Крестный отец вито. Вито Корлеоне - главный герой романа Марио Пьюзо «Крёстный отец

Реальным прообразом для легендарного Вито Корлеоне был глава сицилийской мафии в США Карло Гомбино. Он не был похож на классического гангстера с буйным нравом и револьвером за поясом. Карло отличался спокойным характером и доброжелательностью, а достигнуть власти и заслужить прозвище «Крестного отца» ему помогла врожденная хитрость и звериное чутье опасности.

Карло Гомбино – трус и мальчик на побегушках

В Нью-Йорк Карло Гомбино попадает в 19 лет. Парень был из семьи, принадлежавшей к «достопочтенному обществу». Именно так сицилийцы называли представителей «Коза Носты». Попав в огромный город, Карло присоединяется к преступной организации, в которую уже входил его родной дядя Джузеппе, занимающийся нелегальной продажей алкоголя, азартными играми, грабежами, рэкетом, воровством.

Гамбино сблизился с так зваными «новыми мафиози» - молодыми итальянцами, которым не нравились порядки, установленные старшим поколением. Они выступали за криминальное сотрудничество с итальянцами не сицилийского происхождения и еврейскими бандитами. Как и дон Карлеоне из «Крестного отца», Карло отличался нетипичным для вспыльчивых сицилийцев спокойным и уравновешенным характером.

Многие «коллеги» воспринимали вежливость и бесконфликтность Гамбино за трусость и даже обвиняли его в лакействе. Известный мафиози Джо Бонано презирал Карло и сравнивал его с белкой, рожденной в человеческом обличии. Гангстер вспоминал, что босс Альберто Анастази использовал Гомбино, как мальчика на побегушках, а на все унижения тот отвечал лишь услужливой улыбкой.

Начало восхождения

Карло Гамбино притворялся простачком, и сам создавала себе имидж незаметного тихони. Он был хитрым и внимательным человеком, который понимал, что действовать удобней из тени, не привлекая к себе внимания. Лучше всего характер гангстера охарактеризовал детектив Альберт Сидман, который говорил: «Гамбино был как змея, которая сворачивается и притворяется мертвой, пока опасность не минует».

В результате внутренних разборок в семье Мангано лидерство захватывает Альберто Анастази, а Карло Гамбино становится вторым человеком в клане. За буйный характер нового босса называли «Безумный шляпник» и часто его необдуманные действия подставляли под удар все мафиозные семьи. В 1957 году Анастази расстреляли в парикмахерской. Босс был убит в результате сговора, между Вито Джованезе и Карло Гомбино и убрали «Безумного шляпника» с молчаливого согласия боссов других семей.

Лидером группировки становится Джованезе, а вторым номером неприметный тихоня Гомбино. В 1959 году Вито Джавонезе арестовала полиция. Гангстер получил 15 лет тюрьмы, в которой он и умер. Как оказалось, ловушка была организована Гомбино, который за 100 000 тысяч долларов подкупил свидетельствующего в суде наркодиллера. Теперь главой клана становится Карло, а семья называется его именем – Гомбино.

Босс всех боссов

Окружающие начинают обращаться к Гомбино не иначе как «Дон Карло» или «Крестный отец». Подручные Карло подминают под себя Манхеттен, захватывают прибыльный мусорный бизнес, берут под контроль бруклинский порт и городские профсоюзы. Наступает так званная «Эра Гамбино». Под влияние бывшего мальчика на побегушках попадает Бостон, Чикаго, Майами, Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Сан-Франциско.

Важной статьей дохода организации становится игорный бизнес. При этом Карло остается ревностным католиком. Босс посещает церковь, запрещает своим людям заниматься сбытом наркотиков и порнографии. Больше всего «Дон Карло» ценил семью. Все главные посты в организации занимали его братья, кузены, племянники и прочие родственники. Своих детей он женил на детях других криминальных боссов.

Свободное время Кестный отец предпочитал проводить с семьей, в числе которой был женатый на его дочери брат легендарного Фрэнка Сенатры. Власть Гамбино в криминальном мире была огромна. Путем многоходовых комбинаций ему удавалось устранять конкурентов и даже ставить во главе других мафиозных семей своих людей. В семье Гомбино числилось 300 активных членов, а ежегодный доход составлял пол миллиарда долларов.

Выглядел «Дон Карло», как милый дедушка с доброй улыбкой, однако полиция знала, что за непримечательной внешностью скрывается решительный человек с железной волей. Круглые сутки дом Гомбино находился под слежкой спецслужб. «Крестный отец» знал, что его прослушивают, и он всегда шифровал свои послания. Например: один из подручных спросил у дона – стоит ли покупать лапки лягушки.

Босс ответил на вопрос кивком головы. На следующий день, провинившийся перед семьей Гомбино человек, был найден убитым. ФБР так и не удалось арестовать «Дона Карло», и только в молодости он отсидел два года. Глава мафии умер в возрасте 74 лет в своей постели, что для человека его занятия большая редкость. На похороны Карло Гомбино пришли тысячи людей, среди которых было немало судей, полицейских, политиков и криминальных конкурентов.

Образ итальянского мафиози Вито Корлеоне принес премию "Оскар" сразу двумя игравшим его в разных фильмах актерам – Марлону Брандо (Marlon Brando) и Роберту Де Ниро (Robert De Niro, Jr.). Яркий образ, однако, был создан не только лишь усилиями сценаристов и актеров – многим мы обязаны и таланту автора оригинального произведения, Марио Пьюзо.


Вито Андолини Корлеоне – вымышленный персонаж, главный герой книги Марио Пьюзо (Mario Puzo) "Крестный отец" ("The Godfather") и двух первых фильмов одновременной киносерии Фрэнсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola).

О происхождении Вито Корлеоне можно узнать как из оригинального произведения Пьюзо, так и из фильма "Крестный отец 2" ("The Godfather Part II"). Родился Вито Андолини в небольшом сицилийском городке Корлеоне; отец его, Антонио Андолини, был убит местным криминальным авторитетом; старший брат Вито, Паоло, поклялся отомстить за смерть отца, однако и сам впоследствии был уничтожен. Позже бандиты пришли в дом Андолини, дабы расправиться с последним мальчиком – дон мафии понимал, что позже ему наверняка придется иметь дело с еще одним мстителем. Мать Вито сначала пыталась вымолить сыну прощение, а затем спасла ему жизнь (попутно пожертвовав своей), воткнув лидеру бандитов нож в горло и дав тем самым мальчику время сбежать. Вито Андолини бежал с Сицилии на транспортном корабле; новым домом для него стала Америка.



В Америке Вито усыновила итальянская семья Аббандандо; их собственный сын Дженко стал для Вито новым братом. Некоторое время Вито зарабатывал себе на жизнь вполне честным трудом – в магазине Аббандандо; вскоре, однако, приемные родители были вынуждены его уволить – местный бандит дон Фануччи пожелал устроить в магазин собственного племянника. Вито с помощью своих новых друзей Питера Клеменцы и Сальваторе Тессио, научился выживать уже не столь честным способом – он совершал разного рода мелкие преступления и выполнял чужие поручения.

В 1920-м Вито совершил свое первое убийство; жертвой его стал всё тот же Фануччи, прознавший о похождениях троицы и потребовавший заплатить ему процент от "доходов". Расправился с Фануччи Вито у его же собственного дома, пустив в бандита три пули. После того, как местечковая империя Фануччи начала рассыпаться, Корлеоне занял освободившееся место преступного авторитета районного масштаба, причем в отличие от покойного, с "подконтрольным" ему населением он обращался с уважением.

Через некоторое время Вито вместе со своим другом занялся импортом оливкового масла; дело это стало своеобразным фасадом для всей его нелегальной деятельностью. Компания, впрочем, преуспевала и сама по себе – со временем "Genco Pura" стали крупнейшим поставщиком оливкового масла во всей стране. Разбогатев и обретя авторитет, Корлеоне решил разобраться со своим последним незаконченным долгом; вернувшись в Сицилию, он уничтожил того самого преступного босса, который когда-то лишил его семьи.

В начале 30-х под началом у Вито Корлеоне действовала уже целая преступная организация; созданный Корлеоне синдикат был одним из крупнейших во всей стране. Старые друзья его занимали руководящие посты в компании; вскоре "семейным делом" занялся и старший сын Вито, Сантино. Примерно в 1939-м штаб-квартира семейства Корлеоне переместилась на Лонг-Бич, Нью-Йорк (Long Beach, New York).

В 1945-м представители других мафиозных семейств предложили Вито организовать совместное предприятие по торговле наркотиками; от Корлеоне требовалась организация поддержки со стороны его обширных политических контактов. Вито отказался – наркотики казались ему делом недостойным, да и знакомые политики, по его мнению, на такое предложение ответили бы отказом. Сантино, меж тем, вроде бы проявил к сделке интерес – за что впоследствии получил от отца резкую отповедь. Вскоре на Вито было совершенно покушение; неизвестные расстреляли его прямо на улице. Корлеоне покушение пережил, однако было ясно, что противники его на этом не остановятся. С помощью коррумпированного полицейского враги обеспечили отсутствие охраны Корлеоне в госпитале; к счастью, прибывший навестить отца младший сын Майкл вовремя понял, насколько опасно происходящее и сумел принять необходимые меры для спасения Вито.

На восстановление у Вито ушло 3 месяца; на протяжении этого времени семьей управлял Сантино. Майкл убедил старшего брата разрешить ему ликвидировать покушавшихся на отца, после чего на некоторое время скрылся на Сицилии. Позже конфликт между мафиозными кланами вышел на новый уровень – и новой его жертвой стал Сантино. Вито вернулся к управлению семьей и даже нашел в себе силы организовать между мафиози примирение. Вернувшемуся Майклу пришлось все же заняться семейным делом, хотя Вито всю свою жизнь старался держать его подальше от криминального мира.

Умер Вито Корлеоне сравнительно мирно, играя с внуком в саду; причиной смерти мафиози стал сердечный приступ. Последними словами Корлеоне было "Жизнь так прекрасна". После смерти Вито Майкл нанес по всем, кто выступал против Корлеоне в последнем конфликте, сокрушительный удар и стал новым доном.

Как и большинство американских фильмов о мафии, «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы в самой Италии был воспринят критиками достаточно холодно. Один из киноведов так и выразился: «Сосредоточие всех штампов и клише об итало-американской мафии». Итальянцам казалось, что посредством голливудской продукции американцы якобы утверждают, что мафия – их собственное изобретение. Тот же критик отметил, что сицилийский эпизод фильма «до обидного глуп». И уж в этом он был отчасти прав: эта часть культового шедевра особенно отличилась нелепостями.

В одной из сцен Майкл Корлеоне в исполнении Аль Пачино бродит по улицам фамильного города. Удивленный количеством женщин в черных одеяниях, он спрашивает, где же все мужчины. «Они все умерли от вендетты», - отвечает ему его телохранитель из местных жителей. При этом ударение на слове «вендетта» возводит этот термин в статус некоего стихийного бедствия, аналог чумы, которая однобоко выкашивает ряды сицилийских жителей.

Во времена, когда вымышленный персонаж Майкла Корлеоне навещал отчий дом, тиф был гораздо большей напастью, нежели преступления мафиози: летом 1947 года от этой болезни скончалось около 40 человек. Корлеоне, чьи дороги и канализация были повреждены проходившими через город союзническими танками, по-прежнему считался одним из беднейших поселений Южной Италии. И хотя количество убийств в те годы было несопоставимо с апокалиптическими цифрами «Крестного отца», оно все же было чрезмерно велико. В 1944-м их было одиннадцать, шестнадцать в 1945-м, семнадцать в 1946-м, восемь в 1947-м и пять в 1948-м. Как и повсюду на западе Сицилии, это были годы возрождения мафии, которая безжалостно расправлялась с вооруженными после войны крестьянами.

Кадр из фильма "Крестный отец" Копполы

Что касается Корлеоне, то здесь статистика была особенно мрачной, ибо включала в себя первые убийства, совершенные Лучиано Леджо, мафиози, коему предстоит играть ключевую роль внутри коза ностра. Следуя примеру Леджо, его любимый ученик и земляк, Тото Риина по кличке Коротышка, устроит беспрецедентную резню в рядах своих коллег. Резню, больше известную как вторая мафиозная война 1981-1983 годов. Под предводительством Риины выходцы из Корлеоне установят диктатуру внутри организации, что, в свою очередь, чуть было не погубило мафию. Даже сегодня преемник Риины – также родом из Корлеоне. Так что автор «Крестного отца» Марио Пьюзо очень удачно выбрал место рождения Дона Вито Корлеоне (Вито Андолини), ибо здесь родились одни из самых могущественных и зловещих гангстеров своего времени.

Самые известные фотографии Лучиано Леджо были сделаны на судебном процессе 1974 года. Судя по ним, трудно избавиться от ощущения, что мафиози решил принять облик Дона Корлеоне в исполнении Марлона Брандо. Эта сигара, длинная тяжелая челюсть и плохо скрываемое высокомерие. На самом же деле облик Леджо был известен широким массам задолго до выхода на экраны «Крестного отца». Анализ Леджо, проведенный антимафиозной комиссией, совпал по дате публикации с премьерой фильма и уж точно не основывался на характеристиках внешности. И тем не менее в отчете иногда проскальзывали фразы об его «большом, круглом, холодном лице» и «иронично-презрительном взгляде». Так что если образ Дона Вито был таким, каким мафия хотела видеть себя со стороны – рассудительной и семейственной, то черты Леджо, скорее, навевали мысли о своенравном ужасе.

Лучиано Леджо дает показания на судебном процессе

В то время как тяжелые веки придавали персонажу Брандо респектабельность, выпученные зрачки Леджо излучали взрывоопасность и злобу. Кто-то из его подчиненных заметил, что «взгляд босса внушал страх даже самим мафиози. Он заводился с полуоборота, и странный огонек в его глазах заставлял умолкать всех вокруг... Можно было почувствовать, как в воздухе витает запах смерти». Этот человек, по словам того же анонима, убил члена мафии и его любовницу, а затем изнасиловал и убил ее пятнадцатилетнюю дочь.

Лучиано Леджо родился в нищете в 1925 году. Когда после освобождения Сицилии союзными войсками в 1943-м мафия воспряла духом, жалкий воришка Леджо попался на глаза Микеле Наварре, врачу, совмещавшему пост капо в семье Корлеоне. Сия профессия ценилась внутри организации, а сам Наварра встал во главе госпиталя в 1946-м, после того как его предшественник пал от руки неизвестных «доброжелателей». Опираясь на поддержку Наварры, в возрасте 20 лет Леджо получил место охранника в одном из поместий около Корлеоне. С тех пор как убили Бернардино Верро, подобные должности были полностью оккупированы мафией, позволяя ей беспрепятственно провозить контрабанду, воровать, запугивать работников и вымогать деньги из помещиков.

В 1948 году, вероятно, по приказу Наварры Леджо совершил одно из самых знаменитых убийств послевоенных лет, подкинув крестьянам еще одного мученика. Вечером 10 мая, что неслучайно совпало с проведением первых парламентских выборов в стране, Леджо вывез из города профсоюзного лидера и ветерана Сопротивления Плачидо Риззотто. Там он заставил жертву встать на колени и трижды выстрелил в упор в голову Риззотто. Останки Плачидо, вместе с двумя другими скелетами, были найдены полтора года спустя на дне глубокой пещеры. Его мать сумела опознать тело сына только по фрагментам одежды и паре американских резиновых сапог. Леджо, что характерно, избежал наказания, несмотря на то что двое его подельников, помогавших ему похитить Риззотто, впоследствии дали показания и даже указали на местоположение трупа. Риззотто так и не похоронили, но в 1996-м в его честь у мэрии Корлеоне установили бюст.

Профсоюзный лидер и мученик Корлеоне - Плачидо Риззотто

Вскоре после убийства Леджо благоразумно скрылся из виду. Беглеца сцапали в 1964-м, но уже в 1970-м он снова пустился в бега и был пойман окончательно лишь в 1974 году. Он так долго умудрялся скрываться от закона, что даже заслужил прозвище Алый первоцвет (по прозвищу героя популярного романа баронессы Орци). Однако в отличие от вымышленного персонажа книги Леджо ни храбростью, ни лихими поступками не отличался. Просто он страдал от хронического простатита и спондилеза (заболевания позвоночника), вследствие чего вынужден был носить кожаный корсет. Его слабое здоровье подразумевало, что большую часть времени он отлеживался в дорогих клиниках и спа-салонах.

Уход в тень для мафиози – дело обычное. Что и говорить, даже толстяк Дон Кало Виццини частенько делал ноги. Однако для Леджо укрывательство от закона стало стилем жизни. Многих жителей Корлеоне можно было звать Алыми первоцветами, ибо они скрывались не только от властей и полиции, но и от своих врагов из других кланов. Невидимость стала неотъемлемым элементом могущества мафии, а для Корлеоне ключевым элементом стала жестокость.

В 1956-м Леджо, официально будучи в бегах, прикинулся животноводом, обеспечивая легальную ширму своему бизнесу по угону скота. С этой позиции он мог претендовать на лидерство в клане и потеснить своего босса, Микеле Наварру. Для начала он принудил одного из партнеров Наварры отказаться от своей доли в животноводческом предприятии. Затем, когда один из лейтенантов Наварры прикупил себе участок земли по соседству, Леджо развернул против него кампанию по вандализму. Неудивительно, что в июне 1958-го киллеры Наварры устроили на Леджо засаду. Однако, зная его репутацию отличного стрелка, наемники открыли огонь издалека, что позволило Леджо выйти из поединка победителем и отделаться легкими царапинами.

Это был последний шанс доктора. Два месяца спустя Наварра возвращался из городка Леркара-Фридди домой на машине, везя с собой другого врача – совершенно безвинного человека. На очередном повороте их путь перегородила «Альфа-Ромео 1900», принадлежавшая Леджо. Когда полиция и репортеры прибыли на место происшествия, они обнаружили автомобиль Наварры в кювете, весь изрешеченный пулями. Это было первое мафиозное убийство в Корлеоне, попавшее в заголовки местных газет, после исчезновения Плачидо Риззотто. Дурная слава Леджо расползалась за пределы родного города.

"Злой доктор" Леджо расправился со своим наставником, Микеле Наваррой

Нападение на Наварру было дерзким поступком. «Злой доктор» из Корлеоне характеризовал собой стабильность и политический протекционизм, значимые для коза ностра. Помимо своих медицинских обязанностей он занимал президентский пост в местной крестьянской федерации, а также работал инспектором по страхованию здоровья. Он помогал своим друзьям занимать ответственные посты, а один из братьев Леджо управлял автобусной компанией, основанной Наваррой после войны. Корлеонский доктор контролировал значительный пакет голосов в ХДП, его поддерживали другие региональные боссы, и он мог всецело рассчитывать как на своих людей, так и на разумную поддержку заокеанских товарищей. Его даже наградили итальянским эквивалентом рыцарского звания, как раз перед тем, как Леджо получил по заслугам. Даже несмотря на подозрения в убийстве Риззотто. Неудивительно, что местные крестьяне называли его «U patri nostru» - Наш Отец.

После устранения Наварры выживание и победа для Леджо стали означать одно и то же. За месяц трое из самых устрашающих боевиков Леджо были убиты в масштабных перестрелках прямо в центре города. В числе пострадавших были и случайные прохожие, включая детей. Корлеоне заслужил прозвище Тумстоун (надгробный камень). В октябре того же 1958 года издание L’Ora опубликовала разоблачительную статью, подробно расписав деятельность Леджо под лаконичным заголовком «Опасен». Не прошло и трех дней, как в редакции газеты рванула бомба.

Памятные места Корлеоне ("Крестный отец")

Удача, сопутствовавшая Леджо в его схватке с боссами Корлеоне, была закономерной. Да, политическое влияние было важным фактором, однако абсолютная власть всегда базировалась не на умении искать консенсусы, а побольнее стукнуть противника. В 1958-м Леджо сознательно пошел на насильственный отбор власти, понимая, что растеряет часть политических союзников. Эта тактика для всех его последователей и преемников стала определяющей.

Стрельба и похищение людей продолжались в Корлеоне на протяжении пяти лет. Леджо уже почти победил остатки ополчения Наварры, когда 30 июня 1963-го в Чиакулли взорвалась бомба и массовые аресты свели мафиозную деятельность по всей Западной Сицилии практически к нулю. Самого Алого первоцвета взяли в 1964-м. Что характерно, в доме бывшей невесты профсоюзного лидера Риззотто.

Тем не менее все 64 участника конфликта между кланами Леджо и Наварры, представшие перед судом в 1969-м, были оправданы. Невероятно, но, будучи на протяжении десятилетий главным мафиозным убийцей, Леджо в своей официальной криминальной биографии имел всего одну запись: срок за кражу кукурузы. В итоговом отчете Антимафии по делу Леджо отмечалось, что вердикт был слишком мягким, свидетели явно напуганы, а сам судья слишком уж скрупулезно копался в уликах обвинительной стороны. Судя по всему, преступник успел замести следы. Так, на месте убийства Наварры полиция обнаружила осколок задней фары другой машины. Экспертиза показала, что фара вполне могла принадлежать «Альфе-Ромео» Леджо. Однако когда пакет с уликой был открыт в преддверии суда, фару уже подменили.

Лучиано Леджо: в печали и в радости

Освобождение Леджо и его людей привело к новому витку мафиозной активности. К власти пришли новые люди. В числе убийц, переодетых в полисменов, которые замочили Микеле Каватайо по кличке Кобра, были два лучших киллера Лучиано Леджо. Калоджеро Багарелла (именно его труп нападавшие сунули в багажник машины) и Бернардо Провенцано по прозвищу Трактор, один из будущих «боссов всех боссов».

Статус Леджо внутри организации вскоре был подтвержден и вновь воссозданной мафиозной Комиссией, которая временно состояла из трех членов. В их числе значился Гаэтано Тано Бадаламенти, главный наркобарон, имевший солидные связи в Америке и состоявший в рабочей группе, писавшей конституцию Комиссии. Вторым участником временного комитета числился Стефано Бонтате, известный как Принц Виллаграции, капо самой крупной Семьи Палермо и потомок знатной мафиозной династии: его отец был одним из тех, кто нес гроб на похоронах Дона Кало. Третьим был Лучиано Леджо собственной персоной, хотя на совещаниях его частенько подменяло доверенное лицо – Тото Риина по прозвищу Коротышка.

Состав триумвирата предполагал, что новая Комиссия будет разительно отличаться от той, что была создана в 1957 году после визита на Сицилию Джо Бонанно. Правило, запрещавшее главам Семей занимать место в Комиссии, было аннулировано. Эти трое, без сомнения, были самыми могущественными «людьми чести» во всей провинции Палермо, то есть во всей сицилийской мафии. Комиссия больше не являлась противовесом в отношениях индивидуальных мафиози и Семей, как мечталось в конце 50-х Томмазо Бушетте. Наоборот, теперь мафиозные кланы получили неограниченную власть. Когда Комиссия полноценно заработала в 1974-м, коза ностра представляла собой сложнейшую структуру, которая сохраняется и до наших дней.

Вопрос в другом. Как Леджо, отпрыску нищего Корлеоне, удалось стать одним из самых влиятельных людей в Палермо? Дело в том, что, несмотря на дурную славу, которую обеспечили этому поселению Леджо и Марлон Брандо, Корлеоне никогда не являлся мафиозной «столицей». Еще до своего первого ареста в 1964-м Леджо удалось распространить свое влияние за пределы родины. Туда, где это влияние действительно ценилось, – в Палермо.

Именно в Палермо большей частью отсиживался Леджо. Сюда, на оптовый мясной рынок, его небольшая транспортная компания завозила незаконно освежеванный скот. В Палермо настырный мошенник Вито Чанчимино локтями пробивался в городской совет. Здесь, в столице, Леджо завел тесные связи с главными участниками первой мафиозной войны – братьями Ла Барбера, Бушеттой, Греко, Каватайо и Торреттой. Корни мафии находились в Палермо. Именно здесь была самая высокая концентрация власти и могущества тайной организации. И столица должна была стать главной наградой тому, кто победит во второй мафиозной войне.

  • Modalità corrente: tranquillo
  • Musica attuale: Tarantella Napoletana

Дон Вито Андолини Корлеоне – персонаж, олицетворяющий итальянского эмигранта, ставшего главарем мафии Нью-Йорка.

Его придумал американский писатель Марио Пьюзо , имеющий итальянские корни. Он использовал персонаж в романе, посвященном жизни преступных кланов Америки и рассказывающем о мафиози, создавшем собственную преступную сеть и законы, действующие в ней. Наибольшую известность Дон Корлеоне получил благодаря выходу одноименного цикла кинокартин Фрэнсиса Форда Копполы — «Крестный отец» .

Примечательно, что поклонниками киносаги стали и представители преступного мира, и даже использовали впоследствии некоторые наработки персонажа.

«Крестный отец» имел множество отличий от книг о гангстерах, ведь в основном авторы использовали при работе над книгами данные из архивов полиции. В то время, как Марио Пьюзо акцентировал внимание не на преступной деятельности мафии, а на законах и ценностях таких структур.

Он позволил узнать об иерархии мафиозного клана, его правилах. Пьюзо придумал уникальный образ главаря минигосударства-мафии, чьи граждане-гангстеры свято исполняют любые его указаниям.

Неизвестно, есть ли у Дона Корлеоне реально существовавший прототип или это собирательный персонаж. В любом случае, жизнь Вито Андолини схожа с биографиями некоторых глав преступных кланов.

Жизнь Корлеоне

Наш герой рожден на Сицилии в местечке Корлеоне, чье название впоследствии и послужило ему фамилией, ведь при переезде в США, название городка ошибочно внесли вместо фамилии. Юноша бежал из Италии от лидера преступной группировки, уничтожившего его родных.

В США он работал в магазинчике приемных родителей и вынужден был вскоре заняться мошенничеством, поскольку его место в лавке занял племянник гангстера Фануччи. По прошествии времени, именно племянник гангстера стал первой жертвой будущего главы преступной группировки.

Вито был справедлив по отношению к подчиненным, умел уважать их чувства. Он вел бизнес по поставкам оливкового масла, параллельно занимался и незаконными делами. Разбогатев, Корлеоне вернулся в Италию и отомстил за родных.

К тридцатым годам двадцатого века у Вито Корлеоне было уже четверо своих детей и один приемный, рос и его клан, члены которого стали возглавлять крупные компании. Несмотря на поступавшие предложения заняться выгодной торговлей наркотических средств, Дон Корлеоне не счел нужным унижать себя подобным бизнесом.

На жизнь Корлеоне покушались, но он выжил, передав на время бразды правления старшему сыну Сантино. Младший же сын Майкл отомстил организаторам покушения. Дон Корлеоне поступил мудро, попытавшись наладить отношения с другими кланами и предотвратив гангстерскую войну.

Умер Вито от сердечного приступа, сказав напоследок, что жизнь прекрасна . Сын Майкл, расправившись со всеми, кто противостоял клану, взял дело отца в свои руки.

Фильмы о Доне Корлеоне

Примечательно, что Фрэнсис Форд Коппола решил снять картину о Вито Корлеоне, увидев в газете рекламу романа «Крестный отец». А Марлон Брандо сам позвонил режиссеру с целью обсуждения сценария, так и родилась идея создать фильм. Было создано три экранизации.

«Крестный отец» (1972 год)

Коппола создавал сценарий фильма вместе с автором книги, они сделали его проще, опустив зрелищные сцены и сделав упор на теме внутриклановых отношений и семьи. К тому же фильм начинается с момента, когда дочь Корлеоне выходит замуж, а о более раннем периоде его жизни упоминается в воспоминаниях героя.

Фильм имел грандиозный успех и получил три «Оскара» (лучшая мужская роль, лучший сценарий, лучшая постановка).

Марлон Брандо создал прекрасный образ Дона Корлеоне, передав силу его характера и показав душевное смятение уже стареющего главы клана. Роли его сыновей получили Аль Пачино, Джон Казале, Джеймс Каан, Роберт Дюваль.

«Крестный отец-2» (1974 год)

Второй фильм получился более зрелищным и рассказывает преимущественно о Майкле Корлеоне, возглавившем семью. Эта картина получила пять «Оскаров». Но в ней Марлон Брандо играть отказался, уступив роль Роберту де Ниро.

«Крестный отец-3» (1990 год)

Спустя долгое время после выхода второй картины, исключительно с целью заработать на популярном персонаже и сюжете, был снят третий фильм цикла. Он считается самым слабым, потому его рекомендую смотреть лишь чтобы увидеть всю киносагу.

Несмотря на то, что фильм также номинировался на «Оскар», награжден он не был.

Во время съемок картины Марлон Брандо для создания образа мафиози одевал специальную капу, визуально выдвигавшую нижнюю челюсть актера вперед, чтобы достичь сходства с бульдогом.

Марлону Брандо не понравилось воплощение собственного персонажа и он всегда говорил, что сделал массу ошибок, играя его. Кроме того, он отказался от присужденного ему «Оскара» в качестве протеста против угнетения индейцев.

Существует цветок, носящий имя Ле-Дон Корлеоне – фиолетовая махровая фиалка.

23 сентября 2016, 16:38

Фильм снят по мотивам романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» (The Godfather, 1969).

В январе 2008 года компания McFarlane выпустила 16-ти сантиметровую фигурку Дона Корлеоне.

По некоторым сведениям, на роль Вито Корлеоне также претендовал Фрэнк Синатра.

Марио Пьюзо (на фото ниже) был полностью разорен, когда подписывал контракт с «Random House» на издание «Крестного отца».

Студия Paramount приобрела права на экранизацию романа еще до того, как он был опубликован. В распоряжении студии был лишь 20-страничный план романа. Книга Пьюзо затем стала бестселлером, разойдясь тиражом 10 миллионов экземпляров. Сам писатель как-то признался, что все свои знания о мафии он почерпнул из других книг.

Место режиссёра фильма было сначала предложено Серджио Леоне, но тот отказался. Впоследствии Леоне сожалел о своём решении и в 1983 году решил снять столь же масштабный фильм «Однажды в Америке» (на фото ниже).

Кинокомпания Paramount Pictures до начала съёмок хотела отобрать проект у Копполы и передать его режиссёру Элии Казану (режиссеру "Трамвая желание" (на фото ниже), но Брандо сказал, что тоже уйдёт, если уволят Копполу.

На разные роли в фильме рассматривались: Уоррен Битти, Ален Делон, Берт Рейнолдс, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Лоуренс Оливье и другие. Но Коппола отверг все эти кандидатуры.

Во время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога.

Ленни Монтана, который играл Луку Брази, был профессиональным борцом, прежде чем стать актером. Он настолько нервничал, что постоянно сбивался во время диалога с Брандо во время сцены в кабинете крестного отца. Поскольку у Копполы не было времени переснимать эту сцену, он добавил новую, где Лука Брази репетирует свой разговор с Вито Корлеоне и поясняет свое заикание волнением.

Слово «коппола» (итал. coppola) обозначает традиционную сицилийскую шляпу, такие шляпы можно увидеть в некоторых «итальянских» сценах фильма.

Корлеоне (итал. Corleone) - это название горной сицилийской деревушки, многие годы служившей убежищем для мафиози.

Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал новой музыки для фильма целиком, а переработал отрывки из старой (из фильма «Фортунелла», 1958).

Музыка из "Фортунелла"

Музыка из "Крестного отца"

Прототипом Вито Корлеоне являлся знаменитый гангстер Джозеф «Джо» Бонанно (на фото ниже).

В 2006 году по фильму вышла компьютерная игра с одноименным названием.

Аль Мартино, который сыграл в фильме Джонни Фонтейна, вне фильма также был эстрадным певцом и сам исполнил песню к фильму "Speak Softly Love". В некоторых источниках говорят, что фигура Фонтейна была во многом основана на собственных приключениях Мартино. Однако большинство зрителей посчитало, что за ней стоит Фрэнк Синатра.

Песня в исполнении Аль Мартино "Speak Softly Love" к "Крестному отцу".

Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года.

По словам Аль Пачино, слезы Марлона Брандо в сцене в госпитале были настоящими.

Джеймс Каан и Аль Пачино лишь на 10 лет младше актрисы Морганы Кинг (на фото ниже), которая сыграла их мать, а Джон Казале - на 5 лет.

Считается, что одной из сцен, в которой показывают жестокость Дона Корлеоне, является сцена, в которой он предлагает избить человека, при этом нежно поглаживая кошку, сидящую у него на коленях. Но дело в том, что никакой кошки не было в сценарии. Эта кошка бродила по съемочной площадке и запрыгнула на колени к Марлону Брандо как раз перед началом съемок.

Фильм занимает первое место в списке среди 10 лучших гангстерских фильмов по версии Американского института кино (AFI).

Френсис Форд Коппола загорелся идеей снять фильм после прочтения книги. По его словам, если бы он пришёл с этой идеей в студию Paramount на 4 месяца позже, то ему бы не доверили съемки этого фильма. Кинокомпания изначально отнеслась к проекту как к небольшой гангстерской драме и не ожидала большого успеха. После того, как начались съемки, продюсеры были недовольны тем, что фильм превращается в драму со множеством диалогов. Они хотели гангстерский фильм со множеством стрельбы, поэтому постоянно угрожали уволить Копполу. Спустя полгода книга Марио Пьюзо обрела большую популярность, а фильм стал ожидаемым проектом. Кинокомпания не решилась менять режиссёра посреди съемок.

При утверждении кинопроекта студия Paramount выдвинула требование не привлекать к съемкам Брандо. К тому времени он был известен своими выходками на съемочной площадке, а также проблемами с алкоголем. На роль крестного отца пробовалось несколько актёров, но лучшую игру показал именно Брандо. Студия вынуждена была согласиться с этим фактом.

По словам Марио Пьюзо, персонаж Джонни Фонтейна не был основан на факте из биографии Фрэнка Синатры, по слухам получившего роль в фильме Фреда Циннемана «Отныне и вовеки» (1953) вследствие давления на продюсера картины со стороны мафии. Но впоследствии это стало стереотипом, неоднократно опровергаемым биографами Фрэнка Синатры.

«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться», - фраза, которую Вито Корлеоне говорит своему крестнику певцу Джонни Фонтейну, стала культовой, и по сей день используется во многих криминальных фильмах. В «Крестном отце» дон Корлеоне произносит эту фразу в ответ на жалобу Фонтейна, который не может получить роль в кинофильме. Вито же обещает, что глава студии даст Джонни эту роль.

«Веревочки марионеток»

Коппола отчаянно отстаивал знаменитый логотип.
Студия изначально хотела изменить знаменитый и знаковый сегодня логотип с «веревочками марионеток» (который впервые был создан графическим дизайнером С. Нилом Фуджита для романа). Коппола настаивал на сохранении логотипа, потому что писал сценарий совместно с автором романа Марио Пьюзо.

Paramount желал сэкономить. Режиссер настаивал на сохранении временных рамок и места развития сюжета. Чтобы снизить затраты на реквизит, Paramount попросил Копполу модернизировать сценарий таким образом, чтобы сюжет развивался в 1972 году, а также снять кино в Канзас-Сити, а не в более дорогом Нью-Йорке. Коппола убедил продюсеров в том, что фильм нужно снимать в Нью-Йорке по событиям, происходящим после Второй мировой войны.

Режиссерская установка была не выходить из образа. Коппола проводил импровизационные репетиции, во время которых приглашал актеров на семейный ужин. При этом они должны были находиться в образе своего персонажа.

Всего в фильме показано 18 трупов, включая лошадь. Голова лошади в постели была настоящей. Это был не муляж - отрезанную голову принесли с местной бойни. Сцена с отрубленной головой животного в кровати главы киностудии Джека Уолтса стала не только классикой кинематографа (сцена повторялась, копировалась и пародировалась несчетное количество раз), но и перекочевала в реальную жизнь. После выхода фильма итальянские гангстеры начали подкладывать головы лошадей, козлов и ослов неуступчивым людям, как знак предупреждения.

В картине используется особый язык преступного мира Америки, который после выхода фильма стал понятен для большинства людей. Также фильм породил новые приметы и знаки; например, апельсин в фильме является признаком смерти: каждый раз, когда в кадре появляются эти фрукты, кто-то погибает.

В книге у Майкла и Кей Корлеоне было 2 сына, а в фильме - сын и дочь.

Большинство актеров, исполнивших роль в «Крестном отце», были до этого неизвестны. Особенно показателен в этом плане пример Аль Пачино; изначально студия не хотела брать актера на роль ввиду его неизвестности. Продюсеры всеми силами пытались заставить Френсиса Форда Копполу уволить Пачино со съемок фильма. Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссеру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнет ИГРАТЬ?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает комиссара полиции, они поняли гениальную режиссерскую прозорливость Копполы.

Аль Пачино предпочитал съемки по старинке. Он по-настоящему ударил себя, чтобы выглядеть естественно при дальнейших съемках (ранее его персонажа по сюжету ударили кулаком в лицо).

Роберт Де Ниро пробовался на роль Сонни, но Коппола счел, что его личность была слишком жестокой для этой роли. Де Ниро позже появился в качестве молодого Вито Корлеоне в «Крестном отце 2» и выиграл приз за лучшую мужскую роль второго плана.

Чтобы добавить ощущения реальности в свадебных сценах (а также потому, что у него было всего два дня для съемки), Коппола полностью импровизировал во время этих сцен.

Сцена, в которой Санни избивает Карло, снималась в течение 4 дней и потребовала 700 статистов.

Фрэнсис Форд Коппола в фильме чередует сцены семейных церемоний со сценами бандитских разборок, что делает сагу более динамичной, напряженной. Одна из самых жестоких сцен фильма, где показывается расправа над главами пяти семей, чередуется со сценой крещения сына Карло и Конни.

Резиденция Корлеоне была настоящей и находилась на Стейтен-Айленд.
Резиденция была выставлена на продажу в 2014 году чуть менее чем за 3 млн долларов.

В 1972 году, когда «Крестный отец» вышел на экраны, он побил все возможные рекорды популярности. При бюджете в 6 миллионов долларов в прокате сага собрала около 270 миллионов; первый фильм саги получил 3 «Оскара» и 5 «Золотых глобусов», второй фильм получил шесть «Оскаров» и шесть «Золотых глобусов». Третий фильм саги, несмотря на 7 номинаций, ни одной награды не получил. Но, на мой взгляд, все три части "Крестного отца" замечательные.