтесь на эмоциях, которые вы сейчас переживаете. У вас получилось, если появление образа сопровождают волнение, страх, стыд.

Теперь представьте, что у образа есть пульт управления, и он у вас в руках. Найдите кнопку уменьшения звука и медленно снижайте «громкость» картинки до полной тишины. Затем перейдите к кнопке яркости изображения, добейтесь того, чтобы оно становилось все светлее и светлее и превратилось в поток света.

Проверьте, не подает ли образ звуков, все ли детали вы «осветлили». Если что-то осталось - пульт в ваших руках!