Какие народы относятся к северокавказской языковой семье. Северокавказская языковая семья. Семьи индейских народов

Николай Иванович Бондарь
этнограф, кандидат исторических наук, работает на историческом факультете Кубанского государственного университета.

Занимается проблемами этнографии и фольклора Кубани.

СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ*

*(Существуют два вида лингвистической классификации: морфологическая (по грамматическому строю) и генеалогическая, в основу которой положены родственные связи между языками. Поскольку язык является одним из основных этнических признаков, генеалогическая классификация позволяет выявить общность происхождения народов, их родство или же исторические связи.

Все языки, между которыми наблюдается хотя бы отдаленное родство, объединяются в одну семью. Насчитывается несколько десятков крупных языковых семей. Каждая семья делится на ветви, или группы, в некоторых крупных семьях выделяются также подгруппы. Они, в свою очередь, распадаются на отдельные языки, а языки - на диалекты и говоры.)

К ней относятся автохтонный этнос этого региона - адыгейцы (самоназвание адыге), а также близкородственные им кабардинцы и черкесы. По конфессиональной принадлежности они мусульмане-сунниты. Адыгейский язык принадлежит к абхазо-адыгской ветви северокавказской семьи языков.

Более или менее достоверные источники о численности адыгов в прошлом столетии отсутствуют, но имеются сведения о том, что в 1867 году, после переселения значительной части горцев в Турцию, в Кубанской области их оставалось свыше 75 тысяч человек. Согласно переписи 1989 года, в Краснодарском крае, в том числе В Адыгейской автономной области, проживает 116 067 представителей этого этноса (в 1979м- 102 972). Часть края является их этнической территорией, то есть именно здесь происходило формирование адыгейского народа. Этническая история его до конца не изучена и имеет, очевидно, очень древние корни. По крайней мере, выявленные лингвистические параллели между протокитайско-тибетскими и протосеверокавказскими языками, а также между последними и одним из древнейших языков Малой Азии - хаттским и языком североамериканских индейцев надене требуют дополнительных исследований, как и более поздняя история адыгов.

В период складывания современной этнической карты края, в XVIII-XIX веках, внутри адыгского этнолингвистического массива интенсивно протекали очень сложные этногенетические процессы: перекраивались этнические территории, исчезали одни объединения и появлялись другие, стирались локальные особенности и выделялись крупные субэтносы, подчинявшие соседей, одним словом, шло формирование нового этноса3. Борьба европейских держав и Турции за обладание Кавказом и последовавшая эмиграция адыгов в пределы Османской империи нарушили естественный ход событий. Однако эти же обстоятельства, а также постепенное включение Западного Кавказа в экономическую жизнь России в конечном итоге способствовали ускорению консолидации и образованию нового адыгского этноса - адыгейцев.

Культура этого народа богата и самобытна. Она привлекала внимание исследователей и до революции. Уже тогда были по достоинству оценены ее разнообразный жанровый состав и значение. «Поэзия - жизнь, душа, память бытия древних черкесов, живая летопись событий в их земле. Она управляет их умом и воображением в домашнем быту, на съездах народных, в увеселениях, печали, встречала их рождение, сопровождала от колыбели до могилы их жизнь и передавала потомству дела»,- писал историк и просветитель прошлого столетия Хан-Гирей.

Один из наиболее ярких жанров народной культуры адыгов - героический эпос Нарты. В семитомном его издании опубликовано 705 песенных и прозаических текстов с вариантами. В прошлом исполнителями нартских сказаний были джэгуако - народные сказители, пользовавшиеся большим авторитетом и уважением среди горцев. Главные герои эпоса - Сосруко (Саусырыкъуэ), Орземес, Батрэз, Ашамез, Бадиноко и другие - совершают подвиги, избавляя народ от врагов, добывают огонь, вступают в своеобразные поединки с великаном- иныжем, являются выразителями этических норм и нравственных ценностей адыгов.

Традиции эпоса нашли продолжение и в несколько иной поэтической форме - исторических песнях, причем истоки их, очевидно, уходят в глубь времен. Не исключено, что в них запечатлены такие далекие события, как борьба с готами («Даосын Басхан») и аварами («Бай-кан-хан»). По крайней мере, историзм более поздних произведений (XI-XVI веков) сомнения не вызывает, так как подтверждается и другими источниками (например, песнь о поединке касожского и русского князей Редеди и Мстислава Удалого - «Сагише о Ридаде»). Создание исторических песен продолжалось и в первой половине XIX века, и в последующие годы.

В целом песенно-музыкальный фольклор адыгов не только разнообразен, но и в ряде случаев уникален. Особенно это относится к обрядово-магической поэзии, то есть песням, связанным с проведением различных обрядов и магических действ: охота, врачевание, вызывание дождя и т. п. Наиболее оригинальны так называемые «колыбельные для старцев»: согласно преданию, некогда люди жили очень долго, стариков, впадавших в детство, укладывали в колыбели и, укачивая, исполняли им эти песни.

Своеобразным песенным жанром являются хохи - торжественные здравицы в связи с тем или иным важным событием и гыбза - песни-плачи. Многожанрова и фольклорная проза: сказки (волшебные, о животных, бытовые), сказания, предания, легенды... Важную роль в жизни адыгейцев играют загадки, скороговорки, пословицы и поговорки. Они глубоки по содержанию, нередко ироничны, а смысл их понятен человеку любой национальности: «Если встретил дурака, то отдай ему шапку и уходи»; «Лучше доброе оружие, чем плохой попутчик»; «Кто выращивает лес, тот не всегда видит при жизни плоды своего труда»; «Медведю кажется, что волк слишком лохмат»; «Старый друг не становится старым врагом»...

Не все, наверное, знают, что у адыгов существовал фольклорный театр в различных его формах: театр одного актера, театр теней и, вероятно, кукольный. Красочные и сложные календарные и производственные праздники и обряды в настоящее время сохраняются в основном в памяти старожилов, а в прошлом сопровождали выход в поле и возвращение с пахоты, начало сева, уборку урожая, выгон скота на летнее пастбище и были связаны с божествами - покровителями земледелия (Тха-гиледжем), скотоводства (Амышем и Ахыном), кузнечного ремесла (Тлепшем), охоты и леса (Мезитхой), громовержцем Шибле и другими.

Очень своеобразны обряды жизненного цикла: родильный, похоронный, свадебный.

Можно ли представить свадьбу без участия жениха и невесты? Для адыгов это было нормой. Невесту не сразу перевозили в дом родителей жениха. Первые месяцы после замужества она обычно находилась в доме аталыка - воспитателя мужа, в отдельной комнате, а супруг посещал ее ночью, тайком, чаще всего проникая в дом через окно, чтобы никто не видел. Сам он также не жил в это время в своем доме, а скрывался у кого-нибудь из родных. Новобрачные не должны были показываться на глаза родственникам, и только лишь после «малой» совершалась «большая» свадьба, когда молодых принимали в дом родителей мужа.

Для адыгейцев, так же как и для некоторых других народов, характерен обычай избегания, однако здесь он существовал в более выраженной и жесткой форме. Шире был и круг лиц, на которых распространялось действие обычая. Его соблюдала не только невестка по отношению к родственникам мужа, особенно его отцу и деду, но и муж по отношению к родителям жены, сами супруги по отношению друг к другу, отец и малолетние дети между собой. Как правило, муж и в своем доме, спустя год после «большой» свадьбы, посещал жену лишь ночью и тайком. Молодые не появлялись вместе на людях и при родственниках не разговаривали друг с другом, зять не мог присутствовать на похоронах тестя и тещи.

Немало интересного и в других сферах традиционной культуры адыгейцев - аталычестве, этикете, обычаях гостеприимства... Многое, конечно, ушло или уходит из быта, однако многое сохраняется, даже возрождается, проявляясь в повседневном и праздничном общении и поведении.

Индоевропейская языковая семья российских народов

  • 1. Славянская группа -- непосредственно русский язык.
  • 2. Индоарийская группа -- цыганский язык. Так как цыгане обычно используют в речи язык страны, на которой они проживают, в нашем государстве они разговаривают на русском языке, заменяя некоторые буквы своими или же произнося их по-другому.
  • 3. Армянская группа -- армянский язык.

Северокавказская семья и её языковые группы

  • 1. Абхазско-адыгская группа: абхазский, кабардино-черкесский и адыгейский языки.
  • 2. Нахско-дагестанская группа: аварский, даргинский, чеченский, ингушский, лезгинский, рутульский языки и д.

Алтайская семья и её языковые группы

  • 1. Тюркская группа: татарский,чувашский, башкирский, казахский, якутский,азербайджанский,кумыкский,тувинский,карачаевский,узбекский, хакасский, балкарский, ногайский,киргизский,туркменский языки.
  • 2. Корейская группа -- корейский язык в диалекте русских народов.
  • 3. Монгольская группа:бурятыский калмыцкий, халха-монгольский языки.
  • 4. Тунгусо-маньчжурская группа: эвенкийский, нанайский,удэгейский языки.
  • 5. Финно - угорская группа: мордовский, удмуртский,марийский, карельский, финский,эстонский, венгерский языки.
  • 6. Самодийская группа: ненецкий,селькупский,нганасанский языки.
  • 7. Юкагирская группа -- юкагирский язык.
Категория : Языки Евразии Сино-кавказская макросемья (гипотеза) Состав абхазо-адыгские , нахско-дагестанские См. также: Проект:Лингвистика

Северокавка́зская семья́ - предлагаемое объединение двух групп кавказских языков - абхазо-адыгской и нахско-дагестанской . С первыми часто сближают хаттский язык , а со вторыми - хуррито-урартские языки .

Языки данной гипотетической семьи распространены на Северном Кавказе , а также в многочисленной диаспоре на Ближнем Востоке . В нее входят более 40 живых, 1 недавно вымерший и 1 древний письменный язык.

Гипотеза Старостина

Некоторые совпадения на уровне лексики отмечены давно, но лишь недавно появились первые попытки научно это доказать, в частности С. А. Старостиным . Следует отметить, однако, что у Старостина имеется много оппонентов, особенно в зарубежной лингвистике.

Ранее предполагалось, что северокавказская семья вместе с картвельскими языками образует так называемую «иберийско-кавказскую» общность , однако ныне эта точка зрения отвергнута практически всеми лингвистами. Наличие ряда общих черт между указанными семьями языков сейчас принято объяснять длительным тесным контактом, что позволяет говорить о кавказском языковом союзе .

Аргументы противников

Многие лингвисты [кто? ] по-прежнему рассматривают абхазо-адыгские языки и нахско-дагестанские языки как независимые семьи. При этом они выдвигают следующие аргументы:

  1. совпадения лексики наблюдаются в основном для относительно позднего пласта и могут быть заимствованиями, тогда как на уровне древнейшего пласта, в том числе списка Сводеша , родства не наблюдается.
  2. принципиально различная фонетика
  3. наиболее древние из письменных языков, которые гипотетически относятся к данным семьям (хаттский и хуррито-урартские) уже обнаруживают существенные различия на уровне лексики и грамматики; лексические совпадения между ними, в отличие от современных кавказских языков, практически отсутствуют (что лишний раз свидетельствует о том, что современные лексические совпадения, скорее всего, возникли в результате заимствований).

Примечания

Литература

  • Diakonov I.M., Starostin S.A. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Languages. Münchener Studien zur Sprachwissenschaft, R. Kitzinger, München 1986.
  • Дьяконов И. М., Старостин С. А., Хуррито-урартские и восточнокавказские языки// Сб. «Древний Восток. Этнокультурные связи», стр. 164-208. Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1988.
  • Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М. 1963.
  • Дьяконов И. М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Сб. Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995.
  • Старостин С. А., Николаев С. Л. Севернокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии//Cб. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1984.

Ссылки

  • S. L. Nikolayev, S. A. Starostin. 1994. A North Caucasian Etymological Dictionary

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Северокавказская надсемья
  • Северокавказская языковая семья

Смотреть что такое "Северокавказская семья" в других словарях:

    Кавказская языковая семья - Кавказские языки условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (индоевропейскую, алтайскую или семитскую). Содержание 1 Классификация 2 Внешние связи 3 … Википедия Википедия

    Языки Европы - Евразия наиболее изученный в лингвогенетическом отношении континент, в нём представлено 21 семья, 4 изолята и около 12 неклассифицированных языков. Список языков Евразии: Баскская семья {3} Индоевропейская семья {449} Следующие 2 семьи обычно… … Википедия

    Православие в мире - Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

    Православие по странам - Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

1. На карте административно-территориального деления Кавказа рассмотрите территорию Северно-го Кавказа, найдите и покажите все республики, входящие в состав района.

В состав Северного Кавказа входит 10 субъектов Федерации, среди них 7 респуб-лик: Республика Адыгея (столица Май-коп), Карачаево-Черкесская республика (Черкесск), Кабардино-Балкарская рес-публика (Нальчик), Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ), Респуб-лика Ингушетия (Магас), Чеченская рес-публика (Грозный), Республика Дагестан (Махачкала).

2. Определите, к каким языковым семьям и груп-пам относятся народы Северного Кавказа. Какие из них наиболее близки и родственны друг другу по языку?

Северный Кавказ — самый многонацио-нальный район России, здесь проживает несколько десятков народов, 8 из них об-разуют самостоятельные субъекты Феде-рации. Для выполнения задания исполь-зуйте политико-административную карту.

Народ Языковая семья Языковая группа
Осетины Индоевропейская Иранская
Ингуши Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Чеченцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Аварцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Даргинцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Лакцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Лезгины Северокавказ-ская Нахско-дагесганская
Кумыки Алтайская Тюркская
Ногайцы Алтайская Тюркская

3. Приведите примеры материальной культуры горских народов (постройки, одежда, пища), кото-рые определены особенностями природы.

В тексте параграфа приводятся приме-ры башенных поселений ингушей, народ-ных промыслов Дагестана (чернение по серебру, гравировка, филигрань).

Вы, наверное, видели в кинофильмах национальную одежду народов Кавказа — бурку. Это войлочный плащ темного цве-та, который защищает и от ветра, и от хо-лода, и от жары. Пастухам бурка заменя-ла палатку, а в XIX — середине XX в. вхо-дила в обмундирование отечественной кавалерии кавказских соединений и час-тей. Национальное блюдо кавказских народов — шашлык — широко распро-странилось теперь по всему миру.

4. Вы часто слышали, наверное, как люди в поже-ланиях друг другу говорят о «кавказском долголе-тии». Выскажите свои суждения о природе феноме-на долгожительства у кавказских народов. Материал с сайта

Феномен кавказского долголетия чаще всего объясняют хорошим горным возду-хом, обилием фруктов, наконец, спокой-ным ритмом жизни, иногда называют и своеобразные «эликсиры» — кисломолоч-ные продукты: мацони, кумыс. Не менее важными, однако, являются и особеннос-ти жизненного уклада горцев, социальной организации и культуры. Когда младшие поколения с утра до ночи возносят хвалу главам многочисленных семей, окружа-ют их всесторонним почетом и помощью, то старики и впрямь пребывают в состоя-нии несокрушимой уверенности в значи-мости их персоны. Забота о пожилых лю-дях не может не сказаться на продолжительности их жизни. Кстати, и в Япо-нии — мировом лидере по продолжитель-ности жизни (81 год) — попечение о ста-рых родителях возлагается на плечи стар-ших сыновей или мужей старших дочерей в качестве обязательного социального тре-бования.

Несмотря на то что жизнь населения за-кавказских республик существенно ос-ложняют вооруженные конфликты, сти-хийные природные явления, средняя про-должительность жизни в республиках Северного Кавказа выше, чем в России в целом. Например, в Кабардино-Балкарии она составляет 68,7 лет, в Ингушетии око-ло 70 (по России — 65,1).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • народные промыслы северной осетии сочинение
  • сочинение народах северново кавказа
  • народы северного кавказа кратко
  • доклад на тему одежда народов дагестана
  • сочинение: народы разные республика одна

Словосочетание «кавказские языки», или «языки Кавказа», осмыслено только в географическом значении. Мы понимаем под этим языки людей, которые проживают на определенной территории - в кавказском регионе. Вы можете встретить работы или даже учебники, в которых словосочетание «кавказские языки» употребляется в генетическом смысле, то есть подразумевается, что это языки, между которыми есть родство. В современной науке такая точка зрения является абсолютно устаревшей.

1. Гора языков

Кавказ - интересная в языковом отношении территория, прежде всего потому, что языков там очень много, они очень разнообразны. Когда-то его назвали «горой языков», и это выражение используется до сих пор. Число языков, распространенных на Кавказе, официально оценивается примерно в 60. На самом деле их больше, потому что порой мы не можем отличить язык от диалекта. Многие диалекты следовало бы считать отдельными языками.

Эти примерно 60 языков относятся к нескольким языковым семьям, из которых три можно считать автохтонными. Автохтонные - это языки, у которых нет очевидных родственников за пределами Кавказа, которые целиком распространены именно на Кавказе, это языки народов, которые живут на Кавказе очень давно.

2. Автохтонные языковые семьи

Автохтонных языковых семей на Кавказе три: картвельская, западнокавказская и восточнокавказская. Эти семьи различаются по количеству и структуре языков.

Картвельская семья распространена в Закавказье, в основном в Грузии. Она небольшая по числу языков, но на языках этой семьи говорят несколько миллионов человек, в основном за счет грузинского языка, самого большого в семье. Кроме грузинского в данную семью входят три небольших языка. Это мегрельский и сванский, которые также распространены в Грузии, и лазский язык, на котором в основном говорят за пределами Грузии на южном берегу Черного моря в Турции.

Вторая автохтонная семья, распространенная на Кавказе, - это западнокавказская семья, ее еще называют абхазо-адыгской. Носители этой семьи в основном проживают на территории Российской Федерации на Северном Кавказе в его западной части. В семье насчитывают четыре живых языка: абхазский, адыгейский, абазинский и кабардинский (черкесский). Еще совсем недавно был жив пятый язык - убыхский. Последний его носитель умер в 1992 году в Турции. Он был потомком черкесов, которых выселили из России после Кавказской войны XIX века, то есть в 1860-е годы.

Наконец, самая большая по числу языков семья - нахско-дагестанская. В ней официально насчитывают около 30 языков, но именно здесь диалектное варьирование наиболее велико, и языков на самом деле заметно больше. Ее носители проживают в Чечне, Ингушетии, Дагестане, частично в Азербайджане и Грузии.

Это, может быть, самая интересная и самая известная семья именно потому, что в ней очень много языков, они разнообразны, многие из них совсем маленькие, вплоть до того, что в Дагестане много языков, которые называют одноаульными, то есть на которых говорят жители всего одного селения.

3. Индоевропейская семья на Кавказе

Кроме трех автохтонных семей на Кавказе распространены еще и так называемые неавтохтонные семьи, то есть такие, представители которых в основном живут в других местах. Это прежде всего индоевропейская семья. Во-первых, на Кавказе много людей, говорящих по-русски. К индоевропейской семье относится армянский язык, на котором говорит Армения - целое государство в Закавказье, а также несколько индоиранских языков, прежде всего осетинский и два небольших языка - татский и талышский, на которых говорят в Южном Дагестане и Азербайджане.

Языки всех автохтонных семей Кавказа имеют богатые системы согласных и сравнительно скромные системы гласных.

Кроме того, на Кавказе много представителей тюркских народов. Самый большой из тюркских языков - азербайджанский, есть также несколько языков поменьше: карачаево-балкарский, ногайский и кумыкский.

Совсем маленький и очень интересный народ, разбросанный по разным местам мелкими группами, - народ афразийской семьи, ее семитской ветви. Его представителей называют айсорами, или новоассирийцами. Многие из них живут даже и в Москве, но некоторые их поселения и группы есть еще и на Кавказе.

4. Родство кавказских языков

Многие лингвисты пытались найти единый корень у трех автохтонных семей Кавказа. В частности, в 1950-е годы была очень популярна иберийско-кавказская гипотеза, в соответствии с которой считалось, что все три автохтонные семьи Кавказа глубинно родственны, у них есть общий язык-предок. Эту гипотезу, в частности, продвигал известный грузинский лингвист Арнольд Чикобава, и долгое время она была весьма популярна. Сегодня большинство кавказоведов от нее отказалось.

В начале 1990-х была доказана совершенно другая гипотеза о родстве языков. Ее авторы - замечательные компаративисты Сергей Николаев и Сергей Старостин. Они доказали, что глубинно родственными являются две северокавказкие семьи, то есть абхазо-адыгская и нахско-дагестанская. Картвельские языки никакого отношения к ним не имеют, а, наоборот, на отдаленном уровне являются родственными индоевропейским - входят в ностратическую макросемью. Примерно такой точки зрения на данный момент придерживается большинство кавказоведов.

Есть ли у автохтонных кавказских языков какие-то общие лингвистические черты? На этот вопрос, наверное, можно ответить положительно, но следует признать, что таких черт довольно мало: автохтонные языки Кавказа довольно разнообразны.

5. Общие черты автохтонных кавказских языков

Многие называют речь горцев гортанной. Действительно, можно заметить, что в фонетических системах языков всех трех автохтонных семей довольно много ларингальных согласных, то есть согласных, которые произносятся при помощи гортани, локализуются в гортани. Также много так называемых абруптивных согласных, в образовании которых также участвует гортань. Именно за счет этого создается особый эффект их речи.

Языки всех автохтонных семей Кавказа имеют богатые системы согласных (западнокавказские языки в этом отношении - богатейшие в мире после койсанских языков в Ю жной Африке ) и сравнительно скромные системы гласных.

Очень интересная во всех трех автохтонных семьях морфология. Это синтетическая морфология с большим количеством грамматических значений, которые выражаются внутри слов.

Еще одна черта, которую можно приписать автохтонным семьям Кавказа, немного менее определенная. Можно сказать, что для них характерен не номинативно-аккузативный, а другой строй предложения - эргативный, иногда даже активный. Если даже мы рассмотрим самые обычные предложения, наиболее частотные в речи на любом языке, это будут предложения с непереходным глаголом, например «Мальчик бежит» или «Мальчик спит», «Мальчик упал», и предложения с переходным глаголом, где кто-то один совершает действие над кем-то или чем-то другим, например «Мальчик разбил окно», или «Мальчик сломал дерево», или «Мальчик нарисовал картинку». В русском языке и в других европейских языках легко заметить, что подлежащие непереходного глагола имеют ту же форму, что и подлежащие переходного глагола. То есть в приведенных примерах «мальчик» везде стоит в именительном падеже, а тот объект, которым он манипулирует, например «картинка» или «дерево», стоит в винительном падеже. Языки, которые устроены так, называются языками номинативно-аккузативного строя, и именно такими являются в большинстве случаев индоевропейские языки.

Однако есть языки, устроенные совершенно иначе. В них в тех же самых предложениях одинаковый падеж будет иметь подлежащее непереходного глагола, то есть «мальчик» в предложении «Мальчик бежит», и тот объект, с которым что-то происходит в предложениях с переходным глаголом. Например, в предложении «Мальчик нарисовал картинку» это будет падеж «картинки», то есть получится, что совпадает падеж «мальчика» в предложении «Мальчик бежит» и падеж «картинки» в предложении «Мальчик нарисовал картинку», а «мальчик», который «рисовал картинку», стоит в некотором другом, особом падеже - эргативном. Такие языки называются языками эргативного строя, и среди автохтонных языков Кавказа они преобладают.

Самое интересное, самое активное направление сейчас - это изучение разных идиомов нахско-дагестанской семьи.

К языкам эргативного строя относятся практически все западно- и восточнокавказские языки. В картвельских языках жизнь устроена еще более необычно. Там, как правило, одинаковым падежом оформляются все, кто действует активно, а все, кто действует пассивно, - некоторым другим падежом. То есть, например, если «Мальчик бежит» или «Мальчик разбил окно», то «мальчик» имеет один падеж, а «мальчик» в предложении «Мальчик упал» и то окно, которое разбито, - другой. Такая конструкция предложения называется активной. Она очень редка в языках мира и при этом довольно широко распространена в картвельских языках, то есть в грузинском и его родственниках. Но следует сказать, что в картвельских языках активная конструкция предложения - это не единственная возможность, там есть и другие конструкции, картвельские языки устроены очень сложно и увлекательно.

6. Перспективы исследований языков Кавказа

Языки Кавказа довольно хорошо изучены. Картвельские языки изучены относительно лучше просто потому, что в Грузии долгое время существует собственная лингвистическая традиция, которая постоянно занимается изучением грузинского языка и его родственников. Также картвельскими языками занимаются лингвисты других стран.

Самый необъятный материал для изучения в нахско-дагестанской семье, где до сих пор много идиомов, то есть диалектов или каких-то вариантов языка, которыми лингвисты еще совсем не занимались или занимались очень мало. Поэтому, мне кажется, самое интересное, самое активное направление сейчас - это изучение разных идиомов нахско-дагестанской семьи. Это может позволить решить и какие-то диахронические проблемы, то есть уточнить генетическую классификацию внутри этой семьи, уточнить реконструкцию праязыков разных уровней и праязыка всей нахско-дагестанской и затем северокавказской семьи.

Очень важное направление - это создание корпусов текстов на разных языках. Надо сказать, что кавказские языки в широком смысле слова уже начали участвовать в этом направлении. В частности, качественно сделан корпус армянского языка. Конечно, это неавтохтонный язык Кавказа, но тем не менее один из важных языков кавказского региона. Ведется работа над корпусами многих более мелких языков. В частности, коллеги работают над корпусом лезгинского языка и других языков нахско-дагестанской семьи. Но следует сказать, что языки западнокавказской семьи устроены морфологически очень сложным образом, и создание корпуса представляет собой сложную задачу, хотя и необходимую.