Латинский язык для начинающих и «с нуля. Как самостоятельно выучить латинский язык

Курс предоставит вам возможность прикоснуться к богатствам латинского языка, который оказал влияние на становление и развитие нескольких европейских, таких как французский, итальянский, испанский, английский и другие. Поэтому изучение латыни облегчит вам в будущем освоение новых иностранных языков или откроет неожиданные грани в уже известных. Так же, как логика и математика, практические навыки лингвистического анализа латинских текстов положительно скажутся на любой научно-исследовательской деятельности.

Латинский язык давно стал основой научной терминологии самых различных отраслей знания, а потому необходим тем, кто изучает юриспруденцию, медицину, биологию, филологию, историю, философию и другие дисциплины.

Поскольку латинский язык в наши дни не является родным ни для одного народа, то есть не относится к «живым», во время занятий мы сконцентрируемся не на разговорной практике, а на переводе и анализе текстов. Составители курса приложили усилия к тому, чтобы в процессе обучения вы научились читать, понимать и переводить со словарем как отдельные предложения, так и адаптированные прозаические тексты. На занятиях вы также овладеете умением переводить на латынь несложные русские предложения, что поможет лучше осознать и закрепить грамматические категории изучаемого языка.

В процессе занятий вы обязательно познакомитесь с крылатыми латинскими выражениями, вошедшими в сокровищницу мировой культуры, а также с судьбой латинских слов в русском и других европейских языках.

Требования

Законченное среднее образование.

Программа курса

Вводная лекция

I. 1. Алфавит. Правила чтения

2. Глагол – общие сведения. Основные формы, основы, личные окончания действительного залога

3. Praesens indicativi activi. Imperativus praesentis activi. Формы запрещения

4. Имя существительное – общие сведения. Падежи. Первое склонение

5. Личные местоимения. Возвратное местоимение

II 1. Второе склонение (мужской род)

  1. 2.Второе склонение (средний род). Правило среднего рода

3. Прилагательные I–II склонения. Притяжательные местоимения

4. Страдательный залог. Личные окончания страдательного залога. Praesens indicativi passivi. Infinitivus praesentis passivi

5. Действительная и страдательная конструкции. Ablativus auctoris. Ablativus instrumenti

III 1. Местоимения ille; iste; ipse

2. Imperfectum indicativi activi et passivi

3. Местоимение is, ea, id. Местоименные прила­гатель­ные

4. Futurum primum indicativi activi et passivi

5. Приставочные глаголы с “esse”

IV 1. Третье склонение: согласный тип

2. Третье склонение: гласный тип

3. Третье склонение: смешанный тип

3. Третье склонение: прилагательные

4. Особенности третьего склонения

5. Participium praesentis activi

V 1. Функции инфинитива. Оборот Accusativus cum infinitivo (начало)

2. Оборот Nominativus cum infinitivo (начало)

3. Perfectum indicativi activi

4. Participium perfecti passivi. Perfectum indicativi passivi

5. Местоимения qui, quae, quod

VI 1. Plusquamperfectum et futu­rum secundum indicativi activi et passivi.

2. Ablativus absolutus

3. Сравнительная степень сравнения прилагательных и наречий. Ablativus comparationis.

4. Превосходная степень сравнения прилагательных. Genetivus partitivus

5. Четвёртое склонение

VII 1. Пятое склонение

2. Местоимение hic, haec, hoc

3. Participium futuri activi. Инфинитивы

4. Оборот Accusativus cum infinitivo (продолжение)

5. Числительные

VIII 1. Gerundium

2. Gerundivum как определение

3. Coniugatio periphrastica. Описательное спряжение.

4. Неправильные глаголы – eo, fero

5. Неправильные глаголы – volo, nolo, malo

IX 1. Modus coniunctivus – образование форм

2. Coniunctivus в независимых предложениях

3. Студенческий гимн «Gaudeamus»

4. Правило постановки времен в придаточных предложениях с конъюнктивом

5. Косвенный вопрос

Результаты обучения

По завершении этого курса учащиеся будут

Уметь:

1. Переводить на русский язык связные адаптированные тексты и отдельные предложения со словарем.

2. Переводить простые предложения на латинский язык со словарем.

3. Пользоваться латинско-русским и русско-латинским словарем.

Знать:

1. Основы латинской морфологии.

2. Основы латинского синтаксиса.

3. Основы грамматической терминологии.

Владеть:

1. Навыками чтения текстов и постановки ударения.

2. Навыками перевода с латинского языка на русский.

3. Навыками перевода с русского языка на латинский.

Формируемые компетенции

ОК-1 – готовность к критическому осмыслению явлений социальной и культурной жизни; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2 – готовность уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

ОК-3 – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук

ОК-4 – владение культурой мышления, способность аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-5 – способность использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером

ПК-1 – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы (литератур) и основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии

ПК-3 – владение базовыми навыками сбора и анализа литературных и языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий

ПК-6 – способность применять полученные знания в области теории и истории литературы (литератур) и изучаемого иностранного языка (языков), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности

ПК-13 – владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических) с иностранного языка и на иностранный язык; аннотирование и реферирование научных трудов и художественных произведений на иностранном языке

Вы можете самостоятельно выучить латинский язык, если правильно подойдете к этому вопросу. Все, что вам нужно - это набор правильных учебников, выполнение упражнений и практика письма на латыни. Скорее всего, ваши родственники и друзья не смогут поговорить с вами на латинском, но практика устного языка поможет вам улучшить знание латыни в целом. Если вы постараетесь, то сможете говорить по-латински так же хорошо, как и Папа Римский, причем в самые кратчайшие сроки.

Шаги

  1. Возьмите книгу для начинающих с большим количеством упражнений и ответами на них. Ответы важны, потому что вас некому проверять.

    • Wheelock"s Latin - это широко известная книга с ответами. Это, пожалуй, лучший выбор для самостоятельного обучения. В книге представлено огромное количество упражнений, а также группы по обучению в интернете.
    • Существуют несколько общедоступных книг с ответами, например:
      • Выбор правильного словаря – это важно для того, что вы будете читать. Если вы интересуетесь классической латынью, используйте Elementary Latin Dictionary или Oxford Latin Dictionary , если вы сможете его купить. Если вас интересует поздняя латынь, средневековье, ренессанс и нео-латынь, вам лучше использовать словарь Lewis и Short"s Latin Dictionary, правда, он дороговат. В противном случае, вам придется использовать Cassell, который не очень полезен и не мал в размерах. К сожалению, выбрать правильный и не дорогой словарь будет не просто. Если вы понимаете французский, то словарь Grand Gaffiot будет хорошим выбором.
      • Пока вы все еще обучаетесь по учебнику, вам придется многое запоминать: склонения, спряжения, лексикон. Не существует короткого пути. В этом случае очень важен ваш моральный настрой.
      • Латинский – это язык с бедным лексиконом, другими словами, одно слово может иметь несколько значений. Это также означает, что в латинском языке много идиом, которые вам также придется заучить. Вы дойдете до момента, когда будете понимать каждое слово, но смысл предложения в целом вам будет не ясен. Это потому, что вы вдумываетесь в значение каждого слова индивидуально. Например, выражение hominem e medio tollere означает «убить человека», но если вы не знаете эту фразу, то дословно она переводится «убрать человека с центра».
      • Избегайте поэзии, пока еще учите прозу. Вы бы не порекомендовали чтение Шекспира кому-то, кто учит английский язык, еще не умея читать газету. То же самое касается и латинского языка.
      • Учите слова. Носите с собой список слов или карточки, чтобы посмотреть в автобусе, туалете, или где-то еще.
      • Пишите на латыни. Даже если вы хотите научиться читать, не избегайте упражнения по переводу с английского на латынь.
      • Не торопитесь. Одно занятие каждые несколько дней – этого будет достаточно. Если вы будете торопиться, вы не успеете запомнить нужную для вас информацию. С другой стороны, не медлите. Старайтесь заниматься, по крайней мере, один раз в неделю.
      • Если ваши ответы не совпадают с ответами учебника, скорее всего вы что-то упустили. Вернитесь к занятию и перечитайте.

Почему мы говорим «латинский язык», «латынь»? Когда речь заходит о древних языках, прежде всего в памяти возникают греческий и латинский языки. Совершенно очевидно, что на греческом языке , на разных его диалектах, говорили греки, а латынь была языком римлян. И тут возникает вопрос: почему же римляне говорили на латинском языке?

Латинский язык (lingua Latina) - это язык древних жителей Лация (Latium), небольшой области в средней Италии, граничившей с землями сабинян, Этрурией и Кампанией. Жители Лация назывались латинами (Latini), их язык - латинским (lingua Latina). Именно Лацию выпало на долю - согласно традиционной римской легенде - принять Энея, бежавшего из захваченной греками Трои, а его далекому потомку Ромулу суждено было стать основателем и первым царем Рима (в 753 г. до н. э.). И именно Рим, на первых порах всего лишь столица Лация, благодаря своей экспансионистской политике овладел вначале всей Италией, а потом бассейном Средиземного моря и стал столицей целой Римской империи. И хотя власть и политическое влияние римлян распространились далеко за пределы Лация и их язык стал языком всей Римской империи, его по-прежнему называли латинским .

Лингуст очень долгое время не мог найти качественные материалы для самостоятельного изучения латинского языка, к всеобщей радости, наследие Советского Союза, в виде самоучителя латинского языка польского автора Лидии Винничук () , решило эту проблему. На сайте представлен бесплатно не только курс из 60 онлайн уроков , но и тексты римских авторов, таких Цезарь, Цицерон, Гораций, Овидий и др. Для просмотра ответов к упражнениям и переводам латинских текстов наведите мышку на ключ: Искренно советуем учащемуся отрешиться от иждивенческих настроений, выдержать характер и обращаться к «Ключу» в последний момент, когда в грамматических упражнениях и переводах уже сделано все, зависящее от собственных знаний и сообразительности.

Перейти к -› списку уроков ‹- (Нажмите)

Латынь - мертвый язык?

Ответим на это словами Юлиана Тувима: «Какой же это мертвый язык, если, не увядая, он пережил тысячелетия?...» Но как, в какой форме «пережил»? Прежде всего в текстах, в произведениях, которые сохранились до нашего времени и благодаря которым мы можем наблюдать развитие и изменение латинского языка на протяжении веков; в исторических памятниках и документах средневековья, в творениях эпохи Возрождения. И, кроме того, он сохранился в романских языках, в языках тех покоренных Римом народов, которые испытывали его политическое и культурное влияние. Это итальянский , французский , испанский , португальский , и другие иностранные языки.

Наконец - об этом тоже нужно помнить - воздействию латинского подверглись и другие языки, хотя это воздействие проявляется главным образом в том, что их лексика в значительной мере насыщена латинскими словами. Ученые подсчитали, что из 20 000 наиболее употребительных слов английского языка около 10 400 латинского происхождения, около 2 200 - греческого и только 5 400 - англосаксонского.

Немало латинских слов вошло и в русский язык . И это не только научная терминология, которая в большинстве случаев является международной, но и слова разговорной речи. Они так глубоко проникли в наш язык, что, употребляя их с детства, мы уже не воспринимаем их как слова иностранного происхождения. Приведем несколько примеров, относящихся к области образования: «школа», «институт», «студент», «таблица», «директор», «лекция», «аудитория» и др. Поэтому мы советуем сопровождать заучивание латинской лексики поисками заимствованных слов в русском языке. Вы обнаружите при этом, как увлекательна жизнь слова.

Наверняка, вы нашли что-нибудь интересное на этой странице. Посоветуйте ее другу! А лучше разместите ссылку на эту страницу в интернете, вконтакте, блоге, форуме и др. Например:
Изучение латыни

ПАДЕЖНАЯ СИСТЕМА ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВОГО СКЛОНЕНИЯ
ГЛАГОЛ «БЫТЬ»

В латинском языке, как и в русском, имена существительные различаются по числам и падежам. Падежи эти следующие:

Nominatīvus – Именительный
Genetīvus – Родительный
Datīvus – Дательный
Accusatīvus – Винительный
Ablatīvus – Отложительный
Vocatīvus – Звательный

Первые четыре падежа латинского языка в целом соответствуют первым четырём падежам латинского языка. О двух последних следует сказать особо. Отложительный падеж (Ablatīvus) соответствует русскому творительному падежу, русскому предложному падежу, и, кроме того, представляет собой падеж, обратный дательному. Если дательный падеж отвечает на вопросы кому? чему?, то отложительный падеж – на вопросы от кого? от чего? откуда?
Звательный падеж (Vocatīvus) ни на какой вопрос не отвечает. Эту падежную форму принимают имена существительные, стоящие в позиции обращения. На современный русский язык Vocatīvus переводится именительным падежом. В старорусском языке ему соответствовали формы «Боже», «княже», «друже», «отче», «старче» и т. д.
Все существительные латинского языка распределяются между пятью склонениями. Склонением называется группа существительных, имеющих одинаковый набор окончаний. К первому склонению относятся имена существительные, оканчивающиеся в именительном падеже единственном числе на –а. Почти все они относятся к женскому роду, и лишь немногие исключения, список которых будет приведён ниже – к мужскому.
Рассмотрим это склонение на примере существительного ancilla – «рабыня, служанка».

Singularis – Единственное число Pluralis – Множественное число

N. ancīlla – служанка ancīllae – служанки
G. ancīllae – служанки ancīllārum - служанок
D. ancīllae – служанке ancillis – служанкам
Ac. ancillam – служанку ancillas – служанок
Ab. ancillā – служанкой ancillis – служанками
V. ancīlla – служанка! ancīllae – служанки!

Спряжение глагола «быть» в настоящем времени

В латинском языке, в отличие от русского, невозможно построить предложение без глагола. Если по-русски мы можем сказать «Пётр - судья», то по-латыни – только Petrus est judex, т. е. «Пётр есть судья». Глагол «быть» спрягается в настоящем времени следующим образом.

esse – быть

sum – я есть sumus – мы есть
es – вы есть estis – вы есть
est – он, она, оно есть sunt – они есть

Упражнение I
Просклоняйте следующие существительные:

Vita – «жизнь», terra – «земля», aqua – «вода», familia – «семья», schola - «школа», victoria – «победа», insŭla – «остров», via – «дорога», bestia – «зверь, животное», silva – «лес», injuria – «обида, несправедливость».

Упражнение II
Переведите предложения на русский язык. Затранскрибируйте их русскими буквами.

1) Terra est sphaera. 2) Jurisprudentia est schola vitae. 3) Illae puellae sunt amīcae. 4) Illae puellae sunt discipŭlae scholae nostrae. 5) In silvis patriae nostrae sunt bestiae. 6) Vita bestiārum non longa est. 7) Sumus incŏlae insǔlae. 8) Incŏlae insulārum quoque estis.

amīca (f)- подруга
bestia (f) – животное, зверь
discipŭla (f) – ученица
illae (f) – эти
in – в
incŏla (m, f) – житель, жительница
insŭla (f) – остров
jurisprudentia (f) – юриспруденция
longa – длинная, долгая nostra - наша
patria (f) – родина
puella (f) – девочка
quoque – тоже, также
schola (f) – школа
sphaera (f) – шар, сфера
silva (f) - лес
terra (f) – земля
vita (f) - жизнь

Упражнение III
Из упражнений I и II выпишите слова:
а) заимствованные русским языком без изменения значения;
б) заимствованные русским языком с изменением значения;
в) заимствованные изучаемым вами иностранным языком без изменения значения;
г) заимствованные изучаемым вами иностранным языком с изменением значения.

Здравствуйте.

Меня зовут Сергей. Мне 26 лет. Я учусь в медицинском университете и в будущем хочу стать врачом.

Как Вы, наверное, поняли, латинский язык является основополагающим в моей профессии, так как его необходимо знать и врачам, и фармацевтам, и биологам и т.д.

Но по непонятным для меня и моих одногрупников причинам, латынь нам не преподавали, и преподавать не собираются.

Был только краткий курс, состоящий из нескольких пар.

Скажу честно, что даже понимая необходимость знания латыни для моей будущей профессии, в университете выучить этот язык мне не удалось...

Немного истории латинского языка.

Латинский язык или Латынь – язык, на котором разговаривали жители племени латинов, проживающие в западной части Италии с центром в Риме.

Латынь относят к индоевропейской семье языков к италийской группе.

Было несколько этапов развития латинского языка:

1. Долитературный (240 г. до нашей эры).

2. Архаическая латынь или Древнелитературный период (240-100 до нашей эры).

3. Золотой латинский язык или классическая латынь (от 100-го года до нашей эры и до 14 века нашей эры). Именно в это время уточняются и фиксируются грамматические нормы, а сама латынь получает высочайший литературный уровень. Появляется проза Цезаря, Саллюстия, Цицерона, возникают творения поэтов Горация, Вергилия, Овидия.

4. Серебряная латынь (от 14 до н.э. и до 200 н.э.)

5. Поздняя латынь – 200-600. Именно в этот в развитии латинского языка возникает новая качественная фаза.

6. Средневековый латинский период (7-14 вв). Этот период латинского языка можно охарактеризовать как письменный язык западно-европейцев, католической церкви, литературы и науки.

7. Золотая и серебряная латынь во времена гуманизма (начиная с 14 века).

8. Примерно начиная с 16 века латинский язык начал вытесняться другими языками. До 18 века латынь была языком дипломатии, а уже до 20 века его в основном преподавали только в университетах и использовали в науке и медицине.

9. В наше время латинский язык как официальный используют Ватикан и католические церкви, а так же его применяют в научной терминологии.

Трудности с переводом латинского языка.

Однажды вечером я пытался перевести несколько медицинских терминов с латинского языка. Скажу честно, без знаний латыни сделать это практически нереально. Можно конечно воспользоваться переводчиком, но он не всегда делает точный перевод и тем более постоянно носить его с собой нет возможности.

Немного помучавшись с переводом, я для себя решил, что нужно выучить латинский язык. Но сразу появился вопрос: «Как и где найти репетитора?»

Первое, что я сделал, стал искать учителей в газете. Это не дало абсолютно никакого результата.

Весь вечер следующего дня я просидел в Интернете, но так и не нашел себе учителя, которому смог бы доверять.

Самостоятельное изучение латинского языка по методу Ивана Полонейчика.

Поискав несколько дней и не найдя учителя латинского языка, я забросил это дело. Но вскоре мне снова нужно было сделать перевод с латыни. И я опять начал искать.

После пары я подошел к преподавателю и спросил у него, как мне изучить латинский язык, если в университете его не преподают? На это я получил ответ, что мне нужно поискать информацию о изучении латинского языка по методу Ивана Полонейчика.

Придя домой я уселся перед компьютером и нашел в Интернете официальный сайт Полонейчика с видео курсом по изучению латыни «Быстрый вход в латынь».
Для меня курс стоил не дешево, но я все-таки решился, так как знал, что мне понадобится переводить еще не одну сотню или даже тысячу терминов с латинского языка.

Я оформил заказ и уже через неделю забрал диск на почте.

Как легко и быстро изучить латинский язык.

Когда я пришел домой, то первым делом вставил диск с в ноутбук.

Запустив первый видео урок, я увидел человека, который знает латинский язык. Уже с первых слов я поверил, что он действительно может научить меня читать на латыни, понимать и даже писать без переводчика. Поэтому я решил учить один урок за день, что позволило бы мне выучить латинский язык в кратчайшие сроки.

Сейчас прошло немного времени с тех пор, как я запусти первый урок. Теперь могу без проблем понимаю латинские слова и даже целые фраз.

Я просто в восторге, что могу разговаривать и писать на латыни. А одногрупники и даже преподаватели иногда просят мне помочь им с переводом латинских фраз.

Я решил написать этот отзыв на видео курс "Быстрый вход в латынь" , т.к. очень благодарен Ивану Полонейчику за полученные знания.

Теперь я могу с полной ответственностью заявить, что выучить латинский язык можно быстро, легко и даже не выходя из дома.

Официальный сайт Ивана Полонейчика
"Быстрый вход в латынь"


Ad notam (Для заметки):
"Знание латыни позволяет не только читать медицинские термины,

но и помогает в изучении многих иностранных языков".