Когда нельзя ставить свечи в храме. Свечки за здравие. Перед какой иконой ставят свечку за здравие

Огонек веры символизирует каждая свеча, зажженная в храме. Пламя ее становится не просто физическим процессом окисления материалов, составляющих фитиль и воск, - в нем присутствует Благодать. В день Святой Пасхи оно обретает особые свойства и не обжигает, но в другое время его значение также велико.

Зачем нужно это знать

Человек невоцерковленный часто стремится душой к утешению. Но в те моменты жизни, когда он переживает горе, с ним нередко происходит конфуз. Он иногда не знает, как ставить свечи в церкви, и очень этого стесняется. К сожалению, почти в любом храме найдется излишне ревностный поборник правильности исполнения обрядов.

Своими замечаниями он может усугубить чувство неловкости, испытываемой теми, кто приходит сюда нечасто. Разговор о греховности такого поведения особый, ведь именно так проявляется гордыня. Увы, перевоспитывать таких «радетелей», как правило, сложно, но дать совет новым прихожанам о том, как ставить свечи в церкви, можно и нужно.

Совет первый - об одежде

Дабы не провоцировать замечаний, одеться следует подобающим образом. Женщинам - покрыть голову, закрыть руки, юбка должна быть ниже колен. Крайне нежелательно применение косметических средств. Требования для мужчин менее строги, однако все же экстравагантности следует избегать.

Совет второй - как правильно войти в храм

Приходить в храм, коль скоро такое решение принято, лучше не тогда, когда это удобно, а до начала службы. Зайдя в него, следует трижды перекреститься, затем купить свечи. Сейчас самое время их поставить.

Совет третий - за здравие или за упокой?

У А. П. Чехова есть смешной рассказ о старушке, которая все время путала, за кого как молиться. Чтобы такого не случалось, лучше заранее продумать, сколько понадобится свечек. Можно обойтись и двумя: одну - за живых, другую - за усопших. Определить, куда ставить свечи в церкви по каждому из этих поводов, несложно. Основных форм у подсвечников две - круглые и прямоугольные. В первые ставят свечи за здравие, во вторые - за упокой.

Совет четвертый - как ставить свечи в церкви

Особых правил, строго расписывающих, то, как ставить свечу в церкви, не существует. Это делать можно или правой, или левой рекой. Главное - не торопиться. Нужно вкладывать в это действие веру, надежду и любовь. Если подсвечник наполнен песком, то все очень просто. Если же он металлический, то низ свечи следует прогреть внизу, предварительно воспламенив ее от лампады или других, уже горящих, фитилей. Проделывать это можно не только перед службой, но и во время нее. Нужно только не мешать молиться другим прихожанам.

Совет пятый - на случай, если свечу некуда поставить

Бывает так, особенно в престольные праздники, что все подсвечники заняты. Как ставить свечи в церкви в этом случае? Ни в коем случае не нужно беспокоиться по этому поводу, а тем более сердиться. Свечу надлежит просто положить на край подсвечника или поблизости от него. Ее обязательно поставят другие верующие или служки, как только место освободится. Останется только порадоваться, что в храме так много прихожан, а их вера столь крепка.

Совет шестой - делать как все

Рекомендация эта касается не только того, как ставить свечи в церкви, но и вообще всего поведения в храме. Большинство прихожан, в том числе упомянутые выше радетели за чистоту веры, не имеют теологического образования, и знают в лучшем случае лишь основные положения службы. Поэтому в том случае, если замечание все же последовало, обижаться на него не нужно. Лучше всего поблагодарить столь просвещённого человека и выразить радость по поводу полученных знаний. Именно такая реакция характеризует тех, кто вник в самую сущность Православия.

Доброе время суток. Как правильно ставить свечи в церкви по церковным канонам знает не каждый. Читайте статью до конца, вы найдете многие ответы на свои вопросы.

Зачем ставят свечи?

Это символ устремления души человека к своему Творцу, обращение к Богу через молитву и искреннее раскаяние в своих грехах. Огонь – это символ обращения к Богу и всем святым.

Суть зажжения свечи заключается в том, что исходящий от нее божественный свет, принесенный в мир Иисусом Христом, прогоняет мрак и невежество. Люди часто живут в неведении, что совершают грех. Их души находятся в темноте, которую Спаситель помогает рассеять. Свет, исходящий от нее, изгоняет духовное невежество, приносит душе очищение.


А воск, из которого их льют, олицетворяет раскаяние человека в грехах, его готовность следовать Божьим заповедям.

Свечка, зажженная перед ликом святых, означает стремление души человека к Богу, обращение к Нему посредством молитвы. А само горение означает раскаяние. Мягкость воска указывает на то, что человек готов пойти за Господом.

Приобретая свечку в храме, вы делаете добровольное пожертвование, а она становится знаком вашей любви к Богу и веры в Него.

Прежде, чем совершить этот церковный ритуал, необходимо наполнить свое сердце любовью к тому, в честь кого вы его совершаете. Не надо это делать без души и любви, то есть автоматически. Прежде, чем войти в храм произнесите слова раскаяния в грехах, затем переступайте порог святого места.

Как правильно совершать это действие? Свечи ставят за здравие и за упокой. «За упокой» надо ставить на особый поминальный стол, который называется канун. Тем самым вы почтите добрую память о том человеке, который покинул этот мир.

Чтобы поставить «За здравие», человек находит много поводов:

  • Как признательность за доброе дело в отношении к нему.
  • За помощь в трудных обстоятельствах.
  • Перед дальней дорогой по серьезным делам.
  • Перед началом опасного дела.
  • За здоровье близких людей.

Какому святому?


Часто встает вопрос, к каким святым ставить свечи? Без сомнения, это действие производится с добрыми помыслами к человеку, за кого ходатайствуете перед Богом. С любовью в душе и добрыми мыслями вы можете обратиться к образам Иисуса Христа или Богородицы. Добросердечные пожелания обязательно будут услышаны.

Если вы желаете высказать особые просьбы, то надо знать, к какому святому можно обратиться.

  • Если ваш близкий человек серьезно болен, и вы желаете ему выздоровления, то зажгите огонь перед иконой Божьей Матери «Целительница» и помолитесь.
  • Если человек болен , то помолитесь у иконы «Неупиваемая Чаша». Все святые образа наделены целительной силой, поэтому, зная, к какому из них надо подойти, вы обязательно получите помощь.
  • Чтобы уберечь своих детей, защитить их, или помочь своим близким людям, попавшим в нелегкую жизненную ситуацию, можно обратиться к их защитнику. Часто зажигают свечи ангелу-хранителю. Если у вас в с именами ангелов-хранителей, то перед ними тоже поставьте свечку и произнесите молитву.
  • Чтобы муж не ушел из семьи, чтобы вернуть благополучие в семью, преклоните колени перед образом Божией Матери, помолитесь святому Гурию, святой блаженной Ксении Петербургской или Самону и Авиву. Попробуйте понять свою вину перед мужем, испросите у него прощения, постарайтесь помириться.

Часто задают вопрос: можно ли поставить свечу в церкви о своем здравии ? Конечно! Обязательно , ведь свеча – символ обращения к Богу посредством молитвы. Большая часть молитв произносится как раз от первого лица.

Какое значение несут в себе церковные свечи?


Свеча – знак благоговейного горения пред Спасителем, Его Пречистой Матерью, пред всеми святыми. Это жертва Богу, посылаемая Его храму от чистой души, а также знак причастности человека к божественному свету.

Осязаемый знак в виде огня выражает полную любовь, благое отношение к тому, кому он предназначен.

Если ритуал происходит без любви и благоволения, то он не имеет никакого смысла, жертва бесполезна.

Поэтому подходить к этому благому действию формально, с холодной душой, нельзя. Вы должны не просто совершать действие, но и произносить молитву – можно своими словами.

О чем «говорит» горящая свеча?

Божественный огонь является символом вечности, обращения к Богу, к Божией Матери, ко всем святым посредством молитвы. Пламя свечи всегда устремляется вверх, как бы ее ни наклоняли, так и человек все свои мысли должен устремлять к Богу с верой в помощь при любых жизненных обстоятельствах.

Когда надо ставить свечи?

Это надо делать до начала богослужения. Не следует нарушать благочиние своим поведением, то есть, передавать свечи через людей, когда идет служба, или самому пробираться к подсвечнику, отвлекая тем самым тех, кто пришел на службу.

Если вы опоздали на богослужение, то подождите его окончания, тогда и сделайте то, зачем пришли.

Как надо правильно ставить свечку?


В церкви нельзя пользоваться зажигалкой или спичками, нельзя зажигать от лампады, чтобы воск не капнул в лампаду и не загасил ее.

Свечки зажигают одну от другой. Когда она загорится, установите ее в гнездо подсвечника. Она должна стоять ровно, не наклоняться в стороны.

Сколько, кому и как надо ставить?

Куда и сколько ставить, таких правил нет. Их покупка — ваше добровольное пожертвование Его храму.

Сначала подойдите к аналою, который всегда стоит в центре церкви. Поставьте свечу к «празднику» или чтимому в этот день святому. Затем подойдите к мощам святого, поклонитесь им (если они есть в этом храме), затем подойдите к любой иконе, поставьте о здравии тому, кому вы желаете или за упокой (на канун или на квадратный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если все ячейки заняты?

Можно. Не надо стараться поставить свечку в гнездо, если там уже занято, также нельзя ее убирать, чтобы установить свою.

Важно помнить , что не следует уходить сразу после того, как вы поставили свечку. Постойте перед иконой, прочитайте молитву, изложите свою просьбу мысленно или шепотом. Обращайтесь к святому так, словно он находится рядом с вами. Постойте у иконы, чтобы огонь догорел до конца, или ее большая часть. Поэтому берите небольшие свечи.

Можно ли держать в руке горящую свечу и стоять с ней во время богослужения?


На панихиде и во время богослужения утрени Великого Пятка принято стоять именно с зажженными свечками. Для священнослужителей сохранилась традиция возжигать на полиелей.

Обычно молящиеся не держат свечи в руках. Когда этого не избежать, например, при венчании или соборовании, то с огнем надо быть очень осторожными:

  • не допустить капания воска на пол,
  • следить, чтобы не загорелась одежда впереди стоящего человека.

В храме надо следовать установленному порядку, то есть ставить свечи на подсвечник, который предназначен для этих целей. В церкви нельзя поступать, как кому хочется.

Кому поставить свечу об отпущении грехов? Какую молитву читать об отпущении грехов?


Придите на Исповедь, где искренне раскаиваясь, подробно исповедуйтесь в присутствии священника. Он прочтет над вами разрешительную молитву. Только на Исповеди можно раскаяться в грехах, свеча сама по себе вас от них не освободит.

Можно ли поставить свечу о новорожденном ребенке, который заболел, но которого еще не окрестили?

Заболевшего ребенка надо поскорее окрестить. Если из-за болезни невозможно окрестить в храме, то позовите священника в роддом или домой.

При Таинстве Крещения на младенца опустится особая благодать, которая окажет ему большую помощь. Если ребенок некрещеным покинет этот свет, то грех за это останется на родителях.

Вы можете причащать, заказывать молебны и сорокоусты о здравии. А это является первой помощью при недугах.

Кому поставить свечку о человеке, которого губят наркотики?

Чтобы человек избавился от наркотической зависимости, преклоните колени перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», или перед образом мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

Кому поставить свечу, если ребенок сильно заболел?


Можно поставить к любой иконе: Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Закажите сорокоуст о здравии в один день в трех храмах. будут молиться одновременно в трех церквях.

Важно помнить, что болезнь ребенка – это время покаяния, неустанной молитвы всех членов семьи, а также призыв для духовного роста. Давайте ребенку пить , омывайте его святой водичкой.

Главное – больное дитя надо причащать в храме, дома или в больнице, в зависимости от его состояния.

Если ребенок сам умеет молиться, то пусть молится, если не умеет, то за него должны класть поклоны родители и крестные. И, конечно, не надо отказываться от лечения, назначенного доктором.

Какой иконе поставить свечу перед операцией?

Можно это сделать и преклонить колени перед образом святого Пантелеймона, перед иконами святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана.

Не забудьте исповедоваться, причаститься, а также заказать молебен об успешном исходе операции. Необходимо узнать имя доктора и просить Бога о том, чтобы он управлял руками врача.

Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?

Молиться, ставить свечи можно всем.

Кому поставить свечи о благополучии в делах?

Чтобы получить от Господа или от святых то, что просите, вы обязаны не только молиться, но и жить согласно их заповедей. Творец через Евангелие обращается к людям с мольбой, чтобы исполняли его простые заповеди, но люди часто не слышат Его просьбы. Но когда им надо, сразу обращаются с просьбами к Нему, ищут помощи в делах.

Чтобы Бог вас услышал, молитесь искренне, идущими от сердца словами. В мольбе должна звучать вера в то, что Господь обязательно услышит вашу просьбу.

Но Господь сможет исполнить только то, что полезно для человека, что ведет к спасению его души. Поэтому людям многое кажется несправедливым. На все Божья воля!

Можно ли ставить свечи за трагически погибших некрещеных и об упокоении некрещеных?


Да, можно, молиться за некрещеного можно, но подавать церковные записки с именами некрещеных запрещено.

Можно ли ставить свечи о здравии и упокоении в Пасху?

Да, это не возбраняется, но Церковь не совершает молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице, они перенесены на –2-ой вторник после Пасхи.

Можно ли ставить свечки, купленные в другом храме?

Вы пришли в храм, поэтому приобретайте их в том храме, куда пришли на молитву, ведь это малая жертва именно этому храму.

Что делать со свечой после освящения яиц и куличей? Можно ли взять ее домой?

Возьмите ее домой. Когда будете молиться, то зажгите ее или поставьте в церкви перед любым образом.

Зачем убирают свечи, сгоревшие до половины, ведь за них деньги уплачены…


Часто на подсвечниках не хватает ячеек из-за большого количества прихожан, поэтому их снимают не догоревшими до конца. По этому поводу не надо беспокоиться, а также из-за того, что не полностью сгоревшую свечу погасили после богослужения. Господь уже принял вашу жертву.

Когда применяют ладан? Можно ли пользоваться им дома?

Ладан применяют при богослужении, отпевании усопших, освящении жилища священником. Во время домашней молитвы ладан можно применять каждому молящемуся.

Можно ли во время месячных ставить свечи?

Ставить свечи, брать благословение, молиться не запрещается. А вот участвовать в Таинстве Причастия, можно только по рекомендациям вашего духовника.

Однозначного ответа на этот вопрос никто дать не сможет. На Западе женщины никогда не задумываются над этим вопросом, так как современные средства гигиены не позволяют осквернить церковь нечистотой.

Обычай этот пришел к нам из древности. Свечи и лампады были распространены еще тогда и символизировали состояние души, ее горение и стремление к Богу. Впоследствии христиане стали зажигать свечи в храме и обращаться к Богу с конкретными просьбами.

Наверняка многие задумывались, как правильно ставить свечи в церкви? Сложного здесь ничего нет. Выбрав икону, перед которой вы решили помолиться, остановитесь на мгновенье, попробуйте успокоиться и сосредоточиться. Зажгите фитилек от других свечей на подсвечнике. Помолитесь своими словами о своей проблеме или человеке, попросите у Господа помощи. Затем четко и неспешно наложите на себя крестное знамение и поставьте зажженную свечу на подсвечник.

Если в храме много народа, а вам хочется помолиться подольше, вы можете остаться около иконы. Но стоит чуточку подвинуться в сторонку, освободив доступ к подсвечнику для других верующих.

Как в церкви ставить свечи о здравии

Людей новоначальных часто интересует вопрос, к какой иконе ставить свечку за здравие. Ответ довольно простой – к любой, кроме заупокойного кануна (он один, его не спутаешь). Но если вам все-таки трудно выбрать, поставьте свечку к иконе своего святого (если молитесь за себя), или к иконе того святого, чье имя носит ваш родственник.

Если в этот день празднуется один из главных церковных праздников, совершается память святого или чудотворной иконы, то стоит поставить свечку к «празднику». Это центральный аналой в храме, где обычно находится икона в честь праздника, а рядом с ней подсвечник.

Ставить свечку за здравие можно вышеописанным способом: зажечь фитилек, помолиться, наложить на себя крестное знамение и поставить свечу на подсвечник. Говорить, когда ставишь свечку за здравие следует вашу молитву: «Исцели Господи моего сына, маму, сестру (и называете имена)», «Помоги мне Господи принять важное решение», «Помоги Господи моей подруге (имя)» и т.д.. Возжигать свечи с молитвой о живых людях с разными просьбами мы можем перед любой иконой.

Есть и еще один трудный вопрос, который мучает некоторых современных христиан: как поставить свечку за здравие врагов? Увы, но очень часто в мире возникают конфликты между людьми, и совсем редко они решаются полюбовно и мирно. Бывает, мы сами виноваты в том, что недопоняли своего ближнего или даже незнакомого человека. А иногда нам посылаются испытания в виде гонений, казалось бы, совершенно без нашей вины. Возможно, так и есть на самом деле, а, может статься, что мы все-таки невольно вызвали огонь на себя. Как бы то ни было, но опускаться до мести христианам не стоит.

Господь наш Иисус Христос заповедал молиться за врагов и прощать их. И это оказывается единственный путь, который позволяет сохранить себе мир в душе и не стать на путь мести или зложелательства. И, к удивлению многих, молитва за врагов действительно действенна.

Есть даже икона Богородицы, которая так и называется «Умягчение злых сердец». Узнать ее не трудно, на ней изображена Матерь Божия, Которую пронзают 7 мечей (стрел) – это образ наших грехов и скорбей, о которых сокрушается Богородица.

Перед этой иконой можно помолиться о примирении с теми, кто вас обидел, или кого обидели вы. Попросить у Божией Матери вразумления для нужных слов, любви и поддержки.

Куда и к какой иконе в церкви ставить свечи за упокой

Если о здравии можно помолиться у любой иконы, то куда же ставить свечи за упокой? Для этого в церкви предназначен один единственный подсвечник, но он так выделяется своим видом, что не узнать его невозможно. В отличие от всех круглых церковных подсвечников он квадратный и массивный – стол-подсвечник. И характерная черта – рядом с ним всегда находится стол, куда люди приносят продукты для поминания. Это канун.

В дни особых церковных поминовений усопших, в большие родительские субботы, этот подсвечник выдвигают в центр храма.

Есть еще один вопрос, возникающий у новоначальных. А как же правильно ставить свечи в церкви: сначала за здравие или за упокой? Каких-то определенных правил нет, это скорее решается конкретно и ситуативно. Например, если вы пришли в церковь помянуть своих усопших родственников в день их памяти, то этим и стоит заняться в первую очередь. В Родительскую субботу также все прихожане стараются вначале поставить свечу на канун.

Но если вы пришли помолиться о чьем-то здравии или сдаче экзамена, то логичнее будет сделать в первую очередь именно это.

А вот на вопрос: можно ли ставить свечку за упокой суициднику, ответ однозначный – нет! Самоубийство страшный грех, который усугубляется тем, что в нем человек уже не в состоянии покаяться. Кроме того, в церкви он расценивается как хула на Духа Святого, как гнев против Бога, Который даровал нам всем жизнь. За родственников-самоубийц можно молиться только дома. Поминать их в церкви, подавать за них записки на литургию или ставить свечи нельзя – это приравнивается ко греху.

Человеческое любопытство иногда задает странные вопросы, например, такие: что будет, если живому человеку поставить свечку за упокой? И хорошо, если это идет от простого незнания, а не с умыслом спрашивается.

Дело в том, что если доподлинно не известно, умер человек или нет, в православной церкви его поминают как живого! Всегда, даже если он пропал без вести. Во-первых, в истории масса случаев, когда пропавшие люди находятся даже спустя десятилетия, когда их уже никто не ждёт. Во–вторых, нездоровое желание молится за живого, как за мертвого, корнями уходит в магические ритуалы, а магию, как учение нечистого, церковь считает грехом.

Поэтому, что бы ни случилось с вашими близкими, если вы не уверены в их смерти, молитесь за них как за живых, и ставьте свечи о здравии.

В каких ситуациях и зачем можно ставить свечи

Господь нам заповедал прибегать к Нему во всех наших нуждах, даже если нам порой кажется странным обращаться к Богу с мелким вопросом. В церковных требниках есть множество молитв на совершено разные нужды как сельчан, так и просто обычных людей. Многим святым Господь при жизни даровал особые дары, по упокоении святые продолжают помогать людям в особых ситуациях. Здесь мы приведем небольшой список.

Кому ставить свечку за учебу; перед экзаменом?

Святому преподобному Сергею Радонежскому. При жизни, будучи отроком, святой страдал от того, что ему не давалось учение. Господь открыл ему премудрость, и с тех пор святому Сергею молятся ученики и студенты. А еще есть интересная икона Богородицы, она называется «Прибавление ума». Перед ней также ставят свечи об успешной сдаче экзаменов и в целом о помощи в учебе.

Кому поставить свечи в церкви на продажу квартиры?

В квартирных вопросах очень помогают блаженная Матрона Московская и Святой Николай Чудотворец.

Кому поставить свечку за успех в делах?

Святому Николаю Чудотворцу или своему святому.

Кому молиться беременным женщинам?

Неизвестно, откуда возникло это суеверие, но очень часто можно услышать странный вопрос: можно ли беременным ходить в церковь и ставить свечи? Ответ – не только можно, но и нужно! Просто необходимо заручится духовной поддержкой перед родами, тем более, что есть даже особые иконы, перед которыми молятся беременные женщины.

Этих икон три. Икона Божией Матери «Помощница в родах», икона Божией Матери «Федоровская» – перед ними ставят свечи и молятся о благополучной беременности и родах. А перед иконой Богородицы «Млекопитательница» просят о ниспослании женщине грудного молока, достаточного для того, чтобы выкормить своего малыша.

Так что пусть беременные женщины не смущаются суевериями и совершенно спокойно ходят в храм.

А вот ответить тем, кто спрашивает, можно ли ставить свечи в церкви во время менструации, можно лишь отрицательно. Дело в том, что в эти особые для женщины дни естественного очищения, ей нельзя посещать храм и прикасаться к святыням, причем не только церковным, но и домашним. К святыням относятся иконы, свечи, лампады, Евангелие, Крещенская вода, просфора и святыни, привезенные из паломничеств.

Освящение квартиры

В желании иметь освященное жилище нет ничего плохого, но методы, к которым хотят порой прибегать люди не сведущие, иногда входят в противоречие с основами православной веры.

Начнем с того, что освящать квартиру или дом должен священник, которого вы можете пригасить к себе. Батюшка , покадит, окропит и благословит всех тех, кто здесь проживает.

Как правило, если люди стараются жить если не совсем благочестиво, то хотя бы по-человечески порядочно, и в квартире не происходит никаких страшных происшествий, освящать ее второй раз не требуется. Но случаются ситуации, когда в доме могут побывать недобрые люди, или пьяницы-соседи устроят такой притон, что ощущение нечистоты будет доходить и до вас. Что делать тогда? Как осветить квартиру церковной свечой и святой водой в домашних условиях?

Вопросы весьма актуальные и ответы на них есть. Окроплять святой водой свое жилище можно хоть каждый день. Но делать это надо с молитвой.

От нечистой силы защищают молитвы «Да Воскреснет Бог, и расточаться врази Его» и псалом 90 «Живый в помощи…». Обе они есть в каждом православном молитвослове.

Можно совершить малое каждение кадильными свечами «монашенками», окропить святой водой или пройтись по всему дому с зажженной иерусалимской свечой и спеть молитву «Христос Воскресе из мертвых».

Если же вам совсем не спокойно, поговорите со священником – он посоветует, как быть. В любом случае, не стоит обращаться к сомнительным ритуалам, они могут оказаться магическими, после чего в вашем жилище может стать намного хуже, и его тогда придется снова освящать полным освящением, которое совершает священник.

Вопросы и ответы

В завершение статьи отвечаем на вопросы, которые кажутся совсем немыслимыми. Но раз их задают, значит люди нуждаются в ответах.

Почему трещит церковная свеча дома?

Свеча трещит из-за искусственных примесей в составе. На данный момент из-за большого спроса даже в восковые свечи иногда добавляют немного других компонентов.

Примета: свеча погасла в церкви.

В приметы верить грех, кроме того, свеча может погаснуть от сквозняка.

Что значит, если у свечи нет теней, к чему снятся церковные свечи?

В современном мире, несмотря на всю его технологичность, до сих пор остается много суеверий, на которые даже сложно адекватно ответить. Суеверия, рождаются от невежества или незнания. И с тем и с другим можно «бороться» просвещением. Читайте историю Церкви, православные духовные книги, беседуйте со священниками, и ряд вопросов отпадет сам собой.

Гадание на свечах на отношения

Гадать в православной церкви считается греховным, и уж тем более, делать это на церковных свечах. Никому не ведомо знать будущее. Господь нас учит безусловной любви, доверия Ему и упованию на Него. Жить надо здесь и сейчас, и жить достойно, понимая, что в любую минуту мы можем покинуть этот мир. Поэтому надо не гадать на отношения, а молиться. Просить у Господа единомышленника, а потом строить с ним отношения в любви всю жизнь.

Татьяна Страхова

Во многих религиях мира принято трепетное отношение к огню. Он считается священным, потому что дарит людям свет и тепло, разгоняет мрак ночи. Первые христиане вынуждены были удаляться для богослужений в подземелья, и совершали службы по ночам, поэтому обойтись без огня им было никак нельзя.

Помимо этого, огонь имеет духовное значение: свет свечи символизирует свет Христа, без которого люди блуждали бы в темноте. Сам Христос, согласно Евангелию, называет себя Светом. В Ветхом Завете есть образ неопалимой купины – горящего, но не сгорающего тернового куста, в виде которого Бог явился Моисею. Белые одежды Иисуса тоже своего рода символ света.

Свечи в храмах стали использоваться наряду с лампадами в эпоху Средневековья. Сначала они несли на себе по большей части утилитарную нагрузку, но позже древний символизм сделал свечу одной из форм жертвоприношения Богу. Свеча – универсальный способ передачи настроения молящегося человека, она согревает и настраивает на нужное для общения с Богом эмоциональное настроение.

Сегодня прихожане, покупая свечи, тем самым жертвуют на храм. А зажигая свечу , демонстрируют свою благодарность Богу.

Считается, что свет от зажженной в церкви свечи достигает душ усопших. Когда мы ставим свечу за упокой чьей-то души, мы посредством молитвы передаем этот свет Богу, после чего ангелы несут его туда, где находится душа умершего человека.


Свет поставленной за упокой свечи радует родственную душу, говорит ей о том, что ее по-прежнему помнят, а также облегчает страдания душ, не попавших в Царствие Небесное.

Иисус Христос сказал: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Один из главных постулатов в христианстве – уметь прощать своим врагам все обиды. Лучшим доказательством того, что вы готовы простить и желаете своему врагу добра, будет поставленная за его здравие свеча. Вам это поможет успокоиться и отпустить ситуацию, врага же обернет к Богу, и он, возможно, больше не захочет причинять вам зло.

Нужно подойти к иконе (чаще всего свечи за здравие врагов ставят перед иконой святого Николая), зажечь свечу от лампады или от уже горящей свечи, поставить свою свечу в свободное место и закрепить ее. При этом нужно произнести молитву, обращаясь к Богу с просьбой отпустить вашему врагу все его грехи.

Можно обратиться к изображенному на иконе святому с просьбой молить Бога о прощении грехов вашему врагу. Можно поставить одну свечу за всех врагов, и при молитве перечислить их имена.

Важно знать, что ставить свечу за здравие врага надо с чистыми помыслами и искренними доброжелательными намерениями. Это не средство борьбы с врагом, это демонстрация вашего искреннего желания вернуть врага к Богу, к христианским добродетелям.


Есть разные обычаи: можно ставить свечу за врагов три дня подряд, можно три через три дня, или каждые семь дней три недели подряд. Некоторые считают правильным ставить свечу один раз в трех храмах. Каких-либо правил здесь нет, все зависит от вашего желания.

Считается, что молитвы в трех церквях обладают мощной силой, которая помогает людям избавиться от зависимостей, болезней, завистников. Говорят, что если во время утренней службы успеешь оставить записки о здравии в трех церквях, поставив в каждой свечку, то можно решить очень важные проблемы.

Главное успеть обойти три церкви за время одной утренней службы, чтобы имя человека, которое вы напишете в записке, трижды упомянули в молитвах в один день. Если поставить в трех церквях свечи за здравие врагов, при этом искренне пожелав им добра, они скоро оставят вас в покое.

Чаще всего люди ставят свечи о здравии, причем поставить свечу можно как о здоровье близкого человека, так и о своем здоровье. Свечи о здравии ставят перед Спасителем, Божией Матерью, перед ликом святого, который исцеляет (например, святого Пантелеймона).

Иногда болезнь слишком серьезна, и человеку предстоит перенести тяжелую операцию. В этом случае можно поставить свечу не только целителю Пантелеймону, но и святым врачам Косме и Дамиану. Помимо свечи, можно заказать молебен об успешной операции. Можно также поставить свечу за здравие врача.

Нередко люди ставят свечи за упокой – их устанавливают на специальный квадратный столик с распятием, называемый «канун».


Можно поставить свечу о семейном благополучии, при этом вспомнив свою вину перед мужем (женой) и искренне раскаявшись. Свечу в этом случае ставят перед образом Божией Матери, святой Ксении Петербургской, святого Гурия.

Свечи об избавлении от страстей ставят перед ликами Божией Матери, иконой мученика Вонифатия, перед ликом праведного Иоанна Кронштадского. Свечи можно ставить об успехах в учебе, работе, прочих делах, и, если молитва при этом будет искренней, Бог обязательно ее услышит.

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.