Классный час «Земля — наш дом! Классный час "земля наш дом"

Цели : воспитание у детей любви к родной природе; расширение кругозора.

Оборудование : плакаты, рисунки о защите природы; на стене цветы, ветки; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит мелодия песни «Беловежская пуща» А. Пахмутовой.

Ученица (декламирует под музыку).

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Ученик 1 (показывает на стенд «Как прекрасен этот мир»). Ребята, посмотрите сюда. Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на этих иллюстрациях и открытках! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность — исчезновение с лица Земли.

Ученик 2 . Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них — за последние 50 лет.

Ученик 3 . Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.

Ученик 4. Ребята, еще когда мы учились в 1 -м и 2-м классах, мы узнали немало правил, как вести себя на природе. Вот эти правила.

Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

Нельзя срывать цветы.

Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей и других животных.

Ученик 5 . А знаете ли вы, что сова уничтожает за год около 1000 грызунов? Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!

Ученик 6 . У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Ученик 7 . Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160—170 комаров.

Ученик 8 . Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

Ученик 9. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.

Ученик 10 . За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду до 400 раз.

Ученик 1 . Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на километр.

Ученик 2 . Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или просто так сорвем два-три красивых цветка? Или поймаем одну- единственную необыкновенную бабочку?

Ученик 3 . Да. Природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка — это маленькая ранка, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую — твой товарищ, третью, четвертую — кто- то еще, что же станет с природой?

Ученик 4.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «Стой!».

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели...

Е. Карасев

Ученик 5.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Р. Гамзатов

Ученик 6.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, —

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Т. Собакин

Дети поют песню «Не рвите цветы, не рвите!» (муз. Ю. Антонова, сл. А. Фадееева).

Ученик 7.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры впереди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел,

Как вспуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

Инсценировка стихотворения 3. Александровой «Белая черемуха».

Девочка 1 (идет по сцене и читает стихотворение, показывая на дерево).

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней.

И могла цвести она

Много-много дней.

Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки.

Девочка 2 (обращаясь к подруге). Это чья черемуха?

Девочка 3.

Да она ничья

Белая снегурочка

Около ручья.

Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.

Девочка 1.

Прибежали девочки,

А снегурки нет,

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

А была черемуха

Чистая, как снег,

Радовался деревцу

Каждый человек.

Ученик 8.

Доброе дерево, старые ветви,

В листьях запутались шумные ветры.

Сколько птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали,

Чтобы им с дерева, словно с порога,

В синее небо открылась дорога.

Лето промчится, и перед зимой

Дерево птицам помашет листвой.

Ученик 9.

Будет потом ему сниться и сниться,

Как по весне возвращаются птицы.

Их не пугают опасные кручи,

Белые молнии, черные тучи.

Птицы на родину мчатся уверенно,

Зная, что помнит их доброе дерево.

B. Орлов

Ученик 10.

Не верю, что звери не говорят,

Что думать не могут певчие птицы,

Что только инстинкты у хитрой лисицы

И пчелы не знают, чего творят.

Попробуйте в роще уединиться,

Укрыться под хвойный густой наряд

Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг,

Предубежденность на время откинув, —

И в сердце не будет место гордыне,

Вас трепет и робость охватят вдруг.

А. Яшин

Ученик 1.

Себя не видят синие просторы,

И в вечном холоде, светлы, чисты,

Себя не видят снеговые горы,

Цветок своей не видит красоты.

Им сладко знать: идешь ли ты лесами,

Спускаешься ли горною тропой,

Твоими ненасытными глазами

Природа восхищается собой.

C. Щипачев

Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребенок и мотылек».

Мальчик.

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь?

Что пьешь?

Где твой мир?

Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье — ароматы цветов.

Но живу я недолго - не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Ученик 2.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был —

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть,

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

С. Махотин

Ученик 3.

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу — прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

С. Куняев

Ученик 4.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится -

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Ведь небо без птиц — не небо!

А море без рыб — не море!

А земля без зверей — не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

Р. Рождественский

Звучит песня «Не поется птицам без небес» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) в исполнении О. Попова.

Ученик 5.

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На проталинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите.

М. Дудин

Звучит песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).

Ученик 6.

Я — Природа. Я — великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастье подарить —

В моей все это власти! —

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой... И, наконец,

Солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец...

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам — мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире — что ни год — твои шаги...

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка — вдруг да он последний...

Уничтожишь (зверь — не карандаш) —

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших — не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся — ни часу врозь, ни дня...

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

С. Викулов

Учитель . Природа — наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений — наша задача и наш долг. М. Пришвин, обращаясь к ребятам, писал (зачитывает): «Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

г. Петропавловск

КГУ «Средняя школа № 42»

Алымова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Классный час «Земля – наш дом»

Учитель:

Сегодня мы с вами затронем важный вопрос: окружающая среда и наше с вами здоровье, как они связаны. Мы поговорим о нашей Земле, Земле, на которой живем, ведь Земля – наш дом.

(На фоне медленной космической музыки голоса двух ведущих)

— Земля! Земля! Как меня слышишь? Прихожу на прием.

— Я – планета Земля! Я – планета Земля! Слышу позывные отлично!

— Я – космическая станция планеты Солярис! Я – космическая станция планеты Солярис! Нахожусь на околоземной орбите. Члены экипажа готовы совершить посадку.

— Я – Земля! Я – Земля! Космодром «Школярия 2013» готов к принятию вашего корабля. Земляне с нетерпением ждут встречи с вами.

(С одной стороны появляются инопланетяне, с другой – земляне.)

Капитан корабля:

Низкий поклон вам земляне! Много лет мы наблюдали через телескопический объектив за развитием земной цивилизации. Вместе с вами переживали ваши беды, но не могли помочь советом, ибо между нами лежала световая вечность. Благодаря упорству наших ученых, наконец-то контакт появился. И нам, жителям планеты Солярис, удалось преодолеть силу всемирного тяготения. Мы искренне рады встрече с вами.

1 инопланетянин:

Ваша планета Земля с высоты космической орбиты кажется маленькой, хрупкой и очень красивой.

Летит Земля

С восхода до восхода,

Из года в год

Со скоростью мгновений.

Великая –

В ногах у пешехода,

И капельная точка –

Во Вселенной.

Единая

С пятью материками

И с выводками разных островов,

Спеленатая мягко облаками,

Овеянная тысячью ветров.

2 инопланетянин:

Когда я открыл люк космического корабля, меня встретило ослепительное апрельское утро, светящееся многочисленными алмазами по малахитовому ковру травы. Я низко пригнулся к земле и начал разглядывать эти переливающиеся всеми цветами радуги алмазы. Я для себя сделал открытие: то были не алмазы, а капельки росы, собравшиеся в треугольных листах травинок. Сам листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли качаются по нему, не мочат его. Я тихонько сорвал эту чашечку и выпил росинку, и она показалась вкуснее всякого напитка.

3 инопланетянин:

А меня поразили высокие облака, едва-едва несущиеся по бескрайнему небу. Изжелта белые, как весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края пушистые и легкие, как бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением.

(Звучит песня «Земля в иллюминаторе»)

Землянин:

Уважаемые пришельцы далекой планеты Солярис! Мы глубоко тронуты вашими впечатлениями и отзывами о нашей природе. Действительно, она полна поэзии, прелести, трогает и волнует душу. Только мне кажется, если я выйду в поле на рассвете, окунусь в прозрачную его синеву, то невольно содрогнусь не от свежего ветра, резко дохнувшего на меня… Нет! То будет не ветер, а тяжелый вздох Земли, стон Земли… мольба Земли!

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет.
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю.
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти.

Песня на мотив «Мгновения»

Не думай о природе свысока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное,

Как нам природа-матушка близка

И каждый миг и каждое мгновение.

И тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное.

Капитан корабля:

О том, что у вас начался экологический кризис, наши ученые определили по состоянию атмосферы. Ваш голубой зонтик планеты не так уж чист. В атмосферу уже выброшено более 20 млрд. тонн углекислого газа, более 700 млн. тонн пылевых газообразных соединений. Выбросы серы составили 251 млн. тонн, в результате чего пролились кислотные дожди, которые отравили воду во многих водоемах. Погибли леса.

1 инопланетянин:

Усиленное применение минеральных удобрений и пестицидов привело к эрозии почв. Ежегодно теряется 1мил. га пахотных земель.

2 инопланетянин:

Засушливые районы Земли подвержены опустошению. Ежегодно опустыниваются в среднем 6 мил. га обрабатываемых земель в Африке, в районах Аральского моря. Сокращается площадь лесов – «легких планеты»

3 инопланетянин:

Сегодня 20% населения вашей страны живет в зонах экологических бедствий, а еще 35% — в экологически неблагоприятных условиях. В результате быстро растет заболеваемость, связанная с загрязнением воздушного бассейна, водоемов, ростом уровня шумов.

Землянин:

Да. Сейчас нас, землян, особенно волнует проблема здоровья. Родившись, ребенок делает первый вздох и криком оповещает мир о своем появлении на свет. Это крик жизни. Но малыш не знает, что из-за бездушного отношения взрослых к природе, этот мир уже отравлен. С молоком матери, с питьевой водой к малышу попадают соли тяжелых металлов, пестициды, нитраты. Дышать ребенку тоже не легче. Ежегодно 350кг вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, приходится на долю каждого из нас.

2 землянин:

Санитарные службы принимают меры к виновникам загрязнения окружающей среды. Но кто сегодня может ответить, каким суммам равен ущерб, нанесенный здоровью человека и самой природе?

Капитан корабля:

Необходимо в корне изменить отношение к природе, во главу угла поставить вопросы охраны здоровья. А это отношение формируется с самого раннего возраста. Нужно всем школьникам принять активное участие в охране природы.

1 инопланетянин:

Обращаюсь ко всем живущим

Разных стран и наречий разных,

Ради жизни веков грядущих

Объявить повсеместный праздник

Экологически чистый день на Земле.

2 инопланетянин:

Если праздник удачным будет

Можно силы свои утроить,

Сговориться надежно людям

И на радость людей устроить

Экологически чистый год на Земле.

Землянин:

Земля… В этом коротком слове история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Помните! Вся сила человека в земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался Земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от нее – он погиб. Это миф-завещание нам потомкам – хранить связь с Землей, беречь и охранять ее.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она — твой давний добрый лекарь,

Она — союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Беседа: Земля - наш общий дом

Цель: показать, что природа на планете Земля болеет и что она нуждается в помощи.

Задачи:

- показать красоту родной природы;

Воспитание любви и уважения к родной природе;

Раскрыть экологическую проблему;

Развивать речь учащихся;

Развивать познавательную активность.

«Убивая природу, мы убиваем себя и будущее».

«Охранять природу – значит охранять Родину».

« Нам жить в одной семье, нам жить в одном краю,

Идти в одном строю, лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте».

На нашем шаре на земном,

Где родились мы и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Ты – тоже часть его чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет

И надо постараться,

Нам с этим не расстаться.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло–голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.

Всё что нужно, год от года
Нам дает сама природа,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без лесов полей и рек
Жить не может человек.

Так давайте сбережем наш земной природный дом!

Видеоролик «Красота природы»

воспитатель:

Был, говорят, где-то случай такой,

Ехали люди с работы домой

Только доехали, вдруг –чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица, где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Все перепуталось, все заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

(Воспитатель: спрашивает адреса: номер дома, название улицы, страну)

Воспитатель: На свете много стран, много людей, проживающих в этих странах, но я считаю, что у нас у всех один дом. Вы согласны со мной?

Дети. Да этот дом, это наша планета – Земля.

Воспитатель: Хочется, чтобы в доме, где живу я, где живете вы, всегда были все здоровы. Но, к сожалению, это не так. И когда кто-то заболевает, что вы чувствуете?

Дети. Мы чувствуем тревогу, волнение, заботу, мы переживаем.

Воспитатель: А как же быть нам с нашим общим домом? Природа волнуется, она неспроста волнуется, почему?

Дети . Она тоже больна. В природе все взаимосвязано. Если в одном месте что-то нарушается, то в другом месте отзывается.

Ученик1: Внимание! Внимание! Экологическая тревога!

Ученик 2: Нашей планете грозит беда! Виновник этой смертельной беды – человек, т.е. все мы, вы и я. С тех пор, как появился человек, он старался, покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! Он придумал смертоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать урожай богатыми и отравил землю, созданные им автомобили заполнили улицы и отравляют воздух выхлопными газами, он вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем мусора.

СЛАЙД Посмотрите на плакат: “Помоги мне – просит природа.

Она не может больше терпеть.

Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас.

Воспитатель: У нас над головой одна общая крыша - небо,

под ногами общий пол - земля или почва ,

общая лампочка и общая печка - солнце.

У нас один общий водопровод- вода морей и океанов,

у нас общий вентилятор - ветер ,

наши легкие- это наши леса.

Ученик. Лес - это легкие планеты. 1 гектар леса поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек, 1 гектар хвойного леса за 1 сутки выделяет 5 килограммов особых веществ- от которых погибают болезнетворные микробы.

Небольшой лиственный лес за 1 год забирает 70 тонн пыли. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё предыдущее его существование. Невозможно представить нашу планету без лесов.

Воспитатель:

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не стану? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу, и с собой я заберу? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Ученик . Наш общий водопровод- это вода рек и океанов. Вода занимает три четвертых части нашей планеты. На Земле существует соленая и пресная вода. Если всю воду Земли поделить на 100 частей, то соленая вода составит 97 частей. Она не пригодна, Только 3 оставшиеся части – это вода пресная. но для человека доступна лишь одна часть и то только ее половинка, а две другие части находятся в замороженном состоянии ледников. Главное свойство воды – ее единство. Все, что происходит с водой в одном месте, отражается и в другом месте. Вода - бесценнее полезное ископаемое. Вода нужна всегда. Человек без воды не может прожить и двух суток.

Что же делать, чтобы на земле было много чистой воды? СЛАЙДЫ

Ученик. А сейчас я расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину- вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Издавна кормит людей земля- матушка.. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой.

Что нужно давать земле, чтобы она не пустела ? СЛАЙДЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Ученик . Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. В больших городах воздух загрязнен. Ежедневно выбрасывают фабрики и заводы тысячи тонн сажи, золы, вредных газов. Загрязняют воздух ядовитыми газами и автомашины.

Как сберечь чистоту воздуха? СЛАЙДЫ

Учитель: В нашем современном мире никуда не деться от рекламы. Она заполонила экраны телевизоров. Давайте шагать в ногу со временем. Итак, внимание! Реклама!

Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса, чтобы речка серебрилась

Чтобы бабочка резвилась и была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело и березка зеленела

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала
Чтобы летом лил веселый дождь.

ЗАЩИТИМ ПРИРОДУ!

Дети: Что значит человек без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймет он, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек - венец природы
И без природы нам конец?
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тишину:
Журчит, лепечет ручеек
О том, что путь далек-далек.
Упала шишка, скрипнул сук,
Жужжит, жужжит тяжелый жук,
Листва рассказывает сны.
Ты слышишь голос тишины.

Мы много сегодня говорили о красоте природы, о бережном к ней обращении. Хотелось бы, чтобы наша встреча оказалось бы для вас полезной. Что же вы должны запомнить из всего сказанного сегодня?

Материал: фотографии, иллюстрации с изображением Земли.

Ход занятия

Образование нашей планеты всегда было загадкой для ученых, геологов. Изучая древние породы, они все лучше понимали, какой была Земля миллиарды лет назад. И на помощь им пришли астрономы. Они определили, что звезды, загорающиеся в небе, - это просто далекие солнца. В нашей Галактике их миллиарды. В мощные телескопы астрономы видят гигантские межзвездные облака из газа и пыли. Под действием сил притяжения некоторые из этих облаков снижаются и превращаются в новые звезды.

Так . Часть газа и пыли, не попавшая в Солнце, образовала вращающееся околосолнечное облако. Пылинки в нем объединялись сначала в небольшие тела, которые и называют планетами. Около планет возникали спутники - подобно Луне у Земли. Но почему снижаются межзвездные облака? Почему одни тела падают на другие? Потому, что между телами действует сила притяжения.

А как проверить, что планеты собрались из камней и пыли? Для этого нужно посмотреть в телескоп на Луну. Вы увидите, что се поверхность изрыта кратерами больших и малых размеров, образовавшимися при падении больших и малых тел. Но поговорим о нашей Земле. Теперь ребята, вы знаете, как образовалась наша планета. Но ее облик все время меняется.

Сначала поверхность была безжизненной. Постепенно, падающие на растущую планету крупные тела разогревали ее. Внутри Земли происходили сложные химические превращения. Расплавленная масса Земли бурлила, более легкие камни поднимались вверх, а тяжелые, содержащие металлы, опускались. Так образовалось плотное ядро Земли. (Показ картин.)

Поверхность нашей планеты покрывалась твердой корой – земной корой. Она собиралась складками, а складки образовывали гигантские выступы - горные хребты. Тяжелые клубы испарений, охлаждаясь, образовывали огромные массы воды. Так возникли первые моря и океаны.

Поверхность нашей планеты менялась. Появилась атмосфера. В теплых морях зародилась первая жизнь. На смену простейшим видам растений, рыб приходили новые - более совершенные. Именно по остаткам вымерших видов геологи установили: когда-то очень давно, на том месте, где теперь горы, были моря, а многие острова - часть спустившейся суши.

А как же теперь? Меняет ли облик Земля? Ученые считают, что глубоко в недрах земли продолжается мощное выделение тепла. Это распадаются радиоактивные частички. Планета наша как бы подогревается изнутри, оттого и бывают землетрясения и вулканы.

Но поверхность земли меняется и под воздействием внешних сил. Что же это за силы, изменяющие облик Земли? Это вода, солнце, ветер. Как же это происходит? Послушайте.

Звонкий родничок жил в лесу. Родничок был совсем маленький, а лес - огромный. По одной песчинке, по комочку земли родник мыл яму. Прошло время и появилось небольшое озерцо. А родник не переставал журчать ни днем, ни ночью. Озерцо стало большим. Потом из озера ручей выбился, побежал по лесу и встретился с другими ручейками, подружился и потекли они -вместе. И вот ручеек уже стал рекой. Размыв берега, побежал к морю. Мчится к морю, а на пути - горы. Ударила река в каменную преграду, а горы не шелохнулись. На помощь пришло Солнце. Горы не выдержали жары - появились на них трещины. Вода туда и залилась. Зимой она замерзла, стала растирать горы. Горы и раскололись.

Весенний ветерок занес в трещины землю. И вот появился первый зеленый росток. Выросла из него зеленая ель, а рядом выросла другая ель. Корнями стали помогать воде и солнцу: крошить, рушить камень. А рядом выросла другая ель, за ней третья. И покрылись горы лесом.

Ветер тоже старался изо всех сил - дул, проносился ураганом. Он срывал огромные глыбы и швырял их вниз, в ущелья. Дружно трудились вода, ветер, солнце. Стали рушиться горы. Пробилась река к морю, принесла ему силу родничков и ручейков лесных. С них ведь все и началось.

Кто расстелил такой ковер? Вот синь озер, полей узор, Пески пустынь, седины гор И голубой морей простор? Живи, красавица Земля, Планета лучшая из всех. Как мать, одна - и ты одна. Тебе замены нет!