Ленин владимир ильич краткая политическая и личная биография. VIP-опрос: какую роль сыграл Ленин в истории России

В биографии Ленина Владимира Ильича это время занимало особенное место: сначала мальчик получал домашнее образование – в семье говорили на нескольких языках и придавали большое значение дисциплине, за чем следила мать. Ульяновы в то время жили в Симбирске, так что впоследствии он учился в местной гимназии, куда поступил в 1879 году и руководителем которой был отец будущего главы Временного правительства Александра Керенского – Ф.М. Керенский. В 1887 году Ленин окончил учебное заведение с отличием и продолжил обучение в университете Казани. Именно там началось его увлечение марксизмом, которое привело к вступлению в кружок, где обсуждались труды не только К. Маркса и Ф. Энгельса, но и Г.Плеханова, который оказал на молодого человека большое влияние. Немногим позже это стало причиной исключения из университета. Впоследствии Ленин экстерном сдал экзамены на юриста.

Начало революционного пути

Уехав из родного Симбирска, где жили его родители, он изучал политэкономию, интересовался социал-демократией. Также этот период отличался поездками будущего вождя в Европу, по возвращении из которой он основал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

За это революционер был арестован и сослан в Енисейскую губернию, где не только написал большую часть своих работ, но и устроил личную жизнь с Н. Крупской.

В 1900 году срок его ссылки окончился, и Ленин поселился в Пскове, где Владимир Ильич издавал журнал “Заря” и газету “Искра”. Кроме него изданием занимались С. И. Радченко, а также П. Б. Струве и М. И. Туган-Барановский.

Годы первой эмиграции

С жизнью Ленина в этот период связано много интересных фактов. В июле того же года Владимир Ульянов уехал в Мюнхен, где “Искра” обосновалась на два года, потом переехал сначала в Лондон, где прошел и первый съезд РСДРП, а после в Женеву.

В период с 1905 по 1907 год Ленин жил в Швейцарии. После неудачи первой русской революции и ареста ее зачинщиков он стал руководителем партии.

Активная политическая деятельность

Несмотря на постоянные переезды, десятилетие от первой до второй революции прошло для В.И.Ленина очень плодотворно: он издавал газету “Правда”, работал над своей публицистикой и подготовкой февральского восстания, а после – октябрьской революции, которая закончилась победой. Полная биография говорит, что эти годы его соратниками были Зиновьев и Каменев, тогда же он впервые встретился с И.Сталиным .

Последние годы жизни и культ личности

На съезде Советов возглавил новое правительство, названное Советом народных комиссаров (СНК).

Краткая биография Ленина рассказывает, что именно он договорился с Германией о мире и смягчил внутреннюю политику, создавая условия для частной торговли – поскольку государство не способно было обеспечить граждан, оно давало им возможность прокормиться самостоятельно. Под его руководством была основана Красная Армия, а в 1922 году – целое новое государство на карте мира, получившее название СССР. Также именно Ленин внедрил инициативу повсеместной электрификации и настоял на законодательном урегулировании террора.

В этом же году резко ухудшилось здоровье вождя пролетариата. После двухлетней болезни он скончался 21 января 1924 года.

Смерть Ленина вызвала к жизни явление, впоследствии получившее название культа личности. Тело вождя было забальзамировано и помещено в Мавзолей, по всей стране возводились памятники и переименовывались многочисленные инфраструктурные объекты. Впоследствии жизни Владимира Ленина было посвящено множество книг и фильмов для детей и взрослых которые рисовали его исключительно в позитивном ключе После распада СССР стали подниматься и спорные вопросы биографии великого политика, в частности, о его национальности.

Другие варианты биографии

4.1 баллов . Всего получено оценок: 702.

Роль Ленина в истории России
У граждан РФ усиленно формируются совершенно нелепые представления о роли Ленина в истории России.

Официальная версия Великой русской революции, которую вдалбливали в головы людей партийные власти СССР, сфальсифицирована. В этой версии Ленин представлен как некий революционный романтик и авантюрист. Дескать, приехал в Россию в бронированном вагоне, произнес речь с броневика, написал апрельские тезисы и на те вам революцию. Так называемые апрельские тезисы, если они и были, то народу представлены в очень урезанном и фальсифицированном виде. Отсюда все рассуждения про революцию — это череда заблуждений, вызванных этим фейком. У Ленина и его партии давно была Программа социалистической революции в России, которую лидеры РСДРП вырабатывали со времени создания партии и обсуждали на съездах и прочих оргмероприятиях партии. К июню 1917 года Ленин несколько изменил эту Программу и напечатал ее в Петроградском издательстве ПРИБОЙ. Вот эта Революционная программа РСДРП есть тот программный документ, с которым Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов взяли власть путем вооруженного штурма Зимнего Дворца в ночь с 25 на 26 октября 1917 года. А вся эта псевдо-революционная шумиха, которую нарисовали после революции для оправдания своих мер по узурпации власти и уничтожения завоеваний Октября. Когда Ленин понял, что его дружки по партии, взявшие власть и испившие ее сладкого яду, не собираются выполнять программные документы РСДРП(б), он начал конечно от них этого требовать, за что его просто-напросто изолировали на Воробьевых горках. Все рукописи Ленина спецы Коммакадемии под руководством Богданова-Малиновского Сан Саныча, конечно, запрятали в АРХИВ, но кое-какие работы, раскрывающие цели и задачи Октябрьского восстания рабочих и крестьян в 1917 году, стали появляться. Так в 1954 году появилась работа В. Ленина «О роли и задачах профсоюзов в условиях НЭП», а в 1956 году Полит. издательство «Молодая гвардия» выпустило книжечку «Ленин о молодежи», в которой опубликованы несколько любопытных статей Ленина, повествующих об его идейной борьбе с «друзьями народа» и статейка «Из Брошюры «Материалы по пересмотру партийной программы»
Вот эта Программа, которую не стремились обнародовать

«Конституция демократической республики российской должна обеспечить:

Политическая часть
1. Самодержавие народа, т.е. сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа и образующего одну палату
2.Всеобщее, равное и прямое избирательное право при выборах как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления для всех граждан и гражданок, достигших двадцати лет; тайное голосование при выборах; право каждого избирателя быть избранным во все представительные учреждения; двухгодичные парламенты; жалование народным представителям; пропорциональное представительство при всех выборах; сменяемость всех без изъятия делегатов и выборных в любое время по решению большинства их избирателей.
3.Широкое местное самоуправление, областное самоуправление для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения; отмену всяких государством назначаемых местных и областных властей.
4.Неприкосновенность личности и жилища.
5.Неограниченную свободу совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов.
6.Свободу передвижения и промыслов.
7.Уничтожение сословий и полную равноправность всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности.
8.Право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для того школ; право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях; введение родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях; отмену обязательного государственного языка.
9.Право на свободное отделение и на образование своего государства за всеми нациями, входящими в состав государства. Республика русского народа должна привлекать к себе другие народы или народности не насилием, а исключительно добровольным соглашением на создание общего государства. Единство и братский союз рабочих всех стран не мирится ни с прямым, ни с косвенным насилием над другими народностями.
10.Право каждого лица преследовать в обычном порядке перед судом присяжных всякого чиновника.
11. Выборность судей и должностных лиц как в гражданской службе, так и в армии народом; сменяемость всех их в любое время по решению их избирателей.
12. Замену полиции и постоянного войска всеобщим вооружением народа; рабочие и служащие должны получать обычную плату от капиталистов за время, посвященное общественной службе во всенародной милиции.
13. Отделение церкви от государства и школы от церкви; полную светкость школы.
14. Бесплатное и обязательное общее и политехническое (знакомящее в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образование для всех детей обоего пола до 16 лет; тесную связь обучения с детским общественно-производительным трудом.
15. Снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.
16. Передачу дела народного образования в руки демократических органов местного самоуправления; устранение центральной власти от всякого вмешательства в установление школьных программ и в подбор учительского персонала; выборность учителей непосредственно самим населением и право населения отзывать нежелательных учителей.»

Социально-экономическая часть
«Как основного условия демократизации нашего государственного хозяйства Российская социал-демократическая рабочая партия требует: отмены всех косвенных налогов и установления прогрессивного налога на доходы и наследства.
Высокая ступень капитализма, уже достигнутая в банковском деле и в трестированных отраслях промышленности, с одной стороны, разруха, созданная империалистической войной и отовсюду вызывающая требование государственного и общественного контроля за производством и распределением важнейших продуктов, побуждает партию требовать национализации банков, синдикатов (трестов) и т.п.
В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также в интересах развития его способности к освободительной борьбе, партия требует:
1.Ограничения рабочего дня для всех наемных рабочих – восемью часами в сутки, включая сюда принятие пищи. В опасных же производствах и вредных для здоровья рабочий день должен быть сокращен до 4-6 часов в сутки.
2.Установления законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 32 часов, для рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства.
3.Полного запрещения сверхурочных работ.
4.Воспрещение ночного труда (от 8 час. Вечера до 6 час. Утра) во всех отраслях народного хозяйства за исключением тех, где он безусловно необходим по техническим соображениям, одобренным рабочими организациями, — с тем, однако, чтобы ночной рабочий труд не мог превышать 4-х часов.
5. Воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет), ограничения рабочего времени молодых людей (16-20 лет) четырьмя часами и воспрещения им работы по ночам в опасных для здоровья производствах и рудниках.
6. Воспрещения женского труда в тех отраслях, где он вреден для женского организма; воспрещения женского ночного труда; освобождения женщин от работ в течение 8 недель до и 8 недель после родов с сохранением полного заработка за все это время при бесплатной врачебной и лекарственной помощи.
7. Устройства при всех заводах, фабриках и др. предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей и помещений для кормления грудью; освобождения женщин, кормящих грудью, от работы не реже, чем через три часа, на время не менее чем полчаса; выдачи пособий кормящим матерям и сокращения рабочего дня для них до 6 часов.
8. Полного социального страхования рабочих;
А) для всех видов наемного труда;
Б) для всех видов трудоспособности, именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы и др.;
В) полного самоуправления застрахованных во всех страховых учреждениях;
Г) оплаты расходов по страхованию за счет капиталистов;
Д) бесплатной медицинской и лекарственной помощи с передачей медицинского дела в руки самоуправляющихся больничных касс, избираемых рабочими.
Е) Учреждения выборной от рабочих организаций инспекции труда и распространения ее на все виды предприятий, употребляющих наемный труд, не исключая и домашней прислуги; введения института инспектрис в тех отраслях, где примняется женский труд.
Ж) Издания санитарного законодательства по улучшению гигиенических условий труда и ограждения жизни и здоровья рабочих во всех предприятиях, употребляющих наемный труд, с передачей санитарного дела в руки выборной от рабочих организаций санитарной инспекции.
9. Воспрещения выдачи заработной платы товарами; установление еженедельного срока расплаты деньгами по всем без исключения договорам о найме рабочих и выдачи им заработка в рабочее время.
10. Запрещения предпринимателям производить денежные вычеты из заработной платы, по какому бы поводу и для какого бы назначения они не делались (штрафы, браковки и прочее).
11. Назначения достаточного количества фабричных инспекторов во всех отраслях народного хозяйства и распространения надзора фабричной инспекции на все предприятия, употребляющие наемный труд, не исключая казенных (труд домашней прислуги входит также в сферу этого надзора); назначение инспектрис в тех отраслях, где применяется женский труд; участия выбранных рабочими и оплаченных государством представителей в надзоре за исполнением фабричных законов, а также составлением расценок, приемкой и браковкой материала и результатов работы.
12. Надзор органов местного самоуправления с участием выборных от рабочих за санитарным состоянием жилых помещений, отводимых рабочим предпринимателями, равно как за внутренним распорядком этих помещений и за условиями отдачи их в наймы, — в целях ограждения наемных рабочих от вмешательства предпринимателей в жизнь и деятельность их как частных лиц и граждан.
13. Учреждения правильно организованного санитарного надзора во всех предприятиях, употребляющих наемный труд, при полной независимости всей врачебно-санитарной организации от предпринимателей; бесплатной медицинской помощи для рабочих за счет предпринимателей с сохранением содержания во время болезни.
14. Установления уголовной ответственности нанимателей за нарушение законов об охране труда.

Департамент образования города Москвы

"Роль личности в истории. В.И. Ленин"

Москва 2008


1. Исторические условия, повлиявшие на формирование характера Ленина

2. Интересы какого слоя, социальной группы он выражал

3. Краткие сведения о жизненном пути В.И. Ленина

4. Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения

5. Способы и средства достижения цели

6. Результаты деятельности Ленина

7. Оценка личности Ленина


1. Конец 19 начало 20 века был временем мучительного поиска Россией своего места в мировой цивилизации. Новые задачи, вставшие перед страной, ровно, как и новые явления в экономической, политической, духовной жизни настоятельно требовали перемен в существовавшем политическом строе.

В стране отсутствовали свободы. Первые политические партии находились в нелегальном положении. Даже экономически крепнувшая день ото дня российская буржуазия не имела не только власти, но и каких либо политических прав.

Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью встал выбор - либо пойти на реформирование политической системы, её модернизацию, адекватную требованиям времени, либо не чего не менять, что грозило насильственной ликвидации самодержавия.

Это время породило много революционно настроенных деятелей.

Выдающимися представителями марксистского течения в России был В.И. Ленин.

Становлению Ленина как марксиста способствовало обострение классовых противоречий в России на базе бурного развития капитализма, рост рабочего движения, дальнейшее расслоение крестьянства, кризис народничества, завоевание марксистской идеологией господствующего положения в западноевропейском рабочем движении, начало распространения её в нашей стране и первые попытки применения марксизма к российской деятельности, сделанные группой «Освобождение труда».

В дальнейшем мы можем говорить о марксизме-ленинизме или о ленинизме как о наиболее радикальном течении в марксизме.

2. Развивая марксизм, Ленин оставался на позиции установления диктатуры пролетариата, ядром которой должна была стать коммунистическая партия. В программе РСДРП было записано: «Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров».

В реализации своих планов построения «идеального» общества Ленин опирался на рабочих. Хотя крестьянство и оставалось в России еще наиболее многочисленным слоем населения, но рабочие были наиболее образованны и самое главное они были оторваны от земли, им «не чего было терять, кроме своих цепей». Большая работа по агитации проводилась и среди военных, Ленин понимал, что без поддержки армии революция обречена на провал.

Народные массы, не вдаваясь в идеологические тонкости, готовы были пойти за любой политической силой, твердо пообещавшей им мир и землю. Именно это и обещала партия во главе с Лениным. При этом русский народ значительно облегчил большевикам задачу завоевания политической власти, создав весьма специфические органы народного представительства, не имеющие аналогов и западной политической культуре – Советы.

3. Вся жизнь Ленина тесно связана с событиями, происходившими в России в конце 19 начале 20-го века.

1887 г. – блестяще окончил гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета

1888 года вступает в один из марксистских кружков Федосеева. Здесь он усиленно изучает произведения К. Маркса и Ф. Энгельса и безоговорочно становится на позиции марксизма.

1891 сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, работал в г. Самаре помощником присяжного поверенного.

1893 переехал в Петербург и через два года объединил разрозненные петербургские марксистские и рабочие кружки «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

1895 арестован и 1897 сослан в Сибирь (с. Шушенское).

1900 г. Ленин выехал за границу, где совместно с Г.В.Плехановым начал издавать газету «Искра», разрабатывать идейные и организационные основы будущей большевистской партии (работы «Что делать» 1902; «Шаг вперед, два шага назад» 1904), окончательное оформление которой произошло на втором съезде РСДРП в 1903г.

В ноябре 1905 Ленин вернулся в Россию, принимал участие в революции 1905-1907 , участвовал в работе 4-го(1906) и 5-го (1907) съездов большевиков. После поражения революции эмигрировал вторично. Жил во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Во время первой мировой войны выступал за поражение царского правительства, выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую.

После победы Февральской революции Ленин 3.04.1917приехал в Петроград и выдвинул два лозунга: «Никакой поддержки Временному равительству» и «Вся власть Советам!» («Апрельские тезисы»). В ночь с 24 на 25 октября руководил вооруженным восстанием, после победы которого возглавил первое Советское правительство (до 1924). 3.03.1918 по предложению Ленина был подписан Брестский мирный договор с Германией, давший возможность приступить к государственному строительству и борьбе с внутренней контрреволюцией (Гражданская война и «красный террор»). 11.03.1918 столица Советской России была перенесена в Москву.

30.08.1918 Ленин был тяжело ранен эсеркой Ф.Каплан; отправившись от ранения, вновь вернулся к активной политической и государственной деятельности: осенью 1918 возглавил Совет обороны (с 1920 Совет труда и обороны), был инициатором создания Коммунистической Интернационала (1919), разработал план строительства социализма, предусматривавший индустриализацию страны, кооперацию крестянства, культурную революцию; одобрил проект электрификации (ГОЭЛРО) и содействовал его осуществлению.

1921 выступил с инициативой перехода к новой экономической политике.

1922 объединение республик бывших территорий Российской империи.

1923 Ленин стал Председателем СНК СССР.

21.01.1924 Ленин скончался в Горках под Москвой.

4. В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы. Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом.

Важную роль в его духовном развитии сыграла его семья. Его родители принадлежали к интеллигенции. Отец – Илья Николаевич Ульянов – директор народных училищ губернии, видел свой долг в служении народу. Мать - Мария Александровна – была образованной, высококультурной женщиной, целиком посвятившей себя воспитанию шестерых детей, которые все (за исключением рано умершей Ольги) стали революционерами. Под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с бесправием и нищетой трудящихся Ленин уже в старших классах гимназии был настроен революционно.

Казнь в 1887 году старшего брата Александра за участие в подготовке покушения на царя заставила Владимира Ильича глубоко задуматься о путях борьбы с самодержавием.

Теоретическая и практическая деятельность Ленина была направлена на создание марксистской партии в России, свержению самодержавия и установление диктатуры пролетариата, и как конечная цель - построение коммунистического общества по принципу «от каждого по способности каждому по потребности».

5. Он добивался своих целей всевозможными способами, такими как: пропаганда, публичные выступления, агитация, издание революционных газет, написание статей и книг, участие и создание политических партий и т.п. Находясь в ссылках, эмиграции и тюрьмах он пишет много трудов по развитию марксистских идей в условиях России. В этих трудах он писал о задачах, стоящих перед партией и народом, рассматривал пути достижения поставленной перед революционерами цели. Ленинская партия призывала рабочих к борьбе за свои права.

После февральской революции Ленин начал широкую компанию дискредитации Временного правительства. Свою политику мирного перехода к власти Ленин изложил в «Апрельских тезисах».Но действия развивались так стремительно, что в августе было принято решение об изменении тактики большевиков и переходу к вооруженному захвату власти.

6. И как результат революционной деятельности 25 октября 1917 года большевики приходят к власти, и Ленин становится главой первого в мире социалистического государства. Глава государства подписывает декреты о мире, о земле, о власти.

Вся дальнейшая деятельность Ленина на посту главы государства была направлена на восстановление разрушенного после войны народного хозяйство, на ликвидацию безграмотности населения и на борьбу с «врагами» революции.

Одним из важнейших событий во время правления Ленина стало объединение 1922 году советских республик в единое государство – СССР.

В работах Ленина можно отметить, во-первых, дальнейшую разработку марксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера.

7. Ленинизм является предметом острых споров и дискуссий. Объектом критического анализа становятся не только теоретические воззрения Ленина, но и реальная политика, осуществлявшаяся под его руководством.

По-моему, оценить Ленина со знаком «+» или «-» невозможно. Еще 20 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки мы придерживаясь большевистских правил «разрушить все до основания» начали подвергать критике все, что происходило в стране в течении 70 лет в том числе и Ленина, как неотъемлемой части коммунистической партии, возведенной в ранг идола. Россия славится своими крайностями, хотя известно к чему приводит разрыв с прошлым. Однако, бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идей и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 70 лет определило дальнейший ход истории России, да и наверно оказало влияние на историю всего мира. Нельзя однозначно оценить деятельность Ленина, например, с одной стороны в 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и началось строительство школ, а с другой стороны в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых и философов. На фоне создания социальной защиты населения жесточайшая цензура и диктатура правящей партии.

Возможно через какое-то время, когда улягутся страсти по поводу критики советского времени, люди более беспристрастно оценят данную личность по документам и хронологии событий.


Список литературы

История России в лицах; Биографические словари / под ред. В.В. Каргалова – М.: Русское слово, Русское историческое общество, 1997.

История России 20 век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «Просвещение», Москва 1996 г.

Курс лекций по истории КПСС, Военное издательство мин. Обороны СССР, Москва 1969 г.

Краткая история СССР. Под ред. Н.Е. Носова. «Наука», Ленинград 1978 г.

Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие / под ред. Г.В. Осипова, Л. Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Человек и общество. Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2001.


Но он не изменил и не мог изменить сущности социалистического общественного и политического строя именно потому, что решающую роль в определении хода истории играет не личность, а соотношение классов, деятельность народных масс. «Думать, что отдельная личность, даже такая крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-политический строй, значит впасть в глубокое противоречие с фактами, с...

Известно, наиболее последовательно отстаивается главенство общественных законов над другими факторами исторического развития. Наиболее системно высказал марксистские взгляды на эту проблему Плеханов в работе “К вопросу о роли личности в истории”. Тем не менее, у современных исследователей (Лукач, 1991; Арон, 1993; Карсавин, 1993; Гринин, 1998 и др.) некоторые моменты ее вызывают вполне резонную...

Собственности, разрешается индивидуальная трудовая деятельность. В дальнейшем Горбачёв заявляет, что «необходимо развивать новые формы социалистической собственности». Но уже в 1988 г. становится ясно, что и «перестройка» экономики не способствует реальному улучшению ситуации. И тогда Горбачёв созывает ХIХ партийную конференцию (28 июня – 1 июля 1988 г.). В своём выступлении он заявляет, что...

Открыто показывает сложный и крутой нрав Никиты Сергеевича. В своей работе автор даёт субъектно-объектную оценку внутриполитическим и внешнеполитическим мероприятиям Н.С. Хрущёва и стремится проиллюстрировать влияние Хрущёва на неповторимый узор российской истории. После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 года на даче в Кунцево, началась ожесточённая и беспрецедентная борьба за власть между...

Имя: Владимир Ленин (Владимир Ульянов)

Возраст: 53 года

Рост: 164

Деятельность: революционер, советский политический и государственный деятель, основатель СССР, организатор КПСС

Семейное положение: был женат

Владимир Ленин: биография

Владимир Ленин – великий вождь трудящихся всего мира, который считается самым выдающимся политиком в мировой истории, создавшим первое социалистическое государство.


Российский коммунистический философ-теоретик, продолжавший дело и , деятельность которого была широко развернута в начале XX века, и сегодня интересен общественности, так как его историческая роль отличается весомой значимостью не только для России, но и для всего мира. Деятельность Ленина имеет как положительные, так и отрицательные оценки, что не мешает основателю СССР оставаться лидирующим революционером во всемирной истории.

Детство и юность

Родился Ульянов Владимир Ильич 22 апреля 1870 года в Симбирской губернии Российской империи в семье инспектора училищ Ильи Николаевича и школьной учительницы Марии Александровны Ульяновых. Он стал третьим ребенком у родителей, которые в своих детей вкладывали всю душу – мама полностью отказалась от трудовой деятельности и посвятила себя воспитанию Александра, Анны и Володи, после которых родила еще Марию и Дмитрия.


Владимир Ленин и его сестра Мария

В детстве Владимир Ульянов был озорным и очень смышленым мальчиком – в 5 лет он уже научился читать и к поступлению в Симбирскую гимназию стал «ходячей энциклопедией». В школьные годы он также проявил себя старательным, усердным, даровитым и аккуратным учеником, за что неоднократно награждался похвальными листами. Одноклассники Ленина рассказывали, что будущий мировой вождь трудящихся пользовался в классе огромным уважением и авторитетом, так как его умственное превосходство ощущал каждый ученик.

В 1887 году Владимир Ильич закончил гимназию с золотой медалью и поступил на юрфак Казанского университета. В этом же году в семье Ульяновых случилась страшная трагедия – старшего брата Ленина Александра казнили за участие в организации покушения на царя .


Это горе возбудило в будущем основателе СССР протестный дух против национального угнетения и царского строя, поэтому уже на первом курсе вуза он создает студенческое революционное движение, за что был отчислен из университета и отправлен в ссылку в небольшую деревушку Кукушкино, расположенную в Казанской губернии.

С этого момента биография Владимира Ленина беспрерывно связана с борьбой против капитализма и самодержавия, основной целью которой было освобождение трудящихся от эксплуатации и гнета. После ссылки, в 1888 году, Ульянов вернулся в Казань, где он сразу же вступил в один из марксистских кружков.


В тот же период мать Ленина приобрела почти 100-гектарное имение в Симбирской губернии и убедила Владимира Ильича управлять им. Это не помешало ему продолжать поддерживать связи с местными «профессиональными» революционерами, которые помогали ему отыскивать народовольцев и создавать организованное движение протестантов императорской власти.

Революционная деятельность

В 1891 году Владимиру Ленину удалось экстерном сдать экзамены в Императорском Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете. После этого он работал помощником присяжного адвоката из Самары, занимаясь «казенной защитой» преступников.


В 1893 году революционер переехал в Санкт-Петербург и помимо юридической практики занялся написанием исторических работ, посвященных марксистской политэкономии, созданию русского освободительного движения, капиталистической эволюции пореформенных деревень и промышленности. Тогда же он принялся создавать программу социал-демократической партии.

В 1895 году Ленин совершил первую поездку заграницу и совершил так называемое турне по Швейцарии, Германии и Франции, где познакомился со своим кумиром Георгием Плехановым, а также Вильгельмом Либкнехтом и Полем Лафаргом, которые были лидерами международного рабочего движения.


По возвращению в Петербург Владимир Ильич сумел объединить все разрозненные марксистские кружки в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», во главе которого начал подготавливать план по свержению самодержавия. За активную пропаганду своей идеи Ленин со своими союзниками был заключен под стражу, а после года тюрьмы его выслали в Шушенское село Елисейской губернии.

Во время ссылки он наладил связь с социал-демократами Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, а в 1900 году по окончанию ссылки объехал все российские города и лично установил контакт с многочисленными организациями. В 1900 году вождь создает газету «Искра», под статьями которой впервые подписался псевдонимом «Ленин».


В этот же период он становится инициатором съезда Российской Социал-демократической рабочей партии, в которой после этого произошел раскол на большевиков и меньшевиков. Революционер возглавил большевистскую идейно-политическую партию и развернул активную борьбу против меньшевизма.

В период с 1905 по 1907 годы Ленин жил в ссылке в Швейцарии, где занимался подготовкой вооруженного восстания. Там его застала Первая русская революция, в победе которой он был заинтересован, так как она отрывала путь к социалистической революции.

Тогда Владимир Ильич нелегально вернулся в Петербург и начал активно действовать. Он старался любой ценой привлечь крестьян на свою сторону, принуждая их к вооруженному восстанию против самодержавия. Революционер призывал людей вооружаться всем, что есть под рукой и совершать нападения на госслужащих.

Октябрьская революция

После поражения в Первой русской революции произошла сплоченность всех большевистских сил, а Ленин, проанализировав ошибки, принялся возрождать революционный подъем. Тогда он создал свою легальную большевистскую партию, выпустившую газету «Правда», главным редактором которой был . В тот период Владимир Ильич жил в Австро-Венгрии, где его застала Мировая война.


Попав в тюрьму по подозрению в шпионаже в пользу России, Ленин в течение двух лет подготавливал свои тезисы о войне, а после освобождения отправился в Швейцарию, где выступил с лозунгом превращения империалистической войны в гражданскую.

В 1917 году Ленину и его соратникам позволили выехать из Швейцарии через Германию в Россию, где ему была организованна торжественная встреча. Первое выступление Владимира Ильича перед народом началось с призыва к «социальной революции», что вызвало недовольство даже среди большевистских кругов. В тот момент тезисы Ленина поддержал Иосиф Сталин, также считавший, что власть в стране должна принадлежать большевикам.


20 октября 1917 года Ленин прибыл в Смольный и приступил к руководству восстанием, которое организовал глава Петроградского совета . Владимир Ильич предлагал действовать оперативно, жестко и четко – с 25 на 26 октября Временное правительство арестовали, а 7 ноября на Всероссийском съезде Советов были приняты декреты Ленина о мире и земле, а также организован Совет Народных Комиссаров, главой которого стал Владимир Ильич.

Затем последовал 124-дневный «смольнинский период», за время которого Ленин провел активную работу в Кремле. Он подписал указ о создании Красной армии, заключил Брестский мирный договор с Германией, а также приступил к разработке программы становления социалистического общества. В тот момент российская столица из Петрограда была перенесена в Москву, а верховным органом власти в России стал Съезд Советов рабочих, крестьян и солдат.


После проведения главных реформ, которые заключались в выходе из Мировой войны и передаче земель помещиков крестьянам, на территории бывшей Российской империи была сформирована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), правителями которой стали коммунисты во главе с Владимиром Лениным.

Глава РСФСР

С приходом к власти Ленин, по мнению многих историков, приказал расстрелять бывшего российского императора Николая II вместе со всей его семьей, а в июле 1918 года утвердил Конституцию РСФСР. Через два года Ленин ликвидировал верховного правителя России адмирала , который был его сильным противником.


Затем глава РСФСР реализовал политику «красного террора», созданную для укрепления новой власти в условиях процветающей антибольшевистской деятельности. Тогда же был восстановлен декрет о смертной казни, под которую мог попасть каждый, кто не соглашался с ленинской политикой.

После этого Владимир Ленин приступил к разгрому православной церкви. С того периода верующие стали главными врагами советской власти. В тот период гонениям и расстрелам подверглись христиане, пытавшиеся защитить святые мощи. Также были созданы специальные концлагеря для «перевоспитания» русского народа, где людям особо жесткими способами вменяли, что они обязаны работать бесплатно во имя коммунизма. Это привело к массовому голоду, убившему миллионы людей, и страшному кризису.


Такой результат заставил вождя отступить от своего намеченного плана и создать новую экономическую политику, в ходе которой люди под «присмотром» комиссаров восстановили промышленность, возродили стройки и провели индустриализацию страны. В 1921 году Ленин отменил «военный коммунизм», заменил продовольственную разверстку продовольственным налогом, разрешил частную торговлю, что дало широкой массе населения самостоятельно искать средства на выживание.

В 1922 году по рекомендациям Ленина был создан СССР, после чего революционеру пришлось отойти от власти из-за резко пошатнувшегося здоровья. После острой политической борьбы в стране в погоне за властью единоличным лидером Советского Союза стал Иосиф Сталин.

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Ленина, как и у большинства профессиональных революционеров, была окутана тайной в целях конспирации. Со своей будущей женой он познакомился в 1894 году в период организации «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».


Она слепо следовала за возлюбленным и участвовала во всех акциях Ленина, что и стало причиной их раздельной первой ссылки. Чтобы не расставаться, Ленин и Крупская обвенчались в церкви – в качестве шаферов они пригласили шушенских крестьян, а обручальные кольца им сделал их союзник из медных пятаков.

Таинство венчания Ленина и Крупской состоялось 22 июля 1898 года в селе Шушенском, после чего Надежда стала верной спутницей жизни великого вождя, перед которым преклонялась, несмотря на его жесткость и унизительное обращение к себе. Став настоящей коммунисткой, Крупская подавила в себе чувство собственности и ревности, что позволило ей остаться единственной супругой Ленина, в жизни которого было немало женщин.


Вопрос «были ли у Ленина дети?» до сих пор вызывает интерес во всем мире. Существует несколько исторических теорий относительно отцовства вождя коммунистов – одни уверяют, что Ленин был бесплоден, а другие называют его многодетным отцом незаконнорожденных детей. При этом многие источники утверждают, что у Владимира Ильича был сын Александр Стеффен от его возлюбленной , роман с которой у революционера длился около 5-ти лет.

Смерть

Смерть Владимира Ленина наступила 21 января 1924 года в усадьбе Горки Московской губернии. По официальным данным вождь большевиков скончался от атеросклероза, вызванным сильной перегруженностью на работе. Через два дня после смерти тело Ленина было перевезено в Москву и помещено в Колонный зал Дома Союзов, где в течение 5-ти дней проходило прощание с основателем СССР.


27 января 1924 года тело Ленина забальзамировали и поместили в специально построенном для этого Мавзолее, размещенном на Красной площади столицы. Идеологом создания ленинских мощей стал его преемник Иосиф Сталин, желавший сделать Владимира Ильича «богом» в глазах народа.


После распада СССР вопрос перезахоронения Ленина неоднократно поднимался в Госдуме. Правда, он так и остался на этапе обсуждения еще в 2000 году, когда пришедший к власти еще во время своего первого президентского срока поставил точку в этом вопросе. Он сказал, что не видит желания подавляющего большинства населения перезахоронить тело мирового вождя, и пока оно не появится, эта тема обсуждаться больше не будет в современной России.

1. Конец 19 начало 20 века был временем мучительного поиска Россией своего места в мировой цивилизации. Новые задачи, вставшие перед страной, ровно, как и новые явления в экономической, политической, духовной жизни настоятельно требовали перемен в существовавшем политическом строе.

В стране отсутствовали свободы. Первые политические партии находились в нелегальном положении. Даже экономически крепнувшая день ото дня российская буржуазия не имела не только власти, но и каких либо политических прав.

Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью встал выбор - либо пойти на реформирование политической системы, её модернизацию, адекватную требованиям времени, либо не чего не менять, что грозило насильственной ликвидации самодержавия.

Это время породило много революционно настроенных деятелей.

Выдающимися представителями марксистского течения в России был В.И. Ленин.

Становлению Ленина как марксиста способствовало обострение классовых противоречий в России на базе бурного развития капитализма, рост рабочего движения, дальнейшее расслоение крестьянства, кризис народничества, завоевание марксистской идеологией господствующего положения в западноевропейском рабочем движении, начало распространения её в нашей стране и первые попытки применения марксизма к российской деятельности, сделанные группой «Освобождение труда».

В дальнейшем мы можем говорить о марксизме-ленинизме или о ленинизме как о наиболее радикальном течении в марксизме.

2. Развивая марксизм, Ленин оставался на позиции установления диктатуры пролетариата, ядром которой должна была стать коммунистическая партия. В программе РСДРП было записано: «Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров».

В реализации своих планов построения «идеального» общества Ленин опирался на рабочих. Хотя крестьянство и оставалось в России еще наиболее многочисленным слоем населения, но рабочие были наиболее образованны и самое главное они были оторваны от земли, им «не чего было терять, кроме своих цепей». Большая работа по агитации проводилась и среди военных, Ленин понимал, что без поддержки армии революция обречена на провал.

Народные массы, не вдаваясь в идеологические тонкости, готовы были пойти за любой политической силой, твердо пообещавшей им мир и землю. Именно это и обещала партия во главе с Лениным. При этом русский народ значительно облегчил большевикам задачу завоевания политической власти, создав весьма специфические органы народного представительства, не имеющие аналогов и западной политической культуре - Советы.

3. Вся жизнь Ленина тесно связана с событиями, происходившими в России в конце 19 начале 20-го века.

1887 г. - блестяще окончил гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета

1888 года вступает в один из марксистских кружков Федосеева. Здесь он усиленно изучает произведения К. Маркса и Ф. Энгельса и безоговорочно становится на позиции марксизма.

1891 сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, работал в г. Самаре помощником присяжного поверенного.

1893 переехал в Петербург и через два года объединил разрозненные петербургские марксистские и рабочие кружки «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

1895 арестован и 1897 сослан в Сибирь (с. Шушенское).

1900 г. Ленин выехал за границу, где совместно с Г.В.Плехановым начал издавать газету «Искра», разрабатывать идейные и организационные основы будущей большевистской партии (работы «Что делать» 1902; «Шаг вперед, два шага назад» 1904), окончательное оформление которой произошло на втором съезде РСДРП в 1903г.

В ноябре 1905 Ленин вернулся в Россию, принимал участие в революции 1905-1907 , участвовал в работе 4-го(1906) и 5-го (1907) съездов большевиков. После поражения революции эмигрировал вторично. Жил во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Во время первой мировой войны выступал за поражение царского правительства, выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую.

После победы Февральской революции Ленин 3.04.1917приехал в Петроград и выдвинул два лозунга: «Никакой поддержки Временному равительству» и «Вся власть Советам!» («Апрельские тезисы»). В ночь с 24 на 25 октября руководил вооруженным восстанием, после победы которого возглавил первое Советское правительство (до 1924). 3.03.1918 по предложению Ленина был подписан Брестский мирный договор с Германией, давший возможность приступить к государственному строительству и борьбе с внутренней контрреволюцией (Гражданская война и «красный террор»). 11.03.1918 столица Советской России была перенесена в Москву.

30.08.1918 Ленин был тяжело ранен эсеркой Ф.Каплан; отправившись от ранения, вновь вернулся к активной политической и государственной деятельности: осенью 1918 возглавил Совет обороны (с 1920 Совет труда и обороны), был инициатором создания Коммунистической Интернационала (1919), разработал план строительства социализма, предусматривавший индустриализацию страны, кооперацию крестянства, культурную революцию; одобрил проект электрификации (ГОЭЛРО) и содействовал его осуществлению.

1921 выступил с инициативой перехода к новой экономической политике.

1922 объединение республик бывших территорий Российской империи.

1923 Ленин стал Председателем СНК СССР.

21.01.1924 Ленин скончался в Горках под Москвой.

4. В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы. Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом.

Важную роль в его духовном развитии сыграла его семья. Его родители принадлежали к интеллигенции. Отец - Илья Николаевич Ульянов - директор народных училищ губернии, видел свой долг в служении народу. Мать - Мария Александровна - была образованной, высококультурной женщиной, целиком посвятившей себя воспитанию шестерых детей, которые все (за исключением рано умершей Ольги) стали революционерами. Под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с бесправием и нищетой трудящихся Ленин уже в старших классах гимназии был настроен революционно.

Казнь в 1887 году старшего брата Александра за участие в подготовке покушения на царя заставила Владимира Ильича глубоко задуматься о путях борьбы с самодержавием.

Теоретическая и практическая деятельность Ленина была направлена на создание марксистской партии в России, свержению самодержавия и установление диктатуры пролетариата, и как конечная цель - построение коммунистического общества по принципу «от каждого по способности каждому по потребности».

5. Он добивался своих целей всевозможными способами, такими как: пропаганда, публичные выступления, агитация, издание революционных газет, написание статей и книг, участие и создание политических партий и т.п. Находясь в ссылках, эмиграции и тюрьмах он пишет много трудов по развитию марксистских идей в условиях России. В этих трудах он писал о задачах, стоящих перед партией и народом, рассматривал пути достижения поставленной перед революционерами цели. Ленинская партия призывала рабочих к борьбе за свои права.

После февральской революции Ленин начал широкую компанию дискредитации Временного правительства. Свою политику мирного перехода к власти Ленин изложил в «Апрельских тезисах».Но действия развивались так стремительно, что в августе было принято решение об изменении тактики большевиков и переходу к вооруженному захвату власти.

6. И как результат революционной деятельности 25 октября 1917 года большевики приходят к власти, и Ленин становится главой первого в мире социалистического государства. Глава государства подписывает декреты о мире, о земле, о власти.

Вся дальнейшая деятельность Ленина на посту главы государства была направлена на восстановление разрушенного после войны народного хозяйство, на ликвидацию безграмотности населения и на борьбу с «врагами» революции.

Одним из важнейших событий во время правления Ленина стало объединение 1922 году советских республик в единое государство - СССР.

В работах Ленина можно отметить, во-первых, дальнейшую разработку марксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера.

7. Ленинизм является предметом острых споров и дискуссий. Объектом критического анализа становятся не только теоретические воззрения Ленина, но и реальная политика, осуществлявшаяся под его руководством.

По-моему, оценить Ленина со знаком «+» или «-» невозможно. Еще 20 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки мы придерживаясь большевистских правил «разрушить все до основания» начали подвергать критике все, что происходило в стране в течении 70 лет в том числе и Ленина, как неотъемлемой части коммунистической партии, возведенной в ранг идола. Россия славится своими крайностями, хотя известно к чему приводит разрыв с прошлым. Однако, бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идей и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 70 лет определило дальнейший ход истории России, да и наверно оказало влияние на историю всего мира. Нельзя однозначно оценить деятельность Ленина, например, с одной стороны в 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и началось строительство школ, а с другой стороны в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых и философов. На фоне создания социальной защиты населения жесточайшая цензура и диктатура правящей партии.

Возможно через какое-то время, когда улягутся страсти по поводу критики советского времени, люди более беспристрастно оценят данную личность по документам и хронологии событий.

Список литературы

История России в лицах; Биографические словари / под ред. В.В. Каргалова - М.: Русское слово, Русское историческое общество, 1997.

История России 20 век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «Просвещение», Москва 1996 г.

Курс лекций по истории КПСС, Военное издательство мин. Обороны СССР, Москва 1969 г.

Краткая история СССР. Под ред. Н.Е. Носова. «Наука», Ленинград 1978 г.

Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие / под ред. Г.В. Осипова, Л. Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996.

Человек и общество. Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2001.