Когда носят вечерю? Традиции празднования Святого вечера накануне Рождества. Когда возник обычай носить кутью

Традиционное блюдо Рождественской вечери имеет много разных названий, но большинству людей оно известно как Кутья.

Это постное блюдо, готовящееся из зёрен пшеницы и ячменя в виде каши, с добавлением сахара, орехов, мёда и других ингредиентов.

Помимо приготовления кутьи, существует также традиция носить её крестным и другим кровным родственникам, а также просто близким людям.

Но, к сожалению, сегодня далеко не все знают, когда носят кутью и как правильно это делать. При этом стоит отметить, что традиция является достаточно популярной, а оттого необходимо узнать о ней более подробно.

Почему носят кутью и когда это правильно делать

Несмотря на то, что обряд ношения вечери является православным, пришёл он с юга Украины, ещё со времён язычества.

Главным посылом данной традиции остается пожелание благополучия, так как зерно, из которого готовится кутья, символизирует плодородие, мёд олицетворяет богатство, а грецкие орехи – могущество.

Но при этом сама процедура приготовления блюда не относится к легким, отчего напоминает людям, что благополучие, как и любые плоды, достигается только при помощи усердного труда.

Таким образом подношение вечери проводилось для тех людей, которые своим трудом заслужили определённое уважение.

С приходом христианства традиция была немного изменена, но основной принцип сохранился прежним – желание благополучия, богатства и могущества.

Ношение вечери называют ещё «крестным ходом», потому что кутью принято относить близким и кровным родственникам, как символ единения семьи. Причём в первую очередь это касалось крестных родителей, которых благодарили за то, что те присутствовали на втором рождении ребёнка, каким считается обряд крещения, и приняли на себя ответственность молиться и духовно наставлять ребёнка на путь истинный.

Именно поэтому кутью должны носить непосредственно сами дети.

В дохристианский период подобную благодарность дети оказывали повитухам, которые фактически помогали появиться младенцу на свет, а потому считались второй матерью. Но постепенно эту роль переняли на себя кумовья по отношению к родителям крестника.

Помимо этого нужно помнить, что дети являются символом духовной чистоты и надежды на лучшее будущее. А потому крайне важным является поздравление детьми, помимо вторых родителей, и остальных своих родственников.

Также по этой причине традиционно первыми приготовленную кутью должны попробовать дети, а затем и все остальные члены семьи.

Кутью готовят в Сочельник, перед Рождеством, поэтому вечерю носят после захода солнца 6 января.

В древние времена праздничным блюдом кормили не только родственников, но и домашний скот, но не просто бросая еду, а специальным ритуальным способом, так как животные являлись одним из главных символов благополучия.

Но сегодня подобные ритуалы уже не проводятся, а ещё, помимо 6-го января, допускается ношение кутьи и вечером 7-го числа. Хотя в Рождество пост уже заканчивался, а так как кутья все-таки блюдо постное, то его и готовили именно на Сочельник.

Как готовить настоящую Кутью

Сегодня существует множество рецептов кутьи, но все они разделяются на три вида блюда:

  • богатая – которую готовят в канун Рождества,
  • щедрая – праздничное угощение на Новый Год?
  • голодная – на Крещение.

Соответственно, их этих вариантов только богатая может использоваться для крестного хода.

Для того, чтобы приготовить традиционную кутью, необходимо взять крупу из зерен пшеницы или ячменя. Но сегодня также можно использовать гречку, рис, овес, перловку и любой другой ингредиент по вкусу для приготовления каши.

Традиционный рецепт кутьи на Рождество

Если готовить кутью по традиционному рецепту, то на один стакан пшеницы потребуется по сто грамм изюма, грецкого ореха и мака, а также две столовых ложки меда.

Зерна должны быть хорошо перебранные, без мусора, поэтому, если понадобится, придется перебрать их вручную.

Затем залить холодной водой и оставить как минимум на 2-3 часа, а возможно и на всю ночь, пока зёрна не набухнут. Но при использовании шлифованной пшеницы данное замачивание не требуется.

Для того, чтобы сварить пшеницу, необходимо взять два стакана воды на шлифованную и три на обычную. Процесс варки лучше осуществлять в толстостенной или чугунной кастрюле, до тех пор, пока пшеница полностью не размякнет.

Мак нужно варить примерно 10 минут, затем тщательно процедить, дождавшись, пока стечёт абсолютно вся вода.

Изюм хорошо промыть и залить кипятком, после чего продержать так в течение 20 минут и ополоснуть.

А орехи поджарить на сковороде и порубить ножом на мелкие кусочки. После этого перемешать и добавить к ним мёда.

Популярная кутья из риса

Но более популярной сегодня является кутья на Рождество, сделанная на рисе, тем более, что готовится она проще, нежели пшеничная.

Для этого на стакан риса используется полтора-два стакана воды, которую нужно сначала довести до состояния кипения, затем засыпать рис и варить в кастрюле с закрытой крышкой порядка трёх минут на сильном огне, после ещё шесть минут на среднем и в заключении три минуты на маленьком. После этого ещё 12 минут подержать крупу в кастрюле, не открывая крышки, чтобы рис как следует пропарился.

Узвар - необходимый атрибут кутьи

Также кутья заправляется узваром, который, по сути, является компотом.

Для приготовления необходимо промыть сухофрукты, затем засыпать их в холодную воду и уже вместе с фруктами довести до стояния кипения.

Что касается отваренных сухофруктов, то небольшую часть из них можно, измельчив, добавить в блюдо.

Как украсить кутью

Когда блюдо будет приготовлено, кашу выкладывают в глубокую тарелку.

Важным моментом является то, что если варилась обычная пшеница, то мёд заливается в кашу прямо перед подачей на стол или перед походом к родственникам. Потому что если мёд окажется в каше слишком рано, то оригинальный вкус кутьи будет испорчен.

Украшать данное блюдо особенно не приходится, так как оно само по себе считается красивым. Но современные кулинары для того, чтобы придать кутье ещё более привлекательный вид, сверху укладывают кусочки орехов, цукатов, разноцветных драже, посыпают тертым шоколадом.

1. На Святках пели колядки и щедровки. Вечером под Рождество дети носили по дворам кутью: «Прислав батько и маты, натэ вам вэчерю». Хозяева должны попробовать кутью и дать за это денег или конфет. Взрослые ходили ряжеными на Святки: рядились в вывернутые шубы, бабы - в мужиков, мужики - в баб. Пели: «Щедрик-пэдрик, дайте варэнык».

На Новый год рано утром ходили посевать одни мужики. С собой брали и семечки у кармани, и пшениця у кармани. Заходили в дом и кидали пшеницу, семечки или просо в святой угол, приговаривали: «Сию, вию, повываю». Девки на Святки гадали.

х. Индычий (Косяченко П.Т.1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

2. На Святки ходили колядовать ряженые в цыган, в вывернутые шубы. Детвора ходит по дворам с кутьёй под Рождество, за это им давали деньги. Дети говорили: «Прислав батько и маты, на-тэ вам вэчерю». Хозяева должны попробовать три ложки каши и помянуть умерших родителей.

Под Рождество ходили щедровать: «Тётя, шо варыла, шо пэкла... »

На Меланку (13 января) ходили и замужние бабы, и незамужние девки, пели: «Мэланья прэбога-та дала на церкву стребла, злата.», им что-нибудь давали - сало или еще что.

Утром на Новый год ходили посыпать только парни. Приходили они очень рано, садились на порог. Хозяева при этом говорили: «Шоб куры плодылысь и петухи шоб былы». Парни потом посыпали пшеницей и приговаривали посевание. За посевание парням давали деньги.

На Святках собирались на игрища, играли там на балалайках, гармошках. Играли «в кольца»: ведущий незаметно отдаёт кому-нибудь кольцо, а второй играющий должен угадать - у кого оно. Если угадал - целует того, у кого оно было.

Девки гадали: под Новый год делали из спичек колодец и клали его возле подушки на ночь. Какой парень придёт во сне воду пить - тот и жених будущий; кидали сапог через ворота; писали на бумажках разные мужские имена, мешали их и тянули, какое имя вытянешь - так и жениха звать будут.

На Святках парни снимают калитку или ворота в доме, где живёт какая-нибудь девка, и прячут. Это забава такая была.

На Святки коноплю прясть было нельзя, только шерсть.

х. Индычий (Ивановская А.Т.1915 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

3. Посыпать на Новый год рано утром приходил один мальчик. Он раскидывал пшеницу, разное зерно: «Ходыв Илья до Васылья.» За посевание давали деньги.

х. Индычий (Мантулина В.М.) ВГУ АКТЛФ 2003.

4. Под Рождество малые дети носили по дворам кутью: «Вам пощедрувать? - Да щедруйтэ». А то начинают разни припевки там.

Щедровать на Меланку ходили не только замужние, но и незамужние девки. За это им давали пироги, яйца, яблоки.

с. Красносёловка (Очеретяная М.Г. 1929 г.р., Солодовникова О.Г. 1918 г.р., Зацепилова М.С. 1930 г.р.)

ВГУ АКТЛФ 2003.

5. На Святках катались на лошадях с колокольчиками. Положено было сватать до Святок. А на Рождество засватанную девушку катали отдельно. Катались с гор.

На Крещенье вырубали прорубь в форме квадрата или круга. Катали молодых на лошадях. с. Красносёловка (Провоторова О.А. 1914 г.р., Мальева В.Н. 1927 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

6. На Новый Год снаряжались, одевали белые цветистые платки, кричали авсени: «Добрый вечер, добрый день, прокричим мы вам авсень. У нашего пана весь двор на помосте, радуйся Боже, веселися, Боже».

Петь авсени ходили ребята и девки. Катались на лошадях, лошади были перевязаны белыми лентами, вышивали накидки на лошадей, выбивали края (зубцы) на накидках. На первых лошадях везли молодуху, там были колокольчики. Катались по селу на лошадях с гармонью.

с. Краснофлотское (Маслова Р.А. 1939 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

7. В ночь перед Крещением ставились крестики на окнах и дверях. Ещё перед Крещением гадали. Молодёжь гадала на зеркалах на невесту или жениха. Гадали на луковицах: на 12 луковицах предсказывали погоду в каждом месяце нового года.

с. Краснофлотское (Мухоркина М.С. 1936 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

8. На Крещение вырубали прорубь в виде креста. Пускали голубей и стреляли из ружья.

9. Вечером под Рождество и мальчики, и девочки лет 10-13 носили по дворам кутью. Хозяева должны были кутью попробовать, и за это давали детям гостинцы. Когда приносили кутью, говорили: «Принэсли вам вэчерю».

Посыпать ходили только хлопци лет 16, девочки не ходили. Заходили во двор и спрашивали: «Можна пасыпать?» А им кажа: «Пожалуйста». Тогда они заходят в дом, подходят к иконам и приговаривают: «Роды, Божи, пшэныцю и всяку пашаныцю... » За посыпание хозяева давали гостинцы.

х. Мироновка (Богомолова П.Ф. 1923 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

10. Под Рождество кутью носили дети: «Прислав батько и маты, наты вам вэчэрю». Хозяева должны попробовать одну-две ложки каши. Детям за это давали деньги, конфеты.

Посыпать ходили под Новый год одни парни 15-16 лет. Приходили они утром рано, посыпали горохом. Парням за это давали деньги и пряники - барыни и коныки.

Ходили по дворам на Меланку, пели: «Милания прэбогата, дала на церкву стребла, злата... »

На Меланку ходили по дворам только замужние бабы. Хозяева давали им за меланки по поляныци (хлеб), по куску сала, колбасы. Бабы возили с собой санки, на которые складывали, что им давали.

Щедровать ходили только девки: «Щедровунька щедрувала, пид виконочком стояла, шо ты, тётка, напэкла - нэси минэ до викна».

с. Пески (Курочкина П.Д. 1936 г.р., Крахмалёва П.А. 1913 г.р., Гребенникова Е.Н. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

11. Под Рождество дети носили по дворам кутью. Хозяева должны попробовать кашу и дать детям конфеты, печенье - коники, пряники. Коников пекли только на Рождество. Ходили щедровать на Святки, были ряженые.

Посевать ходили хлопцы неженатые. Заходять и пшеныцю на образ сыплять, при этом говорят: «На счастье, на здоровье, на Новый год». Приходили они рано утром. с. Пески (Полященко Е.Я. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

12. На Рождество стол готовили «кто как жил» (если богато - богатый стол, если бедно - бедный). Ходили щедровали, это называлось Щедрый вечер или Добрый вечер. По дворам ходили в основном дети и несли кутю (кутю готовили старики). Хозяин дома должен был съесть три ложки, «в честь того, чтоб дал яку-нибудь подаяние». В основном просили сало. При этом пели такую щед-ровальную песню: «Прибогатая Милания, дай сёму дому сияния, дайте кусок сала, чтоб ваша дочка плясала». Если ничего не давали, то говорили что-нибудь поганое хозяину.

Новый год встречали 14 января. Был обычай - Посыпальники. Рано утром, с зарёю, заходили в дом и посыпали пол разными семенами со словами: «На счастье, на здороье, на Новый год, роди, Боже, жито, пашаныцу и всяку кашаныцу, быка и телыцу».

Были гадания. Заносили в дом курицу, ставили перед ней чашку с водой, насыпали зерно и клали зеркало. Если курица пила воду, значит, муж будет пьяница, если клевала зерно - работящий, смотрелась в зеркало - щёголь. Еще брали каравай и ночью, в 12 часов, выходили за ворота, спрашивали: «Доля, в яку сторону мне замуж выходить?» Откуда первый звук раздавался, оттуда и будет муж. Подходили ночью к воротам и бросали через них башмак. В какую сторону он носом ложился, оттуда и будет муж.

с. Старая Криуша (Божкова А.П. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

13. На Святках ходили щедрувать: «Щедрый вэчер, добрый вэчер.» Тем, кто ходил щедру-вать, за щедровки давали хлеб, сало. Ходили взрослые бабы и мужики.

Пекли печенье - коныков, барышень.

с. Старомеловая (Феденко А.М. 1921 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

14. Девчата носили кутью. Посыпать ходили холостые парни.

Виршувать ходили утром на Старый Новый год дети: «Виршов, виршов, я до тэбэ пришёв. Открывай сундучок, доставай пятачок».

с. Старомеловая (Бедная Т.И. 1938 г.р., Усикова Н.Н. 1940г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

15. Кутью носили по дворам под Рождество дети 6-7 лет: «Вам кутью трэба?» Попробуют хозяева кашу и дают за это пряник или конфету.

Щедровать ходили под Новый год: «Яко встану я рано, на восток гляну».

Виршувать ходили вечером под Новый год и дети, и взрослые. Утром на Новый год посыпали пшеницей: «Сею, вею, повэваю.»

На Меланку по дворам ходили замужние бабы.

с. Старомеловая (Семененко М.Н. 1918 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

16. Под Рождество носят кутью и дети, и взрослые. Хозяева детям за кутью давали конфеты, пряники, а взрослым - наливали или деньги давали. Кутью делали ячменную.

Утром на Новый год посыпать ходили только парни. Рассыпали они зерно - пшеницу. Утром на Новый год ходили виршувать и дети, и взрослые. Им за это давали пряники, конфеты, деньги.

Щедровать ходили женщины. Под Меланку ходили по дворам только женщины. с. Старомеловая (Малёванный В. А. 1925 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

17. Посыпать утром рано на Новый год ходили одни мальчики лет по десять. Придуть, кажуть: «С Новым годом, з новым щастьем» - сыплють. Кидают пшеницу на покуть.

Ходили на Святках виршувать.

с. Старомеловая (Шевцова А.С. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

18. На Рождество дети разносили кутью по домам. Кутью варили из риса и толчёного ячменя.

Посыпать утром рано на Новый год ходили одни мальчики.

с. Старомеловая (Косяченко Е.С. 1926 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

19. На Рождество люди варили холодец, рубили и коптили курей. На Святый вечер (6 января) носыли кутю. Заходыли в дом да говорыли: «Можно до вас? Мамка с папкой послалы. Покуштуй-те!» За кутю давали исты: пырогы, конфэты, кишку (домашнюю колбасу). Ходили и взрослые, и дети, Христа славили: «Рождество твоё, Христе Боже».

Рядом с селом находились пруды и речка. На Крещенье на них делали Иордань и освящённой водой из неё весь год пользовались как целебной. На этот праздник катались на леднях (решето, обмазываемое коровьим навозом, замерзало, покрывалось водой, опять замерзало и служило санями) и играли в игры.

Для игр собирались в доме у сироты или снимали комнату у вдовы. Играли в святочные игры, пели и плясали, гадали с кольцом (собирали у всех кольца и под песню вытаскивали, что говорилось в песне, то должно было случиться с хозяином кольца). Одна из игр называлась «пряжки». Все девушки садились в один круг, в соседний круг - парни. Один из них брал девушку за руку - «Продаёшь?» Если ответ был положительный, то уводил с собой, если отрицательный, то били пряжкой от пояса три раза.

На Новый Год щедровали. Ребята разбрасывали пшеничные зёрна, кричали: «Сею, вею, посеваю, с Новым Годом поздравляю. Дай вам Бог».

На Крещенье рисовали крест на дверях мелом и подписывали: «Яко с вами Бог».

с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

20. Щедровщики заходили в дом или на подворье и говорили: «Щедрый вечер, добрый вечер! Вам пощедровать? Щедровочка щедровала, пид оконце забигала, дай ты нам тришке, чиво Бог послав!» или: «Дай пирог без ног, чтоб не убёг», «Дайте кишку (домашнюю колбасу), не то сниму крышку».

Если люди отказывались, то им говорили что-нибудь вроде: «У, жадна скотына». с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

За давним обычаем рождественское приготовление начинается задолго до Рождества с духовных и материальных приготовлений. Этот день называется Святой вечер, он попадает на 6 января. В этот вечер все семьи собираются за праздничным столом, и в каждом доме веяло уютом и достатком, праздничные столы просто гнулись от блюд.

Очень важным событием считалась сама подготовка к рождественско-новогодним обрядам. С поры уборки зерна с полей сохраняли Дидуха и отбирали ароматное сено. До праздников заканчивали всю работу по хозяйству. По обычаю все хозяйки заканчивали к этому дню уборку в доме, белили дом, застилали новые и чистые скатерти, рядна и рушники. Старались купить новую одежду всем членам семьи или вышить вручную, купить новую красивую посуду. Из собственного прополиса готовили свечи, при этом произносили специальные молитвы. В подготовке к такому великому празднику была задействована вся семья.

Утреннее приготовление начиналось еще до рассвета. Первым магическим действием было добывание нового огня. Женщина за 12 дней до этого клала под образом кремень и кресало, 12 полен сушила в доме 12 дней и 6 числа утром добывали огонь, стоя лицом к восходу солнца. Подпаливаются этим огнем в печи эти 12 полен. Далее хозяйка приступает к приготовлению 12 святых вечерних блюд: варит узвар, горох, грибы, фасоль, жарит капусту, рыбу, картофель, вареники, варится каша гречневая, голубцы с пшеном, коржи с маком и самое главное блюдо - это кутья, она может быть из разных круп: пшеница, рис, ячмень. Во всем помогают дети. В таком постном ужине преподносятся все плоды поля, огорода и сада, алкоголя на столе нет.

После этого хозяин идет кормить и поить скот, чистить дорогу от снега и просматривать двор. Перед Святым вечером не положено одалживать у кого-то деньги, а если есть долги, то все они возвращаются.

В Святой вечер все члены семьи обязательно должны быть дома. В гости в такой день ходить не положено. Нельзя ругаться, а если с кем-то в ссоре, то нужно помириться. В этот день было много обрядов и гаданий.

По традиции за стол садились все члены семьи, и самый старший - хозяин - первым пробовал кутью. Затем вся семья приступали к ужину, тоже первой ложкой была кутья. Святая Вечеря длилась до четырех часов, говорили все о добром и тихо. А после ужина принято не убирать со стола кутью, набрать рюмку и положить чистое белое полотенце, считалось, что духи придут второй раз на ужин. А свечи, которые зажигались, не тушили, они должны сами догореть. И хозяева не спать ложились, а просто отдохнуть.

В этот день не едят, а постятся, и только к ужину садятся все к столу и обязательно всей семьей. Когда вечереет, начинается приготовление домашнего венца. А хозяин вносит Дидуха - сноп жита. Заходит на порог и здоровается, желает здоровья и достатка. Затем хозяин крестится и преподносит Дидуха, ставит под образом, перевязанным железными прутами, и кладет рядом ярмо, чепиги от плуга и хомута. А хозяйка тем временем достает из шкатулки новую белую скатерть и все это накрывает.

Украшение дома и праздничного стола

Хозяин приносит немного ароматного сена и соломы. Солому расстилает по полу, а с сена берет небольшой пучок и кладет на край стола, ребенок до семи лет кладет на него три ломтика хлеба, соль и свечу. А из остального сена делает стог под столом. Такими обрядами хозяева избавляются от злых духов на весь год. Хозяева с испеченным святым хлебом и ладаном обходят весь двор, погреба и хлев.

В доме под скатерть праздничного стола хозяйка кладет по углам по головке чеснока, такой обряд отгоняет злых духов.

Дети стоят у окна и с нетерпением ждут первую звезду на небе. А означает это рождение Сына Божьего, после этого проводятся обряды и все садятся за стол.

Особое внимание уделяли домашним животным. Когда на небе взошла первая звезда, хозяин кормит скот, он берет в миску по несколько ложек каждого блюда, хозяйка дает ему еще буханку хлеба и черпак меда, а для собаки отдельно кусок хлеба. В эти дни не кричали, не ругались и ни в коем случае никого не били даже из животных.

Вернувшись от скота, хозяин опять клал в тарелку по ложке всех святвечерних блюд, ставил поверх миски кухоль с медом, стакан воды, ложил калач, несколько орехов и яблок. Держит миску в левой руке, а в правой держит бич из цепи. Выходит хозяин на порог, хозяйка заперла за ним дверь, все в доме утихли и сидят молча, даже не шевелятся. Тем временем хозяин начинает говорить слова приглашения к морозу, волку и злым ветрам на кутью и цепом угрожает: а как не пойдешь, то и не приходи на жито, пшеницу. Потом хозяин возвращается в дом и запирает за собой дверь, никто уже из дома не выходит.

Общий ужин всего рода

В этот день приходят все мертвые родственники и проводят трапезу всем родом. На окнах или на столе для мертвых родственников оставляли узвар и кутью. Посуду не мыли в этот день. Когда все сели за стол, хозяин приглашает мертвые души, берет миску с кутьей, ставит ее на полотно и ставит подпаленную свечу в миску. С миской хозяин обходит вокруг стола по часовой стрелке. Затем хозяин и все члены семьи становятся на колени перед образом и молятся за мертвые души. Затем все крестятся три раза и произносят молитву за себя. Хозяйка берет кутью и ставит на стол, все приступают к Святой Вечере. Все блюда должны обязательно быть постными, так как этот день пропадает на последний день пилиповского поста.

Обязательно на святвечер должно присутствовать на столе: кутья, узвар, свечи, соль, чеснок. Если в этот вечер кто-то из членов семьи отсутствует, ему ставят тарелку, а если пришел гость, то это считалось благословением, его приглашают к столу. Из-за стола никто не выходит, никто много не говорит. Хозяин берет в ложку немного кутьи и подкидывает три раза к потолку, приговаривая при этом специальные слова. Если за столом чихнет сын, то отец ему дарит лошадь, а если дочь, то ей дарит теленка. В некоторых регионах Украины носят ужин родственникам. После святвечери все начинают играть. Наигравшись в народные обрядовые игры, младшие дети ложатся спать, а старшие несут ужин родственникам. Родители просто отдыхают, но не спят.

Народные приметы

  • Звездное небо - на урожай гороха и куры будут хорошо нестись.
  • Луна на небе - урожай на баштаны.
  • Идет снег - урожай на яблоки.
  • Изморозь на деревьях - урожай в саду.
  • Если после ужина небо чистое и звездное - сухое и урожайное лето, и наоборот.
  • После ужина ложки перевязывать житом, чтоб коровы не терялись на паше.

Также в этот день все ворожили. Кто-то гадал на суженого, кто-то хотел замуж или жениться. Тот, кто хотел узнать с кем судьба сведет, умывался чистой водой, для того чтоб лицо всегда было розовым и красивым. Молодежь гадает на суженого, а пожилые люди - на долголетие. Маленькие дети просто гуляют.

Традиционно, 6 января крестники носят своим крестным родителям вечерю - кутью. Это одна из Рождественских традиций, которые издревле почитаются христианами. Таким образом, подчеркиваются милосердие, предписывающей христианам помогать ближнему.

Праздник Рождества Христова имеет особое значение для людей, исповедующих христианскую веру. Его принято отмечать «богато» и хозяйки знают, что на столе должно быть 12 блюд. Кроме этого, существуют и другие традиции и обряды, передающиеся с поколения в поколения.

Кутья на Рождество когда носят, что говорят, что готовить: история этого праздника и обрядов, посвященных Рождеству Христову

Совсем давно, когда наши предки поклонялись разным божествам, в этот день у них был праздник «Корочуна». В этот день они приветствовали солнце, просили у богов хорошего урожая в будущем году, приплода скота и здоровья. Люди верили, что в этот период они все вокруг наделяется чудодейственной силой, по этому, данный праздник всегда ожидали с особым трепетом. Приход христианства наделил давние традиции новым содержанием, христианскими идеалами, идеями правды, любви, всепрощения Слова, щедрости, совершенствования.

Согласно Священному Писанию, Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме. В тот момент, когда младенец появился на свет, на небе зажглась звезда, которая указала волхвам путь к нему. Пройдя в указанном направлении, они отыскали хлев, в котором была Дева Мария с Иисусом Христом на руках.

Само Рождество Христово отмечают 7 января, но в Сочельник (канун Рождества), принято собираться всей семьей за праздничным столом. К трапезе приступают после восхождения первой звезды на небе.

Рождество Христово – это праздник, несущий в себе добро и веру в светлое будущее, он наполняет души каждого человека самыми светлыми красками.

Кутья на Рождество когда носят, что говорят, что готовить: когда несут вечерю крестным родителям

Разносят вечерю своим крестным родителям в Сочельник. При этом принято произносить следующие слова: «Добрый вечер, Святой Вечер! Отец с мамкой вечерю вам предали». Традиционно, крестные принимают своих крестников и дарят подарки.

Кутья на Рождество когда носят, что говорят, что готовить: что готовить на праздничный стол, рецепты кутьи

Рождеству Христовому предшествует 40-дневных пост. Также, и праздничный ужин должен состоять из постных блюд, которых должно быть не менее двенадцати. Такое число символизирует количество Апостолов Христовых.

Традиционно, готовят пирожки с разными начинками, узвар, постные голубцы, рыбные блюда и обязательно кутью (ее еще называют колыво, канун, сочиво). У каждой хозяйки имеется свой особый рецепт приготовления основного праздничного блюда, с которого должна начинаться трапеза. Ниже приведены наиболее оригинальные рецепты, которыми с легкостью сможет воспользоваться каждый желающий.

Кутья из риса с миндалем и курагой. Для приготовления рисовой кутьи необходимо предварительно отварить рис, добавив в воду щепотку соли. К готовому рису добавить измельченный мак, миндальную крошку и мелко нарезанную курагу. Все заправить медом, или сахаром по вкусу.

Кутья с мармеладом. Перловую крупу предварительно промыть и отварить в течении 1,5-2 часов. За 10 минут до окончания варки добавить изюм. После к готовой каше добавляют измельченные орехи, мед и узвар. Перед подачей посыпают мармеладом.

Кутья из пшеницы. Пшеницу необходимо промыть, замочить в холодной воде на 3 часа, затем снова промыть и отварить до готовности в течении двух часов. После чего нужно добавить в кашу изюм, посолить и варить еще 30 минут, затем отбросить на дуршлаг. В кутью добавляют мед и грецкие орехи.

Материалы партнеров

Реклама

В народе есть много примет, в которых особое внимание уделяется подаренным вязаным вещам, в особенности свитерам для мужчин. Некоторые считают, что подарок долж...

Тенденции в моде на шубы в 2020 году, которые отличаются разнообразием, порадуют самых взыскательных красавиц. Каждая женщина из предложенных вариантов сможет в...