Когда в пакистане появилось ядерное оружие. Как пакистан получил ядерное оружие. Военная ядерная программа Пакистана

Дели и Исламабад обменялись угрозами сурово наказать друг друга за возможную агрессию. Поводом послужило интервью индийского командующего, сказавшего, что его войска могут предпринять неядерную атаку в ответ на теракт. Пакистан, который усовершенствовал тактические ядерные средства, назвал это приглашением к атомному конфликту. Отношения между соседями обострились на фоне усиления нажима на Исламабад со стороны его военного партнера - Вашингтона.

На первый взгляд выступления генерала Бипина Равата, командующего индийскими сухопутными войсками, и министра иностранных дел Пакистана Хаваджи Асифа – это не более чем эпизод информационной войны между враждующими соседями.

«Мы покажем, что они блефуют. Если будет приказ, мы не скажем, что не можем перейти границу, потому что у них есть ядерное оружие», – сказал Рават в беседе с репортерами. «Очень безответственное заявление. Равносильно приглашению к ядерному конфликту. Если они именно этого желают, мы приглашаем их испытать нашу решимость», – ответил Асиф.

Подоплека этого «обмена любезностями» не может не вызывать тревоги. Пакистан совершенствует тактическое ядерное оружие. Якобы только оно и удерживает Индию от новой войны против Пакистана с применением конвенционных средств.

В беседе с «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников отметил: «Пакистанское тактическое ядерное оружие – в основном тактические ракеты с возможностью установки ядерных боеголовок малого размера. Эти ракеты Пакистан в течение длительного времени размещает вблизи пакистано-индийской границы. Баллистических ракет дальнего радиуса действия у него нет. Проходят испытания ракет на кораблях, есть ракеты воздушного базирования. Но в доктринах войны с вероятным противником (это Индия) главное место у ракет «земля–земля». Они размещаются близ границы со времени ядерного противостояния 2001–2002 годов. То есть пакистанские генералы понимают, что, если Индия нанесет удар сухопутными силами, единственно возможный ответ – ракеты с ядерными боеголовками. Они достают до основных стратегических центров, прежде всего на севере Индии.

«Поэтому индийские военные принимают во внимание факт, что ответный удар возможен. Но Индия, как и Китай, приняла на себя обязательство о неприменении первой ядерного оружия. Так что речь идет о том варианте конфликта, когда Индия применит сухопутные силы. Тут Индия опережает Пакистан по численности вооруженных сил. Хотя у Пакистана достаточно мощная армия, – пояснил эксперт. – Индия во время противостояния 2001–2002 годов разработала доктрину «Холодный старт». Она предусматривает упреждающие удары сухопутными силами без применения ядерного оружия по основным центрам в глубине территории Пакистана. Эта доктрина найдет применение, если с территории Пакистана будет организован мощный теракт на территории Индии». Самое главное: индийцы готовы первыми нанести такой удар, чтобы упредить возможную пакистанскую ядерную атаку. Пакистан не брал на себя обязательство о неприменении первым ядерного оружия.

Заявление командующего индийскими сухопутными войсками прозвучало на фоне заметного ухудшения отношений между странами-антагонистами, подчеркнул Сотников.

Но и союзник Пакистана времен холодной войны – Вашингтон тоже усиливает на него давление. Президент США Дональд Трамп обвинил Пакистан во «лжи и обмане». После этого США объявили, что приостанавливают военную помощь Пакистану. В ответ, как передает Би-би-си, министр обороны Пакистана Хуррам Дасгир заявил, что Пакистан не будет делиться с США разведывательной информацией. А глава МИДа Асиф подлил масла в огонь, сказав, что Пакистан и США больше не союзники.

Корни разногласий состоят в том, что Пакистан предоставляет убежище на своей земле таким террористическим группам, как «Талибское движение Пакистана» (запрещено в России) и «Сеть Хаккани». А эти организации не только участвуют в военных операциях в Афганистане против афганских сил безопасности, но и даже против американцев.

Пакистанская военная разведка не хочет бросить этих своих клиентов, так как они помогают Пакистану противодействовать влиянию Индии в Афганистане.

Наличие ядерных сил у Исламской Республики Пакистан является принципиальным моментом в развитии мировой истории. Это вполне закономерный и естественный шаг для страны, которая при довольно низком жизненном уровне населения выдвигает на первый план приоритеты защиты своего национального суверенитета. Причины этого запрограммированного явления кроются в самой истории возникновения Пакистана, его современном положении на политической карте мира.

Дело в том, что наличие в Британской Индии, куда органически входили современные территории Пакистана, Индии и Цейлона, наиболее крупных религиозных общин -- индуисткой и мусульманской -- должно было рано или поздно привести к такому политическому состоянию, когда каждая из них потребовала бы полной самостоятельности как в государственном управлении, так и тем более в представительстве на международной арене.

После восстания 1857 года против англичан, разгромивших повстанцев, самым авторитетным лидером мусульманского населения тогда еще единой страны стал Сайид Ахмад-шах, проповедовавший западные ценности и выступавший за тесные политические и экономические связи с Англией. пакистан ядерный исламский

Важность Британской Индии для Англии была столь велика и в стратегическом и тем более в экономическом плане, что вице-король Индии лорд Керзон сказал: «Если мы потеряем Индию, то солнце Британской империи закатится». И чтобы предупредить все последствия такого раздела в будущем, уже тогда стала закладываться политика противостояния между религиозными общинами -- их междоусобная война всегда будет отвлекать внимание от внешнеполитических интересов промышленно развитых стран.

Именно поэтому уже в 1883 году Ахмад-шаху удалось провести в жизнь правило раздельного голосования для мусульман и индусов, а в 1885 году был основан университет, куда принимали только мусульман. Более того, именно по его наущению в 1887 году мусульмане стали выходить из Индийского национального конгресса, который был образован в 1885 году.

После смерти Ахамд-шаха в Дакке в 1906 году была образована Всеиндийская мусульманская лига, которая провозгласила своей целью создание исключительно независимого исламского государства на территории Индии под названием Пакистан, которое переводится как «страна чистых».

Однако на политической сцене британской Индии появился Махатма Ганди, который благодаря своей религиозной терпимости сумел стать признанным лидером фактически всех политических сил страны.

Но в то же время такие личности, как Мухаммад Али Джинна и поэт-философ Мухаммад Икбаль, писавший зажигательные проповеди к единоверцам, сумели практически полностью сагитировать мусульман на создание государства Пакистан. В конце декабря 1930 года на съезде Мусульманской лиги М. Икбаль высказался за категорическое выделение из состава британской Индии в полностью самостоятельное исламское государство. А в марте 1940 года Мусульманская лига во главе с Джинной провозгласила свою основную цель -- создание Пакистана. Интересный факт: название Пакистан предложил Чаудхури Рахмат Али, который жил в Англии и учился в Кембридже.

Как мы видим, у истоков создания нового государства стояли образованные и грамотные люди, которые сумели повести за собой миллионы отсталых и непросвещенных людей. Есть чему поучиться у английской дипломатии, ее политиков и системы воспитания.

Для того чтобы конституционно узаконить независимость мусульман в территориальных регионах Индии, в 1940 году в Лахоре была принята декларация, где говорилось об «ареалах, в которых мусульмане составляют численное большинство. Их следует объединить для конституирования независимых штатов, в которых территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».

И сразу же начались религиозные погромы, приведшие к миллионным переселениям беженцев. Число погибших, по некоторым данным, превышало 300 тысяч человек. А в октябре 1947 года начались вооруженные действия между двумя государственными новообразованиями из-за территории Кашмира, три четверти которого составляют мусульмане, но власть принадлежит руководителям индуисткой общины.

До 1 января 1949 года шли кровопролитные бои, территориальная и тем более религиозная проблемы так и не были разрешены. Более того, и сегодня говорить о мирном решении всех споров между Исламской Республикой Пакистан и Соединенными Штатами Индия не представляется целесообразным. Сейчас трудно даже предположить все те последствия, которые в будущем могут возникнуть между двумя странами.

Вооруженное противостояние между двумя странами будет иметь достаточно длительное продолжение, напоминающее ситуацию отсутствия всякого мирного договора между Израилем и Палестиной, Азербайджаном и Арменией, Абхазией и Южной Осетией, с одной стороны, и Грузией -- с другой.

Именно поэтому «ядерный потенциал и стал главной силой сдерживания и помог установить мир в регионе», -- заявил премьер-министр Пакистана Шаукат Азиз. Далее он утверждает, что «в 2002 году, когда Индия развернула у наших границ миллионную армию, … лишь факт наличия у Пакистана ядерного оружия вынудил индийцев отказаться от планов вторжения».

Забегая вперед, отметим, что вполне предсказуемый конфликт между Исламской Республикой Пакистан и Соединенными Штатами Индия может привести к использованию сторонами ядерного оружия.

Война за Кашмир в будущем реальна, как реальна и диверсионная деятельность с обеих сторон, которая проходила, проходит и будет проходить без временных ограничений. Конфронтация так велика, что решение всех спорных вопросов мирным путем очень проблематично, и именно поэтому на сцену выступает такой жесткий фактор, как ядерное оружие.

Как отмечают многочисленные эксперты, оценить число и типы ядерного оружия в арсенале Пакистана практически невозможно. Все окружено грифом секретности и подозрительности.

Вообще история создания атомного оружия Пакистаном представляет собой весьма увлекательное по своему действию описание. Как утверждают некоторые специалисты, премьер-министр Зульфикар Али Бхутто после поражения от Индии в войне за восточные провинции 24 января 1972 года собрал ведущих физиков-ядерщиков. По мнению американского журналиста Тима Вейнера, Пакистан сумел создать такую сеть контрабанды, которая позволила ему похищать и покупать технологию производства атомного оружия.

Однако в реальности дело обстояло несколько иным образом. Прежде всего, надо отметить участие континентального Китая. Оно было настолько велико, что участие в этой программе Саудовской Аравии и Ливии было исключительно финансовым, особенно в 1973 и 1974 годах. Правда, некоторые американские журналисты полагают, что к разработке Пакистаном ядерного оружия причастны и США. По крайней мере, это оружие было создано с их молчаливого согласия.

Пропуская многочисленные подробности истории становления ядерной программы Пакистана, отметим, что в поставках оборудования для обогащения ядерной руды и создания отдельных компонентов играли свою роль такие страны, как Голландия, Бельгия, Германия, Франция и Швейцария.

После того как в результате государственного переворота Бхутто был свергнут, а затем казнен, создание ядерного оружия шло уже исключительно под контролем военной разведки ISI. Первую ядерную бомбу Пакистан испытал в 1998 году, буквально через две недели после того, как аналогичные испытания провела Индия.

Таким образом, когда Исламская Республика Пакистан заявила о себе как о стране, в которой присутствуют ядерные силы, мировое сообщество было поставлено перед фактом. Такое было под силу только США, СССР, континентальному Китаю и Соединенным Штатам Индии, у которых атомная составляющая в вооружении является совершенно самостоятельной структурной единицей.

Сейчас известно, что именно Абдул-Кадира Хан (Abdul Qadeer Khan) в своей научно-исследовательской лаборатории в Kahuta на севере Пакистана сумел создать атомную бомбу для своей страны. На этот центр работали более 1000 центрифуг для обогащения урана. Пакистан произвел достаточно расщепляющегося материала для 30-52 ядерных боеголовок.

Около двух месяцев назад в Пакистане было начато расследование в отношении Абдул-Кадира Хана -- главного ученого-ядерщика страны. В ходе расследования Хан признался, что передавал ядерные технологии Ирану, КНДР и Ливии. ЦРУ и МАГАТЭ установили, что он создал целую сеть по торговле ядерными секретами.

В начале февраля 2006 года президент Пакистана Первез Мушарраф удовлетворил поданное Ханом прошение о помиловании. При этом Мушарраф заявил, что не допустит независимого расследования деятельности Хана и не откроет ядерные объекты страны для международных инспекторов.

Ядерные взрывные устройства, как предполагают, базируются на проекте так называемой имплозии, что позволяет использовать твердое ядро высокообогащенного урана, затрачивая приблизительно 15-20 килограммов на боеголовку.

Напомним, что решение задачи о сходящихся сферических ударных и детонационных волнах и послужило теоретической основой принципа «имплозии». Именно имплозия дает возможность не только гораздо быстрее формировать критическую массу, но и обходиться меньшей массой ядерной взрывчатки.

Участие континентального Китая в создании ядерного оружия у Пакистана специалисты объясняют следующим фактом. Сейсмические размеры тестов, проведенных 28 и 30 мая 1998 года Исламабадом, позволяют предположить, что результаты были на уровне 9-12 и 4-6 килотонн соответственно. Так как во время китайских испытаний в 1960-х годах использовали подобные проекты, делается вывод о помощи Пекина Пакистану в 1970-х и 1980-х годах.

Однако главный принцип присутствия китайских специалистов-атомщиков в ядерных центрах Пакистана состоит в том, что вооруженные столкновения между континентальным Китаем и Соединенными Штатами Индии принимали такой локальный характер, расширение которого могло бы очень дорого обойтись обеим странам.

Так как ведение военных действий Пекином одновременно против островного Китая и Дели представляет собой более чем опасный вариант (в этом случае будут задействованы ВМС США), то вполне естественен стратегический план Китая, в соответствии с которым предполагается создание и использование ядерных сил Пакистана для отвлечения вооруженных сил Индии от границы с континентальным Китаем и их передислокации на запад, к границам Пакистана. Более того, именно наличие у Исламабада эффективных ядерных сил и будет служить основой стратегической безопасности для континентального Китая.

Анализируя качественную составляющую атомного оружия Пакистана, специалисты отмечают, что нет точных данных о том, какой сорт урана используется и в каком количестве. В течение двух десятилетий для производства расщепляющего материала для собственного ядерного оружия Пакистан задействовал газовый метод обогащения урана на центрифуге. Независимые специалисты в области атомных вооружений предполагают, что Исламабад имеет от 24 до 48 ядерных боеголовок.

Исламабад, сравнивая себя со странами -- обладателями ядерного оружия, считает, что он значительно отстает от них в области модернизации. Поэтому он недоволен своим оружием первого поколения и продолжает разрабатывать другие проекты в области обогащения урана. Предполагается, что на реакторе Хушаб (Khushab) в Джохарабаде (Joharabad), в районе Пенджаба, могут производить оружейный плутоний.

Наличие лития-6 позволяет «пакистанским» ученым получать тритий. Дело в том, что рядом с пакистанским Институтом ядерной науки и техники (Pinstech) в Равалпинди существует перерабатывающий завод, на котором можно получать тритий. Напомним: тритий используется в термоядерной реакции бустирования (усиления) первичного узла ядерного боезаряда. Термоядерный заряд представляет собой многоступенчатое взрывное устройство, мощность взрыва которого достигается за счет последовательно происходящих процессов: взрыва плутониевого заряда, а затем за счет созданной температуры реакции -- синтеза ядер трития с выделением еще большей энергии, которой можно "поджечь" заряд третьей ступени еще большей мощности, и т.д. Мощность взрывного устройства, сконструированного таким образом, может быть сколь угодно большой.

Традиционным методом производства трития является его наработка в реакторах при облучении нейтронами мишеней из изотопа лития-6. При хранении боеголовки потери трития в результате естественного распада составляют примерно 5,5% в год. Распадаясь, тритий превращается в гелий. Поэтому тритий подвергается периодической очистке от гелия.

Все эти усилия позволяют Пакистану не просто увеличить мощность своих ядерных сил, но и приступить к разработке термоядерного оружия. Ускорение данного процесса можно связывать с тем, что ядерный комитет Пакистана принял решение об адекватном ответе Индии на ее решение создать развернутую ядерную триаду: воздух - земля - море.

Именно усиление ядерной мощи и позволило Исламабаду начать свой атомный экспорт. Так, в частности, Пакистан готов оказать военную помощь Нигерии и превратить эту страну в ядерную державу. Как заявили в минобороны Нигерии, соответствующее предложение сделал генерал Мухаммад Азиз Хан (Muhammad Aziz Khan), глава пакистанского Объединенного комитета штабов, на встрече с нигерийским министром обороны в 2004 года. Хан заявил, что пакистанские военные разрабатывают целую программу сотрудничества, которая предусматривает помощь Нигерии в ядерной сфере. Какие именно вооружения, материалы или технологии могут быть переданы в рамках этой программы, не уточняется.

В конце января текущего года представитель нигерийского правительства объявил о подготовке предварительного договора с Северной Кореей, по условиям которого Нигерия получит ракетные технологии КНДР. Впоследствии это сообщение опровергли в Пхеньяне, а пресс-секретарь президента Нигерии заявил, что никакие соглашения пока не подписаны. Он добавил, что Нигерия не пытается получить оружие массового поражения, а ракеты планирует использовать исключительно в "миротворческих" целях и для защиты собственной территории.

Подводя итог, отметим, что научные исследования Пакистана в области ядерного оружия продвинулись уже до такой отметки, когда он в состоянии разрабатывать и термоядерный боеприпас. Что касается ядерных сил Пакистана, то они имеют реальную эффективность и в случае вооруженного конфликта с Индией при возникновении более чем неблагоприятной ситуации в обороноспособности своей страны будут использованы в полном объеме.

Игорь Игоревич Хохлов - российский политолог, эксперт по терроризму, наркобизнесу , ядерному нераспространению . Ядерное оружие Пакистана: ядерная программа Пакистана в 70-е-80-е годы, как охраняется пакистанское ядерное оружие , Аль-Каида пытается захватить атомную бомбу.

С момента своего основания в 1947 году, государство Пакистан перманентно испытывает стрессы различного характера: военные (со стороны Индии и, в последнее время, пакистанских талибов и ядерный арсенал после стран-членов ядерного клуба и Израиля - количество ядерных боезарядов по оценкам различных экспертов колеблется от 60 до 150 атомных боеголовок. Политическая нестабильность, этнические конфликты, экономическая отсталость, большой разрыв между богатой проамериканской элитой и сильными антизападными настроениями бедноты в сочетании со значительным ядерным арсеналом создают взрывоопасную ситуацию внутри самого Пакистана, просчитать все последствия которой в настоящее время не представляется возможным.

Складывающаяся в Пакистане обстановка не исключает попадание ядерного оружия в руки экстремистов, террористов, исламских радикалов или радикально настроенных пакистанских военных, с ненавистью относящихся к западным ценностям в целом и к политике США в частности.

Все это способствовало тому, что угроза попадания пакистанского ядерного арсенала в руки террористов представляется в настоящий момент более реальной, чем когда-либо прежде.

Хотя многие из заявлений лидеров движения Аль-Каида о намерении обладать ядерным оружием против Соединенных Штатов и западных интересов сделаны лишь для привлечения к себе внимания, тем не менее, очевидна опасность того, что при таких обстоятельствах, как нестабильность внутренней ситуации во многих странах, обладающих ядерными технологиями (например, в Пакистане) - с одной стороны, и явно недостаточными мерами по обеспечению ядерной безопасности - с другой, террористические группы могут получить доступ к делящимся материалам, ядерному оружию или его компонентам.

Так, нападение боевиков на ряд пакистанских ядерных объектов в 2008-2010 гг., в том числе на военный городок Вах (основой центр по сборке ядерных устройств), показали, что угроза ядерному оружию со стороны экстремистов вполне реальна. При таком развитии событий масштаб разрушительных последствий непредсказуем.

В первой части данной статьи будут рассмотрены меры безопасности, которые предпринимаются государственными структурами в ядерной отрасли Пакистана для контроля за гражданскими и военными объектами, ядерными материалами и готовыми устройствами и средствами их доставки, режим правового регулирования и контроля в данной сфере, а также будет приведена оценка этих мер наблюдателями и представителями международных организаций; во второй - возможные способы приобретения террористами ядерных материалов , устройств или их компонентов через существующие слабые места в пакистанской ядерной программе; в третьей - проблемы ядерного Пакистана в глобальном контексте; а в четвертой части - распространение радикального ислама в Пакистане как фактор, усиливающий угрозу попадания ядерного оружия в руки террористов.

Ядерное оружие Пакистана: меры безопасности в обращении с пакистанским атомны оружием, режим правового регулирования в ядерной отрасли Пакистана.

Особенность пакистанской политики состоит в том, что все решения, касающиеся ядерного оружия и средств его доставки, принимают исключительно военные. Даже несмотря на законодательно закрепленный приоритет гражданских органов власти и длительные периоды гражданского правления с 1988 по 1999 годы, когда у власти находились демократически избранные лидеры (Беназир Бхутто с 1988 до 1990 и с 1993 по 1996, Наваз Шариф с 1990 по 1993 и с 1996 по 1999), пакистанские военные никогда не упускали реальный контроль за ядерными силами Пакистана из своих рук. Руководители Пакистана Бхутто (см. интервью Беназир Бхутто: Benazir Bhutto, quoted in “No PM Knew About Country’s N-capacity: Benazir,” The News International, Pakistan (Internet edition), October 24, 1999.) и Наваз Шариф (см. Книгу Строуба Тэлбота: Strobe Talbot. Engaging India: Diplomacy, Democracy and the Bomb, Brookings Institute, 2004, стр. 154-169) позже признавались, что не имели никаких рычагов влияния на принятие стратегических решений в этой сфере даже в периоды военных и ядерных кризисов с Индией, когда требовалось оперативное управление пакистанскими ядерными силами .

В ядерной отрасли Пакистана действует, на первый взгляд, весьма надежный, комплекс мер обеспечения безопасности ядерных материалов , ядерных устройств и их компонентов атомной бомбы. В основном они разработаны на основе американских технологий и включают в себя четыре элемента: меры физической безопасности; работа с кадрами; технические меры и процедуры; секретность и введение в заблуждение.

Благодаря комплексу этих мер Управление стратегического планирования пакистанской армии (Strategic Plans Division - SPD) должно надежно обеспечивать безопасность ядерного оружия и его компонентов. Стимсоновский центр выпустил по этой теме очень интересную работу, автором которой является высокопоставленный руководитель военной части пакистанской ядерной программы: Lt Col Zafar Ali . Pakistan’s Nuclear Assets and Threats of Terrorism: How Grave is the Danger? Stimson Report, Henry L Stimson Center, July 2007.

Меры физической безопасности на ядерных объектах направлены, прежде всего, против действий экстремистов и террористов (например, похищения ядерного оружия или радиационного заражения объекта и близлежащей территории). В Пакистане такие меры предусматривают применение концепции многоуровневой защиты, когда доступ к каждому из объектов многократно перекрывается вооруженной охраной, системой заграждений и датчиков проникновения. Потенциальному злоумышленнику, таким образом, пришлось бы преодолеть несколько систем охраны, чтобы добраться до ядерных материалов и устройств, что весьма проблематично даже при наличии сообщников в одном из многочисленных контуров безопасности.

Также в Пакистане практикуется раздельное хранение компонентов ядерных боеголовок и детонаторов к ядерным боезарядам : в мирное они находятся на удаленных друг от друга объектах и могут быть собраны в единое боеготовое устройство при возникновении угрозы (например, со стороны Индии). Предполагается, что таких объектов всего шесть, хотя, возможно за последние годы их количество было увеличено. Отсутствие точных данных о местах сборки ядерных устройств, как самого уязвимого для террористов элемента, вызывает большое беспокойство в США и других странах. В 2007 году по этой теме в газете Washington Post была опубликована очень интересная статья Джоби Уоррика: Joby Warrik. Pakistan’s Nuclear Security Questioned // Washington Post, 11 November 2007.

С одной стороны, такое физическое разделение делящихся ядерных компонентов от ядерных детонаторов повышает безопасность. Как сказал Банн, исследователь из Белферского научного центра международных отношений (Harvard Universitys Belfer Center for Science and International Affairs), "потенциальным ворам придется захватить два здания, чтобы получить полноценную атомную бомбу. Кражу будет намного сложнее осуществить, хотя в условиях кризиса это может измениться". Совсем недавно в Нью-Дели вышла очень интересная книга, в которой автор Кристофер Клэри анализирует безопасность пакистанского ядерного оружия в мирное время: Christopher Clary. Thinking about Pakistan’s Nuclear Security in Peacetime, Crisis and War // Institute for Defense Studies and Analyses No. 1, Development Enclave Rao Tula Ram Marg, New Delhi, 2010.

С другой стороны, похищение атомной бомбы в сборе, включающей и детонаторы ядерной бомбы и делящиеся радиоактивные компоненты, возможно не только в условиях ядерного кризиса, когда компоненты атомного оружия повезут на один из шести сборных пунктов для монтажа ядерной боеголовки или ядерной ракеты , но и при регулярных перевозках для тестирования систем, технического обслуживания и других операций, требующих сборки всех компонентов ядерного устройства, особенно в составе баллистической ракетой с ядерной боеголовкой .

Меры кадровой безопасности ориентированы на то, чтобы исключить возможность несанкционированных или неадекватных действий изнутри ядерного объекта - со стороны пакистанского военного персонала или сотрудников служб безопасности (в отличие от мер физической безопасности, которые направлены на защиту ядерных объектов, оружия и его компонентов от атак извне - со стороны экстремистов и террористов, желающих похитить ядерное оружие или вызвать радиационное заражение самого ядерного объекта и близлежащей территории).

Ядерное оружие Пакистана: кадровая политика в атомной отрасли Пакистана, люди, допущенные к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средств доставки атомного оружия

Кадровая политика в атомной отрасли Пакистане, в основном, скопирована с американской, и включает в себя целый комплекс мер:

Во-первых, в пакистанских вооруженных силах производится очень тщательный отбор военнослужащих для охраны ядерных объектов. Охрана состоит в значительной степени из офицерского состава из провинции Пенджаб, которые, как считается, менее подвержены исламистской пропаганде и менее связаны с религиозными экстремистами . В службах безопасности практически нет пуштунов, так как предполагается, что в большей степени поддаются пропаганде Талибана, и составляют костяк пакистанских талибов, вербующих своих сторонников в FATA (Federally Administered Tribal Areas).

Во-вторых, в Пакистане действует программа "надежности персонала", аналогичная американской PPP (Personnel Reliability Program). В рамках этой программы каждый сотрудник, допущенный к охране ядерных материалов, проверяется на наличие симпатий к исламистам, связей за рубежом, сексуальных отклонений, личных проблем, злоупотребление наркотиками или алкоголем и т.д. В 2007 году в сборнике Брэдфорского университета вышел интересный аналитический материал Шона Грегоры: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis 23:3 International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.

В третьих, в вооруженных силах Пакистана также применяются принцип перманентной ротации кадров, что снижает риск сговора сотрудников, работающих длительное время на одном месте и правило "двух человек", при котором ни одно действие или решение, касающееся ядерного оружия, не может быть осуществлено менее, чем двумя людьми. Постоянное обновление части персонала также позволяет снизить шанс заговора между сотрудниками, допущенными к обращению с ядерным оружием, делящимися материалами или их носителями. Предполагается, что персонал полностью ротируется в течение двух-трех лет. Очень интересные данные о принципах отбора персонала, допущенного к ядерному оружию в Пакистане, содержатся в итальянском исследовании: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan. Landau Network. Como, Italy. 2002

Основной задачей этих мер является сокращение риска сговора с террористами и попадания ядерных материалов, оружия или его компонентов в руки экстремистов или на черный рынок для продажи.

По данным на начало 2011 года от 8.000 до 10.000 человек из службы безопасности SPD, Межведомственной разведки (ISI - Inter-Services Intelligence Directorate) и военной разведки (Military Intelligence) были задействованы в кадровой работе по отбору кандидатов. Эти данные приводятся в исследовании Шона Грегори: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007, стр. 3.

Тем не менее, неизвестно, насколько эффективны эти процедуры с учетом пакистанской специфики, а также как много потенциально проблемных сотрудников выявляется и исключается из обращения с ядерным оружием. Так, например, в США, где такого рода мониторинг осуществляется уже более 65 лет (с момента создания первых образцов ядерного оружия в ходе проекта "Манхеттен" и советской ядерной программы), известно, что в течение года от 4 до 5% сотрудников дисквалифицируются и отстраняются от выполнения обязанностей по охране ядерных объектов. Принципы дисквалификация американского ядерного персонала в и масштабы такого рода ротации хорошо описаны в книге Шона Грегори "Скрытые издержки ядерного сдерживания", опубликованной в Вашингтоне в 1990 году: Shaun Gregory. The Hidden Cost of Deterrence: Nuclear Weapons Accidents, Washington, 1990, стр. 60-61.

Можно предполагать, что пакистанская статистика в этом вопросе не сильно отличается от американской: вполне вероятно, что один из 20 или 25 сотрудников является ненадежным. Однако такого рода "ненадежность" может принимать разные формы и быть вызвана самыми разнообразными причинами: идеологическими убеждениями, финансовыми проблемами, сложностями в личной жизни. При этом совсем не обязательно, чтобы все выявленные лица представляли прямую угрозу ядерной безопасности страны, вполне достаточно того, что потенциально многие из них вполне могут при определенных обстоятельствах попасть под влияние исламских экстремистов .

В четвертых, в качестве дополнительной защиты от неадекватного поведения или злого умысла в обращении с ядерным оружием в Пакистане применяется правило "двух человек", когда каждое действие с ядерным оружием требует решения и действий не менее чем двух лиц. Некоторые исследователи, например Шон Грегори в своем исследовании, проведенном в рамках ядерной научной программы в Брэдфорском университете, утверждают, что, возможно, применяется правило "трех лиц", но никаких подтверждений данного факта найти не удалось: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan, Defense and Security Analysis, стр. 3, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.

Данная мера является универсальной и очень действенной, тем не менее, она не дает гарантии от сговора двух лиц или от того, что один сотрудник сможет каким-либо образом обойти это правило (например, выкрав ключи, коды доступа, идентификационную карточку или личные документы). Тем не менее, такого рода система контроля доступа к ядерному оружию снижает шансы террористического подполья (Талибан, Аль-Каида) на получение прямого доступа к атомному оружию, компонентам ядерных боеприпасов или средств доставки ядерного оружия.

Ядерное оружие Пакистана: технические меры и процедуры допуска к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средствам доставки атомного оружия

Несмотря на то, что формально командование вооруженными силами и их ядерной компонентой осуществляет гражданское руководство страны, фактически руководство пакистанской армии полностью контролирует ядерные боеприпасы и их носители. Управление ядерным оружием осуществляется через использование кодовых систем идентификации по всей вертикали - такого рода система обеспечивает надежный контроль "сверху вниз" над всеми операциями с ядерным оружием на всех этапах управления и надежную обратную связь "снизу вверх". Согласно этой системе, все оперативные приказы, касающиеся ядерного оружия, сопровождаются цифровыми кодами, которые по цепочке "сверху вниз" проверяются для того, чтобы подтвердить аутентичность приказа. Применение этих кодов также привязано к системе идентификации персонала, что позволят, с одной стороны, удостовериться, что приказ отдан уполномоченным лицом, а, с другой, персонально проконтролировать исполнителей приказа по всей цепочке "сверху-вниз".

Неизвестно, используется ли в настоящее время система, аналогичная американской Permissive Action Link, позволяющая электронно блокировать ядерные боеприпасы. Эта система использует технологию, аналогичную банковской, когда даже украденный носитель (например, кредитная карта) не позволяет получить доступ к счету: физический контроль за носителями ядерного оружия и доступ к кодам его активации находятся в разных руках. Благодаря такой системе, даже если ядерное устройство и попадет в руки террористов, они не смогут его взорвать. По этому поводу можно почитать статью Дэвида Блэра в Дейли Телеграф о том, каким образом, новые цифровые технологии помогают защищать ядерное оружие от несанкционированного применения. David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan War¬heads // Daily Telegraph, February 9, 2004.

В 2002 году в докладе Ландау было сказано, что Пакистан не применяет технологию PAL. В рамках Ландау Нетворк было проведено интересное исследование на эту тему: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan, Landau Network - Centro Volta, January 2002. Однако в интервью, которое в марте 2005 года генерал Кидвай (Kidwai), глава SPD, дал Шону Грегори для его книги "Ядерное командование и контроль в Пакистане", тот подтвердил, что Пакистан применяет и коды активации и коды идентификации для защиты своего ядерного арсенала от несанкционированного использования. Полный текст интервью можно найти в книге Шона Грегори Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, 2007. Если данная информация соответствует действительности, это может означать одно из двух: либо Пакистан применяет устаревшую американскую технологию для защиты ядерных боеголовок и/или носителей ядерного оружия (в 2004 году в британской газете Daily Telegraph появилась статья о том, что США предоставили Пакистану систему кодового контроля за пуском ракет в целях предотвращения несанкционированного применения ракет - носителей ядерного оружия . Подробнее о сделке между США и Пакистаном можно прочитать в статье Дэвида Блэра "Смена кодов обеспечивает безопасность пакистанских ядерных боеголовок": David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan Warheads // Daily Telegraph, February 9, 200.

Либо в Пакистане применяется система, аналогичная современным американским системам безопасности - существует много свидетельств того, что США передали пакистанским военным технологии, применяемые в настоящее время в самих США, хотя пакистанские официальные лица это неоднократно отрицали. Прямая передача современных технологий представляется маловероятной, учитывая риск международного скандала в связи с обязательствами США по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО) и опасность попадания американских военных секретов в руки Китая (вполне вероятный сценарий, учитывая характер китайско-пакистанских отношений по индийскому вопросу): см. Outside Help in Protecting N-assets Denied // Dawn, February 8, 2004.

Отсутствует достоверная информация о том, каким образом и как часто обновляются коды доступа и запуска, но, если предположить, что система полностью скопирована с американской, то, скорее всего, эта функция передана в руки армейской разведки (Armys Military Intelligence). Косвенно об этом свидетельствует следующий факт: сразу после событий 11 сентября 2001 года генерал Первез Мушарраф под давлением США предпринял ряд мер по наведению порядка в Межведомственной разведке, в частности, последовательно заменил двух руководителей спецслужбы, ввел двух- и трехлетнюю ротацию персонала в МВР, представители МВР были выведены из состава NCA (National Command Authority) и т.д. Это явно свидетельствует о недоверии военных к МВР в период до 11 сентября 2001 года и делает крайне маловероятным передачу МВР контроля над кодами доступа и идентификации.

Скорее всего, контроль за выработкой, обновлением и уничтожением кодов осуществляет армейская разведка Пакистана, полностью подконтрольная пакистанским военным, в руках которых находится весь ядерный арсенал страны . Неизвестно, как часто обновляются коды и как именно они распределяются по всей цепочке командования в Пакистане. Оперативные требования к системе безопасности ядерного оружия очень высоки, и, учитывая слабую техническую базу Пакистана, в период кризиса она может дать сбой или привести к выдаче несанкционированных команд на применение ядерного оружия .

Секретность и меры по введению противника в заблуждение. Ключевые аспекты пакистанской ядерной программы держатся в строгой тайне. Несмотря на то, что в открытой печати публикуется много сведений о характере ядерной программы Пакистана, и, конечно, еще больше известно спецслужбам США и других стран, тем не менее, ключевые факты остаются неясными: точная структура командования ядерными силами в случае военного кризиса (например, угрозы войны с Индией), многие процедуры контроля за ядерным оружием, точное расположение некоторых складов с ядерными компонентами взрывных устройств и детонаторами , расположение мест сборки ядерных устройств в угрожаемый период (в мирное время ядерные компоненты и детонаторы хранятся раздельно). Также неизвестны данные кадровой работы в спецслужбах Пакистана: количество и личности тех, кто был отстранен по программе PPP, причины их отстранения, как часто заменяются коды идентификации и активации.

Пакистан активно применяет методы введения в заблуждение потенциального противника. Известно, что на многих угрожаемых направлениях Пакистан развернул макеты ядерных ракет , чтобы усложнить задачу подсчёта его возможностей по нанесению упреждающего или ответного удара. Вполне возможно, что такая же практика распространена и на сами ядерные устройства , при этом лица, задействованные в их охране, не знают, охраняют ли они реальное ядерное оружие или лишь массо-габаритные макеты.

Использование методов введения противника в заблуждение, однако, не обеспечивает полной безопасности ядерного арсенала: так, например, если отдельные компоненты пакистанской ядерной программы полностью скрыты завесой тайны, информация о других сравнительно легкодоступна. Если проанализировать нападения террористов на ядерные объекты с 2007 по 2011 год, то хорошо заметно, что нападавшие, каждый раз были прекрасно осведомлены о местоположении реального ядерного оружия, им были известны графики дежурства охраны и маршруты передвижения патрулей.

Безусловно, часть данной информации боевики получают от своей агентуры среди военного и гражданского персонала, задействованного в ядерной программе; другую ее часть можно получить по косвенным сведениям. Необходимость поддержания высокой боеготовности ядерного арсенала на случай возможного обострения войны с Индией, делает невозможным обеспечение полной секретности всего цикла эксплуатации ядерного оружия: постоянная перевозка компонентов ядерных устройств, их носителей ядерного оружия , обеспечение непрерывной охраны и другая деятельность выдают расположение соответствующих военных объектов. Существенным подспорьем в обнаружении мест хранения ядерного оружия и, особенно, его носителей ядерного оружия (в первую очередь, баллистических и крылатых ядерных ракет) являются спутниковые фотографии, доступные как бесплатно (скажем, через службу Google.Maps), так и за небольшую плату (заказ спутниковых фотографий через интернет): сравнивая старые фото NASA, используемые службой Google.Maps и новые фото с коммерческих спутников, можно увидеть изменения объектов инфраструктуры, косвенно свидетельствующие об истинном предназначении того или иного объекта. Со спутниковыми фотографиями и схемами, демонстрирующими изменение ядерной инфраструктуры можно ознакомиться на сайте автора статьи научного сотрудника Игоря Игоревича Хохлова Электронные карты и спутниковые фотографии .

Так, например, местное расширение дорожного полотна на резких поворотах дороги без увеличения пропускной способности всей трассы может свидетельствовать о том, что данный участок постоянно используется для переводки длинномерных грузов (например, полуприцепов с баллистическими ракетами). Если при нормальном расширении дорожного полотна она уширяется по всей длине и целью увеличения пропускной способности всей трассы, то при подготовке дороги к проезду тягачей баллистических ядерных ракет в этом нет необходимости. Подробный анализ такого рода примеров см. Scott Sagan. Perils of Nuclear Proliferation in South Asia , Asian Survey, Vol 41(6), 2001, стр. 1064-1086.

Тем не менее, по мнению пакистанского руководства, все перечисленные выше меры обеспечивают надежный контроль командования пакистанских вооруженных сил над своим ядерным арсеналом и защиту от внутренней террористической угрозы (об этом заявил нынешний президент Пакистана Али Задари агентству Рейтерс: Zardari Says Pakistan’s Nuclear Weapons are Safe // Reuters, April 27, 2009), от основного соперника - Индии, а также от возможности хищения или уничтожения третьей стороной (т.е. США) в случае развала государственных органов управления или гражданской войны в самом Пакистане.

В последнее время участились информационные утечки из США о том, что Вашингтон разрабатывает планы по обеспечению безопасности пакистанского ядерного арсенала в случае наступления чрезвычайных обстоятельств: US Has Plans to Secure Pakistan’s Nuclear Weap¬ons // Daily Times, May 16, 2009. Стоит полагать, что именно знание того, как в Пакистане организована система безопасного обращения с ядерным оружием, позволила Госсекретарю Кондолизе Райс утверждать сразу после событий 11 сентября 2001 года, что ядерное оружие Пакистана находится в надежных руках, а генерал Мушарраф выступал с многократными заверениями в том, что ядерное оружие недоступно ни террористическим ни экстремистским группам , предупреждая возможные планы США (а, возможно, и Индии или Израиля), о нанесении превентивных ударов по ядерным объектам или по захвату их силам спецподразделений.

Нет никаких сомнений, что пакистанские вооруженные силы окажут сопротивление любым попыткам США обезопасить пакистанское ядерное оружие против его воли - достаточно вспомнить, что пакистанские военные без колебания открыли огонь по американским военнослужащим, когда те вторглись в пакистанский Пуштунистан 12 сентября 2008 года: Shots Fired in US-Pakistan Clash // BBC, September 25, 2008. Не так давно автор этой статьи - политолог Игорь Хохлов - давал интервью в "Вестях" на канале "Россия", комментируя неспособность американцев повлиять на пакистанских военных.

Аналогичным образом удары по ядерным объектам Пакистана с воздуха потребуют точных разведывательных данных и создадут угрозу радиоактивного заражения больших площадей с высокой плотностью населения. Они также приведут к открытому вооруженному противостоянию с пакистанской армией и, возможно, другими исламскими странами.

Несмотря на столь отработанную схему обеспечения безопасности ядерного оружия, в ней есть немало слабых мест, которые в среднесрочной перспективе могут привести к утечке ядерных технологий, материалов и, возможно, отдельных компонентов ядерных устройств.

Могут ли исламисты получить доступ к ядерному оружию Пакистана? Исламабад может стать третьей в мире страной по объему после России и США. Такой вывод сделали американские аналитики в докладе, подготовленном для Фонда Карнеги. По мнению экспертов, такая перспектива является реальной, если Пакистан сохранит нынешние темпы по производству - до 20 ядерных боеголовок в год.

В настоящее время пакистанский арсенал ядерного оружия, согласно данным Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), является шестым в мире после РФ, США, Франции, Китая и Великобритании.

Как пишет Financial Times, высокопоставленный представитель пакистанского правительства призвал с осторожностью подходить к оценкам, высказанным в исследовании.

Эти проекции в будущее очень сильно преувеличены. Пакистан - ответственная ядерная держава, а не государство-авантюрист, - заявил он изданию.

Пакистан присоединился к клубу ядерных держав в 1998 году. Произошло это спустя несколько недель после того, как испытания своего ядерного оружия провела Индия - его главный региональный соперник. Обе страны отказались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Напомним, согласно этому Договору иметь средства массового поражения разрешено только пяти странам: России, США, Китаю, Франции и Великобритании.

Как ядерный рывок Пакистана может отразиться на мировой безопасности? Сегодня ответ на этот вопрос волнует многих.

В мае 2015 года СМИ сообщили о том, что Саудовская Аравия приняла решение приобрести у Пакистана ядерное оружие. Причина - сделки по ядерной программе Ирана. Тогда отмечалось, что в течение последних 30 лет Саудовская Аравия финансировала пакистанскую ядерную программу, и теперь Исламабаду якобы придется вернуть этот долг - в форме готового продукта.

Отметим, что в 2003 году ЦРУ опубликовало данные о том, что Пакистан «провернул» аналогичную сделку с Северной Кореей, поменяв свои ядерные технологии на северокорейские ракетные. В подтверждении этого приводился снимок с американского спутника, который сумел зафиксировать под Пхеньяном процесс погрузки ракет в самолет пакистанских ВВС. Тогда Исламабад заявил, что это была «обычная покупка», а не «обмен».

Пакистан ведет планомерную политику по наращиванию своего ядерного потенциала. И это является одним из мотивов, почему он блокирует на Конференции по разоружению в Женеве рассмотрение проекта договора о запрещении производства расщепляющихся материалов (ЗПРМ), - замечает бывший начальник управления аппарата Совета безопасности РФ, экс-начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. - В Пакистане считают, что они не накопили достаточное количество ядерного оружия для обеспечения своей национальной безопасности.

Действительно, есть оценки, что Пакистан ежегодно производит от 15 до 20 ядерных боеприпасов, в то время как его главный соперник - Индия - ограничивается 5−10. Но в то, что эта страна выйдет на третье место по объему ядерного оружия, я не верю, поскольку многие центры неправильно оценивают ядерный потенциал Китая. SIPRI и другие насчитывают у КНР около 300 боеприпасов, но эта цифра не соответствует действительности - на самом деле у Китая их 700−900. Кроме того, КНР в ответ на то, что Соединенные Штаты разворачивают систему ПРО, перешла к оснащению своих баллистических ракет разделяющимися головными частями. Соответственно, и количество ядерных боеприпасов будет существенно увеличиваться.

По моим оценкам, Пакистан в дальнейшем может выйти на уровень Великобритании, у которой официально 165 развернутых боезарядов, а с теми, которые в резерве - 180. Таким образом, к 2020 году на уровень в 180 боеприпасов Пакистан действительно может выйти.

«СП»: - Американские аналитики солидарны с SIPRI и сейчас ставят Пакистан на шестое место по объему ядерного оружия в мире. Но в 2008 году SIPRI сообщало, что у Израиля ядерного оружия в два раза больше, чем у Индии и Пакистана.

Это была неправильная оценка. Ядерный реактор по наработке оружейного плутония в Димоне - это единственное место по наработке оружейного плутония у Израиля. С учетом того, что обычно всегда держат определенное количество ядерных материалов в запасе, скорее всего, у Израиля - 80−90 ядерных боеприпасов. Он, конечно, мог модернизировать реактор и нарастить больше, но, думаю, это ему и не нужно.

«СП»: - Пакистан не раз обвиняли в торговле ядерными технологиями…

Да, это вскрылось в начале 2000-х годов. Руководитель ядерной программы страны, прозванный «отцом исламской ядерной бомбы», Абдул-Кадир Хан сам потом признался, что приторговывал ядерными технологиями и устройствами - центрифугами, и передавал их Ирану, Ливии и Северной Корее. После того, как это стало известно, американцы вмешались и поставили под жесткий контроль возможности ядерной промышленности страны. Понятно, что «черный рынок» существует давно и за большие деньги можно купить все, что угодно. Но применительно к этой сфере - речь может идти только о продаже технологий, но не о поставках, как говорится, в металле самих ядерных материалов, а тем более - боеприпасов.

«СП»: - Не секрет, что в Пакистане много различных группировок экстремистского толка. Одно время даже были публикации, что они могут прийти к власти легальным путем…

Военная верхушка в Пакистане имеет сильные позиции и стоит на страже стратегических объектов. Кроме того, во многом ядерную политику Пакистана контролируют Соединенные Штаты. Конечно, нельзя исключать того, что к власти в стране могут прийти радикальные политики, но даже если это и произойдет, совсем не факт, что они решатся торговать или вообще применять ядерные боезаряды. Ведь существование Пакистана зависит не только от отношений с США, но и с Китаем, который ему помогает сдерживать Индию.

Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин допускает, что через 10 лет Пакистан сможет обойти Великобританию и Францию по объему ядерного оружия.

Англичане и французы не слишком напрягаются что-то наращивать. Но у Пакистана нет никаких шансов обойти Китай. Все стандартные оценки ядерного арсенала КНР в 200−300 зарядов - это абсурд, который даже трудно объяснить. Кроме того, промышленный потенциал Индии выше, чем у Пакистана, и, конечно, в Дели не допустят, чтобы их главный противник так вырвался вперед. Это совершенно исключено.

С точки зрения носителей, считается, что у Пакистана довольно много оперативно-тактических ракет (ОТР «Абдали», «Газнави», «Шахин-1» и «Шахин-1 -1А») и баллистических ракет средней дальности «Шахин-2». И ядерные заряды к ним вроде как адаптированы.

Теперь что касается использования ядерного потенциала Пакистана экстремистами. Если исламисты даже захватят ядерный заряд, то они вряд ли смогут его применить. Другое дело - если они придут к власти в стране, то есть получат арсенал в легальное распоряжение, чего исключать нельзя - вероятность этого есть.

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров полагает, что у Пакистана нет финансовых возможностей, чтобы сильно изменить свое положение в рейтинге участников ядерного клуба.

На мой взгляд, это доклад сделан специально на фоне возможного обострения отношений между Пакистаном и Индией для того, чтобы оказать давление на Исламабад с точки зрения американских интересов.

С носителями, способными доставлять ядерный заряд, у Пакистана все нормально - по некоторым оценкам ракета «Шахин-1А» способна поразить цель не только на территории Индии и Китая, но даже в Западной Европе. Но что касается возможного попадания ядерного арсенала в руки экстремистов, вероятность этого существует, но пока не очень большая. Да, в стране нет стабильности уже несколько десятилетий, но все равно там достаточно сильны спецслужбы и силы, которые пока нормально справляются с террористической угрозой.

Да, на северо-западе страны - на так называемой территории зоны племен. Дело в том, что так исторически сложилось, что этот регион пакистанские власти слабо контролируют. Но это довольно локальный участок, и не стоит сильно преувеличивать его значение.

Ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин обращает внимание на парадоксальную ситуацию, в которой оказываются страны, имеющиеся ядерное оружие, но не присоединившиеся к ДНЯО.

Как только Индия и Пакистан - эти непримиримые между собой страны - обзавелись ядерным оружием, их политика стала более осторожной и взвешенной. Стороны стали реже применять даже обычные вооружения в своих .

Конечно, всегда есть риск того, что к власти в восточных странах могут прийти радикальные политики. Но механизм применения ядерного оружия довольно сложен. Как правило, чтобы отдать команду на запуск ракеты с ЯБЧ, нужно одновременно подать три сигнала с различных точек. То есть решение об атаке принимается путем консенсуса.

Что касается ядерного терроризма, то даже если экстремисты смогут проникнуть на объект ядерной программы, они смогут получить только отдельные элементы оружия. Потому что за исключением МБР и БРПЛ ядерные заряды не устанавливаются непосредственно на носитель, а находятся в специальных хранилищах. Для сборки нужна спецкоманда, например, из ремонтно-технического центра, люди которой знают, грубо говоря, как присоединять разъемы, процедуру тестирования всего блока и т. д. В тактическом ядерном заряде - авиационной бомбе - тоже куча различных предохранителей и датчиков.

Так что, угрозу применения террористами ядерного оружия в реальности крайне низка. Другое дело - радиологический терроризм, применение так называемой «грязной бомбы», которое предполагает радиационное заражение объектов и территорий. Вот здесь риск существенно выше.

НЬЮ-ДЕЛИ, 18 мая — РИА Новости, Александр Невара. Восемнадцатого мая исполняется 40 лет со дня первого ядерного испытания, проведенного Индией. Операция "Улыбающийся Будда", в ходе которой в пустыне индийского штата Раджастхан было взорвано ядерное устройство собственной разработки, продемонстрировала миру, какой колоссальный шаг вперед сделала Индия в сфере науки и техники.

Тем не менее только в 1998 году после новой серии испытаний (операция "Шакти") Индия официально объявила себя государством с ядерным оружием. Сегодня эта страна, по данным открытых источников, имеет примерно около 100 ядерных боеголовок, а в ближайшем будущем может стать обладательницей "ядерной триады" (три вида доставки ядерных боеголовок — авиация, баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы). Об индийском ядерном пути РИА Новости рассказал пожелавший сохранить анонимность эксперт по ядерному оружию одного из исследовательских центров при министерстве обороны Индии.

Индия твердо намерена развивать ядерную энергетику, пишут СМИ "Индия не может отказаться от возможностей ядерной энергетики, учитывая постоянно растущие энергетические потребности страны и ее ограниченные энергоресурсы", - цитирует газета Times of India информацию, представленную правительством в парламенте в ответ на запрос о положении дел в ядерной энергетике.

Ядерный путь

"Индия первой в Южной Азии начала исследования в области атомной энергетики. В 1948 году была создана Комиссия по атомной энергии. Ее возглавил известный индийский физик-ядерщик Хоми Баба, которого часто называют "отцом индийской ядерной программы". Главная цель тогда была сугубо гражданской — использование атомных технологий для помощи индийскому народу, для ускорения развития страны. Ведь мы тогда все еще были бедной страной. Первый атомный реактор в Индии "Апсара" был построен в 1956 году — он стал также первым реактором в Азии в целом. В работах участвовали преимущественно индийские ученые, но оказывалась помощь и специалистами из Канады. Уран был закуплен на международном рынке по двусторонним соглашениям", — сказал собеседник агентства.

Следует отметить, что уран с индийских месторождений очень плохого качества, его тяжело использовать в реакторах. Поэтому Индии приходится закупать сырье на международном рынке. Это всегда осложняло развитие атомной программы страны.

"Военный аспект индийской атомной программы появляется достаточно поздно — очевидно, что уже в середине 1960-х годов была возможность создать атомную бомбу, но политического решения не было. В 1964 году Китай (с которым у Индии произошел короткий, но кровопролитный пограничный вооруженный конфликт) произвел первый ядерный взрыв. Хотя правительство Индии понимало необходимость развития в этих условиях собственной военной атомной программы, однако не стало делать этого даже тогда. Вначале Дели попытался получить гарантии безопасности от других ядерных держав. Премьер-министр Лал Бахадур Шастри хотел получить прикрытие в виде "ядерного зонтика" от Великобритании и США, но никто так и не предоставил гарантий", — рассказывает эксперт.

Именно после этого было принято решение продемонстрировать возможности Индии в ядерной сфере.

"В 1974 году был произведен первый атомный взрыв в Индии. Подготовка к испытанию созданного целиком индийскими учеными устройства осуществлялась в обстановке полной секретности. Никто в мире этого не ожидал. Так, премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто узнал о тесте из газет (Индия опережала Пакистан в атомной сфере; первый реактор в Пакистане заработал только в 1972 году). Официально испытание было мирным атомным взрывом, произведенным Комиссией по атомной энергии. Военные официально лишь оказывали содействие. Тем не менее испытание показало всему миру, что Индия может сделать ядерное оружие", — сказал собеседник агентства.

Он отметил, после 1974 года Индия не стала изготавливать ядерные боеголовки (производство началось только в 1990-е годы). Испытание носило, в первую очередь, демонстрационный характер.

Одним из важнейших аспектов ядерной истории и ядерного настоящего Индии является то, что эта страна (впрочем, как и Пакистан) не подписала и не собирается подписывать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) (подписан в 1968 году, вступил в силу в 1970 году). Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция и Китай). ДНЯО таким образом не признает Индию ядерной державой. А если бы Индия подписала договор, то она должна была бы полностью ликвидировать свою ядерную программу, так как первое испытание проведено ей только в 1974 году.

РФ, Индия, КНР подтвердили интерес к развитию новых ядерных технологий Россия, Индия и Китай заинтересованы в развитии новых ядерных технологий, в том числе на основе реактора на быстрых нейтронах, заявили представители трех стран в ходе конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Пекине.

"Индия считает, что этот договор несправедлив и не нужен ей, что он делит страны на привилегированную группу государств, у которых может быть атомное оружие, и остальные страны, которые не имеют права на него. Из-за ДНЯО Индия была лишена доступа к гражданским атомным технологиям, так как Группа ядерных поставщиков (ГЯП) запретила передачу таких технологий государствам, не подписавшим ДНЯО. Следует отметить, что ГЯП была создана во многом именно в ответ на индийское испытание", — рассказал эксперт, добавив, что Индия, тем не менее, впоследствии могла в определенной степени сотрудничать с зарубежными странами в атомной сфере на основе двусторонних договоров.

Индия с 1974 года прилагала большие усилия к тому, чтобы убедить мир отказаться от ядерного оружия — так, в 1988 году премьер-министр Раджив Ганди предложил Генассамблее ООН свой знаменитый план по ядерному разоружению. Однако эти усилия не принесли заметного результата. По словам собеседника агентства, мир "не придавал им большого значения".

"В то же время ситуация вокруг Индии становилась все более опасной — Китай и Пакистан сотрудничали в сфере ядерных и ракетных технологий. Так, сообщалось, что в ядерном испытании в Китае в 1990 году использовалось пакистанское устройство. Ранее, в 1980-х годах Китай передал Пакистану большое количество обогащенного урана. Поэтому Индии ничего не оставалось, как сделать что-то в ядерной сфере. В 1993 годы премьер-министр Памулапарти Нарасимха Рао принял решение испытать ядерное оружие, однако подготовка была зафиксирована американскими спутниками и тест был отменен. В 1998 году к власти пришла оппозиционная партия "Бхаратия Джаната Парти" (БДП). В ее предвыборном манифесте говорилось, что после прихода к власти она проведет ядерное испытание — и в мае 1998 года на полигоне Похран была осуществлена серия атомных взрывов (операция "Шакти"). Премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи тогда написал письма президентам России и США и заявил, что делает это из-за Пакистана и Китая. Тогда, в 1998 году, мы признали, что являемся ядерной державой", — сказал специалист.

После испытаний 1998 года США ввели санкции против Индии и Пакистана (Исламабад провел тесты через несколько дней после Нью-Дели). Однако по мере развития отношений США и Индии американский подход изменился, и в 2008 году было подписано американо-индийское соглашение о сотрудничестве в сфере гражданских атомных технологий. В документе Индия характеризовалась не как ядерная держава, а как "государство с развитой атомной технологией". Тогда же, в 2008 году, ГЯП разрешила Индии сотрудничать с другими странами в сфере коммерческого использования атомной энергии. С тех пор Индия подписала соглашение о сотрудничестве в атомной сфере со многими государствами.

Ядерная доктрина Нью-Дели

"В январе 2003 года была опубликована первая и единственная официальная ядерная доктрина Индии, которая, напомню, является единственным государством, у которого ближайшими соседями являются сразу две ядерные державы (КНР и Пакистан). Самый важный ее пункт — неприменение ядерного оружия первыми против страны, у которой нет такого оружия. Второй пункт — концепция минимального ядерного сдерживания, то есть у нас должно быть достаточно боеголовок, чтобы обеспечить нашу безопасность. Официально число боеголовок не объявляется, однако сегодня, по данным открытых источников, их число не превышает сотню. У Пакистана, вероятно, более 100 боеголовок. Однако в перспективе Индия, очевидно, может произвести больше боеголовок, так как ее инфраструктура сильнее. Недавно бывший заместитель советника премьер-министра по национальной безопасности посол Сатиш Чандра написал статью, в которой указал на то, что Индия должна иметь более 100 боеголовок — он не называет точное число, однако говорит, что оно должно быть трехзначным. Третий пункт — массированное применение ядерного оружия в ответ на атаку против индийской территории или индийских военнослужащих. Четвертый — если Индия атакована с применением других видов оружия массового поражения (химического или биологического), она сохраняет за собой право ответить применением ядерного оружия", — рассказал собеседник РИА Новости.

В последние годы Пакистан активно развивает сегмент тактического ядерного оружия. В связи с этим в Индии ведутся споры относительно ее ядерной доктрины — стоит ли отвечать "массированно" на применение Пакистаном тактического ядерного оружия против индийской армии в случае какого-либо конфликта. Глава комитета экспертов при Совете национальной безопасности Шьям Саран заявил недавно, что Индия должна отвечать массированным применением ядерного оружия на любое использование такого оружия против нее.

"Если говорить о существовании так называемой ядерной триады в Индии, то сегодня у нас есть авиационные и ракетные средства доставки (ракеты семейств "Агни" и "Притхви", дальность "Агни-V" — 5 тысяч километров), а в ближайшее — появятся и морские средства. Атомная подводная лодка "Арихант", которая была создана с помощью России, сегодня проходит испытания и вскоре войдет в состав ВМС Индии. На ней будут развернуты баллистические ракеты K-15 индийской разработки. Кроме самого "Ариханта" в строй должны войти и другие однотипные субмарины. Таким образом, вскоре у Индии будет полная "триада", — говорит эксперт.

Сегодня Индия развивает и противоракетную оборону. Основная цель, по словам собеседника РИА Новости, "противодействие пакистанскому авантюризму", возможному использованию ракет "Хатф" и "Бабур" малой и средней дальности. Создаваемые Индией ракеты предназначены для перехвата вражеских ракет как в нижних, так и в верхних слоях атмосферы. Тем не менее не следует забывать, что ПРО является, в первую очередь, "политическим аргументом" и не дает никакой 100%-гарантии уничтожения всех запущенных ракет, отметил эксперт.

Вопрос ядерного расклада с КНР очень сложный — проблема заключается в том, что эта страна официально не признает Индию ядерной державой. Многие аналитики говорят о том, что Нью-Дели и Пекину нужны какие-то механизмы и соглашения по образцу тех, которые были даже в период холодной войны у СССР и США. Но Пекин в силу ряда причин не признает ядерный статус своего соседа — поэтому нет и ядерного диалога.

"Нельзя сказать, что это очень плохо, но и хорошего тут мало. Напомню, что у Индии даже с Пакистаном есть определенные договоренности в ядерной сфере — например, обязательство не атаковать ядерные объекты друг друга", — отметил эксперт.

Мирный атом

Атомная энергетика оценивается в Индии и за ее пределами как очень перспективное направление. Действительно, страна с таким бурно растущим населением и расширяющейся инфраструктурой всегда будет испытывать потребность во все большем числе источников энергии. Однако сегодня атомная энергетика удовлетворяет не более 3% потребностей Индии в электроэнергии.

"Это очень незначительный показатель. Даже с учетом больших атомных планов на ближайшие 20 лет (к 2020 году планируется вырабатывать с помощью АЭС более 14 тысяч мегаватт) атомный сектор не займет более 10%. Продолжаются дебаты: критики говорят, что атомная энергия — не эффективна коммерчески, а также опасна. Сторонники утверждают, что это чистая энергия, она коммерчески эффективна в отличие от угля. Однако в действительности Индии нужны все источники энергии", — сказал эксперт.

В 2010 году в Индии был принят закон о гражданской ответственности за ядерный ущерб, которым предусматривается право оператора предъявлять поставщику оборудования и услуг претензии на компенсацию расходов в случае ядерного ущерба.

"Этот закон вызывает определенные проблемы, так как иностранные компании будут нести ответственность за любой инцидент. Сегодня все дороги для развития атомной энергетики в Индии открыты, но из-за закона многие компании не идут к нам", — заявил эксперт.

Тем не менее атомная энергетика активно развивается в Индии. Страна способна самостоятельно полностью воспроизводить ядерный топливный цикл, профессионализм ее ядерщиков находится на мировом уровне. Индия, по словам собеседника агентства, даже рассматривает возможность строительства АЭС в ряде стран Африки.

С помощью России Индия строит в ее южном штате Тамилнад АЭС "Куданкулам". На сегодняшний день это самый современный в мире проект атомной станции, по которому осуществлен физический пуск. Ее первый блок является в настоящее время самым мощным энергоблоком в Индии. Пуск первого блока был осуществлен в июле 2013 года, в октябре он был впервые подключен к сети. В этом месяце блок был успешно выведен уже на 90% реакторной мощности. Ожидается, что после получения необходимых разрешений от индийского регулирующего органа будет проводиться вывод блока на полную мощность. Строительство второго блока находится на завершающей стадии. Стороны практически завершили подготовку к сооружению второй очереди АЭС.