Кто изобрел первый в мире автомат. Самые мощные автоматы в мире. Советское должно быть лучшим…

Когда был создан первый автомат, каков был принцип его работы и кто изобрел автомат? Изобретателем самой первой в мире автоматической винтовки и самого первого автомата является подданный Российской империи Федоров Владимир.

Еще накануне Первой мировой войны такой создатель автомата начал активную работу непосредственно над автоматизацией главного стрелкового оружия армии РФ – винтовки Мосина. Однако удовлетворить поставленным задачам и требованиям, в большей степени по весу, оказалось нереальным без коренной переделки всей конструкции.

Оптимальным вариантом было делать полностью всю винтовку заново. Занимаясь с винтовкой, Федоров уже вынашивал идею создания качественного автоматического пехотного орудия нового поколения. Самое главное, что позволяло заметно улучшить все характеристики орудия, это существенное уменьшение калибра.

Федоровым были проведены кропотливые работы по испытанию и проектированию всех патронов малых калибров. В результате своих исследований он остановился все-таки на калибре 6,5 миллиметров, а также спроектировал патрон с наличием гильзы без закраин.

Достаточно высокая начальная скорость, снижение общего сопротивления воздуха полету пули небольшого калибра привели к быстрому росту дальности прямого выстрела. Это заметно упрощало прицеливание. Новый патрон давал уникальную возможность увеличить боезапас стрелка, а также уменьшил отдачу оружия.

Итак, год создания автомата – 1913. Владимир Федоров изготовил два опытных экземпляра совершенно нового оружия. Именно поэтому создание первого автомата в мире принадлежит Федорову. Давление в стволе оружия стало вполне возможным поднять с 2700 до 3500 атмосфер.

Особенности автомата Федорова

Рассмотрим, какой был первый автомат. По боевым характеристикам такое оружие занимало промежуточную позицию непосредственно между автоматической винтовкой, а также ручным пулеметом.


Самый первый автомат в мире мог стрелять не только одиночными выстрелами, но также и очередями. Тем не менее, серийное производство такого оружия было налажено только лишь перед самой революцией. Уже после первых проведенных боев стало очевидно, что автомат во многих случаях сможет заменить обычный ручной пулемет.

Первыми на фронте опробовала такое оружие специальная команда Измаильского пехотного полка на Румынском фронте. Такое оружие превосходит пулемет в несколько раз и отличается массой достоинств, которые на себе испытали бойцы. Вот так был изобретен первый отечественный автомат.

Теперь Вы знаете о том, кто изобрел автомат, как он работал.

Создатель первого в мире автомата Владимир Федоров родился 15 мая 1874 года в Санкт-Петербурге. После выпуска из гимназии, он поступил в расположенное в родном городе Михайловское артиллерийское училище, после чего два года командовал взводом в одной из артиллерийских бригад. В 1897-м офицер вновь стал курсантом, но уже Михайловской артиллерийской академии.

Во время учебной практики на Сестрорецком оружейном заводе Федоров познакомился с его начальником и изобретателем знаменитой «трехлинейки» 1891 года Сергеем Мосиным. Именно с попытки усовершенствовать «мосинскую» винтовку, превратив ее в автоматическую, чем активно занимались многие оружейники, Владимир и начал карьеру изобретателя. Помогли ему служба в Артиллерийском и возможность изучать технические и исторические материалы, рассказывающие о различных видах современного и древнего стрелкового вооружения.

Спустя шесть лет после окончания учебы в академии, в 1906-м, Федоров представил в Артиллерийский комитет собственный вариант «трехлинейки», переделанной в автоматическую винтовку. И хотя одобрение военного начальства получил, первые же стрельбы доказали: проще и дешевле создать новое оружие, чем пытаться изменить и улучшить уже существующее. И винтовка заводского начальника Сергея Мосина благополучно жила и воевала до середины прошлого века, так и оставшись без принципиальных посторонних изменений.

«Опытный образец-1912»

Отложив «трехлинейку» в сторону, Владимир Федоров, вместе со слесарем из мастерской офицерской школы на Сестрорецком полигоне и будущим знаменитым советским конструктором оружия, изобретателем именного пулемета и пистолета-пулемета и тоже генералом Василием Дегтяревым, приступил к работе над собственной автоматической винтовкой. Пройдя через четыре года успешные полигонные испытания, винтовка Федорова получила название «Опытный 1912 года».

Изобретатели сделали ее двух видов. Один - под стандартный патрон царской армии калибра 7,62 мм. Второй - под патрон 6,5 мм, разработанный именно для автоматической винтовки, намного улучшавший скорость и точность стрельбы. К сожалению, закончить работу над своим творением и дать армии новое стрелковое оружие, Федорову и Дегтяреву помешали начавшаяся Первая мировая война и противодействие военного . Работа над ним была признана несвоевременной и прекращена. И основном пехотным оружием царской армии, а за ней красноармейцев и , надолго осталась «трехлинейка».

Автомат от генерала

Значительные успехи изобретателя незамеченными, тем не менее, не остались. В 1916 году 42-летний Владимир Федоров получает погоны генерал-майора и возможность продолжить свои оружейные опыты. И в том же году генерал изобрел укороченный и более легкий по весу микст винтовки и пулемета, получивший нейтральное название «автомат». На полигоне в Ораниенбауме 50 автоматических винтовок и восемь автоматов Федорова отлично выдержали испытания и были приняты на военную службу.

Огромным плюсом первого автомата стал используемый в нем японский патрон меньшего, нежели у российского аналога калибра - 6,5 мм (патрон Федорова доработан так и не был). Благодаря этому вес оружия снижался до пяти килограммов, дальность точной стрельбы увеличивалась до 300 метров, а отдача - наоборот, уменьшалась. И 1 декабря того же года на Румынский фронт отправилась вооруженная, в том числе и изобретением Федорова, маршевая рота 189-го Измаильского полка. А заводу в Сестрорецке были заказаны сразу 25 тысяч отлично проявивших себя на войне автоматов Федорова. Но впоследствии заказ уменьшили до девяти тысяч, а потом и вовсе отменили.

За год до Первой Мировой войны, российский конструктор, позже, генерал-лейтинант Федоров, изобретает первый в мире автомат. К сожалению, реализовать массовое производство в условиях войны так и не получилось, но отдельные военные части имперской армии, все же, получили в свое распоряжение это, передовое оружие. В 1916 году автоматами Фёдорова было снабжено несколько полков Румынского фронта. Незадолго до революции Сестрорецкий оружейный завод получил заказ на массовое производство этих автоматов. Однако, большевики захватили власть и в императорские войска автомат массово так и не поступил, зато позже использовался красноармейцами и применялся, в частности, в борьбе с белым движением.

Автомат Федорова был создан капитаном Российской Императорской армии Владимиром Григорьевичем Фёдоровым в 1913-1916 гг. Федоров начал проектирование своей самозарядной винтовки еще в 1906 году. Данная винтовка была разработана под штатный русский трехлинейный патрон 7,62х54R и снабжена неотъемным магазином емкостью 5 патронов. Винтовка (термин «автомат» был введен начальником стрелкового полигона Н.И. Филатовым позже, в 1920-х гг.) была испытана в 1911 году, а в 1912 году Артиллерийский Комитет даже принял решение заказать партию этих винтовок в количестве 150 экземпляров для войсковых испытаний. В то же время Фёдоров вёл работу по созданию нового патрона, специально приспособленного для использования в автоматическом оружии. В 1913 году Федоров предложил автоматическую винтовку собственной конструкции под новый патрон, спроектированный им же.

Патрон Федорова имел остроконечную пулю калибра 6,5-мм массой 8,5 грамм. Гильза бутылочной формы не имела выступающей закраины. Начальная скорость 6,5-мм пули патрона Федорова составляла около 850 м/с, а дульная энергия - 3100 Джоулей, в то время как стандартный винтовочно-пулеметный патрон 7,62х54R в зависимости от варианта снаряжения имеет дульную энергию порядка 3600-4000 Джоулей. 6,5-мм патрон Федорова давал меньший импульс отдачи, в сравнении со стандартным патроном 7,62х54R. Кроме того, этот патрон имел меньшую массу. Данные качества, а также меньшая дульная энергия и гильза без выступающей закраины делали патрон Федорова более пригодным для автоматического оружия, позволяя осуществить его надежную подачу из магазина большой емкости. Испытания оружейного комплекса оружие-патрон разработки Владимира Федорова начались в конце 1913 года, но начало Первой Мировой войны нарушило планы военных и конструктора. Однако, в 1915 году Российская Императорская армия остро нуждалась в стрелковом оружии. Особенно в легких ручных пулеметах. В результате автоматические винтовки Федорова заказали в качестве легкого оружия поддержки пехоты, но уже под японский винтовочный патрон 6,5x50SR Арисака. Японский патрон обладал схожими характеристиками с 6,5-мм патроном Федорова и при этом имелся в значительных количествах, так как японские патроны в начале войны закупались с винтовками Арисака в целях восполнения потерь русской армии в стрелковом оружии. Уже изготовленные винтоки Федорова под его оригинальный патрон переделывались под японский патрон установкой в патронник специального вкладыша.

Основными производителями японских патронов для России были английские фирмы - Кайнок, королевский арсенал Вулвича, а также Петроградский патронный завод (200-300 тысяч в месяц, по данным заводского музея). 6,5-мм патроны русского (советского) происхождения часто встречают поисковики, характерные отличия - гильза без клейма, «трехлинеечный» порох неровного зернения. Здесь следует уточнить, что как патрон Фёдорова, так и патрон для винтовки Арисака по своим баллистическим свойствам являются типичными винтовочными патронами, хоть и уменьшенного калибра и мощности, а вовсе не каким-либо подобием промежуточных, как утверждается в некоторых источниках. Однако по калибру пули и ее дульной энергии, патрон 6,5x50SR Арисака при использовании его в автомате Фёдорова, имевшим сравнительно короткий ствол, сопоставим с наиболее мощными из современных промежуточных патронов, разработанных для специфической задачи поражения целей, защищённых средствами индивидуальной бронезащиты. Это такие патроны как 6,8x43 Remington SPC или 6,5x38 Grendel. Однако из-за использования в его конструкции значительно менее совершенных технологий и материалов конца XIX века по массе, габаритам и импульсу отдачи он соответствовал именно винтовочным патронам, был излишне велик и тяжел для успешного использования в ручном автоматическом оружии типа современной автоматической винтовки (автомата) или автоматического карабина.

Летом 1916 года опытные винтовки Федорова прошли стрелковые испытания в особой роте, а затем автоматическими винтовками Фёдорова вооружили команду 189-го Измаильского полка, 1 декабря того же года отправленную на Румынский фронт в составе 158 солдат и 4 офицеров. Решение заказать автоматические «2,5-линейные винтовки Фёдорова» Сестрорецкому оружейному заводу было принято осенью 1916 года. Но в условиях войны этот завод не справлялся даже с выпуском основной продукции (винтовок обр. 1891/10 года), и массового производства оружия конструкции Федорова так и не было налажено. Серийное производство было налажено только после революции на Ковровском заводе (ныне завод им. Дегтярева). Заказ уменьшили с 15000 до 9000 единиц. Всего в период с 1920 по 1924 год, когда производство автомата Федорова было закончено, общее количество выпущенных автоматов составило всего 3200 единиц. В 1923 году автомат Фёдорова подвергся модернизации: новые прицел, ударный механизм и магазин. Автоматы Федорова состояли на вооружении РККА до 1928 года. После чего по причине унификации патронов приняли решение снять с вооружения оружие отличающихся от основного калибра. Автоматы Федорова передали на склады. После чего это оружие использовалось в 1940 году, когда во время Зимней войны с Финляндией, некоторое количество автоматов Федорова вновь поступило в войска, сражавшиеся в Карелии.

Необходимо уточнить, что в качестве массового армейского стрелкового оружия автомат Федорова не мог быть использован, так как имел недостаточную надежность работы в тяжелых условиях эксплуатации, был достаточно сложен в изготовлении и обслуживании. Сам Федоров в своей книге «Эволюция стрелкового оружия» отметил, что его автомат в первую очередь был предназначен для вооружения различных подразделений специального назначения, таких как мотоциклетные команды, конно-охотничьи команды и отборных стрелков в пехоте, но не обычной пехоты. Впрочем, анализ единственного доступного на сегодняшний день достоверного источника по эксплуатации автомата - брошюры издания 1923 года, показывает, что основной проблемой автомата Федорова являлись не столько недостатки конструкции как таковой, сколько низкое качество конструкционных материалов - осадка деталей, наплывы металла и так далее, а также низкое качество поставляемых в войска боеприпасов. Автомат Федорова является первым рабочим образцом индивидуального автоматического оружия, к тому же, применявшегося в бою, что и является основной заслугой этого оружия и его конструктора.

В конце 1920-х - начале 1930- х гг. Федоров и другие советские конструкторы - Дегтярев, Шпитальный, разработали на основе автомата целое семейство унифицированных образцов стрелкового оружия, в том числе ручные и танковый пулемёт, спаренную и строенную авиационные пулеметные установки. Этим они в некоторой степени предвосхитили послевоенные концепции унификации стрелкового оружия в СССР, США и других странах на 30-40 лет. Кроме того, важна роль Федорова и как последовательного сторонника принятия уменьшенных калибров в стрелковом оружии. С точки зрения конструкции это оружие представляло собой достаточно типичную автоматическую винтовку своего времени, сравнительно тяжелую и нетехнологичную, выполненную преимущественно с широким использованием металлорежущих станков и ручной обработки деталей. Тем не менее, конечная масса оружия значительно меньше, чем ближайших зарубежных аналогов (Шоша обр. 1915 г., Браунинг M1918) и находится в диапазоне, типичном именно для индивидуального стрелкового оружия.

Автомат (автоматическая винтовка) Фёдорова работал по принципу использования отдачи при коротком ходе ствола. Затвор запирался двумя качающимися личинками, расположенными симметрично с двух сторон и вращающимися в вертикальных плоскостях. Во время выстрела при отходе ствола назад эти личинки поворачивались и освобождали затвор, который после этого мог беспрепятственно отходить в крайнее заднее положение. Удар затворной рамы ускорителем о выступ ствольной коробки ускорял ее отход, повышая надежность работы. Ударно-спусковой механизм куркового типа позволял вести как одиночный, так и автоматический огонь. Ранние версии автомата до 1923 г. имели отъемный переводчик огня. Эта деталь выдавалась бойцу после сдачи своеобразного экзамена. Отдельные переводчик режимов огня и предохранитель располагались на основании спускового механизма, внутри спусковой скобы.

Предохранитель находился перед спусковым крючком, а переводчик - позади спускового крючка. Усовершенствованная в 1923 году версия автомата съемного переводчика огня не имела. Питание патронами осуществлялось из отъемных коробчатых магазинов с двухрядным расположением патронов, емкостью 25 патронов. Магазины ранних автоматов до 1923 года могли быть невзаимозаменяемы. Использовалась ручная осалка верхних патронов. Стрелок носил с собой флягу с маслом и кисть, которой смазывал верхние патроны снаряженного магазина для улучшения работы автоматики оружия. В 1923 автомат получает новый магазин, с измененным радиусом изгиба и другими параметрами. По некоторым данным, он очень близок к магазину немецкого ручного пулемета MG-18, но без затворной задержки. Предусмотрена установка штыка на крепления, находившиеся на металлическом кожухе ствола. Прицельные приспособления открытые. Мушка и целик размещаются на подвижном стволе. Ложа деревянная, с дополнительной передней рукояткой для удержания.

Основные характеристики

Калибр: 6,5×50SR
Длина оружия: 1040 мм
Длина ствола: 520 мм
Масса без патронов: 4,3 кг.
Темп стрельбы: 600 выстр./мин
Емкость магазина: 25 патронов

Автомат или, как его называют на Западе, «штурмовая винтовка» прошёл долгий и тяжёлый эволюционный путь. Посмотрим же, какими были первые автоматы и как появились полноценные образцы этого оружия.

Сейчас автомат является главным оружием пехоты. Он, можно сказать, стал символом войны. Главное преимущество автомата – высокая плотность огня, создаваемая им. В сумме с относительно небольшой массой это делает штурмовую винтовку оптимальным выбором для поля боя. Но автомат далеко не всегда был «идеален». Самые первые образцы таких вооружений страдали от целого ряда серьёзных недостатков и не могли использоваться наравне с привычными магазинными винтовками.

Сам термин «автомат» впервые был применён к автоматической винтовке, которую незадолго до Первой мировой создал русский инженер Владимир Фёдоров. Важным отличием его оружия стало применение патрона, который некоторые источники называют «промежуточным». Эта особенность потом будет характерна для всех автоматов.

Желая совместить возможности обычной винтовки и пулемёта, Фёдоров применил патрон калибра 6,5 мм. К слову, главным оружием русской армии тогда была винтовка Мосина, использующая патроны калибра7,62 мм. Такая винтовка, как и её аналоги, могла стрелять очень точно и очень далеко: прицельная дальность составляла целых два километра! Но после каждого выстрела «трехлинейку» (такое прозвище получила винтовка Мосина) нужно было вручную перезаряжать. Это приемлемо, если нужно обороняться, но вот штурмовать позиции врага уже сложней. Поэтому винтовки снабжались штык-ножом, и это решение было очень популярным (оно, кстати, используется и сейчас).

«Если Федоров создал первый в мире автомат, то первую в истории самозарядную винтовку разработал мексиканский военный деятель Мануэль Мондрагон. Это оружие появилось на свет в далёком 1884-м году. Винтовка Мондрагона могла вести одиночную стрельбу без необходимости перезаряжать её после каждого выстрела».

Попытка Фёдорова создать универсальное оружие, пригодное для самых разных ситуаций, имела частичный успех. Автомат уверенно прошёл испытания и был принят на вооружение в самый разгар войны – в 1915-м году. На пути талантливого инженера, правда, стояла отсталая российская промышленность. Сначала Фёдоров хотел использовать для автомата патрон собственной разработки калибра 6,5 мм, но потом трудности заставили применить японский патрон 6,5×50 мм Арисака.

Ранний патрон Фёдорова имел дульную энергию около 3100 Джоулей. У штатного русского 7,62 мм патрона этот показатель составлял 3600-4000 Джоулей, но ведь винтовку Мосина, как мы уже отмечали, нужно было после каждого выстрела перезаряжать. Так что показатели патрона Фёдорова были очень неплохими, а вот дульная энергия «японца» составляла 2615 Джоулей: это снижало боевой потенциал оружия, но не очень сильно. Важно отметить, что оба патрона были ближе по своей баллистике к винтовочным, а не к промежуточным. Полноценные промежуточные патроны появятся позже.

Характеристики автомата Фёдорова

масса (без патронов): 4,93 кг

длина: 1045 мм

принципы работы: отдача ствола с коротким ходом, рычажное запирание

патрон: 6,5×50 мм

скорострельность: 600 выстрелов в минуту

прицельная дальность: 400 м

вид боепитания: магазин на 25 патронов

Характеристики винтовки Мондрагона

масса (без патронов): 4,18 кг

длина: 1105 мм

принципы работы:

патрон: 7×57 мм

скорострельность: 600 выстрелов в минуту

прицельная дальность: 550 м

вид боепитания: магазин на 8-100 патронов

В ходе Первой мировой автомат Фёдорова применяли редко. В 1916 году небольшую партию поставили на Румынский фронт, где и состоялся его боевой дебют. Потом оружие использовалось в ходе гражданской войны в России, а часть автоматов даже поучаствовала в советско-финской войне 1940-го года. Вообще же, автомат Фёдорова никогда не значился основным оружием пехоты. Для этого он был чересчур сложен и ненадёжен.

«Не стоит путать автоматы и пистолеты-пулемёты. Последние также являются автоматическим оружием, но они используют не винтовочный или промежуточный, а пистолетный патрон. Соответственно, пистолеты - пулемёты имеют не такую большую, как у автоматов, дальность стрельбы. Мощность пистолетного патрона намного меньше».

В огне Второй мировой

Созданные ещё в конце XIX века магазинные винтовки, такие как уже упомянутая «трехлинейка» или же немецкий Mauser 98, оказались удивительно «живучи». Они были дешёвы, просты и позволяли стрелять очень точно. На протяжении всей Второй мировой такие винтовки оставались главным оружием пехоты. Массовая культура создала миф, согласно которому чуть ли не все немецкие солдаты Восточного фронта были вооружены автоматическими MP-40, но это не соответствует истине. Немцы за всё время произвели 1,2 млн этих пистолетов-пулемётов. Цифра кажется невероятной, но она не идёт ни в какое сравнение с числом произведённых Mauser 98 – 15 млн единиц.

Характеристики многозаряднойвинтовки Mauser 98

масса (без патронов): 4,1 кг

длина: 1250 мм

принципы работы: скользящий затвор, УСМ ударникового типа

патрон: 7,92×57 мм

скорострельность: 15 выстрелов в минуту

прицельная дальность: 2000 м

вид боепитания: магазин на 5 патронов

Немцы, впрочем, столкнувшись на поле боя с сильным противником, изо всех сил старались создать революционное оружие для пехоты. Им это, отчасти, удалось. Уже в 1942-м году немцы приняли на вооружение знаменитый StG 44, который с некоторыми оговорками можно считать первым полноценным автоматом. Некоторые считают его прообразом автомата Калашникова, но об этом дальше.

StG 44 использовал мощный промежуточный патрон 7,92×33 мм, а его прицельная дальность составляла 600 м. Казалось бы, вот оно – идеальное оружие поля боя. Мощное и дальнобойное. Создающее высокую плотность огня и наводящее ужас на врагов. Однако, по мере эксплуатации, вскрылись и недостатки. Автомат весил немало: если масса винтовки Mauser 98k без патронов составляла 3,9 кг, то StG 44 весил 4,6. Со снаряжённым магазином вес автомата возрастал до 5,5 кг. Добавьте сюда то, что StG 44 был намного сложней магазинных винтовок, с технической стороны, и требовал более тщательного обслуживания. А суровые условия той войны далеко не всегда позволяли его осуществить.

Всего немцы произвели 446 тысяч автоматов StG 44, и они активно применялись на всех фронтах Второй мировой. А ещё это оружие на много десятилетий пережило своих разработчиков. Известно, например, что StG 44 применяли иракцы против войск США в 2000-е годы. Конкретно эти автоматы, правда, были произведены, в основном, в Турции и бывшей Югославии, а не в Германии.

Характеристики автомата STG 44

масса (без патронов): 5,2 кг

длина: 940 мм

принципы работы: отвод пороховых газов, запирание перекосом затвора

патрон: 7,92×33 мм

скорострельность: 500-600 выстрелов в минуту

прицельная дальность: 600 м

вид боепитания: магазин на 30 патронов

Калашников и М-16

Если любого военного эксперта попросить назвать величайшее оружие XX века, он без раздумий ответит – автомат Калашникова . АК был разработан в далёком 1947 году, но до сих пор остаётся главным оружием пехоты многих стран, включая Россию. За долгие десятилетия были созданы десятки модификаций, а всего произвели более 70 млн единиц этого оружия! Данный автомат изменил мир: не зря его изображение встречается на гербах многих стран Африки.

Существует мнение, будто автомат Калашникова – копия StG 44. Это не так. Они похожи внешне, но на этом сходства заканчиваются. Данные образцы различаются по самому важному для автоматического оружия признаку – способу запирания канала ствола. У Калашникова ствол запирается поворотом затвора вокруг продольной оси, в то время как в немецком автомате – перекосом затвора в вертикальной плоскости.

Следует сказать, что автомат Калашникова никогда не считался самым точным или самым удобным оружием – его преимущества кроются в простоте и дешевизне. А ещё советские военные идеологи были в числе первых, кто по достоинству оценил саму концепцию автомата. АК быстро стал основным оружием Красной армии, в то время как американцы и европейцы продолжали делать ставку на самозарядные и магазинные винтовки. Консервативные англичане, например, ещё долгие годы после войны считали, что «солдат должен экономить каждый патрон». Но, в конечном итоге, даже они признали преимущество автоматического оружия в качестве главного «аргумента» пехоты.

Характеристики автомата Калашникова

масса (без патронов): 3,8 кг

длина: 870 мм

принципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор

патрон: 7,62×39 мм

скорострельность: 600 выстрелов в минуту

прицельная дальность: 800 м

вид боепитания: магазин на 30 патронов

Следующую революцию в мире автоматов сделали уже американцы. Речь идет о знаменитой M-16 – главном конкуренте АК. В 60-е годы автомат казался идеальным оружием, но сохранялся недостаток – большой вес. И правда, патрон 7,62 мм, который использовал уже упомянутый «Калаш» был слишком тяжёлым, а его мощность была избыточной. Поэтому американцы решили применить для своей штурмовой винтовки новый патрон 5,56×45 мм. Это решение, хотя и снизило мощность пули, предопределило развитие стрелкового оружия на много десятилетий вперед. Даже советских военных вдохновил опыт США, так что в 70-е годы на вооружение Красной армии был принят новый вариант автомата Калашникова – АК74. Он использовал малоимпульсный патрон 5,45×39 мм – аналог американского 5,56 мм. Малоимпульсные патроны и сейчас весьма и весьма популярны.

Сколь бы революционен не был новый калибр, а военный дебют M-16 омрачился рядом неприятных аспектов. Особенно остро недостатки винтовки вскрылись во Вьетнаме. В суровых условиях джунглей в руках малоопытных новобранцев сложное и не полностью доведённое до ума оружие часто «отказывалось» стрелять. Это побудило конструкторов внести ряд усовершенствований, что сделало M-16 по-настоящему хорошей винтовкой. А в 1994 году военные США получили новую укороченную модификацию M-16 – карабин M4 , получивший невероятную популярность во всём мире. Он почти полностью лишился недостатков своего прародителя и стал любимцем солдат. Из опрошенных в 2006 году американцев, служащих в Ираке и Афганистане, 88% заявили, что довольны карабином M4.


Характеристики автомата M16

масса (без патронов): 2,88 кг

длина: 990 мм

принципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор

патрон: 5,56×45 мм

скорострельность: 650-950 выстрелов в минуту

прицельная дальность: 600-800 м

вид боепитания: магазин на 20-30 патронов

Характеристики автомата M4

масса (без патронов): 3,4 кг

длина: 840 мм

принципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор

патрон: 5,56×45 мм

скорострельность: 600 выстрелов в минуту

прицельная дальность: 800 м

вид боепитания: магазин на 30 патронов

Будущее автомата

В заключение хочется сказать, что автомат, как основное оружие пехоты, практически достиг эволюционного тупика и с каждым годом становится всё сложней создавать оружие, которое бы серьёзно превосходило ранее появившиеся разработки. Отчасти, именно поэтому Россия не намерена отказываться от проверенного АК, а американцы не спешат выбрасывать на свалку модификации M-16.

Это, впрочем, не означает, что мы не увидим новые автоматы. Сейчас ведутся работы над созданием улучшенных патронов для стрелкового оружия, которые смогут потеснить «классические» патроны. Так, в ходе программы Lightweight Small Arms Technologies американцы разработали новые телескопические и безгильзовые патроны, а также оружие к ним. Но настоящая революция в области стрелкового оружия произойдёт лишь тогда, когда пехота сможет использовать вооружение на «новых физических принципах». Это могут быть, например, лазерные винтовки. До момента начала массового использования чего-то подобного могут пройти десятилетия, и о перспективах такого оружия мы поговорим в одном из будущих материалов.

Идея создания автоматической коробки передач появилась практически одновременно с появлением автомобиля, оснащенного . При этом автопроизводители, изобретатели и энтузиасты из разных стран начали работать над агрегатом.

В результате уже в самом начале 20-го века стали появляться опытные образцы, которые имели трансмиссию, похожую на современный автомат. В этой статье мы поговорим о том, как создавалась и когда появилась первая АКПП, познакомимся с историей автоматической трансмиссии, а также ответим на вопрос, кто изобрел коробку автомат.

Читайте в этой статье

Кто изобрел коробку автомат и когда появилась первая АКПП

Как известно, трансмиссия является вторым по важности агрегатом после . При этом появление АКПП стало настоящим прорывом, так как благодаря такой коробке передач значительно повышается не только комфорт, но и безопасность при управлении автомобилем.

Такая КПП является системой, состоящей из гидротрансформатора () и планетарной коробки. Принципы и основы планетарной передачи были известны еще в средние века, а гидротрансформатор создал немец Герман Феттингер в начале 20-го века.

Первым объединил коробку и ГДТ американский изобретатель Азатур Сарафян, более известный под именем Оскар Бэнкер. Именно он запатентовал автоматическую коробку передач в 1935г., хотя для получения патента больше 7 лет отстаивал свое право в борьбе с крупными автопроизводителями.

Родился Сарафян в 1895 году. Его семья оказалась в США в результате печально известного Геноцида армян, который имел место быть в Османской империи. Обосновавшись в Чикаго, Асатур Сарафян сменил свое имя, став Оскаром Бэнкером.

Талантливый изобретатель создал различные полезные устройства, среди которых можно выделить несколько незаменимых сегодня решений (например, шприц-пистолет для смазки), однако главным его достижением является изобретение первой автоматической гидромеханической коробки передач. В свою очередь, General Motors (GM), которая ранее устанавливала полуавтоматическую коробку передач на свои модели, первой перешла на АКПП.

История создания автоматической коробки передач

Итак, важнейшим элементом, благодаря которому стало возможным появление полноценной АКПП, является гидротрансформатор.

Изначально ГДТ появился в судостроении. Причина – вместо низкооборотистых паровых двигателей ближе к концу 19-го века появились более мощные паровые турбины. Такие турбины соединялись с винтом напрямую, что неизбежно привело к возникновению целого ряда технических проблем.

Решением оказалось изобретение Г. Феттингера, который предложил гидравлическую машину, где лопастные колеса гидродинамической передачи, насос, турбина и реактор были объединены в одном корпусе.

Такой гидротрансформатор был запатентован в 1902 году и имел большое количество преимуществ по сравнению с другими механизмами и устройствами, которые могли бы преобразовать крутящий момент от двигателя.

ГДТ Феттингера минимизировал потери полезной энергии, КПД устройства оказался высоким. На практике, указанный гидродинамический трансформатор, в среднем, обеспечивал на судах КПД около 90% и даже больше.

Вернемся к коробкам передач на автомобилях. В самом начале 20-го века (1904 год) изобретатели братья Стартевенты из города Бостон, США, представили раннюю версию автоматической коробки.

Данная КПП на две передачи фактически являлась усовершенствованной МКПП, где переключения могли быть автоматическими. Другими словами, это был прототип коробки- робот. Однако в те годы по ряду причин серийное производство оказалось невозможным, от проекта отказались.

Следующими автоматическую коробку начали ставить в компании Ford. Легендарная модель Model-T была оснащена планетарной коробкой передач, которая получила две скорости для движения вперед, а также заднюю передачу. Управление КПП было реализовано при помощи педалей.

Далее появилась коробка от компании Reo на моделях General Motors. Такая трансмиссия вполне может считаться первой РКПП, так как это была механическая коробка с автоматизированным сцеплением. Немного позже стала использоваться и планетарная система передач, еще больше приблизив момент появления полноценных гидромеханических автоматов.

Планетарный механизм (планетарная передача) наилучшим образом подходит для АКПП. Чтобы управлять передаточным числом, а также направлением вращения выходного вала, выполняется торможение отдельных частей планетарной передачи. При этом для решения задачи можно использовать относительно небольшие и постоянные усилия.

Другими словами, речь идет об исполнительных механизмах АКПП ( , ленточный тормоз). Также в те годы реализовать эффективное управление данными механизмами не составляло труда. Еще необходимость выровнять скорости отдельных элементов АКПП отсутствовала, так как все шестерни планетарной передачи находятся в постоянном зацеплении.

Если сравнить такую схему с попытками автоматизировать работу механической коробки, в то время это было крайне сложной задачей. Основной проблемой являлось то, что в те годы не было эффективных, быстрых и надежных сервомеханизмов (сервоприводов).

Указанные механизмы необходимы для того, чтобы перемещать шестерни или муфты включения для введения в зацепление. Сервомеханизмы также должны обеспечить большое усилие и рабочий ход, особенно если сравнивать усилие для сжатия пакета фрикционов или затяжки ленточного тормоза АКПП.

Качественное решение было найдено только ближе к середине XX века, а массовой роботизированная механика стала только за последние 10-15 лет (например, или ).

Дальнейшее развитие коробки автомат: эволюция гидромеханической АКПП

Перед тем, как переходить к АКПП, нужно упомянуть коробку передач Уильсона. Водитель выбирал передачу при помощи подрулевого переключателя, а включение производилось посредством нажатия на отдельную педаль.

Такая трансмиссия была прообразом преселективной коробки передач, так как водитель заранее выбирал передачу, при этом ее включение осуществлялось только после нажатия на педаль, которая стояла на месте педали сцепления МКПП.

Данное решение облегчало процесс управления ТС, переключения передач требовали минимум времени по сравнению с МКПП, которые в те годы не имели . При этом значимая роль коробки Уильсона заключается в том, что это первая КПП с переключателем режимов, которая напоминает современные аналоги ().

Вернемся к АКПП. Итак, полностью автоматическую гидромеханическую коробку передач Hydra-Matic представила General Motors в 1940 году. Данную КПП ставили на модели Cadillac, Pontiac и т.д.

Такая трансмиссия представляла собой гидротрансформатор (гидромуфту) и планетарную коробку передач с автоматическим гидравлическим управлением. Управление было реализовано с учетом скорости движения автомобиля, а также положения дроссельной заслонки.

Коробка Hydra-Matic ставилась как на модели GM, так и на Bentley, Rolls-Royce, Lincoln и т.д. В начале 50-х специалисты Mercedes-Benz взяли данную коробку за основу и разработали собственный аналог, который работал по схожему принципу, однако имел целый ряд отличий в плане конструкции.

Ближе к середине 60-х автоматические гидромеханические коробки передач достигли пика своей популярности. Также появление синтетических смазок на рынке ГСМ позволило удешевить их производство и обслуживание, повысить надежность агрегата. Уже в те годы АКПП не сильно отличались от современных версий.

В 80-х стала прослеживаться тенденция к постоянному увеличению числа передач. В автоматических коробках сначала появилась четвертая передача, то есть повышенная. Одновременно стала использоваться и функция блокировки гидротрансформатора.

Также четырехступенчатые автоматы стали управляться при помощи , что дало возможность избавиться от многих механических элементов управления, заменив их .

Например, первыми внедрение электронной системы управления автоматической коробкой передач реализовали специалисты Toyota в 1983 г. Далее Ford в 1987 году также перешел на использование электроники для управления повышающей передачей и блокировочной муфтой ГДТ.

Кстати, сегодня АКПП продолжает эволюционировать. С учетом жестких экологических стандартов и роста цен на топливо производители стремятся повысить КПД трансмиссии, добиться топливной экономичности.

Для этого увеличивается общее количество передач, скорость переключений стала очень высокой. Сегодня можно встретить АКПП, которые имеют 5, 6 и более «скоростей». Основная задача – успешно конкурировать с преселективными роботизированными коробками типа DSG.

Параллельно происходит и постоянное усовершенствование блоков управления АКПП, а также программного обеспечения. Изначально это были системы, которые только определяли момент переключения передачи и отвечали за качество включений.

В дальнейшем в блоки стали «зашивать» программы, которые способны подстраиваться под манеру езды, динамично меняя алгоритмы переключения передач (например, адаптивные АКПП с режимами эконом, спорт).

Позже появилась и возможность ручного управления АКПП (например, Tiptronic), когда водитель может самостоятельно определять моменты переключения передач подобно механической коробке. Дополнительно коробка автомат получила расширенные возможности в плане , контроля температуры трансмиссионной жидкости и т.д.

Читайте также

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой - автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

  • Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.


  •